Выпускник Ален Коспанов: «Российская географическая школа предполагает обширные знания в различных сферах» . Стиль научного мышления. Средства и методы научного познания

06.11.2019

Современная познавательная парадигма в принципе не отвергает интуицию. Положительная роль интуиции признаётся в научном и художественном творчестве. В то же время, отсутствует понимание того, что интуиция представляет собою фундаментальную основу любого познания. Далее, нет понимания того, как её можно развивать. В сфере познания, как и во времена Декарта, господствует опора на рассудочное мышление, которое принимается как единственно возможный метод познания. Современный человек науки подобен профессиональному спортсмену, выступающему на соревнованиях, но при этом не имеющему никакого понятия о важности и необходимости тренировок. Переворот в сфере познания потребует (как бы это ни казалось фантастичным в наши дни) от каждого образованного и культурного человека включения в регулярную практику медитации. Человек будущего будет сидеть в медитации не меньше, чем в XIX веке он сидел за книгой, а сейчас - за компьютером. Формальное признание интуитивного познания не имеет никакой ценности без вхождения в регулярную практику медитации. Тот, кто сумеет пробудиться к этой великой истине и действовать в соответствии с нею - будет иметь большие преимущества в любой сфере познавательной деятельности, даже по сравнению со своими изначально более способными коллегами.

Говоря о доминирующем в наше время рациональном методе познания, основанном на дискурсивном мышлении, весьма полезно обратиться к поучительным размышлениям замечательного испанского философа Ортеги-и-Гассета. Мудрый испанец, расцвет творчества которого приходится на первую половину XX века, утверждал, что громкий успех, достигнутый наукой в познании природы, к сожалению, вполне сочетается с её полной несостоятельностью в познании человека, с крахом её попыток познать человеческое существование в его целостности. По его мнению, современная наука переполнена проблемами, которые она просто игнорирует, поскольку эти проблемы несовместимы с господствующей научной парадигмой и не поддаются решению с помощью традиционных научных методов. Ортега-и-Гассет пишет:

«Прогрессизм, откладывающий поиск истины до туманного завтра - настоящий дурман для человечества. Истина есть истина сейчас, а не то, что постепенно открывается, пока не обнаружится всё целиком когда-то в будущем, которое наступит неизвестно когда» 1 .

Совершенно очевидно, что та реальность, которую мы называем человеком и человеческой жизнью (экзистенцией) - это нечто совершенно иное, качественно отличное от той природной реальности, в изучении которой столь преуспела наука.

Наиболее ярко несостоятельность научного познания проявляется именно в учении о человеке и его назначении, о смысле и ценностях нашей жизни, о соотношении тела и души, о счастье, духовном развитии и т. д. Конечно же, наука даёт ответы на все эти вопросы, однако эти ответы напоминают отчёт слепого, побывавшего во дворце, всё систематически ощупавшего и затем, с важным видом доложившего свои выводы сообществу таких же слепых. Внимания могут заслуживать только отчёты зрячих, то есть тех, кто, благодаря многолетней практике медитации, обрёл надёжный познавательный инструмент - интуицию-праджню (сверхспособность познания, которую также можно назвать ясномыслием). Только их отчёты являются надёжными и объективными.

Существует интереснейший факт, который почему-то остаётся незамеченным. Я имею в виду уровень достоверности разных способов познания. Если мы возьмём «простое» зрительное восприятие, то сразу же обнаружим очень высокую, практически полную согласованность его результатов у самых разных людей. Если, к примеру, у меня на столе стоит ваза с цветами, то любой человек, пришедший ко мне в гости, посмотрев на этот стол, согласится со мной, что да, верно, на столе стоит ваза с цветами. Если я спрошу у сотни человек о том, что у меня стоит на столе - вся сотня даст один и тот же ответ. (Конечно же, я имею в виду нормальных людей, наделённых элементарным здравым смыслом, а не шизофреников, не критически настроенных философов и не дзен-буддистов, медитирующих на коанах). Итак, по результатам зрительного восприятия мы имеем просто великолепную согласованность и впечатляющую достоверность. Поэтому мы можем себе позволить опираться в практической жизнедеятельности на данные зрительного восприятия как на вполне надёжные. А что у нас с результатами мышления? С теми идеями, концепциями, взглядами, верованиями, которые порождаются разумом? Совершенно очевидно, что здесь согласованность отсутствует. Напротив, имеет место разноголосица, которой мы даже умудряемся гордиться. Плюрализм, как великое достижение западной цивилизации! Представьте себе все последствия плюрализма в сфере зрительного восприятия! Так вот, интуиция-праджня как сверхспособность познания имеет глубокое сходство с целостным зрительным восприятием (оно - также результат синтезирующего инсайта). Как и зрительное восприятие, интуиция-праджня имеет очень высокий уровень достоверности и адекватности, несравненно высший по сравнению с идеями и взглядами, порождаемыми рассудочным мышлением.

Как я уже говорил и, опасаясь остаться непонятым, повторяю вновь и вновь, в этой концепции нет отрицания мышления, речь идёт всего лишь о его смещении с того престола, который оно уже давно и незаслуженно занимает. Конечно же, весьма важно иметь добротное дискурсивное мышление. Однако, располагая способностью к строгому и дисциплинированному мышлению, важно в равной степени понимать как его необходимость, так и его недостаточность, его вторичность по отношению к интуиции-праджне.

Несостоятельность рационального метода познания (ratio по-латыни - разум) исключительно ярко проявляется в фундаментальных, базовых науках: науке о мироздании (философии) и науке о человеке (психологии). Неадекватность в этих областях знания столь велика, что можно смело говорить о шизофреничности научной философии и бесчеловечной механистичности научной психологии. Однако смелым «ругателем» быть много легче, чем смелым мыслителем. Есть ли у меня, кроме бранных слов в адрес этих наук, какие-либо доводы и обоснования, подтверждающие адекватность столь резкой критики? Я считаю, что такие доводы у меня есть, однако пусть об этом судит сам читатель.

Итак, о шизофреничности классической западной философии. Для научной философии, основанной на разуме, весьма логично сомневаться в реальности мира. Неопровержимый довод: то, что мы имеем - это не сам мир, а всего лишь наши ощущения, восприятия и представления. Вещи, каковы они сами по себе, человеку не даны. Всё, что он имеет, это только собственные представления о мире. В этом и состоит главная проблема классической западной философии, проблема, над которой бились многие светлые умы. И чего же они добились ценой столь долгих и тяжких познавательных усилий? Ничего особо вдохновляющего: либо философ приходил к выводу о принципиальной непознаваемости мира, либо о том, что с уверенностью можно говорить только о реальности познающего Я, но не окружающего мира (Декарт), либо о том, что существует только пучок сменяющихся восприятий, но не познающее Я (Юм). Вся история классической западной философии являет собой замечательное подтверждение того тезиса, что разум, работающий в отрыве от интуиции, неизбежно вырождается в своего рода шизофрению. На самом деле решение такого рода проблем необычайно легко и просто, если мы поставим разум, мышление на второе место, а на первое - самоочевидность интуитивного (непосредственного) прозрения в суть вещей. Решение данной проблемы заключается в том, что мы осознаём глубокую неадекватность самой её постановки и отказываемся тратить на неё своё время и свои силы. То, что самоочевидно, не нуждается в доказательствах и не может быть логически опровергнуто. Оказывается, вовсе и не нужно аргументированно доказывать реальность мира или реальность собственного существования. Они даны нам прямым интуитивным познанием с величайшей мощью и очевидностью. Сомнение в реальности Я или реальности мира - разве это не шизофрения? И я вовсе не обзываю философов бранным словом, а ставлю вполне обоснованный диагноз самой научной философии. Я всего лишь утверждаю, что так называемая «научная» философия по сути есть не что иное как разновидность шизофрении.

Если же говорить о шизофрении как о психическом заболевании, то в психиатрии, в клинике заболеваний шизофренического круга, существуют и подробно описаны два весьма примечательных синдрома, о которых можно прочесть в любом учебнике психиатрии - это синдромы деперсонализации и дереализации . Обычно в учебных пособиях они описываются совместно, ибо часто сопутствуют друг другу. Приведу очень краткое их описание.

Синдром деперсонализации

Это весьма своеобразное чувство изменения, утраты или отчуждения собственного Я. При этом, у больного возникают сомнения в реальности собственного существования, кульминацией которых является утрата чувства собственного Я. Таким образом, сутью синдрома деперсонализации является отчужденность от собственной личности. Как правило, деперсонализационные расстройства сопровождаются философической интоксикацией, повышенной интеллектуальной рефлексией и усиленным самоанализом.

Синдром дереализации

Это состояние, при котором возникает отчуждённость от окружающего мира. Всё окружающее воспринимается как нечто бесцветное, безжизненное, ненастоящее. Больной вполне серьёзно сомневается в реальности окружающего мира. Всё вокруг него выглядит нереальным, похожим на искусственные декорации, а люди - похожими на манекены. При развитии заболевания человек «убеждается», что его близких подменили какими-то другими существами или роботами. Такой больной делается опасным для окружающих и нуждается в срочной госпитализации.

Параллель между клиникой шизофрении и классической западной философией в дальнейших комментариях не нуждается.

Как видим, научная философия являет собой яркий пример того, в какие дебри, в какое непроходимое болото может завести нас разум, работающий в отрыве от интуиции-праджни.

Существует два типа философии: философия «от ума» и философия «от прозрения». Философы «от ума» нападают на философов «от прозрения», критикуя их за недостаточность логической доказательности, возмущаются тем, что философы-мистики просто «транслируют» свои взгляды, совершенно не заботясь об их обосновании. Понять разницу между двумя способами познания (рассудочным и интуитивным) невозможно без личной практики медитации-самонаблюдения хотя бы в течение полугода. Всякие попытки априори составить себе представление о том, что такое интуиция-праджня, похожи на поведение слепого, которому дают метод лечения слепоты, а он от него отмахивается, он, видите ли, желает познать что такое зрение и зримый мир, но оставаясь таким, каков он есть сейчас. К сожалению, мир переполнен разглагольствованиями слепых, которые наперебой делятся своей мудростью относительно мира, в котором мы обитаем.

Представим себе такую картинку. Растёт большое дерево. Его корни уходят глубоко в землю, а крона - в небо. В земле, меж корней, живут дождевые черви, наверху, среди ветвей - птичье гнездо. Под деревом сидит человек и читает «Критику чистого разума» Иммануила Канта. Все они - и дерево, и черви, и птицы, и человек под деревом - все они живут в одном и том же мире, однако сколь велико и огромно различие в восприятии этого мира. Между тем, если на минуту наделить дерево, червей и птиц даром речи - каждый из них стал бы настаивать на своей картине мира, как на единственно верной, а сообщения всех других истолковывал бы в терминах собственного опыта (смысловая редукция в направлении от неизвестного к известному). Так называемая «научная» философия подобна попытке вскрыть сейф посредством дубины. Научная философия! А может ли вообще философия быть научной? Не представляет ли она собою нечто намного большее, нежели наука?

К сожалению, для людей науки любое познание сводится исключительно к думанию, то есть использованию дискурсивного мышления, слов, символов и логических умозаключений. Для них не существует качественно иного - интуитивного способа познания. Точнее говоря, теоретически они признают его существование, но в собственной практике познавательной деятельности полностью его игнорируют.

Мне остаётся лишь повторить, что обычный способ познания посредством дискурсивного мышления, для глубокого прозрения в природу вещей просто непригоден. В этом фатальная ошибка всех философов (да и научных психологов также). Инструмент познания, в случае научной философии - мышление, совершенно неадекватен объекту философского познания. Вот почему западная философия, как наука, вот уже на протяжении многих веков находится в смертельном тупике. Совсем иное дело восточная философия: буддизм, веданта, даосизм - в своих высших достижениях она не является научной философией, а всего лишь словесным оформлением в логически связную концепцию знания, обретённого в высших состояниях сознания. Именно поэтому восточная философия (адвайта-веданта, буддизм, даосизм) обладает той вдохновляющей силой, которой лишена современная научная философия Запада.

Весьма показателен тот факт, что в классической индийской философии для обозначения некоей мировоззренческой концепции, философской системы или учения, использовался термин даршана. Даршана происходит от санскритского корня дрш - видеть. Такого рода видение - не что иное, как интуитивный инсайт, духовное прозрение. Таким образом, даршана означает логически-интеллектуальное оформление того понимания, которое было получено посредством прямого интуитивного видения. Хотя даршана, как философская концепция излагается на интеллектуально-вербальном уровне, тем не менее, основывается она на интуитивном прозрении в суть вещей. В этом огромное отличие даршаны от научной философии.

Научная философия суха и безжизненна, она не способна напитать душу современного человека. Мы же нуждаемся в таком мировоззрении, которое пропитано могучим дыханием самой жизни и которое способно вернуть нашему существованию утраченный смысл. Другими словами, подлинная философия должна согревать душу и не просто давать силу жить, а вдохновлять и наделять человека оптимизмом даже перед лицом неизбежной смерти.

Подобным образом можно упрекнуть и современную научную психологию, в которой нет души, а есть только «психологические механизмы». Да разве человек в его глубинной сути - механизм, пусть даже весьма сложный и деликатный? Разве он не представляет собою нечто несравненно большее?

В детской книжке советского времени («Денискины рассказы» Виктора Драгунского) повествуется о мальчике Денисе (сыне писателя), который совершил поступок: обменял игрушечный самосвал на светляка, потому что светлячок, в отличие от машины «живой и светится». Увы, современная наука о человеке поступила ровно наоборот - променяла живую душу на лязгающие «механизмы человеческой психики». Конечно же, для научной психологии души нет и быть не может. То, что может изучать наука, с неизбежностью сводится к «конструкциям и механизмам», к тому, что носит строго детерминированный характер. Между тем, человек представляет собою парадоксальное единство двух противоположных начал - механического , подчиняющегося жесткому детерминизму, и свободнотекучего , непознаваемого разумом. Поскольку разум всецело относится к сфере жёстко детерминированного (грубоматериального), он не может познавать того, что относится к иным, высшим сферам бытия.

В современной эзотерической литературе нередко можно встретить, причём даже у весьма компетентных авторов, попытки подкрепить свои взгляды авторитетом науки. Я считаю, что это неправильно. Наука малопригодна для познания тонкоматериальной (тем более духовной) сферы бытия. Обычный учёный, не обладая способностью экстрасенсорного восприятия, не имеет даже эмпирической базы, необходимой для обобщений и выявления закономерностей. Совершенно очевидна нелепость поведения слепого, рассуждающего о живописи, или глухого - о музыке. Кроме того, для познания в сфере тонкоматериального недостаточно быть экстрасенсом, то есть быть способным к сверхчувственному восприятию. Экстрасенс может видеть, но не понимать того, что он видит, точно так же, как и в сфере грубоматериального можно хорошо видеть и слышать, но очень плохо понимать то, что происходит. Для познания-понимания, в отличие от познания-чувствования требуется развитая интуитивная Мудрость-Праджня.

Как видим, учёные не обладают даже экстрасенсорной чувствительностью и поэтому не могут нам ничего сказать о второй сфере бытия, даже на эмпирическом, описательном уровне, не говоря уже об уровне понимания, требующем значительно более ценной и труднодостижимой экстраментальной способности ясномыслия .

Таким образом, опыт настоящих (в отличие от шарлатанов, фантазёров и психически нездоровых людей) экстрасенсов и мистиков вполне самодостаточен и не нуждается ни в одобрении со стороны науки, ни в опоре на её авторитет.

Всё то, что мною было сказано о философском познании, в полной мере приложимо к познанию психологическому . Наиболее важный вывод состоит в том, что подлинное самопознание через самоанализ невозможно. Самоанализ означает использование данных психологии личности (типология личности, эгозащитные механизмы и т. п.) и ресурсов собственного разума (мышления) с целью самопознания и саморазвития. Однако такой подход может принести определённую (хотя и весьма ограниченную) пользу только для изучения личности другого человека, но ни в коем случае не собственной личности. Наш ум - это территория, оккупированная врагом. Заниматься самопознанием, опираясь на собственный ум - означает включить на полную мощь работу эгозащитных механизмов и получить на выходе совершенно неверное представление о собственной личности.

Самоанализ как интеллектуальный процесс направлен на получение знания о себе, то есть на создание определённого Я-образа. Во-первых, этот Я-образ всегда неадекватен, страдает неполнотой и искажением вследствие работы эгозащитных механизмов. Во-вторых, так ли уж необходимо человеку иметь знание себя, то есть иметь жёсткую определённость Я-образа? Не «пришпиливает» ли он себя к этому суррогатному Я-образу так, что тот лишает его способности к дальнейшему развитию? Я полагаю, что то, что человек представляет собою как личность, как набор более-менее устойчивых психологических качеств, как некая личностная (эмоциональная, поведенческая и т. п.) определённость - это всего лишь проявление блокировок тонкого тела на уровне психики. Таким образом, чем более выражены личностные свойства, чем более определён человек, тем сильнее эти блокировки, тем более обусловлен, несвободен и предсказуем в своих реакциях этот человек и тем ниже уровень развития его сознания. И наоборот, чем выше уровень духовного развития человека, тем труднее сказать о нём что-либо определённое, тем более он свободен, текуч и непредсказуем. Тот же, кто совершил качественный переход в своём духовном развитии и достиг просветления - тот воистину становится «человеком без свойств», человеком без личности. Он не поддаётся никакой психодиагностике, его поведение - текучая творческая спонтанность, сочетание высочайшей эффективности и непредсказуемости. Чтобы развиваться в направлении этого идеала, вместо того, чтобы «знать себя» с возможно большей точностью и определённостью, нужно совсем иное: в процессе медитации-самонаблюдения растворять любое знание о себе, заведомо объявляя его крайне сомнительным. Знание о себе враждебно подлинному пониманию (видению) себя.

Кто идёт путём интеллектуального познания - тот никогда не достигнет настоящего, а не иллюзорного, самопонимания. Такое подлинное самопонимание достижимо только через практику медитации, то есть систематического самосозерцания при полном отключении мышления-думания. Правильный подход состоит не в том, чтобы «думать себя», а в том, чтобы созерцать себя. То же самое можно сказать и про способность познания других людей. Только тот, кто в достаточной мере познал себя, может полноценно видеть и понимать других людей. Если практический психолог регулярно практикует медитацию самонаблюдение и растворяет свой ум - рано или поздно он сможет напрямую, то есть непосредственно, без всяких тестов и опросников, видеть психику другого человека, вплоть до прямого восприятия его мыслей и эмоций.

Итак, медитация самосозерцания есть ключ как для самопознания, так и для познания (понимания) других людей. Без этой практики самоанализ вырождается в спекулятивную вакханалию, в разгул активности эгозащитных механизмов. Вывод неутешительный: самоанализ без самосозерцания неизбежно приводит к духовной деградации человека, к патологическому развитию личности (чаще всего по шизоидному типу).

Медитация-самонаблюдение необходима не только тем, кто стремится к самопознанию и духовному развитию, но также и тем, кто посвятил себя науке и видит смыслом своей жизни познание истины. Тот, кто занимается наукой, достигнет несравненно больших высот в своей сфере познания, если он сделал медитацию постоянным спутником своей жизни. Я полагаю, что в не слишком далёком будущем профессионал познания посредством регулярной медитативной практики будет развивать свою интуицию-праджню, подобно тому, как сейчас профессиональный спортсмен подвергает себя суровой самодисциплине и упорно тренируется для побития рекорда. Учёный, не практикующий медитацию, будет просто немыслим, подобно тому, как сейчас немыслим спортсмен, не желающий тренироваться.

Всё вышесказанное в полной мере относится не только к профессионалам познания, но и к людям действия, к практикам. Любое действие для того, чтобы быть претворённым в жизнь, должно иметь энергетическое обеспечение (власть, деньги и воля). Но этого мало, это действие должно быть основано на правильном видении ситуации в целом. Чтобы действие было адекватным и успешным, не меньше, чем энергетическое, необходимо также и его информационное обеспечение. И такое информационное обеспечение успешной деятельности невозможно без интуитивной Мудрости-Праджни. Простая информированность, конечно, важна, но она является всего лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием. При отсутствии развитой интуитивной Мудрости-Праджни у людей, занимающих ключевые посты и принимающих судьбоносные решения - ничего хорошего от таких решений ждать не приходится, и история даёт тому множество подтверждений. Это относится к принятию важных политических, экономических, военных решений. Это же относится и к решениям кадровым: именно кадровые ошибки оказываются самыми болезненными по своим последствиям и самыми дорогостоящими, причём как в деловой сфере, так и в личной жизни. Чем выше уровень принятия решений, тем больше выигрыш при правильном решении, тем тяжелее последствия при ошибочном, неадекватном видении ситуации. Самые опасные и, порой, просто катастрофические по своим последствиям ошибки совершаются на высшем правительственном уровне. Почему же это происходит? Казалось бы, существует команда высокообразованных советников, умнейших людей, обладающих большим опытом и познаниями. Далее, существует огромный аппарат специалистов по всевозможным вопросам, аналитиков, которые обрабатывают информацию и предоставляют высшему руководству свои отчёты, содержащие свою концепцию, своё видение проблемы, прогноз развития ситуации, и предлагают набор вариантов возможных действий с оценкой их вероятных последствий. Конечно же, это очень ценные и важные сведения. И всё же, речь идёт о столь сложных, многомерных, плохо предсказуемых объектах, что, при полном уважении к знаниям и опыту профессиональных аналитиков, приоритет, всё-таки следует отдавать интуитивному проникновению в суть проблемы. Тщательное, с полным вниманием и уважением, изучение отчётов аналитиков должно завершаться интуитивным прозрением в суть проблемы по методике «бросания кристалла в перенасыщенный раствор». Последнее, окончательное, решающее слово должно оставаться за «ясномыслием». Специалисты-аналитики часто обижаются на высшее руководство за то, что оно недостаточно серьёзно и уважительно относится к их разработкам. В какой-то степени они правы. Не секрет, что многие ценнейшие материалы, плод длительных усилий специалистов, просто остаются незамеченными. Уникальная информация не доходит до тех, кто принимает важные, но, увы, часто не оптимальные решения. С другой стороны, люди, стоящие на вершине государственной власти, должны учитывать многие привходящие обстоятельства, в том числе и те, о которых спецаналитики могут не знать, а часто и не должны знать. И, самое главное, человек, принимающий решения, должен быть не только хорошо информирован, но и должен, и это важнейшее качество руководителя, - обладать в высшей степени развитой интуитивной мудростью, позволяющей ему видеть суть любых ситуаций и любых возникающих проблем. Государственный деятель высшего эшелона должен изначально иметь одарённость в этом отношении, а следовательно, и высокую адекватность, и высокую успешность в своих действиях. Однако этого мало, жизнь государственного деятеля связана со столь тяжёлым бременем ответственности, с такими нервно-психическими перегрузками, что без специальной медитативной практики очень трудно сохранить внутреннюю ясность и спокойствие - необходимые условия, без которых невозможна интуитивная Мудрость-Праджня.

Хочется помечтать и представить себе такой вариант будущего, когда каждый общественный деятель, каждый политик, каждый член правительства, высший руководитель страны со всей его командой - ввели медитацию-самонаблюдение как непременную часть образа жизни, и каждый день начинают и заканчивают медитацией. Сейчас, это, естественно, выглядит как утопия, много легче представить себе Большого человека, расслабляющегося в порядке отдыха от государственных дел за бутылкой спиртного, чем сидящего в медитации. Однако кто знает, жизнь меняется, меняются люди, меняются обычаи. Если сейчас такое нестандартное «йогически-мистическое» поведение политика может вызвать недоумение и насмешки со стороны его политических собратьев, то вполне возможно, что в XXII веке человек, уличённый в том, что он не практикует ежедневную медитацию, может поставить крест на своей политической карьере.

Интуиция-праджня - необходимое условие высокой успешности не только в сфере научного познания, в принятии высокоэффективных и адекватных решений в экономике, политике, менеджменте, военном деле и т. д., но и в обычной повседневной жизни. Она крайне важна для решения постоянно возникающих жизненных проблем, особенно если речь идёт о судьбоносных решениях, последствия которых скажутся на долгие годы вперёд. Жениться или нет? Рожать или делать аборт? Эмигрировать или остаться в России? Остаться на прежней работе или, приняв предложение, уйти на новую? Поехать в отпуск в деревню или на море? Покупать дачу или воздержаться? Все многочисленные проблемы такого рода - сложные, многомерные и до конца непросчитываемые. Никакие усилия разума, никакое продумывание не дают гарантии правильного решения. К сожалению, жизнь не может быть сведена к математической или технической задаче. Слишком много неучтённых факторов, слишком много неясного и непредсказуемого. Жизнь всегда взрывает те рамки, которые ей ставит наш разум. В конечном счёте, всё получается совершенно иначе, чем мы ожидали.

Итак, при решении самых различных жизненных дилемм, мы не можем всецело полагаться на собственный разум, он не может дать нам гарантий правильного выбора. Что же делать? Понятно, что необходимо опереться на совершенно иную, чем «думание» познавательную способность, то есть на интуицию. Но как это сделать? Для этого следует использовать метод, который я называю «бросанием кристалла в перенасыщенный раствор». Заключается он в следующем: прежде всего, проблему, требующую решения, следует обозначить как можно более кратко, одним-двумя словами. Например, если это проблема межличностных отношений, вполне достаточно имени человека, относительно которого нужно принимать решение, а необходимой для этого ясности, необходимого понимания всей ситуации нет. Скажем, Олег или Татьяна. Этого слова вполне достаточно. Аналогичным образом для любых других проблем нужно подобрать слово, обозначающее данную проблему. Затем, каждый вечер нужно садиться в медитацию-самонаблюдение 2 и практиковать самосозерцание в течение пятидесяти минут. За меньшее время трудно войти в необходимое для пробуждения интуиции особое состояние внутреннего безмолвия (умственной тишины). В конце медитации, будучи в состоянии глубокого покоя, ясности и прозрачности сознания, когда все процессы «думания» отключены, следует мысленно произнести ключевое слово, обозначающее проблему. Это не означает, что тем самым мы подаём сигнал к прекращению медитации и возобновлению думания. Ни в коем случае. Мы просто роняем это слово в своё сознание, пребывающее в глубоком покое, не нарушаемом никакими мыслями, подобно тому, как роняют кристалл в перенасыщенный раствор. Затем продолжаем медитацию-самосозерцание. Если такую практику повторять регулярно, изо дня в день - рано или поздно вспыхнет яркое и несомненное понимание всей ситуации, видение её в подлинном свете. Вместе с тем возникнет и ясность относительно того, как нужно действовать.

Таким образом, не следует рассчитывать на полный успех с первой попытки (хотя и это не исключается). Обычно же требуется повторять эту технику изо дня в день, иногда - из недели в неделю, до получения желаемого инсайта. Чем больше медитативный опыт, чем меньше внутрипсихических шумов, тем легче достигается требуемое состояние глубокого покоя (умственной тишины). Важно понять, что это не мы находим решение мучавшей нас проблемы с помощью собственных прямых стараний и усилий, посредством напряжённого думания (анализирования, просчитывания разных вариантов и т. п.). Во время медитации мы вообще отказываемся думать. Сутью медитации-самосозерцания как раз и является не-думание, не-мысль. Ещё раз подчёркиваю, что, роняя в конце медитации в своё сознание ключевое слово, мы ни в коем случае не переходим к режиму «думания». Также мы не переходим и к медитации-сосредоточения на этом ключевом слове. Всё, что от нас требуется - это мысленно сказав себе это слово, продолжать медитацию-самосозерцание в течение ещё десяти минут. После мысленного произнесения ключевого слова, не надо предпринимать никаких особых усилий. Не требуется никакого внутреннего поиска, никаких стараний. Надо просто быть спокойным, безмятежным, но осознанным внутри этого спокойствия. Суть правильной медитации - это быть созерцающим и быть никаким внутри этого созерцания. Если мы так делаем день за днём, спокойно и без нетерпеливого ожидания результата (нетерпение несовместимо с состоянием умственной тишины) - рано или поздно внутри нас неожиданно и чудесно вспыхнет полное и ясное понимание сути всей этой ситуации. Это понимание–ви дение будет обладать полнотой, ясностью и самоочевидностью. Сомнений не будет, даже тени сомнения. Мучительное состояние неуверенности - это неизбежный спутник попыток решить проблему интеллектуальным путём, посредством анализа и построения цепочки умозаключений. Вообще, чем больше ума у человека и чем меньше у него интуитивной основы (так называемого здравого смысла) - тем более несчастен и неуверен в себе этот человек, тем больше он испытывает трудностей и мучений в связи с принятием решений. Чем больше у человека ума , тем более он похож на Буриданова осла, умершего от голода между двух охапок сена. Наш ум - это вечный Буриданов осёл. Он не столько решает проблемы, сколько плодит их. Напротив, интуиция-праджня даёт всецело удовлетворяющую ясность и полноту видения ситуации в целом (ви дения гештальта). Такой инсайт сопровождается чувством полной внутренней убеждённости и душевным подъёмом. Не следует думать, что прямым результатом инсайта будет знание того, как надо действовать. Такое знание будет всего лишь следствием. Непосредственным же результатом инсайта является не инструкция к действию, а полное и адекватное видение ситуации, полное и ясное ее понимание. Именно этого видения, этого понимания, ранее не было. Если, к примеру, это ситуация сложных межличностных отношений, то в результате инсайта не придёт решение само по себе, скажем: «Всё, я должен с ней немедленно расстаться, полностью прекратить всякие отношения». С инсайтом, повторяю ещё раз, приходит не решение, а видение. Это означает, что человек начинает видеть свои межличностные отношения в подлинном свете, такими, каковы они есть на самом деле. Ранее такого целостного восприятия всей ситуации не было. Думание не способно создать познавательную целостность, её может создать только синтезирующий инсайт. Здесь нам поможет следующая метафора. Допустим, слепой человек должен пройти через местность, где повсюду ямы, канавы, поваленные стволы деревьев с торчащими сучьями, заболоченные места и т. п. Если даже он получит подробнейшие инструкции типа «сначала пройди 50 шагов прямо, потом 30 шагов направо, там будет мостик…» и т. д. - всё равно переход для слепого будет весьма проблематичен. Но если он вдруг прозрел и увидел всю эту местность целиком и полностью собственными глазами, тогда он не нуждается в конкретных инструкциях. Как ему идти и что делать в этой ситуации - легко и естественно следует из его непосредственного видения. Принимать правильные решения и успешно действовать можно только тогда, когда имеется полноценное и адекватное видение всей ситуации как единого целого.

В завершение этой главы позволю себе повторить ещё один раз, что для достижения такого целостного видения, непревзойдённым и наилучшим средством является систематическая практика медитации-самонаблюдения. Она создаёт те уникальные внутренние условия, при которых только и возможно пробуждение наивысшей познавательной способности - интуитивной Мудрости-Праджни.

1 Ортега-и-Гассет Х. «Идеи и верования».

2 Описание медитации-самонаблюдения дано в практическом разделе, во втором томе данной книги.

Предупреждение

Книга «Путь без иллюзий» может распространяться в электронной форме с ведома и согласия владельца авторских прав на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности образующих его файлов. Любое коммерческое использование текста двухтомника «Путь без иллюзий» без ведома и прямого согласия владельца авторских прав не допускается. По вопросам распространения обращайтесь на почту [email protected]

Несмотря на то что ориентация науки - получение истинных знаний о действительности, ее не следует отождествлять с истиной. Дело в том, что истинное знание не обязательно научно. Его можно получить в различных сферах деятельности: в инженерном деле, искусстве, политике, экономике, обыденной жизни. Однако в этих случаях получение его не является главной целью данных К примеру, в искусстве основная цель - новые художественные ценности, в экономической сфере - эффективность, в инженерном деле - изобретения, технологии.

Необходимо подчеркнуть, что понятие "ненаучный" далеко не всегда имеет негативную оценку. У науки есть своя специфика, так же как и у других областей - обыденной жизни, политики, экономики, искусства. Все они имеют свои цели, свое предназначение. Роль, которую занимает в жизни общества научная деятельность, растет. Однако научное обоснование уместно и возможно не всегда и не везде.

История показывает, что знание, полученное с ее помощью, не всегда бывает истинным. Само понятие "научный" нередко употребляется в ситуациях, не гарантирующих истинность добытого знания. В особенности это актуально тогда, когда мы имеем дело с теориями. В науке многие из них были опровергнуты. Некоторые мыслители (в частности, Карл Поппер), утверждают, что в будущем эта судьба может постигнуть любое теоретическое высказывание.

Взаимоотношения науки с паранаучными концепциями

Еще одна особенность, которую имеет научная деятельность, состоит в том, что она не признает никакие паранаучные концепции - уфологию, парапсихологию, астрологию и т. д. Они отвергаются ею потому, что, как заметил Т. Гексли, принимая на веру что-нибудь, она "совершает самоубийство". В концепциях, построенных с использованием этих отраслей знания, нет никаких точно установленных, достоверных фактов. Возможны только случайные совпадения.

Наука как профессия

Важная особенность современной науки состоит в том, что она является профессией. Еще совсем недавно она была свободной деятельностью ученых. Науку не считали профессией, она специально никак не финансировалась. Ученые, как правило, обеспечивали себе средства к существованию за счет преподавательской деятельности в университетах. Организация научной деятельности, таким образом, была очень плохой. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Сегодняшний ученый - это уже отдельная профессия. В 20 веке возникло такое понятие, как "научный сотрудник". В мире сейчас насчитывается около 5 миллионов человек, занимающихся исследованиями профессионально. Безусловно, это влечет за собой бурное развитие научной деятельности, что приводит к новым открытиям и достижениям.

Борьба мнений в науке

Для развития научного знания характерно противостояние разных направлений. В напряженной борьбе утверждаются новые теории и идеи. По этому поводу М. Планк заметил, что новые научные истины обычно побеждают не из-за того, что их противники убеждаются в своей неправоте, а из-за того, что оппоненты постепенно вымирают, а новое поколение сразу усваивает истину. - постоянная борьба направлений и мнений.

Критерии научного знания: систематизированность

Необходимо выделить критерии научного знания, отметить его характерные признаки. Прежде всего, это систематизированность. Это один из главных Однако не только в этой сфере может быть систематизированным полученное знание. Примеров множество: телефонный справочник, кулинарная книга, дорожный атлас и т. д. Тем не менее научная систематизация имеет свою специфику. В качестве системы такое знание представляет собой определенную структуру, составными частями которой являются картины мира, теории, законы, факты. В науке отдельные дисциплины взаимозависимы и взаимосвязаны.

Доказательность

Другим важным критерием, который имеет научно-исследовательская деятельность, является стремление к доказательности, обоснованности знания. Приведение его в систему было характерным для науки всегда. Само ее возникновение иногда связывают именно с этим стремлением к доказательности. Применяются различные способы проверки. Для подтверждения истинности эмпирического знания, например, используют многократные проверки, прибегают к статистическим данным и т. д. Если нужно обосновать ту или иную теоретическую концепцию, обращают внимание на непротиворечивость, возможность предсказывать и описывать явления, соответствие эмпирическим данным.

Оригинальные идеи в науке

В науке большую ценность представляют оригинальные идеи. Однако в ней ориентация на новации также сочетается с тенденцией убрать из полученных результатов все субъективное, которое связано со спецификой самого исследователя. В этом состоит одно из отличий ее от искусства. Для того чтобы творение художника существовало, его необходимо создать. Однако если какой-то ученый не создал теорию, в будущем она обязательно будет создана, так как является необходимым этапом развития научной деятельности, которую можно назвать интерсубъективной.

Средства и методы научного познания

В научной деятельности применяются средства рассуждений, которые используют люди в различных видах деятельности, в том числе и в обыденной жизни. Приемы рассуждений, используемые в науке, характерны для любой другой сферы. и индукция, синтез и анализ, обобщение и абстрагирование, идеализация, описание, аналогия, предсказание, объяснение, подтверждение, гипотеза, опровержение и др.

Эксперимент и наблюдение

Эксперимент и наблюдение являются основными методами приобретения в науке эмпирического знания. Кратко расскажем о том, в чем состоит их специфика. Наблюдение - метод, при котором главным является не вносить изменения в изучаемую действительность самим процессом наблюдения. В рамках эксперимента явление, которое следует изучить, ставится в определенные условия. Ф. Бэкон отмечал, что природа вещей обнаруживает себя лучше всего, будучи "искусственно стесненной", нежели существующая в "естественной свободе".

Эмпирическое и теоретическое знание

Важно отметить, что без конкретной теоретической установки не может начаться Хотя известно, что факты - это главное для ученого, однако постижение реальности без теоретических построений невозможно. По этому поводу И.П. Павлов заметил, что необходимо общее представление об изучаемом предмете, чтобы на него можно было цеплять факты.

Научные теории не являются простым обобщением эмпирических данных. А. Эйнштейн писал, что логическим путем невозможно прийти к основным принципам теории. Они возникают во взаимодействии эмпирии и теоретического мышления, в ходе решения теоретических проблем, во взаимодействии науки и культуры.

Ученые в ходе построения той или иной концепции применяют разнообразные способы теоретического осмысления. Например, еще научная деятельность Галилео Галилея была отмечена широким использованием для построения концепций мысленных экспериментов. Теоретик, применяющий их, как бы проигрывает различные варианты поведения идеализированных объектов, разработанных им. Математический эксперимент представляет собой современную разновидность мысленного. При его использовании на компьютерах просчитываются возможные последствия тех или иных условий.

Обращение к философии

Характеризуя научную деятельность в целом, важно также отметить, что ученые в ее ходе нередко обращаются к философии. Как российская наука, так и мировая часто опирается на нее. В особенности для теоретиков важное значение имеет осмысление познавательных традиций с точки зрения философии, рассмотрение изучаемой действительности в контексте той или иной картины мира. Это очень актуально в переломные этапы, которые периодически проходит наука в своем развитии. Великие достижения в ней всегда были связаны с философскими обобщениями. Обращение к философии способствует эффективному объяснению, описанию и пониманию изучаемой наукой реальности. Результаты научной деятельности, таким образом, соотносятся с ее достижениями.

Стиль научного мышления

Существует такое понятие, как "стиль научного мышления". Оно отражает важные особенности интересующей нас сферы знания. М. Борн заметил, что существуют определенные тенденции мысли, которые очень медленно изменяются и образуют философские периоды с идеями, присущими всем областям человеческой деятельности, включая науку.

Язык науки

Говоря о средствах, которые применяются в научном познании, следует отметить, что язык науки является важнейшим из них. Галилей говорил о том, что языком математики написана книга природы. Развитие физики подтвердило эти его слова. Процесс математизации в других науках идет весьма активно. Во всех них математика является составной частью теоретических построений.

Развитие средств познания

В науке ход познания в значительной степени зависит от развития технических средств. Научная деятельность Галилео Галилея, например, осуществлялась с использованием подзорной трубы. Затем были созданы телескопы, а также радиотелескопы, что определило в значительной степени развитие астрономии. Использование микроскопов, в особенности электронных, существенно повлияло на прогресс в биологии. Без таких важных средств познания, как синхрофазотроны, нельзя представить себе развитие физики элементарных частиц. Современная мировая и российская наука в настоящее время переживают революцию из-за появления компьютера.

Взаимопроникновение средств и методов наук

Отметим, что средства и методы, которые используются в различных науках, отличаются. Это определяется спецификой предмета изучения, а также уровнем развития самой науки. В целом наблюдается непрерывное взаимопроникновение средств и методов. Все шире применяется аппарат математики. Невероятная ее эффективность, как заметил Ю. Винер, делает эту науку важным средством познания во всех остальных. Однако едва ли в будущем будут полностью универсализированы средства и методы различных научных отраслей.

Специфика философии

Говоря о специфике наук, следует отметить особое положение философского знания. Философия в целом наукой не является. В классической традиции ее трактовали как науку особого рода, однако мыслители современности зачастую развивают в ней построения, которые резко отграничены от нее. К примеру, это относится к неопозитивистам, экзистенциалистам. В рамках философии всегда существовали и будут существовать исследования и построения, которые могут иметь статус научных.

Научно-методическая деятельность

Это основной вид деятельности образовательной - совокупность мероприятий, которые осуществляются в целях овладения технологиями, приемами и методами учебно-воспитательной работы. Она направлена на поиск новых методов и форм организации, обеспечения и проведения образовательного процесса.

Научно-техническая деятельность

Это техническая деятельность, которая находится на стыке инженерной и научной. Она относится к сфере технических научных дисциплин. Ее исследования имеют прикладной характер. Это понятие в более широком смысле охватывает внедренческую, инженерную и научную деятельность.

Ален Коспанов, 11-классник школы №853 Зеленограда, победитель и призер всероссийских и международных географических олимпиад, решил стать климатологом.

В недалеком будущем такие, как он, изучат процессы понижения и повышения температуры воды в Тихом океане - Ла-Нинья и Эль-Ниньо («девочка» и «мальчик», в переводе с испанского), влияющие на изменение климата на планете.

Куда брел кот Скарлатти

Музыканты, исполняющие «Кошачью фугу», знают: кот Скарлатти прогулялся по клавишам клавесина, хозяин подслушал и эту тарабарщину сделал темой популярной сонаты. Это легенда, но, в принципе, вы в курсе, кто такие Алессандро и Доменико Скарлатти? Слыхали? А про Николу Порпора? Не ворчите - никто нос не задирает. «Антонио Вивальди решительно и пылко вступил в четко согласованную игру оркестра, Доменико Скарлатти - ибо это был он - летал в головокружительных пассажах по клавишам чембало, а Георг Фридрих Гендель вдохновенно исполнял ослепительные вариации…».

Это из романа Алехо Карпентьера «Конец барокко» - направления в средневековой музыке, которой нынче увлекается Ален Коспанов - один из лучших юных географов России. Долгая прелюдия, но так нужно. Парню 16 лет, и он уже привык копать глубоко. Классика? Говорит, современная музыка нередко бьет по ушам, а нынче такой темп жизни, что требуется делать передышки, побыть с самим собой. Сейчас у него для этого музыка барокко: о Порпора я, признаться, не слыхал.

Ален - отличник, побеждающий на олимпиадах с 7 класса - по географии, астрономии, химии. Победитель (из последнего) всероссийских географических олимпиад прошлого и нынешнего года, призер Балтийских олимпиад по географии и масштабной Международной олимпиады в Белграде в августе нынешнего года. Это грамоты и медали. Что за ними?

Я не совсем завязан на времени, у меня есть четкая цель, - ясно формулирует Ален. - Давно изучал стихийные бедствия - почему они происходят, как предотвратить. Это и станет моей профессией.

Погоду мы обсуждаем каждый день, боимся ее. Я пообщался с Аленом Коспановым один раз и думаю, что если такие ученые (а он им непременно станет) будут заниматься этой глобальной проблемой - мы сможем быть спокойны: объяснят и научат что и как делать. Кредо.

Географ химика одолел

Ален к четырем годам научился читать, но малыша всегда тянуло к энциклопедиям. Как устроена Земля, почему извергаются вулканы и выходят из берегов реки. Откуда возник интерес? Мама Алена Марина Коспанова пожимает плечами: все люди разные. Да, но есть сходство: коли семья дает потомству реальный толчок в жизни - результат получается отменный. Раз уж мы привязались к Скарлатти: отец Алессандро был не только первым учителем сына, но и всячески следил за его ростом. «Это мой сын - орленок, чьи крылья уже выросли, и мне не следует препятствовать его полету», - писал он в рекомендательном письме. В семье Коспановых климатологов нет - есть родители, они всегда были рядом с сыном, следили за его интересами, ненавязчиво подсказывали.

Увы, не всегда папы с мамами справляются со своими обязанностями. Коспановы часто путешествовали по Европе и готовились к турне: история, география, даже немного язык. В нынешнем августе, после олимпиады, ездили в Испанию. Пляж и солнце - чудно, но сын и родители обязательно ходили в горы, собирали породы минералов - нужно знать, как устроены горные породы этих мест. Исследовал подросток с дедушкой и уральские горы - его родственники живут в Челябинской области.

Раньше я удивлялся, приезжая за рубеж, - признался юноша, - сейчас удивление стихло: российская географическая школа предполагает обширные знания в различных сферах. А у меня не стихало удивление во время разговора: Ален неизменно корректен в отношении других людей, не представляя себе, что надо заноситься успехами.

Но почему география? Тут же восхитился своей учительницей Тамарой Александровной Парамоновой. Были сомнения - может, стоит заняться химией. Отчего? А у нас, улыбается, в 853-й школе поразительный педагог - Ирина Владимировна Костюк. Кстати, если вы считаете, что Ален - тихий смущенный ботаник, ошибаетесь. Крепкий парень: много лет занимался айкидо, потом водным поло.

Айкидо - не агрессивный вид спорта, - убежден Ален, - эта борьба формирует спокойное отношение к сопернику.

«Дождь в лицо и ключицы…»

Олимпиады для парня - не чемпионаты, а возможность пообщаться с интересными ребятами. В Белграде подружился с юными географами из Новой Зеландии, Бельгии, Швейцарии. Говорили на английском, никаких проблем.

Однако мы о климате. Нет никакого климатического оружия, уверен Ален: таким оружием владеет сама планета. Например, извержения вулканов вели к резкому изменению климата. Холодное лето в Москве? Но, оппонирует географ, в среднем температура в столице была выше, чем, скажем, полвека назад.

Подожди, Ален, а как же катаклизмы этого года?

Они были на Земле всегда, сейчас идет их масштабное изучение. А мы обо всех наводнениях и землетрясениях узнаем в тот же день, а не через год, как было раньше.

Но температура на планете меняется, верно?

По данным за последние 150 лет, наблюдается потепление. Не везде. Сколько времени будет расти температура, к чему это приведет - предстоит выяснить. Атмосфера - сложная система, на климат влияет огромное количество параметров. Ученые пытаются это связать с глобальной циркуляцией. Есть локальные циркуляции, самые известные из них - Ла-Нинья и Эль-Ниньо, когда изменяется сила пассатов над Тихим океаном…

Мы не станем углубляться в эти мировые процессы. Одним из тех, кто этим займется, будет Ален Коспанов. В следующем году поступит на географический факультет МГУ , специализацию себе юноша выбрал. Перспективным он будет ученым. Как сказал Доменико Скарлатти: «Если природа дала нам десять пальцев и инструмент может все обеспечить работой, почему бы их не использовать?». Но ведь природа дала также талант, силу воли, желание объяснить, что происходит в нашем мире, - почему бы юному Алену их не использовать, правильно?

Владимир Ратманский, фото Анны Алимжановой

Шкала оценивания
(87 - 100 баллов) отлично Студент на высоком уровне способен использовать базовые правовые знания в области образования и безопасности жизнедеятельности. Знает содержание всех необходимых для профессиональной деятельности нормативных документов, готов применять их в практической деятельности.
(73 - 86 баллов) хорошо Студент на среднем уровне способен использовать базовые правовые знания в области образования и безопасности жизнедеятельности. Знает содержание основных для профессиональной деятельности нормативных документов, готов применять их в практической деятельности.
Базовый уровень сформированности компетенций Студент затрудняется использовать базовые правовые знания в области образования и безопасности жизнедеятельности. Затрудняется в применении нормативных документов в профессиональной деятельности.

ОК-6 Способность к самоорганизации и самообразованию

Уровень сформированности компетенции Шкала оценивания Критерии оценки сформированности компетенции
Высокий уровень сформированности компетенций (87 - 100 баллов) отлично На государственном экзамене студент отвечает уверенно, последовательно, аргументированно. Демонстрирует знания смежных с предметом ОБЖ дисциплин, приводит много примеров из практической деятельности. Знает содержание научных трудов ученых в рамках своей профессиональной деятельности.
Продвинутый уровень сформированности компетенций (73 - 86 баллов) хорошо На государственном экзамене студент отвечает уверенно, последовательно. Старается аргументировать ответ примерами из практической деятельности. Демонстрирует знания из смежных с курсом ОБЖ дисциплин.
Базовый уровень сформированностикомпетенций (60 - 72 баллов) удовлетвори-тельно На экзамене у студента отсутствует четкость и последовательность изложения ответа. Межпредметные связи с курсом ОБЖ слабо выражены, ответ на вопрос не подкреплен примерами.

Основная литература:

1. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.П. Петров. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 304 с. – (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).



2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.

3. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. Учебный модуль: современные технологии обучения ОБЖ: учебно-методическое пособие. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2016. – 128 с.

4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 240 (391) с.

5. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Зязина Т.В., Григорьев А.И. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – Воронеж, ВГПУ, 2009. – 198 с.

8. Ковалева Е.В. История педагогики и образования: учеб.-метод. пособие / Е.В.Ковалева, И. М. Яковенко; КамГУ им.Витуса Беринга. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. – 377 с.

9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 744 с.

10. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др.; под ред. Л.А. Михайлова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с. – (Сер. Бакалавриат).

11. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 332 с.

12. Педагогика: учебник для бакалавров / Л П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2013. – 488 с.



13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

14. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 158 с.

15. Айзман Р.И. и др. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. – Новосибирск: 2011. – 208 с.

16. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – 2-е изд., стереотип. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2010. – 214 с.

17. Охрана труда на производстве и в учебном процессе: учебное пособие / А.Д. Корощенко. – Новосибирск: Арта, 2011. – 240 с.

18. Петров С.В. Социальные опасности и защита от них: учеб. пособие. – Новосибирск: Арта, 2011. – 271 с.

19. Петров С.В. Безопасный отдых и туризм: учебное пособие. – Новосибирск: Арта, 2011. – 296 с.

20. Петров С.В. Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие. – Новосибирск: Арта, 2011. – 320 с.

21. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: практикум / Авт.-сост. Э.А. Кузнецова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. – 110 с.

Дополнительная литература:

22. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.

23. Безопасность жизнедеятельности. Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. // Сост. Латчук В.Н. и др. – М.: ДИК; АСТ, 1998.

24. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005. – 75 с.

25. Латчук В.Н., Крючек Н.А., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением. // Под ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

26. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДиК, 2000. – 320 с.

27. Мардерфельд В.Л. Рабочие материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 232 с.

28. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

29. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 80 с.

30. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика обучения: 5–6 классы. Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

31. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–6 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 157 с.

32. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Маслов и др.; под ред. В.Н. Латчука. – М.: Дрофа, 2013. – 238 с.

33. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский и др. – 16-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2013. – 206 с.

34. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева; МЧС России. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 222 с.

35. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2000.

36. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

37. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 252 с.

38. Основы безопасности жизнедеятельности. 8, 10, 11 классы: развернутое тематическое планирование: базовый уровень / авт.-сост. Т. А. Мелихова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 67 с.

39. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

40. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Э.М. Киселева и др.; Под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

41. Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

42. Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни (2014 – 2017).

Электронные образовательные ресурсы

1. Воронов В.В. ПЕДАГОГИКА: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Воронов В.В., Журавлев В.И., Краевский В.В. и др.; Под ред. П.И.Пидкасистого.-3-е изд., доп. и перераб. – М.: Пед. о-во России, 1998. – 638 с. – http://z3950.ksu.ru/bcover/0000055731_con.pdf

2. Лихачев, Борис Тимофеевич. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров / Б.Т.Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 522 с. - http://z3950.ksu.ru/bcover/0000053351_con.pdf

3. Психология и педагогика: учебник для вузов / [Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Куканова Е.В. и др.]; под ред. заслуж. деят. науки Рос. Федерации, чл.-кор. РАО, д.п.н., проф. П.И. Пидкасистого. – Москва: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 714 с. - http://z3950.ksu.ru/bcover/0000683385_con.pdf

4. Харламов, Иван Федорович. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / И.Ф.Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 517 с. - http://z3950.ksu.ru/bcover/0000115456_con.pdf

5. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники...). http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9

6. Возможность скачать бесплатно и без регистрации тексты ответов на билеты по ОБЖ для 9 класса. http://bobych.ru/ege/obg9/

7. Электронные книги. http://mykrevedki.ru/lib/Book-21-25.html

8. Информационные материалы по ОБЖ. http://bank.orenipk.ru/str42.htm

9. Поурочные тематические календарные планы, разработки уроков, сценарии, правила, акты, приказы по ОБЖ. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm

12. Материалы для проведения уроков и мероприятий по ОБЖ http://uchitelu.net/media

13. ОБЖ журнал МЧС России www.school-obz.org

14. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru-

Требования к организации и проведению междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности»

Методические рекомендации по подготовке и проведению междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» разработаны в целях установления единых подходов к подготовке и проведению государственных экзаменов в Сахалинском государственном университете.

Целью итогового междисциплинарного государственного экзамена является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Междисциплинарный государственный экзамен является квалификационным, призван для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и проводится в устной форме в заключительном семестре по окончании основной экзаменационной сессии. Факт проведения, программа и форма междисциплинарного государственного экзамена доводятся до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала государственной итоговой аттестации.

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по данному направлению подготовки.

Студенты обеспечиваются программой междисциплинарного государственного экзамена, им создаются необходимые для подготовки условия: читаются обзорные лекции по дисциплинам «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Опасности социального характера и защита от них», «Опасности природного и техногенного характера и защита от них», «Обеспечение безопасности образовательных организаций», «Основы обороны государства и военной службы», «Информационная безопасность», по содержанию которых формируются билеты, проводятся консультации.

В целом, на междисциплинарный государственный экзамен выносятся такие группы проблем, ответ на которые позволил бы выявить способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Типовые задачи профессиональной деятельности для бакалавра педагогического образования, педагога-организатора ОБЖ (учителя безопасности жизнедеятельности) определены ФГОС ВО в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Государственный экзамен является комплексным на междисциплинарной основе и состоит из следующих учебных блоков:

1. Теоретико-методологического.

2. Методического.

3. Профильного.

Теоретико-методологический учебный блок содержит в себе теоретические основы дисциплин, направленных на освоение студентами теоретических и методологических основ, необходимых педагогу профессиональных знаний.

Методический учебный блок содержит в себе теоретические основы дисциплин (разделов), направленных на использование теоретических знаний и практических умений, навыков, а также методических особенностей учебного предмета по направлению «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Профильный учебный блок содержит в себе теоретические основы дисциплин, входящих в научную область знаний «Безопасность жизнедеятельности».

Организация междисциплинарного государственного экзамена

Итоговый междисциплинарный экзамен является одним из видов государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе высшего образования, и проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО «СахГУ» (приложение к приказу № 534 от 19 октября 2016 г.).

Экзамен проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в части «VIII. Оценка качества освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» п. 8.6.

Содержание экзамена находит свое отражение в разработанных экзаменационных материалах. Экзаменационные материалы включают проверку теоретических знаний и практических умений в соответствии с ФГОС ВО, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения по профилю подготовки. Экзаменационные материалы формируются на основе примерных и рабочих программ учебных дисциплин профессионального и других циклов, осуществляемых на кафедре безопасности жизнедеятельности, программ педагогической практики с учетом их объема и степени значимости для данного профиля. Экзаменационные материалы представляют собой перечень теоретических вопросов по учебным дисциплинам и практических вопросов.

На основе разработанного и объявленного студентам перечня теоретических вопросов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к экзамену, за месяц до начала государственной итоговой аттестации составляются экзаменационные билеты. Экзаменационные билеты представляют собой ряд вопросов, имеющих междисциплинарный (интегрированный), практико-ориентированный характер, направленных на выявление сформированности аналитических, диагностических, прогностических и проектировочных умений выпускника. Вопросы равноценны по сложности и трудоемкости и обеспечивают проверку подготовленности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности.

В период подготовки к экзамену проводятся консультации по Программе государственной итоговой аттестации, на которые выделяются до 4 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации.

К началу экзамена для государственной экзаменационной комиссии должны быть подготовлены следующие документы:

– экзаменационные билеты;

– перечень нормативных документов, материалов справочного характера, наглядных пособий, разрешенных к использованию на экзамене.

Вынесенные на междисциплинарный государственный экзамен проблемы в экзаменационных билетах могут быть сформулированы по-разному: в форме эвристических вопросов, в форме ситуационных задач, тестов и т.п. Предполагается, что при ответе на вопрос, поставленный в экзаменационном билете (особенно при ответе на вопросы технологического плана и ситуационные задачи), выпускник сможет продемонстрировать свои знания в области целой совокупности учебных дисциплин, что позволит вынести заключение о его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

Проведение междисциплинарного государственного экзамена

Экзамен по направлению подготовки проводится в специально подготовленных и оборудованных помещениях. Продолжительность экзамена определяет ФГБОУ ВО «СахГУ». На подготовку к ответу может быть отведено до одного академического часа времени. Сдача экзамена по направлению подготовки проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. За ответ по каждому вопросу экзаменационного билета выставляется оценка, которая заносится в протокол заседания государственной экзаменационной комиссии вместе с особыми мнениями членов комиссии. Протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. Итоговая оценка складывается из оценок по этапам экзамена и доводится до сведения выпускника в тот же день.

Самостоятельная подготовка к междисциплинарному государственному экзамену по профессиональным и профильным дисциплинам: включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов ОПОП, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области педагогики, методики обучения и воспитания учебному предмету, безопасности жизнедеятельности, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена и с другой – дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности.

Особенности подготовки и проведения государственных экзаменов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

Обучающийся инвалид не позднее чем за 3 месяца до начала проведения первого государственного экзамена может подать письменное заявление о необходимости создания для него специальных условий при проведении государственного экзамена с указанием особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состоянии здоровья.

В заявлении обучающийся указывает на необходимость (отсутствие необходимости) присутствия ассистента на государственном экзамене, необходимость (отсутствие необходимости) увеличения продолжительности сдачи государственного аттестационного испытания по отношению к установленной продолжительности:

– продолжительность сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме – не более чем на 90 минут;

– продолжительность подготовки обучающегося к ответу на экзамене, проводимом в устной форме – не более чем на 20 минут.

При проведении ГЭ обеспечивается соблюдение следующих требований:

– проведение ГЭ для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающие обучающимся инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (при необходимости);

– пользование необходимыми техническими средствами обучающимися инвалидами (при необходимости);

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения и т.д.

В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными способностями здоровья по предварительному заявлению университет обеспечивает выполнение требований при проведении МГЭ.

Обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», отчисляются из университета с выдачей справки об обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию, может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не ранее чем через год и не позднее чем через 5 лет после срока проведения государственной итоговой аттестации, которая не пройдена обучающимися.

Описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и проведения междисциплинарного государственного экзамена

При проведении предэкзаменационной консультации используется учебная аудитория с оборудованием для проведения лекционных занятий и с мультимедийным комплексом.

Междисциплинарный государственный экзамен проводится в учебной аудитории, которая заранее определяется кафедрой, и согласуется с директором Института. В ней оборудуются места для государственной экзаменационной комиссии, секретаря комиссии и индивидуальные места для студентов.

Количество рабочих мест для государственной экзаменационной комиссии определяется исходя из количества человек утвержденного Приказом о составе комиссии. Оборудование рабочих мест включает в себя столы и стулья.

Оборудование рабочего места секретаря включает в себя также стол и стул, дополнительно располагается стол для экзаменационных билетов.

В соответствии с порядком проведения междисциплинарного государственного экзамена для студентов устанавливаются столы и стулья для каждого, максимальное количество студентов осуществляющих подготовку к ответу на экзаменационный билет не более 6 человек, соответственно в аудитории устанавливается 6 столов и стульев для студентов. При ответе на экзаменационный билет используется трибуна и доска.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни