Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу. Организация учебного процесса в группах начальной подготовки юных футболистов

06.11.2019

Спортивная тренировка, под которой понимается специализированное физическое воспитание, направленное на достижение индивидуально возможных результатов, представляет собой весьма сложный процесс. Трудность управления спортивной тренировкой футболистов состоит в том, что все виды подготовки нужно оптимально спланировать в течение года по отдельным занятиям, этапам, периодам при оптимальном соотношении объема и интенсивности нагрузок, их направленности.

Для того, чтобы это сделать, прежде всего необходимо соблюдать основные педагогические закономерности спортивной тренировки, которыми являются:

  • а) непрерывность (круглогодичность) процесса тренировки;
  • б) направленность к высшим достижениям;
  • в) индивидуализация тренировочного процесса;
  • г) единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам;
  • д) единство общей и специальной подготовки;
  • е) волнообразность динамики нагрузок;
  • ж) цикличность тренировочного процесса;
  • з) соответствие тренировочных упражнений соревновательным.

Тренировочная нагрузка, прежде всего, характеризуется объемом и интенсивностью. Объем нагрузок у футболистов прослеживается по данным изменений числа занятий и состязаний, их длительности, а интенсивность -- по величине нагрузок (большая, средняя, малая).

Анализ объема и интенсивности позволяет составлять схемы распределения нагрузок в годовом цикле тренировки футболистов, руководствуясь такими закономерностями тренировки, как: постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок волнообразность динамики нагрузок.

В начале годового цикла (подготовительный период) объем нагрузок (время, затраченное на занятия) постепенно увеличивается, затем как бы стабилизируется, после чего все время уменьшается. И так до начала переходного периода. Интенсивность нагрузок неизменно возрастает с начала занятий и почти на всем протяжении годового цикла и лишь резко падает в завершающей фазе соревновательного периода. Изменение объема и интенсивности нагрузок зависит от задач тренировки, решаемых в том или ином периоде.

Однако тренировочная нагрузка определяется не только объемом и интенсивностью. Не меньшее значение имеет и то, какова общая величина нагрузки на данном занятии и какова величина ответной реакции на нее организма футболиста, т. е. какова направленность нагрузки.

Направленность нагрузки проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного физического качества.

Примечание: развитие ловкости и гибкости может осуществляться при выполнении аэробных и аэробно-анаэробных упражнений. Интенсивность нагрузок, способствующих развитию ловкости будет определяться повышением координационных трудностей, которые, в основном, слагаются из требований: а) точности движений; б) взаимной согласованности; в) внезапности меняющейся обстановки.

По характеру специфических требований к физической подготовленности футболистов нагрузки используются для развития:

  • -- скоростно-силовых качеств;
  • -- общей выносливости;
  • -- скоростной выносливости;
  • -- смешанной (аэробно-анаэробной) выносливости.

При этом используются как специфические упражнения (технико-тактические), так и неспецифические (без мяча).

Тренирующее воздействие упражнений, как известно, определяется пятью компонентами:

  • 1) продолжительностью упражнения, его характера;
  • 2) интенсивностью упражнения;
  • 3) продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями;
  • 4) характером отдыха (заполненность пауз отдыха другими видами деятельности);
  • 5) числом повторений (как отдельных упражнений, так и их серий).

От способа сочетания этих условий и будет зависить направленость нагрузки тренировки футболистов, т. е. режим работы*.

Таким образом, каждое занятие футболистов должно носить направленный характер, т. е. способствовать развитию или поддержанию уровня развития того или иного двигательного качества или одновременно (в сопряжении) решать задачи физической и технико-тактической подготовленности (занятие будет носить комплексный характер). Направленному характеру занятия должен соответствовать определенный режим деятельности выполнения футболистами тех или иных упражнений, которые предлагает тренер, с учетом точного соблюдения компонентов нагрузки. Какие это будут упражнения, специфические (специализированные) или неспецифические (неспециализированные), координационно простые для выполнения или сложные,-- решать тренеру. Главное, чтобы они были посильные для выполнения футболистами с учетом всех сторон их подготовленности (техническая, функциональная готовность на данный этап и т. д.).

* В футболе к вышеперечисленным факторам, определяющим нагрузку, следует также отнести: а) количество игроков, участвующих в выполнении того или иного упражнения; б) размеры площадки, на которой выполняется данное упражнение; в) координационную сложность выполняемого футболистами упражнения.

Такое строго смоделированное занятие должно дать тренировочный эффект, соответствующий поставленной перед тренировкой конкретной педагогической задаче (при постановке которой тренер учитывает функциональное состояние футболистов перед занятием).

Важной методической особенностью, о которой всегда должен помнить тренер, является и то, что тренировочная нагрузка любого занятия футболистов должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного тренировочного эффекта, но также и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятия. Это важно потому, что при неудачно выбранной последовательности занятий в том или ином цикле, т. е. их направленности, конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному.

Известно, что взаимодействие упражнений разной направленности проявляется в том, что «биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые данным упражнением, будут зависить от того, выполняется ли упражнение на «чистом» фоне, т. е. после достаточно продолжительного отдыха, или ему предшествует другое упражнение, последствие которого отражается на срочном тренировочном эффекте выполняемого упражнения».

Различают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующего упражнения влияет на сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения:

  • а) положительное (усиливает сдвиги);
  • б) отрицательное (уменьшает сдвиги);
  • в) нейтральное (мало влияет на сдвиги).

Положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:

  • а) вначале алактатные анаэробные (за счет энергии креатинфосфата, т. е. скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические упражнения (за счет расщепления углеводов, т. е. упражнения на скоростную выносливость) ;
  • б) вначале алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (упражнения на «общую» выносливость);
  • в) вначале анаэробные гликолитические (в небольшом объеме), а затем -- аэробные упражнения.

Эту схему сочетания нагрузок различной направленности, при котором проявляется положительное взаимодействие упражнений, иначе можно выразить так:

Сочетание I

  • 1. Скоростно-силовые качества (алактно-анаэробные упражнения, где креатинфосфат является основным поставщиком энергии).
  • 2. Скоростная выносливость (анаэробные гликолитиче-ские упражнения, где углеводы -- основной поставщик энергии).

Сочетание II

  • 1. Скоростно-силовые качества.
  • 2. Общая выносливость.

Сочетание III

  • 1. Скоростная выносливость.
  • 2. Общая выносливость.

При другом сочетании упражнений в одном занятии добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас невозможно. Так, если в занятии вначале выполнить в значительном объеме аэробные, а затем анаэробные гликолитические упражнения (скоростная выносливость), то взаимодействие срочного тренировочного эффекта будет отрицательным и, следовательно, тренировочное занятие будет малоэффективным. Об этом никогда не должен забывать тренер, иначе может получиться так, что тренируемся много, а эффекта не достигнем, т. е. вся тренировочная работа превращается в «вал».

Таким образом, мы рассмотрели методические особенности организации отдельного тренировочного занятия той или иной направленности, взаимодействия нагрузок разной направленности, при которых проявляется положительное взаимодействие эффектов от тренировки. Но так должны решаться сиюминутные вопросы, т. е. задачи одного занятия. Задачи стратегического порядка, т. е. повышение тренированности футболистов на том или ином этапе подготовки, периода тренировки, решаются комбинацией этих режимов деятельности. Иначе говоря, необходимо знать, как планировать занятия различной направленности на том или ином этапе подготовки футболистов, методические особенности этого планирования с целью получения так называемого кумулятивного эффекта тренировки. Ведь беспорядочное проведение занятий различной направленности вряд ли может привести к росту результатов, хотя сами занятия будут построены и проведены строго по режиму.

Из этого следует, что последовательность проведения тренировочных занятий и их соотношение в микроциклах и на отдельных этапах и периодах подготовки должны быть научно обоснованы. Если не будут учитываться методические особенности проведения занятий различной направленности, то может случиться так, что планируемый тренером один режим выполнения упражнений футболистами будет переходить в другой. При этом полученный срочный тренировочный эффект от планируемого занятия не будет соответствовать желанию тренера.

Например, если вчера занятие было направлено на развитие скоростной выносливости футболистов, при этом проведено с большой нагрузкой, а последующая тренировка через 6, 12, или 24 часа планируется на развитие скоростно-силовых качеств, то уже заранее можно сказать, что эта задача не будет решена. И обусловлено это тем, что организм футболистов еще не восстановится от предыдущего занятия, значит скоростные качества развиваться не будут. Тренируясь в этом режиме, мы будем совершенствовать выносливость, а не скоростно-силовые качества.

Какие же основные методические прин1 шы необходимы учитывать тренеру при последовательном проведении занятий различной направленности на том или ином тренировочном этапе?

Во-первых, необходимо помнить, что взаимодействие тренировочных эффектов занятий будет обусловлено тем, в какой стадии восстановления после предшествующей тренировки находится организм футболиста. Как известно, в период отдыха, после тренировки^ работоспособность футболиста сначала приходит в дорабочее состояние, т. е. то состояние, какое было до тренировки. Через более длительный промежуток времени отдыха работоспособность футболиста повышается (наступает стадия сверхвосстановления или суперкомпенсации), и, наконец, через некоторое время достигнутый уровень повышенной работоспособности, т. е. уровень сверхисходного состояния тренированности, возвращается к исходному до тренировки. Для того, чтобы тренированность футболиста нарастала, желательно каждую последующую тренировку проводить в период сверхисходного состояния тренированности, т. е. когда организм футболиста находится в стадии сверхвосстановления. Добиваться этого можно, используя нагрузки разной величины и направленности (т. е. используя различные режимы деятельности). От величины нагрузки (большая, средняя, малая) зависит длительность эффекта сверхвосстановления. Величина нагрузки определяется, как известно, не столько длительностью занятий, сколько интенсивностью, которую можно определить по пульсовой стоимости тех или иных упражнений или по длительности упражнения в зависимости от его направленности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка величины нагрузки по ее длительности

  • 1. Скоростно-силовая 90 50 30
  • 2. Скоростная выносливость 90 70 40
  • 3. Общая выносливость 150 120 80
  • 4. Смешанная выносливость 150-130 120 90

Оценка величины нагрузки по пульсовой стоимости

Надо помнить, что после больших нагрузок эффект сверхвосстановления наступает через 32--36 час., после средних -- через 18--24 час., после малых -- через 4-- 6 час., после максимальных (игры) -- через 48--52 час. Руководствуясь этим, тренер в зависимости от решаемых задач должен умело чередовать нагрузки разной величины и направленности. Он должен учитывать, что процесс, восстановления после больших нагрузок проходит значительно быстрее, если в интервалах между ними вместо пассивного отдыха проводить тренировки со средними и малыми нагрузками.

Поскольку большие нагрузки более эффективны для повышения функциональных возможностей организма, то нельзя применять их бессистемно, т. к. это может привести к перетренировке. В связи в этим, существует два способа применения больших нагрузок.

Первый способ основан на разновременности (неодновременности) восстановительных процессов различных систем организма после нагрузок разной направленности. Это означает, например, что после большой нагрузки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, сердечно-сосудистая система футболиста восстановится быстрее, чем, скажем, нервно-мышечный аппарат. Значит, в следующую тренировку тоже можно давать большую нагрузку, но надо менять направленность занятия (если, конечно, мы развиваем другое качество, а не выносливость).

Второй способ применения больших нагрузок основан на эффекте наслоения средних однонаправленных нагрузок (например, скоростно-силовых) в недельном цикле тренировки, что суммарно дает эффект большой нагрузки (кумулятивный эффект). При этом способе применения больших нагрузок в следующем тренировочном цикле обязательно нужно менять направленость занятий (режим тренировочной деятельности) футболистов.

Когда тренировка проводится дважды в день, то взаимосвязь смежных занятий становится весьма существенной, кроме того, величина одного из них должна быть наполовину меньше другого. При двух занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха.

План должен быть реальным, обоснованным и конкретным. Различают несколько видов планирования:

  • а) перспективное -- на ряд лет:
  • б) текущее -- на год;
  • в) оперативное -- на месяц, неделю, день.

Ведущая роль по отношению к остальным видам планирования отводится перспективному планированию.

При эффективном построении учебно-тренировочной работы, необходимо учитывать возрастных особенностей спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности юных спортсменов, влияющие на их спортивный результат.

Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после занятий в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность учащихся этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч. Из 45 минут занятий 80 % времени учащиеся должны заниматься с мячом, 20 % - упражнения различного характера. Основные задачи на этих уроках:

Формирование активного отношения к занятиям физкультурой и спортом.

Всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей.

Освоение навыков коллективной игры (футбол).

Знакомство с основами техники футбола.

Контроль за выполнением школьных обязанностей.

В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 - 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и чёткого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее надо дать учащимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у ребят было представление об этом приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного выполнения путём многократного повторения и, если есть положительный результат, на этом заканчивается первый этап обучения .

Средняя подростковая группа 11-14 лет. Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.

С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.

При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:

  • а)наличие обучающей программы;
  • б)расчленение обучения на этапы (шаги);
  • в)оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).

Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.

3. Самый приемлемый путь программированного обучения комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения техники идёт по линейной программе до тех пор, пока занимающийся не ошибется. Причину ошибки объясняют, и дальнейшее выполнение технических приемов корректируют с учётом индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в возрасте 11 -14 лет и достижение успехов в обучении, вызывает у обучающихся (мальчиков и девочек) положительные эмоции .

Футбол эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приёмы, позволяющие осваивать саму игру.

В этой возрастной группе особенно хотелось обратить внимание на 13-14-летних учащихся (8-9 классы), у которых происходят значительные изменения, типичные для проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Этот период требует особого внимания и большого терпения в воспитательной работе.

На уроках футбола в этих классах необходимо уделять больше внимания общему развитию функций организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются на развитии мальчиков и девочек. В 13-14 лет при систематических занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола .

Основные задачи подготовки: 7-8 классы:

  • 1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и скоростные данные. Уделять должное внимание развитию динамической силы.
  • 2. Обучение технике и тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях школьных залов и площадок уменьшенных размеров.

Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.

Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..

Старшие школьники 15 -17 лет. В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают её регулирующие возможности. Учащиеся этих классов становятся крепче физически, ровнее ведут себя. Уровень их практических знаний футбола растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. В старших классах, где нагрузки постепенно повышаются, должное внимание на уроках футбола уделяется освоению игровых действий с учётом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.

Основные задачи, которые нужно решать на занятиях по футболу:

Развитие двигательных способностей учащихся. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей, применительно к футболу.

Углубленное обучение техническим приемам, адаптированным к игре в атаке и обороне, разучивание групповых комбинаций.

Обучение в игровых упражнениях индивидуальным действиям при атаке и обороне.

Строгий контроль за здоровьем учащихся при планировании и проведении занятий с повышенной нагрузкой.

Формирование общественно-морального облика учащихся, созидательное отношение к учебе и спорту .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Педагогический институт

Организация учебно-тренировочного процесса в футболе

О.В. Дергунов

Эффективность тренировочного процесса зависит от многих факторов. Главными из них являются: практический опыт тренера, профессиональный уровень игроков; обеспеченность тренировочного процесса соответствующими футбольными полями, площадками, мячами и прочим спортинвентарем; регулярность тренировок; интенсивность тренировочных нагрузок; дисциплина игроков на тренировках; соблюдение игроками режима в быту (воздержание от алкоголя, курения и т. п.); индивидуальная работа футболистов в свободное от тренировок время (утренняя зарядка, кроссы, освоение технических приемов владения мячом и т. п.); дух товарищества и тесной дружбы (совместное посещение кино, театров, коллективные походы и т. п.).

В зависимости от обстоятельств тренер должен создавать игрокам самые благоприятные условия. Для этого необходимо:

2) иметь необходимое количество мячей (как минимум один мяч на двух футболистов), специальную стенку для отработки всех видов ударов, подвешенные мячи для ударов головой, флажки для футбольного «слалома», набивные мячи, скакалки, разноцветные нарукавные повязки или майки для проведения двусторонних тренировочных игр;

3) прививать игрокам пунктуальность, тренировочную дисциплину, спортивную этику;

4) внимательно относиться к игрокам в свободное от тренировок время.

Регулярность тренировок зависит от возраста и спортивной квалификации футболистов.

Школьникам в возрасте от 10 до 14 лет достаточно одной тренировки в неделю. Ее целесообразно проводить по возможности в среду в послеобеденное время.

Для футболистов в возрасте от 14 до 16 лет требуется двухразовая тренировка в неделю.

Для юношей в возрасте от 16 до 18 лет нужна как минимум двухразовая тренировка в неделю, ибо состязания с их участием по продолжительности, технической подготовке футболистов и физическим нагрузкам не уступают играм взрослых команд. Поскольку юноши этой группы по достижении восемнадцатилетнего возраста переходят в команды взрослых, они должны быть разносторонне подготовлены путем достаточно интенсивных тренировок. Предполагается, что в восемнадцать лет они хорошо владеют всем арсеналом технических средств и обладают широким тактическим мышлением.

Следует поощрять стремление подростков и юношей всех упомянутых возрастных групп наряду с тренировками как можно больше времени посвящать индивидуальной работе с мячом. Такая практика призвана развить в спортсмене «чувство мяча». (Ни одни из игроков не может похвастаться тем, что слишком долго работает с мячом.)

Для достижения максимальных результатов почти во всех видах спорта в настоящее время трудно обойтись без каждодневных тренировок. Невозможность проведения столь частых тренировок в футболе объясняется дефицитом времени. Исключение из этого правила составляют профессиональные команды, обязательные ежедневные тренировки которых оговариваются контрактами со спортивными клубами.

Любительские команды всех ступеней мастерства тренируются, как правило, 2 раза в неделю. Вместе с тем тренер должен стремиться к проведению трехразовых тренировок -- лучше всего во вторник, среду и пятницу.

Для школьников 10-14 лет, тренирующихся только раз в неделю, продолжительность тренировок должна составлять 2 часа.

Для возрастной группы 14-16 лет с двухразовой тренировкой занятие не должно превышать 1,5 часа.

Юноши 16-18 лет при двухразовых занятиях должны тренироваться каждый раз по 2 часа.

Взрослые команды при двухразовых занятиях должны тренироваться не менее 2 часов, при трехразовых -- по 1,5 часа.

Важный принцип современного тренировочного процесса: тренируйся чаще, по возможности каждый день; тренируйся легко, временем не злоупотребляй! упражнение скоростной игрок футбол

Рациональное распределение нагрузки в тренировочном занятии - залог спортивного мастерства занимающихся.

Главное внимание в тренировках школьников 10-14 лет уделяется технике владения мячом и самой игре. Начинающим необходимо изучить основные виды удара по мячу и его остановки, причем освоение ударов головой проводится в очень ограниченной степени (в этом возрасте черепная коробка еще недостаточно крепкая). Отрабатываются и элементарные виды комбинационной игры: в тренировочные планы включается выполнение диагональных передач с разбивкой игроков на пары и тройки, простейшие беговые упражнения и тактические упражнения с мячом группами -- трое против одного и четверо против двоих. Пусть подростки больше играют, приучаются действовать коллективно. Только вратарю требуется специальная тренировка для ознакомления со спецификой игры.

Кроме гимнастики, разгрузочных, дополнительных игр и эстафетного бега, любой другой физической нагрузки следует избегать. 10-14-летние спортсмены не должны подвергаться длительным нагрузкам; примитивным, выматывающим силы упражнениям в тренировке юных футболистов не должно быть места.

В подготовке юношей 14-16 лет важное значение имеет освоение технических приемов. В программу тренировки включаются сложные комбинации, упражнения, вырабатывающие скоростные качества и тактические навыки; футболистам следует прививать вкус к игре с определенными тактическими заданиями, к коллективным упражнениям с разбивкой игроков на группы. Необходимо также обращать внимание на гимнастику, игровые упражнения и эстафетный бег. И в этой возрастной группе важно избегать продолжительных нагрузок.

Организм юношей 16-18 лет позволяет проводить занятия, напоминающие тренировки взрослых футболистов. Как и прежде, главная цель занятий -- работа с мячом. Она дополняется различными видами комбинированных упражнений, упражнениями на развитие скоростных качеств и тактических навыков. В тренировку включается персональная подготовка каждого игрока в зависимости от его футбольной «специальности». На тренировочных играх футболисты должны получать конкретные задания. Отработка взаимодействия игроков различных линий и овладение техническими приемами являются составной частью командной тренировки. Программа подготовки юношей 16-18 лет предусматривает также гимнастику, стартовые упражнения, кросс, упражнения с мячом и без мяча, эстафетный бег. И здесь следует воздержаться от утомительных монотонных тренировок. Вы достигнете большего эффекта, если сделаете акцент на всевозможных скоростных упражнениях с активными паузами для отдыха (например, спокойная работа с мячом на месте).

В процессе обучения юношей следует знакомить с тактикой современного футбола и характерными особенностями различных систем игры. В тренировочных состязаниях необходимо настраивать футболистов на выполнение поставленных перед ними тактических задач с обязательным разбором допущенных во время игры ошибок.

Активно играющим командам нужна интенсивная во всех отношениях тренировка, требующая полной отдачи сил, как от тренера, так и от каждого игрока в отдельности. Наряду с обстоятельным изучением приемов владения мячом, которые у так называемых «готовых» футболистов способствуют закреплению и углублению полученных навыков, особое значение придается работе с игроками отдельных линий и отработке взаимопонимания между всеми звеньями команды. Футбольная команда должна быть тесно спаянным коллективом, отвечающим всем тактическим требованиям в условиях конкретных соревнований.

В ходе тренировок следует развивать тактическое «чутье» каждого игрока в отдельности и тактическое мышление игроков всей команды. В этих играх тренер ставит перед футболистами определенные задачи. Он замечает все ошибки, прерывает игру и объясняет, что сделано неверно. Тренер, например, ставит такие задачи: каждый игрок делает передачу в одно или два касания; отдав мяч, футболист немедленно устремляется на свободное место и т. д. Задания тренера должны отвечать уровню мастерства команды. Обнаруженные недостатки и слабости следует преодолевать в ходе последовательного выполнения поставленных перед игроками задач.

На каждой тренировке интенсивно отрабатывается то или иное тактическое упражнение или игровая комбинация. Тренер не разрешает футболистам по собственному усмотрению разбиваться на группы, а распределяет их по строго определенным принципам. Он сводит в одну группу тех игроков, которые в команде образуют одну линию. Тем самым футболисты познают собственные игровые качества, приспосабливаются друг к другу с учетом скоростных качеств, подвижности и особенностей ведения мяча, что способствует сыгранности команды.

Выполнение упражнений на скоростную выносливость, стартовые ускорения, спринт, бег с мячом и без мяча, разные игры, развивающие скоростные качества и выносливость, повышают общефизическую подготовку команды. Гимнастика, упражнения с партнерами, с набивными мячами, вольные упражнения, со скакалками и т.п. в разумном сочетании должны стать неотъемлемой частью тренировки.

Особого внимания заслуживает специальная тренировка отдельных игроков команды. Тренер должен поощрять дополнительные занятия (кроме официальных тренировок) игроков по преодолению индивидуальных недостатков. Так, футболисту, бьющему только с правой ноги, будет полезно тренировать левую ногу. Медлительный игрок может повысить скоростные качества путем систематических стартовых упражнений и спринта. Малоподвижный футболист может совершенствоваться посредством ежедневных гимнастических упражнений у себя дома и т. д.

По возможности раз в три недели тренер занимается с командой в закрытом помещении. Хорошо организованная тренировка в зале вносит в ход занятий определенное разнообразие и обычно доставляет игрокам большую радость, а тренеру позволяет углубить общефизическую подготовку и стимулировать футболистов на развитие скоростных качеств.

Вместе с тем зимой следует избегать тренировок исключительно в закрытом помещении. Дело в том, что соревнования проводятся под открытым небом в любую погоду и при любом состоянии футбольного поля; при постоянных же тренировках в зале игроки утрачивают ощущение пространства, начинают плохо ориентироваться и пользуются главным образом малоэффективным коротким пасом.

Тренер должен готовиться к каждому тренировочному занятию, заранее продумывая, как оно будет протекать и какие виды упражнений он предложит своим подопечным. Планируя занятия, тренер должен исходить из того, что он хочет добиться каждой тренировкой, над устранением каких недостатков намерен работать и какие барьеры должна преодолеть команда для повышения своего мастерства. Пробелы каждого игрока и команды в целом проявляются в очередных встречах, подсказывая тренеру характер последующих тренировочных занятий.

Погода, состояние поля, физическая подготовка команды, место тренировки в течение игрового сезона - все эти факторы должны учитываться тренером в его планах. Так, например, при холодной погоде ему следует воздерживаться от долгих теоретических объяснений во время тренировки, чтобы разогретые игроки не простудились; на «трудном», грязном поле придется отказаться от специальных упражнений по отработке ударов головой, в сильную жару тренер не должен настаивать на выполнении упражнений, которые выматывают футболистов и доводят их до изнеможения.

Если тренер не готовится к каждому тренировочному занятию, его работа будет носить бессистемный характер. В этом случае ему не следует рассчитывать на повышение мастерства отдельных игроков и команды в целом; все его усилия сведутся лишь к формальному пребыванию в команде, что неминуемо приведет к неудаче, которая подорвет его авторитет среди футболистов. В конце концов, когда тренер «расстреляет свой порох», весь тренировочный процесс сведется к монотонной продолжительной игре в двое ворот, что, естественно, не удовлетворит ни его самого, ни игроков, ни руководство клуба.

Целеустремленный и добросовестный тренер не должен ограничиваться подготовкой лишь к текущему тренировочному занятию. Он составляет свой план на продолжительный срок, скажем, на месяц вперед, а то и больше, определяет задачи для самого себя, подчиняя все тренировки достижению поставленной цели. Руководствуясь этим планом, он методически наращивает нагрузки, переходя от простого к сложному. Он строит тренировочные занятия таким образом, чтобы устранить недостатки в технической и тактической подготовке игроков и тем самым повысить уровень игры команды в целом.

Характер тренировки продумывается заранее. Начинать ее каждый раз следует с разминки. Спортсмены должны быть разогреты (до легкого пота), прежде чем приступать к выполнению более сложных упражнений. Не разогретые мышцы и связки под влиянием внезапных резких нагрузок легко могут подвергнуться растяжению или разрыву.

По окончании разминки можно приниматься за технические упражнения с мячом или разучивать тактические комбинации, после чего следует основная часть тренировки, например отработка конкретных приемов с разбивкой на игровые группы. В последующей тренировочной игре (на малом или большом поле) еще раз повторяются, уже в процессе командной игры, ранее освоенные тактические приемы. Закончить тренировку можно упражнениями на быстроту реакции, разгрузочными и дополнительными играми, а также гимнастическими упражнениями.

Библиографический список

1. Вайн. Х. Как научиться играть в футбол. М., 2004.

2. Витковски З. Развитие координационных способностей у футболистов 11-19 лет. М., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Командные тактические действия в футболе. Особенности основных систем нападения: быстрого прорыва и позиционного нападения. Организация действий при персональной, зонной и комбинированной системах защиты. Тактические обязанности игроков нападений.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Основные категории тактики футбола: расстановка игроков; действия команды при атаке или обороне; стандартные положения. Понятие про тактические системы игры. Индивидуальная тактика игры: понятие; основная цель; задачи; недостатки и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Организация занятий в секции по волейболу. Особенности учебно-тренировочного процесса волейболистов 12-13лет. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития волейболистов 12-13 лет. Физическая подготовка, техника и тактики игры в волейбол.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Понятие и сущность игры в футбол. Техника и тактика остановки мяча в футболе в системе приемов игровой футбольной деятельности. Классификация и типы техник остановки мяча в футболе, рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2011

    Физическая подготовка, содержащиеся в учебно-тренировочном процессе. Принципы учебно-тренировочного процесса. Руководящая роль тренера. Объемы тренировочных нагрузок в процессе. Особенности тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Древняя игра в мяч. Мировое распространение футбола. Введение единых футбольных правил и законов игры. Появление наемных игроков, первых профессионалов. Формирование футбольной ассоциации. Первый международный матч. Развитие современного футбола.

    реферат , добавлен 12.03.2014

    Отбор детей в гандбольные школы. Основы тактической подготовки игрока. Командные тактические действия. Правила игры в гандбол. Техника владения мячом. Состояние высокой физической подготовки гандболистов. Построение тренировочного процесса, его циклы.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Физиологические и психологические особенности юношей 14-15 лет. Физическая, психологическая, тактическая и техническая готовность юных футболистов. Адаптация и акклиматизация после приезда на выездные соревнования. Специальная диета до начала игры.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Различные названия футбола. Правила игры. Функции игроков, индивидуальная, групповая и командная тактика. Действия вратаря в обороне и в атаке. Руководство действиями партнёров. Системы "пять в линию", "дубль-ве". Современные тактические системы.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Зарождение футбола в средневековой Англии XII в. Ополчение церковников, феодалов, купцов против футбола. Игры с мячом на Руси. Родоначальники современного футбола. Развитие футбола в России. Чемпионы мира по футболу и наиболее яркие футбольные рекорды.

Физическая подготовка - один из основных разделов учебно-тренировочного процесса в любом виде спорта. Это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. В целом, под физической подготовкой необходимо понимать процесс совершенствования физического состояния футболиста. Не случайно ее основными задачами являются: повышение уровня здоровья, всестороннее физическое развитие спортсмена, повышение общей работоспособности организма, его функциональных возможностей.

Применительно к игре можно отметить, что физическая подготовленность футболиста находит свое специфическое выражение, главным образом, таких характеристиках, как в высокой стартовой скорости, прыгучести, скоростной выносливости, ловкости, а также в определенных формах и характера взаимоотношения этих свойств.

Действенность в решении задач физической подготовки футболистов зависит также от правильного выбора и умелого применения методов. Следует помнить, что действия футболистов носят повторно-переменный характер, с преобладанием работы скоростно-силового режима, следовательно ведущее место в структуре физической подготовленности получают скоростные и скоростно-силовые качества.

Высокий уровень требований, предъявляемых игрой к развитию качества ловкости у футболиста объясняется постоянной сменой двигательных режимов и большой вариативностью в характере и системе нервно-мышечных усилий в ряде игровых моментов.

Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Как правило, в учебно-тренировочном процессе задачи общей и специальной физической подготовки органически свя­заны и тесно переплетаются между собой.

Цель общей физической подготовки (ОФП) - достижение высокой работоспособности, слаженности в деятельности отдельных органов и систем организма, общего атлетического развития спортсменов. Ее задачами являются:

    содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки;

    развитие двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей - ловкости, выносливости, гибкости);

    формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

    укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих главную нагрузку в спортивной игре при выполнении специальных заданий.

Таким образом, общая физическая подготовка направлена на разностороннее развитие спортсмена.

Ведущие средства, которые используют для решения задач общей физической подготовки, можно разделить на группы: общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта, оказывающие общее воздействие на организм юных футболистов (гимнастика, легкой атлетика, баскетбол, гандбол и т.д.), и обеспечивающие развитие и укрепление мышечно-связочного аппа­рата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улуч­шение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. С помощью таких упражнений достигается развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшается деятельность всех функциональных систем организма, обеспечивается всестороннее развитие двигательных качеств.

Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, всесторонне воздействуют на организм. Они направлены на развитие быстроты, силы, координационных способностей, гибкости, выносливости; на совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях; на укрепление связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т.д.; на формирование правильной осанки (особенно у детей).

В то же время каждое из упражнений преимущественно направлено на развитие того или иного качества. Так, длительный бег по пересечен­ной местности преимущественно направлен на развитие выносливости, ускорения на коротких отрезках развивают быстроту, а гимнасти­ческие упражнения - ловкость. Эти упражнения включаются в за­нятия как составная часть, а некоторые упражнения выносятся в утреннее занятие

Занятия другими видами спорта дают должный эффект, если обучаемые освоят основы техники и тактики этих видов.

Цель специальной физической подготовки (СФП) - развитие и совершен­ствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста. По­этому специальная физическая подготовка футболистов должна строиться с учетом характера игровой деятельности футболистов уже на первых этапах тренировочного процесса, становясь тем самым фундаментом при совершенствовании технического и тактического мастерства.

Некоторые специалисты считают, что специальная физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительно к тре­бованиям избранного вида спорта .

Основными задачами построения специальной физической подготовки являются:

    укрепле­ние организма соответственно особенностям избранного вида спорта,

    развитие в этом направлении органов и систем, налаживание совершенной координации в функциональной деятельности организма спортсмена,

    закрепление и экономизация техники движений, совершенствование других компонентов подготовленности соответственно желаемой модели.

Решение этих задач обеспечивается тренировочной работой, строго соответствующей характерным особенностям избранного вида спорта. Как правило, с помощью специальных упражнений, преимущественно направ­ленных на развитие определенных физических качеств, и совершенствующих парал­лельно отдельные технические приемы. Специальные упражнения должны быть сходны по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим прие­мом или его отдельными элементами. Необходимый специальный фундамент, приобретается в процессе выпол­нения тренировочной работы, органически связанной с особенностями мышечной работы, с тонкостями техники и психическими проявлениями в избранном виде спорта.

Главными средствами для развития основных физичес­ких качеств в процессе специальной физической подготовки являются упражнения в избранном виде спорта, выполнение их в обычных, облегченных и затрудненных условиях, а также специальные упражнения.

При­менение упражнений в облегченных или затрудненных условиях, обеспечивающих изменение кинематики и динамики основных движений, должно осуществляться в диапазоне подвижности двигательного навыка, но возможности ближе к его верхней границе.

Методика, структура и содержание специальной физической подготовки футболиста должны строго учитывать особенности игровой деятельности, для которой характерно:

    непрерывное изменение ситуации на поле и в связи с этим неравномерность нагрузок в игре;

    необходимость выполнять сложные движения в условиях постоянно нарастающего утомления;

    изменчивость двигательных средств и игровых приемов.

В занятиях по специальной физической подготовке чаще всего применяют по­вторный, интервальный, переменный, игровой и соревновательный методы, отражающие режимы работы футболиста.

Принято считать, что упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовленность спортсмена, выпол­няются с соревновательной интенсивностью – 85-90%, чуть ниже или выше ее. Эти три режима интенсивнос­ти особенно важны на последней ступени физической подготов­ки .

Специалисты отмечают, что специальная физическая подготовка должна строиться с учетом содержания и объема двигательной деятельности футболистов в игре.

Футболист в игре испытывает весьма значительную физиологическую нагрузку. Средняя величина ЧСС у футболистов различного игрового амплуа составляет:

    для центральных защитников - 163 уд/мин.,

    для крайних защитников - 169 уд/мин,

    полузащитников - 174 уд/мин,

    центральных нападающих - 172 уд/мин,

    крайних нападающих - 175 уд/мин.

У полузащитников по сравнению с крайними и центральными нападающими (при относительно одинаковых средних величинах пульса) 74 % игрового времени ЧСС составляет 160-180 уд/мин. 10% - более 180 уд/мин, и т.д.

Футболист в процессе игры выполняет в среднем 224-367 медленных пробежек, покрывая расстояние в 5-7 км., затрачивая на это 25-35 мин; 20-62 ускорения, во время которых пробегается 0,8-2 км. за время от 2 до 5 мин: 30-80 рывков затрачивая на их выполнение от 1 до 3 мин, и покрывая расстояние в 800-1600 м.; 2-16 прыжков для игры головой.

В процессе игры футболист много перемещается по полю шагом, затрачивая на это 45-57 минут. Кроме того, ему приходится от 14 до 42 раз вступать в борьбу за мяч с игроками противника.

Особенно большой объем скоростной работы в игре выполняют футболисты средней линии и нападающие; 100-140 быстрых пробежек (ускорений и рывков) с мячом и без него. Иногда рывки и ускорения выполняются один за другим, 4-5 в минуту. Почти 80% скоростного бега в игре проводится на отрезках 5-20 м., а всего за игру футболист может пробежать со скоростью, близкой и предельной, до 3 мин.Физиологическая нагрузка, которую испытывает футболист в игре, весьма значительна. Так, энергозатраты составляют около 1500 ккал, а частота сердечных сокращений у игроков команд мастеров во время игр колеблется в довольно широких пределах: от 130 и более 200 уд/мин. Средняя ЧСС за игру колеблется от 170 до 175 ударов в минуту. Это очень напряженный режим, который требует значительной мобилизации аэробных процессов энергообеспечения .

Таким образом, структура двигательной деятельности футболистов в игре обуславливает различия в величине и вариантности нагрузки. У полузащитников она относительно однородна, у крайних защитников, крайних и центральных нападающих характеризуется значительной вариантностью, высокая интенсивность игровой нагрузки требует от игроков всех линий и соответствующей физической подготовленности .

В целом, организация тренировочных занятий специальной физической подготовкой в футболе сводится к закреплению уже освоенного, и объем общей тренировочной нагрузки можно несколько уменьшить, обеспечив со­ответствующую специальную нагрузку. При этом сокращение нагрузки не будет оправданным, если на тренировке необходимо решать новые задачи или закреплять недостаточно освоенное.

Продолжительность занятий зависит от числа тренировок в неделю. Если в неделю проводится 5- 6 тренировок, то продолжительность отдельных из них можно сокра­тит, поскольку это избавляет от слишком напряженной ра­зовой нагрузки, позволяет избегать перенапряжений и облегчает восстановительные процессы.

Менее желательны 2-3 разовые тренировки в неделю, в результате чего приходится снижать требования либо намного увеличивать продолжительность тренировок.

Кроме того, следует учитывать, что продолжительность занятий зависит от периода тре­нировки. В период фундаментальной подготовки (когда закладываются основы техники) необходимы более длительные тре­нировки. Нецелесообразно сокращать тренировки, направленные на развитие выносливости, когда средством тренировки служит бег на длинные дистанции по отрезкам. Увеличение продолжительности тренировок в период фундамен­тальной подготовки объясняется и тем, что нагрузка в предшество­вавший период была меньше, а уровень тренированности игроков не высок, поэтому даже короткие занятия с высокой интенсивностью могут вызвать напряжение систем организма .

По мере того как игроки становятся тренированнее, продолжительность занятий постепенно уменьшается, но увеличивается интенсивность нагрузки. При современных мето­дах подготовки в ходе сезона (кроме исключительных случаев) тренировки как правило длятся не более 1,5-2 ч. Уменьшение продолжительности занятий следует компенсировать повышением интенсивности выполнения упражнений . Продолжительность тренировки зависит внешних условий деятельности, от числа игроков, от оборудования зала, от обеспеченности мячами и от размеров площадки для занятий. Эти факторы влияют на продолжительность не только функциональной, сколько технической и тактической подготовки.

В научной литературе представлены сведения, согласно которым оптимальным представляется такое соотношение тренировочного времени: 10-15% - общая разминка; 10-15% - специальная разминка; 65-70% - освоение материала основной части; 5% - заключительная часть. Считается, что даже небольшие изменения этого соотношения иметь нежелательные последствия.

Следует сказать, что разделение физической подготовки на общую и специальную в последнее время стало условным. Все чаще футболисты проводят комплексные тренировки. В основной части таких тренировок они решают не­сколько задач. Нередко находит применение метод сопряженного воздействия. Тем не менее, в теории и методике спортивной тренировки к средствам специальной физической подготовки футболистов относятся:

1. Соревновательные упражнения.

2. Упражнения сходные с соревновательными:

а) по кинематическим и динамическим характеристикам движений;

б) по механизмам энергообеспечения;

в) по структуре работы мышц.

Остальные упражнения должны рассматриваться как средства общей подготовки . Таким образом, к средствам специальной физической подготовки относятся лишь те, выполнение которых приводит к значительному переносу специфических двигательных качеств, однако величина и характер переноса непостоянны: они зависят от уровня тренированности спортсмена и его квалификации. Чем выше класс спортсмена и его тренированность, тем меньше количество упражнений будет для него средствами специальной подготовки. У новичков и малотренированных футболистов практически любое упражнение является упражнением специальной подготовки.

В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства. В годичном тренировочном цикле целесообразно вначале осу­ществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе про­водить специальную физическую подготовку.


Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе
Содержание
Введение 2
Глава 1.Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей 6
      Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 6
      Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе 10
Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе 14
      Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе 14
      Технико-тактическая подготовка юных футболистов в
мини-футболе 20
Глава 3. Средства и методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Средства построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 25
Заключение 31
Список литературы 33

Введение

Футбол - один из самых популярных и массовых видов спорта в мире, недаром его называют спортом № 1. В России футбол также всегда пользовался заслуженной популярностью. После достаточно сложного периода, который пришелся на начало и середину 90-х годов ХХ века, сегодня развитие футбола в нашей стране продолжается достаточно плодотворно практически во всех регионах. Наряду с «большим» футболом, активно развивается и такая разновидность футбола как мини-футбол. Мини-футбол как игровой вид спорта имеет целый ряд достоинств: играть в мини-футбол можно на площадках малых размеров и с меньшим числом игроков в командах. Для мини-футбола подходят как спортивные залы и хоккейные «коробки», так и простейшие площадки на открытом воздухе - возле учебных заведений, в жилых кварталах, с минимумом специального оборудования. Мини-футбол зачастую более динамичен, результативен и зрелищен, чем «большой футбол». Все это делает мини-футбол универсальной игрой, которая может способствовать физическому развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, поддержанию физической формы и реализации различных способностей спортсменов любых возрастных групп и любого уровня подготовки.
Большое значение в нашей стране сейчас придается развитию детского массового футбола и его разновидностей. По всей стране при поддержке органов власти и спортивных союзов и ассоциаций организуются футбольные детские спортивные секции. Российский футбольный союз и Ассоциация мини-футбола России реализуют проект «Мини-футбол - в школу», концепция которого предполагает обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений. В настоящее время в эту работу вовлечены представители 80% субъектов федерации России, в том числе и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, где активной реализацией проекта занимается Федерация футбола и мини-футбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, проводящая ежегодно первый этап Всероссийских соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд Югры . Актуальность исследования обусловлена популярностью мини-футбола в России и Ханты-Мансийском автономном округе.
Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Изучению организации тренировочного процесса, специальной физической подготовленности футболистов посвящены труды В. П. Губы, А. В. Лексакова, А. В. Антипова, А.В. Петухова и многих других. Научных исследований, посвященных мини-футболу значительно меньше. Можно назвать таких авторов как Д. С. Николаев, В. А. Шальнов, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. Большинство из упомянутых работ рассматривают отдельные аспекты подготовки юных спортсменов - в основном тактический и технический, общей организации тренировочного процесса уделяется недостаточно внимания, а ведь от эффективности построения учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки будет существенно зависеть достижения спортивных результатов юных футболистов. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым научный поиск и разработка путей совершенствования учебно-тренировочного процесса юных футболистов, что и послужило нам в выборе темы курсовой работы: «Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе». Исходя из этого, мы определили цель исследования.
Цель исследования: изучить теоретические основы построения тренировочного процесса юных футболистов в мини-футболе.
Объект исследования: тренировочный процесс юных футболистов в мини-футболе.
Предмет исследования: эффективные методы построения и организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных футболистов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тренировочный процесс в мини-футболе у юных спортсменов должен для повышения эффективности строиться последовательно, с учетом возрастных особенностей юных спортсменов, включать в себя в качестве основных элементов физическую и технико-тактическую подготовку юных спортсменов, строиться с применением специальных средств и методов.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в ходе выполнения данной работы решались следующие задачи:

    Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
    Выявить методические особенности построения тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Рассмотреть этапы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Проанализировать влияние возрастных особенностей спортсменов на построение тренировочного процесса в мини-футболе;
    Рассмотреть основные элементы, средства и методы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы теоретического исследования: анализ специальной учебной и научной литературы по проблеме исследования, сравнительный метод, метод обобщения.
Методологическую и теоретическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные работы в области теории и методики спортивной тренировки, раскрывающие основные подходы к организации комплексного контроля, изучению и преобразованию тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, 1999.), педагогические концепции осуществления тренировочного процесса (Ю.Ф. Курамшин, 2004; H.A. Фомин, В.П. Филин, 1986.), а также работы по теории футбола (М.А. Годик, 1980; К. Гриндлер, 1976; В.П. Губа, 2010) и мини-футбола (С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006; В.А. Шальнов, Д.С. Николаев, 2008, 2009.).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённое исследование позволяет сформулировать принципы эффективной организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных знаний в дальнейшей работе на тренировках по мини-футболу.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей
1.1. Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе.
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки юных спортсменов. Большое значение приобретает грамотное построение этой системы, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Спортивная подготовка в мини-футболе в условиях секции или специализированной детско-юношеской спортивной школы строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи тренировочного процесса. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для простоты управления тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства юного футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях.
При построении тренировочного процесса в мини-футболе нужно учитывать, что многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:
- начальная спортивная подготовка;
- начальная специализация;
- углубленная подготовка;
- спортивное совершенствование.
Обобщенными задачами в процессе многолетней подготовки юных футболистов являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
3. Обучение основам техники и тактики игры.
4. Приучение к игровым условиям.
5. Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.
В процессе обучения учащихся создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технический действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки.
Если очень кратко охарактеризовать все этапы подготовки, то нужно отметить, что на 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых футболисту качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование футбольных способностей и футбольного потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Футболисту необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа - совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей футболистов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх.
Принципы многолетней тренировки футболистов во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанное по годам, то это примерно будет выглядеть так:
1. Начальная подготовка -8-12 лет.
2. Начальная специализация -13-14 лет.
3. Углубленная подготовка - 15 - 16 лет.
4. Спортивное совершенствование - 17-18 лет.
Эти этапы выделяются на основе главных вариантов периодизации возрастных групп детей, подростков и юношей
Педагогическая:
9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)
Физиологическая:
9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)
В группах ДЮСШ:
9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)
По правилам соревнований:
9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)
По этапам многолетней подготовки (по Платонову):
12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)
Классификация этапов многолетнего тренировочного процесса несколько условна, но она необходима, чтобы разобраться в построении тренировочного процесса на разных этапах подготовки и, самое главное, увидеть качественное различие целей, чтобы стратегически сориентироваться в построении многолетнего тренировочного процесса.
Обучение и тренировка школьников общеобразовательной школы, занимающихся в секции мини-футбола также составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. В условиях школы этот процесс условно можно разделить на три этапа:
На первом этапе (8-10 лет) школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
На втором этапе (11-15 лет) ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
На третьем этапе (16-17 лет) совершенствуется физическая подготовка учащихся: основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот период осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматриваются углубленные теоретические знания.
Таким образом, на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка связаны тесным единством взаимосвязанным направлением развития. Ведущая роль в этом единстве принадлежит технической подготовке. Такая форма связи типична на начальных этапах подготовки спортсменов, но далее задачи и цели изменяются.
Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в работе с юными спортсменами, занимающимися в секции мини-футбола, немыслим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Однако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности юных спортсменов.
1.2. Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе
При эффективном построении тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности юных спортсменов, влияющие на их спортивный результат.
Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после продолжать занятия в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность спортсменов этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч. Из 45 минут занятий 80 % времени учащиеся должны заниматься с мячом, 20 % - упражнения различного характера. Основные задачи на этих уроках:
1. Формирование активного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
2. Всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей.
3. Освоение навыков коллективной игры (футбол).
4. Знакомство с основами техники футбола.
5. Контроль за выполнением школьных обязанностей.
В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 – 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и чёткого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее надо дать учащимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у ребят было представление об этом приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного выполнения путём многократного повторения и, если есть положительный результат, на этом заканчивается первый этап обучения .
Средняя подростковая группа 11-14 лет. Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.
С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.
При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:
а) наличие обучающей программы;
б) расчленение обучения на этапы (шаги);
в) оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.
1. Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).
2. Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.
3. Самый приемлемый путь программированного обучения комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения техники идёт по линейной программе до тех пор, пока занимающийся не ошибется. Причину ошибки объясняют, и дальнейшее выполнение технических приемов корректируют с учётом индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в возрасте 11 -14 лет и достижение успехов в обучении, вызывает у обучающихся (мальчиков и девочек) положительные эмоции .
Футбол эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приёмы, позволяющие осваивать саму игру.
В этой возрастной группе особенно хотелось обратить внимание на 13-14-летних учащихся (8-9 классы), у которых происходят значительные изменения, типичные для проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Этот период требует особого внимания и большого терпения в воспитательной работе.
На уроках футбола в этих классах необходимо уделять больше внимания общему развитию функций организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются на развитии мальчиков и девочек. В 13-14 лет при систематических занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола .
Основные задачи подготовки: 7-8 классы:
1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и скоростные данные. Уделять должное внимание развитию динамической силы.
2. Обучение технике и тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях школьных залов и площадок уменьшенных размеров.
3. Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.
4. Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..
Старшие школьники 15 -17 лет. В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают её регулирующие возможности. Учащиеся этих классов становятся крепче физически, ровнее ведут себя. Уровень их практических знаний футбола растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. В старших классах, где нагрузки постепенно повышаются, должное внимание на уроках футбола уделяется освоению игровых действий с учётом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.
Основные задачи, которые нужно решать на занятиях по футболу:
1. Развитие двигательных способностей учащихся. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей, применительно к футболу.
2. Углубленное обучение техническим приемам, адаптированным к игре в атаке и обороне, разучивание групповых комбинаций.
3. Обучение в игровых упражнениях индивидуальным действиям при атаке и обороне.
4. Строгий контроль за здоровьем учащихся при планировании и проведении занятий с повышенной нагрузкой.
Формирование общественно-морального облика учащихся, созидательное отношение к учебе и спорту .

Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе
2.1. Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе
Основой достижения спортивных результатов является физическая подготовка юных футболистов. Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка - важнейший раздел в учебно-тренировочном процессе. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанных с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием. Физическая подготовка является фундаментом для освоения данного вида спорта. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению . Физическая подготовка школьников, занимающихся в секции мини-футбола, предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
В общую физическую подготовку входит развитие всех физических качеств учащихся. Общая физическая подготовка имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов. Таким образом, общая физическая подготовка - это важнейшая сторона процесса подготовки юных футболистов, та его основа, без которой немыслимо качественное овладение занимающимися всем арсеналом технических приемов и тактических действий мини-футбола. Основными средствами общей физической подготовки служат прежде всего общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения из других видов спорта, подвижные игры, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. Планируя занятия по общей физической подготовке с учащимися, преподаватели должны соблюдать следующие методические требования:
и т.д.................

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни