Приемы борьбы стоя урок физической культуры. Дзюдо.Приёмы борьбы лёжа и стоя. Урок. Универсальные учебные действия

17.08.2020

Просмотр правильного выполнения техники приемов освобождения от захватов за руки, туловище, одежду.

Вступительное слово учителя: Часто возникает ситуация, когда используются захваты конечностей, одежды и различные обхваты тела с целью сковать действия противника. В связи с этим возникает актуальная проблема нейтрализации такого рода воздействия, посредством использования приемов самозащиты.

Учащихся разделить, попарно учитывая физические, весовые и половые характеристики.

Каждый из вариантов требует использование различных методов нейтрализации, которые рассмотрены в презентации урока, Обратить внимание на детей, которые работают левой рукой.

4 варианта освобождения

1.1 Тяните руку вверх. Во время этого движения предплечье противника будет выкручиваться внутрь, что приведет к невозможности удержания нормального захвата.

1.2 Вращайте свою кисть по часовой стрелке. Противник не может удержать захват, так как вы создали неудобное положение для его кисти. Кроме этого вы двигаете свою кисть к пальцам оппонента, которые являются самым слабым местом захвата. Считается, что наиболее слабым звеном является большой палец и, соответственно, в большинстве случаев освобождения от захвата усилие направляют именно в его сторону

1.3 Вращайте кисть по дуге вверх и в сторону. В этом случае усилие вновь направляется в сторону его большого пальца. Противник вынужден ослабить захват, что дает вам возможность освободиться.

1.4 Опустите свою кисть вниз поверх запястья оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

4 варианта освобождения

2.1 Тяните свою руку вверх и внутрь к себе. Одновременно локоть опускается вниз. Этим движением вы разжимаете пальцы оппонента и освобождаетесь.

2.2 Вращайте свою кисть вниз, вверх и наружу, освобождаясь от захвата.

2.3 . Давите своей кистью вниз поверх запястья руки оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

2.4 Давите своей кистью вниз поверх запястья руки оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

3.1 Противник удерживает ваше правое предплечье двумя руками (большие пальцы направлены вверх) — Вы поворачиваете свое правое предплечье так, чтобы большой палец был направлен вверх. Одновременно захватываете свой правый кулак своей левой рукой между руками противника и совершаете резкий рывок вверх и на себя. При этом вы поворачиваетесь налево и сгибаете правую руку под прямым углом.

3.2 Противник удерживает ваше правое предплечье так же, как на рисунке 6. Вы берете левой рукой свой правый кулак и поднимаете его до тех пор, пока правое предплечье не займет вертикального положения. С силой прижимаете кулак к предплечью нападающего по направлению книзу.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Борьба – это жизнь, жизнь – это борьба.

На протяжении всей жизни человек включается в борьбу за выполнение поставленных целей.

Борьба, с любой точки зрения, это путь к преодолению трудных периодов жизни. А как вид спорта, борьба позволяет и учит умению защитить себя, своих близких, Родину, закаляет не только физически, но и морально.

В Маливской средней школе с 1977 года по настоящее время работает секция борьбы самбо. За более чем 30-летний период были подготовлены, а также стали в будущем, 1 Мастера спорта Международного класса, 2 Мастера спорта России, более 50 спортсменам присвоено звание “Кандидат в мастера спорта” и 1го взрослого разряда по борьбе самбо и дзюдо.

Среди достижений есть призеры молодежных чемпионатов Мира и Европы, призер чемпионата СССР, победители и призеры чемпионатов России, чемпионы и призеры Московской области, г. Москвы, других областей, а также призеры различных Всероссийских и международных турниров. Сколько учащихся занималось за этот период в секции, никто не считал. За это время секцией руководили местные воспитанники. Очень большое количество юношей, закончив заниматься в секции, служили в элитных войсках России – воздушно-десантных войсках и морской пехоте.

В связи с этим в школьную программу была включена новация, а именно: начиная с 1 класса, были введены учебные часы по борьбе.

Борьба – это название общего раздела, в нее были включены броски из различных единоборств, в основном из борьбы самбо и дзюдо. Большое значение в формировании сознательного отношения к борьбе имеет слово. Беседуя с ребятами, я стараюсь дать полное представление, зачем она нужна, что она развивает, что воспитывает.

Специальный зал борьбы при школе позволяет учащимся проводить занятия по программе, которая включает в себя специальные упражнения для борцов: умение правильно падать, овладевать акробатическими элементами, а также бросками в положении “стоя” и “лежа” и умение применять их на ковре и в экстремальных ситуациях.

Как учитель я стараюсь подбирать упражнения для занятий с детьми различных возрастных категорий так, чтобы интерес к данному виду спорта не угасал, а наоборот только возрастал. Например, в 1–8-х классах упор делается на игры, в которых есть элементы борьбы: “регби на коленях”, “салки-догонялки с кувырками”, “слон”, и другие игры,– которые развивают еще и силу, выносливость, гибкость, быстроту мышления, волю, целеустремленность к победе. В 9–11-х классах больше внимания уделяю развитию силы, ловкости, постоянно увеличивая нагрузку к максимальным возможностям.

При зале борьбы оборудована комната, где установлены различные тренажеры, среди которых есть такие, которые ребята изготовили сами, под руководством учителя и тренера.

Борьба позволяет дать четкое представление ребятам, каким видом спорта им предстоит заниматься. Даже те из них, которые, не сделав этого выбора, не занимаются этим видом спорта, имеют возможность на уроках физкультуры познавать и совершенствовать навыки борьбы в течение всего обучения в школе.

Стало традицией проводить открытое первенство Коломенского района по борьбе самбо среди юношей и девушек, мальчиков и девочек в спортивном зале нашей школы.

Я надеюсь, что занятия борьбой не прошли бесследно для воспитанников. Доказательством тому является и то, что только за последние четыре года 8 юношей и девушек поступили учиться в ВУЗы на Факультеты Физкультуры и спорта, что является еще одним доказательством правильно выбранного пути. Эта новация, спортивная борьба, позволяет поддерживать традиции школы, Коломенского района – растить будущих защитников Родины, сильных физически и морально, уверенных в своих силах, готовых в любых жизненных ситуациях постоять за себя и свое Отечество. Ведь жизнь – это борьба, а борьба – это жизнь.

Методические разработки по ведению урока борьбы в 6–8-х классах.

Упражнения разминки на месте. Кувырком вперед без сгибания ног. Самостраховка: падение вперед с опорой на руки. Болевой прием: рычаг локтя через бедро. Беседа на тему “Методы развития силы”. Выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Приемы самозащиты: освобождение от захвата руки рукой.

  1. Упражнения разминки на месте обычно выполняются после упражнений в движении. Когда группа занимающихся большая, а помещение для занятий недостаточно просторное, выполняются только упражнения на месте.
    Примеры упражнений.
    1) Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
    2) Бег на месте с ускорением (по хлопку учителя).
    3) Бег с доставанием пятками ягодиц.
    4) Прыжки с поворотом на 180º (360º) í а двух ногах и на одной ноге.
    5) Махи ногой вперед, назад, в стороны (с максимальной амплитудой).
    6) Приседания с партнером на плечах.
    7) Наклоны вперед без сгибания ног, руками касаться ковра.
    8) Из положения стоя на коленях садиться на ягодицы слева и справа.
    9) Из положения стоя на коленях прогнуться, доставая затылком ковер.
    10) Из положения лежа на спине, поднимая ноги, достать носками ковер за головой вперед, назад, в стороны.
  2. Помимо приведенных упражнений на уроке изучают кувырок вперед с прямых ног. Занимающимся дается задание выполнить обычный кувырок вперед, но без сгибания ног. Можно также предложить ученикам сначала сделать кувырок без сгибания ног из положения ноги врозь (шире плеч), затем выполнить кувырок вперед из положения ноги вместе. После переката по спине ноги следует согнуть, чтоб встать в стойку.
  3. Самостраховка: падение вперед с опорой на руки.
    Последовательность упражнений:
    1) В упоре лежа сгибание и разгибание рук.
    2) В упоре лежа на пальцах сгибание и разгибание рук.
    3) Из положения на коленях, руки назад падение вперед, прогнувшись с опорой на руки.
    4) Из положения стоя, ноги расставлены широко, падение вперед с опорой на руки. При падении ученики не должны касаться грудью ковра, при этом необходимо сгибать руки, амортизируя удар. Падение на выпрямленные руки запрещается. Туловище следует держать прямо.
  4. Приемы борьбы “лежа”: рычаг локтя через бедро. Благоприятные условия: прием проводится после выполнения удержания сбоку (ученик находится сбоку). Проведение приема: захватить предплечье атакуемого и отжать его к бедру ноги, лежащей на ковре так, чтобы плечо ложилось на бедро, предплечье опускалось к ковру между ногами. Плавно разгибать руку до подачи сигнала (голос, хлопки по ковру другой рукой), если борцу не хватает силы одной руки для отжимания руки противника, следует помочь бедром, усилить давление на предплечье разгибаемой руки.
  5. Беседа на тему: “Методы развития силы”. Под силой мы понимаем способность с помощью напряжения мышц производить движения, преодолевать какие-либо силы или противостоять им. Существует два основных метода развития силы: с помощью динамических и статических упражнений. Динамические упражнения выполняют, преодолевая силы тяжести, сопротивление партнера и др. Характеризуются они сравнительно небольшими нагрузками (выполняются до появления усталости, “до отказа”, большими нагрузками выполняются 1–3 раза также до появления усталости; после небольшого отдыха, 2–3 минуты, упражнения повторяются), сменяющимися нагрузками. Сначала выполняются упражнения с небольшой нагрузкой, затем со средней и предельной. Может быть и иная последовательность. Например, выполняют упражнения с максимальной нагрузкой (1–2 раза), затем с меньшей, но с большим количеством повторений.
    Статические упражнения заключаются в противодействии каким-либо силам в течение определенного времени. Занимающийся принимает какую-либо позу (угол, вис, упор и др.) и удерживает ее определенное время или стремится поднять вес выше своих возможностей. Поза и отягощение должны вызывать сокращение определенных мышц.
    К основным средствам развития силы относятся упражнения с тяжестями (штанга, гири, гантели) и отягощением (собственным весом или весом партнера).
  6. Приемы борьбы “стоя”: выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Благоприятные условия: противник неправильно перемещает ноги или становится в низкую стойку (скрещивает ноги, далеко отставляет одну ногу, очень широко расставляет ноги, сильно разворачивает плечи относительно плоскости таза, переносит вес тела на одну ногу, опирается руками на атакующего).
    Проведение приема: атакующий рывком за руку переносит вес противника на одну ногу. Поворачиваясь в направлении рывка, атакующий толчком плеча в шею противника вынуждает его падать вместе с собой. Скручивая вокруг продольной оси.
  7. Приемы самозащиты: освобождение от захвата руки рукой.
    1) От захвата одной рукой за запястье разноименной руки. Освобождение выполняется рывком внутрь большого пальца руки атакующего. Предварительно следует вращать руку таким образом, чтобы лучевая кость оказалась в промежутке между большим и остальными пальцами руки противника.
    2) От захвата одной рукой за запястье одноименной руки. Выполняется рывком наружу в сторону большого пальца там, где он соединяется с другими пальцами. Принцип освобождения тот же, что и в первом случае, изменяется только направление рывка и вращение руки.

Литература:

  1. Е.М. Чумаков Физическая подготовка борца”. Учебное пособие для тренеров.
  2. В.М. Андреев “Борьба самбо”.

Методическая разработка по ведению урока борьбы в 5 классе.

Упражнения разминки в движении.
Акробатические упражнения-кувырки вперед.
Самостраховка при падении на бок.
Бросок задней подножкой.
Переворот с захватом рук.
Упражнения для развития силы с партнером.

Упражнения разминки в движении позволяют совершенствоваться в способах перемещения по ковру и одновременно подготовить организм к нагрузке.

Пример упражнений:

  1. Ходьба на носках, на пятках, носками внутрь, носками наружу, на внутреннем и наружном крае стопы, в полуприседе, в полном приседе.
  2. Бег спиной вперед, боком вперед (приставными шагами, со скрещиванием ног), на четвереньках.
  3. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с поворотом в воздухе на 180º и на 360º.
  4. Ходьба с вращением рук вперед и назад.
  5. Ходьба с поворотами туловища.
  6. Чередование прыжков и бега.

Акробатические упражнения – кувырки вперед. Кувырок вперед с места выполняется таким образом: поставив ноги вместе и присев, не разводя колени, сильно согнуть спину и поставить ладони на ковер. Чуть приподняв таз, затылком коснуться ковра и, оттолкнувшись носками, сделать перекат вперед по спине, не выпрямляясь. Во время переката по спине ноги согнуть. Кистями захватить голени и прижать пятками к ягодицам.

Изучение самостраховки при падении на бок начинается с освоения занимающимися конечного положения (группировки), в которое они должны приходить при завершении броска. Когда группировка изучена, необходимо научиться быстро приходить в положение группировки из положения лежа. Занимающиеся делают хлопок одной рукой по ковру и подтягивают ноги к груди. При этом ногу. Одноименную руке, делающей хлопок, следует, согнув, положить около руки, другую ногу поставить примерно на уровне середины голени лежащей ноги.

Задняя подножка под выставленную ногу.

Благоприятные условия:

  1. Противник выставляет вперед ногу и тянет атакующего.
  2. Противник стоит на атакуемой ноге.

Подготовка. Резким рывком вынудить противника перенести вес на атакуемую ногу, для сохранения равновесия он наклоняется назад и уменьшает устойчивость в направлении броска.

Проведение приема. Атакующий ставит ступню сзади, между ногами противника, упираясь в его подколенный сгиб своим подколенным сгибом. Выпрямляя ногу и отталкиваясь ею от ковра, атакующий сгибает ближнюю ногу противника и увлекает его на себя вперед и в сторону. При падении противника на спину необходимо сделать шаг вперед другой ногой, поддержать его и смягчить падение.

Переворот захватом рук. Благоприятные условия: противник стоит на четвереньках, расставив руки нешироко. Проведение приема. Встать сбоку от партнера на одно колено (ближнее к его ногам), захватить его дальнее плечо двумя руками. Подтягивая руки к себе и надавливая плечом в бок атакуемого, перевернуть его на спину.

Упражнения для развития силы с партнером.

  1. Угол в упоре (прямые ноги подняты над матами под углом 30º).
  2. Удержание и перенос партнера на руках.
  3. Перенос партнера на бедре (на одном затем на другом).
  4. Повороты туловища в наклоне с партнером, лежащим на плечах.
  5. Приседания с партнером, сидящим (стоящим) на плечах.
  6. Сгибание и разгибание рук стоя.

Литература:

  1. Е.М. Чумаков “Сто уроков самбо”.

Конспект урока по борьбе.

9-й класс

Задачи урока:

  1. Обучение приему борьбы стоя – через бедро; приему борьбы лежа – удержание сбоку, болевым приемам – узел руки и рычаг руки от удержания сбоку.
  2. Развитие силы и координации.
  3. Воспитание дисциплинированности, самостоятельности, интереса к занятиям борьбой.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: фронтальный, групповой, игровой.

Место проведения: зал борьбы.

Инвентарь: маты.

Время проведения: 45 мин.

Часть урока Содержание Дозировка ОМУ (организационно-методические указания)
1 2 3 4
I. Вводная

1. Построение, сообщение задач.

2. ОРУ в ходьбе и беге:

  • ходьба на носках, на пятках;
  • бег с захлестыванием голени;
  • бег с высоким подниманием бедра;
  • бег с приставными шагами;
  • бег с крестным шагом;
  • в ходьбе: наклоны и повороты головы;
  • в ходьбе: рывки руками;
  • в ходьбе: наклоны туловища влево, вправо, вперед, назад;
  • ходьба в полном приседе.

3. ОРУ на ковре:

  • из положения сидя: наклоны вперед, назад, в стороны;
  • из положения лежа на спине: наклоны в стороны;
  • из положения стоя на коленях сед на ягодицы;
  • передний и задний мост.

4. Акробатические элементы:

  • кувырок вперед;
  • кувырок назад;
  • кувырок назад с выходом в стойку;
  • кувырок вперед в высоту с разбега;
  • переворот боком;
  • сочетание упражнения переворот боком и кувырок вперед в длину с места;
  • игра “салки кувырками”.
Дежурный сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку.

Следить за осанкой во время выполнения беговых упражнений.

Упражнения выполняются в колонне по одному, соблюдать дистанцию 1 м; следить за правильной осанкой.

Упражнение выполняется до касания грудью ковра.

Упражнения выполняются ногами в центр ковра.

Упражнения выполняются в колонну по 2-е, дистанция 3–4 метра, следить за своевременным выполнением группировки.

II. Основная часть

1. Бросок через бедро из стойки.

  • Рассказ, показ, опробование;
  • изучение по частям;
  • повторение ранее изученных бросков.

2. Удержание сбоку в положении лежа

  • Рассказ, показ, опробование.

3. Болевые приемы – узел и рычаг руки от удержания сбоку.

  • Рассказ, показ, опробование;
  • изучение по частям.

4. Упражнения для развития силы:

  • Отжимание в упоре лежа;
  • из положения лежа на спине поднимание туловища;
  • из положения лежа на спине с упором на локтях “угол”.
25 мин.

2п*15р
2п*10р

Ученики разбиваются парами.

Следить за полным разворачиванием туловища и подбивать верхней частью бедер назад, вверх.

Положение ног – одна нога вытянута вдоль туловища, вторая стоит на стопе.

Следить, чтобы во время выполнения приема сигнал о том, что болевые действия достигли цели, подавался своевременно.

III. Заключительная часть.
  • Упражнение на расслабление;
  • подведение итогов занятия;
  • домашнее задание.
3 мин.

Лежа на спине расслабиться.
Построение в одну шеренгу.
Отжимания в упоре лежа.

План проведения внеклассного мероприятия по борьбе среди учащихся 5–11 классов.

  1. Класс делится на две равные по силам команды.
  2. каждая команда имеет свое название и девиз.
  3. Судейство осуществляет учитель и его помощник.
  4. Каждый этап соревнования имеет свое название.
  5. За каждую победу на этапе начисляется 3 очка, за ничью – 2 очка, за поражение – 1 очко.
  1. “Знание” – командам одновременно задаются вопросы по борьбе (правила борьбы, оказание первой помощи, травмы, гигиена и т.д.). В течение 3 минут команды должны дать верный ответ на каждый вопрос. Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.
  2. “Сила” – каждый участник команды в упоре лежа сгибает и разгибает руки максимальное количество раз, результат суммируется. Побеждает команда, сделавшая наибольшее количество повторений.
  3. “Быстрота” – каждый участник команды участвует в эстафете с включением акробатических элементов (кувырки вперед, назад, переворот боком и т.д.). Побеждает команда, показавшая наименьшее время.
  4. “Гибкость” – команды принимают положение “сидя” с упором на локтях лицом друг к другу, ноги приподнимаются над ковром под углом 30º. Побеждает команда, участник которой последним останется держать ноги.
  5. “Регби на коленях” – от каждой команды участие в игре принимают 5 человек. Передвигаясь по ковру на коленях и передавая друг другу мяч, игроки стараются занести его в “дом” соперника. Побеждает команда, которая сделает наибольшее количество “заносов”.
  6. “Бросок” – участие принимает вся команда. Участники разбиваются парами. За отведенное время нужно выполнить наибольшее количество бросков из положения “стоя”. Побеждает команда, выполнившая наибольшее количество бросков.
  7. “Стенка на стенку” – участвует вся команда. Бросается жребий. Участник каждой команды борется в положении “стоя” с участником другой команды до первого броска. Выигрывает команда, победившая в большем количестве схваток.

В соревнованиях побеждает команда, набравшая на всех этапах наибольшее количество очков.

Конспект урока физической культуры

Ф.И.О. педагога : Коваленко Юлия Викторовна

Класс: 7

Программа: Рабочие программы 5-9 классы В.И. Ляха Просвещение 2013г.

Раздел программы : Лёгкая атлетика

Тип урока : образовательно-познавательный

Тема урока : Прыжки в длину с 9-11 шагов разбега.

Цель урока : Сформировать представление о правильной технике выполнения прыжков в длину с 9-11 шагов разбега.

Задачи урока :

    объяснить правильную технику выполнения прыжков в длину с 9-11 шагов разбега;

    продемонстрировать выполнение прыжков в длину с разбега;

    выполнить прыжки в длину с 9-11 шагов разбега;

    способствовать развитию физических качеств;

    планировать свои действия при выполнении физических упражнений;

    работать в составе группы, формировать организаторские и коммуникативные способностей.

Условия проведения :стадион, прыжковая яма

Материально- техническое обеспечение : рулетка, грабли, лопата, секундомер.

1. Вводно-подготовительная часть

1.1. Организационный момент .

Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

Задачи:

    создать положительный эмоциональный настрой;

    поставить цель и задачи урока, связать их с темой прошлого урока;

    проверить знания по технике безопасности;

    проверить ЧСС (частоту сердечного сокращения).

Методы : словесный (команда, указание, беседа),

Метод контроля : измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Организует построение

Организует сдачу рапорта, контролирует правильность выполнения команд. Приветствует учащихся.

Ставит цели, задачи на урок.

Опрашивает учащихся по правилам техники безопасности при приведении разминки.

Подаёт команду на измерение ЧСС.

Учащиеся строятся в шеренгу по одному.

Физорг класса сдаёт рапорт, учащиеся выполняют команды:

«Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь».

Слушают и осознают

Отвечают на вопросы учителя. Соблюдать указанную дистанцию, чётко выполнять команды учителя.

Считают пульс

1 мин.

30 секунд

10 секунд

20 секунд

Проверить соответствие спортивной формы у обучающихся. Пятки вместе, носки врозь. Плечи расправлены, грудь подать вперёд, руки прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулак.

Считают за 10 сек.

Запомнить число ЧСС, у кого ЧСС выше 80уд/мин, становятся на левый фланг.

1.2. Проверка домашнего задания

Цель: проверка усвоения домашнего задания.

Задачи :

    формировать умения самооценки;

    мотивировать к занятиям физической культуры и спорту.

Метод : словесный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся : поощрение, похвала.

Метод контроля: опрос.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Проводит опрос

- Какой вид спорта называют «королева спорта»

Почему?

На предыдущих уроках мы с вами изучили прыжок в длину с места . Существуют ли другие виды прыжков?

- Для чего необходимо уметь правильно делать прыжки? Сделайте вывод.

Предлагаю продолжить технику изучения прыжков. С чего начнём?

Лёгкая атлетика

Она объединяет более 40 видов других спортивных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.

- Прыжки в длину с разбега; прыжки в высоту.

- Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

- С разминки.

1 мин.

2 мин

Проверить за короткий промежуток времени знания и способы действия уч-ся, установление пробелов в их усвоении

1.3. Разминка

Цель : формировать знания учащихся о правилах безопасного поведения при проведении прыжков, обучить двигательному действию, развивать быстроту двигательной реакции.

Задачи:

    всесторонне подготовить организм учащихся для решения основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта;

    подготовить мышечные группы спины, ног, брюшного пресса, которые будут участвовать в решении двигательных задач;

    формировать навыки и умения выполнять двигательные действия и формировать установку на активную познавательную деятельность.

Методы : словесные (описание, указания, распоряжения, подсчет, команды), метод непосредственной наглядности.

Методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Ходьба по спортивной площадке с изменением направления движения

1.Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба на пятках, руки на поясе.

Ходьба на наружных сторонах стоп, руки на поясе.

Спортивная ходьба.

Бег в колонну по одному.

Бег на носочках. Боковой галоп (правым, левым боком).

2.Упражнение на восстановление дыхания.

На 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»);

Восстанавливаем пульс, дыхание.

3.ОРУ на месте:

1. И.п. - стоя ноги врозь
1-2 - руки через стороны вверх, 3-4 - и.п. 6-8 раз.

2.И.п. - стоя ноги врозь, руки за головой. Наклон головы вперед. 10-15 сек.

И.п. - стоя ноги врозь. Наклон головы назад. 10-15 сек.

И.п. - стоя ноги врозь. Наклон головы влево. То же в другую сторону. 10-15 сек.

И.п. - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены в замок 1-2 –наклон влево, 3-4 - наклон вправо 6-8раз.

И.п. - стоя ноги врозь, правая рука вверху, левая внизу 1-2 - отведение рук назад, 3-4 - смена положения рук Руки в локтях не сгибать. 8-10 раз. И.п. - ноги врозь, руки согнуты перед грудью 1-2 - поворот туловища влево, 3-4 - то же вправо Руки держать параллельно полу. 6-8 раз.

И.п. - ноги врозь, руки в стороны 1-2 - поворот туловища влево, 3-4 - то же вправо Руки держать параллельно полу. 6-8 раз.

И.п. - ноги врозь, руки на пояс 1-2 - наклон вперед прогнувшись, 3-4 - наклон назад 6-8 раз.

И.п. - ноги врозь, руки внизу, кистями обхватить локти 1-7 - последовательные наклоны вперед, 8- и.п.
Ноги в коленях не сгибать, руками стараться коснуться пола. 2-3 раза.

И.п. -упор присев, ладошки на полу
1-2 - упор стоя согнувшись, ладошки не отрывать от пола, 3-4 - и.п. 6-8 раз.

И.п. -упор присев
1-2 - встать, хлопок над головой, 3-4 - и.п. 6-8 раз.

    Выполняют упражнения.

    Слушают замечания учителя.

    Выполняют комплекс упражнений разминки.

Оценивают проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий.

Ставят задачу овладения новым способом действия («мне надо научиться»).

ОГ

10 мин.

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

ПГ

10 мин.

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

СМГ

10 мин.

Обучение самостоятельной регуляции величины физической нагрузки и времени отдыха между упражнениями

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

При беге соблюдать дистанцию

Следить за дыханием

Выполнять упражнения без ошибок

Считают за 10 сек.

Запомнить число ЧСС

2. Основная часть

Цель: - овладеть двигательными действиями при выполнении прыжка в длину с разбега;

Задачи:

    обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием и ритму последних шагов разбега;

    освоить технику прыжка в длину с 9-11 шагов разбега;

    определить типичных затруднений учащихся при выполнении двигательного действия;

    устранить грубые ошибки при выполнении прыжков с разбега.

: фронтальная, индивидуальная.

Словесные, метод непосредственной наглядности.

Методы стимулирования учебной активности : похвала, поощрение.

Виды контроля : оперативный, текущий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

1.Рассмотрите рисунок (на рисунке изображена фигура человека в четырёх фазах прыжка в длину с разбега)

Есть ли отличие с ранее изученным прыжком?

В чём?

Зачем нужен разбег?

Начало разбега обозначим флажком у края дорожки. Это место отталкивания.

Какой ногой отталкиваемся?

Такой полёт называют «полёт в шаге».

Что ещё происходит в полёте?

Влияет ли правильное приземление на дальность прыжка?

2. Проговорим пошагово все действия выполнения прыжка.

3. Многократное повторное выполнение двигательного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвоение отдельных его элементов.

Можем ли мы сказать что добились уже высоких результатов?

Можем ли мы его достичь?

4. Обучение техники прыжка в длину с 9-11 шагов разбега: рассказ, показ. Прыжки в длину с разбега развивают мышцы ног, спины, брюшного пресса. Они очень важны для здоровья.

А теперь немного поиграем . Первая игра «Бой быков».

И.п. – встать лицом друг против друга. Руки на плечах партнера.

Задача: вытеснить партнера вперед, до боковой линии площадки.

Проигравший: девочки - 5 приседаний на правой ноге с помощью партнёра («пистолетик»); мальчики – 10.

Игра начинается по свистку.

Следующая игра «Тянем репку».

И.п. – встать лицом друг против друга, взявшись «глубоким» хватом правой руки.

Задача: перетянуть на свою территорию партнера.

Проигравший: девочки - 5 приседаний на левой ноге с помощью партнёра; мальчики - 7.

Учащиеся рассматривают рисунок, ищут ответы на создавшиеся вопросы.

Создают алгоритм прыжка в длину с разбега.

Находят отличие.

Положение ног, рук.

Набрать необходимую скорость.

Отталкивание производится любой толчковой ногой, маховая нога, согнутая в колени, выносится вперёд, руки тоже вперёд.

Обе ноги и обе руки вытягиваются вперёд, к груди.

Учащиеся рассматривают разные варианты приземления на рисунке. Делают выводы.

Разбег, попасть толчковой ногой на брусок, отталкивание, приземление обеими ногами.

Указывают на недочёты, ошибки. Делают вывод: нужна ещё высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия.

- Нужны тренировки.

1. Толчковая нога и противоположная ей рука впереди. Маховая нога и другая рука сзади, имитация движения при отталкивании.

2. Прыжки в длину с места толчком одной ноги с приземлением на обе ноги.

3. Прыжки в длину с трех-пяти шагов через небольшое препятствие.

Подвижные игры с элементами единоборств

(борьба за территорию)

ОГ

23мин

3-5 раз

3-5 раз

ПГ

23

Мин

3-5 раз

3-5 раз

СМГ

23 мин

Помогают учителю следить за соблюдением правил игры

Контролируют выполнение упражнения проигравших учеников

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений

Первый этап подготовительный, этап процесса обучения двигательному действию.

В ходе работы по рисунку создаётся алгоритм прыжка. Учитель фиксирует его на своём планшете.

Второй этап: ознакомление, первоначальное разучивание движения.

замедленное выполнение, нестабильный итог, невысокая устойчивость, непрочное запоминание, осознанный контроль действий.

Третий этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

формирование умения учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом.

Упражнения выполняются групповым способом в шеренге. Обратить внимание на правильное выполнение движений. Соблюдать технику безопасности при приземлении в прыжковую яму.

Обратить внимание, чтобы руки были на плечах партнёра.

Обратить внимание учащихся,чтобы резко не дёргали друг друга за руки.

Соблюдать технику безопасности.

3. Заключительная часть

3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).

Формы организации деятельности учащихся : фронтальная.

Методы мотивирования учащихся : похвала, поощрение.

Вид контроля : текущий, измерение морфофункциональных показателей.

Методы: словесные, наглядные, практические

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Организация выполнения упражнений, используемых для сопряжённого психофизического развития.

«Пронумеровать» пальцы:

большие,

указательные,

средние,

безымянные,

мизинцы.

Поочерёдно и как можно быстрее соединять 2–5 пальцы с первым. Например, по команде «два» соединить кончики большого и указательного пальцев. Выполнять в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца указательному пальцу) порядке, затем вразброс.

Учитель даёт команды: «три», «четыре», «пять».

«Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо – «раз». Одновременно опустить ухо и нос, на счёт «два» хлопнуть в ладони перед собой. «Три» – поменять положение рук: левой рукой взяться за правое ухо, а правой рукой – за кончик носа. «Четыре» – хлопок перед собой.

Учитель даёт команды: «раз», «два» «три», «четыре», «пять».

Организует измерение ЧСС.

Пульс в состоянии покоя в норме у здорового человека ритмичный, без перебоев: у мальчиков – 70–75 уд./мин, у девочек – 75–80 уд./мин

Выполняют упражнения.

Измеряют пульс

ОГ

4 мин

ПГ

4 мин

СМГ

индивидуально

Вначале задание выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе, вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами.

Задание выполняется вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами.

3.2. Подведение итогов урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока и определение перспективы последующей работы.

Задачи:

самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся;

организованное завершение занятия.

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.

Формы организации деятельности учащихся : фронтальная.

Методы организации деятельности учащихся: беседа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся : похвала, поощрение.

Виды контроля: итоговый.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Что на уроке было самым значимым?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Какие затруднения были?

Что хотелось бы добавить в урок?

У кого получается? Кому ещё нужна тренировка?

- Что хотели бы пожелать друг другу?

разучить технику выполнения нового прыжка.

Не в полной мере выполнил учебную задачу урока.

Выполнил учебную задачу урока.

ОГ

2 мин.

ПГ

2 мин.

СМГ

2 мин.

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на уроке.

3.3. Задание на дом .

Цель : формирование у учащихся привычки к систематическим занятиям, выполнение которых становится потребностью физического совершенствования (формирование динамического стереотипа).

Цель самостоятельной работы для учащихся: применять полученные знания при выполнении физических упражнений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Какие упражнения, проделанные за урок были наиболее трудные?

Почему?

Дома выполнить эти упражнения по 10 раз или в течение 5-10 минут каждый день.

Слушают, запоминают.

Организованно выходят из спортивного зала

ОГ

1 мин.

ПГ

1 мин.

СМГ

1 мин.

Индивидуальное домашнее задание в соответствии с рекомендацией врача.

Инструктаж по выполнению

Домашнего задания

Учебное занятие

по классической борьбе с группой начинающих.

Дата проведения

Задачи: 1. Изучить движение туловищем при упоре головой, руками и ногами в ковер. 2. Повторить переворот рычагом. 3. Изучить переворот за ру­ки сбоку.

Инвентарь: борцовский ковер.

Часть

урока и время

Дозировка

Организационно-методические указания

Построение группы,

рапорт дежурного преподавателю.

Проверка присутствующих.

Объяснение задач урока.

Проверка гигиенического состояния занимающихся.

Строевые упражнения: повороты

налево (направо), кругом

Проверить, острижены ли ногти. Проверить форму одежды

вительная-

Ходьба: высоко поднимая колени; на внешней (внутренней) стороне стопы; спортивная ходьба.

Бег: пятками доставая ягодицы; правым (левым) боком вперед; скрещивая ноги; с ускорением; с постепенным переходом

на ходьбу.

Ходьба: в полуприседе; обычная ходьба.

Кувырки вперед, назад

Построение группы в круг.

1). Исходное положение (И. п.) - основная стойка (о. с), ноги на ширине плеч:

1 - поднять руки вверх, 2, 3 - рывок руками назад, 4- И. п.

2). И. п. - руки за головой, локти отведены назад: 1, 2- два наклона

вправо, 3, 4 - то же влево

3). И. п. - о. с:1, 2,3 - три пружинистых наклона вперед, 4. - И. п.

4). И. п. - руки за головой: 1 - поворот туловища налево, 2 - И. п., 3 - поворот туловища направо, 4. - И. п.

5). И. п. - руки на пояс: 1-4- круговое движение туловищем вперед-вправо,

5-8- то же вперед-влево

6). И. п. - упор лежа: 1, 2 - согнуть руки, 3,4 -И. п.

7). И. п. - лежа на животе с захватом руками голеностопных суставов:

1 - прогнуться, 2 - И.п.

8). И. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища: 1,2 - коснуться носками ног ковра за гололовой, 3, 4 -И. п.

9). Движения на мосту вперед-назад с поворотом головы налево-направо

10). Борьба ногами лежа 2 + 2 мин

Каждое упражнение выполняется на

Протяжении 25 м , всего 5 мин.

4 раза по 30 сек.

Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку.

При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги

Кувырки выполняются по диагонали

ковра в колонне по одному

Каждый рывок делается с большей силой.

Голову вперед не наклонять

При наклонах доставать ковер руками

Локти вперед не сводить

С места не сходить

Туловище прямое

И. п. принимать только после команды

Ноги в коленях не сгибать

Вначале упражнение выполняется с помощью рук

Пары подбирают примерно равного веса. Упражнения выполняются левой и правой ногой

ная-40мин.

1. Изучение движений туловища в упоре головой, руками, ногами в ковер: вперед-назад, в стороны, круговые

2. Повторение переворота рычагом на несопротявляющемся партнере и на партнере, сопротивляющемся не в полную силу после захвата

3. Изучение переворота захватом рук сбоку

4. Учебная схватка 2+2 мин

5. Повторение передвижений, захватов и борьба за захваты

Выполняются с помощью рук

Повторение с правой и левой стороны от противника

Обратить внимание на скручивание парт­нера

Перемена партнеров местами после 1 мин отдыха

тельная -

Упражнения для укрепления моста.

Спокойная игра: «Делай, как я».

Ходьба строевым шагом. Построение. Подведение итогов урока. Задание на дом. Замечания по уроку

2 раза по30 сек

Обязательное выполнение утренней зарядки

Учебно-тренировочное занятие . Учебно-тренировочное заня­тие - наиболее распространенная форма организации занятий. Продолжительность 135-180 мин. Задачи: изучение и совершен­ствование техники и тактики борьбы, совершенствование физиче­ских и волевых качеств.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

1. Вводная часть. Продолжительность 3-7 мин. В ввод­ной части урока ставятся те же задачи и применяются такие же средства, что и в учебном уроке. При необходимости даются за­дания отдельным занимающимся.

2. Подготовительная часть. Продолжительность 20 - 30 мин. Задачи и средства те же, что и в подготовительной части учебного урока.

3. Основная часть. Продолжительность 95-105 мин. при уроке 135 мин. и 140-150 мин. при уроке 180 мин. Задачи: изу­чение новых и совершенствование ранее изученных технических и тактических действий, совершенствование специальных физи­ческих и волевых качеств.

Основная часть урока в большинстве случаев начинается с повторения ранее пройденного материала (выполняются части приемов, связки комбинаций, контрприемов и т. п.). Затем зани­мающиеся изучают новые специальные упражнения, приемы, за­шиты, контрприемы, способы тактической подготовки.

Повторив ранее пройденный материал и усвоив новый, зани­мающиеся совершенствуют его в учебных, учебно-тренировочных или тренировочных схватках. В конце основной части урока да­ется задание на совершенствование дожимов, уходов и контр­приемов с уходом с моста. Основная часть заканчивается выпол­нением специальных упражнений на развитие силы, гибкости или выносливости по заданию тренера.

4. Заключительная часть. Продолжительность 3-7 мин. Задачи и средства этой части урока не отличаются от заключи­тельной части учебного урока.

Учебно-тренировочное занятие проводится групповым методом. Однако в конце подготовительной части урока может быть отве­дено время для самостоятельной работы по заданию.

Подбор специальных упражнений и их дозировка, время изу­чения и совершенствования техники и тактики борьбы, характер и длительность схваток зависят от задач и подготовленности группы.

Во время проведения схваток свободные борцы, исключая пару, готовящуюся к борьбе, или следующие пары (при борьбе на нескольких коврах) выполняют упражнения по заданию тре­нера вне ковра.

За борцами, свободными от борьбы, наблюдает другой пре­подаватель или помощник из способных борцов. Борцы, которые готовятся к схватке, отдыхают, настраиваются на ее проведение, продумывают способы решения поставленных задач. В это время они могут наблюдать и за схваткой, отмечая для себя ее инте­ресные ситуации.

Если одновременно ставится задача совершенствовать физи­ческие качества, то совершенствовать быстроту и ловкость надо в начале урока, пока занимающиеся еще не устали. Упражнения на развитие силы, гибкости и выносливости выполняют в конце урока, когда занимающиеся хорошо разогрелись и подготовили мышцы к большой нагрузке.

Примерный план-конспект занятий по борьбе

Учебно-тренировочное занятие

по вольной борьбе с группой борцов 2-го разряда

Дата проведения

Задачи: совершенствовать равновесие, повторить переворот скрестным захватом голеней; изучить вариант выполнения этого приема.

Инвентарь: борцовский ковер.

Часть

урока

и время

Дозировка

Организационно-методические

указания

Построение группы, расчет, рапорт. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока.

Задание: 1-4-три шага вперед, 5 - упор присев, 6 - упор лежа, 7 - согнуть руки, 8 - разогнуть руки, 9 - что и 5, 10 -о. с, 11-12 -поворот направо

После выполнения задания с первым счетом занимающиеся

выполняют движение налево в обход

вительная-

Ходьба, ходьба носками внутрь (кнаружи), ходьба в полуприседе с поворотами налево (направо), ходьба на коленях, выставляя голень вперед-внутрь

Спортивная ходьба. Бег с поворотами на 360°, бег с ускорениями. Прыжки на ногах с прогибанием и продвижением вперед

Ходьба, кувырки вперед, назад

Кувырки назад с выходом в стойку на кистях, переворот боком, полет-кувырок через чучело.

Построение группы в колонну по 4.

1). И. п. - правая перед левой, руки перед грудью: 1,2 - два рывка руками назад, 3-рывок прямыми руками назад с поворотом туловища налево (направо), 4.-И. п.

2). И. п. - то же:1 - наклон влево, 2 - И. п., 3 -наклон вправо, 4 - И. п.

3). И. п. - стоя на правой ноге, левая сзади:

1 - наклон вперед с касанием руками ковра справа от правой ноги, 2 - то же с касанием ковра спереди от правой ноги, 3 - то же с касанием ковра слева от правой ноги, 4 - И. п.

4). То же, что и 3, но стоя на другой ноге

5). И. п. - ноги на ширине плеч: 1,2,3 - прогнуться и достать ладонями пятки, 4 - И. п.

6). И. п. - о. с, носки вместе, руки на пояс:

1-4 - вращение туловищем вперед-влево, 5-8-то же в другую сторону

7). И. п. - выпад вправо на правую, стоя на

носках, руки на пояс: 1,2 - переход в выпад

на левую. 3-4 - И. п.

8). И. п. - стоя на левой (правой) ноге. Движения правой (левой) спереди назад (как при отхвате)

Движения туловища, стоя в положении моста, вперед-назад с поворотом головы налево-направо.

Движения туловища в упоре головой о ковер

вперед-назад, влево-вправо, круговые.

Движения туловища в положении моста с поднятой правой (левой) ногой.

Каждое упраж-нение выпол-няется на про-тяжении 25 м

каждой ногой

на каждой ноге

Повороты выполняются произвольно, без нарушения движения в обход

Повороты выполняются по хлопку, ускорения - по свистку.

Акробатические упражнения выполняются с поворотом налево в колонну по 2.

После полета-кувырка встать в о. с. и остаться стоять

С места не сходить

Вперед не наклоняться

С места не сходить

При прогибании таз не опускать

Таз не поднимать и не касаться пятками ковра

После первой серии отдых- 30 сек.

Амплитуда движения предельная

Выполняются с помощью рук

ная-95 мин.

Партер. Повторение переворота скрестным захватом голеней из положения партера (положение атакованного - лежа, в партере)

Изучение варианта переворота скрестным захватом голеней со вставанием в стойку

Учебная схватка на совершенствование переворотов скрестным захватом голеней 3/3

Учебно-тренировочная схватка на совершенствование ранее изученной техники 4/4

Различные упражнения в положении моста

Ранее переворот изучался без вставания атакующего в стойку

При вставании тащить партнера на себя

Обратить внимание на выходы наверх

Темп, выполнения спокойный.

тельная -

Упражнения на успокоение дыхания и расслабление. Упражнения на внимание в движении. Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по уроку

Упражнения выполняются со словом «группа». Выполнивший упражне­ние без слова «груп­па» занимает место последнего в колонне

Тренировочное занятие. Продолжительность 135-180 мин. Объем работы по сравнению с учебно-тренировочными занятиями уменьшается, а интенсивность увеличивается. Задачи: дальней­шее совершенствование техники и тактики борцов, совершенство­вание физических и волевых качеств, достижение высокого уров­ня спортивной формы, выявление лучших борцов к предстоящим соревнованиям, определение уровня различных сторон спортив­ного мастерства борцов.

Тренировочный урок состоит из трех частей: разминки, объе­диняющей вводную и подготовительную часть, основной и заключительной.

1. Разминка. Разминка длится 15-25 мин. Задачи: ознаком­ление группы с задачами занятия, порядком его проведения, с конкретными задачами, порядком пар для ведения борьбы. По­рядок пар целесообразно вывешивать в зале, где проходит тре­нировка. Повышение функций и настройка организма на выпол­нение работы в основной части урока. В разминку включаются общеразвивающие упражнения для разогревания организма и специальные упражнения для настройки нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе. Специальные упражнения лучше проделывать с партнером, так как они могут наилучшим образом соответствовать упражнениям из основной части занятия.

2. Основная часть. Продолжительность 105-115 мин. при длительности урока 135 мин. или 150-160 мин. при длительно­сти урока 180 мин. Задачи: совершенствование борцов в физиче­ской, волевой, технической и тактической подготовке; выбор бор­цов на предстоящие соревнования; определение степени спортив­ного мастерства борцов.

Основная часть начинается с тренировочных схваток, которые проводятся по правилам соревнований (не засчитывается только туше и схватка продолжается в стойке). Тренировочные схватки прерываются только в исключительных случаях. Все замечания делаются в ходе схватки.

При подготовке к турнирным соревнованиям разрешается проводить две тренировочные схватки. При одной тренировочной схватке можно провести дополнительную, но уже учебно-трени­ровочную схватку. Длительность такой схватки - сокращают или уменьшают темп ее проведения. После схваток дается за­дание на совершенствование технических и тактических дей­ствий.

Основная часть тренировочного занятия~заканчивается про­ведением специальных упражнений для развития гибкости, силы или выносливости. Наиболее распространенными упражнениями являются дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста в классической и вольной борьбе, удержания и уходы от них в борьбе самбо.

3. Заключительная часть длится 3-5 мин. В ее за­дачу входит приведение организма в относительно спокойное состояние и подведение итогов урока. Борцы могут проводить заключительную часть индивидуально по определенному за­данию.

Организационно-методическиеуказания. После построения группы и объяснения задач занятия разминка проводится групповым или индивидуальным методом.

При групповом методе разминку проводит преподаватель. В такую разминку включают общеразвивающие и наиболее до­ступные специальные упражнения. После разминки отводится 3-5 мин. для самостоятельной подготовки к схватке. В это вре­мя борец выполняет специальные упражнения, которые необхо­димы только ему.

Специальную разминку можно проводить и в виде борьбы с партнером, который сопротивляется не в полную силу. Размин­ка не должна быть утомительной. Для большинства борцов ее следует заканчивать за 10-12 мин. до выхода на схватку.

Индивидуальная разминка аналогична групповой. В ее зада­чу входит общее разогревание организма и подготовка его к выполнению конкретных задач в основной части занятия. Индиви­дуальная разминка на тренировке должна быть похожей на разминку перед соревновательной схваткой.

Порядок применения средств тренировки в основной части занятия может быть несколько изменен. Вначале выполняются задания на совершенствование тактико-технических действий, затем проводится тренировочная схватка, после чего даются до­полнительные задания.

Примерный план-конспект

Тренировочное занятие по борьбе самбо

с группой мастеров спорта и борцов 1-го разряда.

Дата проведения.

Задача: совершенствование спортивного мастерства по индивидуаль­ным планам.

Инвентарь: борцовский ковер 8X8 м, гимнастическая стенка, гири 16 и 24 кг, разборная штанга, канат, кольца, скакалки.

Часть

урока

и время

Дозиров­ка,

Организационно-методические

указания

Построение, рапорт, проверка присутствующих

Объяснение задач урока

Общеразвивающие упражнения

Специальные упражнения

Указывается порядок пар

Выполняются, самостоятельно с включением элементов самостраховки

Тренировочные схватки по правилам

Учебно-тренировочные схватки длительностью 8 мин.

Совершенствование удержаний и переходов на болевые приемы

Совершенствование физических качеств: гибкости, силы, выносливости

Задачи схватки борцы решают самостоятельно

Первые 4 мин. один из борцов копирует для партнера борьбу его будущего противника. Затем борцы меняются ролями

Удержания совершенствуются в положении, которое получается в результате проведения коронного приема

По заданию тренера

тельная -

Упражнения на расслабление и успокоение дыхания

Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по занятию

Проводятся самостоятельно

Проводит тренер

При любом порядке применения средств тренировки трениро­вочная схватка является основной.

Основная часть урока проводится двумя преподавателями. Один наблюдает за схваткой, другой записывает преимущества и недостатки борцов. Если нет второго преподавателя, то для ведения схватки подбирают помощника из числа лучших борцов. При этом запись ведет преподаватель.

Если при распределении борцов на тренировочные схватки один остается без пары, то его надо соединить с парой борцов соответствующего веса и квалификации. В этом случае борцы попеременно борются с каждым. Задачу схватки устанавливает преподаватель.

При самостоятельном выполнении длительных или трудных заданий борцы в случае усталости отдыхают. Однако время от­дыха не должно быть длительным, так как при охлаждении борцы обычно теряют желание тренироваться.

При подготовке к конкретному соревнованию тренировочные схватки борцы проводят с учетом индивидуальных особенностей своих будущих противников. Для этого надо подбирать таких партнеров, которые по манере борьбы и своим индивидуальным особенностям были бы похожи на будущих противников. Если таких партнеров нет, то можно дать задание спортсмену: бо­роться в стиле и манере предполагаемого противника (моделиро­вание).

Занятия другими видами спорта . Занятия други­ми видами спорта в основном относятся к числу тренировочных занятий.

Из других видов спорта борцы наиболее часто используют гимнастические упражнения: вольные и на снарядах; баскетбол, волейбол, ручной мяч, кроссы, прыжки, метания, греблю, плава­ние, акробатику, штангу, ходьбу на лыжах, слалом.

Занятия другими видами спорта целесообразно проводить на свежем воздухе. Начинать их рекомендуется коротким бегом с применением небольших комплексов общеразвивающих упраж­нений. Такие занятия могут заканчиваться специальными упраж­нениями, в парах без бросков. При проведении занятий с целью разностороннего физического развития можно использовать ес­тественные средства природы: камни, деревья, песчаный берег и др.

Подобные занятия могут проводиться по одному виду спорта или быть смешанными. Во втором случае занятия начинаются, например, с игры в баскетбол, а заканчиваются упражнениями со штангой или акробатическими упражнениями или кроссом.

С целью избирательного развития физических качеств могут проводиться комплексные занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. На таких занятиях для одних борцов, например, дается задание совершенствовать силу мышц с по­мощью штанги, для других - выносливость с преодолением ди­станции кросса, для третьих - ловкость с помощью акробатиче­ских упражнений и т. п.

Занятия другими видами спорта можно включать в подгото­вительную часть или в конец основной части урока по борьбе.

Заканчиваться занятия должны упражнениями на успокоение дыхания и на расслабление.

После окончания занятий, если позволяют условия, можно провести кратковременное купание.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

План-конспект открытого урока

по физической культуре

для учащихся 10 класса

по разделу «Единоборства»

Составитель:

Акинина Ирина Владимировна

учитель физической культуры

МОУ СОШ № 10

Коротков Александр Вячеславович

учитель физической культуры

МОУ лицей

г.о. Орехово-Зуево

22.04.2014г.

Урок № 2. Тема урока: «Техника ударов руками. Техника ударов ногами. Техника защит. Техника комбинаций».

Цель урока: изучить новый материал по основам единоборств.

Задачи урока:

1. Изучение техники захвата, ударной техники.

2. Формирование мышечного корсета, развитие различных групп мышц.

3. Воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства товарищества, лидерства.

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность урока: 45 мин.

Оборудование и инвентарь: магнитофон, палка, 2 подушки, 2 гимнастические скамейки, 12 матов.

Части урока

Содержание

Время

Организационно-методические указания

Подготовительная

15 мин.

Построение в одну шеренгу, проверка наличия спортивной формы.

Построение в колонну по одному. Следить за правильной осанкой, положением рук и постановкой ног.

Класс передвигается в колонну по одному. Следить за правильной постановкой стоп при выполнении задания.

Построение в одну шеренгу по периметру зала. Форма организации – фронтальная, способ выполнения - одновременный. Учитель располагается в центре зала. Обратить внимание на интервал – руки в стороны, на осанку при выполнении упражнения. Следить за положением рук.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока

1 мин.

2. Ходьба:

На носках;

На внешнем своде стопы

Перекатом с пятки на носок.

30 сек.

3. Бег:

Равномерный;

Спиной вперед;

2 мин.

4. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте:

1) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон головы влево; 2 – то же вправо; 3 – то же вперед; 4 – то же назад.

2) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 – вращение головой в левую сторону; 5-8 – то же в правую сторону.

3) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – руки к плечам; 2 – руки вверх, встать на носки; 3 – руки к плечам; 4 – и. п.

4) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – сжать пальцы в кулак; 2 – разжать; 3 - сжать пальцы в кулак; 4 – разжать.

5) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 – вращение кистями вперед; 5-8 – то же назад.

6) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 – вращение предплечьями вперед; 5-8 – то же назад.

7) И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4 – вращение плечами вперед; 5-8 – то же назад.

8) И.п. – левая рука вверху, правая внизу. 1-4 - рывки руками назад со сменой положения рук.

9) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2 – два наклона туловища влево, правая рука над головой; 3-4 – то же вправо, левая рука над головой.

10) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон туловища к левой ноге; 2 – то же в середину; 3 – то же к правой ноге; 4 – и. п.

5 мин.

5. Беговые и прыжковые упражнения:

Бег с высоким подниманием бедра;

Бег с захлестыванием голени;

Приставными шагами левым и правым боком;

Спиной вперед;

Прыжки на левой и правой ноге;

3 мин.

Из колонны по одному класс перестроить в колонну по три с интервалом 2 м. Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими учениками. Учащиеся в первой шеренге начинают упражнение по свистку учителя. После выполнения упражнения учащиеся строятся в колонну по три на другой стороне зала. Следить за правильной постановкой стоп при выполнении беговых упражнений, положением рук.

6. ОРУ в положении лежа на матах

5 мин.

Основная. Деление на девочек и мальчиков.

20 мин.

Форма организации – поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими учениками.

Класс разделяется на мальчиков и девочек. На одной половине зала мальчики выполняют конкурсы, на другой девочки ……..

Техника ударов. Техника защиты. Комбинации.

20 мин.

1-й конкурс. Вытолкни соперника из круга.

2-й конкурс. Вытолкнуть плечом соперника за линию из положения упор лежа. (м). Вытяснить из круга спиной друг к другу (д)

3-й конкурс. Бой на подушках.

20 мин.

III

Заключительная.

10 мин.

Построение в одну шеренгу. Домашнее задание: Поворот направо, выход из зала.

1. Растяжка и релаксация.

8 мин.

2. Построение, подведение итогов урока.

2 мин.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни