Что относится к спортивным играм. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Силовые виды спорта

06.11.2019

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.

Особенности спортивных игр определяются спецификой сорев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по уста­новленным правилам с использованием присущих только конкрет­ной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игро­вых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, что­бы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определен­ное место площадки соперников и не допустить такового в отно­шении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спорт­смен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологи­ческой установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам коман­ды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установ­ки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, сла­женной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически под­готовленных игроков.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действен­ным, что способствует развитию у человека соответствующих лич­ностных качеств.

В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности трене­ров, воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсю­да требование надежности, стабильности навыков и т.д.

В командных играх соревновательную деятельность ведут не­сколько спортсменов и многое зависит от согласованности их дей­ствий, от форм организации действий спортсменов в процессе со­ревновательной деятельности с целью достижения победы над со­перником.

Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оп­тимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попыт­ке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.). В играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как спо­соба реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.

Основным критерием эффективности соревновательной деятель­ности в спортивных играх служит победа над соперником. Количе­ство побед определяет место в турнирной таблице всех участников. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортив­ный результат - занятое место в соревнованиях - стал критерием оценки уровня спортивного мастерства команды и ее членов. Как показали исследования, такое выражение спортивного результата по положению в турнирной таблице в игровых видах спорта в пол­ной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсут­ствия объективных показателей в количественном выражении. При одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в сорев­новании команд неизбежно их различное положение в турнирной таблице (первое и последнее места). Даже при участии в турнире заведомо слабых команд будет выявлен (теоретически) чемпион страны, а игроки победившей команды получат право на присвое­ние высокого спортивного звания. Таким образом, необходимо ус­тановление объективных показателей, на основании которых мож­но было бы успешно планировать процесс подготовки и осуществ­лять контроль.

В число объективных показателей в спортивных играх входят: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность бы­стро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно при­менять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредствен­ного выполнения действия (требования к временным, простран­ственным и силовым параметрам исполнения); энергетический ре­жим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др. Очень важно все это выразить в количественных величинах. Нали­чие таких сведений служит основой для определения содержания под­готовки спортсменов и управления этим процессом, для разработ­ки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т. д.

Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельнос­ти спортивные игры имеют ряд других особенностей. На рисунке 1 представлена классификация игр командных и лично-командных по отношению к олимпийским играм (Ю. М. Портнов, 1996). Как видим, игровые виды спорта широко представлены в программах Олимпийских игр, при этом с участием мужчин и женщин.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют разли­чия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами - между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.


Рис. 1. Классификация спортивных игр

Взаимоотношения игроков одной команды определяются спе­цификой спортивной игры, структурой соревновательной игровой деятельности с учетом действий своей команды и игроков соперни­ка. В этой сложной обстановке можно выделить для каждой коман­ды ряд «состязательных структур» на основе «совместной состяза­тельной структуры», образованной соревновательной деятельнос­тью обеих соперничающих команд.

Ролевые структуры основаны на отношениях «играть роль», «за- нимать должность», «выполнять обязанности» и отношениях меж­ду такими ролями. Каждому члену команды определена его «иг­ровая функция» («игровое амплуа»). Каждая роль определяется со­вокупностью функциональных обязанностей, задаваемых сюже­том состязания (игры). При этом роль может модифицироваться в зависимости от особенностей спортсмена и характера соревно­ваний. Ролевые структуры не могут быть жестко заданы в силу того, что они всегда являются функциями действий всех партне­ров по команде и всех соперников (в их единстве), а эти функции зависят от динамики конкретных обстоятельств, складывающих­ся в каждом состязании.

Функциональные структуры играющих команд образованы функциональными отношениями между ролевыми обязанностями


спортсменов. Эти отношения формируют определенные роли в груп­пы для совместного решения тактических задач. Внутри каждой группы возникают специфические отношения, выделяющие ее из остальных. Каждая подобная группа связана определенными отно­шениями со всеми остальными группами собственной команды, объединяющими их для выполнения тактических действий, а также с соперниками в целях реализации задач игры в целом. Группы явля­ются своего рода звеньями, из которых формируются защитные и нападающие линии. На этой основе формируются коллективные действия - групповые и командные тактические действия в нападе­нии и защите.

Структуры соподчинения играющих команд образованы отно­шениями руководства, организации, координации, содружества, подчинения, независимости и др. между игроками команды и их группами. Эти структуры существуют именно в процессе состяза­ния (игры), порождаются смыслом сюжета игры, правилами и положением соревнований, спецификой каждой команды, стра­тегией и тактикой. Совокупность отношений, образующих струк­туру соподчинения, определяет системную упорядоченность, орга­низованность, целостность или разобщенность действий коман­ды в каждом состязании (игре). Эта структура весьма лабильна в силу того, что ее компоненты во многом зависят от ситуацион­ных факторов.

Информационные структуры играющих команд образованы от­ношениями информационной связности как внутри каждой коман­ды, так и между соперниками в процессе состязания (игры). Харак­тер, качество, достоверность, своевременность потоков информа­ции позволяют принимать решения, исполнять с тем или иным ка­чеством рефлексивные процедуры, вообще, действовать с разной сте­пенью адекватности динамике ситуации состязания (игры). Важно учитывать, что информационные связи соперников определены стремлением каждой стороны все узнать о сопернике и не позво­лить это же выполнить ему.

Формальные структуры состязающихся команд образованы предписаниями сюжета состязания и его правилами. Они как бы заданы заранее и не зависят от конъюнктуры конкретных сорев­нований. Поэтому их учет и анализ являются наиболее простыми из всех.

Неформальные (естественные) структуры состязающихся ко­манд могут отличаться от формальных, дополняя их до реально действующих систем. Эти структуры образованы соревнователь­но-личностными деловыми (состязательными) отношениями в про­цессе соревнования и определяются личностно-спортивными спо­собностями каждого игрока, его состязательными установками, складывающимися ситуациями, эффективностью (или неэффектив­ностью) тех или иных совместных действий, общим пониманием ситуации, тактики, стратегии и др. Наблюдаются случаи, когда спортсмены, играя формально в команде одну роль, в состязании выполняют другую.

Коллективно-психологические структуры состязающихся команд имеют место и вовне состязания - в совместном процессе подготовки, а также вовне спортивной жизни. Они выражаются особенностями межличностных отношений между членами команды. Практика показывает, что отношения в процессе состязаний и вне их могут существенно различаться. Однако учет этой структуры обязателен для адекватного планирования процесса подготовки.

И реальной работе с командами по их подготовке, по воспита­нию спортсменов, по развитию тех или иных спортивных и общих способностей описанные выше типы структур должны вначале вы­лепиться, а затем путем их «наложения», совмещения, объединения с ohвраться в единую функциональную структуру, которая определяет «морфологию», «физиологию» и «психологию» команд в процессе состязаний. Результат подобной работы составляет надежную основу для руководства и управления командой, для разработки стратегии и тактики, процесса подготовки команды в целом, а так­се для индивидуального воспитания, совершенствования мастерства спортсменов.

Взаимоотношения игроков соперничающих команд определяются по наличию или отсутствию непосредственного контакта игроков в процессе игрового противоборства. По этому признаку выде­ляют две группы спортивных игр: первая - игры с непосредственной борьбой и соприкосновением с соперником; вторая - игры без непосредственного соприкосновения с соперником (Ю. И. Портных, 1986). Для игр первой группы характерно стремление овладеть мя­лом (шайбой) и направить его в цель (футбол, гандбол, баскетбол и др.). Для игр второй группы характерно поочередное владение мячом, стремление послать мяч на сторону соперника, чтобы игро­ки мс смогли его отыграть (волейбол, теннис и др.). Выделяют так- тг игры с поочередным участием игроков и беспрепятственным вы­полнением ролей, отведенных каждой из соперничающих команд (городки, лапта, гольф).

1.1. Спортивные игры как средство физического воспитания

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсаль­ным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы цен­ностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жиз­ни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирова­ние осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физи­ческой культуры и спорта; физическое совершенствование и укреп­ление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельно­сти; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие фи­зического потенциала, обеспечивающего достижение необходимо­го и достаточного уровня физических качеств, системы двигатель­ных умений и навыков; физкультурное общее образование, направ­ленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравствен­ных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.

Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой, о чем было сказано в разделе 1.1; во-вторых, глубоким разносторон­ним воздействием на организм занимающихся развитием физи­ческих качеств и освоением жизненно важных двигательных на­выков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздорови­тельной направленностью до предельного физического и психи­ческого напряжения на уровне спорта высших достижений); в - четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все рав­ны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зре­лище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во вне­классной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры пред­ставлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпий­ского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т. п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсме­нов практически всех видов спорта как эффективное средство об­щей физической подготовки, развития физических качеств и обога­щения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игро­вых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и спе­циальной физической подготовки.

1.2. Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр

Определение понятий и терминов имеет важное значение для проведения занятий по спортивным играм на должном професси­ональном уровне в образовательных учреждениях, в тренировке спортсменов-игровиков, для взаимопонимания специалистов-пре- подавателей и тренеров, научных работников. В понятиях и тер­минах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дис­циплины, в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если в нем сформулированы крите­рии отличия одного понятия от других, способы его повторения и употребления.

Ниже дается определение основных понятий и терминов, кото­рые используются в учебнике. К сожалению, в практике работы по спортивным играм, в методической литературе эти вопросы еще четко не установлены. Некоторые понятия и термины приводятся дополнительно в главах учебника.

Игровая деятельность- управляемая сознанием внутренняя (пси­хическая) и внешняя (физическая) активность спортсменов, направ­ленная на достижение победы над соперником в условиях противо­борства специфическими средствами и при соблюдении установ­ленных правил.

Соревновательная деятельность- игровая деятельность спорт­сменов в условиях официальных соревнований.

Прием игры- обусловленное правилами двигательное действие (технический прием) для ведения игровой и соревновательной дея­тельности. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры- совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения вы­игрыша, победы. Выделяют технику нападения (атаки) и технику защиты (обороны).

Техническая подготовка- педагогический процесс, направлен­ный на совершенное освоение спортсменами приемов игры и обес­печивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическое действие- рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсме­нов для победы над соперником. Выделяют индивидуальные, груп­повые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактика игры- теоретические основы и совокупность такти­ческих действий - индивидуальных и коллективных (групповых и командных), направленных на достижение победы над сопер­ником.

Тактическая подготовка- педагогический процесс, направлен­ный на совершенное освоение спортсменами теории тактики и так­тических действий, обеспечивающих высокую эффективность в иг­ровой и соревновательной деятельности.

Тактическая комбинация- групповое действие с четким опреде­лением сюжета для участвующих игроков. Типична для нападения, каждая комбинация имеет кодовое название, жест.

Система игры - командное действие, когда конкретизированы действия всех игроков команды в определенный момент игры в на­падении или защите.

Стиль игры - характерные отличительные особенности игры команды, отдельного игрока, их «почерк».

Физические способностиспортсменов - индивидуальные особен­ности личности, создающие условия для успешного овладения и осу­ществления ими игровой и соревновательной деятельности. В зна­чительной мере предопределены генетически.

Физические качества- отдельные качественные проявления фи­зических способностей (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых, координационных).

Физическая подготовка- педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональ­ных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способ­ствующих высокой надежности игровых действий.

Психологическая подготовка- воспитание нравственных, воле­вых и тех психических качеств, которые адекватны специфике спортивной игры и содействуют формированию личности спорт­сменов и высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка- вооружение спортсменов специальными знаниями, повышающими эффектив­ность обучения спортивным играм, решение задач тренировочной и соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка- педагогический процесс, направлен­ный на интеграцию тренировочных воздействий технической, так­тической, психологической, интеллектуальной и физической под­готовки в целостный эффект игровой и соревновательной деятель­ности.

Система подготовки- совокупность взаимосвязанных элемен­тов, образующих целостное единство и ориентированных на дос­тижение цели; комплекс мероприятий, направленных на подготов­ку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильней­ших спортсменов мира (в конкретной игре) и способных показы­вать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка- составная часть системы подготовки спортсменов, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры, тактике и тактическим действиям, совершенствование технико-так­тического мастерства, развитие физических способностей, воспи­тание психических, моральных и волевых качеств, освоение систе­мы знаний, создание условий для высоких спортивных достижений.

Тренировочная деятельность- совместная деятельность трене­ра, спортсменов, коллектива специалистов по успешному достиже­нию целей тренировки.

Структура тренировки - исходным компонентом структуры яв­ляется тренировочное задание, комплекс заданий составляет тре­нировочное занятие; два тренировочных занятия и более образуют малый цикл (микроцикл), несколько малых циклов образуют сред­ний цикл (мезоцикл); средние циклы образуют годичный цикл (мак­роцикл), несколько годичных циклов образуют многолетний цикл.

Тренировочная нагрузка- составная часть (компонент) трени­ровки, отражает количественную меру воздействий на спортсме­нов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки опре­деляется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет ха­рактер тренировочных средств (специализированность, направлен­ность, сложность). Выражается в академических часах.

Спортивные соревнования - составная часть системы подготов­ки спортсменов в игровых видах; с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой - яв­ляются эффективным средством специальной соревновательной подготовки.

Соревновательная деятельность- совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований. По своему содержанию эта деятельность складывается из индиви­дуальных действий и взаимодействий партнеров по команде и про­тиводействий индивидуальным и коллективным действиям игроков соперника.

Структура соревновательной деятельности- набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполняют спорт­смены обеих команд в специфических условиях противоборства. Компоненты структуры органически связаны между собой, обра­зуя целостное единство соревновательной деятельности двух про­тивоборствующих команд.

Соревновательная нагрузка - объем соревновательной деятель­ности в определенный промежуток времени, выражается в количе­стве игр (календарных и контрольных).

Структура соревнований по спортивной игре- разнообразные виды соревнований, упорядоченные иерархически по определенным признакам: масштабу, уровню мастерства и возрастному цензу.

Управление- процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки спортсменов на основе получения, передачи и перера­ботки информации, выработки и принятия решений. Выделяют уп­равление подготовкой спортсменов, управление их тренировкой и управление соревновательной деятельностью команды и отдель­ных игроков.

Планирование и контроль- основные функции управления. Пла­нированиеесть процесс выбора направления движения (траектории) системы подготовки спортсменов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это определение содержания деятель­ности на период времени, лежащий в будущем. Контроль - процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки спорт­сменов с плановым заданием, координацию и коррекцию компо­нентов системы подготовки по достижению цели на основе получа­емой информации.

Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки спорт­сменов, комплекс мероприятий по выявлению лиц, обладающих высоким уровнем способностей к конкретной игре и свойствами организма, обеспечивающими эффективность тренировочной и со­ревновательной деятельности в спортивной игре.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.

2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?

3. Дайте классификацию спортивных игр.

4. Каковы специфические особенности спортивных игр?

5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?

Глава 2. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
И СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования составляют отличительную особенность спорта, они являются важнейшим компонентом системы подготовки спортсменов (см. главу 5) и ориентиром для построения спортив­ной тренировки.

Специфика соревновательной деятельности во многом опреде­ляет направление и содержание многолетней подготовки спортсме­нов (принципы, средства, методы, программирование процесса тре­нировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным ре­зультатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обуслов­ливающие ее эффективность, служат основой при построении про­цесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.

2.1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх

Основные параметры соревновательной деятельности в спортивных играх выделяются и фиксируются посредством специальных наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира. Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - побе­дить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель со­ревновательной деятельности, ее достижение складывается из пос­ледовательного решения спортсменами ряда частных задач, воз­никающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содер­жание действий, операций и условия, в которых выполняет их спорт­смен в процессе соревнований, и определяют структуру соревнова­тельной игровой деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельно­сти каждого спортсмена, можно оценить эффективность его дей­ствий и определить пути совершенствования его мастерства в про­цессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены ус­ловно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры сорев­новательной деятельности расположены по принципу «матрешек», вложенных одна в другую; первый компонент - самая большая, в нее «вложены» все последующие (рис. 2).

Первый компонент (верхний уровень) составляет системно-целост­ное противоборство спортсменов двух команд, в котором представ­лены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия - системы игры в нападении или обороне - являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и в пространстве. Одна команда учитывает возможно­сти своих игроков и особенности игры в защите команды соперни­ка, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении. Защи­щающаяся же команда, учитывая особенности системы игры коман­ды соперника, противопоставляет свою систему обороны.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них находят реализацию

Рис. 2. Системно взаимосвязанные компоненты соревновательного

противоборства спортсменов соперничающих команд

командные тактические действия. По аналогии с командными так­тическими действиями групповые действия осуществляются одно­временно: игроки одной команды выполняют тактическую комбина­цию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют меж­ду собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые так­тические действия зависят от принятой системы игры и являются ее развитием.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные так­тические действия в нападении и защите - следующий шаг в раз­витии соревновательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападе­нии в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с дру­гой; в защите в зависимости от системы защиты и своих групповыхдействий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию в нападении в команде соперника
.

Пятый компонент структуры составляют приемы игры (техни­ка), при помощи которых спортсмены осуществляют соревнователь­ную деятельность при непосредственном воздействии на мяч, шай­бу и пр. Это как бы заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные - групповые - индивидуальные (тактика) - прием игры (техника). Этот компонент «результирует», т.е. каче­ство его выполнения непосредственно отражается на эффективнос­ти соревновательной деятельности (выигрыш мяча, очка или про­игрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападе­нии и защите.

Шестой компонент составляют физические способности (дви­гательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надеж­ность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносли­вость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактичес­ких действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности спортсменов; уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-такти­ческих действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.

2.2. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятель­ности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по от­ношению к спортивному результату определяют факторы, от кото­рых зависят эффективность соревновательной деятельности и уро­вень спортивных достижений в спортивной игре. Наиболее суще­ственными являются следующие факторы.

Первый фактор - оснащенность спортсменов приемами игры (ар­сенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламенти­руется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуще­ствлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий - приемов игры. Данный фактор имеет важ­нейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой сто­роны - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки вла­дения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

Второй фактор - оснащенность спортсменов тактическими дей­ствиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал такти­ческих действий служат решающим условием реализации тех­нического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и сорев­нований.

Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические дейст­вия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реали­зация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообра­зия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

Третий фактор - «применяемость» технико-тактического ар­сенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия - командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в пол­ном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что боль­шинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

Четвертый фактор - эффективность технико-тактических дей­ствий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры пока­зателям - выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.

Пятый фактор - мастерство выполнения игровой функции (амп­луа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на ос­нове индивидуальных особенностей, учета уровня подготовлен­ности по компонентам игры и т.д. Это дает возможность комплек­товать команду таким образом, чтобы она представляла слажен­ный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.

Шестой фактор - активность («агрессивность»), творчество («иг­ровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направ­ленные на эффективное выполнение тактического плана игры и мак­симальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных ус­ловиях соревнований.

Седьмой фактор - уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игро- ной деятельности в спортивной игре.

Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при рав­новесии остальных факторов.

Восьмой и девятый факторы - уровень функциональных воз­можностей и морфологических показателей применительно к специ­фическим требованиям соревновательной деятельности в конкрет­ной спортивной игре.

Потеют ноги! Ужас! Что делать? А выход очень прост. Все рецепты, которые мы даем, проверены прежде всего на себе и имеют 100% гарантию эффективности. Итак, избавляемся от потливости ног.

В истории из жизни больного гораздо больше полезного, чем во всех энциклопедиях мира. Людям нужен Ваш опыт — «сын ошибок трудных». Всех прошу, присылайте рецепты, не жалейте совета, они для больного — луч света!

О лечебном свойстве тыквы Вросший ноготь Мне 73 года. Болячки появляются такие, о каких даже не знала, что они существуют. Например, на большом пальце ноги вдруг стал врастать ноготь. Боль не давала мне ходить. Предлагали операцию. В «ЗОЖ» я прочитала о мази из тыквы. Очистила от семян мякоть, приложила к ногтю и полиэтиленом забинтовала, чтобы сок […]

Грибок на ногах Грибок на ногах В таз налейте горячую воду (чем горячее, тем лучше) и потрите мочалкой в воде хозяйственное мыло. Подержите в ней ноги 10-15 минут, чтобы как следует их распарить. Потом почистите подошвы и пятки пемзой, обязательно подстригите ногти. Вытрите ноги насухо, высушите и смажьте их питательным кремом. Теперь возьмите аптечный березовый […]

15 лет нога не беспокоит Натоптыш на ноге Долгое время меня беспокоил натоптыш на левой ступне. Я вылечила его за 7 ночей, избавилась от боли и стала нормально ходить. Надо кусочек черной редьки натереть на терке, кашицу выложить на тряпочку, крепко привязать к больному месту, обернуть целлофаном и надеть носок. Компресс желательно делать на ночь. Мне […]

Молодой доктор прописал рецепт своей бабушки Подагра, шпоры пяточные Посылаю вам рецепт лечения пяточной шпоры и шишек возле большого пальца ноги. Его мне дал молодой врач лет 15 назад. Он сказал: «Больничный лист по этому поводу я выписать не могу, не положено. Но моя бабушка лечилась от этих неприятностей так…» Я взяла на вооружение совет […]

Начнем с подагры, вызываемой в основном нарушением обменных процессов. Послушаем, что говорит о падагре винницкий врач Д.В.НАУМОВ. Лечим подагру по Наумову Подагра «ЗОЖ»: Очень много вопросов по поводу растворения солей в суставах. Вы утверждаете, что пищевая соль, которую мы употребляем внутрь, никакого отношения к нерастворимым солям типа уратов, фосфатов и оксалатов не имеет. А что имеет […]

По совету Антонины Хлобыстиной Остеомиелит В 12 лет я заболела остеомиелитом и чуть не осталась без ноги. Меня положили в стационар в тяжелом состоянии и в тот же день прооперировали. Целый месяц лечили, а сняли с учета только через 12 лет. Вылечилась я все-таки простым народным средством, которое мне подсказала Антонина Хлобыстина из Челябинска-70 (сейчас […]

Упал, очнулся — гипс С годами кости становятся очень хрупкими, развивается остеопороз - особенно страдают от этого женщины. Что делать, ежели у вас перелом? Чем помимо гипса и постельного режима можно помочь себе? С этими вопросами мы обратились к доктору биологических наук, профессору Дмитрию Дмитриевичу СУМАРОКОВУ, специалисту по восстановлению костных тканей. «ЗОЖ»: Вы 25 лет […]

Луковый суп против остеопороза Остеопороз Медики называют остеопороз «молчаливый вор». Тихо и без боли кальций уходит из костей. Человек болеет остеопорозом и ничего не знает об этом! А потом начинаются неожиданные переломы костей. В нашу больницу поступил мужчина 74 лет с переломом бедра. Он упал в квартире на ровном месте — кость не выдержала тела и […]

Гандбол в буквальном смысле переводиться, как «рука и мяч». Это командный вид спорта с мячом. Все игры проходят на паркетном полу в специальных крытых залах. В качестве игры гандбол появился в самом начале 20 века, когда игроки других видов спорта искали себе занятие в межсезонье, чтобы не утратить свою спортивную форму. В то время датские футболисты в качестве разнообразия решили сыграть руками, однако, по причине того, что в зале было намного меньше места, нежели на футбольном поле, число полевых игроков было уменьшено до 6 человек, а седьмым был вратарь. Что касается мяча, то он был схож с волейбольным, но чуть меньше в размерах, чтобы было удобнее держать в руках.

Но настоящей датой зарождения гандбола можно смело считать 1898 год, когда в Дании для женщин была введена официальная дисциплина «ручной мяч». Подобные игры существовали достаточно давно, где всё сводилось к элементарному перебрасыванию мяча в движении. Но создание чётких правил было осуществлено непосредственно в Дании. Для того, чтобы сформировать правила были взяты некоторые аспекты из баскетбола, например, размер площадки, время нахождения соперника в чужой площадке, а также правило «трёх секунд». Все эти нюансы добавили игре заметную динамику и зрелищность.

Достаточно долгое время, вплоть до Второй Мировой войны, существовало сразу два вида гандбола - летний и зимний. В летнем виде принимало участие сразу 11 игроков в каждой команде, которые соревновались на открытом воздухе. В зимний же гандбол играли на паркете команды 7х7. Начиная с 1954 года, зимний вид игры был признан, как единственный, по которому проводились многие международные соревнования. В этом же году был проведён первый чемпионат мира в Швеции среди мужчин. Гандбольные чемпионаты мира стали проводиться по аналогии с футбольными один раз в 4 года. В 1972 году мужской гандбол был признан уже олимпийским видом спорта, а первыми олимпийскими чемпионами стали игроки сборной Югославии. Спустя 4 года - в 1976 году на Олимпиаде уже дебютировали женские гандбольные команды. Стоит отметить, что гандбольная команда Советского Союза два раза подряд становилась олимпийским чемпионом. Произошло это в 1976 и 1980 годах. Помимо всего прочего, на постоянной основе проводятся чемпионаты Европы. Особой популярностью пользуется Кубок Европейских Чемпионов, где принимают участие только сильнейшие клубные команды.

Игра в гандбол проходит на площадке прямоугольной формы размером 40х20м. Играет две команды, в каждой по 7 человек. Суть игры сводится к забрасыванию мяча в ворота соперника, при этом, стараясь не заступать за линию шестиметровой зоны, которая сосредоточена возле ворот. Мяч в гандболе можно бросать, ловить, а также толкать при помощи головы, рук, коленей, бёдер, кроме ног ниже колен. Вратарь, в свою очередь, должен спасать свои ворота, отбивая мяч любой частью тела. Также он может принимать непосредственное участие во взятии ворот противника, то есть быть полевым игроком. Игра идёт два тайма. Продолжительность каждого составляет 30 минут.

Пляжный волейбол

Где-то в 1910-х годах наблюдались самые первые упоминания о таком виде спорта, как пляжный волейбол. Именно в это время серферы на Гавайях во время ожидания хорошей волны занимались волейболом непосредственно на пляже. Спустя некоторое время данным видом спорта стали увлекаться в Калифорнии, где в каждой команде было одновременно по 6 человек. А в 1930 году в Санта-Монике был проведён самый первый матч с командами, в каждой из которых было 2 человека.

В Европе первые упоминания о пляжном волейболе можно было наблюдать на территории Франции. В 1927 эта игра стала одной из самых популярных на пляжах небольшого городка Франконвилле, который расположен недалеко от Парижа. Относительно быстро пляжный волейбол обрёл свою популярность и во всей Европе. Что касается Южной Америки, то здесь эта игра получила своё распространение только в 1950-х годах.

Игра набирала по-настоящему большую популярность, привлекая при этом всё большее внимание со стороны многочисленных спонсоров и телевидения. Стали появляться различные федерации и ассоциации. Непосредственно под их эгидой проводились соревнования, а также начали появляться первые профессиональные команды. Пляжный волейбол уже приобретал оттенки профессионального вида спорта.

Не взирая на то, что в 1947 году уже состоялись первые официальные игры по пляжному волейболу, профессиональным видом спорта он стал лишь в конце 1970-х годов. В 1987 году был проведён первый неофициальный чемпионат мира. А на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году пляжный волейбол вошёл в программу в качестве показательного вида спорта. Уже спустя год данная игра была официально признана Олимпийским видом спорта. На первом таком турнире в 1996 году было представлено сразу 24 мужских и 16 женских команд.

Суть игры пляжного волейбола достаточно проста. Выходит две команды по два игрока в каждой. Непосредственно сама игра проходит на песочной площадке, которая разделена сеткой. Основная цель каждой команды заключается в том, чтобы волейбольный мяч коснулся площадки противника, при этом, не допустив его попадание на своей половине. Стоит отметить, что игроки пляжного волейбола имеют возможность отбивать мяч любой частью тела. Очко разыгрывают с подачи мяча с угла площадки. Когда мяч перелетает на противоположную сторону, игроки команды имеют право ударить по мячу всего три раза, после чего должны отправить его на сторону соперника. Один игрок не имеет право ударить по мячу два раза подряд. Розыгрыш мяча продолжается, пока он не коснётся земли, не уйдёт за границы площадки либо пока одна из команд не совершит какую-либо ошибку. Та команда, которая заработала очередное очко, получает право на осуществление подачи.

Пляжный волейбол подразумевает собой игру, состоящую из двух партий. Та команда, которая выиграла их, одерживает, соответственно, победу. В случае, если по партиям счёт 1:1, играется дополнительная третья партия. Сама партия считается выигрышной, когда команда набрала 21 очко, при этом разница в очках должна быть не менее двух. Если счёт 20:20, то игра происходит до тех пор, пока не достигается разница в эти самые два очка.

Бадминтон

Бадминтон является одной из древнейших игр на всей планете. Имеется множество различных версий её происхождения. Например, жители Японии уже достаточно давно увлекались игрой под названием «ойбане», смысл которой заключался в перебрасывании волана, который был сделан из косточки вишни, а также нескольких перьев. Непосредственно для самой игры использовались специальные деревянные ракетки. В Стокгольме, в 1650 году возле дворца была построена площадка, предназначенная для игры в «перьевой мяч», по приказу самой королевы Кристины. Она занималась этой игрой на корте вместе со своими придворными, а также гостями из других стран. Аналогичная игра была во Франции, где она имела название «же-де-пом», что означает «игра с яблоком». В средневековой Англии бадминтон назывался, как «ракетка и волан». Эта игра была одной из самых популярных в те времена.

Корни современного бадминтона уходят далеко в Индию, где её называли «роопа». Правила игра были достаточно простыми: дети брали в руки специальные ракетки, становились в круг и перебрасывали пробку, в которую были воткнуты перья. Цель игры заключалась в том, чтобы продержать волан в воздухе максимально длительное время. Что касается Англии, то сюда знаменитую игру в волан завезли военные, которые были на службе в Индии в 1860-х годах. Помимо этого, они немного дополнили правила, решив перебрасывать волан через натянутую сетку. В итоге, игра получила название «пуна». Местом основания современного бадминтона многие считает поместье известного герцога Бошора в графстве Англии Глостершир. Именно здесь в 1893 году игра получила своё сегодняшнее название, когда приглашённые гости герцога вместе со своими друзьями вышли на лужайку, чтобы сыграть «партию в бадминтон».

Игра в бадминтон осуществляется на специальной площадке, которая разделена поровну сеткой. Обычно в эту игру играет два человека, которые стоят друг напротив друга. Также может участвовать две команды, состоящие из двух человек каждая. Противники становятся на противоположных сторонах корта. Суть игры состоит в перекидывании волана через сетку так, чтобы он приземлился в пределах площадки противника. Непосредственно сама подача производится из левой либо правой зоны подачи. Волан, в свою очередь, должен лететь по диагонали в зону противника. Подачу нужно делать снизу вверх, при этом волан обязательно должен находиться в пределах уровня нижнего ребра при подаче. Если игрок не смог отбить волан до его приземления на землю, то очко начисляется его противнику.

Первый чемпионат Европы по бадминтону проходил в 1968 году в Германии. Спустя год был проведён первый молодёжный чемпионат Европы, а в 1972 году состоялся первый командный чемпионат. С этого времени европейские чемпионаты проводятся каждые два года. Официальный чемпионат мира был проведён в 1977 году в Швеции.

Что касается первых показательных олимпийских выступлений по бадминтону, то они проходили в Мюнхене в 1972 году на ХХ летних Олимпийских Играх. Бадминтон превратился в олимпийский вид спорта в 1992 году. На текущий момент во всём мире насчитывается более 50 млн. любителей данного вида спорта. Бадминтон огромной популярностью пользуется во многих азиатских странах, а также в таких европейских странах, как Германия, Дания, Англия и Швеция.

Настольный теннис

По мнению многих, игры, где применяются ракетки, шарики и фигурки, зародились в Восточной Азии. В Летнем дворце Китая, а именно на стенах летней резиденции императоров, можно заметить несколько картин, подтверждающих тот факт, что в средние века здесь наблюдались игры по настольному теннису. Достаточно долгое время теннис существовал в двух разновидностях. В первом случае игра осуществлялась на свежем воздухе, а во втором - на специально отведённых площадках в закрытом помещении. На территории Англии серьезной популярностью пользовался лаун-теннис, другими словами, игра на травяных площадках на природе. Игра мгновенно охватила всю Европу, включая Россию. Что касается играм в закрытых помещениях, то им на смену пришёл настольный теннис, который получил своё развитие в Англии в конце 19 века.

В самом начале место мячика занимала обыкновенная пробка из-под бутылки шампанского, после чего уже использовался резиновый мячик. Играли деревянными ракетками, имевшими покрытие пергаментом. Ручка у ракетки была относительно длинной, которая зачастую инкрустировалась золотом либо ценными породами дерева. В основном в настольный теннис играли в аристократических кругах, особенно среди поклонников игры в крикет.

Поворотным моментом в истории настольного тенниса принято считать конец 1890-х годов, когда англичанин Д. Гиббс привёз из Америки целлулоидные шарики для игры в своей семье. После этого события, его друг Жак, который был торговцем спортивных товаров, начал производить ракетки, мячи и столы. Моментально в Англии возникла «пинг-понговая лихорадка», которая разрослась по всей Европе, а вскоре и по всему миру.

Постепенно появлялись и правила игры. Сначала вели счёт до 30, 50 и 100 очков. В 1926 году система счёта уже была унифицирована. Непосредственно с этого момента играли в настольный теннис до 21 очка. Благодаря большой популярности настольного тенниса, было решено создать Международную федерацию по данному виду спорта, что произошло всё в том же 1926 году. Тогда же прошёл первый чемпионат мира, после чего подобные турниры проводились уже каждый год. В 1934 году к участию в чемпионатах мира по настольному теннису присоединились и женские команды.

В 1957 году создан Европейский союз настольного тенниса, а спустя год был проведён первый чемпионат Европы по настольному теннису. За счёт огромной популярности данного вида спорта, был поднят вопрос о признании настольного тенниса в качестве олимпийского вида спорта, которое состоялось в 1977 году. В 1988 году настольный теннис был уже принят в программу летних Олимпийских игр.

За столом играют два игрока. Каждый розыгрыш начинается с подачи одного из игроков. С помощью жребия определяется первый подающий. В дальнейшем подающие чередуются через каждые две подачи. Каждая партия длится до 11 очей. Если счёт становится 10:10, то игра идёт до тех пор, пока отрыв не составит два очка. Всего партий может быть от 3 до 7 - всё зависимости от типа соревнований. Подающий в настольном теннисе должен ударить по мячику так, чтобы тот сначала ударился на своей воловине, а затем и у противника. Если мяч при подаче задел сетку, то производится переподача. Очко считается засчитанным, когда противник не смог отбить шарик.

Футбол (рис.2) - это командная спортивная игра с мячом на специальной площадке (поле) размером 100-110 Х 64-75 метров с воротами. Игроки делятся на команды по 11 человек. Цель игры - забить наибольшее количество раз мяч в ворота соперников любой частью тела (кроме рук). Футбол - наиболее популярная спортивная игра в мире.

Разные народы много веков назад играли в игры кожаными мячами. Всё это были разновидности футбола, например, в Италии эту игру называли "Кальчио", во Франции - "Пасупь". Однако, самая древняя разновидность футбола возникла во 2 веке до н.э. в Китае. Именно её федерация ФИФА в 2004 году признала прототипом той игры, которую мы знаем сегодня. Развитие истории футбола в Европе началось с римской империи, после исчезновения которой данных о истории развития футбола практически не сохранилось. После казни в 17 веке в Англии короля Карла І, его сторонники бежали в Италию, там англичане и познакомились с игрой и позже завезли её на родину.

Современное название "футбол" ("foot" - нога, "ball" - мяч) игра обрела именно в Англии, поэтому можно утверждать, что история футбола берёт начало в Англии . Первые правила футбола были приняты в Кэмбриджском университете в 1846 году, а уже в 1857 был создан первый футбольный клуб в городе Шеффилд. Для отработки единых правил, по предложению Джона Карлайта, в 1863 году провели сборы представителей футбольных клубов. Первые официальные футбольные правила были разработаны 26 октября 1863 года. Они существенно отличались от современных, к примеру, не было запрета касаться мяча руками. Ещё один важный факт в истории футбола связан именно с Шэффилдом. Это создание в 1867 году футбольной ассоциации. Именно благодаря ей был разработан свод правил, из которого восемь были приняты современной Футбольной ассоциацией. В те времена запрещалось платить игрокам за выступления в составе команды. Протест клубов в 1884 году отменил это правило и в 1885 году футбол стал профессиональным. Нет ничего удивительного, что основатели современного футбола одержали победы в трёх первых олимпиадах: 1912, 1908 и в 1900 годах.

Сегодня футбол увлекает миллионы болельщиков по всему миру и является самой популярной командной спортивной игрой.

Рис.2

Хоккей (рис.3) - это игровой вид спорта, в котором две противоборствующие команды стараются забить шайбу в ворота противника с помощью клюшки. Особенность данной игры состоит в том, что игроки передвигаются по ледяной площадке на коньках. В истории хоккея традиционно важную роль играет его родина - Канада, а точнее Монреаль. Именно там были проведены первые в истории хоккея соревнования. Это произошло 3-го марта 1875 года на местном катке «Виктория». Соревновались две команды по девять человек (все в бейсбольной защите). Следующее значимое событие в истории хоккея с шайбой - появление первых правил. Их изобрели студенты монреальского университета Макгилла, всего правил было семь. Хоккей стал очень популярным в Канаде. Его даже включили в программу Зимнего карнавала. А уже в 1885 году была создана Любительская хоккейная ассоциация (тоже в Монреале). В 1886 году был проведён первый международный матч Канада - Англия. В 1893 году генерал-губернатор Канады лорд Стэнли купил кубок, за который стали бороться команды Канады. Так появился самый престижный трофей в истории хоккея - Кубок Стэнли. На конгрессе 1908 года в Париже была основана Международная федерация хоккея на льду . В России история хоккея начинается с 22 декабря 1946 года, когда в Москве, Ленинграде, Риге, Каунасе и Архангельске были сыграны первые матчи первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой. Сегодня нельзя вспоминать без улыбки, например, необъятные шаровары игроков, неловкие попытки хоккеистов броском поднять шайбу в воздух, страдания вратарей, обремененных тяжелой, неподатливой клюшкой, скамью штрафников, прозванную и «карцером», и «клеткой», и «лобным местом». Поражает и мужество хоккеистов, выступавших без всякого защитного снаряжения. Вопреки тому, от матча к матчу число зрителей на трибунах постоянно росло. Налаживалось и хоккейное хозяйство. Из ватников в хозяйстве наловчились шить защитное снаряжение, хоккейные трусы. Вратари надели боксерские, а полевые игроки - велосипедные шлемы. Канадский хоккей на русской земле взял от футбола вкус к игре в пас, пристрастие к многоходовым комбинациям, а от хоккея с мячом - космические скорости, виртуозное владение коньками.

Весной 1953 года на конгрессе ЛИХГ советская хоккейная федерация была принята в члены этой международной организации. А через год в 1954 году в Стокгольме отечественный хоккей покорил мировую хоккейную вершину. Подлинными героями того турнира стали вратари Николай Пучков и Григорий Мкртчян, защитники Альфред Кучевский, Дмитрий Уколов, Александр Виноградов, Павел Жибуртович, Генрих Сидоренков, нападающие Всеволод Бобров, Виктор Шувалов, Алексей Гурышев, Юрий Крылов, Михаил Бычков, Александр Уваров, Валентин Кузин, Евгений Бабич, Николай Хлыстов, Александр Комаров. Практически этот же состав завоевал через 2 года и олимпийское золото.

Следующее поколение советских мастеров хоккея подхватило и с успехом пронесло эту победную эстафету. В 60-ые годы в составе сборной СССР блистали такие выдающиеся мастера, как Виктор Коноваленко, Константин Локтев, Вениамин Александров, Александр Альметов, Борис Майоров, Вячеслав Старшинов, Виктор Якушев, Станислав Петухов, Анатолий Фирсов, Эдуард Иванов, Александр Рагулин, Виктор Кузькин, Виталий Давыдов. Наша команда стала тогда признанным лидером мирового любительского хоккея. 1972 год -- особый в истории отечественного хоккея. Происходит смена игроков, смена тренеров. Эстафету от звездной пары Чернышёв-Тарасов принял Всеволод Бобров. И под его руководством наша ледовая дружина впервые скрестила клюшки в очном соперничестве со сборной Канады, составленной из сильнейших игроков НХЛ. В этих матчах раскрылось хоккейная дарование нового поколения игроков: Владислава Третьяка, Валерия Васильева, Геннадия Цыганкова, Владимира Лутченко, Владимира Петрова, Бориса Михайлова, Валерия Харламова, Александра Якушева, Владимира Шадрина, Александра Мальцева. Победоносную серию своих предшественников им повторить не удалось, но сборная страны побеждала на чемпионатах мира 1973, 1974, 1975 годов и в олимпийском турнире в 1976 году в Инсбруке. В 1977 году сборную страны и клуб ЦСКА возглавил Виктор Тихонов. Под его опекой засверкало мастерство Вячеслава Фетисова, Алексея Касатонова, Хельмута Бальдериса, Сергея Макарова, Игоря Ларионова, Владимира Крутова, Виктора Жлуктова и многих других мастеров. При нём путевку в большой хоккей получали Валерий Каменский, Сергей Федоров, Александр Могильный, Павел Буре. Сегодня хоккей известен во всех странах. Чемпионаты мира приковывают к телеэкранам миллионы и миллиарды зрителей по всему миру. Сейчас хоккей популярен как никогда в истории хоккея.

Рис.3

Игровые виды спорта способствуют укреплению физического здоровья, развитию командного духа.

Опытные спортсмены и тренеры знают, как важна физическая активность для взрослых, детей и подростков. Возможность играть, двигаться в свое удовольствие и соревноваться необходима для роста и развития, поддержки тела в хорошей физической форме. Спортивные игры для детей – это величайший подарок, который взрослые могут сделать ребятам. Играя, ребенок укрепляет здоровье, развивает координацию, учится действовать в команде и получает массу положительных эмоций. Особенно полезно играть всем вместе – детям, родителям и педагогам. Это лучший способ создать дружеские и доверительные отношения.

Разновидности спортивных игр

Игровые виды спорта возникли в незапамятные времена. На фресках египетских пирамид и древнеримского города Помпея, на вазах античной Греции и настенных росписях древнего Крита запечатлено множество фигур, занятых подвижными играми. Каждый народ имеет национальные спортивные развлечения. Имеются универсальные игры, популярные во всех странах мира.

Для любой спортивной игры характерно:

  • Наличие правил;
  • Взаимодействие с партнерами;
  • Соревновательность;
  • Двигательная активность;
  • Простота содержания;
  • Сильное эмоциональное воздействие.

Все игровые виды деятельности в спорте можно разделить на несколько групп. Это:

  • Игры парные с небольшим разнообразием движений;
  • Командные виды деятельности с большим разнообразием движений;
  • Командные игры с большой физической нагрузкой;
  • Военно-спортивные игры;
  • Интеллектуальные игры.

Виды первой группы - настольный теннис, бадминтон и т.д. Командными являются футбол, баскетбол, волейбол. Усиленной нагрузки требуют хоккей, регби. Примеры военно-спортивных игр – пейнтбол, лазертаг. Интеллектуальные игры – шахматы, шашки.

В разных городах, регионах и странах проходят многоуровневые соревнования по игровым видам спорта.

Польза спортивных игр

Спортивные и подвижные игры полезны людям любого возраста. Физическая активность, сопряженная с соревнованием и азартом даёт ни с чем несравнимое удовольствие. Взрослые люди до преклонных лет чувствуют себя бодрыми и молодыми, если играют в теннис, гольф, бадминтон. Детям игровая физическая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития.

Играть в спорт важно для совершенствования:

  • Движений (ходьбы, бега, метания, ловли, балансировки);
  • Мелкой моторики (тонкие движения при еде, рисовании, письме, одевании);
  • Речи и общения;
  • Мыслительных навыков (обучение, понимание. Решение задач, рассуждение, запоминание, чтение, счёт);
  • Социальное и эмоциональное взаимодействие (семья, друзья, учителя).

Энергичная физическая деятельность нужна для нормального роста костей. Нормальная двигательная нагрузка на скелет помогает сохранить кости сильными, прочными, сделать их устойчивыми к давлению, амортизации. Активность помогает костям и мышцам пропорционально и эффективно развиваться. Игры помогают избежать такого явления, как перетренированность, которая часто присутствует в неигровых видах спорта из-за чрезмерных нагрузок во время тренировок.

Участие в игровых видах спорта помогает человеку с детства и на протяжении всей жизни сохранять правильные пропорции тела.

Спорт позволяет предотвратить накопление лишнего жира, усилить мышцы, укрепить связки.

Подвижные игры развивают чувственное восприятие, а именно: быстроту реакции, ориентацию в пространстве, боковое зрение, слух, осязание.

Многие двигательные навыки совершенствуются, когда человек играет. Бег, прыжки на одной и на двух ногах, метание, быстрая ходьба, повороты отрабатываются значительно лучше, чем в повседневной жизни. В игровой деятельности нет различий возраста и пола. Мальчики и девочки, юные и пожилые люди – все становятся равными. В этом преимущество игры.

Навыки мыслительной деятельности – речь, память, общение, концентрация внимания также улучшаются во время спортивных занятий. Быстрая, требующая мгновенной реакции и расчёта, игра обостряет все чувства, заставляет мозг работать ускоренными темпами.

Участие в спортивных мероприятияхотличный способ расширять социальные связи для взрослых и формировать социальное поведение для детей. Спортивные командные игры побуждают человека чувствовать себя членом сообщества, учат его сопереживать, помогать, конкурировать.

Правила спортивных игр

Спортивные игры – это состязания в игровой форме, опирающиеся на определенные приемы и тактику. Борьба может происходить между двумя партнерами или двумя командами. Во многих играх определена цель – ворота, мяч, волан, площадка. Каждое состязание имеет набор правил. Не зная их, трудно не только участвовать, но и наблюдать за ходом соревнования. Существуют общие правила для всех спортивных действий. Это:

  • Безопасное поведение;
  • Честная спортивная борьба;
  • Соблюдение правил игры;
  • Поддержка товарищей по команде;
  • Уважение соперников;
  • Анти-допинг.

Популярность различных видов спорта не одинакова. Статистические данные, собранные в 200 странах мирах показывают следующее:

Процент популярности, игры спортивные: футбол – 8,4%.

Баскетбол – 5,7%.

Волейбол – 5,4 %.

Один из древнейших видов спорта. Традиционно считается, что футбол изобрели в Англии в средние века. Но китайские хроники III – II веков до нашей эры описывают «состязание Цу Чу». Смысл его состоял в том, чтобы забить ногами кожаный мяч, набитый перьями и волосом в сеть, натянутую на бамбуковой основе. Примерные описания встречаются у древнеегипетских и древнегреческих авторов. Следовательно, англичане не изобрели футбол, а лишь развили и популяризировали его. Правила этого вида спорта изменялись с течением времени.

Главные принципы футбола:

В игре участвуют две команды, из 11 игроков каждая. Цель – забить мяч в ворота соперника. Футболисты направляют мяч только ногами и головой, использовать руки запрещается. Побеждает команда, которой удалось забить мяч большее количество раз.

Здесь имеются роли:

  • Вратарь;
  • 4 защитника;
  • 3 полузащитника;
  • 3 нападающих.

Оборудование: мяч, двое ворот с сеткой. Всем игрокам рекомендуется носить бутсы с шипами и щитки для защиты голени. Обычно каждая команда имеет форму одинакового цвета. Одежда вратаря отличается по цвету, этот игрок должен иметь специальные перчатки.

Футбол притягивает к себе огромное количество, как взрослых, так и детей, потому что это очень страстный, эмоциональный вид спорта. Результат остается интригой до последнего момента. Заниматься футболом, в отличие от хоккея, может каждый человек.

Перечисляя популярные спортивные игры, баскетбол называют вторым после футбола. В отличие от футбола, происхождение этой игры известно точно. Изобрёл баскетбол американский врач, тренер и священник - Джеймс Нейсмит. Основой нового вида спорта стало школьное развлечение «утка на скале». В самом первом баскетбольном соревновании 1891 года использовались корзины из-под персиков и футбольный мяч. Игра понравилась широкой публике и скоро распространилась по всему миру. Первоначальные правила Нейсмита видоизменились с тех пор.

Но главные принципы остались теми же:

  • Участвуют две команды по 12 человек;
  • На площадке могут играть одновременно от 3 до 5 человек;
  • Игроки должны забросить мяч в корзину соперника, и не допускать забрасывания мячей в свою корзину;
  • Все действия с мячом производятся только руками;
  • Нельзя бить по мячу кулаком;
  • Мяч передвигают, только ударяя им об пол.

В баскетбол играют на открытых площадках и в спортивных залах. Он популярен из-за своей азартности, стремительности и внешней эстетичности. Профессиональные баскетболисты – высокие, стройные, длинноногие. Всем хочется быть похожими на них. Тем более что в баскетбол могут играть и женщины.

Этот спорт, подобно баскетболу, изобретен искусственно тоже в США. Тренер христианской ассоциации Уильям Морган придумал оригинальный микс баскетбола, тенниса, гандбола и бейсбола. В 1895 году состоялась первая игра, на которой придумали современное название. Для волейбола нужна площадка с сеткой, натянутой поперек. Сетку располагают на высоте 2,43 м и 2, 25 м для мужчин и женщин соответственно. В командах по 5 человек. Игроки меняются местами по ходу подач мяча. Цель игры – приземлить мяч на территории противоположной команды. Волейболисты действуют только руками. Запрещено дотрагиваться руками до сетки. Разыгрывается не больше пяти партий до 25 очков каждая.

Дети и взрослые во всем мире любят волейбол, так как он развивает реакцию, даёт чувство дружбы и поддержки команды. Характеризуя различные спортивные игры, волейбол можно назвать самым демократичным. Этот спорт доступен везде – во дворе, на пляже. Играть могут все желающие, специальная подготовка не нужна.

Спортивные игры с мячом

Игры с мячом, как видно на примере описанного выше футбола, баскетбола и волейбола самые динамичные и популярные. Мячи придуманы на заре человеческой цивилизации. Многие национальные виды спорта и дворовые детские игры используют мячи большие, маленькие, кожаные, тряпичные, деревянные, алебастровые. Современные спортивные игры с мячом, главным образом, командные.

Действия с мячом могут разнообразными:

  • Забивание мяча в цель (футбол, поло, баскетбол, гандбол).
  • Удары по мячу особым инструментом – ракеткой, битой (лапта, бейсбол и т.д.).
  • Перебрасывание мяча через препятствие (волейбол, теннис).
  • Некомандные игры с поражением цели (боулинг, бильярд).

Существует много увлекательных подвижных развлечений с мячом для детей, которые распространены во дворах, лагерях, а также на уроках физкультуры. Например:

  • Картошка. Игроки, стоящие в кругу, бросают друг другу мяч как можно быстрее. Тот, кто не успел поймать или отбить мяч, садится в центр круга. Он может выбраться оттуда, если успеет перехватить или отбить мяч у другого игрока.
  • Вышибалы. На земле проводят две черты на расстоянии 5 метров друг от друга. Игроки становятся между чертами, на которых занимают позиции два вышибалы. Вышибалы по очереди кидают мяч по направлению друг к другу, стараясь задеть мячом игроков. Если мяч никого не коснулся, его ловит вышибала-соперник, а игроки должны отбегать назад. Когда выбит последний игрок, первые выбывшие занимают места вышибал.

Военно-спортивные игры

В наше время широко распространились военно-спортивные игры, предполагающие включение элементов боевой тактики. Здесь используется оружие, применяются армейские способы перемещения по игровому пространству. Команды формируются по военному принципу: отделение, взвод и т.д. Сфера действия приближена к обычной для ведения реальных боевых действий – поле, лес. Команды могут вести оборону, атаку, разведку. Военно-спортивная стратегия предполагает взаимодействие членов команды, создает ситуацию ведения боя. Выигрывает группа, поразившая всех членов команды-соперника.

Наиболее известны в наше время следующие игры:

Пейнтбол. Соперничающие команды стреляют друг в друга из пневматического оружия шариками с краской. Шарики разбиваются о живую мишень и «отмечают» достижение цели.

Хардбол. В этом состязании используется пневматическое развлекательное оружие со скоростью пули 180 метров в секунду

Лазертаг. В качестве оружия применяют лазерный излучатель, поражающий сенсорные датчики.

Страйкбол. Оружие – пневматика и электропневматика с пластмассовыми шариками (калибр – 6 мм).

Олимпийские игры: виды спорта

Многие из перечисленных игр представлены на летних и зимних Олимпийских играх. Ежегодно список расширяется. В последние годы олимпийскими видами спорта считались:

  • бадминтон;
  • баскетбол;
  • водное поло;
  • волейбол;
  • пляжный волейбол;
  • гандбол;
  • настольный теннис;
  • теннис;
  • футбол;
  • хоккей на траве.
  • кёрлинг;

Многие игры не входят в официальную программу Олимпиад, хотя по популярности не уступают олимпийским видам.

  • Регби;
  • Гольф;
  • Бильярд;
  • Дартс;
  • Сквош.

Дворовые подвижные игры

В наши дни многие дети и подростки привязаны к компьютерным играм. Это затягивающее увлечение может великолепно развить фантазию, мышление и целеустремленность, но резко снижает физическую активность и сводит на нет общительность. Родители современных тинейджеров помнят замечательные детские спортивные игры, в которые они часами играли в летних лагерях, школьных спортивных секциях и просто во дворах.

  • Русская лапта;
  • Али-Баба;
  • Разрывные цепи;
  • Арам-шим-шим;
  • Сантики-фантики-лимпомпо.

Родители, вожатые в лагерях и учителя физкультуры должны обязательно вовлекать детей и подростков в активную физическую деятельность. Совместная игра воспитывает дружбу и взаимопомощь, нацеливает на победу, вырабатывает привычку к активному проведению досуга и укрепляет здоровье.

Подразделяются на игровые (командные и индивидуальные), боевые, циклические, силовые и экстремальные. Самыми популярными из них являются игровые виды, а именно футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, теннис. Футбол заслуженно является для большинства людей нашей планеты спортом №1.

По приблизительным подсчетам в мире существует больше 200 000 видов спорта. И это еще не предел, потому что они создаются практически ежедневно. В России существует официальный перечень видов спорта, куда внесено 159 записей. Кроме того, каждый вид дробится на минимум на 3 подвида, а максимум этого значения доходит до 200. К примеру, автомобильный спорт имеет 104 подвида.

Классификация видов спорта

Виды спорта делятся на основные группы. Первое место по количеству дисциплин занимают игровые состязания. Второе место занимает классика — лёгкая и тяжёлая атлетика, единоборства, спортивная и художественная гимнастика. На третьем месте, всё большее набирающие популярность, экстремальные виды спорта. Кроме этого существуют специализированные спортивные соревнования: авто и мотогонки, велоспорт, стрельба, лыжи, плавание и т.д.

Разделение видов спорта осуществляется по признакам, которые являются общими для всех дисциплин. Рассмотрим, какие виды спорта есть в мире, и чем они характеризуются:

  • индивидуальные – виды спорта, в которых соревнуется один участник (гольф, бильярд, теннис, шахматы, крокет и т.д.);
  • циклические – перемещение тела в пространстве с помощью циклически повторяющихся движений (биатлон, плаванье, гребля на байдарках, ряд видов легкой атлетики и прочее);
  • командные (игровые) – в соревнованиях участвует коллектив игроков, который, как правило, соревнуется с аналогичным коллективом соперников (футбол, хоккей, баскетбол, перетягивание каната и т.д.);
  • силовые – участники соревнуются в упражнениях со специальными тяжелыми снарядами (тяжелая атлетика, гиревой спорт, бодибилдинг, пауэрлифтинг);
  • спортивные единоборства – спортсмен побеждает другого в результате силового воздействия в рамках определенных условий (бокс, самбо, айкидо, кик-боксинг, борьба на поясах, рукопашный бой и прочее);
  • сложнокоординальные – требующие от участников специальных умений и навыков, связанных с владением своим телом и координацией движений (паркур, прыжки в воду, горные лыжи, спортивная акробатика, художественная гимнастика и прочее);
  • технические – соревнования, связанные с использованием технических достижений общества ( , стрельба, спидвей, картинг, мотобол, ралли и т.д.);
  • прикладные – участники соревнований демонстрируют навыки военного или хозяйственного плана (спортивная рыбалка, конный спорт, парусный спорт, спортивное ориентирование, кастинг);
  • экстремальные – соревнования связаны с большим риском для жизни участников (альпинизм, дайвинг, спелеология, спортивный туризм, зимнее плавание и прочее);
  • авиационные – использование авиатехники (вертолетный и планерный спорт).

Классические виды спорта.

Лёгкая атлетика по зрелищности сравнима с командными играми: бег на различные дистанции, прыжки в длину, высоту, прыжки с шестом. Метание снарядов: диска, копья, молота.

Тяжёлая атлетика ставит своей задачей рекордное поднятие веса в жиме, рывке и толчке штанги стоя. Сюда можно отнести гиревой спорт, бодибилдинг.

К единоборствам относятся все виды борьбы: классическая, самбо, дзюдо. Любительский и профессиональный бокс. Национальные боевые искусства: каратэ, тхэквондо, джиу джитсу, рукопашный бой. Фехтование на шпагах, рапирах, саблях.

Спортивная гимнастика — это исполнение сложной акробатической программы. Выступления на классических спортивных снарядах: коне, перекладине, брусьях, кольцах. Прыжки через снаряд с разбега, с выполнением акробатических элементов в воздухе.

Художественная гимнастика представлена среди женщин. Это выполнение гимнастических упражнений в музыкальном сопровождении, показывающих гибкость и грацию тела.

Зимние виды спорта

В преддверии Сочинской олимпиады интерес к ним только возрастает. Особой популярностью пользуются:

  • – соревнования стреляющих лыжников;
  • – самый красивый, эстетичный и культурный зимний вид спорта;
  • – молодой, но активно развивающийся вид зимнего спорта.

Но всех превзошел, безусловно, . По одной из версий это название произошло от древнефранцузского «hoquet», что обозначает «пастуший посох с крюком». Хоккей – командный вид спорта; игра, основной движущей силой которой есть стремление с помощью индивидуальных или командных действий забить в ворота соперника максимально возможное количество шайб.

Еще в XVI веке голландцы упражнялись в игре с клюшками и мячом на льду. Позже они обучили этому англичан и скандинавов. Но современный хоккей с шайбой своему происхождению обязан канадцам. Многочисленные водоемы и продолжительные зимы помогли жителям этой страны придумать доступное развлечение. Изначально вместо шайбы использовался тяжелый мяч, а количество игроков доходило до 50 и более.

В 1870 году хоккей с шайбой стал обязательным соревнованием на всех спортивных праздниках. Первые правила для игры придумали студенты университета Мак Гилла, а 1879 году канадец Робертсон предложил версию первых официальных правил, тогда же в игру была вброшена первая резиновая шайба.

Монреаль прославился тем, что именно здесь в 1899 году была построена первая в мире крытая площадка для игры в хоккей. И уже тогда она имела искусственный лед. Стадион мог поместить небывалое на то время количество зрителей – 10 000 человек. Все эти события происходили одновременно с регистрацией Канадской любительской хоккейной лиги. Стоит добавить, что первая команда профессиональных хоккеистов тоже канадская, и организована была в 1904 году.

Водные виды спорта

Все виды спорта, имеющие отношение к воде, принято называть водными или «акватикой». Соревнования могут проходить как на открытых водоемах, так и в бассейнах; как между командами (синхронное плавание, водное поло), так и между одиночками (серфинг, дайвинг), с применением дополнительного оборудования (академическая гребля, парусный спорт), так и без него (плавание, прыжки в воду). Более подробно о водных видах спорта .

Десять видов спорта занесены в , еще три – регата, серфинг и дайвинг – имеют все шансы попасть туда в ближайшее время. Соревнования по этим видам уже давно проходят регулярно по четко оговоренным правилам и привлекают большое число поклонников.

Особенный подход спортсмены-водники уделяют выбору экипировки для занятий и соревнований. Ведь кроме своей эстетичности и удобства, она должна обладать еще и водоотталкивающими характеристиками, способностью к быстрому высыханию и устойчивостью к постоянным циклам «намокание-высыхание».

Популярность этих видов спорта достаточно высока и имеет свою аудиторию фанатов.

Экстремальные виды спорта

Это спорт с риском для жизни. Опасен и непредсказуем. К экстремальным видам относятся: альпинизм, скалолазание, акробатический , гигантский слалом, мото-акробатика, маунтинборд, дайвинг, флайборд. Серфинг — особенно быстроразвивающийся и популярный вид спорта у молодёжи. Новые направления и течения в разделе экстрима появляются ежедневно.

Сегодня уже известно около 40 видов и, возможно, что в данную минуту рождается новый. Везде: на земле (бокинг, триал); на воде (аквабайк, виндсерфинг), в воздухе (парашютизм, дельтапланеризм), под водой (дайвинг) и даже под землей (спелеология) находит применение всплеск адреналина и человеческих эмоций.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни