Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу. Методические основы планирования учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации. Методические особенности проведения занятий с юными футболистами

06.11.2019

Физическая подготовка - один из основных разделов учебно-тренировочного процесса в любом виде спорта. Это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. В целом, под физической подготовкой необходимо понимать процесс совершенствования физического состояния футболиста. Не случайно ее основными задачами являются: повышение уровня здоровья, всестороннее физическое развитие спортсмена, повышение общей работоспособности организма, его функциональных возможностей.

Применительно к игре можно отметить, что физическая подготовленность футболиста находит свое специфическое выражение, главным образом, таких характеристиках, как в высокой стартовой скорости, прыгучести, скоростной выносливости, ловкости, а также в определенных формах и характера взаимоотношения этих свойств.

Действенность в решении задач физической подготовки футболистов зависит также от правильного выбора и умелого применения методов. Следует помнить, что действия футболистов носят повторно-переменный характер, с преобладанием работы скоростно-силового режима, следовательно ведущее место в структуре физической подготовленности получают скоростные и скоростно-силовые качества.

Высокий уровень требований, предъявляемых игрой к развитию качества ловкости у футболиста объясняется постоянной сменой двигательных режимов и большой вариативностью в характере и системе нервно-мышечных усилий в ряде игровых моментов.

Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Как правило, в учебно-тренировочном процессе задачи общей и специальной физической подготовки органически свя­заны и тесно переплетаются между собой.

Цель общей физической подготовки (ОФП) - достижение высокой работоспособности, слаженности в деятельности отдельных органов и систем организма, общего атлетического развития спортсменов. Ее задачами являются:

    содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки;

    развитие двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей - ловкости, выносливости, гибкости);

    формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

    укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих главную нагрузку в спортивной игре при выполнении специальных заданий.

Таким образом, общая физическая подготовка направлена на разностороннее развитие спортсмена.

Ведущие средства, которые используют для решения задач общей физической подготовки, можно разделить на группы: общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта, оказывающие общее воздействие на организм юных футболистов (гимнастика, легкой атлетика, баскетбол, гандбол и т.д.), и обеспечивающие развитие и укрепление мышечно-связочного аппа­рата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улуч­шение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. С помощью таких упражнений достигается развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшается деятельность всех функциональных систем организма, обеспечивается всестороннее развитие двигательных качеств.

Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, всесторонне воздействуют на организм. Они направлены на развитие быстроты, силы, координационных способностей, гибкости, выносливости; на совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях; на укрепление связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т.д.; на формирование правильной осанки (особенно у детей).

В то же время каждое из упражнений преимущественно направлено на развитие того или иного качества. Так, длительный бег по пересечен­ной местности преимущественно направлен на развитие выносливости, ускорения на коротких отрезках развивают быстроту, а гимнасти­ческие упражнения - ловкость. Эти упражнения включаются в за­нятия как составная часть, а некоторые упражнения выносятся в утреннее занятие

Занятия другими видами спорта дают должный эффект, если обучаемые освоят основы техники и тактики этих видов.

Цель специальной физической подготовки (СФП) - развитие и совершен­ствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста. По­этому специальная физическая подготовка футболистов должна строиться с учетом характера игровой деятельности футболистов уже на первых этапах тренировочного процесса, становясь тем самым фундаментом при совершенствовании технического и тактического мастерства.

Некоторые специалисты считают, что специальная физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительно к тре­бованиям избранного вида спорта .

Основными задачами построения специальной физической подготовки являются:

    укрепле­ние организма соответственно особенностям избранного вида спорта,

    развитие в этом направлении органов и систем, налаживание совершенной координации в функциональной деятельности организма спортсмена,

    закрепление и экономизация техники движений, совершенствование других компонентов подготовленности соответственно желаемой модели.

Решение этих задач обеспечивается тренировочной работой, строго соответствующей характерным особенностям избранного вида спорта. Как правило, с помощью специальных упражнений, преимущественно направ­ленных на развитие определенных физических качеств, и совершенствующих парал­лельно отдельные технические приемы. Специальные упражнения должны быть сходны по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим прие­мом или его отдельными элементами. Необходимый специальный фундамент, приобретается в процессе выпол­нения тренировочной работы, органически связанной с особенностями мышечной работы, с тонкостями техники и психическими проявлениями в избранном виде спорта.

Главными средствами для развития основных физичес­ких качеств в процессе специальной физической подготовки являются упражнения в избранном виде спорта, выполнение их в обычных, облегченных и затрудненных условиях, а также специальные упражнения.

При­менение упражнений в облегченных или затрудненных условиях, обеспечивающих изменение кинематики и динамики основных движений, должно осуществляться в диапазоне подвижности двигательного навыка, но возможности ближе к его верхней границе.

Методика, структура и содержание специальной физической подготовки футболиста должны строго учитывать особенности игровой деятельности, для которой характерно:

    непрерывное изменение ситуации на поле и в связи с этим неравномерность нагрузок в игре;

    необходимость выполнять сложные движения в условиях постоянно нарастающего утомления;

    изменчивость двигательных средств и игровых приемов.

В занятиях по специальной физической подготовке чаще всего применяют по­вторный, интервальный, переменный, игровой и соревновательный методы, отражающие режимы работы футболиста.

Принято считать, что упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовленность спортсмена, выпол­няются с соревновательной интенсивностью – 85-90%, чуть ниже или выше ее. Эти три режима интенсивнос­ти особенно важны на последней ступени физической подготов­ки .

Специалисты отмечают, что специальная физическая подготовка должна строиться с учетом содержания и объема двигательной деятельности футболистов в игре.

Футболист в игре испытывает весьма значительную физиологическую нагрузку. Средняя величина ЧСС у футболистов различного игрового амплуа составляет:

    для центральных защитников - 163 уд/мин.,

    для крайних защитников - 169 уд/мин,

    полузащитников - 174 уд/мин,

    центральных нападающих - 172 уд/мин,

    крайних нападающих - 175 уд/мин.

У полузащитников по сравнению с крайними и центральными нападающими (при относительно одинаковых средних величинах пульса) 74 % игрового времени ЧСС составляет 160-180 уд/мин. 10% - более 180 уд/мин, и т.д.

Футболист в процессе игры выполняет в среднем 224-367 медленных пробежек, покрывая расстояние в 5-7 км., затрачивая на это 25-35 мин; 20-62 ускорения, во время которых пробегается 0,8-2 км. за время от 2 до 5 мин: 30-80 рывков затрачивая на их выполнение от 1 до 3 мин, и покрывая расстояние в 800-1600 м.; 2-16 прыжков для игры головой.

В процессе игры футболист много перемещается по полю шагом, затрачивая на это 45-57 минут. Кроме того, ему приходится от 14 до 42 раз вступать в борьбу за мяч с игроками противника.

Особенно большой объем скоростной работы в игре выполняют футболисты средней линии и нападающие; 100-140 быстрых пробежек (ускорений и рывков) с мячом и без него. Иногда рывки и ускорения выполняются один за другим, 4-5 в минуту. Почти 80% скоростного бега в игре проводится на отрезках 5-20 м., а всего за игру футболист может пробежать со скоростью, близкой и предельной, до 3 мин.Физиологическая нагрузка, которую испытывает футболист в игре, весьма значительна. Так, энергозатраты составляют около 1500 ккал, а частота сердечных сокращений у игроков команд мастеров во время игр колеблется в довольно широких пределах: от 130 и более 200 уд/мин. Средняя ЧСС за игру колеблется от 170 до 175 ударов в минуту. Это очень напряженный режим, который требует значительной мобилизации аэробных процессов энергообеспечения .

Таким образом, структура двигательной деятельности футболистов в игре обуславливает различия в величине и вариантности нагрузки. У полузащитников она относительно однородна, у крайних защитников, крайних и центральных нападающих характеризуется значительной вариантностью, высокая интенсивность игровой нагрузки требует от игроков всех линий и соответствующей физической подготовленности .

В целом, организация тренировочных занятий специальной физической подготовкой в футболе сводится к закреплению уже освоенного, и объем общей тренировочной нагрузки можно несколько уменьшить, обеспечив со­ответствующую специальную нагрузку. При этом сокращение нагрузки не будет оправданным, если на тренировке необходимо решать новые задачи или закреплять недостаточно освоенное.

Продолжительность занятий зависит от числа тренировок в неделю. Если в неделю проводится 5- 6 тренировок, то продолжительность отдельных из них можно сокра­тит, поскольку это избавляет от слишком напряженной ра­зовой нагрузки, позволяет избегать перенапряжений и облегчает восстановительные процессы.

Менее желательны 2-3 разовые тренировки в неделю, в результате чего приходится снижать требования либо намного увеличивать продолжительность тренировок.

Кроме того, следует учитывать, что продолжительность занятий зависит от периода тре­нировки. В период фундаментальной подготовки (когда закладываются основы техники) необходимы более длительные тре­нировки. Нецелесообразно сокращать тренировки, направленные на развитие выносливости, когда средством тренировки служит бег на длинные дистанции по отрезкам. Увеличение продолжительности тренировок в период фундамен­тальной подготовки объясняется и тем, что нагрузка в предшество­вавший период была меньше, а уровень тренированности игроков не высок, поэтому даже короткие занятия с высокой интенсивностью могут вызвать напряжение систем организма .

По мере того как игроки становятся тренированнее, продолжительность занятий постепенно уменьшается, но увеличивается интенсивность нагрузки. При современных мето­дах подготовки в ходе сезона (кроме исключительных случаев) тренировки как правило длятся не более 1,5-2 ч. Уменьшение продолжительности занятий следует компенсировать повышением интенсивности выполнения упражнений . Продолжительность тренировки зависит внешних условий деятельности, от числа игроков, от оборудования зала, от обеспеченности мячами и от размеров площадки для занятий. Эти факторы влияют на продолжительность не только функциональной, сколько технической и тактической подготовки.

В научной литературе представлены сведения, согласно которым оптимальным представляется такое соотношение тренировочного времени: 10-15% - общая разминка; 10-15% - специальная разминка; 65-70% - освоение материала основной части; 5% - заключительная часть. Считается, что даже небольшие изменения этого соотношения иметь нежелательные последствия.

Следует сказать, что разделение физической подготовки на общую и специальную в последнее время стало условным. Все чаще футболисты проводят комплексные тренировки. В основной части таких тренировок они решают не­сколько задач. Нередко находит применение метод сопряженного воздействия. Тем не менее, в теории и методике спортивной тренировки к средствам специальной физической подготовки футболистов относятся:

1. Соревновательные упражнения.

2. Упражнения сходные с соревновательными:

а) по кинематическим и динамическим характеристикам движений;

б) по механизмам энергообеспечения;

в) по структуре работы мышц.

Остальные упражнения должны рассматриваться как средства общей подготовки . Таким образом, к средствам специальной физической подготовки относятся лишь те, выполнение которых приводит к значительному переносу специфических двигательных качеств, однако величина и характер переноса непостоянны: они зависят от уровня тренированности спортсмена и его квалификации. Чем выше класс спортсмена и его тренированность, тем меньше количество упражнений будет для него средствами специальной подготовки. У новичков и малотренированных футболистов практически любое упражнение является упражнением специальной подготовки.

В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства. В годичном тренировочном цикле целесообразно вначале осу­ществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе про­водить специальную физическую подготовку.


Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе
Содержание
Введение 2
Глава 1.Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей 6
      Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 6
      Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе 10
Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе 14
      Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе 14
      Технико-тактическая подготовка юных футболистов в
мини-футболе 20
Глава 3. Средства и методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Средства построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 25
Заключение 31
Список литературы 33

Введение

Футбол - один из самых популярных и массовых видов спорта в мире, недаром его называют спортом № 1. В России футбол также всегда пользовался заслуженной популярностью. После достаточно сложного периода, который пришелся на начало и середину 90-х годов ХХ века, сегодня развитие футбола в нашей стране продолжается достаточно плодотворно практически во всех регионах. Наряду с «большим» футболом, активно развивается и такая разновидность футбола как мини-футбол. Мини-футбол как игровой вид спорта имеет целый ряд достоинств: играть в мини-футбол можно на площадках малых размеров и с меньшим числом игроков в командах. Для мини-футбола подходят как спортивные залы и хоккейные «коробки», так и простейшие площадки на открытом воздухе - возле учебных заведений, в жилых кварталах, с минимумом специального оборудования. Мини-футбол зачастую более динамичен, результативен и зрелищен, чем «большой футбол». Все это делает мини-футбол универсальной игрой, которая может способствовать физическому развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, поддержанию физической формы и реализации различных способностей спортсменов любых возрастных групп и любого уровня подготовки.
Большое значение в нашей стране сейчас придается развитию детского массового футбола и его разновидностей. По всей стране при поддержке органов власти и спортивных союзов и ассоциаций организуются футбольные детские спортивные секции. Российский футбольный союз и Ассоциация мини-футбола России реализуют проект «Мини-футбол - в школу», концепция которого предполагает обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений. В настоящее время в эту работу вовлечены представители 80% субъектов федерации России, в том числе и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, где активной реализацией проекта занимается Федерация футбола и мини-футбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, проводящая ежегодно первый этап Всероссийских соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд Югры . Актуальность исследования обусловлена популярностью мини-футбола в России и Ханты-Мансийском автономном округе.
Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Изучению организации тренировочного процесса, специальной физической подготовленности футболистов посвящены труды В. П. Губы, А. В. Лексакова, А. В. Антипова, А.В. Петухова и многих других. Научных исследований, посвященных мини-футболу значительно меньше. Можно назвать таких авторов как Д. С. Николаев, В. А. Шальнов, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. Большинство из упомянутых работ рассматривают отдельные аспекты подготовки юных спортсменов - в основном тактический и технический, общей организации тренировочного процесса уделяется недостаточно внимания, а ведь от эффективности построения учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки будет существенно зависеть достижения спортивных результатов юных футболистов. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым научный поиск и разработка путей совершенствования учебно-тренировочного процесса юных футболистов, что и послужило нам в выборе темы курсовой работы: «Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе». Исходя из этого, мы определили цель исследования.
Цель исследования: изучить теоретические основы построения тренировочного процесса юных футболистов в мини-футболе.
Объект исследования: тренировочный процесс юных футболистов в мини-футболе.
Предмет исследования: эффективные методы построения и организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных футболистов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тренировочный процесс в мини-футболе у юных спортсменов должен для повышения эффективности строиться последовательно, с учетом возрастных особенностей юных спортсменов, включать в себя в качестве основных элементов физическую и технико-тактическую подготовку юных спортсменов, строиться с применением специальных средств и методов.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в ходе выполнения данной работы решались следующие задачи:

    Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
    Выявить методические особенности построения тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Рассмотреть этапы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Проанализировать влияние возрастных особенностей спортсменов на построение тренировочного процесса в мини-футболе;
    Рассмотреть основные элементы, средства и методы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы теоретического исследования: анализ специальной учебной и научной литературы по проблеме исследования, сравнительный метод, метод обобщения.
Методологическую и теоретическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные работы в области теории и методики спортивной тренировки, раскрывающие основные подходы к организации комплексного контроля, изучению и преобразованию тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, 1999.), педагогические концепции осуществления тренировочного процесса (Ю.Ф. Курамшин, 2004; H.A. Фомин, В.П. Филин, 1986.), а также работы по теории футбола (М.А. Годик, 1980; К. Гриндлер, 1976; В.П. Губа, 2010) и мини-футбола (С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006; В.А. Шальнов, Д.С. Николаев, 2008, 2009.).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённое исследование позволяет сформулировать принципы эффективной организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных знаний в дальнейшей работе на тренировках по мини-футболу.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей
1.1. Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе.
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки юных спортсменов. Большое значение приобретает грамотное построение этой системы, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Спортивная подготовка в мини-футболе в условиях секции или специализированной детско-юношеской спортивной школы строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи тренировочного процесса. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для простоты управления тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства юного футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях.
При построении тренировочного процесса в мини-футболе нужно учитывать, что многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:
- начальная спортивная подготовка;
- начальная специализация;
- углубленная подготовка;
- спортивное совершенствование.
Обобщенными задачами в процессе многолетней подготовки юных футболистов являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
3. Обучение основам техники и тактики игры.
4. Приучение к игровым условиям.
5. Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.
В процессе обучения учащихся создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технический действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки.
Если очень кратко охарактеризовать все этапы подготовки, то нужно отметить, что на 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых футболисту качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование футбольных способностей и футбольного потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Футболисту необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа - совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей футболистов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх.
Принципы многолетней тренировки футболистов во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанное по годам, то это примерно будет выглядеть так:
1. Начальная подготовка -8-12 лет.
2. Начальная специализация -13-14 лет.
3. Углубленная подготовка - 15 - 16 лет.
4. Спортивное совершенствование - 17-18 лет.
Эти этапы выделяются на основе главных вариантов периодизации возрастных групп детей, подростков и юношей
Педагогическая:
9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)
Физиологическая:
9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)
В группах ДЮСШ:
9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)
По правилам соревнований:
9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)
По этапам многолетней подготовки (по Платонову):
12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)
Классификация этапов многолетнего тренировочного процесса несколько условна, но она необходима, чтобы разобраться в построении тренировочного процесса на разных этапах подготовки и, самое главное, увидеть качественное различие целей, чтобы стратегически сориентироваться в построении многолетнего тренировочного процесса.
Обучение и тренировка школьников общеобразовательной школы, занимающихся в секции мини-футбола также составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. В условиях школы этот процесс условно можно разделить на три этапа:
На первом этапе (8-10 лет) школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
На втором этапе (11-15 лет) ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
На третьем этапе (16-17 лет) совершенствуется физическая подготовка учащихся: основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот период осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматриваются углубленные теоретические знания.
Таким образом, на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка связаны тесным единством взаимосвязанным направлением развития. Ведущая роль в этом единстве принадлежит технической подготовке. Такая форма связи типична на начальных этапах подготовки спортсменов, но далее задачи и цели изменяются.
Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в работе с юными спортсменами, занимающимися в секции мини-футбола, немыслим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Однако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности юных спортсменов.
1.2. Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе
При эффективном построении тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности юных спортсменов, влияющие на их спортивный результат.
Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после продолжать занятия в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность спортсменов этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч. Из 45 минут занятий 80 % времени учащиеся должны заниматься с мячом, 20 % - упражнения различного характера. Основные задачи на этих уроках:
1. Формирование активного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
2. Всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей.
3. Освоение навыков коллективной игры (футбол).
4. Знакомство с основами техники футбола.
5. Контроль за выполнением школьных обязанностей.
В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 – 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и чёткого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее надо дать учащимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у ребят было представление об этом приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного выполнения путём многократного повторения и, если есть положительный результат, на этом заканчивается первый этап обучения .
Средняя подростковая группа 11-14 лет. Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.
С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.
При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:
а) наличие обучающей программы;
б) расчленение обучения на этапы (шаги);
в) оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.
1. Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).
2. Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.
3. Самый приемлемый путь программированного обучения комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения техники идёт по линейной программе до тех пор, пока занимающийся не ошибется. Причину ошибки объясняют, и дальнейшее выполнение технических приемов корректируют с учётом индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в возрасте 11 -14 лет и достижение успехов в обучении, вызывает у обучающихся (мальчиков и девочек) положительные эмоции .
Футбол эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приёмы, позволяющие осваивать саму игру.
В этой возрастной группе особенно хотелось обратить внимание на 13-14-летних учащихся (8-9 классы), у которых происходят значительные изменения, типичные для проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Этот период требует особого внимания и большого терпения в воспитательной работе.
На уроках футбола в этих классах необходимо уделять больше внимания общему развитию функций организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются на развитии мальчиков и девочек. В 13-14 лет при систематических занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола .
Основные задачи подготовки: 7-8 классы:
1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и скоростные данные. Уделять должное внимание развитию динамической силы.
2. Обучение технике и тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях школьных залов и площадок уменьшенных размеров.
3. Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.
4. Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..
Старшие школьники 15 -17 лет. В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают её регулирующие возможности. Учащиеся этих классов становятся крепче физически, ровнее ведут себя. Уровень их практических знаний футбола растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. В старших классах, где нагрузки постепенно повышаются, должное внимание на уроках футбола уделяется освоению игровых действий с учётом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.
Основные задачи, которые нужно решать на занятиях по футболу:
1. Развитие двигательных способностей учащихся. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей, применительно к футболу.
2. Углубленное обучение техническим приемам, адаптированным к игре в атаке и обороне, разучивание групповых комбинаций.
3. Обучение в игровых упражнениях индивидуальным действиям при атаке и обороне.
4. Строгий контроль за здоровьем учащихся при планировании и проведении занятий с повышенной нагрузкой.
Формирование общественно-морального облика учащихся, созидательное отношение к учебе и спорту .

Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе
2.1. Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе
Основой достижения спортивных результатов является физическая подготовка юных футболистов. Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка - важнейший раздел в учебно-тренировочном процессе. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанных с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием. Физическая подготовка является фундаментом для освоения данного вида спорта. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению . Физическая подготовка школьников, занимающихся в секции мини-футбола, предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
В общую физическую подготовку входит развитие всех физических качеств учащихся. Общая физическая подготовка имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов. Таким образом, общая физическая подготовка - это важнейшая сторона процесса подготовки юных футболистов, та его основа, без которой немыслимо качественное овладение занимающимися всем арсеналом технических приемов и тактических действий мини-футбола. Основными средствами общей физической подготовки служат прежде всего общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения из других видов спорта, подвижные игры, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. Планируя занятия по общей физической подготовке с учащимися, преподаватели должны соблюдать следующие методические требования:
и т.д.................

IV.1. Основы управления тренировочным процессом юных футболистов

IV.1.1. Характеристика возрастных особенностей становления технического мастерства

Современный футбол во многом изменил функции игроков и требования к уровню подготовленности спортсменов.

Основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры (Г.С. Зонин , 1975; М.А. Годик, А.К. Беляков, 1985; А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский , 1988; В.Пшибильски , 1998; F . Wenzlaff , 1990).

Специалисты футбола отмечают определенное отставание украинских спортсменов от лучших зарубежных в технике владения мячом, которое намечается уже на начальных этапах подготовки. При этом в качестве отдельных компонентов отставания отмечается, в частности, способность эффективно выполнять действия, связанные с обработкой мяча и контролем над ним в усложненных условиях.

Опыт Чемпионатов Мира, Европы, континентальных Кубков клубных команд свидетельствует о низком качестве технического мастерства украинских спортсменов в условиях повышения интенсивности игры и ужесточившихся единоборств за мяч. Подтверждением этому, зачастую, является неумение обыграть соперника в ситуации “один против одного”, что выступает в качестве обязательного требования в таких спортивных играх, как, например, баскетбол, гандбол, хоккей.

Характерно, что подобное положение отмечается при равном, а зачастую, и превышающем показатели ведущих команд мира, суммарном объеме технико-тактических действий. То есть, двигательная активность наших спортсменов находится на оптимальном уровне при неадекватном исполнительском мастерстве. Одни специалисты видят причину этого в недостаточно высоком уровне процесса обучения и тренировки в спортивных школах, просчетах в методике технической подготовки, в отсутствии у о пределенной части тренеров творческого отношения к работе с детьми и юношами. Другие отмечают, что ограниченные возможности исполнителей в отечественном футболе - это результат многолетнего обоснования в нем приоритета атлетизма при подготовке резерва.

На современном этапе возрастает интенсивность игры, что требует от футболиста, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приемы в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, лимита времени и пространства. Команда, желающая в настоящее время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют рациональной техникой и сочетают ее с быстротой передвижения. В этой связи некоторые специалисты футбола используют термин “скоростная техника”.

Борьба между нападением и защитой может быть решена в пользу нападения только с помощью отточенной техники, основой которой являются финты, дриблинг (ведение) и скрытые передачи. По мнению отечественных и зарубежных специалистов, при массированной защите могут быть созданы голевые положения только с помощью рациональной, быстрой и точной обработки мяча. В таких условиях, как правило, лишь с помощью уверенной обводки двух-трех соперников игрок с мячом или его партнеры могут выйти на ударную позицию.

Это доступно лишь футболистам, обладающим необычайно высоким индивидуальным мастерством, особенно в финтах, обводке. Специалисты отмечают, что техника игры должна отвечать требованиям целесообразности и быстроты выполнения. Некоторые технические приемы стали выполняться в игре очень редко, например, полная остановка мяча, т.к. в современной рациональной игре все больше переходят к переводу мяча на ход без остановки. В то же время отдельные технические приемы снова приобрели большое значение. Речь идет о финтах, обводке, скрытой передаче. Поэтому технико-тактическая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, имеющего свои конкретные цели и задачи на каждом возрастном этапе. Отмечаемое отставание в усвоении игровых приемов на этапе начального обучения отрицательно влияет на дальнейшее совершенствование футболистов.

Технико-тактическая подготовка в спортивных играх не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые оказывают необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой и тактикой игры на каждом из этапов многолетней тренировки.

Системный подход в подготовке юных футболистов не случаен. Он продиктован необходимостью решить назревшую проблему технического оснащения спортсменов и создания управляемого с помощью определенной методики процесса обучения. Системный подход предполагает увязку и учет всех элементов подготовки в единую динамическую структуру, где каждый элемент обладает системным качеством, что позволяет выделить динамику и уровень совершенствования того или иного технического приема.

Технико-тактическое мастерство, как известно, характеризуется объемом и разносторонностью технических приемов, которыми владеет футболист, а также умением эффективно применять эти приемы в условиях игр. Так как техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике. Поскольку в спортивных играх средством ведения игры являются технико-тактические действия, считается целесообразным наряду с обучением технике изучать тактику. Таким образом, технико-тактическая подготовка в многолетней тренировке спортсменов-игровиков должна рассматриваться как целостный процесс.

Повышение уровня мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов. Весь учебно-тренировочный процесс в ДЮСШ направлен на подготовку квалифицированных футболистов. Он строится на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Чтобы решить стоящие перед школой задачи успешно, необходимо программировать учебно-тренировочный процесс по таким направлениям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности юных футболистов. Не менее важным является и повышение эффективности работы над овладением техникой игры, совершенствованием навыков выполнения широкого “ассортимента” технико-тактических приемов в вариативных условиях, близких к игровым. Как отмечалось выше, при сопоставлении показателей точности юных футболистов и игроков, выступающих за профессиональные команды видна отрицательная преемственность: приемы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться таковыми и в пору спортивной зрелости. Невысокий уровень технико-тактической подготовленности связывают с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и юношеском возрасте. Это рассматривается как следствие несоответствия между тренировочной и соревновательной деятельностью юных футболистов. В настоящее время эта проблема является практически неизученной. Такое положение, вероятно, сложилось из-за сокращения времени, отводимого на овладение основами техники игры на начальных этапах обучения ведущих спортсменов, когда идет планомерная и целенаправленная работа по формированию двигательных навыков.

Как известно, построение процесса начального обучения технике футбола, основанного на положениях теории поэтапного формирования движений, делает его управляемым и способствует повышению эффективности тренировочного процесса. В основе развития двигательных качеств на первом этапе специализации лежит использование способностей организма к кумулятивной адаптации, при которой под влиянием повторяющихся воздействий происходит формирование основных структур движений. Таким образом, на начальной стадии обучения важным фактором является вариативность, которая позволяет охватить все разнообразие и большой объем тренировочных средств.

Успешность подготовки в избранном виде спорта связывают со своевременным (адекватным возрасту) и перспективным (опережающим) овладением основами рациональной техники движений уже на начальных этапах подготовки. В качестве одного из основных факторов эффективности этого процесса выделяют оптимальную последовательность освоения отдельных сторон спортивной техники.

На примере футбола в рассматриваемом аспекте выполнено достаточное количество исследований. Однако, вопрос оптимальной последовательности изучения отдельных элементов техники игры, особенно на этапе начальной подготовки, продолжает оставаться во многом открытым.

Анализ показывает, что традиционно сложившиеся в нашей стране и за рубежом методические подходы можно сгруппировать по наиболее сходным признакам в плане последовательности начального обучения технике владения мячом таким образом:

1) обучениеударам по мячу внутренней стороной стопы;

2) обучение ударам средней частью подъема;

3) обучение жонглированию мячом различными способами;

4) обучение с сочетанием различных способов вариативного выполнения отдельных технических приемов;

5) обучение “в связках”, когда имеет место строго обусловленная последовательность сочетания приемов;

6) обучение технике контроля мяча в процессе передвижения на ограниченном пространстве - площадках уменьшенных размеров.

Практика показывает, что все названные методические подходы имеют право на существование. Их многообразие не следует, по-видимому, рассматривать как негативный момент. Однако, отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки. Представляется, что отсутствие в отечественной методике единого подхода к начальному обучению технике владения мячом (последовательности овладения приемами игры) можно считать одним из факторов, лимитирующим эффективность многолетней подготовки спортивного резерва в целом. Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы позволил предположить, что наиболее оптимальным путем дальнейшего повышения уровня технико-тактической подготовленности юных спортсменов, особенно на этапе начального обучения, будет такой подход, когда в комплексе одновременно рассматриваются:

1. Возрастная динамика количественных и качественных показателей структуры соревновательной деятельности юных футболистов, разносторонности техники и тактики игры.

2. Взаимосвязь структур тренировочной и соревновательной деятельности с содержанием технико-тактической подготовки в учебных программах для ДЮСШ.

3. Учет возрастных приоритетов отдельных групп технико-тактических действий.

В связи с вышеизложенным была поставлена задача - выявить оптимальную последовательность овладения приемами игры в процессе многолетней подготовки футболистов. С целью решения данной задачи А.П. Золотаревым (1997) были проанализированы количественные и качественные характеристики технико-тактической деятельности (ТТД) футболистов 8-17 лет в 230 матчах. Исследования позволили установить, что как количественные, так и качественные показатели ТТД юных спортсменов отличаются в зависимости от возраста (рис. 102). Так, спортсмены 8-9 лет выполняют в среднем за игру 410 13,3 ТТД, при этом брак составляет 39,1 1,1%. Футболисты 10-11 лет выполняют 455 13,6 ТТД при браке 39,2 1,3%. У 12-13 летних футболистов эти показатели составляют соответственно 544 11,4 и 37,0 0,9. Спортсмены 14-15 лет выполняют в среднем за матч 592 28,8 ТТД при браке 33,2 1,1%. Футболисты 16-17 летнего возраста достигают за игру еще большего количества ТТД - 778 35,7, при этом брак составляет 28,0 1,8%.







Рис. 102. Возрастная динамика количественных и качественных показателей соревновательной деятельности юных футболистов.

Впервые установленные в таком широком возрастном диапазоне количественные и качественные параметры СД юных футболистов позволяют выявить определенные их закономерности.

Объем ТТД на возрастном отрезке от 8 до 17 лет повышается на 89,7 % в то время как качественные показатели - на 39,3%. При этом наиболее значительный прирост количественных показателей ТТД отмечается после 15 лет и составляет 31,4%. У 16-17-летних спортсменов показатели соревновательного объема ТТД приближаются к значениям взрослых квалифицированных футболистов. Эффективность ТТД увеличивается с возрастом юных спортсменов, не обнаруживая достоверных различий только между показателями футболистов 8-9 и 10-11 лет. При этом, как и по показателям объема, наибольший прирост эффективности ТТД отмечается после 15-летнего возраста и составляет 7,5%.

Таким образом, анализ динамики количественных и качественных параметров технико-тактичес­кой подготовленности юных футболистов в условиях СД позволяет выделить наибольшие темпы прироста рассматриваемых показателей после 15-летнего возраста. Можно предположить, что этот период многолетней подготовки является тем возрастным “барьером”, после которого у юных футболистов начинает формироваться база успешного овладения технико-тактическим мастерством. Это заключение подтверждается и тем, что в дальнейшем, к 16-17 годам, количественные и качественные значения ТТД в условиях СД приближаются к аналогичным показателям профессиональных спортсменов.

Как отмечалось, темпы прироста количественных параметров ТТД у юных спортсменов более чем вдвое превышают таковые у качественных показателей. Это может являться, с одной стороны, свидетельством определенных закономерностей возрастного развития юных футболистов (повышения функциональных возможностей, значительного повышения уровня физической подготовленности), с другой - косвенно отражать уровень эффективности многолетней технической подготовки.

С этих позиций представляется закономерным рассмотрение, наряду с выявлением структурных закономерностей СД юных футболистов, возрастных особенностей сложнокоординационных технических действий, во многом определяющих эффективность СД. Анализ результатов педагогических наблюдений позволяет определить структуру СД юных спортсменов разного возраста (табл. 8). Представленные данные указывают на то, что игроки 8-9 лет чаще всего используют в игре такие ТТД, как ведение - 19%, короткие и средние передачи вперед - 18%, отбор - 13%, обводку - 12%, перехват - 10,4%. Обращает на себя внимание то, что эти технические элементы детьми используются фактически без предварительного изучения. Следствием чего является большой процент брака: ведение - 21%, передачи вперед - 49%, отбор - 47%, обводка - 38%, перехват - 23%. Распределение объемов ТТД в этой последовательности для данной возрастной группы является, по всей видимости, закономерным.

На протяжении многолетней подготовки происходят изменения в структуре СД. От 8 до 17 лет возрастает объем следующих ТТД: короткие и средние передачи мяча в различных направлениях, передачи мяча “на ход”, прострелы (кроме 10-11 лет), перехват, единоборства вверху, игра головой (кроме 10-11 лет), объем всех ТТД за игру. При этом в структуре ТТД спортсменов 8-9 лет незначимы в целом по отношению к другим возрастам изменения объемов следующих действий: ведение (кроме 16-17 лет), обводка, отбор, единоборства внизу, удары головой в ворота (кроме 14-15 и 16-17 лет), удары ногой в ворота (кроме 10-11 лет).

Для возрастной группы 10-11 лет, с одной стороны, и 12-13, 14-15, 16-17 лет, с другой, достоверные отличия обнаружены между: передачами назад и поперек, “на ход”, ведением (кроме 12-13 лет), единоборствами внизу (кроме 16-17 лет), единоборствами вверху (кроме 12-13 лет), игрой головой, ударами ногой (кроме 12-13 лет), объемами всех ТТД. В структурных соотношениях ТТД спортсменов 10-11 лет по отношению к другим возрастам не отмечено достоверных различий между: передачами вперед (кроме 16-17 лет), прострелами, обводкой (кроме 16-17 лет), отбором, перехватом (кроме 16-17 лет), между ударами головой в ворота.

Таблица 8

Структура основных компонентов соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет по количеству выполняемых ТТД за матч (%)

Возраст (лет)

10-11

12-13

14-15

16-17

п /п

Показатели

Количество матчей

Передачи:

короткие

назад и поперек

11,0

13,0

20,0

средние

вперед

18,0

21,0

19,0

16,0

19,0

на ход

длинные

прострелы

Ведение

19,0

16,0

15,0

16,0

17,0

Обводка

12,0

Отбор

13,0

13,0

11,0

11,0

Перехват

10,4

11,4

10,4

10,0

Единоборства:

внизу

вверху

Игра головой

Удары:

головой

ногой

Потери

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Структура игры 12-13-летних футболистов достоверно отличается от 14-15 и 16-17-летних в следующих ТТД: передачах назад и поперек (кроме 14-15 лет), вперед (кроме 14-15 лет), ударах в ворота ногой (кроме 14-15 лет), объемах всех ТТД за игру (кроме 14-15 лет). Незначимо отличие между: передачами “на ход”, длинными передачами, прострелами и навесными передачами, отбором, перехватом, единоборствами внизу и вверху, игрой головой, ударами по воротам головой.

В структуре ТТД у 14-15-летних и 16-17-летних отмечены достоверные различия: в передачах мяча назад, поперек, вперед, в ведениях, ударах в ворота ногой и объеме всех ТТД за игру. Различий в структурных соотношениях ТТД футболистов этих возрастов не обнаружено: в передачах “на ход”, длинных передачах, прострелах, обводке, отборе, перехватах, единоборствах внизу и вверху, в игре головой, ударах в ворота головой.

В свою очередь, качественные характеристики СД тоже претерпевают возрастные изменения. Так, по отдельным ТТД достоверность различий обнаружена только в показателях спортсменов 8-9 лет с 16-17‑летними, что говорит о разрыве в длительном процессе обучения и отсутствии преемственности в улучшении качества игры. Качество передач “на ход”, длинных передач мяча, прострелов, ведения, обводки, отбора, перехватов, единоборств внизу и вверху, ударов головой и ногой в ворота, потерь при остановках мяча в большинстве случаев не претерпевает изменений с возрастом юных спортсменов. Установленное положение может свидетельствовать о своеобразной отрицательной, в возрастном аспекте, преемственности в технической подготовленности футболистов.

Характерно то, что от возраста к возрасту в структуре нивелируются те ТТД, которые требуют наивысшего уровня индивидуального технического мастерства. Это можно считать закономерным, т.к. имеющий, зачастую, в практике место перегиб в системе подготовки (натаскивание на результат) приводит к проблеме отсутствия индивидуально одаренных футболистов.

Распределение приоритетных групп ТТД по их удельному весу в структуре СД имеет важное значение для дифференцировки содержания многолетней технической подготовки юных футболистов. Избегая излишней детализации представляется целесообразным объединить в отдельные группы все разновидности передач мяча (за исключением длинных передач и прострелов), а также ведение мяча и обводку. Такое распределение согласуется со спецификой техники выполнения указанных приемов, сходством основы биомеханической структуры и не противоречит существующей классификации техники футбола.

Исходя из результатов исследований, может быть рекомендована такая последовательность овладения техникой игры:

8-9 лет:

Ведение мяча различными способами и обводка;

Отбор мяча;

Перехват мяча;

Единоборства внизу;

10-11 лет:

Ведение мяча и обводка;

Короткие и средние передачи мяча;

Отбор мяча;

Перехват мяча;

Единоборства внизу;

12-13 лет:

Короткие и средние передачи мяча;

Ведение мяча и обводка;

Отбор мяча;

Перехват мяча;

Единоборства внизу;

14-15 лет:

Короткие и средние передачи мяча;

Ведение мяча и обводка;

Отбор мяча;

Перехват мяча;

Единоборства внизу;

Игра головой;

16-17 лет:

Короткие и средние передачи мяча;

Ведение мяча и обводка;

Перехват мяча;

Отбор мяча;

Игра головой;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Педагогический институт

Организация учебно-тренировочного процесса в футболе

О.В. Дергунов

Эффективность тренировочного процесса зависит от многих факторов. Главными из них являются: практический опыт тренера, профессиональный уровень игроков; обеспеченность тренировочного процесса соответствующими футбольными полями, площадками, мячами и прочим спортинвентарем; регулярность тренировок; интенсивность тренировочных нагрузок; дисциплина игроков на тренировках; соблюдение игроками режима в быту (воздержание от алкоголя, курения и т. п.); индивидуальная работа футболистов в свободное от тренировок время (утренняя зарядка, кроссы, освоение технических приемов владения мячом и т. п.); дух товарищества и тесной дружбы (совместное посещение кино, театров, коллективные походы и т. п.).

В зависимости от обстоятельств тренер должен создавать игрокам самые благоприятные условия. Для этого необходимо:

2) иметь необходимое количество мячей (как минимум один мяч на двух футболистов), специальную стенку для отработки всех видов ударов, подвешенные мячи для ударов головой, флажки для футбольного «слалома», набивные мячи, скакалки, разноцветные нарукавные повязки или майки для проведения двусторонних тренировочных игр;

3) прививать игрокам пунктуальность, тренировочную дисциплину, спортивную этику;

4) внимательно относиться к игрокам в свободное от тренировок время.

Регулярность тренировок зависит от возраста и спортивной квалификации футболистов.

Школьникам в возрасте от 10 до 14 лет достаточно одной тренировки в неделю. Ее целесообразно проводить по возможности в среду в послеобеденное время.

Для футболистов в возрасте от 14 до 16 лет требуется двухразовая тренировка в неделю.

Для юношей в возрасте от 16 до 18 лет нужна как минимум двухразовая тренировка в неделю, ибо состязания с их участием по продолжительности, технической подготовке футболистов и физическим нагрузкам не уступают играм взрослых команд. Поскольку юноши этой группы по достижении восемнадцатилетнего возраста переходят в команды взрослых, они должны быть разносторонне подготовлены путем достаточно интенсивных тренировок. Предполагается, что в восемнадцать лет они хорошо владеют всем арсеналом технических средств и обладают широким тактическим мышлением.

Следует поощрять стремление подростков и юношей всех упомянутых возрастных групп наряду с тренировками как можно больше времени посвящать индивидуальной работе с мячом. Такая практика призвана развить в спортсмене «чувство мяча». (Ни одни из игроков не может похвастаться тем, что слишком долго работает с мячом.)

Для достижения максимальных результатов почти во всех видах спорта в настоящее время трудно обойтись без каждодневных тренировок. Невозможность проведения столь частых тренировок в футболе объясняется дефицитом времени. Исключение из этого правила составляют профессиональные команды, обязательные ежедневные тренировки которых оговариваются контрактами со спортивными клубами.

Любительские команды всех ступеней мастерства тренируются, как правило, 2 раза в неделю. Вместе с тем тренер должен стремиться к проведению трехразовых тренировок -- лучше всего во вторник, среду и пятницу.

Для школьников 10-14 лет, тренирующихся только раз в неделю, продолжительность тренировок должна составлять 2 часа.

Для возрастной группы 14-16 лет с двухразовой тренировкой занятие не должно превышать 1,5 часа.

Юноши 16-18 лет при двухразовых занятиях должны тренироваться каждый раз по 2 часа.

Взрослые команды при двухразовых занятиях должны тренироваться не менее 2 часов, при трехразовых -- по 1,5 часа.

Важный принцип современного тренировочного процесса: тренируйся чаще, по возможности каждый день; тренируйся легко, временем не злоупотребляй! упражнение скоростной игрок футбол

Рациональное распределение нагрузки в тренировочном занятии - залог спортивного мастерства занимающихся.

Главное внимание в тренировках школьников 10-14 лет уделяется технике владения мячом и самой игре. Начинающим необходимо изучить основные виды удара по мячу и его остановки, причем освоение ударов головой проводится в очень ограниченной степени (в этом возрасте черепная коробка еще недостаточно крепкая). Отрабатываются и элементарные виды комбинационной игры: в тренировочные планы включается выполнение диагональных передач с разбивкой игроков на пары и тройки, простейшие беговые упражнения и тактические упражнения с мячом группами -- трое против одного и четверо против двоих. Пусть подростки больше играют, приучаются действовать коллективно. Только вратарю требуется специальная тренировка для ознакомления со спецификой игры.

Кроме гимнастики, разгрузочных, дополнительных игр и эстафетного бега, любой другой физической нагрузки следует избегать. 10-14-летние спортсмены не должны подвергаться длительным нагрузкам; примитивным, выматывающим силы упражнениям в тренировке юных футболистов не должно быть места.

В подготовке юношей 14-16 лет важное значение имеет освоение технических приемов. В программу тренировки включаются сложные комбинации, упражнения, вырабатывающие скоростные качества и тактические навыки; футболистам следует прививать вкус к игре с определенными тактическими заданиями, к коллективным упражнениям с разбивкой игроков на группы. Необходимо также обращать внимание на гимнастику, игровые упражнения и эстафетный бег. И в этой возрастной группе важно избегать продолжительных нагрузок.

Организм юношей 16-18 лет позволяет проводить занятия, напоминающие тренировки взрослых футболистов. Как и прежде, главная цель занятий -- работа с мячом. Она дополняется различными видами комбинированных упражнений, упражнениями на развитие скоростных качеств и тактических навыков. В тренировку включается персональная подготовка каждого игрока в зависимости от его футбольной «специальности». На тренировочных играх футболисты должны получать конкретные задания. Отработка взаимодействия игроков различных линий и овладение техническими приемами являются составной частью командной тренировки. Программа подготовки юношей 16-18 лет предусматривает также гимнастику, стартовые упражнения, кросс, упражнения с мячом и без мяча, эстафетный бег. И здесь следует воздержаться от утомительных монотонных тренировок. Вы достигнете большего эффекта, если сделаете акцент на всевозможных скоростных упражнениях с активными паузами для отдыха (например, спокойная работа с мячом на месте).

В процессе обучения юношей следует знакомить с тактикой современного футбола и характерными особенностями различных систем игры. В тренировочных состязаниях необходимо настраивать футболистов на выполнение поставленных перед ними тактических задач с обязательным разбором допущенных во время игры ошибок.

Активно играющим командам нужна интенсивная во всех отношениях тренировка, требующая полной отдачи сил, как от тренера, так и от каждого игрока в отдельности. Наряду с обстоятельным изучением приемов владения мячом, которые у так называемых «готовых» футболистов способствуют закреплению и углублению полученных навыков, особое значение придается работе с игроками отдельных линий и отработке взаимопонимания между всеми звеньями команды. Футбольная команда должна быть тесно спаянным коллективом, отвечающим всем тактическим требованиям в условиях конкретных соревнований.

В ходе тренировок следует развивать тактическое «чутье» каждого игрока в отдельности и тактическое мышление игроков всей команды. В этих играх тренер ставит перед футболистами определенные задачи. Он замечает все ошибки, прерывает игру и объясняет, что сделано неверно. Тренер, например, ставит такие задачи: каждый игрок делает передачу в одно или два касания; отдав мяч, футболист немедленно устремляется на свободное место и т. д. Задания тренера должны отвечать уровню мастерства команды. Обнаруженные недостатки и слабости следует преодолевать в ходе последовательного выполнения поставленных перед игроками задач.

На каждой тренировке интенсивно отрабатывается то или иное тактическое упражнение или игровая комбинация. Тренер не разрешает футболистам по собственному усмотрению разбиваться на группы, а распределяет их по строго определенным принципам. Он сводит в одну группу тех игроков, которые в команде образуют одну линию. Тем самым футболисты познают собственные игровые качества, приспосабливаются друг к другу с учетом скоростных качеств, подвижности и особенностей ведения мяча, что способствует сыгранности команды.

Выполнение упражнений на скоростную выносливость, стартовые ускорения, спринт, бег с мячом и без мяча, разные игры, развивающие скоростные качества и выносливость, повышают общефизическую подготовку команды. Гимнастика, упражнения с партнерами, с набивными мячами, вольные упражнения, со скакалками и т.п. в разумном сочетании должны стать неотъемлемой частью тренировки.

Особого внимания заслуживает специальная тренировка отдельных игроков команды. Тренер должен поощрять дополнительные занятия (кроме официальных тренировок) игроков по преодолению индивидуальных недостатков. Так, футболисту, бьющему только с правой ноги, будет полезно тренировать левую ногу. Медлительный игрок может повысить скоростные качества путем систематических стартовых упражнений и спринта. Малоподвижный футболист может совершенствоваться посредством ежедневных гимнастических упражнений у себя дома и т. д.

По возможности раз в три недели тренер занимается с командой в закрытом помещении. Хорошо организованная тренировка в зале вносит в ход занятий определенное разнообразие и обычно доставляет игрокам большую радость, а тренеру позволяет углубить общефизическую подготовку и стимулировать футболистов на развитие скоростных качеств.

Вместе с тем зимой следует избегать тренировок исключительно в закрытом помещении. Дело в том, что соревнования проводятся под открытым небом в любую погоду и при любом состоянии футбольного поля; при постоянных же тренировках в зале игроки утрачивают ощущение пространства, начинают плохо ориентироваться и пользуются главным образом малоэффективным коротким пасом.

Тренер должен готовиться к каждому тренировочному занятию, заранее продумывая, как оно будет протекать и какие виды упражнений он предложит своим подопечным. Планируя занятия, тренер должен исходить из того, что он хочет добиться каждой тренировкой, над устранением каких недостатков намерен работать и какие барьеры должна преодолеть команда для повышения своего мастерства. Пробелы каждого игрока и команды в целом проявляются в очередных встречах, подсказывая тренеру характер последующих тренировочных занятий.

Погода, состояние поля, физическая подготовка команды, место тренировки в течение игрового сезона - все эти факторы должны учитываться тренером в его планах. Так, например, при холодной погоде ему следует воздерживаться от долгих теоретических объяснений во время тренировки, чтобы разогретые игроки не простудились; на «трудном», грязном поле придется отказаться от специальных упражнений по отработке ударов головой, в сильную жару тренер не должен настаивать на выполнении упражнений, которые выматывают футболистов и доводят их до изнеможения.

Если тренер не готовится к каждому тренировочному занятию, его работа будет носить бессистемный характер. В этом случае ему не следует рассчитывать на повышение мастерства отдельных игроков и команды в целом; все его усилия сведутся лишь к формальному пребыванию в команде, что неминуемо приведет к неудаче, которая подорвет его авторитет среди футболистов. В конце концов, когда тренер «расстреляет свой порох», весь тренировочный процесс сведется к монотонной продолжительной игре в двое ворот, что, естественно, не удовлетворит ни его самого, ни игроков, ни руководство клуба.

Целеустремленный и добросовестный тренер не должен ограничиваться подготовкой лишь к текущему тренировочному занятию. Он составляет свой план на продолжительный срок, скажем, на месяц вперед, а то и больше, определяет задачи для самого себя, подчиняя все тренировки достижению поставленной цели. Руководствуясь этим планом, он методически наращивает нагрузки, переходя от простого к сложному. Он строит тренировочные занятия таким образом, чтобы устранить недостатки в технической и тактической подготовке игроков и тем самым повысить уровень игры команды в целом.

Характер тренировки продумывается заранее. Начинать ее каждый раз следует с разминки. Спортсмены должны быть разогреты (до легкого пота), прежде чем приступать к выполнению более сложных упражнений. Не разогретые мышцы и связки под влиянием внезапных резких нагрузок легко могут подвергнуться растяжению или разрыву.

По окончании разминки можно приниматься за технические упражнения с мячом или разучивать тактические комбинации, после чего следует основная часть тренировки, например отработка конкретных приемов с разбивкой на игровые группы. В последующей тренировочной игре (на малом или большом поле) еще раз повторяются, уже в процессе командной игры, ранее освоенные тактические приемы. Закончить тренировку можно упражнениями на быстроту реакции, разгрузочными и дополнительными играми, а также гимнастическими упражнениями.

Библиографический список

1. Вайн. Х. Как научиться играть в футбол. М., 2004.

2. Витковски З. Развитие координационных способностей у футболистов 11-19 лет. М., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Командные тактические действия в футболе. Особенности основных систем нападения: быстрого прорыва и позиционного нападения. Организация действий при персональной, зонной и комбинированной системах защиты. Тактические обязанности игроков нападений.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Основные категории тактики футбола: расстановка игроков; действия команды при атаке или обороне; стандартные положения. Понятие про тактические системы игры. Индивидуальная тактика игры: понятие; основная цель; задачи; недостатки и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Организация занятий в секции по волейболу. Особенности учебно-тренировочного процесса волейболистов 12-13лет. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития волейболистов 12-13 лет. Физическая подготовка, техника и тактики игры в волейбол.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Понятие и сущность игры в футбол. Техника и тактика остановки мяча в футболе в системе приемов игровой футбольной деятельности. Классификация и типы техник остановки мяча в футболе, рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2011

    Физическая подготовка, содержащиеся в учебно-тренировочном процессе. Принципы учебно-тренировочного процесса. Руководящая роль тренера. Объемы тренировочных нагрузок в процессе. Особенности тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Древняя игра в мяч. Мировое распространение футбола. Введение единых футбольных правил и законов игры. Появление наемных игроков, первых профессионалов. Формирование футбольной ассоциации. Первый международный матч. Развитие современного футбола.

    реферат , добавлен 12.03.2014

    Отбор детей в гандбольные школы. Основы тактической подготовки игрока. Командные тактические действия. Правила игры в гандбол. Техника владения мячом. Состояние высокой физической подготовки гандболистов. Построение тренировочного процесса, его циклы.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Физиологические и психологические особенности юношей 14-15 лет. Физическая, психологическая, тактическая и техническая готовность юных футболистов. Адаптация и акклиматизация после приезда на выездные соревнования. Специальная диета до начала игры.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Различные названия футбола. Правила игры. Функции игроков, индивидуальная, групповая и командная тактика. Действия вратаря в обороне и в атаке. Руководство действиями партнёров. Системы "пять в линию", "дубль-ве". Современные тактические системы.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Зарождение футбола в средневековой Англии XII в. Ополчение церковников, феодалов, купцов против футбола. Игры с мячом на Руси. Родоначальники современного футбола. Развитие футбола в России. Чемпионы мира по футболу и наиболее яркие футбольные рекорды.

Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе основана на строгом соблюдении преемственности целей и задач этапов подготовки, главным в которых является строгое соответствие уровня двигательных возможностей и физической подготовленности юных футболистов степени сложности изучаемых технических приемов. Весь учебно-тренировочный процесс подготовки футболистов разбит на 4 этапа в соответствии с возрастными особенностями юных футболистов. Анализ программных и методических материалов учебно-тренировочного процесса ДЮСШ и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что обучение в группах начальной подготовки (ГНП) 2-го года обучения в учебном году проводится на протяжении 36 недель, по 6 (1 час- 45 мин) учебных часов в неделю (3 занятия). План на месяц состоит из микроциклов. Исходя из цикличности обучения, годичное планирование учебно-тренировочного процесса (УТП) разрабатывается с учетом всех видов подготовки. Приоритеты учебного процесса отражаются в содержании микроциклов, в которые могут вноситься тактические коррективы в виде меняющихся методов или средств обучения. В отдельных случаях, ввиду отставания какого-либо качества, можно изменить и направленность занятия. Однако, изменения носят тактический характер, оставляя общую стратегическую линию неизменной. В стратегии упор сделан на те важнейшие факторы, которые во взрослом футболе являются решающими, они являются фундаментом многолетнего планирования.

Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие.

Требования, предъявляемые к учебно-тренировочным занятиям футболом:

  • Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
  • Следует всячески избегать методических шаблонов.
  • Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
  • Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
  • Задачи тренировки должны быть конкретны. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.
  • Подготовительная часть тренировки должна занимать 10—20% времени, основная - 70—80% , заключительная - 5—10%.

Примерный план (структура) тренировочного занятия

Подготовительная часть занятия

Целью является организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.

Задачи:

  • Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
  • Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.

Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Продолжительность этапа составляет 10—20% общего времени занятия (10—15 мин.). Основной ориентир времени разминки — температура окружающей среды (+ 8 =12—13 мин., + 10 = 9 мин., + 14 = 6 мин., + 15 = 5 мин.).

Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, — с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные — с упражнениями быстрыми). Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка. Разогревание — способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервнорефлекторная связь с мышцами. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные. Настройка — решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.

Основная часть тренировки

Целью является обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.

Задачи , решаемые на данном этапе:

  • Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
  • Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям. Овладение техникой и тактикой игры.

Средства: Упражнения для работы над физическими качествами, упражнения по технике и тактике игры.

Продолжительность основной части составляет 70—80% времени, отведенного на занятие.

Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов: 1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств. 2. Закрепление изучаемого материала в играх. Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.

Заключительная часть тренировки

Целью является завершение занятия.

Задачи: Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления (главная задача - восстановление). Совершенствование технических приемов в условиях утомления. Подведение итогов занятия. Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка, то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа — можно.

Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.

Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.

Продолжительность: 5—10% общего времени занятия.

На всех этапах предусмотрены контрольные измерения и тестирования, что позволяет оценивать в динамике эффективность тренировочного процесса и перспективность каждого футболиста. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок на организм футболистов позволяет строить тренировочный процесс методически грамотно и рационально. Известно, что большинство используемых в практике тренировочных средств оказывают, как правило, комплексное, сопряжённое воздействие. Проблема планирования и контроля тренировочных воздействий в детско-юношеском футболе изучена достаточно досконально, хотя в практической работе тренеров результаты современных научных разработок пока не получили должного внедрения. Доказано, что без должного уровня развития двигательных качеств невозможно адекватное совершенствование технико-тактического мастерства юных футболистов, причём, и взрослых тоже. Процесс оптимизации учебно-тренировочной работы связан с эффективностью планирования и учёта нагрузок, выбором наилучшего варианта тренировки и является одной из главных проблем современного футбола. Особую остроту проблема оптимизации тренировочного процесса с учётом индивидуальных функциональных возможностей юных спортсменов приобретает в пубертатный период, когда уровень биологической зрелости (двигательный возраст) и паспортный возраст, как правило, не совпадают.

Известно, что возраст 11-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, они являются одними из основных качества, которые необходимы футболисту, чтобы показать высокий уровень мастерства. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы — сложный и малоэффективный процесс, тогда как возраст 11-12 лет создает для этого благоприятные предпосылки. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте. В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать короткую тренировочную программу, рассчитанную на 6 недель трехразовых занятий, для интенсивного развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.

Возможно построить тренировочный процесс в виде 2-х недельных микроциклов. При определении направленности занятий относительно воспитания физических качеств, мы обращались к таблице примерных сенситивных периодов в их развитии. При построении микроциклов для групп начальной подготовки (11-12 лет; 6 часов в неделю) мы предлагаем следующую направленность занятий в сфере воспитания физических качеств в недельном цикле:

  • 1-й микроцикл (1-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей быстроты и скоростно-силовых качеств.
    • 2-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 3-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
  • 2-й микроцикл (2-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 2-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
    • 3-й день - комплексное воспитание двигательных качеств на фоне общей выносливости.

Схема проведения занятий: 1, 3, 5 неделя - 1 микроцикл; 2, 4, 6 неделя - 2 микроцикл. Как видно из этой схемы мы соблюдаем определенную направленность занятия, конечно, в совокупности на занятии будут проявления и других физических качеств, но целесообразно направленную работу проводить с каким-то одним качеством. Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создает эффект постоянной новизны, обучающиеся не успевают «зацикливаться» на одних и тех же упражнениях

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни