История изучения легкой атлетики в школе. Виды легкой атлетики. Практикум по легкой атлетике

10.11.2019

Уроки легкой атлетики в современной школе.

Легкая атлетика это совокупность видов, объединяющую пять дисциплин:бег,спортивная ходьба,прыжки (в длину,высоту, тройным с шестом) ,метания (диска,копья,молота), толкание ядра,легкоатлетические многоборья.Лёгкая атлетика один из основных и наиболее массовых видов спорта.,названная « Королевой спорта ». Легкоатлетические занятия проводились с целью физической подготовки, а также для проведения состязаний еще в глубокой древности.Но история легкой атлетики,как принято считать началась с соревнований в беге на первых Олимпийских играх в Древней Греции (776 год до нашей эры). Широкое развитие современной легкой атлетики связано с возрождением Олимпийских игр (1896 г.н.э)., в которых,отдавая дань древнегреческим олимпиадам, ей отвели наибольшее место.И сегодня Олимпийские игры -мощный стимул для развития легкой атлетики во всем мире.

Преподавание легкой атлетики в современной школе предполагает наличие мини стадиона на открытой площадке с оборудованными беговыми дорожками для прыжков в длину и высоту. А в спортзале проведение уроков носит больше теоретический и подготовительный характер для дальнейших занятий на открытом воздухе. Исключением может быть отработка высокого и низкого старта, пробежки с ускорением, специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, упражнения общей физической подготовки,а также упражнения на гибкость. При наличии хороших мягких матов возможно проведение уроков по обучению прыжкам в высоту и обработки короткого разбега в прыжках в длину.

Итак,школьный урок по легкой атлетике в 5-11 классах начинается с бега в невысоком темпе 2-3 минуты,затем,продолжая в малом темпе, бег можно совместить с беговыми упражнениями (бег с высоким подниманием бедра,бег захлестом ног назад, бег приставными шагами, бег спиной,бег на внешней стороне стопы, внутренней стороне стопы,на пятках,на носках,подпрыгивая) .Затем, расположив учеников по кругу,можно перейти к упражнения на гибкость. После упражнений на гибкость,проводятся беговые и прыжковые упражнения(если они не были проведены при разминочный беге): бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу (кенгуру) прыжки перекатом с ноги на ногу,бег с ускорением. Все упражнения выполняются два- три раза по 30 метров.При выполнении упражнений особое внимание нужно уделить технике их выполнения: высокое поднимание бедра подразумевает прямой угол подъема ноги,носок на себя,туловище не должно наклоняется назад,голова прямо, руки активно с широкой амплитудой двигаются вперед и назад (не в сторону),согнутые в локтях,приземление только на носок. Прыжки с ноги на ногу (кенгуру) делать без заброса голени вперед вверх, а под прямым углом к полу,а приземление идет на всю стопу с небольшим захлестом под себя. Бег с ускорением подразумевает медленное начало и почти максимальную скорость через 20 метров, а затем резкий сброс скорости. После беговых упражнений можно отработать технику высокого и низкого старта по командам: на старт, внимание,марш по 5-6 учеников за старт. Можно устроить мини соревнования класса по бегу с низкого (высокого) старта на 2/3 длины спортзала. Если занятия проводятся на улице и есть беговая дорожка, то на уроке можно использовать дистанции различной длины для определения самого быстрого ученика. С большим успехом проходят эстафеты 4 х 50 , 4 х100,4х 200 метров.

Если есть подготовленная яма для прыжков в высоту, то можно обучить учеников прыжкам способом «перешагивание».Для понимания техники прыжка способом «перешагивание» нужно самостоятельно показать прыжок и дать ученикам перешагнуть, а потом перепрыгнуть воображаемую или линию разметки в спортзале. Обучение прыжка в длину в спортзале почти нереальная задача,но если есть маты, то можно обозначить приземление на одну ногу после отталкивания с переходом в бег и показать учащимся как можно самостоятельно подобрать разбег.

Для определения примерных возможностей ученика в спринтерских и прыжковых дисциплинах можно применять следующие тесты:

    Тест на реакцию нейромоторики;

Ученик садится за стол и карандашом с максимальной скоростью за 10 секунд ставит точки на бумаге. Точек до 50 это слабо, от 50 до 70 хорошо больше 70 отлично.

Скорость бега это длина шага умноженная на частоту шагов. Если ученик выполняет тест на отлично,а скорость его бега мала,то это недостаток техники и скоростно-силовых качеств и наоборот.

2.Тест на прыгучесть и скоростно-силовые качества у прыгунов и бегунов следующие:

Прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, пятерной прыжок с короткого (5-7 шагов) разбега, рывок штанги. Тест на измерение прыжка в высоту по Абалакову в современной легкой атлетике не актуален связи с тем,что сильно изменилась техника отталкивания в прыжках в высоту со скоростно- силового (перекидной) на скоростной (фосбери-флоп).И в тройном прыжке большинство спортсменов выполняет скоростной способ отталкивания. Доказано, что чем меньше время отталкивания, тем дальше (выше) прыжок.

Для развития скоростно-силовых качеств в легкой атлетике помогают любые игровые виды спорта,особенно футбол и баскетбол Поэтому в конце урока дайте ученикам поиграть в их любимые виды спорта.

Инструктор по физической культуре,тренер по лёгкой атлетике Пузаков Алексей Анатольевич.

В рамках модернизации системы образования российская школа с 2010 г. начала последовательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ступеням общего образования:

  • начального общего (1-4 классы); и - основного общего (5-9 классы);
  • среднего (полного) общего (10-11 классы).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который характеризуется преемственностью образования на различных уровнях, ориентацией на результаты образования как системообразующий компонент, формированием у учеников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построением образовательного процесса с учетом индивидуальнь£х Возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу соответствующей ступени:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированное основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Объем урочных занятий по предмету «Физическая культура» в неделю составляет 3 часа.

  • беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; бег с высокого старта с последующим ускорением;
  • прыжковые упражнения: прыжки на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; прыжки в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание на возвышение;
  • метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Для развития основных физических качеств используются следующие легкоатлетические упражнения:

  • развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно;
  • развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами;
  • развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег;
  • развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по крутую из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыги-ванием.

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей (метод сопряженного воздействия). Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами организации соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

При проведении легкоатлетических упражнений преимущественно на открытом воздухе достигается выраженный оздоровительный эффект.

В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках: с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 -9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий: прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1 - 3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Развитие физических способностей школьников младших классов

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Однако у детей этого возраста невозможно длительное поддержание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объяснений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Обучая двигательным действиям, предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основа ное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать со строго регламентированного упражнения, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении движений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревновательного метода.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости. Следует помнить, что кости у детей достаточно гибкие, поскольку в них мало минеральных веществ, они могут деформироваться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся; избегания длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.

Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут точно выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.

Время выполнения скоростных упражнений не должно превышать 5-6 с, циклических упражнений большой мощности -4-5 мин. Рекомендуемый темп ходьбы - 100 шагов в минуту. При развитии выносливости следует использовать аэробную работу (50 % максимальной мощности). Не рекомендуется часто использовать статические усилия из-за неблагоприятной реакции на них со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Высокий уровень познавательной активности, интереса, эмоциональности младших школьников обусловливает необходимость включения в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и опенка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям урока. В младших классах может быть рекомендована их следующая последовательность.

Подготовительная часть урока : строевые упражнения, ходьба с заданием и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2-2,5 мин), общеразвивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-силовых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.

Основная часть урока : эмоциональные подвижные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазанье, переползание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу «веселых стартов»).

Заключительная часть урока : игры на внимание, формирование осанки, ритмическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.

Программный материал по легкой атлетике для 5-9 классов

На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:

  • формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • установление связей между жизненным опытом и знаниями по физической культуре;
  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб. Определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразный формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Рекомендуемое содержание занятий на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования предлагается на основе «Комплексной программы физического воспитания. Программы для учащихся 1 - 11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2011 г.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега . Средства: выбегания из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега . Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000-2 000 м.

Овладение техникой прыжка в длину . Средства: прыжки в длину с 7 -12 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту . Средства: прыжки в высоту с 3-9 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность . Средства: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 - 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 -8 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2-3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.

Развитие выносливости . Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.

Развитие скоростно-силовых способностей . Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

Развитие скоростных способностей . Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей . Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).

Знания о физической культуре . Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Овладение организаторскими умениями. Средства", измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия . Средства: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных Легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. *Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья и закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5- 7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8-9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания (см. гл. Внеклассная работа). В 5--9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки): прыгать в длину с 9 -13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9-13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10-12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м (табл. 9.3).

На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13 -15 лет, девочки 11 - 15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, часто это выражается в нарушении координации движений, ухудшении памяти и чувства времени, затруднении образования условных рефлексов, закреплении и переделке динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертатный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие липших движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.

При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «комплексной» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.

При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дально

1-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы; выпадами; семенящий шаг с ориентирами; ходьба в приседе, полуприседе; ходьба с высоким подниманием бедра; ходьба по ориентирам (по линиям, т.е. разметке спортивного зала, по разметке в виде расположенных равномерно/неравномерно геометрических фигур, точек и др.); ходьба с захлестыванием голени; ходьба с опорой на руки, согнувшись вперед, назад, в сторону; приставными шагами; в «коридоре»; по уменьшенной опоре; переступанием через предметы; по кубам, скамейкам; с изменением направления.

Упражнения в беге

Бег на носках; бег боком приставными шагами; многоскоки; бег с выпрыгиванием вверх к зрительному ориентиру; быстрый бег на дистанции 10 м, 20 м, 30 м; медленный равномерный (дозированный) бег от 300 м до 2 км; бег с преодолением небольших препятствий; бег на короткие дистанции из различных и.п.; бег с высоким подниманием бедра и с захлестыванием голени; бег с ускорением и с изменением направления движения («змейкой», по кругу, спиной вперед); из разных и.п. и с разным положением рук; высокий старт с последующим ускорением.

Бег в «коридоре»; бег по гимнастическим скамейкам; бег с преодолением препятствий (через скамейку, обруч, набивные мячи).

Упражнения в прыжках

Прыжки на двух ногах (на месте, в движении, лицом вперед); прыжки в положении присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на одной ноге и с чередованием двух ног; запрыгивание и спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на небольшое возвышение (кубы, гимнастическую скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком двумя ногами с опорой руками на скамейку.

Прыжки в высоту на месте с доставанием подвешенных ориентиров; выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.

Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места.

Прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах.

Игры: «Пятнашки», «Хвостики», «К своим флажкам!», «Не оступись!», «Быстро по местам!», «Третий – лишний», «Салки-догонялки», «Горелки», «Рыбки», «Не попади в болото!», «Волк во рву», «Кто быстрее?», «Охотники и утки» и др.

Все перечисленные игры строятся на беговых и прыжковых упражнениях, а также на упражнениях в метании и комбинациях перечисленных упражнений. Самые простые игры – с однократными перебежками из одного места в другое (по сигналу учителя). Смысл этих игр сводится к тому, чтобы перебежать на другую сторону игровой площадки через «опасную зону» и не быть осаленными водящим (водящих в игре может быть несколько, например, двое, трое или даже больше, в зависимости от задач, которые решаются игрой данного типа). К таким играм из данного списка можно отнести: «Быстро по местам!», «К своим флажкам!», «Третий – лишний» (в данном случае команду к бегу дает убегающий игрок).

К простым игровым действиям можно отнести также игровые задания на однократное выполнение того или иного легкоатлетического упражнения, например, «Кто быстрее?» («Кто быстрее добежит до противоположной стороны зала или до определенной ограничительной линии?» При этом перебежки делаются небольшими группами и выполняются целыми сериями. По результатам забега начисляются очки каждому его участнику. Например, в группе из пяти человек первому начисляют в одной перебежке 5 очков, а последнему – 1 очко. Очки суммируются после каждой последующей перебежки, и по наибольшей сумме определяется, кто в группе самый быстрый).

Более сложные игры с бегом не ограничиваются однократными перебежками в одну и другую сторону (или по кругу), а представляют собой игровое пространство с постоянно сменяющимися условиями и обстоятельствами, когда все играющие перемещаются по площадке одновременно в разных направлениях и по различным траекториям, и это вносит определенную осмысленность в действия играющих (когда требуется замедлить бег, а когда – ускорить его, когда – остановиться, а когда – начать бег). Водящему также предоставляется возможность перестраивать свои действия по ходу игры: менять «объекты» преследования, выжидать, делать «броски» в сторону бегущего рядом. К таким играм можно отнести «Пятнашки», «Хвостики», «Салки-догонялки». Описание такого типа игр можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства» (Высоцкий В.Л. Освоение сложноорганизованного пространства: физическая культура в 1 классе. – М.: Чистые пруды, 2007 // Библиотечка «Первое сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2 (14)).

Еще один тип игр – такие, где используются прыжки. Они могут быть «одноактными», т.е. прыжки выполняются в заданном направлении и по ориентирам так, чтобы играющего не задел рукой водящий, который передвигается тоже прыжками по ориентирам, но имеет большую свободу в выборе направления движения, или «сюжетными», в которых события меняются постоянно, поскольку свободой в выборе направления и ориентиров движения обладают уже все участники игры. К таким играм из приведенного выше списка относятся следующие: «Не оступись!», «Не попади в болото!».

Не менее сложными представляются игры, в которых используются два или несколько легкоатлетических упражнений: бег и прыжки, бег и метание: «Волк во рву» (играющие с разбега перепрыгивают ров, в котором находится «волк» – водящий, таким образом, чтобы, с одной стороны, не попасть ногой в ров, с другой, – не быть осаленным «волком»), «Рыбки» (те же игры-салки, но с метанием мягкого поролонового мяча в бегущих участников).

2-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба перекрестными шагами; ходьба приставными шагами правым, левым боком; ходьба спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага; ходьба по бревну описанными выше способами.

Упражнения в беге

Ускорения до 30 м; бег короткими и длинными шагами; бег спиной вперед; бег с выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру, медленный равномерный дозированный бег от 300 м до 2500 м (бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег по ориентирам.

Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных). Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта.

Упражнения в прыжках

Прыжки спиной, боком, вперед. Прыжки в положение присев, в движении спиной, боком вперед. Прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия. Прыжки на двух ногах в длину и высоту через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.); прыжки в приседе и с выпрыгиванием вверх из приседа. Прыжки способом «перешагивание» лицом, боком к препятствию.

Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком одной ногой, напрыгивание на скамейку толчком одной, двух ног; комбинация из толчков и приземлений (скамейка спереди, сбоку, сзади); челночное выполнение прыжков через скамейки (например, комбинация прыжков «3?5», т.е. прыжки через пять расположенных параллельно на равном расстоянии относительно друг друга гимнастических скамеек); прыжки с возвышения и с приземлением в условленное место: в обруч, в круг, на гимнастический мат (на точность приземления), прыжки на месте с поворотом на 90° и 180°, в высоту с прямого разбега.

Броски и метание

Броски большого мяча снизу из положения стоя и из положения сидя от груди.

Метание малого мяча на дальность способом «из-за головы».

Подвижные игры и игровые задания

Игры: «Вызов номеров», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Пилоты» «Мышеловка» и др.

Описание основных характеристик игр, предлагаемых в начальной школе, уже было дано выше, поэтому далее мы просто будем классифицировать игры по типу или дадим их краткое описание.

Игры-перебежки: «Пустое место» (смысл игры – не дать водящему занять пустое место или, по-другому, «дом», перебегая в то место, которое стремится занять водящий. Свободное место может быть одно, но их может быть и больше – в зависимости от того, сколько человек участвует в игре. Все играющие имеют свой «дом» или место. Играющий становится водящим тогда, когда последний занимает его «дом»); «Невод» (по сигналу начинаются перебежки играющих с одной стороны игровой площадки на другую так, чтобы не попасть в «невод» водящих (два-три человека встают в одну линию и берут стоящего рядом за руку); «Заяц без дома» (правила игры схожи с правилами игры «Третий – лишний», но лишь с той разницей, что участники не встают в круг, а располагаются по одному равномерно по всей игровой площадке в специально отведенных для этого отмеченных местах – «домах»).

Игры с использованием бега и бросков: «Мяч соседу» (правила игры создаются самими участниками игры постепенно с помощью учителя, а основные правила игры, касающиеся перемещения по площадке и способа взаимодействия, указаны в классификации игры и в ее названии). Варианты этой игры можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

Игры с использованием бега: «Космонавты», «Пилоты» (описание игр также приведено в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства»).

Игры с использованием бега и прыжков: «Мышеловка» (варианты игры, аналогичной играм «Волк во рву» или «Невод», но, в отличие от них, на площадке устанавливаются несколько таких препятствий, через которые играющим придется перемещаться таким образом, чтобы «мышеловка», захлопнувшись, осталась пустой).

3-й класс

Упражнения в ходьбе

Перекат с пятки с подъемом на переднюю часть стопы. Ритмическая ходьба. Ходьба в полунаклоне. Ходьба с махом прямой ногой вперед, касаясь ладонями носка.

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег; бег с перепрыгиванием предметов. Бег с изменением скоростных параметров; бег с высоким подниманием бедра в упоре на месте; продвижение вперед с преодолением внешнего сопротивления, бег «в гору».

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); повторный бег «в гору» (с сохраняющимся интервалом отдыха).

Упражнения в прыжках

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 30–70 см): прыжок вперед – назад – вправо (влево) – влево (вправо) – назад – вправо (влево); прыжок назад – вперед – вправо (влево) – влево (вправо) – вперед – вправо (влево); прыжок вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад – влево (вправо) – назад – вправо (влево). Прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад; прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – назад – влево (вправо) – вперед; выполнение описанных упражнений многократно на точность и устойчивость, скорость, точность и равновесие; каскадное выполнение прыжков (3, 5, 7). Прыжки толчком двух ног, одной ноги, с поворотом на 90°, 180°. Прыжки в длину и в высоту с разбега на маты; прыжки в длину и высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»; прыжки в глубину и из глубины вверх, многоскоки, повторное выполнение многоскоков. Перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги и поворотом на 90°–180°; напрыгивание на скамью и спрыгивание с нее с поворотом на 180°. Прыжки на скамейке толчком двух ног с поворотом на 90°–180° и с приземлением на скамейку двумя ногами; прыжки через 2, 3, 4, 5 скамеек с 5 и 7–8 беговых шагов. Многократные прыжки с продвижением вперед на двух ногах, с ноги на ногу – «шаги», на одной ноге – «скачки» на горизонтальной и наклонной дорожках. Опорные прыжки напрыгиванием через автомобильные шины, «грибки» способом «ноги врозь», выпрыгивание из приседа на одной ноге. Выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, с продвижением вперед; последовательное выполнение; в режиме «соперничества»: на минимальное количество на заданное расстояние; выпрыгивание в высоту до постоянных ориентиров.

Прыжки вверх-вперед толчком одной и обеими ногами о гимнастический мостик.

Броски и метание

Метание малого мяча правой или левой рукой из-за головы стоя на месте в цель (в стену, щит, вертикально весящий обруч, надувной шар и др.).

Броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе из разных исходных положений с поворотами

Подвижные игры и игровые задания

«Салки с ленточками», «Защита укрепления», «Колесо», «Кто дальше бросит?», «Мяч на ловле», «Круговая охота» и др.

Игры с метанием мяча: «Защита укрепления» (игрокам, образующим круг или стоящим просто по периметру площадки, необходимо сбить либо выбить мячом расставленные в центре круга или площадки предметы, например кегли, пластиковые бутылочки, гимнастические булавы, большие резиновые мячи и т.д. Но их задача усложняется тем, что их броски отбивает любым способом защитник «крепости»); «Мяч на ловле» (в кругу, расположенном по центру игровой площадки, стоит водящий с мячом в руках, остальные играющие стоят по всей длине круга. По сигналу учителя водящий бросает мяч вверх, а это, в свою очередь, служит сигналом для игры остальным ее участникам. Они разбегаются по всей площадке и внимательно наблюдают за водящим, который, поймав мяч, пытается, не выходя из круга, попасть в них мячом. При точном попадании водящий получает помощника, который будет подавать ему мячи. В случае, если водящий не смог «запятнать» мячом одного из играющих, он сам может выбежать из круга, подобрать мяч, вернуться в круг и продолжить игру дальше).

Игры с использованием бега: «Салки с ленточками» (это аналог игры «Хвостики», но с одним лишь отличием: ленточки, которые закрепляются на поясе у игроков, имеют порядковое значение, зависящее от их цвета. Водящий сначала должен снять со всех убегающих например, красные ленты, и, пока это не будет сделано, нельзя снимать следующую – желтую ленту, а после нее и зеленую. Таким образом, после каждой смены водящего (их может быть несколько) подсчитывается количество очков, заработанных в игре: за красную ленту – 1 очко, за желтую – 3 очка, за зеленую – 5 очков); «Колесо» (4–6 групп играющих, равных по количеству участников, но не менее 3 человек в каждой, по своей расстановке на площадке образуют «велосипедное колесо»: каждая команда – «спица» колеса. Водящий бежит вокруг «колеса», останавливается около одной из команд, хлопает по плечу крайнего участника. Тот, в свою очередь, подает такой же сигнал впереди стоящему, а он – следующему, и так до последнего участника команды. Как только последний участник получит сигнал к игре, он бежит вдоль своей команды и далее по кругу. Все остальные участники вместе с водящим тоже бегут по кругу как можно быстрее, перегоняя друг друга, для того чтобы вернуться на прежнее место команды и не оказаться без места. Игроку, прибежавшему последним или не успевшему занять место в командной расстановке, предстоит исполнять роль водящего).

4-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба с различными движениями рук (прямыми, согнутыми в локтях; в такт или не в такт движениям ног; с одноименными/разноименными движениями ног и рук, с вращательными движениями одновременно обеих рук вперед или назад либо с одновременным вращением одной руки вперед, другой – назад и т.д.). Ходьба приставными, перекрестными шагами по предметам (набивным мячам, кубам), расположенным относительно друг друга равномерно или неравномерно по прямой/ломаной линии в соответствии с определенным рисунком (комбинацией).

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег. Низкий старт, стартовое ускорение. Финиширование (набегание). Стартовое ускорение с места и с предварительного движения.

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха). Бег на развитие скоростной выносливости (на дистанцию 100–300 м).

Прыжки

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 50–100 см): схема прыжковых комбинаций – как в 3-м классе; перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги с поворотом на 270° и 360°, прыжки способом «перешагивание» (скамейка сбоку) с доставанием маховой ногой ориентира (подвязанного мяча, кегли, мешочка и т.д.); прыжки способом «перешагивание» (скамейка спереди) с доставанием рукой ориентира.

Прыжки через легкоатлетические барьеры в беге; прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди в продвижении вперед. Выполнение прыжков в длину на определенном отрезке («покрыть» расстояние наименьшим количеством прыжков). Опорные прыжки напрыгиванием и отталкиванием от гимнастического мостика через козла способом «ноги врозь», согнув колени, наскок на возвышение на колени в упор присев. Прыжки в длину способом «согнув ноги»; выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, прыжков с места с продвижением вперед, прыжков с разбега; в режиме «соперничества»: выполнение прыжковых упражнений в форме игровых заданий друг другу на точность исполнения (по способу выполнения прыжка, на расстояние полета: в высоту/в длину, на равновесие в удержании позы при приземлении, по комбинации прыжков и т.д.).

Броски и метание

Броски набивных мячей в высоком темпе из разных и.п. и различными способами (в серии – не менее 5 бросков).

Метание малого мяча из-за головы в заданные сегменты (отрезки) сектора метания (3–5 серий по 10 бросков с чередованием отрезков метания мяча).

Подвижные игры и задания

Игры: «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяч водящему!», «Захвати знамя!» и др.

Игры с бросками мяча: «Не давай мяч водящему!» (участники, стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч любым способом в произвольном порядке; водящий в центре круга старается перехватить передачу мяча).

Игры с использованием бега (командные): «Захвати знамя!» (на площадке для двух команд размечаются ее половины. Одна половина площадки для команды – «своя», а другая – «чужая». Количество играющих напрямую зависит от размеров самой площадки. На дальней границе «чужой» половины площадки стоит знамя, которое участники другой команды должны захватить и перенести на «свою» половину так, чтобы соперник на «чужой» половине не смог задеть его рукой. Каждая удачная попытка перенести знамя соперника на «свою» половину приносит зачетное очко команде); «Пятнашки в парах (тройках)» (простые «Пятнашки», но с использованием уже командной тактики действий водящих в парах и тройках, требующие умения предварительно договариваться и предельно четко согласовывать свои действия в быстро меняющихся игровых ситуациях).

Игровые задания: «Подвижная цель» (броски малого мяча в передвигающиеся объекты. Ими могут быть мячи, которые перекатываются в разных направлениях и на разном расстоянии от бросающего мяч: например, мячи перекатываются навстречу бросающему игроку или от него, а также в других направлениях на некотором расстоянии от бросающего), а также другие объекты, в том числе и сами ученики – участники игры, которые, используя беговые и прыжковые упражнения, стремятся увернуться от мяча).

Более подробное описание игр дано в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

Основы воспитательного процесса

1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.

2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.

3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

Физкультура в школе

Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.

Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.

Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.

По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.

Легкая атлетика - основа физического воспитания.

В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.

Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.

Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.

Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.

Формы занятий физической культурой в школе

Структура занятий может быть разной:

§ Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.

§ Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.

§ Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.

§ Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.

Программные требования по легкой атлетике в школе

За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

Легкая атлетика 1 класс – 14 часов

Школьники в первом классе должны уметь:

§ Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,

§ Бегать равномерно без остановки 10 минут

§ В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями

§ Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.

§ Метать предметы в цель правой рукой

Нет более массового вида спорта, чем легкая атлетика. Виды легкой атлетики естественны для человека и многообразны, сюда включены бег, прыжки, ходьба, метания. Чтобы ими заниматься, даже спортсменам высокого уровня не требуется специального дорогостоящего оборудования. Поэтому самые неблагополучные и беднейшие страны Азии, Африки и Латинской Америки могут воспитать в легкой атлетике великих чемпионов и поднять свой престиж на международной арене.

Классификация

Из всех олимпийских видов спорта легкая атлетика считается самым медалеемким. Сюда входит 24 дисциплины для мужчин и 23 для женщин. «Королева спорта», как и всякая королева, весьма консервативна - программа мужских соревнований не менялась больше полувека.

Лишь женщины добились для себя права выступать в видах спорта легкой атлетики, считавшиеся прежде мужскими.

В многообразии состязаний и дисциплин можно легко запутаться неискушенному болельщику, однако для удобства все они разделяются на несколько групп. Эти группы, как правило, имеют какие-либо общие критерии, согласно которым в них включают те или иные виды спорта.

В англоязычных странах особенно развита легкая атлетика. Виды легкой атлетики здесь разделяют на две большие группы - «трековые» и «полевые». Как видно из названия, к первым относят все беговые дисциплины, а также соревнования по ходьбе, а ко второй - все остальные.

Список видов легкой атлетики:

Беговые:

8. Марафон.

9. 100 м с барьерами.

10. 200 м с барьерами.

11. 400 м с барьерами.

12. 3000 м с препятствиями.

13. Эстафета 4 х 100 м.

14. Эстафета 4 х 400 м.

2. Тройной прыжок.

3. Прыжки в высоту.

4. Прыжки с шестом.

5. Метание копья.

6. Метание диска.

7. Метание молота.

8. Толкание ядра.

Ходьба:

Традиционно виды спорта, входящие в легкую атлетику, подразделяют на пять больших подразделов: бег, ходьба, метательные дисциплины, прыжки, а также многоборья. Все они, в свою очередь, имеют свои разновидности.

Базовые виды легкой атлетики

Знакомство с базовыми видами легкой атлетики начинается у человека с раннего детства и продолжается в школе, где на уроках физкультуры детей учат бегу, прыжкам в длину, метанию спортивных снарядов. Позже ребенок может развить свои навыки, полученные в школе, в специализированных спортивных секциях, где сможет заняться более сложными видами. Обо всех разновидностях легкой атлетики, включая базовые виды, будет подробно рассказано ниже.

Ходьба

К базовым видам спорта легкой атлетики по праву можно отнести спортивную ходьбу. Нет более естественного и обычного для человека состояния, чем ходьба. Однако самый рутинный вид человеческой активности является одновременно и полноценным видом спорта.

По ходу соревнований у скороходов возникает непреодолимое желание перейти на бег, дабы опередить соперников. Однако досконально прописанные пункты правил четко определяют суть спортивной ходьбы.

Согласно букве правил спортивной ходьбой является цикличное движение, состоящее в чередовании шагов. Спортсмен обязан постоянно находится в контакте с землей, опорная нога должна быть выпрямлена до отрыва от поверхности. Попросту говоря, запрещено отрываться от земли, сгибать ноги в коленях - переходить на бег.

Загнанным в рамки жестких правил, скороходам на дистанции приходится непросто, за каждым их движением зорко следят строгие рефери, безжалостно наказывающие провинившихся за малейшее нарушение. За первый фол выносится предупреждение, за последующий - удаление. Поэтому, из видов, входящих в легкую атлетику, спортивная ходьба считается одним из самых технически сложных. Несмотря на кажущуюся простоту, здесь существует множество нюансов, большое количество спортсменов сходят с дистанции за неаккуратность и неряшливость в технике. Много звезд в спортивной ходьбе дала легкая атлетика России.

Виды, входящие в олимпийскую программу, - 20 км у мужчин и женщин, кроме того представители сильного пола состязаются на сверхдлинной дистанции в 50 км.

Быстрее ветра

Едва научившись ходить, ребенок вскоре начинает носиться как угорелый, соревнуясь с друзьями в скорости и выносливости. Занимаются бегом и на профессиональном спортивном уровне, разыгрывая медали и титулы, устанавливая мировые рекорды. На вопрос о том, какие виды спорта входят в легкую атлетику, даже самый далекий от спорта человек уверенно назовет бег.

Самыми зрелищными и динамичными беговыми дисциплинами являются состязания в беге на 100 и 200 метров, которые относят к спринтерским. На первый план здесь выходят скоростные качества атлетов, умение совершать взрывную, кратковременную работу. Сильнейшими спринтерами считаются темнокожие спортсмены из США и стран Карибского бассейна, мышечная структура которых, по мнению специалистов по спортивной медицине и физиологии, идеально подходит для подобных задач.

Главной звездой спринта последних десяти лет, безусловно, считается Усейн Болт, ямайский спортсмен, неизменно побеждавший на всех крупнейших международных турнирах, начиная с 2008 по 2017 год. Он стал восьмикратным олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира, устанавливал мировые рекорды, которые долгие годы специалистами по легкой атлетике считались физически невозможными для человека.

Виды легкой атлетики не исчерпываются короткими спринтерскими дистанциями. Состязания в беге на 400 метров причисляются к длинному спринту. Это одна из самых трудных беговых дисциплин, в которой спортсмен не только должен развивать высокую скорость, но и удерживать ее на протяжении довольно длинного участка, то есть обладать скоростной выносливостью.

Бег с барьерами также входит в список дисциплин олимпийской программы. Мужчины соревнуются в беге на 110 метров, а женщины на дистанции 100 метров.

Эстафеты

Одними из самых зрелищных видов легкоатлетической беговой программы считаются состязания эстафетных команд. Исходя из этого, эстафеты замыкают программу беговых видов легкой атлетики на большинстве турниров.

Здесь уже спортсмен работает не только на себя, но и на свою сборную, на первый план выходит командная работа атлетов. Победа в эстафете считается особо почетной еще и потому, что дает представление об общем уровне развития бега в той или иной стране. То есть даже не самый звездный спортсмен имеет шанс получить медаль за счет высокого уровня остальных партнеров по команде.

В легкой атлетике на сегодняшний день существует два вида эстафетных дисциплин - 4х100 и 4х400 метров. Дистанция разбивается на четыре этапа, на каждом из которых закреплен определенный спортсмен. На каждом этапе в специальном коридоре происходит передача эстафетной палочки, от одного члена команды другому. Если палочка упадет или будет передана с нарушением правил - команда дисквалифицируется.

На волне всеобщей популяризации смешанных видов спорта активно внедряются в соревновательную программу эстафеты, где чередуются мужчины и женщины.

Стайеры

Каждый болельщик интересуется тем, какие виды входят в легкую атлетику на Олимпийских играх. Среди них - беговые дисциплины на средние и длинные дистанции. К первой группе традиционно относят бег на 800 и 1500 метров. Здесь соревнуются бегуны, которые должны обладать не только скоростью, но и выносливостью, уметь распределять свои силы на дистанции в несколько кругов вокруг стадиона.

Кроме того, здесь в дело вступают факторы, которые не учитывается на коротких дистанциях. Если спринтеры бегут по своим дорожкам и могут не обращать внимания на конкурентов, то стайеры через 200 метров выходят на общую дорожку и вынуждены вести довольно жесткую борьбу за выгодную позицию во время забега. Поэтому бег на средние дистанции - это состязание не только в скорости и выносливости, но и в умении вести тактическую борьбу.

Бег на 3000 и 5000 метров относят к бегу на длинные дистанции. Здесь уже не важна скорость атлета, на первый план выходит его выносливость.

Если посмотреть, какие виды легкой атлетики особо популярны в Африке, можно легко заметить, что это беговые дисциплины на длинные дистанции. Африканцы исторически приспособлены природой для того, чтобы преодолевать огромные пространства бескрайних саванн родного континента. Наибольшее количество наград на крупнейших мировых турнирах добывают представители Кении и Эфиопии.

Кроме дисциплин гладкого бега стайеры состязаются в стипльчезе - беге с препятствиями на 3000 метров.

Марафон

На всех без исключения Олимпиадах заключительным видом всей спортивной программы является марафон. Победители и призеры марафона удостаиваются исключительной чести - быть награжденными на стадионе во время церемонии закрытия Олимпийских игр.

Такие привилегии даются представителям этого вида легкой атлетики неспроста, так как бег на 42 км считается тяжелейшим испытанием человеческого организма на прочность, требует от атлета невероятной выносливости и силы духа. Состязания марафонцев давно переросли рамки только лишь легкой атлетики, проводятся специальные коммерческие турниры по марафону, собирающие лучших бегунов на сверхдлинные дистанции.

Вертикаль

Список видов легкой атлетики был бы не полон без прыжковых дисциплин. Даже дети соревнуются между собой в том, кто прыгнет выше всех. Делают это и профессиональные спортсмены на престижных соревнованиях.

Эти виды легкой атлетики подразделяются на вертикальные и горизонтальные. К первым относят прыжок в высоту и прыжок с шестом. Соревнования в прыжке в высоту проводят в специально оборудованном секторе. Он включает в себя пространство для разбега, специальную планку на держателях и место для приземления.

Все очень просто - спортсмен разбегается, отталкивается одной ногой, взлетает, приземляется. Соперники поочередно штурмуют высоту, для каждой отметки им дается три попытки. Прыгун имеет право перенести одну или две попытки на следующие высоты. Попытка не засчитывается, если спортсмен сбил планку. Однако, если судья уже засчитал прыжок поднятым белым флагом, а планка все-таки не удержалась, то попытка считается зачетной.

Одной из самых технически сложных дисциплин считается прыжок с шестом. Спортсмен должен обладать высокими спринтерскими качествами, прыгучестью и отменной координацией движения. Так же, как и в прыжках в высоту, спортсмену дается три попытки на каждую отметку. Прирост высот составляет не менее 5 см с каждой попыткой.

Горизонталь

Прыжок в длину считается одним из старейших видов спорта, он входил в программу состязаний еще античных Олимпиад, приводившихся в Древней Греции. Начиная с 1896 года эта техническая дисциплина легкой атлетики неизменно входит в программу и современных Олимпийских игр.

Хороший прыгун в длину должен обладать не только прыгучестью, но и отменными спринтерскими навыками. Состязания проходят в специальном секторе, который включает дорожку для разбега, деревянную планку для отталкивания и прыжковую яму.

Казалось, что может быть проще - разбежался и прыгнул. Однако и здесь есть свои нюансы. Длину, на которую прыгнул атлет, измеряют от специальной линии на планке до края лунки в яме с песком для приземления. При заступе спортсмена за линию попытку не засчитывают, поэтому хороший прыгун должен обладать умением с точностью до миллиметра рассчитать свой разбег и угадать с ритмом шагов, чтобы оттолкнуться как можно ближе от дозволенной грани.

Тройной прыжок считается более сложной технической дисциплиной, ведь фаза прыжка здесь разбита на три части, что требует отменной координации движения для выполнения чистой попытки.

Метания

Самые мускулистые и крепкие спортсмены соревнуются в метательных дисциплинах легкой атлетики. В данной категории существуют такие виды легкой атлетики:

  • толкание ядра;
  • метание молота;
  • метание диска;
  • метание копья.

Дискоболы и метатели ядра на современных Олимпиадах начали состязаться друг с другом с 1896 года, позже к ним присоединились копьеметатели и молотобойцы.

В каждом из перечисленных видов спортсмен ограничен специальной зоной для разбега и подготовки к выполнению броска. Дальность попытки измеряется от специальной линии, ограничивающей зону до лунки от попадания снаряда.

Зона молотобойцев ограничена специальной защитной сеткой, огораживающей пространство с трех сторон, чтобы коварный снаряд не улетел на трибуны и не травмировал кого-либо из зрителей. Копьеметатели часто зависят от капризов погоды, попутный ветер довольно сильно мешает четкой попытке и неисправимо меняет траекторию полета их снаряда.

Многоборье

Наиболее сложным видом легкой атлетики является многоборье. Спортсмены соревнуются сразу в нескольких дисциплинах легкой атлетики, включающих в себя бег, метание, прыжки. Каждая из них требует особых специфических качеств, поэтому хороший многоборец всегда представляет собой образец всесторонне развитого атлета.

Мужчины соревнуются в десяти видах легкоатлетической программы, женщины - в семи. Изнурительные изматывающие состязания многоборцев всегда растягиваются на два дня. В первый день десятиборцы соревнуются в следующих видах: бег на 100 метров, прыжки в длину и высоту, толкание ядра, замыкающим видом дня является длинный спринт на 400 м.

Изнуряющий марафон продолжается на второй день метаниями диска и копья, прыжком с шестом, бегом с барьерами. Венцом состязаний является бег на 1500 метров, который выделяется из остальных видов, требующих в основном короткой взрывной работы мышц, и становится настоящим экзаменом на выносливость. Программа семиборья у женщин включает в себя те же виды за исключением бега на 100 метров, метания диска и прыжков с шестом.

За каждый вид программы спортсмен получает очки, насчитываемые ему в зависимости от показанного результата. Победителем становится обладатель наибольшей суммы зачетных баллов.

Легкая атлетика России

Виды спорта, входящие в олимпийскую программу, находятся под особым вниманием в каждой стране. Россия также дала миру немало звезд "королевы спорта". Особенно развиты здесь технические виды, к которым относят прыжки в длину, прыжки с шестом, разные виды метаний. Одной из лучших легкоатлеток всех времен и народов по праву считается Елена Исинбаева, установившая в прыжках с шестом два десятка мировых рекордов. Также на весь мир гремело имя Татьяны Лебедевой, мировой звезды в тройном прыжке.

Беговые виды легкой атлетики развиты в России неравномерно. В беге на средние дистанции регулярно появляются отличные спортсмены. Юрий Борзаковский, Мария Савинова - эти стайеры становились чемпионами мира и победителями Олимпиад.

Однако в спринте позиции российских атлетов, как, впрочем, и всех европейских, не так сильны. Здесь безоговорочно доминируют темнокожие бегуны из Северной Америки и старн Карибского бассейна. Также непросто конкурировать с ними в беге на длинные дистанции, где сильны позиции африканских атлетов.

Спортивная ходьба до недавнего времени также была гордостью российской легкой атлетики, однако многочисленные допинговые скандалы подорвали веру в чистоту достижений отечественных скороходов.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни