Начальное обучение гандболу. Правила гандбола. Гандбол: Техника и тактика игры учебно-методический материал по физкультуре на тему Примерное распределение учебного материала по гандболу в школе

31.03.2020

Уроки по гандболу, как и другие уроки по физической культуре, являются основной формой занятий. Общие учебно-воспитательные цели уроков по гандболу, определяются программой, конкретизируются в системе частных задач при планировании работы на определенный период (четверть, год, этап тренировки). Урок должен обязательно содержать образовательные задачи. Это достигается постоянным разъяснением материала по овладению знаниями, умениями и навыками, использованием комплексов разнообразных упражнений, правильной дозировкой физических и психических нагрузок .

Воспитательные и оздоровительные задачи уроков по гандболу определяются общим планом учебно-воспитательной работы. Это воспитание основных черт личности, физических способностей, укрепления здоровья. Следует помнить, что формальное обучение (бездумное упражнение) не приносит необходимых результатов. Построить урок педагогически грамотно и правильно - значит, прежде всего, наиболее рационально использовать время урока. Важное условие успешного проведения урока - изменение работоспособности учеников в подготовительной, основной и заключительной частях урока, а для этого преподаватель должен правильно разработать структуру урока, которая зависит от его содержания. В уроке может быть несколько самостоятельных подразделов. Например: урок может быть проведён как одно слитное игровое занятие (игра) или в нём решается ряд задач: разучивание ловли и передачи мяча одной рукой, ознакомления с техникой бросков в нападении, проведение упражнений на развитие качества быстроты и др .

Организация урока по гандболу должна начинаться ещё до занятий: это соблюдение порядка в местах переодевания, подготовка инвентаря, выполнения учащимися своих обязанностей, своевременное построение класса перед выходом в зал, площадку, напоминанием учителя о домашнем задании и о предстоящих в уроке состязаниях (подвижных играх, эстафетах и т.д.). Хорошая подготовка урока создаёт положительный эмоциональный фон, способствующий более интенсивной и плодотворной работе .

Урок состоит из трёх частей:

Подготовительной

Основной

Заключительной

В подготовительной части урока первые движения должны быть лёгкими по нагрузке, без предварительной подготовки к ним. Это разновидности ходьбы, бега, подскоки, ОРУ, освоенные в предыдущей работе, заканчивается подготовительная часть упражнениями сходными по координации, динамике и нагрузке с предстоящими действиями в основной части урока.

В основной части урока (не менее 35 минут) решаются наиболее сложные задачи - ознакомление, изучение, совершенствование игровых приёмов. Упражнения, направленные на развитие определённых физических качеств проводятся в такой последовательности - сила, быстрота, выносливость. Эту последовательность можно изменить в целях более высокой работоспособности учащихся. Каждому разделу должна предшествовать своя подготовительная работа. Скоростная подготовка - мышцы ног, бросковая - руки, плечевой пояс, действия с падением - акробатическая подготовка и т.д.

Заключительная часть - обеспечивает постепенное снижение рабочей активности организма. Сюда включается уборка снарядов и инвентаря, ходьба, лёгкий бег, упражнения для отдельных групп мышц, элементы танца, имитационные и другие упражнения. Подводятся итоги урока, объясняется домашнее здание .

Основой полноценного использования всего времени урока, обеспечения его плотности является тщательная подготовка учителя. Учитель должен контролировать выполнения учащимися упражнений. По ходу исправлять ошибки, показывать, помогать в выполнении каких-либо действий, т.е. при бросках, при обыгрывании двух, трёх и т.д. учеников. Так же следить за дисциплиной на уроке, особенно, если это игры, где дети бурно выражают вои эмоции, и в результате чего можно получить травму. Предупреждение травматизма - одна из основных задач организации урока .

На уроке по гандболу деятельность учеников организуется фронтально, по группам или посредством индивидуальных заданий фронтально - одновременная работа со всем классом над общим учебным материалом (обычно не сложные действия). Передвижения, ловля, передача мяча, ведение. По группам - ведется, когда необходимо дифференцировать материал или нельзя работать большими группами (броски в ворота). Индивидуальные - при углубленном освоении материала, работа с отстающими, устранение недостатков. Наиболее эффективная форма организации занятий - круговая тренировка - обеспечивающая высокую общую и моторную плотность урока. В круговую тренировку в гандболе включаются хорошо освоенные упражнения, с помощью которых избирательно воздействуют на отдельные группы мышц, совершенствуют технические навыки, физические качества и т.д. В круговой тренировке в основном используется комплекс из 5 - 10 упражнений. Для каждого упражнения готовится место - “станция”. Выполняют упражнения одновременно, по сигналу меняются местами. Дозировка строго контролируется (на количество раз, за 30 секунд). Круг может повторятся 2 - 3 раза. Упражнениями на отдельных станциях могут быть: многократное повторение ведения, передачи и ловля, перемещения в стойке защитника, броски, финты и т.д. .

КОНСПЕКТ

урока по физической культуре в 6 классе.

Раздел программы: гандбол

Тема урока: ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении

Цель урока: создание устойчивой мотивации на освоение подвижных игр

Задачи урока:

· Обучение технике перемещений, ловли - передачи мяча в игре в ручной мяч;

· развитие выносливости, координации;

· воспитание активности, дисциплинированности.

Инвентарь: резиновые мячи, гандбольные мячи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Урока по физической культуре в 6 классе.

Раздел программы: гандбол

Тема урока: ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении

Цель урока: создание устойчивой мотивации на освоение подвижных игр

Задачи урока:

  1. Обучение технике перемещений, ловли - передачи мяча в игре в ручной мяч;
  2. развитие выносливости, координации;
  3. воспитание активности, дисциплинированности.

Инвентарь: резиновые мячи, гандбольные мячи.

Дози-ровка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть, 11 минут

Построение, сообщение задач урока, строевые команды.

2 мин

Напомнить ТБ на уроке физической культуры и в игре в ручной мяч

Упражнения на осанку:

Руки вверху прямые - ходьба на носках;

Руки за спиной – ходьба на пятках

Руки за голову - ходьба в полуприседе.

1 мин

Обратить внимание на осанку, положения головы, спины при выполнении ходьбы

Перемещения:

1) равномерный бег лицом, спиной вперед;

2) в защитной стойке приставными шагами левым, правым боком, спиной, лицом;

3) прыжками на одной ноге (на левой 3 прыжка, на правой 3 прыжка)

2 мин

Напомнить ученикам основную стойку игрока в гандбол, перемещения игроков в нападении и защите. Обратить внимание на положение стоп и рук в перемещениях приставными шагами

Общеразвивающие упражнения:

3 мин

"рывки руками"

И/п – руки перед грудью, ноги на ширине плеч.

1 - рывок перед грудью,

2 - правая идёт вверх, левая вниз, рывок.

3 - рывок перед грудью.

4 - левая идёт вверх, правая вниз, рывок.

"круговое вращение рук"

И/п - руки вверху, ноги на ширине плеч.

1,2,3,4…- вращение рук вперёд.

1,2,3,4…- вращение рук назад.

"рывки руками за спиной"

И/п - правая вверху, левая внизу, ноги на ширине плеч.

1,2 - рывок за спиной.

3,4 - смена рук и тоже самое.

"наклоны туловища"

И/п - ноги на ширине плеч.

1 - прогнуться.

2,3 - наклон вперёд;4- и/п.

" круговое вращение туловища"

И/п - туловище наклонено вперёд.

1,2,3,4… - вращение вправо;

1,2,3,4... - вращение влево.

"наклоны туловища вправо, влево"

И/п - руки на поясе, ноги на ширине плеч.

1,2 - наклон влево, правая рука вверху.

3,4 - наклон вправо, левая рука вверху.

И/п - основная стойка.

1 - упор присев, 2 - упор лёжа, 3 - упор присев,

4 - и/п.

"махи ногами".

И/п - руки впереди прямые.

1,2 - мах правой ногой к левой руке,

3,4 - мах левой к правой руке.

" прыжки"

И/п - основная стойка

1,2,3 - прыжки,

4 - прыжок с подтягиванием колен к груди.

8-10

раз

6-8

раз

5-6

раз

5-6

раз

6-8

раз

6-8

раз

6-8

раз

6-8

раз

8-10

раз

Резче рывок, руки в одной плоскости, рука прямая.

Больше амплитуда вращения, руки прямые.

Резче рывок за спиной.

Глубже прогнуться, наклониться, ноги не сгибать.

Больше амплитуда вращения.

Наклон глубже, помогаем рукой.

Колени в упоре лёжа не сгибать, спина прямая.

Выше махнуть ногой к руке.

Стараться как можно выше подпрыгивать.

Основная часть, 27 минут

Развитие выносливости:

- бег равномерный 500 метров в сочетании с ходьбой;

1) 250 м бег - 50 м ходьба

2) 250 м бег - 50 м ходьба

7 мин

Стараться преодолеть себя.

Обратить внимание на дыхание во время бега и восстановление дыхания в ходьбе. Объяснение значения кислорода при занятиях физическими упражнениями

Смешанное упражнение:

И.П. основная стойка

1 - упор присев, 2 - упор лёжа,

3 - упор присев, 4 - встать.

5 мин

Упражнение выполняется за 10 секунд (3 подхода)

По сигналу ученик начинает выполнять упражнение и по сигналу заканчивает. Партнер считает количество выполненных упражнений.

Ловля - передача мяча в парах:

1) передача одной рукой сверху с места;

2) из основной стойки со сменой мест;

3) толчком одной ногой в прыжке с одного шаге;

4) в движении с 3 шагов

Ловлю мяча выполняют двумя руками в стойке, вынося вперед навстречу мячу руки с расставленными пальцами. При передаче одной рукой обратить внимание на держание мяча пальцами, положение рук: локтевой сустав поднят до плеча под углом 90°, при передаче обратить внимание на работу кисти руки

10 мин

1)

2)

Ловля мяча одной рукой


Передача мяча толчком

Заключительная часть, 2 минуты

1. Построение, подведение итогов.

2 мин

Отметить активных учеников и выполняющих правильно технические приемы и правила игры.


План-конспект урока по гандболу в 10 классе.

Дата и время: 09.09.2014

Место проведения: спортивный зал «школа-гимназия».

Провел: Кокотов А.С.

Раздел программы: спортивные игры. Гандбол.

Тема: Гандбол.

Цель: создание устойчивой мотивации на основе игры в гандбол.

Задачи: 1.Образовательная: совершенствование техники ловли и передачи мяча.

2.Развивающая: развитие физических качеств: скорости, ловкости, быстроты.

3.Воспитательная: воспитание трудолюбия, дружеских отношений.

Тип урока: Комбинированный.

Инвентарь: гандбольные мячи, свисток.

Частные задачи

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть урока 12 минут

Организовать класс для дальнейшего проведения урока

1. Построение, приветствие, сдача рапорта, сообщение целей и задач урока.

Громко, четко, ясно. Обратить внимание на внешний вид.

Подготовить класс для выполнения упр. в движении

2 .строевые упражнения: налево, направо, кругом.

Нале-во!, Напра-во!, Кру-гом!. Добиться четкости и правильности выполнения упражнений.

Укреплять мышцы свода стопы для профилактики плоскостопия

3 .разновидности ходьбы:

На носках, рр вверх

На пятках, рр за спину

В полуприседе. рр в стороны

Руки прямые, ладони обращены внутрь.

Спина прямая.

Развивать динамическую силу икроножных мышц и мышц бедра для подготовки к основной части урока

4 .Разновидности бега:

Бег с высоким подниманием бедра

С захлестыванием голени назад

С выносом прямых ног вперед

Приставными шагами левым(правым) боками.

Соблюдать дистанцию 2 шага.

Бедро поднимать как можно выше

Ноги прямые, носок тянуть.

Восстановить дыхание

5 . Руки через стороны вверх- глубокий вдох, опустить руки выдох

Самостоятельно.

6 .О.Р.У. на месте

Смотреть карточку №1

Основная часть 30 минут

Повторить правила игры в гандбол

7 Сообщение по правилам игры в гандбол.

Техника безопасности.

Техника ловли и передачи мяча.

Совершенствовать передачу мяча

- упражнения в парах. Ловля и передача мяча двумя руками.

Развивать координацию движения

Ловля и передача двумя руками на месте и в движении.

Внимательно следить за мячом.

Обучить правильной остановки игрока

Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении в тройках.

Ловля и передача мяча двумя руками в квадрате и в круге.

Воспитывать быстроту действий,

ловкость.

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)

Комбинации из освоенных элементов провести в соревновательном виде «Кто лучше сделает?»

Заключительная часть урока 3 минут

организовать учащихся к заключительной части урока.

Построение

В правом верхнем углу в одну шеренгу.

Подведение итогов урока, краткий анализ его частей.

Выставление оценок.

Отметить активных учащихся, указать на общие ошибки.

Прощание.

Урок окончен. До свидания!

Комплекс О.Р.У.(на месте) № 1

1 .И.п. о.с. рр на поясе – наклоны головы

1-наклон вперед

2-наклон назад

3-наклон влево

4-наклон вправо.

6. И.п. шр. ст. нн. вр. рр на поясе.

1-наклон к правой

3-наклон к левой

2. И.п. о.с. рр на поясе

1-правую назад на носок, рр верх прогнуться

3-1, но правую

7. И.п. уз. ст. нн. вр. рр на поясе

1-присед, рр вперед

3-присед, рр в стороны

3. И.п. уз. ст. нн вр. рр к плечам.

1-4 -круговые вращения вперед

5-8 –круговые вращения назад

8. И.п.выпад правой рр на колено

1-3-пружинистые покачивания

4-смена положения ног

4. И.п. уз. ст. нн. вр. рр перед собой

1-2- рывками руками

3-4 -отведение прямых рук назад

9. И.п. присед на правой рр вперед

1-2-перекат на левую

3-4-перекат на правую

5. И.п.о.с. рр за голову, наклоны туловища

1-наклон вперед

2-наклон назад

3-наклон влево

4-наклон вправо

10. И.п.о.с.

1-прыжок в широкую ст. нн. вр, рр вверх

Тематический план распределения программного материала по элементам гандбола для

I четверть Дата проведения:

Учебный материал

Н о м е р а у р о к о в

Основы знаний: - Основные понятия о двигательном режиме.

Роль физ.культуры и спорта в укреплении здоровья, в поддержании работоспособности.

Профилактика травматизма при занятиях ФК.

- ТБ на уроках гандбола

Правила игры в гандбол

Навыки и умения

1.Строевые упражнения. Налево, направо, кругом.

2.ОРУ:- без предмета;

- с гимнастическими палками;

С мячами;

Индивидуальная разминка.

3.Техника передвижений: стойка игрока.

Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед.

Остановки двумя шагами и прыжком

Повороты без мяча и с мячом

4.Техника ловли и передачи мяча.

Ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)

5.Ведение мяча: -ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте

В движении по прямой правой, левой.

Ведение мяча с изменением направления и скорости без сопротивления защитника

Броски мяча: в прыжке;

Сверху в опорном положении и в.

Техника защиты : -блокирование броска

Вырывание и выбивание мяча.

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Тактика игры : - свободного нападения.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков.

Нападение быстрым прорывом (1:0)

Учебная игра и игровые задания 2:1,3:1,3:2,3:3.

Двусторонняя игра по упрощённым правилам мини-гандбола.

Блиц-турнир по гандболу 2х5мин(круг.сист.)

Организаторские способности: помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры.

Подвижные игры: - салки;

Переда – садись;

Снайперы;

Кот идет;

Развитие двигательных качеств:

Ловкости;

Игровой выносливости;

Скоростно-силовая.

Тестирование:

Челночный бег 3х10м (сек);

Метание в цель (точность);

Ведение мяча по прямой (сек);

Передачи на скорость в парах за 30 сек (количество).

учащихся 10 класса

На уроках по гандболу в процессе программного материала за период обучения с IV по XI класс учащиеся могут подготовить и выполнить разнообразные нормативы. Программой по физическому воспитанию предусмотрен следующий расчёт часов: 27 уроков в четверти, 102 урока в год. В итоге учебной работы по гандболу школьники, окончившие XI классов должны знать правила соревнований, расстановку игроков в защите и нападении, права и обязанности игроков, индивидуальные технико-тактические действия в защите, нападении, вратаря, систему ведения игры в нападении и защите, правила предупреждения травматизма; влияние занятий спортивными играми на организм правила проведения разминки с группой на занятиях по спортивным играм.

Иметь навыки и выполнять: индивидуальные технические действия - придвижение в основной стойке (нападающего, защитника, вратаря), ловлю и передачу мяча различными способами, броски в ворота с места и ходу, в прыжке и в падении с различных позиций, отвлекающие действия (финты), взаимодействия с партнёрами, отражение мячей различными способами при игре в воротах, групповые и командные действия в нападении и защите, действия нападающего, защитника и вратаря в учебной, контрольной, календарной игре, правила судейства.

В С Е Г О: 128 часов

3. Организация урока по гандболу

гандбол урок школа упражнение

Уроки по гандболу, как и другие уроки по физической культуре, являются основной формой занятий. Общие учебно-воспитательные цели уроков по гандболу, определяются программой, конкретизируются в системе частных задач при планировании работы на определенный период (четверть, год, этап тренировки). Урок должен обязательно содержать образовательные задачи. Это достигается постоянным разъяснением материала по овладению знаниями, умениями и навыками, использованием комплексов разнообразных упражнений, правильной дозировкой физических и психических нагрузок.

Воспитательные и оздоровительные задачи уроков по гандболу определяются общим планом учебно-воспитательной работы. Это воспитание основных черт личности, физических способностей, укрепления здоровья. Следует помнить, что формальное обучение (бездумное упражнение) не приносит необходимых результатов. Построить урок педагогически грамотно и правильно - значит, прежде всего, наиболее рационально использовать время урока. Важное условие успешного проведения урока - изменение работоспособности учеников в подготовительной, основной и заключительной частях урока, а для этого преподаватель должен правильно разработать структуру урока, которая зависит от его содержания. В уроке может быть несколько самостоятельных подразделов. Например: урок может быть проведён как одно слитное игровое занятие (игра) или в нём решается ряд задач: разучивание ловли и передачи мяча одной рукой, ознакомления с техникой бросков в нападении, проведение упражнений на развитие качества быстроты и др.

Организация урока по гандболу должна начинаться ещё до занятий: это соблюдение порядка в местах переодевания, подготовка инвентаря, выполнения учащимися своих обязанностей, своевременное построение класса перед выходом в зал, площадку, напоминанием учителя о домашнем задании и о предстоящих в уроке состязаниях (подвижных играх, эстафетах и т.д.). Хорошая подготовка урока создаёт положительный эмоциональный фон, способствующий более интенсивной и плодотворной работе.

Урок состоит из трёх частей:

Подготовительной

Основной

Заключительной

В подготовительной части урока первые движения должны быть лёгкими по нагрузке, без предварительной подготовки к ним. Это разновидности ходьбы, бега, подскоки, ОРУ, освоенные в предыдущей работе, заканчивается подготовительная часть упражнениями сходными по координации, динамике и нагрузке с предстоящими действиями в основной части урока.

В основной части урока (не менее 35 минут) решаются наиболее сложные задачи - ознакомление, изучение, совершенствование игровых приёмов. Упражнения, направленные на развитие определённых физических качеств проводятся в такой последовательности - сила, быстрота, выносливость. Эту последовательность можно изменить в целях более высокой работоспособности учащихся. Каждому разделу должна предшествовать своя подготовительная работа. Скоростная подготовка - мышцы ног, бросковая - руки, плечевой пояс, действия с падением - акробатическая подготовка и т.д.

Заключительная часть - обеспечивает постепенное снижение рабочей активности организма. Сюда включается уборка снарядов и инвентаря, ходьба, лёгкий бег, упражнения для отдельных групп мышц, элементы танца, имитационные и другие упражнения. Подводятся итоги урока, объясняется домашнее здание.

Основой полноценного использования всего времени урока, обеспечения его плотности является тщательная подготовка учителя. Учитель должен контролировать выполнения учащимися упражнений. По ходу исправлять ошибки, показывать, помогать в выполнении каких-либо действий, т.е. при бросках, при обыгрывании двух, трёх и т.д. учеников. Так же следить за дисциплиной на уроке, особенно, если это игры, где дети бурно выражают вои эмоции, и в результате чего можно получить травму. Предупреждение травматизма - одна из основных задач организации урока.

В уроке различают общую и моторную плотность.

Общая плотность - отношение полезно затраченного времени ко всему времени урока.

Моторная плотность - отношение времени выполнения упражнений ко времени всего занятия.

Урок должен иметь стопроцентную общую плотность, моторная должна быть оптимальной для физического развития именно данной группы занимающихся.

На уроке по гандболу деятельность учеников организуется фронтально, по группам или посредством индивидуальных заданий фронтально - одновременная работа со всем классом над общим учебным материалом (обычно не сложные действия). Передвижения, ловля, передача мяча, ведение. По группам - ведется, когда необходимо дифференцировать материал или нельзя работать большими группами (броски в ворота). Индивидуальные - при углубленном освоении материала, работа с отстающими, устранение недостатков. Наиболее эффективная форма организации занятий - круговая тренировку - обеспечивающая высокую общую и моторную плотность урока. В круговую тренировку в гандболе включаются хорошо освоенные упражнения, с помощью которых избирательно воздействуют на отдельные группы мышц, совершенствуют технические навыки, физические качества и т.д. В круговой тренировке в основном используется комплекс из 5 - 10 упражнений. Для каждого упражнения готовится место - «станция». Выполняют упражнения одновременно, по сигналу меняются местами. Дозировка строго контролируется (на число раз 30 секунд). Круг может повторятся 2 - 3 раза. Упражнениями на отдельных станциях могут быть: многократное повторение ведения, передачи и ловля, перемещения в стойке защитника, броски, финты и т.д.

Основы начального отбора

1.1. Общие основы (начальная стадия обучения)

1.2. Основы техники

1.3. Тактика игры

2. Эффективность начального обучения технике гандбола

2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов3

2.3. Результаты тестирования юных гандболистов

Список литературы

1. Основы начального отбора

Официально набор ребят в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Но в России с гандбольными школами сложилась такая ситуация, что сейчас берут практически всех ребятишек независимо от физических данных. Так что если вы привели ребенка к гандбольному тренеру зимой или весной, то он, несмотря ни на что, с радостью включит малыша в группу.

Самый ходовой возраст для начала гандбольной карьеры – восемь-девять лет. Можно приводить детей и постарше, из школы их никто не выгонит. Но требования будут уже несколько строже. Ведь уже в 10–12 лет определяется амплуа спортсмена. Как правило, окончательно и бесповоротно.

В первую очередь следует оценивать координацию движений ребенка. Это как раз то качество, на которое делается упор в группе начальной подготовки. Потом оцениваются физические данные. В современном гандболе очень важен рост. Например, в нашей гандбольной сборной, которая выступает сейчас на чемпионатах мира, почти все как на подбор – эдакие гренадеры: ниже 190 сантиметров в команде только 5 человек. Рост важен в первую очередь для того, чтобы иметь возможность бросать свысока и издалека. Но и невысоким мальчишкам и девчонкам в гандболе найдется место – на флангах, где недостаток роста и мощи вполне можно компенсировать мобильностью и прыгучестью.

Ну а главный гандбольный дефицит – левши. Берут их практически с закрытыми глазами, и носиться будут с ними как с писаной торбой.

В одну группу набирают обычно 15–20 ребятишек. Формируются группы по возрастам, мальчики и девочки тренируются отдельно. Заниматься в группе начальной подготовки ребенок будет 3 раза в неделю по полтора часа в день. Этап начальной подготовки продлится год или два. Обычно после этого периода очень многие ребята просто прекращают занятия или отсеиваются. И в учебно-тренировочную группу переходят уже только самые одаренные. Здесь уже придется заниматься по специальной программе.

Отдавая ребенка в спортивную гандбольную школу, родители должны понимать, что гандбол – травмоопасный вид спорта. В той же сборной России на чемпионате мира сложилась довольно непростая ситуация – по ходу турнира травмировались сразу двое игроков основного состава. Но дети после травм восстанавливаются довольно быстро. Когда же спортсмен станет старше, травмы будут досаждать чаще. Особенно часты в гандболе выбитые пальцы, растяжения и разрывы связок, сотрясения мозга.

Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений. А объем легких у гандболистов почти такой же, как у пловцов!

Мячи. Дети играют резиновыми, подростки – уже кожаными, взрослого размера.

Кроссовки. Они в гандболе особенные: слегка жесткие, плотно облегающие ногу, с достаточно твердой невысокой подошвой, которая больше походит на одну большую мозоль.

«Липучка». Это ласковое название мази со своеобразным составом, которая позволяет лучше держать гандбольный мяч. С ней мяч не выскользнет из рук, а бросок получится сильнее. Правда, пользуются ею только совсем взрослые ребята, без пяти минут профессионалы (иначе детям не поставишь правильную технику броска).

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

1.1. Начальная стадия обучения

Прежде чем начинать обучение гандболу в школьном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.

Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40x20 м, но проводить занятия и обучать игре можно и в зале 24x12 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол (рис. 1).

Рис. 1. Схема спортивного зала

Начинаем с построения гандбольных ворот. Они могут быть из металлических труб, прикрепленных к стене и по бокам и оснащенных сетками. Можно использовать деревянный брус, за­крепив его непосредственно шурупами к стене и покрасив штанги черно-белыми полосами.

Стандартный размер гандбольных ворот – 3x2 м. Но так как залы в школе, как правило, имеют размер 24x12 м, то ворота следует изготовить меньших размеров, например, 2x1,5 м; 2,5x1,8 м и т.д.

После того как ворота изготовлены и закреплены, можно приступать к разметке площадки. Используя линию штрафных бросков в баскетболе (на рис. линия № 1), закрепив в точке опоры штанги (№ 4) шпагат, провести мелом линию (№ 3) соответствующего радиуса – R. Затем, покрасив линию (№ 3) в красный цвет, мы получим вратарскую зону, а линия штрафного броска в баскетболе будет служить также линией пробития семиметровых гандбольных пенальти.

Линию (№ 2) трехочковых бросков в баскетболе (как правило, белого цвета, сплошную или пунктирную) следует использовать как зону свободных штрафных бросков в гандболе.

Боковые линии (№ 5) при игре в гандбол можно не учитывать. Ушедшим в аут можно считать мяч, коснувшийся боковой стенки, что позволит увеличить поле игры.

Приобретя гандбольные, а также резиновые мячи меньшего диаметра для тренировки пяти- и шестиклассников, можно приступать к занятиям гандболом как на уроках, так и в школьной спортивной секции.

Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру. В зависимости от возраста и подготовленности игроков следует определять и численность команды: например, 5 полевых игроков + вратарь; 4 + 1 или 3 + 1.

1.2. Основы техники

Техника игры – это не просто набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры. Это еще и разные способы их выполнения. В свою очередь, техника выполнения приема – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.

По характеру игровой деятельности технику в гандболе делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря.

Когда я начинаю обучение гандболу, то стараюсь, чтобы каждый занимающийся «примерил» на себя роль и нападающего, и защитника, и вратаря. Дети любят играть, а игры по принципу «забей – поймай», на мой взгляд, нравятся почти всем. И хотя большинство стремится играть в нападении и забивать мячи, важнее другое: дать почувствовать детям особенности конкретной игры в каждой точке площадки. Так как гандбол – спортивная темповая игра, в которой и в атаку идет, и при потере мяча обороняется вся команда, то можно выделить подразделы: технику нападения и технику защиты. Знакомить детей с техническими элементами игры на уроках, и на внеурочных занятиях интереснее по самым разным методикам. От выбора учителя, например, зависит, что учащиеся будут осваивать на занятии: элементы техники нападения или защиты? А возможно, Вы предпочтете построить урок таким образом, что одна половина класса будет отрабатывать защитные действия, а другая – атакующие.

При выполнении тех и других можно выделить группы упражнений по перемещению игроков, которые, за редким исключением, характерны как для защиты, так и для нападения. Кроме того, технике владения мячом в гандболе противостоит техника противодействия владению мячом.

Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры в нападении, показаны на схеме (рис. 2).


Рис. 2. Технические приемы, используемые гандболистом в процессе игры

Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. Все эти приемы приведены на рис. 3.

Приемы и техника гандбола

Пользуясь классификацией технических приемов, тренер сможет самостоятельно разработать специальные подготовительные и тренировочные упражнения, определить дозировку нагрузок и те технические приемы, к работе над которыми требуется подойти с большим вниманием.

Учитель, выбравший гандбол для уроков физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения преподавателя физкультуры со специализацией «гандбол», у меня появляются новые возможности для программной подготовки учащихся в рамках предмета «физкультура». К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. На основании приведенных выше схем можно придумать не один десяток упражнений, позволяющих проводить это обучение нестандартно и интересно.

На технику защиты и нападения делится и техника игры вратаря.

Выполнение основных технических приемов вратарь может осваивать в общей группе полевых игроков, но специальные упражнения необходимо отрабатывать индивидуально или с группой из трех-четырех вратарей, так как вратарская техника намного сложнее техники полевого игрока.

Но даже более сложную вратарскую технику можно использовать на уроках, например, при изучении программы по гимнастике. В данном случае я имею в виду, что в индивидуальной подготовке вратарей обязательны упражнения на растяжку, гибкость, координацию, что характерно и для гимнастики.

1.3. Тактика игры

Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой, а это уже – дело тактики. Не случайно признаком высокого тренерского мастерства считается умение перестраивать игру команды по ходу, в зависимости от сложившейся ситуации.

Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, – команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.

Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.

Как показывает моя практика работы в школе, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта. А когда, например, на зачетном уроке по легкой атлетике кто-то из ребят показывает по прыжкам в длину результат, которого до этого никогда не добивался, то он вопросительно смотрит на меня: как такое может быть, ведь он в прыжках специально не тренировался?

Но в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют нашим детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе учебы, можно считать что свою основную задачу на уроке Вы как учитель выполнили.

2. Эффективность начального обучения технике гандбола на основе применения современных информационных технологий

Наиболее подробно эффективность начального обучения изучила Козина Ж.Л. (Харьковский государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды). Она поставила проблему анализа последних исследований и публикаций. Современный гандбол требует высокого уровня владения всеми техническими приемами , поэтому учебно-тренировочный процесс на всех этапах подготовки должен базироваться на возможности детального анализа индивидуальной техники спортсменов . Для этого уже недостаточно просто визуального анализа техники каждого игрока в связи с тем, что высокая скорость выполнения технических приемов гандболиста часто не позволяет достаточно точно уловить отдельные ньюансы их индивидуального выполнения. Современный гандбол требует более широкого применения информационных технологий на всех этапах подготовки, особенно - при обучении технике, что и определило цель исследования.

На основании полученных ранее данных была разработана методика начального обучения технике основных приемов в гандболе с применением современных информационных технологий и проведенный педагогический эксперимент, в котором приняли участие игроки команды ДЮСШ №3 (возраст 11-12 лет), из них 11 спортсменов составили экспериментальную группу и 12 спортсменов контрольную. Эксперимент проводился с сентября 2002 года по май 2003 года.

Для тренировки юных спортсменов экспериментальной группы была разработана методика технической подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств. Основные особенности данной методики заключались в следующем. Наряду с обучением техническим приемам делался акцент на развитие скоростно-соловых способностей. Для этого применялись:

Специальные упражнения для развития силы и взрывной силы;

Упражнения для развития быстроты;

При обучении технике выполнения передач и бросков делался акцент как на точности выполнения данных приемов, так и на скоростно-силовом аспекте их выполнения, в то время как традиционная методика предусматривает обучение данным приемам без акцента на скоростно-силовом аспекте.

В качестве усиления обучающего эффекта применяли наглядные пособия, аналогичные представленным на рис. 1. Кроме того, на уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки "Репка" (рис.2).

Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике освоения технических приемов без акцента на скоростно-силовом аспекте и без применения современных компьютерных технологий.

Эксперимент длился 1 год. В начале и в конце педагогического эксперимента проводилось педагогическое тестирование.

Рассмотрим каждый компонент данной методики отдельно.

2.1. Обеспечение детальной наглядности выполнения приемов

Объяснение техники броска и показ сделанных самостоятельно с помощью видеосъемки и компьютерной обработки материалов наглядных пособий (рис.1), а также - видеокассет с записью техники выполнения бросков гандболистами-профессионалами (производство Калифорнийского Университета). Просмотр видеокассеты производился 2 раза в месяц. Наглядные пособия (рис. 1) выдавались каждому ученику для детального изучения дома на неограниченный срок. При подготовке наглядного пособия приглашались спортсмены высших разрядов (не ниже первого), отбирались наиболее удачные материалы. На рисунке 1 показано выполнение броска спортсменом - студентом ХДПУ (кмс).


Рис. 1. Наглядное пособие для изучения техники броска с места

2.2. Методика применения учебно-методического мультфильма для изучения техники выполнения передачи мяча

На уроках информатики, геометрии, биологии ученики просматривали учебный мультфильм, в котором проводилась аналогия в правиле сложения векторов между законами биомеханического сложения сил при выполнении передачи мяча, законами взаимодействия сил у муравьев при перетаскивании ноши и законами сложении сил при любом коллективном однонаправленном действии на примере сказки "Репка".

При этом ученикам детально объяснялось правило сложения сил по векторам (6-7 классы общеобразовательной школы). После чего приводились примеры сложения сил по векторам. Среди данных примеров была демонстрация правильной техники передачи мяча в гандболе, при которой должны работать все мышцы, и в первую очередь - ноги, так как это наибольшая векторная составляющая в сумме действующих сил в данном движении. Таким образом, мышцы, правильно включаясь в движение, создают силу, которая способствует точному и сильному посыланию мяча в цель (рис. 2). Эта сила является результатом сложения всех векторов сил, обеспечивающих данное движение. Поэтому при передаче мяча обязательно должны работать все мышцы. Это актуально с той точки зрения, что наиболее распространенной ошибкой у начинающих гандболистов является стойка на прямых ногах при передачах и бросках мяча. При этом теряется возможность не только скоростно-силового компонента движения, но и возможность сильной и точной передачи.

В качестве аналогии из живой природы приводился пример совместного перетаскивания муравьями ноши, когда складываются вектора сил действия всех муравьев (рис. 2). Как муравьи могут быстро перетащить ношу в нужное место только сложив свои усилия, так и мышцы могут выполнить сильное и точное действие, работая согласованно. С этой точки зрения также целесообразно сгибать ноги при передачи мяча, так как при этом в действие включаются наиболее крупные мышцы, которыми являются мышцы нижних конечностей, что обеспечивает скоростно-силовой аспект при выполнении данного приема.

В качестве аналогии приводился пример также из сказки "Репка", в которой, когда сложились вектора действия всех сил, т.е. "дедки", "бабки", "внучки" и т.д., "репка вытащилась". При передаче мяча мышцы ног - это как бы "дедка" в сказке "Репка", мышцы туловища, плеча, предплечья - это "бабка", "внучка", "Жучка" и т.д., а мышцы кисти - это "мышка". Поэтому, чтобы передача была сильной и точной (чтобы репка вытащилась), должны согласованно сработать все мышцы.

Данный материал преподносился в виде мультфильма, в котором объединялся материал геометрии, физики, биологии и физкультуры, что взаимоусиливало его понимание учениками, причем как спортсменами, так и неспортсменами.



Рис. 2. Фрагменты учебно-методического мультфильма для обоснования на основе правил сложения сил по векторам техники передачи мяча

Результаты педагогического эксперимента показали эффективность применения данной методики при начальном обучении гандболистов. Так, у спортсменов экспериментальной группы по результатам выполнения контрольных тестов достоверно (при р<0,05; р<0,01) улучшились показатели не только скоростно-силовой подготовленности, но качество выполнения технических приемов (броска и передачи мяча). В то время как в контрольной группе достоверный прирост результатов тестирования наблюдался в трех тестах из пяти с меньшим уровнем значимости по сравнению в экспериментальной группой (р<0,05) (табл. 1, 2).

2.3. Результаты тестирования юных гандболистов контрольной группы до и после проведения эксперимента

Таблица 1

Полученные данные позволяют сделать вывод о целесообразности применения разработанной методики при начальной подготовке гандболистов.

Таблица 2

Результаты тестирования юных гандболистов экспериментальной группы до и после проведения эксперимента

Выводы. 1. Проведенное исследование показало целесообразность применения разработанной методики обучения основным техническим приемам юных гандболистов с акцентом на скоростно-силовом аспекте выполнения данных приемов и применения широкого спектра наглядных пособий, созданных с использованием современных информационных технологий.

2. Улучшение показателей тестирования в экспериментальной группе при большей значимости, чем в контрольной, подтверждает эффективность применения данной методики.

Дальнейшие исследования предполагают развитие научно-методического направления использования информационных технологий в учебно-тренировочном процессе в спортивных играх.


© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни