Какая скорость у машин формулы 1. Максимальная скорость машин в финальный день тестов. Гонки на машинах с закрытыми колёсами

14.02.2021

Чемпионат мира по автогонкам "Формула-1" проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет статус Гран-при. По результатам всех заездов в конце года определяется победитель чемпионата. Призовых категорий две: титул чемпиона мира и Кубок конструкторов. С первой все понятно, это победитель мирового первенства. Вторая категория - команда-победитель, в которую входят создатели гоночных болидов, инженерная группа, обеспечивающая техническую поддержку, и группа из шести человек, чьи обязанности состоят в проведении так называемого пит-стопа, на котором производится замена отработавших покрышек и заправка бензобака.

Подъемная сила и как с ней бороться

Гоночный болид "Формулы-1" - это технически совершенная машина с беспрецедентными характеристиками. Аналогичных аппаратов в других сферах спорта нет. Скорость болида "Формулы-1" - далеко за триста километров в час, что сопоставимо со скоростью взлетающего самолета. И только благодаря целой системе прижимных устройств, спойлеров, антикрыльев, аэродинамических гасителей машина остается на земле.

Инженерные расчеты

Болид "Формулы-1" разрабатывается с расчетом на значительный потенциал и по скорости, и по надежности. У машины узкий обтекаемый корпус-монокок, колеса вынесены далеко за его пределы и связаны с ходовой частью посредством тонких осей и легкой трубчатой конструкции. Все технические расчеты при создании модели ориентируются на максимальное уменьшение веса, поскольку фактор массы играет главную роль в конкурентоспособности машины.

Регламент

Болид "Формулы-1" существенно ограничивается в своих характеристиках нормами, принятыми международным комитетом по проведению гонок. Таким образом, удается поставить в относительно равные условия гонщиков всех команд, участвующих в соревнованиях. Кроме фиксированных ограничений по скоростным параметрам, применяемым накануне гонок, на протяжении всего этапа действует запрет на доработку или изменение любых технических составляющих болида.

Структура

В гонках Гран-при участвуют от десяти до двенадцати команд. Самая многоопытная - это "Феррари" (с 1950 года), затем идут "МакЛарен" (с 1966 года), "Тайрелл" (1970), "Вильямс" (1977), "Минарди" (1985), "Джордан" (1991), "Заубер" (1993), Red Bull (2005).

У каждой команды свои болиды и свои гонщики, собственная база и дислокация, а также многочисленный аппарат служащих. Стоимость содержания одной команды доходит до нескольких десятков миллионов долларов. "Формула-1" - это самый дорогой и затратный вид спорта во всем мире.

Болид "Формулы-1", характеристики которого являются результатом применения самых последних достижений в области тонких технологий машиностроения, - своеобразный плацдарм для испытания новейших систем двигателей, ходовых агрегатов и аэродинамических научных изысканий. Ведь именно эти "три кита" предопределяют успешное участие машины в соревнованиях "Формула-1".

Болид "Формулы-1": характеристики

Ниже приведены основные технические данные гоночной машины :

  • Двигатель. Рекомендуемая мощность - 750-770 л. с. при объеме до 3,0 литра, число цилиндров - 10, расположение V-образное.
  • Шасси - длина 4,8 метра, ширина - не более 1,8 метра, высота - не более 525 миллиметров.
  • Минимальный вес болида "Формулы-1" вместе с гонщиком - 702 килограмма.
  • Тормозная система - гидравлическая, высокого давления, любые усилители, а также применение антиблокировочных механизмов запрещены.
  • Электроника - применение ограничено с целью придания большей функциональности гонщику. Электронные средства используются только для телеметрии - передачи контрольных данных о состоянии всех систем болида, находящегося на трассе, информация поступает на мониторы в инженерном секторе команды. Обратная связь по телеметрическим каналам запрещена.
  • Шины - допускаются резиновые, полиэстеровые и нейлоновые. Чем мягче протектор, тем лучше его сцепление с дорогой, но тем быстрее он изнашивается. Гонщики стараются не злоупотреблять мягкой резиной, так как может сложиться ситуация, когда придется использовать дополнительный пит-стоп, а заезд для смены покрышек - это потерянное время.
  • Горючее - болид "Формулы-1" заправляется обычным высокооктановым бензином АИ-98 тройной очистки. В баки попадает уже кристально чистое горючее, и все-таки бывают случаи, когда мотор глохнет. Также нередки случаи возгорания двигателя.
  • Скорость болида. Максимально допустимая - 363 км/час, в соответствии с техническим регламентом FIA.
  • Управление. Штурвал болида "Формулы-1" - это сложное устройство, связанное с реечным поворотным механизмом высокой чувствительности. С рулевого колеса также передаются команды на трансмиссию для переключения скоростей. На обратной стороне штурвала установлены лепестковые сенсоры, которые активируются легким касанием пальцев гонщика. Акселератор находится на полу кокпита, педаль тормоза расположена там же.

Безопасность

Болид "Формулы-1" является источником повышенной опасности, поскольку специфика соревнований предполагает высокие скорости в течение нескольких часов. При этом условия заездов можно характеризовать как экстремальные. Гонщик постоянно испытывает многократные перегрузки, его организм перенапрягается, внимание на пределе. Достаточно доли секунды ослабления контроля над ситуацией, и происходит столкновение с другим болидом, разворот и вылет с трассы. Аварии нередко заканчиваются трагически, смертельным исходом.

Фатальный случай

Подобное произошло с трехкратным чемпионом мира Айртоном Сенной в 1994 году, когда он на скорости более трехсот километров в час не справился с управлением и врезался в бетонную стену.

Руководство FIA регулярно предлагает меры по повышению безопасности соревнований "Формулы-1", однако технические просчеты, погода, человеческий фактор и другие обстоятельства время от времени приводят к авариям. Особенно напряженная ситуация возникает во время старта, когда свыше десятка болидов одновременно берут с места в карьер. Каждый гонщик старается на первой секунде выйти вперед и занять крайний правый ряд, наиболее удобный для дальнейшего движения. Вот тут-то и происходят столкновения, оторванные колеса улетают на десятки метров, в пострадавшую машину врезаются идущие следом, возникает хаос и гонка останавливается, чтобы через полчаса начаться заново.

Противоаварийные устройства

Меры безопасности, применяемые к болидам "Формулы-1", достаточно радикальны: кокпит оснащается специальными дугами, которые защищают гонщика от травм при переворачивании. Если машина осталась на колесах, но загорелась, то у него есть несколько секунд, чтобы снять рулевое колесо, отстегнуть ремни и покинуть машину. Комбинезон гонщика "Формулы-1" сделан по специальным технологиям, между слоями ткани проложен огнеупорный композит, который позволяет находиться в огне в течение 17 секунд и при этом не пострадать. При аварии на место происшествия немедленно прибывают бригада техников и служба неотложной медицинской помощи.

Финиш как праздник для победителя

Болельщики "Формулы-1" наверняка заметили традицию отмечать победу шампанским прямо на пьедестале почета. Обычно сразу после награждения в руках у всех троих призеров вдруг появляются двухлитровые бутылки с шампанским, из которых они начинают щедро поливать окружающих. Болиды при этом заранее отгоняют подальше, чтобы на машины не попало ни капли "Мадам Клико" или "Дома Периньон".

Болид Формулы 1, — это не самый быстрый автомобиль в мире. Да и сама Formula 1 , — не самая быстрая, гоночная серия. Есть такие, американские серии как , и Indycar, а там, максимальные скоростя, ощутимо выше, чем в F1. Тем не менее, именно Формула 1, считается Королевой Автомобильного Спорта. И поверьте, это не без основательно!

В Болидах Формулы 1 , используются такие технологии, применение даже небольшой части из которых, делает честь, самым дорогим, и породистым суперкарам мира. На содержание одного, такого болида, в год, уходит, не менее 15-ати миллионов долларов! Это самый дорогой спорт в мире. Вдумайтесь! — даже на всеми любимый футбол, денег тратится значительно меньше, чем вливается в Формулу 1. F1, — это дороже чем Парусный, или Конный спорт. На организацию и развитие, этих, уже давно ставших легендарными, гонок, спонсоры тратят более 1-ого миллиарда, долларов в год.

Современный Болид Формулы 1, состоит из более чем 80 000 деталей!
Болид серии Formula 1 , прибывает в страну принимающую гонку, не цельным, а разложенным по коробкам! Так, по прибытию в боксы, 10-ять - 15-ять супер классных механиков, в течении полу дня, собирают этот, сложнейший механизм, и готовят его к гонке.

Только вдумайтесь! — длина кабелей, проложенных внутри современного Болида F1 , равняется 1км. А стоимость электроники Болида F 1, составляет 4 млн $! Впечатляет? — не спешите с выводами, это только начало).

  • О Внешности:

Взгляните на фото Болида Формулы 1, особенно, обратите внимание, на аеродинамические элементы Болида Formula 1.
Вы можете себе представить, что уже на 180км в час, аеродинамические элементы современной машины F1 , создают прижимное усилие, равное массе этой машины? А на 300км в час, при максимальных углах атаки, переднего, и заднего антикрыла, прижимная сила равняется 3 000кг!

Здесь, настолько сильная прижимная сила, что некоторые повороты, нужно проходить именно на более высокой скорости, ведь на меньшей скорости, когда прижимная сила не так сильна, машина может просто слететь с трассы.

Приблизительно 25 % прижимной силы обеспечивается передним антикрылом; а 35 % являются заслугой - заднего. Каждый из двух-этих, аеродинамических элементов, стоит 100 с лишним тысяч $! И на сезон, нужно 10-ять - 20-ать комплектов антикрыльев!

Углеволоконный монокок, гоночного болида формулы 1, весит всего 35кг! А стоит он – один , 115 000 $. При этом, вес заправленного болида Формулы 1, с пилотом, составляет всего 691кг!

Одна шина такой машины, стоит 800 $ ; а на сезон нужно 720-ать таких шин, и это только для одного болида!

Кстати, и спереди и сзади, здесь устанавливаются 13-ые, магниевые диски, стоимостью в 10 000 $ — за каждый. Шины; 245-ые - спереди, и 325-ые - сзади.

Колесные гайки здесь алюминиевые; одна стоит 110 долларов,
и на сезон, только для одной машины, их нужно 500 штук.

По фото этого не видно, но сам тормозной диск здесь из углеволокна. Тормоза такой машины работают при температурах до 1000градусов! Один тормозной диск, суппорт, и тормозные колодки, стоят 6 000 $. На сезон необходимо 180 тормозных дисков, только на одну машину!

Подвеска этих, супер машин, создается из титана и углеволокна. Стоимость передних и задних рычагов, составляет 200 000 $ , а на гоночный сезон, таких рычагов, для одной машины, нужно 20-ать комплектов.

  • О кокпите:

И руль, и кресло такой машины, создается под конкретного пилота. Руль, несет на себе и приборную панель, и органы управления. Сиденье кокпита, в случае необходимости, может быть снято вместе с пилотом, это очень важно, ведь в случае аварии, гонщик может просто потерять сознание.

В это сложно поверить, но одна только камера, установленная над основным воздухозаборником, стоит 140 000 $. И кстати, она принадлежит не гоночной команде, а администрации Formula One.

  • Технические Характеристики Болида Формулы 1

Скорость Болида Formula 1, в основном определяет его, просто нереальным двигателем.
При объеме в 2.4л, атмосферный
V10 Болида Формулы 1, выдает мощность в 755л.с. При этой, просто нереально потрясающей мощности, выдаваемой при 19 500 оборотах; максимум крутящего момента в 290Н.М, достигается при 17 000оборотах. Как видите, на фоне такой уж мощности, тяга двигателя болида Formula 1, совсем не велика.

Вы можете себе представить, среднюю скорость поршня, в 22.5м в одну секунду? Сам поршень двигателя машины F 1, весит 220г; полный набор колец на него, весит 9г; а поршневой палец весит 66г, и рассчитан на нагрузку в 3133кг.

И что еще примечательно, этот, супер оборотистый V10, уж очень короткоходный
;
при диаметре цилиндра в 98мм, ход поршня составляет всего 39.77мм!

Топливо, впрыскивается в камеры сгорания такой машины, под давлением в 100 бар.

Двигатель машины F 1, состоит из 5 000 деталей. На сборку одного такого мотора уходит 130 часов, и раз в 1 000 км, двигатель обязательно перебирается. Ресурс такого супер агрегата, составляет 3 000 км; а команде разрешено собрать лишь 5 двигателей на сезон, для одного автомобиля. И это при том, что общая длина всех этапов сезона, составляет 8 000км.

До 100км в час, такая машина разгоняется за 1.7с; за 3.8 с - до 200км; и за 8.6с с места - до 300км в час.

Не меньше чем разгон, здесь впечатляют и тормоза. Только представьте, что с 100км до 0, машина F1 останавливается всего за 1.4с, на участке в каких то 17м! С 200 в 0, такой агрегат замедляется за 2.9с, на участке в 55м; а для полной остановке с 300км в час, нужно всего 4с.

Согласитесь, — эти данные впечатляют! При предельных торможениях, пилот испытывает перегрузки в 5 g.

Максимальная скорость Болида Формулы 1, составляет 340км в час.

КПП здесь роботизированная, семискоростная, в карбоновом корпусе. Такая КПП щелкает передачи за 20-40 миллисекунд, и стоит 130 000 $. Рассчитана она кстати на 6 000км, весьма не мало, учитывая ресурс других агрегатов.

И кстати, под конкретную гонку, двигатель V10, оборудуется различными выпускными коллекторами. Данная деталь имеет прямое влияние на мощность, и и эластичность двигателя.

  • Итоги:

После каждой гонки, каждая машина проходит полную дефектовку, и - это не просто желание команды выиграть, а требование администрации F1. Этап завершился, дефектовка и разборка гоночного зверя произведена, снова в самолет, и вперед - на другой уголок мира, ведь это F1, и шоу должно продолжаться.

Много ли вам известно о болидах, которые участвуют в соревнованиях Формулы 1? Да, это быстрые и мощные средства передвижения. Но что именно находится под капотом такой машинки? И сколько понадобится времени и денег, чтобы создать хотя бы один поистине настоящий болид? Предлагаем вам ознакомиться с конкретными деталями.

Монокок:
По номеру монокока идентифицируют автомобиль Формулы 1, поскольку все остальные узлы и агрегаты на нем съемные и заменяемые. За сезон гонщик меняет в среднем три монокока стоимостью примерно 115 000$ каждый. Итого за сезон только на монококи для одного пилота команды должны закладывать примерно 350 000 $.
Средняя температура в кабине 50 °C

Двигатель :
Стоимость мотора - 163 148 $
Пробег не менее 1000 км. до переборки
Срок жизни мотора – 1600-2000 км
Каждую минуту мотор выделяет энергию в количестве 1750 кВт
Двигатель V8 объемом 2.4 литра
Развивает свыше 19 000 об/м. Средняя мощность около 850 л.с.
Стоимость двигателей на сезон - 2 000 000 $

Коробка передач :
В машинах Формулы 1 использование автоматических коробок запрещено
Используются полуавтоматические последовательные коробки передач
Имеется 7 передних и 1 задняя передача
Пилот переключает передачу за 1/100 секунды
Стоимость одной семискоростной полуавтоматической коробки передач свыше 130 000$. Рассчитана на пробег 6000 км. На сезон хватает 10 коробок, включая тесты. В комплект входит несколько комплектов шестеренок.
Стоимость коробок на сезон - 1 300 000 $

Материалы :
Стоимость материалов – 3 260 211 $
Болид состоит из 80 000 компонентов
Вес машины – 550 кг
Корпус сделан из карбона и сверх легких материалов

Топливный бак :
Изготавливается из прорезиненной ткани, подкрепленной кевларом
12 литровый бак наполняется за 1 секунду
Расход топлива – 75 л/100 км
Имеет объем свыше 200 литров.
20 000 $

Колеса:
Стоимость колес – 40 010 $
На сезон требуется 40 комплектов колесных дисков
Передние диски (без шин) весят около 4 кг, задние – 4,5 кг.

Колесная гайка :
Алюминиевая, Стоимость каждой 110$, на сезон требуется примерно 500 штук.
55 000 $

Дисковые тормоза :
Каждый узел включает в себя: суппорт, диски и колодки. Стоимость такого узла 6000$. В течение сезона требуется 180 таких узлов.
Температура на поверхности тормозных дисков достигает 1000 °C
При скорости в 100 км/час требуется 1.4 секунды и 17 метров, чтобы полностью остановить машину
1 050 000 $

Рычаги передней подвески :
Изготовлены из титана и углепластика. На сезон требуется 20 комплектов по 100 000$.
2 000 000 $

Сиденье пилота :
Выполняется по индивидуальным меркам гонщика из углеволокна. В случаи аварии может быть удалено из кокпита вместе с пилотом.
2000 $

Рулевое колесо :
За сезон используется до 8 штук, стоимостью 40 000$ каждое. На рулевом колесе расположены клавиши переключения передач, а также прочие необходимые пилоту системы управления и контроля, кнопки бортовой радиосвязи и другие.
Имеет 23 кнопки
Контролирует более 120 разных функций
Весит 1,3 кг
Требуется 100 часов сборки на один руль.
Руль вынимают при посадки и высадки пилота из болида
320 000 $

Встроенная видеокамера :
Камера вмонтирована в углепластиковый защитный корпус. Все расходы несет администрация Берни Эклстоуна, которой и принадлежит это оборудование.
140 000 $

Выхлопная система :
Каждый болид снабжается двумя стальными системами выхлопа по 13 000$ на ГП. Замена выхлопной системы разной конфигурации является элементом перенастройки болида. На сезон необходимо 54 комплекта.
700 000 $

Заднее антикрыло :
Изготавливается из углеволокна. За сезон расходуется около 15-ти таких узлов. Стоимость каждого 20 000$.
300 000 $

Носовой обтекатель :
Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом. Стоимость примерно 19 000$ каждый. За сезон обычно расходуется до 10 комплектов.
190 000 $

Шины :
Стоимость одной шины около 800$, на каждую гонку необходимо по 10 комплектов на машину, всего за сезон 760 штук.
Срок жизни шин от 90 до 200 км в зависимости от состава
Вместо воздуха, используется азот
Смена шин составляет 3 секунды
608 000 $

Зеркала заднего вида :
Зеркала изготавливаются из специального отражающего материала повышенной прочности Perspex, монтируются в корпус из углеволокна, поэтому их стоимость относительно мала, но на их аэродинамическую доводку тратятся тысячи долларов.
1200 $

Радиаторы :
По одному новому комплекту алюминиевых радиаторов устанавливается на каждую гонку. Стоимость каждого 11 000. Всего требуется около 20 комплектов.
220 000 $

Рычаги задней подвески :
Изготавливаются из титана и углепластика, каждый комплект стоит 120 000$. За сезон расходуется 20 таких комплектов.
2 400 000 $

Электроника и электрооборудование :
Электрический кабель, длиной 1 км соединяет 100 сенсоров и датчиков
Все электронные системы болида.
4 000 000 $

Днище :
Изготавливается из углеволокна, однако технический регламент также требует установки под днищем доски скольжения из прессованной древесины. На каждом ГП используется несколько днищ с разным размещением балласта в них.
30 000 $

Аэродинамика :
Болид Формулы 1 имеет прижимную силу в 2500 кг
Это в 4 раза больше, чем вес самой машины

Разгон до 100 км/час – Зависит от настройки самого болида, поверхности трассы и погодных условий. Но большинство болидов Формулы 1 способны разогнаться до 100 км/час за 1.9 сек!!! Это самый быстрый показатель для автомобилей на механической тяге. Чтобы достигнуть большего разгона, придется использовать реактивную тягу

Максимальная скорость составляет 340 км/час

Примерная стоимость всех затрат лишь на болиды составляет: 15 миллионов долларов .....

Невольно подслушиваю один и тот же вопрос: «Пап, а это самые быстрые машины в мире?». Вариантов ответов два: «Да, сынок, самые быстрые» или «Нет, сынок, есть еще быстрее». И оба папы по-своему правы, но им некогда вступать в длительные объяснения.

Развернутый же ответ не совсем доступен для детского понимания: все гоночные машины быстры ровно настолько, насколько это требуется для выполнения конкретной задачи. С обязательным уточнением: в некоторых гоночных дисциплинах искусственно сдерживают рост скоростей - для безопасности. Иногда этого не требуется, например в ралли-кроссе. С него и начнем краткий обзор самых быстрых гоночных машин.

Ралли-кросс: 150 км/ч

Возьмем топовый класс чемпионата мира World RX - быстрее в ничего нет и быть не может по определению. На норвежском этапе прошлого года победитель Андреас Баккеруд преодолел дистанцию финала (шесть кругов по 1019 м) за четыре минуты. Это дает нам среднюю скорость около 90 км/ч - при том что в безостановочном спринте никому не надо экономить резину или топливо. Дубасят во всю дурь!

Технические данные машин представлены скупо. Для чемпионского Audi S1 EKS RX quattro заявлено 560 л.с. и 900 Н·м. Плюс полный привод. Очевидно, что среднестатистический автомобиль с такими параметрами без труда должен набирать 300 км/ч.

Но ралли-кроссовые трассы представляют собой километровое кольцо со множеством поворотов. Самый длинный прямой участок - от силы метров двести. Так что вся мощь болидов уходит в разрыхление утрамбованного гравия и рисование черных полос на асфальтовых участках. Зрелище чумовое, но максималка выше 140–150 км/ч попросту не требуется. С этим расчетом, несомненно, настраивают 6-ступенчатые коробки передач, посему даже на бесконечной прямой машина ощутимо быстрее не поедет. По разгону до сотни - он занимает около двух секунд - ралли-кросс, тем не менее, близок к Формуле 1.

Ралли: 200 км/ч

Гравийное Ралли Финляндии - одно из самых быстрых в чемпионате мира. А в его программе выделяют легендарный скоростной участок «Оунинпохья» длиной 33 км. Лидеры гонки в прошлом году проходили его за 15 минут, со средней скоростью 132 км/ч. Это при езде по лесным дорогам с закрытыми поворотами и десятками трамплинов!

Нет нужды гадать относительно максималки, выдаваемой машинами категории WRC (мощность примерно 315 л.с., крутящий момент около 420 Н·м). Производитель чемпионского VW Polo R сообщает, что его скорость не выше 200 км/ч, а на разгон до сотни уходит 3,9 секунды.

Собственно, в формате современного ралли ехать быстрее и не требуется, хотя есть и довольно прямолинейные отрезки, по полкилометра или больше, где обороты мотора упираются в ограничитель.

Новый регламент, принятый в 2017 году, поднял мощность до 380 л.с. Но вряд ли дополнительные силы пошли на увеличение максимальной скорости. Поднимешь максималку - потеряешь в динамике разгона, а там, где поворот на повороте, она важнее.

Формула‑1: 350 км/ч

Наивысшую скорость в сезоне‑2016 показал Валттери Боттас (команда Williams) - 378 км/ч. Достигнута в квалификации на с ее двухкилометровым прямым участком.

В гонках скорости ниже, а официальный рекорд - 372,6 км/ч - установлен в Монце и держится с 2005 года. Но, заметим, пилоты, наиболее быстрые на длинных прямых участках, уже давно не становятся чемпионами. Болиды Mercedes быстрее 362 км/ч в прошлом году не ехали.

Залог успеха в Формуле 1 - скорость прохождения поворотов. И как раз в этом «зачете» машины Формулы 1 самые быстрые в мире. Способствуют тому передовая аэродинамика, обеспечивающая огромную прижимную силу (до 3000 кгс), и сверхмягкие шины. В Формуле 1 феноменальный разгон до сотни (за 1,9 с), до двухсот (около 4 с) и до трехсот (около 12 с). Но максималка не ее призвание, на некоторых трассах высшая, восьмая передача вообще не задействуется.

Как ни крути, техника Формулы 1 с ее современными 900‑сильными моторами уступает в дорожному купе Bugatti Chiron, коему приписывают 420 км/ч. Хотя разгоняется он не столь шустро да и в поворотах существенно медленнее.

Схожие принципы заложены и в основу конструкции прототипов высшей категории LMP1 в чемпионате мира гонок на выносливость (WEC). Они чуть мощнее, максималка чуть выше, но средние скорости на дистанции сопоставимы с развиваемыми в гонках Формулы 1.

Можно ли разогнать, скажем, до 500 км/ч? Легко! Скорее всего, будет достаточно поменять передаточные отношения. Но - не нужно.

Дрег-рейсинг: 530 км/ч

Так мы добрались до машин, чье предназначение - езда только по прямой, а минимальный радиус разворота может составлять десятки метров. Дрэгстеры приспособлены «выжать из себя всё» на дистанции от ⅛ до ¼ мили при старте с места.

Электрические, реактивные и прочие экзотические вариации оставим в стороне. В более-менее официальных гонках дрэгстеров с ДВС самый быстрый класс - Top Fuel. Здесь динамика ограничена возможностями блока цилиндров, изготовленного из алюминия по чертежам семейства Hemi V8 (выпуска 1964–1971 годов). Нагнетатель воздуха и система подачи нитрометана - обязательные элементы. На выходе получают 8000–10 000 л.с.

Разгон до 100 миль в час происходит за секунду (дорожку загодя покрывают клейким составом, чтобы улучшить сцепление мягких шин низкого давления). Чемпионской скоростью на финише считается 530 км/ч, хотя в дрэге скорость не замеряют - только «время в пути». На что способен дрэгстер Top Fuel после финиша, изучено плохо, поскольку запас топлива рассчитан на 1000 футов, то есть 305 метров (ограничение введено в 2008 году из соображений безопасности). И нет коробки передач (момент передает пятидисковое «тракторное» сцепление Caterpillar), а обороты мотора не могут расти бесконечно.

Рекордные заезды: 707 км/ч

Официальные мировые рекорды скорости на суше курирует вовсе не Книга рекордов Гиннесса, а та же организация, что занимается всеми гоночными чемпионатами мира, - FIA. Поэтому установление рекордов причисляют к гонкам, да и занимаются этим чаще всего опытные гонщики. Для фиксации лучших результатов разработана сложная градация - с хода и с места, максимальная или средняя скорость на той или иной дистанции (в километрах, милях или часах), с разбивкой на десятки классов машин по типу и объему мотора (от 250 до более чем 8000 см³).

В зачете автомобилей с моторами, работа­ющими по циклу Отто, с турбонагнетателем, «абсолют» скорости достигнут на километровой дистанции с хода. Рекорд установил американский аппарат Poteet & Main Speed Demon в 2012 году на знаменитом соляном озере Бонневилль. Он попадает в класс «от 5 до 8 л», шестилитровый двигатель Chevy V8 small block выдал свыше 2500 л.с. Среди всех машин с ДВС, включая дизели и роторы, «демон скорости» показал самый высокий результат: 707,408 км/ч.

Но вот беда - рекордные заезды на достижение «абсолюта» в большинстве случаев проводят без зрителей. Это скучные закрытые мероприятия в уединенных местах. Болид в пустыне утром разок проносится туда, а после обеда - обратно (для фиксации подобных рекордов требуются «прокаты» в обе стороны). В таких случаях невольно напрашивается вопрос: «А это самые бессмысленные машины в мире?». Правильных ответов, как понимаете, здесь тоже два.

НЕАВТОМОБИЛЬНЫЕ ГОНКИ

Абсолютный мировой рекорд скорости на суше - 1227,985 км/ч (). Но не совсем честно считать автомобилем два турбореактивных мотора с небольшой кабиной пилота между ними - это скорее сухопутный самолет. Оно и выглядит как самолет.

Самая высокая скорость, развитая мотоциклом, составляет 634,217 км/ч (Top 1 Ack Attack Streamliner, 2013; на фото). За мотоцикл в этом случае принимают также нечто ракетоподобное на двух колесах, с двумя моторами объемом 1,3 л от супербайка Suzuki Hayabusa.

Достижение, признанное рекордом скорости на воде, принадлежит катеру Spirit of Australia с турбореактивным двигателем Westinghouse J34. В 1978 году он разогнался до 511,11 км/ч.

Рекорды скорости в воздухе были установлены военными самолетами и официально не подтверждены. Скорее всего, некоторые результаты вообще не разглашались. Считают, что предела достиг американский разведывательный Lockheed SR‑71A в 1976 году - 3529,56 км/ч.

Вообще, самой высокой скоростью, развитой плодом инженерного творчества в пределах планеты Земля, называют какой-то не постижимый разумом показатель 10   430 км/ч, достигнутый в 1994 году беспилотной четырехступенчатой ракетой, двигавшейся по рельсам.

Вынесенная на рассмотрение ФИА, которая вступит в силу в 2016 году заставила по-новому взглянуть на чемпионаты за пределами Формулы 1, предназначенные для подготовки молодых гонщиков. Давайте рассмотрим с амые быстрые гоночные чемпионаты.

Вопросы стали остро ещё и от того, что одни чемпионаты были слишком низко оценены, а другие слишком высоко. Какие чемпионаты больше всего похожи на Формулу 1 по производительности? А какие проигрывают по рейтингу супер лицензии ФИА? Давайте сравним времена самых быстрых кругов в лучших одноместных сериях 2014 года.

Самые быстрые чемпионаты на одноместных автомобилях.

GP2 и Formula Renault 3.5 являются самыми крупными поставщиками молодых пилотов для Формулы 1 в последние годы. Автомобили серии Рено претерпели капитальные изменения в 2012 году. Однако, болиды выступающие в серии носящей имя двигателя V8, имеют на 80 л.с меньше чем машины выступающие в GP2, которые оснащены 4-х литровыми двигателями. При этом машины выступающие в Формуле Рено 3.5 весят 623 кг, против 688 кг у агрегатов из GP2, к тому же у первых более развита работа с аэродинамикой, к примеру есть воздушные тоннели под днищем машины.

Если взять временные показатели, которые выдают машины из обоих серий, то здесь можно отметить тот факт, что их лучшие болиды смогли бы попасть в 107% на гран-при Монако 2014 года. А автомобили из GP2 смогли бы с лёгкостью повторить этот подвиг, ещё и на некоторых других автодромах в минувшем сезоне.

В следующем году в GP2 будет введена система DRS (далее ДРС), которая уже на протяжении трёх лет применяется в Формуле Рено 3.5. Само собой разумеется, что после этого GP2 станет ещё быстрее. Однако есть ещё один чемпионат, который по всем показателям близок к Формуле 1, чем те о которых сказано выше.

Средне быстрые чемпионаты на одноместных машинах.

Когда пять лет назад дебютировал чемпионат GP3. Автомобили выступающие в нём были похожи на те, что ездили в Формуле 3, по производительности. Однако новый GP3/13, который предстал перед зрителями в прошлом году имел двигатель мощностью в 400 л.с. И не смотря на то, что машины из Ф3 легче на 65 кг, болиды GP3 однозначно быстрее.

Гонки на машинах с закрытыми колёсами.

Мировой Чемпионат Гонок на выносливость составляет серьёзную конкуренцию Формуле 1 в привлечении производителей, а следовательно и покушается на денежные потоки тех, кто решил создавать высокопроизводительные гоночные автомобили. Nissan на данный момент стал последней маркой, которая вошла в чемпионат наряду с уже имеющимися Audi, Porsche и Toyota.

Природа автомобилей для подобных гонок, кроется в их аэродинамических характеристиках, но в Toyota утверждают, что их TS040 выдаёт 986 л.с. При этом их машины не обременены извечной проблемой Формулы 1 – деградация шин. Поэтому их болиды способны выдавать круги близкие к тем, что показывают в GP2.

Универсальный кузовной чемпионат в глазах ФИА считается недостойным права получения их пилотами супер лицензии Ф1. Но производительность машин выступающих в DTM особенно привлекательна ещё и тем, что весят они по 1120 кг, а мощность их 8-циллиндрового V-образного двигателя составляет 500 л.с. – это даёт им преимущество над кузовными чемпионатами ФИА, которые имеют автомобили, мощность которых приблизительно на 24% меньше.

Какая серия максимально близка по скорости к Формуле 1?

Автомобиль SF14 из Японской Супер Серии, который дебютировал в прошлом году, может смело претендовать на самый быстрый гоночный автомобиль вне Формулы 1. Единственным автодромом на котором можно было бы сравнить болиды японской Супер Серии и Формулы 1, является Сузука. В прошлом году Андре Лоттерер проехал круг за 1 ‘ 36.994
– это время поместило его на 19-ю строчку перед стартом гран-при Японии.

На автомобилях Супер Серии установлены 2-литровые рядные двигатели с четырьмя цилиндрами, производства Хонда и Тойота. Двигатели выдают 542 л.с., при этом вес машины составляет 660 кг, легче чем в GP2. Эти показатели дают возможность легко бороться с Катерхэм образца 2014 года в Спа-Франкошам, которым управлял Лоттерер.

Не смотря на это, ФИА оценивает шесть других чемпионатов плюс будущая Формула 2, гораздо более высоко чем Японская Супер Формула, когда дело доходит до начисления очков для супер лицензии Ф1. В общей сложности для участников Супер Формулы доступны 63 балла, в отличии от GP2 где пилоты могут заполучить 173 очка.

Точно так же для гонщиков выступающих в Формуле Рено 3.5 доступны 93 очка, ровно как и пилотам GP3, пилотирующим более медленные автомобили, а участникам ещё более медленной европейской Формулы 3 целых 124 балла. При этом вы можете вообще забыть об Авто GP – за выступление в этой серии ФИА вообще не присуждает никаких очков.

А как же…

Занимаясь подобного рода сравнением мы можем сравнить только такие чемпионаты, которые выступают на одних и тех же автодромах.

ИндиКар например, проходит в Америке, Канаде и Бразилии, но они не приезжают на Автодром Америка, Автодром им. Жиля Вильнёва или Интерлагос, поэтому сравнить их не предоставляется возможным.

Однако и так понятно, что эти автомобили, квалифицирующиеся со средней скоростью в 371 км/ч на пугающем овале Индианаполиса, являются одним из самых серьёзных конкурентов Формуле 1. А после возвращения развития аэродинамики в этот чемпионат, время прохождения круга ещё уменьшится.

Формула Е пока ещё не имеет общих треков с Формулой 1. Тем не менее планируется в ближайшее время свести эти чемпионаты на таких автодромах как Монако и Лонг-Бич. Хотя Формула Е в обоих случаях будет использовать несколько укороченный трек. Но всё же время по секторам и разгон могут дать лучшее понимание различия целиком электрических болидов и автомобилей с гибридными двигателями.

Разрыв между Ф1 и другими чемпионатами в прошлом году закрылся из-за введения новой силовой установки V6 Turbo в Формуле 1. Сократившийся запас производительности автомобилей может объяснить почему нам удалось увидеть за рулём автомобилей Формулы 1 молодых и малоопытных пилотов, таких как Макс Верстаппен.

Разрешение на доработку двигателей в этом году позволит ещё сократить показатель времени на круге в Формуле 1. Но в то же время мы видим, что в некоторых сериях появляются сверх быстрые машины, а производители выступающие в мировом чемпионата гонок на выносливость (WEC), «толкает» свои автомобили за пределы гоночных гран-при.

Боссы Формулы 1 на данный момент пытаются продвинуть пакет по увеличению мощности двигателя до 1000 л.с – такой прирост в 20-25% будет превышать текущий уровень мощности. Эти цифры могут быть своевременной дозой в уже истощённую вену зрелищ Формулы 1.

Всегда Ваш В.Г.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни