Теоретико-методические задания. Период утомления. К видам координационных способностей относится

06.11.2019

г. Усолье-Сибирское

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

а.

б. скоростные упражнения.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

а. слабость мышц.

10. Талисманами XXII

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

БЛАНК ОТВЕТОВ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

Задания в открытой форме

11._______________________________

12._______________________________

13._______________________________

14.________________________________

15.________________________________

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1- 2- 3- 4 - .5- 6- 7- 8-

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З

9 - К 10 - Л

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Усолье-Сибирское

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а. формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а.формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

Основные понятия ТФКиС

Определения понятий

1.Физическая реабилитация

А) Социальное течение, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.

2.Физическая культура

Б) Процесс становления и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма

3. Спорт

В) Вид воспитания, направленный на обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управление развитием) физических качеств человека

4.Физическая рекреация

Г) Целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей

5.Физическое воспитание

Д) Процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре

6.Физическое развитие

Е) Использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей

7.Физкультурное движение

Ж) Игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижения наивысших результатов

8.Физическая подготовка

З) Процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными движениями

9.Физическое совершенство

К) Результат физкультурной деятельности, представляющий собой всестороннее и гармоничное единство совершенной биологической природы человека и сформированных у него соответствующих социальных и психических качеств и свойств

10.Оздоровительный спорт (массовый, народный, «спорт для всех»)

Л) Пограничный между спортом и физической культурой социальный феномен, сущность которого составляет оздоровление через физкультурную состязательную деятельность

Инструкция по выполнению задания.

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний выпускников средней (полной) школы по предмету «Физическая культура».

Задания объединены в 5 групп:

1. Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.

Ряд заданий оценивается, если отмечены все правильные варианты. Это условие указано в задании. Выбранные варианты отмечаются зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г».

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл за каждый правильный ответ.

В заданиях с несколькими вариантами ответов каждый правильный ответ оценивается в 0,25 балла; каждый «неправильный» ответ – в минус 0,25 балла.

2. Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать термин (основное понятие), который, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранный термин вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла за каждый правильный ответ.

3. Задания в форме, предполагающей перечисление известных Вам фактов, характеристик и тому подобного. Жюри оценивает каждую представленную Вами позицию.

Полноценно выполненные задания этой группы оцениваются в 5 баллов каждое.

4. В графическом задании Вам необходимо вписать в бланк ответов терминологически верно название положений, стоек или действий, представленных пиктограмм напротив соответствующей цифры.

Полноценно выполненное графическое задание оценивается в 10 баллов.

5. Задания в форме, предполагающей сопоставление – разновидность заданий в закрытой форме, заключающаяся в сопоставлении качественных характеристик одного списка с объектами другого списка.

Выбранные варианты отмечаются добавлением букв в соответствующее поле бланка ответов. Возможны повторения букв.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 7 баллов.

Контролируйте время выполнения задания.

Время выполнения заданий – 30 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Записи должны быть разборчивыми. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Заполните анкету в бланке ответов: напишите свою фамилию, имя, отчество, название субъекта Федерации, город, школу и класс, который Вы представляете.

Контрольные вопросы по инструкции к заданию:

1. Инструкция к тесту мне…

а. понятна. в. понятна не полностью.

б. понятна отчасти. г. не понятна.

2. Вы хотели бы задать вопросы для уточнения задания?

а. Да. б. Нет. в . Не знаю. г. Да, но стесняюсь.

Желаем успеха!

ЗАДАНИЯ В ЗАКРЫТОЙ ФОРМЕ

Завершите утверждения, отмечая соответствующие поля бланка ответов.

1. Президент МОК избирается тайным голосованием на:

а. четырехлетний период.
б. восьмилетний период.
в. три олимпийских цикла.
г. четыре олимпийских цикла.

2. Совокупность естественных морфо-функциональных свойств в каждый момент жизни человека определяет его… .

а . …телесность. в. физическое состояние.

б . …физическое образование. г. физическое развитие.

3. Сдвиги, происходящие в организме занимающихся в результате выполнения упражнений, принято обозначать как…

а. утомление. в. нагрузку.

б. тренировочный эффект. г. адаптацию.

4. Упражнения «на координацию» целесообразно выполнять в…

а. подготовительной части занятия.

б. начале основной части занятия.

в. середине основной части занятия.

г. конце основной части занятия.

5. В ыполнение силовых упражнений с умеренным отягощением (50 – 60% от максимального) и предельным количеством повторений способствует…

а. увеличению абсолютной силы.

б. росту мышечной массы.

в. увеличению относительной силы.

г. росту взрывной силы.

Отметьте все позиции.

Задания в открытой форме

Завершите определение, вписав соответствующее слово, число в бланк ответов.

6. В 2004 г. в стал чемпионом Игр XXVII Олимпиады в...

7. Метод, при котором длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений находится в зависимости от оперативного состояния спортсмена, обозначается как...

8. Подготовка спортсмена, направленная на освоение необходимых знаний, развитие мышления, выработку мыслительных умений и навыков мыслительных операций обозначается как …

9. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют...

10. Выполнение упражнения, совпадающее по форме с соревновательным, но отличающееся по уровню прилагаемых усилий, обозначается как…

Задания, связанные с перечислением

11. Перечислите в бланке ответов известные Вам Характеристики физического развития.

12. Перечислите в бланке ответов известные Вам Основные направления физкультурного движения.

13. Перечислите знакомые Вам средства (мероприятия), способствующие восстановлению работоспособности после физических на грузок.

Графическое задание

14. Впишите в бланк ответов названия положений и двигательных действий представленных ниже пиктограмм.

Задания, связанные с сопоставлением

15. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями, вписав соответствующие буквы в бланк ответов:

Основные понятия

Определения понятий

1. Физическая реабилитация

а) целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации

частично или временно утраченных двигательных

способностей

2. Физическая культура

б) использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей

3. Спорт

в) процесс формирования двигательных навыков и

развития физических способностей, необходимых в

конкретной профессиональной или спортивной

деятельности

4. Физическая рекреация

г) игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижения наивысших результатов

д) процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий, либо под воздействием физических упражнений

е) процесс формирования потребности в занятиях

физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре

Бонусный вопрос

Завершите утверждение, вписав ответ в соответствующее поле бланка. Правильный ответ оценивается в 4 балла.

16. Медленный бег коротким шагом с очень низким подъемом бедра маховой ноги. Служит средством разминки, снятия напряжения после соревнований, повышения функционального состояния кислородтранспортной системы человека, занимающегося оздоровительным бегом называется.. .

Вы выполнили задание.

Поздравляем!

Шифр__________ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Школьный этап 7 – 8 класс

Фамилия_______________________Имя____________________Отчество_________________

Школа________________________________________________________________Класс______

Шифр__________ БЛАНК ОТВЕТОВ

Контрольные вопросы по инструкции к тесту:

Задания в закрытой форме Задания в открытой форме

Варианты ответов

Варианты ответов

Графическое задание

1. – _________________________________________________________________________________

2. – _________________________________________________________________________________

3. – _________________________________________________________________________________

4. – _________________________________________________________________________________

5. – _________________________________________________________________________________

Задания, связанные с перечислением и сопоставлением

Ответы на вопросы № 11 – 13, 15 напишите на обороте бланка

Бонусный вопрос 16. – _____________________________________________________________

Оценка (слагаемые и сумма)_________________________________

Подписи жюри

11. ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

12. ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

13. ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Период устойчивой работоспособности рано или поздно сменяется периодом ее снижения, наступает утомление. Этот промежуток времени характеризуется:
- снижением продуктивности работы (замедляется скорость реакции, появляются ошибочные или несвоевременные действия);
- появляются специфические сдвиги в физиологических процессах организма, а также субъективное переживание усталости.

Утомление может быть физическим (мышечное) и умственным (психическое). Утомление оператора является преимущественно умственным. Утомление - это временное снижение работоспособности, наступающее вследствие нарушения регулятор-ных процессов. В ходе работы энергетические ресурсы организма начинают истощаться. Они не успевают восстанавливаться, а нервная система не может обеспечивать нормальную регуляцию физиологических и психических процессов.

Есть основания связывать состояние утомления с процессом охранительного торможения, оберегающего нервные клетки от дальнейшего истощения и усиливающего восстановительные процессы. Утомление является закономерным процессом, сигнализирующим о необходимости предоставления отдыха для нервно-мышечной системы.
Существует ряд объективных показателей, которые могут получать количественную оценку состояния утомления. Важнейшими из этих показателей являются:
1. Изменения вегетативных функций: частоты пульса, дыхания и др.
2. Изменения возбудимости сенсорной сферы коры мозга. Обнаружены факты снижения тактильной и слуховой чувствительности при утомлении.
3. Общее состояние коры мозга при утомлении характеризуется рядом показателей, полученных благодаря применению электроэнцефалографической методики: удлинение времени восстановления альфаритма после засветки, падение вольтажа аль-фаритма, увеличение числа быстрых и медленных волн в ЭЭГ, а также увеличение коэффициента усвоения мозгом мелькающих световых раздражений.

Сложность установления точных количественных критериев утомления связана с тем, что процесс утомления определяется целым рядом трудноучитываемых факторов. Среди них можно выделить следующие:
1. Специфика деятельности. Изучение утомления проводится на различных видах трудовой и учебной деятельности, которые наряду с общими чертами обладают и своей спецификой. Прежде всего, виды деятельности различаются по тому, какие функциональные системы активизируются в большей мере при их выполпении. Основная нагрузка может падать на зрительный, слуховой, двигательный анализаторы, вызывая большое напряжение интеллектуальных функций или совмещение нервно-психического напряжения с физическим. Поэтому для различных видов деятельности более значимыми могут оказаться разные показатели.
2. Другим важным фактором, влияющим на утомление че-мовека, является его отношение к выполняемой работе. В преде-мах одного и того же вида деятельности динамика изменения функциональных состояний нервной системы может быть различной и зависимости от наличия интереса у человека к работе, от его добросовестности и ответственности за ее результаты.
3. Большое влияние на процесс утомления оказывают типологические особенности нервной деятельности человека. Даже при равной нагрузке, одинаковой по характеру работе и примерно одинаковом отношении к ней процесс утомления будет протекать различно у людей с разными типами нервной системы.

Очень важным вопросом, связанным с проблемой утомления , является вопрос о возможности работы в данном состоянии и о борьбе с ним.

Утомление можно разделить на первичное и вторичное. Первичному утомлению свойственно быстротечное развитие и столь же быстрое исчезновение после прекращения работы. Это связано с возникновением концентрированного очага торможения в коре мозга. Вторичное утомление характеризуется медленным развитием и постепенным исчезновением вследствие возникновения застойного очага неглубокого торможения. Продолжение работы на фоне сильного утомления может неблагоприятно отразиться на нормальном функционировании организма. Возникает переутомление, которое может быть острым - как результат однократной напряженной деятельности и хроническим - как результат длительной повторной деятельности.

Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. уменьшением внешней стимуляции. Монотония чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод чувств». Проявлением рабочей монотонии является притупление остроты внимания, ослабление способности к его переключению, снижение бдительности, сообразительности, ослабление воли, появление сонливости. При этом возникает неприятное эмоциональное переживание, которое заключается в стремлении выйти из этой обстановки. Данные явления быстро исчезают при вхождении человека в нормальную внешнюю среду.

При анализе природы монотонии следует учитывать два обстоятельства:
- четко различать работу, которая по ее объективным показателям относится к монотонной;
- субъективное отношение и различные психические состояния, вызываемые этой работой у отдельных лиц.

Состояние монотонии является результатом коркового торможения. Могут быть две причины его возникновения:
- усиление тормозной активности ретикулярной формации (РФ), т.е. активное торможение;
- снижение активирующих влияний ретикулярной формации на кору, т.е. пассивное торможение.

В обоих случаях результатом будет падение возбудимости корковых центров вследствие развития охранительного торможения. Источником этих изменений в центральной нервной системе является как однообразная деятельность с низкими затратами энергии, так и дефицит сенсорной информации.

Более устойчивы к монотонии лица со слабой нервной системой относительно возбуждения, с инертными нервными процессами. Чаще это интроверты с низкой тревожностью. Наоборот, менее устойчивы к монотонии лица с сильной нервной системой, высокой подвижностью нервных процессов. Это общительные лица, экстраверты, эмоционально неустойчивые, с высокой тревожностью.

Состояние монотонии характеризуется снижением психофизиологической активности в виде субъективных и объективных признаков, т.е. психологических и физиологических показателей. К физиологическим показателям относят, во-первых, показатели работоспособности (количество и качество труда) и, во-вторых, изменения в ряде физиологических процессов и функций:
- снижение возбудимости и лабильности зрительного анализатора;
- увеличение латентных периодов зрительно-моторных реакций;
- развитие тормозных процессов в ЦНС с выраженными фазовыми явлениями;
- изменение электрической активности мозга;
- снижение тонуса симпатического отдела нервной системы и увеличение тонуса парасимпатического отдела нервной системы - падение кровяного давления, аритмия, снижение частоты дыхания, пульса и температуры тела;
- уменьшение потребления кислорода.

Монотонная работа вызывает комплекс психических переживаний, определяющих субъективный фон трудовой деятельности. Отмечают следующие субъективные признаки монотонии:
- возникновение равнодушно-апатичного состояния, падение интереса;
- скука, переходящая в чувство усталости;
- сонливость или дремота.

Сонливость при монотонной работе проявляется в кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром, наступает внезапно и столь же быстро восстанавливается. Критерий динамики субъективного чувства усталости: субъективная усталость, связанная с монотонной работой, начинает проявляться раньше объективных признаков утомления (снижение производительности, ухудшение качества).

Физическая Работоспособность.

Работоспособность

Это свойство человека в течение заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.
Работоспособность человека зависит от уровня его подготовки, степени закрепленности навыков и опыта (техника и стаж занятия спортом), его физического и психического состояния и других причин и обстоятельств.

Спортивная форма

Это состояние организма, термин обозначает готовность спортсмена к выполнению того или иного двигательного действия в максимальном темпе, длительности и т. п. Он носит собирательный характер, т. е. составляющими являются физические, технические, функциональные, тактические, психологические и другие качества. Спортивная форма может быть хорошей, если тренировки проходят на фоне полноценного здоровья спортсмена. Только здоровый спортсмен может переносить большие по объему и интенсивности нагрузки, которые являются факторами стабилизации спортивной формы, функционального состояния.
В поддержании гомеостаза и его регуляции важнейшая роль принадлежит нервной системе, железам внутренней секреции, особенно гипоталамо-гипофизарной и лимбической системам мозга.
В условиях спортивной тренировки, когда происходит долговременная адаптация организма к физическим нагрузкам, имеют место морфофункциональные сдвиги в состоянии системы микроциркуляции крови. Эти изменения, возникающие непосредственно во время мышечной деятельности, сохраняются в организме как следствие и после ее окончания. Накапливаясь в течение длительного времени, они постоянно приводят к формированию более экономного типа реагирования микрососудов. Специфика тренировки в том или ином виде спорта обусловливает дифференцированные преобразования микрососудов.
Исследования показывают, что большие (чрезмерные) физические нагрузки способствуют значительным сдвигам в морфологических структурах и в химизме тканей и органов, а также ведут к срыву адаптационно-приспособительных механизмов, что проявляется в возникновении инфекционных (ОРВИ, грипп и др.) заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата.

Утомление. Усталость. Перетренированность

Утомление

Особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Мерилом утомления являются изменения количественных и качественных показателей работы, а также физических функций во время работы или в ответ на предъявление специальных тестов.
Хорошим средством профилактики утомления при любых видах деятельности является повышение мотивации труда и физической подготовленности.

Усталость

Субъективное ощущение утомления, отражает множиство изменений биохимических, физических и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Вызывает желание либо прекратить ее, либо снизить нагрузку.

Утомляемость

Особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению.
Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Нервно-эмоциональное напряжение.

Особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.

Умственное утомление.

Проявляется снижением эффективности интеллектуального труда, ослаблением внимания (главным образом, человеку трудно сосредоточиться), замедлением мышления.

Физическое утомление.

Выражается нарушением функции мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений и т. д. Уменьшается работоспособность.

Хроническое утомление.

При постоянном утомлении (переутомлении) возникают выраженные дистрофические и деструктивные изменения части мышечных волокон. Одной из причин их появления является гипоксия или нарушение микроциркуляции тканей ОДА.
Хроническое утомление, потеря эластичности мышц (имеет место гипертонус, мышечный дисбаланс и т. п.), мышечные боли, эпизодические спазмы мышц являются предполагающим фактором возникновения травм опорно-двигательного аппарата.
При хроническом утомлении в тканях происходит недоокисленных продуктов обмена веществ, а это, в свою очередь, приводит к изменению коллоидного состава тканей, нарушениям кровообращения, что проявляется повышенной чувствительностью и болью в мышцах. В этой фазе колоидных реакций еще не отмечается отечественных органических изменений в мышцах и возвращение их к норме легко осуществимо. Следует применить криомассаж, сегментарный массаж, гидропроцедуры, фонофорез на фоне снижения физических нагрузок, особенно скоростных и скоростно-силовых.
Нерациональное применение физических нагрузок (тренировок) может привести к функциональным перегрузкам тканей ОДА, а в дальнейшем, если тренировки будут проводиться в таком же режиме, они будут способствовать возникновению травм и заболеваний ОДА.
Большие физические нагрузки при тренировках в среднегорье и зонах жаркого и влажного климата приводят к обострению хронических заболеваний или к перенапряжению кардиореспираторной системы.
При интенсивной мышечной работе расход энергии резко возрастает, в связи с чем более интенсивно протекает процесс окисления веществ в мышечной ткани, увеличивается доставка кислорода к скелетным мышцам. Если кислорода для полного окисления веществ не хватает, то оно происходит частично и в организме накапливается большое количество недоокисленных продуктов, таких, как молочная и пировиноградная кислоты, мочевина и др. Это приводит к отклонению ряда важных констант внутренней среды организма, что не позволяет ему продолжать мышечную деятельность.

Переутомление и перетренированность

Это симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений.
Невротические реакции обычно возникают при монотонных (однообразных), длительных, многообразных и многоразовых тренировках (2-3 раза в день), приводящих к постоянному эмоциональному напряжению.
Переутомление и перетренированность характеризуются ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением спортивной и общей работоспособности. В большинстве случаев переутомление и перетренированность наслаиваются друг на друга, давая симптомокомплекс нарушений деятельности организма.
Переутомление проявляется прежде всего в ухудшении спортивной работоспособности, прекращении роста достижений, несмотря на интенсивные тренировки. Ухудшаются общая работоспособность, сон, усиливаются потливость при выполнении физической нагрузки, сердцебиение (тахикардия), повышается содержание в крови мочевины, нередко имеют место изменения на ЭКГ, снижатся пневмотонометрический показатель, отражающий функцию дыхательной мускулатуры, ЖЕЛ, и другие показатели. Переутомление нарушает слаженность взаимодействия между корой головного мозга, нижележащими отделами нервной системы и внутренними органами.
Перетренированность развивается при систематическом предъявлении спортсмену очень сложных двигательных и такических заданий, сочетающихся с большими физическими нагрузками и недостаточным отдыхом. При перетренированности тмечаются повышенная возбудимость, неустойчивость настроения, нежелание тренироваться, вялость. Преобладание процессов торможения, в свою очередь, замедляет восстановительные роцессы. Ухудшение спортивных достижений и снижение портивной работоспособности - основной симптом перетренированности. Спортсмены высокой квалификации постоянно тренируются на фоне хронического утомления, поэтому часто возникают травмы и обостряются заболевания ОДА.

Необходимы постоянный врачебный контроль за функциональным состоянием спортсмена, выявление первых (начальных) признаков переутомления. Особо контролируются состояние здоровья (артериальное давление, частота сердечных сокращений, аппетит, потливость при выполнении физической нагрузки, сон и др.), функциональное состояние (биохимические и инструментальный методы исследования) на фоне проводимых интенсивных, объемных тренировочных нагрузок.
Ортоклиностатическая проба, биохимические показатели (особенно лактат, мочевина в крови) являются первыми признаками переутомления, и если не внести коррективы в тренировочный процесс, то возникают более серьезные морфофункциональные изменения в тканях ОДА, сердечной мышце и других органах и системах.

Адаптация. Адаптативные процессы в тренировке.

Работоспособность при постоянном объеме тренировки существенно возрастает уже в начальном периоде. В дальнейшем работоспособность повышается еще в некоторой степени, пока не достигнет стабильного устойчивого уровня (плато) - предела работоспособности. И дальнейшее повышение работоспособности возможно лишь в том случае, если нарастает объем тренировок. Стабильный уровень, который достигается путем предельного увеличения объема тренировок, отражает максимум работоспособности; продолжение тренировки не дает большего эффекта. Эта временная кривая применима в принципе ко всем формам тренировки. Физиологические сдвиги, вызванные адаптацией в период тренировки, могут изменяться в обратном направлении после ее прекращения.
Процессы адаптации, связанные с тренировкой, существенно варьируют в зависимости от ее содержания. Может происходить адаптация скелетных мышц (метаболические изменения или увеличение площади поперечного сечения), сердца или дыхательной системы (увеличение максимальной дыхательной способности) либо нервной системы (внутри- и межмышечная координация). Большая часть этих изменений очень существенна для повышения работоспособности.
Для того, чтобы оценить степень адаптации, необходимо знать исходное состояние тренированности. Степень адаптации к физической работе имеет индивидуальный характер. У одного и того же человека она зависит от характера и величины (объема) физической нагрузки.

Тренировка на выносливость вызывает отчетливые изменения многих физиологических показателей.
Из них наиболее резко выражено увеличение сердечного объема (дилатация сердца) и массы сердца (гипертрофия мускулатуры стенки). У спортсменов, тренирующихся на выносливость, происходит также отчетливое повышение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Главный фактор в работоспособности, требующей выносливости, - это адекватное поступление кислорода в мышцы, которое определяется максимальным сердечным выбросом.

Вы еще не читали этого?! Зря вы так...

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни