Техникой физических упражнений принято называть. Что относится к средствам физического воспитания? Основным средством развития быстроты являются

06.11.2019

Некоторые термины, определения и формулы

Гимнастика. Это слово появилось почти три тысячи лет назад в Древней Греции. Происходит оно от греческого слова «гимнос», что значит «обнаженный». Это потому, что атлеты в те времена выступали в состязаниях обнаженными.

Двигательный опыт. Под двигательным опытом понимают объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двигательный опыт.

Динамика физических упражнений. Один из основных разделов биомеханики физических упражнений, в котором изучаются закономерности движений отдельных частей тела и всего тела человека в пространстве и во времени.

Индивидуальный контроль за состоянием организма. Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток. Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин., после чего надо измерить ЧСС за 15 сек. (P1). Затем в течение 45 сек. надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и замерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 сек. первой минуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле:

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 - средней; от 6,0 до 8,0 - удовлетворительной; свыше 8,0 - плохой.

Пробы Руфье Диксона помогают объективно судить о функциональном состоянии организма.

Индивидуальный режим дня. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима - обеспечивать оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.

Координация движений - умение согласовывать движения различными частями тела при выполнении элементов и соединений.

Локомоции (с латинского - место + движение) - совокупность движений, обеспечивающих животным и человеку возможность активно перемещаться в пространстве.

Общая и специальная выносливость. Выносливость подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость характеризует возможность человека осуществлять работу безотносительно к ее специфике и условиям выполнения. Специальная выносливость, наоборот, характеризует возможности длительно выполнять конкретную специфическую работу, причем в относительно определенных условиях.

Общая физическая подготовка. Под общей физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека.

Разминка - выполнение комплекса физических упражнений незадолго перед тренировкой или соревнованиями с целью заблаговременной мобилизации функций организма спортсмена, подготовки к выполнению предстоящих упражнений на высоком уровне.

Спортивная форма - это состояние оптимальной готовности спортсмена к соревнованиям. (3, стр. 474.)

Техника физических упражнений. Под техникой понимают такой способ выполнения движения, который позволяет наиболее эффективно решить поставленную задачу. В технике любого двигательного действия выделяют основу, ведущее звено и детали техники. Под основой техники подразумевают состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. Под ведущим звеном техники понимают такой элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Детали техники - это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые зависят от индивидуальных особенностей.

Урок физической культуры подразделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную. Назначение подготовительной части - подготовить организм к физической работе. В основной части урока решают основные его задачи, которые могут быть связаны либо с обучением двигательным действиям и совершенствованием в них, либо с развитием физических качеств. Заключительная часть урока имеет задачей обеспечить восстановление организма после физических нагрузок основной части.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма от пассивного состояния после сна к активному, необходимому для предстоящей деятельности.

Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека. Это обучение различным двигательным умениям и навыкам, передача знаний о физической культуре (образовательная сторона); направленное улучшение физического здоровья учащихся.

Физическое качество быстрота. Под быстротой понимают свойства человека, позволяющие ему возможность совершать движения за минимально короткое время. Быстрота проявляется в скорости реакции и скорости перемещения тела или его звеньев в пространстве.

Физическое качество выносливость . Под выносливостью понимают свойства человека, обеспечивающие ему возможность противостоять утомлению и длительно выполнять физическую работу без снижения ее мощности. Выносливость человека зависит от возможностей систем дыхания и кровообращения, энергообеспечения работающих мышц. Главным критерием при подборе упражнений является не величина нагрузки, а время выполнения.

Физическое качество гибкость. Под гибкостью понимают анатомо-морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большей амплитудой. Основное требование при развитии гибкости - предварительное «разогревание» мышц, достигаемое интенсивной разминкой.

Физическое качество сила. Под силой понимают свойства человека, позволяющие ему воздействовать на внешние силы или активно им противодействовать за счет мышечных напряжений. Основное правило применения силовых упражнений - обязательное выполнение их до первых признаков утомления.

Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенстве человека и степень использования приобретенных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

Под физической нагрузкой понимают меру воздействия физических упражнений на организм человека, которая складывается из чередования физической работы и отдыха. Во время занятий физической культурой величина нагрузки на организм обеспечивается скоростью выполнения упражнения; величиной отягощения на работающие мышцы: продолжительностью выполнения упражнения, количеством его повторений, интервалом отдыха между повторениями упражнения.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, т. е. целенаправленно организованного педагогического процесса. Физическая подготовленность оценивается с помощью специальных нормативов (стандартов, требований, тестового контроля).

Физическая работоспособность человека. Это способность человека выполнять большой объем физической работы за отведенный промежуток времени. Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.

Физическое развитие - процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств, обусловленных внутренними факторами и условиями жизни.

Физическое совершенство характеризуется полноценным здоровьем, высокоразвитыми качествами, владением многими прикладными и спортивными навыками, гармоничным развитием форм тела и другими показателями.

Физические способности - свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества.

Физические упражнения используются в целях совершенствования форм и функций организма, укрепления здоровья, развития физических способностей, формирования и совершенствования необходимых в жизни двигательных умений и навыков.

Функции дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями . У спортсменов увеличивается объем грудной клетки, становятся более глубокими вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует лучшему снабжению нервной системы, и особенно головного мозга, кислородом. При систематических занятиях физическими упражнениями возрастает сила межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивается подвижность грудной клетки и повышается двигательный объем легких. Важным показателем эффективности дыхания считается жизненная емкость легких (ЖЕЛ), которая измеряется максимальным количеством выдыхаемого воздуха после полного вдоха.

По материалам статьи Бяшаровой Татьяны, Карпашевич Ларисы

Техника физических упражнений - различные способы решения двигательной задачи.

Техника – это способ решения двигательной задачи.

Двигательная задача – это та задача, которая ставиться перед любым двигательным действием.

Спортивная техника , это способы выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача будет решаться более эффективно.

В спортивной гимнастике, спортивной аэробике, акробатике и др. – это строго регламентированный способ решения двигательной задачи. Т.е. в способе точно определены пространственные (видимые, форма) характеристики движения. Отклонения от программы движения, влечет за собой не выполнение его. В данных видах спорта техника выполнения упражнения является предметом оценки на соревнованиях. Качество исполнения техники движения – спортивный результат. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущие) звено и детали техники.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено – это наиболее важная часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма. Это дополнительные элементы техники, обеспечивающие эффективность и рациональность решения двигательной задачи.

Детали бывают:

1.общие, те детали, включение которых всегда рационально. 2. Индивидуальные, те детали (элементы техники), которые повышают эффективность решения двигательной задачи с учетом индивидуальных особенностей исполнителя

Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям.

Фаза – наименьший временной элемент, при котором решается определенная двигательная задача.

Период –это совокупность фаз, которые решают общую задачу.

Цикл – законченный круг действия.

Характеристики техники физических упражнений .

1.количественные, которые можно измерить единицами (пространственные, временные, пространственно-временные, силовые (динамические), ритмические).

2.качественные (качественно – обобщенные характеристики: плавность, энергичность, экономичность, мягкость, легкость, напряженность).

Пространственные характеристики:

1. параметры положения тела (и.п. – оперативный покой, промежуточное положение - оперативная поза, конечное положение);

2. траектория движения – это путь, совершаемый телом или частью тела в пространстве, характеризуется – формой (прямолинейная, криволинейная), направлением, амплитудой;

Направление – изменение положения тела и его частей относительно какой-то плоскости (основные, промежуточные)

Амплитуда – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда.

Временные характеристики:

1. длительность движения – это время затраченное на выполнение движения (большое значение в технике имеет длительность отдельных частей, фаз, периодов, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела).

2. темп – частота, кол-во движений в единицу времени. При однократных движениях (одиночные прыжки) темп не наблюдается.

Пространственно - временные: скорость движения и ее изменения (ускорение – изменение скорости в единицу времени, замедление). Виды движений: постоянная скорость – движения равномерные, нет – неравномерные; плавные, резкие движения; быстрые, медленные; оптимальная скорость – наиболее удобная и максимальная; свободная и вынужденная.

Силовые характеристики:

Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела или всего тела на какие-то материальные объекты, например на почву при беге, какие-то предметы. Сила отталкивания, например в прыжках. Сила движения представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Силы:

1. Внутренние (активные силы опорно-двигательного аппарата – сила тяги мышц; пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц; реактивные силы – отражение силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения).

2. Внешние (сила тяжести собственного тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды, сила трения, сила инерции).

Ритмические характеристики:

Ритм – соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

Поиском более совершенных способов выполнения движений;

Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

Совершенствованием методики обучения;

Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например, синтетических покрытий беговых дорожек) и другими факторами.

В каждый период развития техники существует образец техники – эталон – идеальный показатель (независимо от индивидуальных особенностей, унификация упражнений).

Стандарт – типовая норма с допустимыми отклонениями (основы техники неизменные для всех).

а. Способ целесообразного решения двигательной зада­чи.

б. Способ организации движений при выполнении уп­ражнений.

в. Состав и последовательность движений при выпол­нении упражнений.

г. Рациональную организацию двигательных действий.

208. При анализе техники принято выделять основу, веду­щее звено и детали техники. Под ведущим звеном тех­ники понимается ...

а.Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. Наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

209.В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от ...

а.Возможности расчленения двигательного действия.

б. Сложности основы техники.

в. Количества элементов, составляющих двигательное действие.

г. Предпочтения преподавателя.

210. Процесс обучения двигательному действию рекоменду­ется начинать с освоения ...

а.Основы техники.

б. Ведущего звена техники.

в. Подводящих упражнений.

г. Исходного положения.

211.Какая страна является родиной Олимпийских игр?

213. Кто явился инициатором возрождения Олимпийских игр?

214.В каком году создан Международный Олимпийский комитет?

216. Как выглядит Олимпийский флаг?

217. Расположите по порядку цвета Олимпийских колец начиная слева направо, верхний, а затем нижний ряд:

218. Какие три стороны характеризуют физическую культуру, как общественное социальное явление?

219. Какие функции относят к общим функциям физической культуры?

220. Какие факторы обеспечивают здоровье человека?

221. Физкультурно-спортивная деятельность является эффективным средством воспитания волевых качеств человека. Важнейшими из них являются:

222. Что означает в спорте выражение «Фэйр Плэй»?

223. Ценности физической культуры можно условно разграничить на:



225. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни?

226. В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья:

227. Для индивидуального развития человека характерны следующие общие закономерности:

228. Темпы роста и развития организма и его окончательные размеры тела преимущественно определяются генетической программой развития. К числу таких генетических факторов относятся:

229. При занятиях физическими упражнениями для максимальной реализации своих возможностей необходимо знать:

230. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние на:

231. Личная гигиена – это:

232. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное соотношение:

233. Пищевой рацион спортсмена составляется с учетом:

234. В какой группе продуктов больше всего содержится витамина С?

235. Что относится к средствам физического воспитания?

237. Что относится к урочным формам физического воспитания?

238. Из каких частей состоит структура урока физической культуры?

239. Какая из функций спорта направлена на формирование нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания?

240. Какая из функций спорта направлена на развитие международных связей взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле?

241. В какой стране, и в каком городе будут проходили зимние Олимпийские игры 2006 года?

242. В какой стране, и в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?

243. Ставропольская метательница диска Нина Пономарева-Ромашкова стала первой в истории СССР Олимпийской чемпионкой:

244. В каком городе Ставропольского края находится национальная Олимпийская база?

245. Кто возглавляет в настоящее время Комитет по физической культуре и спорту в Ставропольском крае?

246. Сколько золотых Олимпийских медалей завоевали Ставропольские спортсмены на летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году?

248. Чье имя носит известная во всем мире акробатическая школа в г. Ставрополе?

249. В каком из Ставропольских вузов находится старейший в России факультет физической культуры?

250. Какие из перечисленных видов спорта наиболее успешно культивируются в Ставропольском крае?

251. К какому ведомству относится спортивное общество «Динамо»?

253. Какие из перечисленных физических качеств человека относятся к основным?

254. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания различают:

255. К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся:

256. Основным средством развития быстроты являются:

257. Основным средством развития силы являются:

258. Эффективным средством развития общей выносливости является:

260. Ведущей организацией всего олимпийского движения является:

261.Международный Олимпийский комитет был создан в …

а. Греции. б. Париже. в. Риме. г. Франции.

262. Право проведения Игр предоставляется …

а. Городу. б . Стране. в. Деревне. г. Республике.

263. 100-летний юбилей Олимпийского движения современности мировое сообщество отмечало в …

Цели:

1. Формирование интереса к физической культуре.

2. Развитие внимания, сообразительности, находчивости.

3. Воспитание уважительного отношения к сопернику, умения объективно.

4. Оценивать свои знания и знания соперника.

5. Подготовка к сдаче теоретического экзамена по физической культуре.

Правила игры: аналогично телевизионной. В каждой игре участвуют по 3 человека от класса.

После того, как определится победитель по классам, четвёрка финалистов играет между собой.

Вопросы:

1. Что означает термин “олимпиада”? – (четырёхлетний период между олимпийскими играми).

2. Что такое физическая подготовленность? – (уровень развития физических качеств).

3. Что такое физическое упражнение? – (основное средство физической культуры, способствующее решению задач физического воспитания).

4. Что такое нагрузка при выполнении физических упражнений? – (сочетание объёма и интенсивности при выполнении двигательных действий).

5. Что понимается под закаливанием? – (приспособление организма к воздействию внешней среды).

6. Что называется осанкой? – (привычная поза человека в вертикальном положении).

7. Что понимается под физическим развитием? – (процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни человека).

8. Что такое двигательный навык? – (двигательное действие, доведённое до автоматизма).

9. Что понимается под техникой двигательного действия? – (способ целесообразного решения двигательной задачи).

10.Что понимается под ведущим звеном техники? – (наиболее важная часть определённого способа решения двигательной задачи).

11.Что такое ловкость? – (способность быстро реагировать на внезапно меняющиеся условия).

12.Как принято называть виды двигательной активности, благотворно влияющие на физическое состояние и развитие человека? – (физические упражнения).

13.В чём заключается специфика физического воспитания? – (в создании благоприятных условий).

14.Что является предметом обучения в физическом воспитании? – (двигательные действия).

15.Как принято называть состав и последовательность действий, необходимых для решения двигательной задачи определённым способом? – (основа техники).

16.Как принято называть комплексы генетически обусловленных биологических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность? – (физические качества).

17.Что такое здоровый образ жизни? – (сохранность и улучшение здоровья людей).

18.Как принято называть двигательный навык? – (двигательное действие, доведённое до автоматизма).

19.Что представляет собой физическое воспитание? – (процесс освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры).

20.Как принято называть один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей? – (физическая культура).

21.Что представляет собой физическое воспитание? – (процесс воздействия на развитие индивида).

22.Что представляет собой физическая подготовка? – (физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом).

23.Как принято называть комплекс функциональных свойств организма, составляющих основу способности противостоять утомлению? – (общая выносливость).

24.Что понимают под здоровьем человека? – (состояние человека, при котором физическое, психическое и нравственное благополучие сочетается с активной творческой деятельностью).

25.Что является тактической подготовкой? – (процесс обучения действиям и приёмам ведения спортивной борьбы).

26.Что является технической подготовкой? – (процесс обучения рациональной техники выполнения упражнений).

27.Что такое физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки? – (это уровень работоспособности и запас двигательных умений и навыков).

28.С чего начинается освоение обучения двигательного действия? – (с ведущего звена техники).

29.Что такое показатели физического развития? – (антропометрические характеристики человека).

31.Что является главной причиной нарушения осанки? – (слабость мышц спины).

32.Почему в уроке физкультуры выделяют подготовительную, основную и заключительную части? – (выделение частей урока связано с необходимостью управлять динамикой работоспособности учащихся).

33.Чем характеризуется утомление? – (временным снижением работоспособности).

34.Чем характеризуется аэробный процесс энергообеспечения организма? – (достаточным обеспечением кислородом работающих мышц во время физической нагрузки).

35.От чего зависит выносливость? – (от функциональных возможностей систем энергообеспечения, настойчивости, выдержки, умением терпеть).

36.На что направлено совершенствование физической культуры? – (совершенствование природных и физических свойств человека).

37.Что является главным для определения нагрузки при выполнении физических упражнений? – (величина воздействия физическими упражнениями на организм занимающегося).

38.Что понимается под тестированием физической подготовленности? – (измерение уровня развития основных физических качеств).

39.В чём заключается отличительная особенность упражнений при развитии силы? – (вызывает значительное напряжение мышц).

40.Какие упражнения применяют при развитии общей выносливости? – (упражнения умеренной интенсивности, максимальная активность систем энергообеспечения).

41.Посредством, каких физических упражнений наиболее эффективно формируется физическое качество ловкость? – (посредством подвижных и спортивных игр).

42.Чем характеризуется физическая подготовленность? – (уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта).

43.На что преимущественно ориентирована базовая физическая культура? – (на обеспечение физической подготовленности человека к жизни).

44.Чем обусловлена физическая нагрузка организма человека? – (внешними параметрами его двигательной активности).

45.Назовите решение, каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания? – (оздоровительных, образовательных, воспитательных).

46.Как принято называть способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью? – (техникой физических упражнений).

47.Чем обусловлена структура процесса обучения двигательным действиям? – (закономерностями формирования двигательных навыков).

48.Что является отличительным признаком навыка? - (направленность сознания на реализацию цели действия).

49.В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного и расчленённого упражнения. От чего зависит выбор метода? – (сложности двигательного действия).

50.Что лучше применять при воспитании общей выносливости? – (целесообразно применять метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью).

51.Как лучше выполнять упражнения “на гибкость”? – (до появления болевых ощущений).

52.Что является основой непрерывности физического воспитания? – (взаимодействие эффектов занятий физическими упражнениями).

53.При выполнении, каких упражнений не следует выполнять вдох? – (поворотах, вращениях тела, наклонах).

54.Основу физической культуры составляет деятельность человека. На что она направлена? – (направлена на преобразование собственных физических возможностей).

55.Чем характеризуется физическая подготовленность? – (уровнем развития физических качеств).

56.Чем регулируется нагрузка при выполнении физических упражнений? – (сочетанием объёма и интенсивности при выполнении двигательных действий).

57.В чём заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества? – (в совершенствовании природных и физических свойств людей).

58.Что является результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельным количеством повторений? – (увеличением физиологического поперечника мышц).

59.С помощью, каких упражнений осуществляется профилактика нарушений осанки? – (с помощью силовых упражнений).

60.Какое количество золотых медалей завоевала сборная России в Сиднее в 2000 году? – (32 штуки).

61.на какой дистанции состязались атлеты на Олимпийских играх 776 года до н.э.? – (1 стадия).

62.К каким Олимпийским играм была впервые предложена Олимпийская эмблема из пяти переплетённых колец? – (в 1920 году к шестым играм (г. Антверпен, Бельгия)).

63.Какие цвета колец символизирует континенты? – (Австралия – зелёный, Азия – жёлтый, Европа – белый, Африка – чёрный, Америка – красный).

64.Когда проводятся Зимние Олимпийские игры? – (в течение второго календарного года после начала олимпиады).

65.Где проводили заключительный этап подготовки атлетов к играм в Древней Греции? – (в палестре).

66.Где праздновались Олимпийские игры в 1980 г., в 1984 г., в 1988 г.? – (Москва, Лос-Анджелес (США), Сеул (Южная Корея)).

67.Где праздновались Олимпийские игры в 1992 г., в 1996 г., в 2000 г.? – (в Барселоне (Испания), Атланта (США), Сидней (Австралия)).

68.Где и когда дебютировали на Олимпийских играх советские спортсмены? – (Хельсинки, 1952 год).

69.Где и когда дебютировали на Олимпийских играх российские спортсмены? – (Лондон, 1908 год).

70.Где и когда советские футболисты становились Олимпийскими чемпионами? – (Мельбурн-1956 год, Сеул-1988 год).

71.Какие дисциплины включал в себя пентатлон – древнегреческое пятиборье? – (прыжок в длину, метание диска, бег, борьба, метание копья).

72.Где зажигается факел Олимпийского огня современных Олимпийских игр? – (на вершине горы Олимп).

73.Где праздновались Древнегреческие Олимпийские игры? – (в городе Олимпии).

74.Валерий Борзов, Валерий Брумель, Татьяна Казанкина, Светлана Мастеркова – олимпийские чемпионы. В каком виде спорта? – (в лёгкой атлетике).

75.Как называлось сооружение для подготовки атлетов к древнегреческим Олимпийским играм? – (стадиодром).

76.Когда проводятся игры олимпиады? – (в течение первого года празднуемой Олимпиады).

77.Кто из российских спортсменов первым стал Олимпийским чемпионом? – (Панин-Коломенкин в фигурном катании в 1908 году в Лондоне).

78.К какому периоду в истории человеческого общества относится возникновение физических упражнений? – (в первобытнообщинном строе).

79.Кто из советских спортсменов стал первым Олимпийским чемпионом? – (Любовь Козырева (Баранова), 1956 год, лыжные гонки).

80.Где проходили зимние Олимпийские игры в 1994 г., в 1998 г., 2002 г.? – (Лиллехаммер (Норвегия), Нагано (Япония), Солт-Лейк Сити (США)).

81.Кто является инициатором возрождения современных олимпийских игр? – (Пьер де Кубертен).

82.Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнений восстанавливается до уровня, который был в начале урока за 30 секунд, то о чём это свидетельствует? – (нагрузка переносится организмом достаточно легко).

83.Когда применяются подводящие упражнения? – (если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы).

84.Когда достигается максимальное напряжение мышц? – (при работе мышц в уступающем режиме).

85.Что будет являться результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением? – (быстрый рост абсолютной силы).

86.В каких видах деятельности создаются лучшие условия для развития быстроты реакции? – (в подвижных и спортивных играх).

87.К чему следует стремиться при воспитании гибкости? – (гармоничному увеличению подвижности в основных суставах).

88.При какой частоте сердечных сокращений наблюдается развивающий эффект при воспитании выносливости школьников? – (160 ударов в минуту).

89.Какие лучше применять упражнения для снижения веса тела? – (использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений).

90.Какая норма частоты сердечных сокращений в покое у здорового нетренированного человека? – (60–80 ударов в минуту).

91.Что является отличительной особенностью развития силы? – (выполнение упражнений, которые вызывают значительное напряжение мышц).

92.Что обуславливает уровень проявления общей выносливости? - (аэробные возможности).

93.Навык представляет собой выполнение двигательного действия, на основе чего? – (на основе двигательного стереотипа).

94.С чего нужно начинать освоение двигательного действия? – (необходимо начинать с формирования общего представления о двигательном действии).

95.Какие упражнения используют для развития быстроты? – (физические упражнения, выполняемые в высоком темпе).

96.Какой метод наиболее приемлем для повышения общей выносливости? – (метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью).

97.Что является основой двигательных способностей? – (физических качества и двигательные умения).

98.В чём заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества? – (в совершенствовании природных физических свойств человека).

99.На основе чего решаются оздоровительные задачи в процессе физического воспитания? – (на обеспечении полноценного физического развития).

100. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был до начала урока физкультуры за 60 секунд, то о чём это говорит? – (нагрузка достаточно большая, но её можно повторить).

101. Что является отличительным признаком умения? – (нестандартность параметров и результатов действия).

102. В каких случаях применяются подготовительные упражнения? – (если обучающийся недостаточно физически развит).

103. для развития скоростно-силовых качеств наиболее часто применяют, какой способ? – (метод повторного выполнения упражнений).

104. Почему систематически и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье? – (потому что способствуют повышению резервных возможностей организма).

105. При какой ЧСС достигается поддержание достигнутого уровня выносливости при выполнении упражнений? – (140ударов в минуту).

106. Чем характеризуется правильное дыхание? – (более продолжительным выдохом).

107. Почему соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья? – (так как обеспечивает ритмичность работы организма).

108. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до исходного уровня за 120 секунд, то о чём это говорит? – (нагрузка во время выполнения упражнения чрезмерная и её надо уменьшить).

110. Какие показатели наиболее часто используют для оценки индивидуального физического развития? – (1) жизненная ёмкость лёгких; 2) форма телосложения; 3) длина тела; 4) масса тела).

111. Какой контроль осуществляет педагог в учебно-тренировочном процессе? – (педагогический).

112. Какой из методов чаще всего преобладает на первом этапе при обучении техники движений? – (метод разучивания по частям).

113. Что является основным показателем самоконтроля за функциональным состоянием? – (измерение ЧСС).

114. Что предполагает психическая подготовка? – (воспитание морально-волевых качеств).

115. Какие упражнения используют для воспитания быстроты? – (для воспитания быстроты используют двигательные действия, выполняемые с максимальной скоростью).

116. Какие дистанции в лёгкой атлетике являются классическими? – (100, 200, 400, 800, 1500, 3000 с барьерами, 5000, 10000, марафон).

117. На каких дистанциях в лёгкой атлетике используются барьеры? – (100 метров женщины, 110 метров мужчины, 400 метров, 3000 метров с препятствиями).

118. С какого способа плавания начинается комбинированная эстафета? – (кроль на спине).

119. Какое количество игроков находится на площадке в волейболе, баскетболе, хоккее, футболе, ручном мяче? – (6; 5; 6; 11; 7).

120. При скольких фолах полученных одним игроком в баскетболе происходит удаление с площадки? – (5 фолов).

121. Что такое сила? – (способность человека преодолевать внешнее сопротивление, либо противодействовать ему посредством мышечных усилий).

122. Что понимается под выносливостью? – (комплекс физических свойств человека, определяющих способность организма противостоять утомлению).

123. Что происходит в организме при длительном употреблении наркотиков? – (хроническое отравление организма с глубоким нарушением психической и физической деятельности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Педагогического эксперимента по

освоению и внедрению инновационной образовательной технологии

СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

ВСТУПЛЕНИЕ.

Учебно-воспитательный процесс школьного физического воспитания не остался в стороне от попыток инновационных преобразований, в нашем случае они заключаются в спортивно-видовом подходе к содержанию учебных программ по физической культуре. Учебные занятия согласно таким программам, строятся по принципу спортивной тренировки с учетом пола, возраста и желания занимающихся.

В моей программе предпринята попытка реализовать

конструктивный потенциал инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания на основе использования углубленного изучения и освоения учащимися волейбола или баскетбола,

как одного из видов спортивной специализации.

В основу разработки экспериментальной программы была положена идея спортизации, основным направлением которой является углубленная подготовка по одному из видов спортивной специализации.

Эффективность использования спортивных технологий в школьной физической культуре определяется сформированностью интереса учащихся к уроку физической культуры, повышением развивающего и тренирующего эффекта физкультурных занятий, адаптацией организма школьников к физическим и умственным нагрузкам, воспитанием позитивного отношения к спортивной деятельности в целом.

Вариативный компонент программы по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений должен учитывать национальную и региональную специфику, содержание физического воспитания, определяемое учителем в зависимости от профессиональной

подготовленности, спортивной специализации и интересов школьников к конкретному виду спортивной деятельности.

С учетом возрастных особенностей детей, на мой взгляд, эффективнее планировать содержание вариативной части программы на основе использования игровой деятельности. Исходя из того что и волейбол, и баскетбол – сложнокоординационные виды спорта, требующие более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данными видами спорта начиная с 5-го класса, на базовом, этапе общеобразовательной школы.

Тем более следует учесть, что возрастной период 10– 13 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.

Поэтому в настоящей программе была определена попытка изучить возможности повышения эффективности развития физических качеств и мотивации к урокам физической культуры учащихся образовательной программы общего образования Чапаевского губернского колледжа на основе использования в рамках вариативной части программы средств волейбола и баскетбола.

Основанием данного решения послужили также материалы исследования состояния физического развития и физической подготовленности

учащихся, проживающих в г.о. Чапаевск, Самарской области, а также результаты сравнительного анализа этих показателей со сверстниками из г.о. Новокуйбышевск.

Полученные данные позволили предположить, что именно использование этих видов спорта, в силу их универсальности и разносторонности воздействия на организм, обеспечат повышение «отстающих» физических качеств, в особенности: общей выносливости, координационных, силовых и скоростных способностей. Кроме того, занятия волейболом и баскетболом при определенной системе организации могут стать эффективной формой решения задач спортивного воспитания школьников, приобщения их к ценностям спорта, спортивного соперничества, спортивной культуры.

Разрабатывая экспериментальную программу, я руководствовалась следующими положениями:

Целевая направленность на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков («школа игры в мяч») посредством средств волейбола и баскетбола;

Спортивно-игровая направленность занятий, связанная с воспитанием исходной ориентации и мотивации в спорте;

Воспитание у детей на положительном игровом, эмоциональном фоне интересов, потребностей, а также достойного поведения в соревновательной деятельности.

1. Для эффективности физического воспитания целесообразно применять спортивно-ориентированное направление на основе видов спорта, реализующееся через учебную программу, подразумевающую единение совокупных принципов:

Соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре;

Единства и противоположности логики науки о физической культуре и логики учебного предмета «Физическая культура»; структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления школьника;

Учета содержательной и процессуальной стороны обучения при формировании и конструировании содержания программы по предмету «Физическая культура», базирующейся на требованиях «Обязательного минимума содержания образования по физической культуре» и отражающей основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическую, физическую, технико-тактическую и психологическую подготовку школьников с использованием тренировочных средств и многолетнего планирования.

2. При организации учебно-воспитательного процесса с тренировочной направленностью важно учитывать возрастные и морфофункциональные особенности учащихся всех классов и использовать все имеющиеся возможности для текущего контроля за состоянием и ходом процесса восстановления организма занимающихся после физической нагрузки.

3. Комплексное развитие физических качеств не исключает дифференцированного подхода в зависимости от состояния здоровья каждого учащегося и особенностей развития опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой системы.

4. Регуляция физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях по виду спорта играет важную роль в формировании всесторонне развитой и подготовленной личности при условии сохранения интереса к занятиям. При планировании занятий необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии физического воспитания и спортивной тренировки, особенно в выборе и реализации таких объемов, интенсивностей и тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию занимающегося.

5. При комплектовании учебно-тренировочных групп предпочтения занимающихся к определенному вида спорта не должны иметь никаких ограничений. Каждый учащийся может переходить из одной учебно-тренировочной группы в другую многократно при условии соответствия его подготовленности.

Цели, задачи, принципы, направления деятельности, примерные сроки реализации программы СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

в ГБОУ СПО ЧГК

на ОП ОО (ГИМНАЗИИ)

Реализация Программы будет осуществляться

с целью:

обеспечение и совершенствование организации уроков по физической культур, а так же оздоровления и занятости детей во внеурочное время; продвижение ценностей здорового образа жизни среди детей, формирование необходимых навыков здорового образа жизни, мотивирование детей на сохранение и укрепление своего здоровья.

Основные задачи в сфере реализации данной Программы:

  1. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья школьников.
  2. Привитие устойчивого интереса к потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
  3. Повышения уровней развития познавательного и деятельного компонентов физической культуры личности ребенка на основе формирования навыков здорового образа жизни и в условиях спортивно-оздоровительной направленности этого процесса.
  4. Укрепление материально-технической базы школы для занятий физической культурой и спортом.

Принципы реализации Программы:

  1. Доступность занятий по выбранным видам спорта и оздоровления для детей всех категорий.
  2. Непрерывность и преемственность данного процесса в течение всего периода обучения.
  3. Дифференцированный подход к организации спортивных мероприятий с учётом специфики детского контингента и целевой установки на формирование потребности в здоровом образе жизни.

Основные направления программы:

  1. Совершенствование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования.
  2. Организация и проведение мероприятий направленных на развитие физических способностей, гигиенической, психологической культуры детей и подростков.
  3. Реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, физкультурно-оздоровительных программ и услуг.
  4. Подготовка кадров и повышение квалификации работников занятых в сфере организации данной программы (учителя физической культуры, тренеры ДЮСШ, инструктора).
  5. Формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительской системы, освещающей данную программу.

Система программных мероприятий

Для достижения поставленной цели и решения конкретных проблем взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий активно использовать возможности и усилия всех заинтересованных ведомств и структур.

Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер организационного, психолого-педагогического характера.

Программа представлена следующими блоками:

1. Блок «Образовательный»

2.Блок «Оздоровление»

3.Блок «Диагностика»

4.Блок «Досуг»

5.Блок «Информационный»

Организация управления

и механизм реализации программы.

Координацию деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляет администрация образовательной программы общего образования совместно с учителем по физической культуре, которые организует выполнение мероприятий Программы, готовят предложения по корректировке Программы, своевременным и в полном объёме выполнением мероприятий Программы.

Механизм реализации программы содержит в себя следующие этапы: подготовительный, организационный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап включает:

  1. -подбор кадров, ознакомление с должностными инструкциями;
  2. -комплектование детских групп, классов, команд;
  3. -разработка документов: приказы, инструкции, планы.

2.Организационный этап включает:

  1. -знакомство, адаптация;
  2. -выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
  3. -сплочение спортивных групп (классов);
  4. -формирование правил и условий совместной работы;
  5. -подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

3.Основной этап включает:

Проведение уроков по физической культуре со спортивно-ориентированным уклоном, выбранный классом;

Проведение мероприятий направленных на физическое воспитание, оздоровление, развитие детей и подростков;

  1. -оформление информационных уголков: по технике безопасности на занятиях, по формированию здорового образа жизни.

4.Заключительный этап включает:

  1. -проведение анкетирования с целью выявления потребностей участников экспериментальной программы в оздоровительных, психологических, образовательных услугах;

Медико-педагогический анализ промежуточных результатов.

Блок «Образовательный»

План – сетка

физической нагрузки детей и подростков образовательной программы общего образования

(примерная)

класс

Количество уроков физ.культуры в неделю

Количество часов

тренировочных занятий в неделю

Вид спорта выбранный классом

учитель физ.культуры

инструктор по спорту

л/атлетика

учитель физ.культуры

инструктор по спорту

л/атлетика

учитель физ.культуры

инструктор по спорту

л/атлетика

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

волейбол

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

баскетбол

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

баскетбол

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

баскетбол

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

волейбол

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

баскетбол

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

волейбол

учитель физ.культуры

тренер ДСШ

волейбол

Составляющие результата образования

Характеристики результата образования

Параметры желаемого уровня достижения

Сформированность представлений о здоровье как ценности

Уровень понимания здоровья как ценности

  1. Знание основных составляющих здоровья как ценности.
  2. Умение объяснить роль здоровья в жизни человеческого сообщества.
  3. Знание основных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье человека.
  4. Знание основных факторов, оказывающих позитивное влияние на здоровье человека.
  5. Умение обосновать необходимость формирования собственных стратегий здорового образа жизни.
  6. Знание о мере ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих.
  7. Знание основных характеристик здорового человека.

Сформированность умений и навыков ведения здорового образа жизни

Уровень владения

умениями и навыками ведения здорового образа жизни

  1. Владение основными способами сохранения и укрепления здоровья.
  1. Владение основными методами профилактики распространенных заболеваний.
  2. Владение различными способами саморегуляции, самоорганизации, навыками эффективного общения.
  3. Умение анализировать и оценивать состояние своего здоровья и ставить актуальные проблемы его сохранения и укрепления.
  4. Умение организовывать свою деятельность, не нанося вреда здоровью.
  5. Владение приемами, позволяющими противостоять приобщению к вредным привычкам.
  6. Владение способами безопасного поведения в повседневной жизни.
  7. Наличие опыта разработки и реализации индивидуальной программы сохранения и укрепления здоровья.

Блок «Диагностика»

1. Мониторинг состояния здоровья детей.

2.Разработка анкет и проведение анкетирования

по определению самочувствия учащихся

в школе.

3.Комплектование полного пакета документов

по реализации Программы здоровьесбережения.

4.Подготовка памяток для учащихся

по формированию здорового образа жизни.

5.Составление рационального режима дня

для учащихся.

6. Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».

Блок «Оздоровление»

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

Медико-педагогическая экспертиза:

Анализ основных характерис-

тик состояния здоровья детей

в школе;

Выявление учащихся специ-

альной медицинской группы;

Ведение строгого учета детей по

группам здоровья. Формирова

ние групп здоровья по показате

лям.

врач школы

ежегодно

Медицинские карты, листы здоровья в классных

журналах

Проведение диспансеризации учащимся школы.

врач школы

ежегодно

Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.

врач школы

ежегодно

план

медосмотров

Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.

врач школы

ежегодно

план

медосмотров

Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.

врач школы

ежегодно

план прививок

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

врач школы

ежегодно

классные

журналы

Анализ случаев травматизма в школе.

врач школы,

заместитель директора

ежегодно

материалы

отчетов

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

врач школы

ежегодно

материалы

отчетов

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

мед.сестра

ежедневно в течение года

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим

требованиям:

  1. проветривание;
  2. освещение;
  3. отопление
  4. вентиляция
  5. уборка

мед.сестра, учителя

ежедневно в течение года

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

заместитель директора

ежегодно

справка по оценке расписания

Постоянный контроль за школьной столовой.

врач школы директор школы

ежедневно в течение года

Блок «Досуг»

Сентябрь

Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.

Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

«Уроки чистоты».

Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.

Старты здоровья.

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

Организация работы спецгруппы.

Октябрь

Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.

Физкультминутки (ежедневно).

Подвижные игры на переменах (ежедневно).

Ноябрь

Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День спорта».

Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.

Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.

Физкультминутки и динамические паузы (систематически)

Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.

Декабрь

Первенство школы по баскетболу.

Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.

Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Январь

Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».

«Весёлые старты».

Февраль

Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.

День защитника Отечества.

Соревнования «А НУ-КА ПАРНИ!».

Физкультминутки и динамические паузы.

Март

Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

Подготовка ко Дню здоровья.

Физкультминутки и динамические паузы.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Апрель

Всемирный день здоровья.

Первенство школы по кроссу.

День здоровья.

Динамические паузы, физкультминутки.

Май

Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний

период(детские загородные лагеря).

День здоровья.

«Весёлые старты».

Проведение экскурсий на природу.

Презентация уроков чистоты.

Июнь

Международный день защиты детей.

Всемирный день защиты окружающей среды.

Работа по плану летних каникул.

Блок «Информационный»

Ознакомление детей с данной программой;

- беседа о правилах безопасности на занятиях по физической культуре;

Оформление информационных уголков: по технике безопасности на занятиях;

Оформление информационных уголков: по формированию здорового образа жизни;

Поиск совместно с детьми информации о инновационных здоровьесберегающих технологиях;

Ожидаемые результаты и основные средства их достижения

Ожидаемые результаты

Основные средства достижения ожидаемых результатов

1. Снижение уровня заболеваемости детей

Проведение занятий по физической культуре с учётом выбора детей (и как следствие увеличения интереса к урокам физической культуры);

2. Рост уровня физического развития

Обеспечение оптимальности нагрузок на уроках физической культуры и во внеклассной работе в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями детей;

3. Повышение функциональных возможностей организма учащихся

Применение на уроках физической культуры и во внеклассных занятиях упражнений на развитие дыхательной, сердечнососудистой и нервной систем;

4. Улучшение физической подготовленности на основе развития основных физических качеств

Приоритетная направленность развития гибкости, ловкости, быстроты, координации движений (баскетбол, волейбол);

5. Повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения и физической культуры личности

Беседы, методические занятия, «Уроки здоровья», применение в учебном процессе учебников по физической культуре для учащихся 1-11 классов

6. Рост уровня умений в сфере физической культуры и переход их в устойчивые навыки

Тренировочная направленность внеурочных занятий по физической культуре;

7. Повышение уровня активности и самостоятельности детей в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья

Комплексы домашних заданий и вовлечение детей в поиск, разработку и организацию внеклассных мероприятий;

8. Повышение заинтересованности родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей и их содействие школе в этом процессе

Проведение родительских собраний и внеклассных мероприятий с родителями, привлечение их к совершенствованию физкультурной материально-технической базы класса и школы.

Цели, содействующие формированию потребности к здоровому образу жизни, задают критерии отбора идей необходимых для построения территории здоровья . Причем, степень актуальности предлагаемых идей будет определяться значимостью той проблемы, снятию которой может способствовать ее реализация. Таким образом, наличие актуальной проблемы, которая может быть решена полностью или частично за счет предлагаемой идеи – необходимое условие ее выбора.

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физической культуре.

Игра "Слабое звено"

Петрова Светлана Валерьевна, учитель физической культуры

Мероприятие отнесено к разделу: Спорт в школе и здоровье детей

Цели:

  1. Формирование интереса к физической культуре.
  2. Развитие внимания, сообразительности, находчивости.
  3. Воспитание уважительного отношения к сопернику, умения объективно.
  4. Оценивать свои знания и знания соперника.
  5. Подготовка к сдаче теоретического экзамена по физической культуре.

Правила игры: аналогично телевизионной. В каждой игре участвуют по 3 человека от класса.

После того, как определится победитель по классам, четвёрка финалистов играет между собой.

Вопросы:

  1. Что означает термин “олимпиада”? – (четырёхлетний период между олимпийскими играми).
  2. Что такое физическая подготовленность? – (уровень развития физических качеств).
  3. Что такое физическое упражнение? – (основное средство физической культуры, способствующее решению задач физического воспитания).
  4. Что такое нагрузка при выполнении физических упражнений? – (сочетание объёма и интенсивности при выполнении двигательных действий).
  5. Что понимается под закаливанием? – (приспособление организма к воздействию внешней среды).
  6. Что называется осанкой? – (привычная поза человека в вертикальном положении).
  7. Что понимается под физическим развитием? – (процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни человека).
  8. Что такое двигательный навык? – (двигательное действие, доведённое до автоматизма).
  9. Что понимается под техникой двигательного действия? – (способ целесообразного решения двигательной задачи).
  10. Что понимается под ведущим звеном техники? – (наиболее важная часть определённого способа решения двигательной задачи).
  11. Что такое ловкость? – (способность быстро реагировать на внезапно меняющиеся условия).
  12. Как принято называть виды двигательной активности, благотворно влияющие на физическое состояние и развитие человека? – (физические упражнения).
  13. В чём заключается специфика физического воспитания? – (в создании благоприятных условий).
  14. Что является предметом обучения в физическом воспитании? – (двигательные действия).
  15. Как принято называть состав и последовательность действий, необходимых для решения двигательной задачи определённым способом? – (основа техники).
  16. Как принято называть комплексы генетически обусловленных биологических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность? – (физические качества).
  17. Что такое здоровый образ жизни? – (сохранность и улучшение здоровья людей).
  18. Как принято называть двигательный навык? – (двигательное действие, доведённое до автоматизма).
  19. Что представляет собой физическое воспитание? – (процесс освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры).
  20. Как принято называть один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей? – (физическая культура).
  21. Что представляет собой физическое воспитание? – (процесс воздействия на развитие индивида).
  22. Что представляет собой физическая подготовка? – (физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом).
  23. Как принято называть комплекс функциональных свойств организма, составляющих основу способности противостоять утомлению? – (общая выносливость).
  24. Что понимают под здоровьем человека? – (состояние человека, при котором физическое, психическое и нравственное благополучие сочетается с активной творческой деятельностью).
  25. Что является тактической подготовкой? – (процесс обучения действиям и приёмам ведения спортивной борьбы).
  26. Что является технической подготовкой? – (процесс обучения рациональной техники выполнения упражнений).
  27. Что такое физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки? – (это уровень работоспособности и запас двигательных умений и навыков).
  28. С чего начинается освоение обучения двигательного действия? – (с ведущего звена техники).
  29. Что такое показатели физического развития? – (антропометрические характеристики человека).
  30. Какой можно считать правильную осанку? – (когда стоя спиной к стене человек касается стенки пятками, ягодицами, лопатками и затылком).
  31. Что является главной причиной нарушения осанки? – (слабость мышц спины).
  32. Почему в уроке физкультуры выделяют подготовительную, основную и заключительную части? – (выделение частей урока связано с необходимостью управлять динамикой работоспособности учащихся).
  33. Чем характеризуется утомление? – (временным снижением работоспособности).
  34. Чем характеризуется аэробный процесс энергообеспечения организма? – (достаточным обеспечением кислородом работающих мышц во время физической нагрузки).
  35. От чего зависит выносливость? – (от функциональных возможностей систем энергообеспечения, настойчивости, выдержки, умением терпеть).
  36. На что направлено совершенствование физической культуры? – (совершенствование природных и физических свойств человека).
  37. Что является главным для определения нагрузки при выполнении физических упражнений? – (величина воздействия физическими упражнениями на организм занимающегося).
  38. Что понимается под тестированием физической подготовленности? – (измерение уровня развития основных физических качеств).
  39. В чём заключается отличительная особенность упражнений при развитии силы? – (вызывает значительное напряжение мышц).
  40. Какие упражнения применяют при развитии общей выносливости? – (упражнения умеренной интенсивности, максимальная активность систем энергообеспечения).
  41. Посредством, каких физических упражнений наиболее эффективно формируется физическое качество ловкость? – (посредством подвижных и спортивных игр).
  42. Чем характеризуется физическая подготовленность? – (уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта).
  43. На что преимущественно ориентирована базовая физическая культура? – (на обеспечение физической подготовленности человека к жизни).
  44. Чем обусловлена физическая нагрузка организма человека? – (внешними параметрами его двигательной активности).
  45. Назовите решение, каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания? – (оздоровительных, образовательных, воспитательных).
  46. Как принято называть способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью? – (техникой физических упражнений).
  47. Чем обусловлена структура процесса обучения двигательным действиям? – (закономерностями формирования двигательных навыков).
  48. Что является отличительным признаком навыка? - (направленность сознания на реализацию цели действия).
  49. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного и расчленённого упражнения. От чего зависит выбор метода? – (сложности двигательного действия).
  50. Что лучше применять при воспитании общей выносливости? – (целесообразно применять метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью).
  51. Как лучше выполнять упражнения “на гибкость”? – (до появления болевых ощущений).
  52. Что является основой непрерывности физического воспитания? – (взаимодействие эффектов занятий физическими упражнениями).
  53. При выполнении, каких упражнений не следует выполнять вдох? – (поворотах, вращениях тела, наклонах).
  54. Основу физической культуры составляет деятельность человека. На что она направлена? – (направлена на преобразование собственных физических возможностей).
  55. Чем характеризуется физическая подготовленность? – (уровнем развития физических качеств).
  56. Чем регулируется нагрузка при выполнении физических упражнений? – (сочетанием объёма и интенсивности при выполнении двигательных действий).
  57. В чём заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества? – (в совершенствовании природных и физических свойств людей).
  58. Что является результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельным количеством повторений? – (увеличением физиологического поперечника мышц).
  59. С помощью, каких упражнений осуществляется профилактика нарушений осанки? – (с помощью силовых упражнений).
  60. Какое количество золотых медалей завоевала сборная России в Сиднее в 2000 году? – (32 штуки).
  61. на какой дистанции состязались атлеты на Олимпийских играх 776 года до н.э.? – (1 стадия).
  62. К каким Олимпийским играм была впервые предложена Олимпийская эмблема из пяти переплетённых колец? – (в 1920 году к шестым играм (г. Антверпен, Бельгия)).
  63. Какие цвета колец символизирует континенты? – (Австралия – зелёный, Азия – жёлтый, Европа – белый, Африка – чёрный, Америка – красный).
  64. Когда проводятся Зимние Олимпийские игры? – (в течение второго календарного года после начала олимпиады).
  65. Где проводили заключительный этап подготовки атлетов к играм в Древней Греции? – (в палестре).
  66. Где праздновались Олимпийские игры в 1980 г., в 1984 г., в 1988 г.? – (Москва, Лос-Анджелес (США), Сеул (Южная Корея)).
  67. Где праздновались Олимпийские игры в 1992 г., в 1996 г., в 2000 г.? – (в Барселоне (Испания), Атланта (США), Сидней (Австралия)).
  68. Где и когда дебютировали на Олимпийских играх советские спортсмены? – (Хельсинки, 1952 год).
  69. Где и когда дебютировали на Олимпийских играх российские спортсмены? – (Лондон, 1908 год).
  70. Где и когда советские футболисты становились Олимпийскими чемпионами? – (Мельбурн-1956 год, Сеул-1988 год).
  71. Какие дисциплины включал в себя пентатлон – древнегреческое пятиборье? – (прыжок в длину, метание диска, бег, борьба, метание копья).
  72. Где зажигается факел Олимпийского огня современных Олимпийских игр? – (на вершине горы Олимп).
  73. Где праздновались Древнегреческие Олимпийские игры? – (в городе Олимпии).
  74. Валерий Борзов, Валерий Брумель, Татьяна Казанкина, Светлана Мастеркова – олимпийские чемпионы. В каком виде спорта? – (в лёгкой атлетике).
  75. Как называлось сооружение для подготовки атлетов к древнегреческим Олимпийским играм? – (стадиодром).
  76. Когда проводятся игры олимпиады? – (в течение первого года празднуемой Олимпиады).
  77. Кто из российских спортсменов первым стал Олимпийским чемпионом? – (Панин-Коломенкин в фигурном катании в 1908 году в Лондоне).
  78. К какому периоду в истории человеческого общества относится возникновение физических упражнений? – (в первобытнообщинном строе).
  79. Кто из советских спортсменов стал первым Олимпийским чемпионом? – (Любовь Козырева (Баранова), 1956 год, лыжные гонки).
  80. Где проходили зимние Олимпийские игры в 1994 г., в 1998 г., 2002 г.? – (Лиллехаммер (Норвегия), Нагано (Япония), Солт-Лейк Сити (США)).
  81. Кто является инициатором возрождения современных олимпийских игр? – (Пьер де Кубертен).
  82. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнений восстанавливается до уровня, который был в начале урока за 30 секунд, то о чём это свидетельствует? – (нагрузка переносится организмом достаточно легко).
  83. Когда применяются подводящие упражнения? – (если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы).
  84. Когда достигается максимальное напряжение мышц? – (при работе мышц в уступающем режиме).
  85. Что будет являться результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением? – (быстрый рост абсолютной силы).
  86. В каких видах деятельности создаются лучшие условия для развития быстроты реакции? – (в подвижных и спортивных играх).
  87. К чему следует стремиться при воспитании гибкости? – (гармоничному увеличению подвижности в основных суставах).
  88. При какой частоте сердечных сокращений наблюдается развивающий эффект при воспитании выносливости школьников? – (160 ударов в минуту).
  89. Какие лучше применять упражнения для снижения веса тела? – (использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений).
  90. Какая норма частоты сердечных сокращений в покое у здорового нетренированного человека? – (60–80 ударов в минуту).
  91. Что является отличительной особенностью развития силы? – (выполнение упражнений, которые вызывают значительное напряжение мышц).
  92. Что обуславливает уровень проявления общей выносливости? - (аэробные возможности).
  93. Навык представляет собой выполнение двигательного действия, на основе чего? – (на основе двигательного стереотипа).
  94. С чего нужно начинать освоение двигательного действия? – (необходимо начинать с формирования общего представления о двигательном действии).
  95. Какие упражнения используют для развития быстроты? – (физические упражнения, выполняемые в высоком темпе).
  96. Какой метод наиболее приемлем для повышения общей выносливости? – (метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью).
  97. Что является основой двигательных способностей? – (физических качества и двигательные умения).
  98. В чём заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества? – (в совершенствовании природных физических свойств человека).
  99. На основе чего решаются оздоровительные задачи в процессе физического воспитания? – (на обеспечении полноценного физического развития).
  100. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был до начала урока физкультуры за 60 секунд, то о чём это говорит? – (нагрузка достаточно большая, но её можно повторить).
  101. Что является отличительным признаком умения? – (нестандартность параметров и результатов действия).
  102. В каких случаях применяются подготовительные упражнения? – (если обучающийся недостаточно физически развит).
  103. для развития скоростно-силовых качеств наиболее часто применяют, какой способ? – (метод повторного выполнения упражнений).
  104. Почему систематически и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье? – (потому что способствуют повышению резервных возможностей организма).
  105. При какой ЧСС достигается поддержание достигнутого уровня выносливости при выполнении упражнений? – (140ударов в минуту).
  106. Чем характеризуется правильное дыхание? – (более продолжительным выдохом).
  107. Почему соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья? – (так как обеспечивает ритмичность работы организма).
  108. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до исходного уровня за 120 секунд, то о чём это говорит? – (нагрузка во время выполнения упражнения чрезмерная и её надо уменьшить).
  109. Как рекомендуется составлять комплексы упражнений для увеличения мышечной массы? – (сначала проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц).
  110. Какие показатели наиболее часто используют для оценки индивидуального физического развития? – (1) жизненная ёмкость лёгких; 2) форма телосложения; 3) длина тела; 4) масса тела).
  111. Какой контроль осуществляет педагог в учебно-тренировочном процессе? – (педагогический).
  112. Какой из методов чаще всего преобладает на первом этапе при обучении техники движений? – (метод разучивания по частям).
  113. Что является основным показателем самоконтроля за функциональным состоянием? – (измерение ЧСС).
  114. Что предполагает психическая подготовка? – (воспитание морально-волевых качеств).
  115. Какие упражнения используют для воспитания быстроты? – (для воспитания быстроты используют двигательные действия, выполняемые с максимальной скоростью).
  116. Какие дистанции в лёгкой атлетике являются классическими? – (100, 200, 400, 800, 1500, 3000 с барьерами, 5000, 10000, марафон).
  117. На каких дистанциях в лёгкой атлетике используются барьеры? – (100 метров женщины, 110 метров мужчины, 400 метров, 3000 метров с препятствиями).
  118. С какого способа плавания начинается комбинированная эстафета? – (кроль на спине).
  119. Какое количество игроков находится на площадке в волейболе, баскетболе, хоккее, футболе, ручном мяче? – (6; 5; 6; 11; 7).
  120. При скольких фолах полученных одним игроком в баскетболе происходит удаление с площадки? – (5 фолов).
  121. Что такое сила? – (способность человека преодолевать внешнее сопротивление, либо противодействовать ему посредством мышечных усилий).
  122. Что понимается под выносливостью? – (комплекс физических свойств человека, определяющих способность организма противостоять утомлению).
  123. Что происходит в организме при длительном употреблении наркотиков? – (хроническое отравление организма с глубоким нарушением психической и физической деятельности).

Техника физических упражнений

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами - речь идет о технике движения.

Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощь которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Понятие стандартная техника связано с наиболее современными двигательными действиями, имеющими рациональную основу. Стандартная техника характеризуется определенными параметрами, присущими для большинства исполнителей.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой(целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в них являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное(ведущее) звено и детали техники.

Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. К примеру, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переходом через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники представляют собой особенности представления основных элементов техники упражнения. Это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма(основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Индивидуализация:

· Типовая индивидуализация . Сохраняются общие черты техники, но имеются особенности, связанные с ростом, весом и т.д.

· Персональная индивидуализация . Связана с авторской техникой

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

ь Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

ь Поиском более совершенных способов выполнения движений;

ь Совершенствование методики обучения;

ь Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования и другими факторами.

В процессе обучения технике физических упражнений, помимо выше обозначенных, также выделяют ее процессуальные составляющие: подготовительные, основные, заключительные фазы целостного движения. Каждая из этих фаз имеет свое назначение:

1. Функция подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодное условие для проявления необходимых усилий в основной фазе движения;

2. Функция основной фазы состоит в том, чтобы качественно решить двигательную задачу. Для этого важно оптимально использовать движущие силы в соответствующем месте, в нужный момент;

3. Функция заключительной фазы состоит в том, чтобы завершить действие, сохраняя устойчивость тела или занимания выгодное положение для приземления.

Таким образом, техника движения складывается из целого ряда составляющих, образуя тем самым достаточно сложную структуру движения, которую можно определить как органическую взаимосвязь основных характеристик движения в рамках единой целостности.

Критерии эффективности техники физических упражнений

Под критерием эффективности техники понимаются признаки, на основании которых тренер (учитель) может определить меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необходимым.

Эффективность того или иного критерия обусловлена мерой его соответствия характеру двигательного действия, этапу обучения и уровню подготовленности учеников.

1. Результативность физических упражнений(в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результата физического упражнения в целом. Однако в действительности результат упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значимость технической подготовленности бывает очень трудно.

2. Соответствие параметрам стандартной техники. Сущность их состоит в том, чтобы сопоставить параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Для этого предварительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. Прежде всего необходимо обращать внимание на те параметры, которые являются определяющими в данном двигательном действии.

3. Разница между реальным результатом и возможным. Для вычисления разницы необходимо:

Ш определить наилучший результат, который показывает ученик в этом двигательном действии;

Ш знать, от уровня развития каких физических способностей зависит результат, в данном действии;

Ш путем тестирования выявить у занимающегося эти способности;

Ш вычислить возможный результат при данном развитии способностей;

Ш определить разницу между реальным результатом и возможным.

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует потенциал физических способностей ученика: если ниже, то нет. В первом случае необходимо подтягивать физические способности, во втором технику.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод : анализ литературных данных по данной проблеме показал, что при начальном обучении прыгунов в высоту наиболее эффективно использование целостного метода. Таким образом, спортсмен, выполняя целостное соревновательное упражнение, сразу овладевает ритмо-темповой структурой разбега в сочетании с отталкиванием, достижением максимума угловой скорости маха к моменту подхода ноги к вертикальной оси туловища.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни