Какое телосложение у мужчин подходит для пловцов. Классификация пловцов, их типы и личностные характеристики

30.04.2020

Введение

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идет значительно успешнее, если ученик занимается плаванием и имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Немаловажное значение в плавании имеет развитие скоростных качеств юных пловцов, однако целенаправленное воздействие на организм занимающихся плаванием требует рационально построенных тренировочных занятий. Этим и обусловлена актуальность нашей работы, так как в ней мы рассматриваем методику тренировки пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения, развития у них скоростных качеств с помощью различных упражнений в воде и на суше.

Объект исследования: процесс многолетней технической и физической подготовки юных пловцов.

Предмет исследования: методика развития скоростных качеств юных пловцов.

Цель: раскрыть особенности развития скоростных качеств пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения.

1. Описать физиологические особенности пловцов 10-14 лет.

2. Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение развития скоростных качеств пловцов.

3. Основываясь на передовом тренерском опыте, описать методику (привести соответствующие упражнения) развития скоростных качеств пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения плаванию. Так, показана необходимость учета возрастных особенностей юных пловцов и характера их взаимосвязи со спортивной деятельностью при построении физической и технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.

Практическая значимость. Работа может быть использована в практической деятельности тренера, инструктора по плаванию.

Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского опыта (проанализировано более 15 источников), теоретический анализ публикаций на данную тему.

Физиологические особенности юных пловцов 10-14 лет

У девочек с 10-11 лет начинается период полового созревания. Резко ускоряется рост тела в длину, начинается так называемый скачок роста. Причиной этому является действие гормонов гипофиза - одной из важнейших желез внутренней секреции. Одни из этих гормонов (например, гормон роста) непосредственно влияет на развитие органов; другие, так называемые гонадотропные гормоны действуют на половые железы, вызывая интенсивное образование половых гормонов. Гонадотропные гормоны не обладают половой специфичностью (в организме девочек и мальчиков вырабатываются одни и те же гормоны). Но в мужском организме гонадотропный гормон воздействует на мужскую половую железу - семенник (яичко), в женском организме - на женскую половую железу - яичник.

И у девочек, и у мальчиков упомянутые выше гормоны выполняют в начале скачка роста общую анаболическую функцию - увеличивают синтез белка, рост и развитие мышечной и костной тканей. С усилением деятельности половых желез все в большей мере проявляется их специфическое действие, направленное на рост и развитие половых органов, вторичных половых признаков, перераспределение жировой ткани, формирование телосложения, фигуры. При этом, как показывают исследования, женские половые гормоны (эстрогены) в большей степени, чем мужские гормоны (андрогены), способствуют созреванию (оссификации) костей. Мужские половые гормоны, наоборот, в значительно большей мере стимулируют рост ткани, чем процессы окостенения. Этим объясняется тот факт, что девочки в процессе полового созревания быстрее заканчивают свой рост по сравнению с мальчиками.

У девочек-подростков, развивающихся в среднем темпе, максимальные величины прироста длины тела за год (в среднем по 7-8 см) отмечаются в возрасте 11-13 лет. Одновременно заметно увеличиваются окружность грудной клетки, ширина таза, вес. У одной части подростков наиболее интенсивный прирост этих показателей совпадает с интенсивным приростом тела в длину, у другой такой прирост наступает после снижения интенсивного увеличения длины тела.

У девушек с ранним типом развития прирост тела в длину после 13 лет уже незначителен, а в 15 лет рост прекращается. У девушек с относительно замедленным ростом интенсивный рост тела в длину начинается только с 14-15 лет, а заканчивается в 17-18 лет. После установления регулярного менструального цикла длина тела у девушек изменяется мало.

Первая менструация, которую принято обозначать специальным термином menarche (менархе), наступает у девочек-подростков в среднем в возрасте 13 лет. Это совпадает с наибольшим приростом длины тела, интенсивным ростом костного таза (окончательное формирование костного таза происходит к 16-17 годам).

Если в период, предшествовавший менархе, увеличение длины тела шло в основном за счет увеличения длины ног, то во время появления менархе (между 13 и 16 годами) интенсивнее растет туловище. Эти особенности в изменении пропорций тела приходится учитывать при работе над техникой плавания.

Менструальный цикл устанавливается не сразу. Нерегулярные менструации в течение 1-1,5 года после наступления менархе при гармоническом физическом развитии девушек рассматриваются как нормальное становление этой функции (Г.П. Сальникова, 1977).

В возрасте 11-13 лет интенсивно развиваются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Как показывают исследования, осуществленные в последние годы (Г. Шлейзингер и X. Ригер, 1964; М. Мияшита, 1971; Д. Каннигэм и Р. Эйнон, 1975; А.А. Гуминский, 1976), под влиянием систематических занятий спортом именно к пубертатном периоде происходит выраженный (и почти линейный по годам) прирост таких показателей производительности систем дыхания и кровообращения, как ударный и минутный объемы сердца, максимальное потребление кислорода, кислородный пульс и др. Аэробные возможности организма юных спортсменок достигают к 13 годам 80-85% уровня возможностей тренированного взрослого женского организма.

В дальнейшие годы столь значительного повышения производительности и эффективности функций организма, обеспечивающих работу на выносливость, добиться не удается.

На возраст 10-13 лет приходится скачкообразный прирост относительной (в пересчете на 1 кг веса тела) мышечной силы; абсолютная сила интенсивно продолжает нарастать еще в течение года после наступления менархе. Показатели относительной мышечной силы у девочек 12-13 лет приближаются к показателям мальчиков того же возраста (рис.3).

Наступлением менархе заканчивается первый (подростковый) этап пубертатного периода с его выраженным скачком роста.

Половое созревание у мальчиков происходит под влиянием мужских половых гормонов (в основном тестостерона), образование которых начинает усиливаться в организме с 12 лет. Так же как и у девушек, у них отмечается выраженный скачок роста. Максимальные темпы роста наступают в среднем на 2-2,5 года позже, чем у девочек (В.Г. Властовский, 1976). Интенсивное увеличение длины тела (на 8-9 см в год) приходится на возраст 13-15 лет. В последующие годы темпы роста замедляются до 2-3 см в год, а с 17-18 лет становятся незначительными. Малый прирост длины тела у юношей обычно устанавливается с появлением оволосенения лица. Одновременно с ростом в длину увеличивается окружность грудной клетки (более интенсивно с 14 лет), нарастает мышечная масса (особенно интенсивно в 13-15 лет). Наиболее выраженное естественное увеличение мышечной силы отмечается у юношей в возрасте 16-17 лет, т.е. примерно через год после скачка роста.

Мужские половые гормоны в отличие от женских в значительно большей степени стимулируют рост ткани, чем процессы окостенения. Этим объясняется тот факт, что рост мальчиков в период полового созревания протекает более длительно. В итоге юноши перегоняют девушек не только по тотальным размерам тела и мышечной силе, но и по функциональным возможностям организма. Сердце и легкие у них становятся крупнее, максимальное потребление кислорода, кислородная емкость крови, ее способность нейтрализовать вредные продукты мышечной деятельности выше, чем у девушек. Наиболее существенный естественный прирост показателей производительности и эффективности систем дыхания и кровообращения отмечается у подростков с 13 до 16-17 лет. Это один из оптимальных периодов для направленных педагогических воздействий на эти системы с помощью тренировочных упражнений аэробного характера.

У мальчиков-подростков препубертатный и собственно-пубертатный периоды сливаются, подросток как бы незаметно становится юношей. У большинства подростков развитие вторичных половых признаков начинается в 12-13 лет. По данным Г.П. Сальниковой, средний возраст, в котором появляются отдельные признаки, следующий: ломка голоса - 12 лет 4 месяца; оволосение подмышечной впадины - 13 лет 4 месяца, оволосение лица - 14 лет 2 месяца. Индивидуальные колебания этих сроков могут составлять по каждому признаку около 4-5 лет. Например, юноши, для которых характерно ускоренное развитие, имеют в 15 лет вид взрослых мужчин: высокие, с резко выраженным оволосением лица и выпяченным щитовидным хрящом гортани. У юношей позднего типа развития эти признаки окончательно развиваются к 19-20 годам.

Каковы же общие особенности рассматриваемого возрастного периода? Некоторые методисты спорта называют подростковый возраст временем кризисов, говорят о его неполноценности. Такая точка зрения необоснованна. Богатейший фактический материал возрастной физиологии и юношеского спорта дает основание утверждать следующее. Подростковый возраст, как и юношеский, является периодом больших возможностей для совершенствования координационно сложных движений с оптимальными усилиями, амплитудой, темпом; прочного овладения любыми вариантами высокоэффективной техники плавания, стартов и поворотов; направленного развития гибкости, функциональных основ выносливости, планомерного повышения силы мышц. Но этот возраст обладает и существенными особенностями, накладывающими некоторые ограничения на средства и методы спортивной подготовки.

Одна из возрастных особенностей - это интенсивный синтез тканевых белков, сопровождающийся значительным поглощением энергии. Даже в состоянии покоя окислительные процессы у подростков протекают напряженнее, чем у взрослых. Растущий организм щедрее, охотнее откликается на стимуляцию синтеза белка физической нагрузкой (в этом заключается первопричина происходящего омоложения большинства видов спорта), но он попадает в крайне тяжелое положение, если вовремя не восстанавливается от нагрузок. Поэтому тренировки юных спортсменов на фоне недовосстановления (что типично для современной подготовки высококвалифицированных взрослых спортсменов) недопустимы. Чрезмерная степень энерготрат, распада и разрушения белковых структур может вызвать угнетение процессов восстановления и синтеза, что отрицательно скажется на росте и формировании организма. Для правильного развития детей и подростков нагрузки должны стимулировать тканевый синтез и повышать энергетические ресурсы организма.

Организм юных спортсменов в препубертатный период и разгар пубертатного периода малоустойчив к гипоксии, скоростным упражнениям "до отказа". Увлечение подобными нагрузками может стать причиной перенапряжения, тем более что спортсмены этого возраста отличаются повышенной реактивностью и эмоциональностью, громадным желанием добиться высоких целей в спорте и вместе с тем переоценкой своих сил. Источником физического перенапряжения на тренировках может также стать инфекция. Нередко это наблюдается у юных пловцов, страдающих хроническим тонзиллитом или заболеваниями носоглотки. После лечения и устранения очага инфекции высокая работоспособность восстанавливается.

Неправильная оценка возможностей юного пловца со стороны тренера также может быть причиной переутомления. Как известно, рост спортивных результатов у пловцов пубертатного возраста происходит скачкообразно и является следствием не столько предшествовавшей спортивной подготовки, сколько бурного протекания биологических процессов. Но некоторые тренеры этот взлет результатов склонны рассматривать только как подтверждение эффективности используемой ими методики тренировки и как возможность дальнейшего существенного увеличения физических нагрузок. Подобная ошибка нередко допускается в отношении пловцов раннего типа развития. Так начинается форсирование подготовки, пагубно отражающееся на общем развитии спортсмена и ведущее к застою результатов в последующие годы.

Работа с детьми выраженного раннего или позднего типа развития требует внимательного анализа динамики их показателей в разнообразных контрольных упражнениях на суше и в воде, соотношения этих результатов со степенью биологической зрелости. Забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий тренировочных занятий, учебы и отдыха, разнообразии средств и методов подготовки имеет важнейшее значение для будущих спортивных успехов пловцов пубертатного возраста.

Лишь тогда, когда в основном завершено формирование юношеского организма и наступает период высокой надежности физиологических функций, когда создан прочный фундамент разносторонней базовой подготовки, может быть оправданно для спортсменов существенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.

В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из этого, мы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26 вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.

Что же показал анализ анкетных данных?

Возраст поступающих . Около 95% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров предпочитают набирать новичков 5-6 лет, 43%-7-8 лет, 34% -9- 10 лет и 10% - старше 10 лет.

Внешние данные (телосложение) . Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% - на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров), стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой (31,8%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры ГДР.

Из дополнительных сведений, даваемых тренерами по вопросу о телосложении, интересны следующие. Предпочтение отдается мальчикам и девочкам с широкими плечами и узким тазом (Т. И. Тальянская), стройным, «поджарым», с узким тазом (Г. В. Яроцкий), с длинными конечностями, большими кистями и стопами (С. С. Бородчак, Ю. П. Бурменский, Ю. Ф Железное, А. М. Карпова, И. М. Кошкин, Л. П. Креер и др.).

Тренеры отмечают важность такого признака, как тонкие запястья и суставы (О. П. Римш, И. М. Чумакова), свидетельствующие о легкости костного скелета, а также объем и строение грудной клетки (Ф. Б. Житкова, 3. Т. Пахомова), характеризующие функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.

Одним из положительных признаков, обусловливающих успешные занятия плаванием, заслуженный тренер РСФСР Н. М. Нестерова считает «сухие» ноги и «острые» колени у новичков. Заслуженный тренер СССР И. Ю. Кистяковский называет в качестве основного показателя перспективности новичка легкость ног и относительную силу рук.

В связи с тем что морфологические признаки человека тесно связаны с его функциональными показателями, можно по внешнему виду определить предрасположенность, например, к работе скоростно-силового характера (анаэробная производительность) или к работе, требующей проявления выносливости (аэробная производительность).

Исследования, проведенные нами на сильнейших юных пловцах Москвы, показали, что дети, имеющие лучшие результаты в плавании на 50 и 100 м вольным стилем, обладают большими весом, шириной плеч, окружностью бедер, ростом, длиной рук и ног. На средних и длинных дистанциях имеют успех спортсмены более легкого веса, с меньшей мышечной массой, с тонкими запястьями и лодыжками, с лучшими показателями обтекаемости и плавучести, обладающие большей способностью противостоять утомлению (умением «терпеть»).

Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать при отборе . Среди них - близость места жительства поступающих от бассейна (67% тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение (72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).

Многие тренеры (Н. М. Нестерова, Т. А. Клембровская, О. Н. Прохоров и др.) предпочитают отбирать детей, которые отличаются сообразительностью, имеют «живые» глаза, хорошо успевают в общеобразовательной школе.

Упражнения, применяемые при отборе . Тренеры используют различные упражнения (тесты), при помощи которых выявляются такие качества, как гибкость, обтекаемость тела и плавучесть, физическая подготовленность и др. Особенно широко применяются упражнения для проверки гибкости (87%): наклоны туловища в разные стороны, всевозможные отведения и приведения рук, сгибание и разгибание в голеностопных суставах, отведение рук вверх-назад (подвижность в плечевых суставах), вращение рук; имитация работы ног «кролем»; выполнение «мостика» или такого упражнения, как достать угол лопатки противоположной рукой.

Для определения умения расслабляться О. П. Римш и Г. В. Яроцкий предлагают следующий тест: взяв за ладонь руку новичка, держать ее на весу, заставляя расслабить все ее мышцы, затем отпустить; при этом рука должна упасть вниз как «плеть» - вяло а «безжизненно».

Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более 30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение длительности задержки дыхания).

В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению 31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с движениями ногами.

Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы . Все тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия (99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости (98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).

К наиболее типичным признакам хорошей техники плавания тренеры относят: высокое положение тела, обтекаемость и плавучесть (56% тренеров), ритмичность (36%), «продвигаемость» от гребка (33%), а также мягкость, легкость и свободу движений (Н. А. Александрова, Т. И. Тальянская, Г. В. Яроцкий).

Касаясь различий между отбором мальчиков и девочек, тренеры отмечают, что девочек нужно набирать в ДЮСШ плавания раньше (по возрасту) на 1-2 года, так как отсев их по разным причинам больше, чем у мальчиков. По поводу критериев при отборе девочек и мальчиков тренерами высказываются следующие мнения: «Предпочтение отдаю эмоциональным и самостоятельным мальчикам, рослым и эмоциональным девочкам» (В. Л. Красильников);
«У мальчиков обращаю внимание на длину ног, у девочек - на рост и общее физическое развитие» (А. Н. Давиташвили); «У девочек очень важно, обращать внимание на перспективы физического развития» (И. Ю. Кистяковский).

Практический интерес представляет такая, например, характеристика, даваемая опытными тренерами: мальчики быстрее осваиваются с водой и обучаются спортивным способам плавания, они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны, они лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим трудолюбием, с ними легче, спокойней; мальчики больше переоценивают свои возможности, а девочки недооценивают, у них чаще встречается боязнь воды; мальчики приходят в бассейн сами, девочки стыдливей, их в основном приводят; девочек надо больше заинтересовывать, но заниматься с ними легче, так как они внимательней, организованней, быстрей схватывают объяснения тренера; к мальчикам необходима большая требовательность, с ними нужно быть «жесткими»; девочки требуют больше мягкости в обращении.

Психологические качества будущего чемпиона, его характер . Даже самые высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна без воли, характера, целенаправленности.

Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М. С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер), самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б. Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать воспитанию этих качеств, а не подавлять их.

М. Н. Кремлева, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва

Плавание - один из самых популярных и богатых на рекорды видов спорта. Люди давно стали соревноваться в воде и сравнивать результаты: кто проплывет дальше, кто дольше всех продержится под водой, кто преодолеет дистанцию быстрее? Оказаться в числе лучших не так-то просто. Это требует физической подготовки, высоких трудозатрат, сил, выносливости и, конечно же, стремления к победе! Вдохновитесь великими достижениями лучших пловцов мира, поверьте в себя и свои силы, это поможет и Вам добиться высоких результатов в спорте. Приятного чтения!

Лучшие пловцы мира

Марк Спитц (Модесто, Калифорния, США)

Прозвище - «Усатая акула». Девятикратный олимпийский чемпион по плаванию.

Любовь к плаванию появилась у чемпиона с самого детства. В свои 3 года он уже неплохо плавал, в 5 начал выступать на соревнованиях, а в 10 одержал первые победы и стал обладателем 17 национальных и 1 мирового рекордов. Когда пловцу было 15, он завоевал 4 золотых медали на Олимпийских играх в Маккабиане (Израиль).

Марк Спитц - первооткрыватель, сумевший выиграть 7 золотых наград на одних Олимпийских играх в 1972 году в Мюнхене. Каждая из наград была дополнена мировым рекордом. После этих игр пловец завершает спортивную карьеру. Всего Марк Спитц зафиксировал 33 мировых рекорда.

  • Марк Спитц выделялся среди остальных спортсменов своей ленью и трусостью. Не зря его прозвали "ленивым спортсменом". Перед выступлением тренер давал ему «волшебную таблетку», которая поможет одержать победу. В действительности это была просто обычная глюкоза - эффект плацебо срабатывал постоянно.
  • На вопрос тренера: «Не мешают ли усы во время соревнований?» Марк ответил, что они даже помогают отводить воду от его рта, тем самым способствуют большей обтекаемости тела и увеличению скорости. На следующие соревнования все советские спортсмены выступали с усами.
  • Став известным, Марк Спитц стал много сниматься в рекламе. Однажды, в прямом эфире рекламы бритвенных принадлежностей, за миллион долларов он сбрил свои знаменитые усы!
  • Трижды был награжден титулом «Пловец года».

Майкл Фелпс (Балтимор, Мэриленд)



Прозвище - «Балтиморская пуля». 23-кратный чемпион мира по плаванию.

Майкла Фелпса можно смело назвать одним из самых величайших и заслуженных пловцов в истории. Спортивная карьера Фелпса - это череда бесконечных побед и достижений! Чемпион начинает устанавливать рекорды с 16 лет. Всего в его арсенале 28 олимпийских медалей и 29 индивидуальных мировых рекордов.

В 2001 году Майкл Фелпс установил свой первый мировой рекорд по плаванию баттерфляем на дистанции 200 метров. Следующая слава пришла к спортсмену через 3 года на Олимпиаде в Афинах: 8 наград, 6 из них - золотые медали!

На чемпионате в Мельбурне в 2007 году Майкл Фелпс уверенно забрал еще 7 золотых медалей. Через год на Пекинской Олимпиаде пловец снова удивляет мир своими победами. Майкл выигрывает 8 золотых медалей, обходя рекорд Марка Спитца, который продержал его целых 36 лет (7 золотых медалей на одних только Олимпийских играх).

Карьера спортсмена завершилась в 2016 году. Сейчас он женат на модели Николь Джонсон, они воспитывают маленького сына.

Интересные факты о спортсмене

  • Чемпион является автором 2 книг: «Под поверхностью: Моя история» (2008) и «Без ограничений: стремление к успеху» (2009).
  • Майкл выпивает очень большой объем воды в день. В Книгу рекордов Гиннесса даже был занесен случай, когда он выпил 91 литр за день, то есть больше, чем весит сам.
  • Помимо своих спортивных достижений, Майкл Фелпс знаменит своей диетой, которая подразумевает собой питание на 10000 калорий в день!
  • Пловец имеет нестандартный размер ноги - 47. Размах рук составляет 201 - 203 см, что на 10 см. больше собственного роста спортсмена!
  • 7 раз Фелпсу была вручена премия "Пловец года".
  • В 2004 году в городе Балтиморе, где родился пловец, назвали его именем одну из улиц.

Занятия на бортике и на воде по два с половиной - три часа каждый день были для меня нормой. Я поставил цель: быть всегда первым. Где-то это получалось, в чем-то нет, но я никогда не отходил от этого правила. Майкл Фелпс

Ласло Чех (Будапешт, Венгрия)



150-кратныйчемпион Венгрии, 32-кратный чемпион Европы, трёхкратный чемпион Универсиады 2011 года.

Первую заслуженную награду пловец получил в 2003 году на чемпионате мира - серебро на 400-метровой дистанции комплексным видом плавания. Период с 2003 г. до 2015 г. оказался для Чеха очень удачным - он ни разу не уезжал с соревнований без наград! На 50 метровых дистанциях Ласло забирал как минимум по две медали и одно золото на семи чемпионатах Европы подряд. Несколько раз Чех соревновался с Майклом Фелпсом, но проигрывал ему и уезжал с серебром.

Интересные факты о спортсмене

  • Перед каждым соревнованием Ласло Чех бреется налысо.
  • В 2015 году был признан лучшим пловцом Европы по версии LEN (Европейская лига плавания).

Ян Торп (Сидней, Австралия)



Прозвище - «торпеда». 5-кратный олимпийский чемпион и многократный чемпион мира.

Ян Торп - один из самых сильных пловцов в мире. В 1998 году в Перте (Австралия) Ян завоевал свое первое золото и стал самым юным чемпионом в истории. Согласитесь, неплохо для 16 - летнего парня, который пошел на плавание лишь из-за скуки?

В период с 2000 до 2004 года пловец завоевал 5 золотых медалей на Олимпийских играх. Получил 11 наград на первенствах мира. После олимпиады спортсмен стал более известным. С Яном подписали контракт многие известные компании, такие как Adidas, Coca-Cola, Omega. Часть полученных с рекламы денежных средств пловец переводил на благотворительные цели.

Интересные факты о спортсмене

  • Сначала плавание давалось чемпиону нелегко из-за аллергической реакции на хлор. Несмотря на это Ян Торп преодолел это и получил свою первую медаль в 9 лет! А в 14 уже вошел в сборную команду Австралии.
  • Ян Торп проводит в воде 40 часов в неделю.
  • Получил прозвище «торпеда», когда, еще не достигнув совершеннолетия показал отличные результаты на соревнованиях и начал завоевывать золотые медали.

Александр Попов (Свердловск - 45, Россия)

Прозвище - «Русская ракета». Четырекратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, 21-кратный чемпион Европы.

Серия великих побед начинается в 1991 году на чемпионате Европы в Афинах - на нем пловец забирает 4 золотых медали. В 1993 году Александр получает еще 2 золота на чемпионате Европы. Через год пловец побеждает мировой рекорд на римском чемпионате мира. На следующий год чемпион добавляет в свою коллекцию 4 награды: две личные и две командные.

Прославился пловец на Олимпиаде 1996 года, на которой он снова забрал 2 золота, оставив сильных соперников позади. В этом же году Александра тяжело ранили в уличной стычке, но это не сломило его. После реабилитации на соревнованиях в Севилье он удивил всех, дважды став чемпионом Европы!

В 1998 году Александр Попов в третий раз завоевывает золотые медали. Пловец получает кубок выдающегося пловца за последнее десятилетие от МФП (Международной федерации плавания). Через 2 года пловец побивает мировой рекорд на дистанции 50 метров. Спустя 5 лет пловец завершает спортивную карьеру.

Интересные факты о спортсмене

  • Кадры из жизни пловца, начиная от ножевого ранения и лечения, заканчивая возвращением к спортивным достижениям, были запечатлены в спортивной драме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее». С 2016 года чемпион является членом антидопинговой комиссии Олимпийского комитета России.
  • С 2016 года чемпион является членом антидопинговой комиссии Олимпийского комитета России.

Чад Ле Кло (Дурбан, ЮАР)



Является олимпийским чемпионом 2012 года, многократным чемпионом мира и чемпионом Игр Содружества.

Является олимпийским чемпионом 2012 года, многократным чемпионом мира и чемпионом Игр Содружества.

Чад Ле Кло плавает с самых малых лет. С юного возраста он уже выступал на соревнованиях. В свои 11 получил первые золотые медали на соревнованиях, проходившие в бассейне «Кингз Парк». В 2010 году на Играх Содружества южноафриканский пловец забрал комплект наград: 2 золотые, 1 серебряную и 2 бронзовые медали. В этом же году на чемпионате мира Чад выиграл 1 золото на коротких дистанциях.

В период с 2011 до 2012 года пловец потрясает своими ошеломляющими победами. На летних Олимпийских играх в Лондоне Чад Ле Кло завоевал золотую и серебряные медали. На одном из заплывов он трижды обошел самого Майкла Фелпса, с которым до этого даже не встречался!

В 2013 году пловец снова ставит рекорды: на дистанциях 100 и 200 метров. Спустя год на турнире в Дохе Чад поставил свой первый мировой рекорд на 100-метровке, а еще через год на 200-метровой дистанции.

Интересные факты о спортсмене

  • Является любимчиком многим девушек ввиду своей обаятельности. Instagram пловца - @chadleclos92 .
  • Также увлекается футболом и болеет за команду «Манчестер Юнайтед»

Райан Лохте (Рочестер, Нью-Йорк, США)

Прозвище - «Величественный». Является шестикратным олимпийским чемпионом, обладателем 39 золотых медалей на чемпионатах мира.

По своим спортивным достижениям Райан находится сразу за Майклом Фелпсом. Некоторые из его рекордов до сих пор никто не побил!

Первая награда была вручена на Олимпиаде в Афинах в 2004 году. Тогда на эстафете 4х200 вольным стилем он завоевал золото, а затем серебро на дистанции 200 метров, уступив лишь Майклу Фелпсу.

Следующую награду чемпион получает на соревнованиях в Мельбурне в 2007 году. Именно тогда он ставит свой первый мировой рекорд на 200-метровой дистанции на спине. В результате пловец забирает 2 золота и 2 серебра. Не менее удачными оказались для пловца игры в Пекине в 2008 году. На них он получил 2 золота и 2 бронзы.

Интересные факты о спортсмене

  • На Чемпионате мира 2012 года в Стамбуле Райан отдал свою золотую медаль маленькому мальчику. Он сказал, что, когда сам был маленьким, один известный пловец послал его куда подальше. И с тех пор, он пообещал себе, что никогда не будет плохо обращаться с маленькими.
  • Журнал FINA Aquatics World дважды признавал Райна лучшим пловцом мира.
  • Помимо выступлений на соревнованиях, Райан Лохте увлекается миром моды. Он подписал контракт с некоторыми крупными компаниями (Speedo, Gatorade) и выступает в качестве модели. Также увлекается и другими видами спорта: баскетбол, скейтборд, недавно начал увлекаться серфингом.
  • Был дисквалифицирован на 14 месяцев за фото в Instagram, где ему вводят витаминную инъекцию, запрещенную антидопинговым агентством FINA.

Отличное настроение - залог успеха

Ваши результаты напрямую зависят от психологического настроя. Придерживайтесь психологической установки - «Я сильный, я смогу». Результат не заставит себя ждать.

Разминайтесь

15-20 минутная разминка перед тренировкой позволяет разогреть мышцы, подготовить сердечно-сосудистую систему к физической нагрузке и существенно снизить риск травм.

Поддерживайте оптимальное положение тела в воде

Следите за тем, чтобы ваше тело в воде вытягивалось «как по струнке». Это будет способствовать меньшему сопротивлению воды и увеличению скорости. Лицо должно находиться под водой и смотреть вниз. Локоть держите в приподнятом положении.

Следите за гребком

Гребок должен совершаться на вытянутых руках. «Длинные» гребки наиболее эффективны и требуют меньших затрат энергии. При плавании вольным стилем в воду сначала должны входить пальцы. Так вы снижаете риск травмы плечевых суставов.

З. Фирсов приводит интересные данные, характеризующие состояние пульса у виднейших пловцов страны в начале тренировки и по достижении спортивной формы. Для Мешкова они равняются 70 и 54; для Ушакова - 72 и 63; для Алешиной - 78 и 63; для Китаева - 72 и 49; для Борисова - 72 и 60; для Шелешневой - 72 и 63.

Под влиянием тренировочного плавания замедляется пульсе понижается максимальное кровяное давление. Если в начале тренировки пульс у Мешкова доходил после 60 прыжков до 18 ударов в 10 сек., возвращался к исходной величине через 80 сек., то в состоянии спортивной формы после 60 прыжков пульс учащался лишь до 14 ударов в 10 сек., а возвращение его к исходной величине наступало через 50 сек. Большинство данных отмечает у пловцов физиологическую брадикардию, т. е. замедление пульса, которая, по Крестовникову, является результатом повышения тонуса блуждающего нерва.

Плавание укрепляет мышцы всего тела, особенно мышцы нижних конечностей, а плавание на груди укрепляет и разгибатели спины; это весьма эффективное средство для борьбы с искривлением позвоночника.

Тот же автор сообщает данные , характеризующие физическое развитие пловцов. Он приводит показатели физического развития пловцов-юношей, принимавших в 1941 т. участие в детском междугородном матче пяти городов. Мальчики-пловцы 14-15 лет имели рост выше, чем средний рост мужчины, а емкость легких на 1000 см3 больше средней нормы здорового мужчины. По данным других авторов, также отмечается, что дети, регулярно занимающиеся плаванием, по сравнению со средними данными имеют более высокий рост. У пловцов равномерно развита мышечная система, так как плавание всесторонне нагружает мышечную систему активными движениями.
Плавание брассом прекрасно корригирует искривления позвоночника, особенно сутуловатость.

Ныряя на глубину 2 м , спортсмен испытывает добавочное давление на организм с силой в 200 г на 1 см2 поверхности тела. Оставаться минуту и более под водой - возможно только хорошо тренированному человеку; на соревнованиях этот срок доводится до 80-100 сек. У людей нетренированных или с лабильными (слабыми) грудной клеткой и легкими продолжительное ныряние может вызвать эмфизему легких. Само ныряние при соблюдении соответствующих правил не представляет опасности для пловца, не грозит какими-либо повреждениями и имеет большое прикладное и оборонное значение.

Рекордсмен Ленинграда в нырянии Алексей Дорохин во время Великой Отечественной войны был назначен командиром подразделения разведчиков морской пехоты на Балтике. Во время выполнения ответственного задания плывшего у вражеского берега отважного разведчика обнаружили немецкие автоматчики и открыли по Дорохину прицельный огонь. Он немедленно нырнул и, показавшись на поверхности воды через 15-20 м, вновь "повторил ныряние, изменив под водой направление проплыва. Обманывая немцев и не давая им сосредоточить на себе прицельный огонь путем беспрерывного ухода под воду, разведчик преодолел простреливавшуюся немцами зону и вернулся к своим.

Следует упомянуть о судорогах в икроножных мышцах, которые часто затрудняют или делают совершенно невозможной работу ног. Судороги наступают главным образом при продолжительном пребывании в холодной воде.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Заочный факультет

Кафедра ЛАЛС

Контрольная работа

Тема: «Анатомическое строение пловца и его влияние на технику »

Выполнила: Студентка Силкова В.Н.

Гомель 2011

План

Введение

1. Строение костно-мышечного аппарата и двигательного качества

2. Краткий перечень упражнений

3. Антропометрические показатели, влияющие на технику и скорость плавания

Заключение

Список использованной литературы

В ведение

Анатомические особенности человека необходимо учитывать не только при выборе способа плавания, но и при овладении техникой движений, в том или ином способе плавания.

Анатомия человека в своем развитии прошла длинны и сложный путь. Основную роль в ее возникновении и развитии играли запросы практической жизни. Анатомия развивалась не изолированно, а вместе с другими науками и в первую очередь с биологическими. Остановимся на взаимосвязи между анатомическими занятиями и развитием физической культуры и спорта. Потребность в анатомическом анализе движений для повышения спортивных результатов, половых и индивидуальных особенностей организма для обоснования методов и средств физического воспитания обуславливала необходимость анатомических исследований по изучению двигательного аппарата, механики движения человеческого тела. В свою очередь, расширение анатомических знаний способствовало прогрессу в области теории и практики физической культуры. Труды П.Ф.Лесгафта по вопросам анатомии и физического воспитания имели большое значение для развития как анатомии, так и науки о физической культуре. В своих рудах П.Ф. Лесгафт заложил основу учения о движениях человеческого тела. Им был создан курс «Теория телесных движений», в котором излагался материал о пропорциях человеческого тела, учения о его положении и движениях. В определении индивидуальных анатомических особенностей человека играет роль рост, площадь наибольшего поперечного сечения, сложение и пропорции тела.

На основе опыта предшествующих поколений, знаний, литературных сведений, можно прийти к следующему выводу: важнейшее влияние на технику и скорость пловца оказывает анатомическое строение и некоторые размеры тела человека.

1 . Строение костно-мышечного аппарата и двигательного качества

Техника современных спортивных способов плавания, претерпевшая существенные изменения, создавалась и совершенствовалась с учетом двигательных возможностей человека.

Форма движений зависит от строения суставов, их формы и подвижности.

Спортсмены, обладающие хорошей подвижностью в суставах, могут свободно и легко выполнить движения по большим дугам, не нарушая положения тела и общей координации движений, а также включать в работу основные группы мышц, участвующих в движении.

Строение костно-связочного аппарата человека таково, что каждую конечность можно рассматривать как систему рычагов, последовательно соединенных друг с другом. Для этих рычагов суставы служат точками соединения и опоры, причем возможные направления и амплитуду движений каждого из этих рычагов определяет строение соответствующего сустава. Следовательно, «рабочие» движения не могут быть выполнены строго в направлении спереди назад, что было бы наиболее правильным с точки зрения механики. Если бы конечности были простыми, а не многочленными рычагами, движение гребущих поверхностей могло бы происходить только по дугам окружности, центром которой был бы сустав, соединяющий конечность с туловищем. Такое движение было бы мало эффективным, так как с точки зрения создания силы тяги, гребущие поверхности большую часть пути проходили бы в невыгодном положении. Благодаря тому, что конечности представляют собой систему рычагов, создается возможность изменить путь основных гребущих поверхностей и проводить их не по дуге, а по несколько другому направлению, придав им положение, более выгодное с точки зрения создания силы тяги.

Какие же части конечностей являются основными гребущими поверхностями?

Очевидно, те, которые будут испытывать во время гребка наибольшее сопротивление воды. Такими частями являются дистальные звенья конечностей-рычагов.

Во-первых, они имеют наименее обтекаемую форму. Во-вторых, относительно большую лобовую поверхность. В-третьих, самое главное, они движутся с наибольшей скоростью.

Из этого видно, что верхняя часть руки не только не создает силы тяги, но даже затормаживает продвижение пловца. Происходит это потому, что когда пловец продвигается вперед, то вместе с ним движутся и руки. Верхняя часть руки по отношению к неподвижной точке в пространстве перемещается не назад, а вперед. Сопротивление же воды, создающее опору пловцу, возникает только на той части руки, которая движется назад со скоростью, большей скорости продвижения пловца вперед. Так как скорость движения точки на рычаге пропорциональна удалению ее от точки крепления, а сопротивление пропорционально квадрату скорости, то наибольшее сопротивление на единицу поверхности возникает на самом конце конечности - рычага.

Поэтому, основными гребущими поверхностями будут кисти рук, стопы и прилегающие к ним части предплечья и голени.

При развитии таких физических качеств спортсмена как сила и гибкость необходим учет анатомических особенностей. В соответствии с изменением этих особенностей можно совершенствовать и технику плавания.

Двигательная деятельность происходит в результате взаимодействия внутренних и внешних сил. К внутренним силам относятся силы, возникающие в самом организме и действующие внутри него. Они могут быть пассивными и активными. Первые представляют собой сопротивление мышц, сухожилий, связок, костей деформирующему действию внешних сил. При растяжении упругих частей двигательного аппарата, в особенности мышц, возникают силы упругого напряжения, противодействующие растяжению и ограничивающие его. Наличие этих сил может быть легко выявлено: при устранении растяжения мышца укорачивается. Основное значение в деятельности двигательного аппарата имеют активные силы, возникающие при возбуждении мышц.

Активная сила мышцы характеризуется величиной максимального напряжения, которое она способна развить при возбуждении. Для измерения силы мышцы требуется выяснить вес груза, который мышца при своем максимальном возбуждении способна удержать, не сокращаясь при этом и не растягиваясь.

Сила, проявляемая мышцей, зависит от:

1) сократительной силы входящих в ее состав одиночных мышечных волокон;

2) количества волокон в мышце;

3) исходной длины мышцы;

4) характера нервных воздействий на нее;

5) механических условий действия мышцы на кости скелета.

Чем большее количество волокон входит в состав мышцы, тем больше ее сила. Одиночная двигательная единица, состоящая, например, из 100 волокон, может развивать силу уже в 10-20 грамм. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела.

В процессе спортивной тренировки происходит утолщение мышечных волокон и увеличение их энергетических ресурсов. В связи с этим сила волокон, а, следовательно, и сила мышцы в целом возрастает.

Для характеристики сократительной способности большое значение имеет определение абсолютной силы мышцы. Так называемая сила, приходящаяся на 1 кв.см поперечного сечения мышечных волокон. Чтобы определить ее, нужно величину силы, развиваемой мышцей в целом, разделить на величину ее физиологического поперечника. Необходимо иметь в виду, что физиологический поперечник (то есть площадь поперечного сечения всех волокон мышцы в целом) часто не совпадает с анатомическим поперечником (то есть с площадью поперечного сечения мышцы).

Абсолютная сила разных мышц человека выражается в среднем следующими величинами (в килограммах на 1 кв.см): икроножная + камбаловидная - 6,24; разгибатели шеи - 11,4; плечевая - 12,1; трехглавая плеча - 16,8.

Большое влияние на силу мышц и их работоспособность оказывает симпатическая нервная система. Л.А.Орбели и его сотрудники установили, что импульсы, приходящие к мышце по симпатическим нервным волокнам, повышают ее возбудимость и функциональную подвижность, усиливают обмен веществ в ней и ее питание. Все это вместе взятое приводит к увеличению мышечной силы.

Сила, развиваемая мышцей, зависит от исходной ее длины. Если предварительно сблизить концы мышцы, то она при прочих равных условиях будет развивать меньшее напряжение. Напротив, если мышцу предварительно растянуть, как это делается при многих физических упражнениях, то она становится способной к более высокому напряжению и сокращению. Однако при чрезмерном растяжении работоспособность ее снова падает.

Большое значение для уточнения топографии работающих мышц, а также объема направленности специальной силовой подготовки для пловцов разных специализаций имеет анализ зависимости между девятью площадями сечений, пересекающих мышцы, несущие основную нагрузку при плавании, и силовыми показателями.

Для кролистов-спринтеров сечений - дельтовидного плеча и силовой подготовленностью и плавания этим способом. У кролистов-стайеров взаимосвязь между размерами площадей сечения и показателями силы значительно меньше, чем у кролистов-спринтеров. У стайеров самая высокая зависимость наблюдалась между величиной тяговых усилий в воде с помощью ног и полной координацией. Значит, для успеха в плавании кролем на 1500 м силовые возможности не являются решающими. В тренировке стайеров следует использовать наибольшие отягощения, избирательно нагружая мышцы, участвующие в гребке руками.

Представители плавания на спине отличаются специфической силовой подготовленностью. При плавании на спине надо в основном развивать силу мышц плеча, предплечья, мышц, приводящих плечо, принимающих большое участие в середине и конце гребка руками, и широчайшую мышцу спины.

У дельфинистов отмечена высокая корреляционная связь между силовыми показателями и площадями сечений дельтовидного плеча и бедра. Большое внимание нужно уделять развитию силы мышц плечевого пояса и рук, мышц задней и передней поверхностей туловища.

Брассисты по всем показателям силы рук уступают пловцам, специализирующимся в остальных способах, зато по величине гребковых усилий ногами они занимают первое место. В специальной силовой тренировке брассистам необходимо применять упражнения, направленные главным образом на увеличении силы мышц нижнего пояса и нижних конечностей, в первую очередь бедра, ягодичных мышц, сгибателей стопы.

Таким образом, специфика функциональной мышечной топографии у пловцов зависит от специализации; высокие спортивные результаты в одних способах плавания достигаются преимущественно за счет силовой подготовленности, тогда как в других - за счет хороших гидродинамических качеств и выносливости.

Сила мышц, участвующих в работе, определяется в положениях, характерных для плавания. Например, тест - в положении стоя давить на рукоятки подвешенного станового динамометра. Рукоятки динамометра расположены на уровне плечевого пояса. Более точные данные этого теста могут быть получены, если это измерение проводить в положении лежа на спине.

Большие величины соотношения показателя силы мышц к весу спортсмена соответствуют его лучшим данным.

Как известно, подвижность в суставах и сила мышц имеют отрицательную взаимосвязь. Поэтому пловцы, у которых отмечаются высокие силовые показатели, как правило, обладают меньшей подвижностью в суставах.

Понятие «подвижность суставов» тесно связано с понятием «гибкость», под которым подразумевается физическое качество, позволяющее выполнять движения с большой амплитудой. Часто видят в этих понятиях синонимы, однако, между ними имеются определенные различия. Под подвижностью в суставе понимают объем движения в конкретном суставе, под гибкостью - объем движений в какой-то части или частях тела.

Выделяют три вида подвижности в суставе: свободная, активная, пассивная подвижность. Объем свободной подвижности предполагает естественные плавные и экономные движения, при которых активные силы мышц действуют не в течение всего периода выполнения движения, а только в определенных границах. Например, хорошо заметны свободные, не фиксированные движения кисти при проносе руки по воздуху при плавании кролем на груди.

При измерении подвижности в суставах определяют объем активной подвижности, которая увеличивается за счет максимального усилия участвующих в движении мышц и растяжимости мышц - антагонистов. Только при плавании брасом тыльное сгибание в голеностопном суставе перед началом движения ног требует активной подвижности.

При определении объема пассивной подвижности необходимо строго дозировать давление (внешнюю силу) на сегменты тела. Объем пассивной подвижности самый большой, так как здесь отсутствует сопротивление антагонических мышц и связок. При плавании кролем на груди, на спине и дельфином требуется пассивная подвижность в голеностопных суставах при выполнении удара ногами.

Способ плавания, техника его выполнения, а также различные индивидуальные ее варианты базируются на возможностях суставов, обусловленных анатомическим строением. Развитие структурно-функциональных механизмов движений в суставах не только не позволяет правильно понимать сущность самого способа плавания и его техники, но и создает перспективу индивидуального моделирования последней с учетом особенностей строения суставов у каждого пловца.

Индивидуальные различия в показателях подвижности в суставах проявляются очень рано, еще в дошкольном возрасте, поэтому эти показатели служат надежным критерием, как для отбора юных пловцов, так и для ориентации выбора основного способа плавания.

Большая амплитуда движений - основное условие правильной техники спортивного плавания, которое позволяет достигнуть высоких результатов при экономном расходовании энергии.

Плохая подвижность суставов затрудняет освоение правильной техники и вызывает лишние движения, снижающие эффективность выполнения упражнения в горизонтальном положении. Подвижность рук зависит от подвижности плечевых суставов, а также от подвижности позвоночного столба, грудного и поясничного отделов. При недостаточной подвижности плечевого пояса спортсмен, плавающих способом «баттерфляй-дельфин», вынужден поднимать верхнюю часть туловища из воды для выполнения подготовительных движений руками. Большое значение при плавании брассом имеет подвижность в тазобедренном, особенно коленном и голеностопном суставах: ограниченность ее не позволяет выполнять гребковые движения ногами. При плохой подвижности шейного отдела позвоночника в плавании кролем на груди пловец не только поворачивает голову для вдоха, но и поднимает ее вверх. Это нарушает общую структуру и согласованность движений. В результате возникают изменения колебания туловища, и изменяется положение тела, угол атаки.

Пловцы с недостаточной подвижностью в голеностопном суставе не могут добиться высокой скорости при плавании ногами способом «кроль на груди и на спине», а в отдельных случаях вообще не продвигаются вперед. Это объясняется тем, что стопа является основным звеном ноги, обеспечивающим продвижение пловца при плавании кролем одними ногами. Поэтому форму и особенно подвижность в голеностопном суставе имеют первостепенное и решающее значение для создания поступательного движения (А.К.Дмитриев). Учитывая огромное значение подвижности в суставах, пловцы должны систематически выполнять упражнения, содействующие развитию данного качества.

2 . Краткий перечень упражнений

Упражнения на подвижность в плечевых суставах (выполняются в парах):

1. Исходное положение - первый, руки на поясе, второй, стоя на шаг сзади, держит за локти впереди стоящего. Пружинящие движения локтями внутрь (соединение).

2. Исходное положение - стоя напротив друг друга на расстоянии 1-1,5 метра, с широкой стойкой рук, наклонив туловище, положить ладони на плечи партнера. Пружинящие покачивания вниз, надавливая на плечи.

3. Исходное положение - стоя спиной друг к другу на расстоянии шага, сцепить прямые руки внизу. Одновременный выпад ногой вперед с последующим пружинящим покачиванием.

4. Исходное положение - первый сидит, подняв руки вверх, второй в выпаде стоит сзади, уперев коленом между лопаток партнера, и держит его за руки, производя пружинящие покачивания руками назад через верх и назад через стороны.

5. Исходное положение - первый в выпаде, наклонившись, отводит руки назад-вверх, второй в выпаде спереди держит партнера за ноги, производя пружинящие покачивания руками на себя.

Упражнения на подвижность в тазобедренном и голеностопном суставах:

1. Исходное положение - сидя на правой ноге. Не поднимая таза, перенести туловище на правую ногу.

2. Исходное положение - стоя боком у стенки, держась за нее одноименной рукой. Маховые движения ногой вперед и назад. То же другой ногой.

3. Исходное положение - сесть, согнув ноги, развести колени в сторны, руками взяться за низ голени, локтями упереться на внутреннюю сторону ноги у колена. Пружинящие покачивания коленями вниз, нажимая локтями.

4. Исходное положение - стойка на коленях, стопы вытянуты тыльной поверхностью к полу. Наклоняя туловище назад с опорой руками о пол сзади и отрывая колени от пола, пружинящие покачивания на подъеме стопы.

5. Исходное положение - то же, но ступни развести в разные стороны. Выполнение аналогичное.

6. Исходное положение - стойка на коленях, стопы вытянуты тыльной поверхностью к полу. Маховым движением руками вверх приподняться, отрывая колени от пола.

7. Исходное положение - сидя на полу, положить одну ногу на другую, противоположной рукой взяться за середину ступни. Вращение рукой ступни вправо, влево, круговые движения в обе стороны.

8. Исходное положение - упор соя на коленях. Приподнимая колени, покачивание на тыльной стороне стоп.

9. Исходное положение - правая нога согнута в коленном суставе. Вращение стопой в одну и другую сторону. То же другой ногой.

Как известно, подвижность в суставах и сила мышц имеют отрицательную взаимосвязь. Поэтому пловцы, у которых отмечаются высокие силовые показатели, как правило, обладают меньшей подвижностью в суставах. Среди кролистов самые высокие показатели подвижности в суставах у стайеров, самые низкие - у спринтеров (таблица 1.).

Таблица 1. Подвижность в суставах

Способы плавания

Сгибание в плечевых суставах, см

Подошвенное сгибание стопы, град.

Тыльное сгибание стопы, град.

Сгибание в коленном суставе, град.

Кроль 100 м

Кроль 400 м

Кроль 1500 м

Комплексное плавание

Лучшая подвижность в суставах, особенно в плечевом и голеностопном, наблюдается у представителей наиболее сложных в техническом отношении способов плавания - на спине и дельфин.

Для специализирующихся в комплексном плавании характерна достаточно высокая подвижность во всех суставах. В плавании брассом подвижность в плечевых суставах не имеет решающего значения. Поэтому показателю брассисты занимают последнее место, зато по показателям подвижности в коленных суставах и тыльного сгибания стопы им принадлежит первое место, что отражает специфику плавания этим способом.

анатомический мышечный подвижность плавание

3 . Антропометрические показатели, влияющие на технику и скорость плавания

Из всех видов спорта при отборе используются различные тесты на определение пригодности того или иного спортсмена к какому-либо виду спорта. В плавании при отборе особо учитываются антропометрические показатели или, как их еще называют, тотальные размеры тела (вес, рост, длина и окружность конечностей, окружность грудной клетки).

Отправными данными для создания представления о росте и весе пловцов, а также и о том, насколько существенны эти показатели, могут послужить данные участников XXVII Олимпийских Игр в Сиднее 2000 года (таблица 2).

Таблица 2

Росто-весовой индекс

Росто-весовой индекс

В данной таблице приводятся средние данные роста, веса и роста весового индекса, который равен разности (рост - 100 - вес), Олимпийских чемпионов, бронзовых призеров, пловцов, занявших 6-е место. Из таблицы видно, что распределение наград среди участников подчинено некоторой закономерности: «большим» - большие награды, «маленьким» - маленькие.

Росто-весовой показатель является основным при определении предрасположенности к плаванию.

Пловцы разных способов плавания существенно отличаются друг от друга по тотальным размерам тела.

Как показали исследования, самыми высокими являются пловцы, специализирующиеся в плавании на спине. Величина сопротивления, которое испытывает пловец в воде, определяемая методом буксировки, оказалась больше при положении пловца на спине, чем при положении на груди. Вероятно, этим можно объяснить то, что представители плавания на спине выше кролистов-спринтеров, легче их по весу и имеют небольшую относительную поверхность тела. Несколько уступают им по длине тела спортсмены, специализирующиеся в комплексном плавании. Более существенная разница между представителями плавания на спине и дельфинистами. Самые низкорослые пловцы - брассисты.

Самый большой вес у брассистов, на втором месте по этому показателю находятся представители комплексного плавания, несколько уступают им в весе дельфинисты и наиболее легкие по весу, несмотря на высокий рост, спортсмены, специализирующиеся в плавании на спине.

Телосложение, то есть пропорции отдельный частей тела, оказывают влияние на владение техникой плавания и спортивным мастерством.

У кролистов-стайеров, плавающих на длинные дистанции, тотальные размеры тела меньше, по телосложению относятся к мускульному типу по С.Сиго или атлетическому по Е.Кречмеру, что означает хорошее развитие двигательного аппарата: скелета и мускулатуры. Грудная клетка у них цилиндрическая и более широкая, живот подтянутый, крепкий. Для этих пловцов важнейшее значение имеют функциональные возможности организма, обуславливающие высокие достижения при работе на выносливость.

Пловцы-спинисты также обладают большими размерами, как и спринтеры, но в свою очередь незначительно выше ростом, с большей окружностью грудной клетки при ее небольшой глубине. Очевидно, длина тела имеет большое значение при плавании на спине.

Несколько уступают спинистам пловцы комплексного плавания, хотя они ростом и равны. Телосложение у них более мускульное, с большими обхватами. Размеры пловцов, специализирующихся в брассе и баттерфляе, почти одинакова, но несколько отличны от других пловцов. Они менее рослы, но с более развитой мускулатурой, особенно спортсмены, плавающие баттерфляем, с более округлой грудной клеткой.

Возможно, меньшие размеры не играют решающей роли при достижении высоких результатов в данных видах плавания, хотя за последние годы наблюдается рост этих пловцов. Некоторые из них или близки к размерам кролистов-стайеров или равны.

Различаются пловцы и обхватами и площадями соответствующих сечений.

Спортсмены, работа которых носит скоростно-силовой характер, т.е. кролисты-спринтеры и дельфинисты, имеют высокие показатели обхватов и сечений соответствующих площадей, таких как плечевой пояс, плечо, таз, бедра, голень.

В сечениях плечевого пояса и плеча также близки пловцы-брассисты и пловцы комплексного плавания (их обхваты и сечения несколько меньше). Самой маленькой площадью сечения плечевого пояса обладают кролисты-стайеры.

По обхватам талии и бедра первенствуют брассисты, а затем, по этим же обхватам и соответствующим площадям сечений, идут кролисты-спринтеры, пловцы-спинисты, плавающие дельфином. Самые последние пловцы комплексного плавания и кролисты-стайеры.

Теперь рассмотрим как по величине обхватов плеча и бедра косвенно можно судить о силовых возможностях спортсменов (таблица 3).

Таблица .3 Обхватные размеры тела пловцов высокого класса (см)

Способ плавания

Запястье

Предплечье

Кроль 100 м

Кроль 400 м

Кроль 1500 м

Комплексное плавание

У спортсменов, специализирующихся в плавании кролем на разные дистанции, обхватные размеры грудной клетки, бедра, плеча уменьшаются с увеличением длины дистанции.

С увеличением длины дистанции скорость падает и работа переходит в зону более низкой мощности, не требующей больших мышечных усилий, а, следовательно, изменяются и требования к морфологическому типу пловца.

На первое место выходят признаки, характеризующие выносливость и способствующие лучшему положению тела в воде, лучшей обтекаемости, плавучести. У спортсменов, специализирующихся в плавании на спине и дельфином, обхватные показатели самые высокие, так как скорость плавания приближается к скорости кролистов-спринтеров. У брассистов же наиболее высокими являются показатели обхватов бедра и ягодиц, поскольку в плавании брассом основная нагрузка приходится на ноги. Представители плавания на спине и комплексного плавания по величине обхвата талии и ягодиц не отличаются друг от друга, но существуют статистически значимые различия между ними и брассистами и дельфинистами. По обхвату ягодиц первое место занимают дельфинисты. У представителей плавания на спине и комплексного плавания этот показатель наиболее низкий.

На технику и скорость плавания влияют и размеры конечностей. Так лица с более длинными конечностями и большей гребущей поверхностью имеют меньшее удельное давление на единицу площади воды. Эти пловцы могут обладать более длинным и мощным гребком, но с меньшим темпом движений. Спортсмены с относительно короткими конечностями имеют тенденцию к повышению темпа движений, а также к повышению удельного давления воды на единицу гребущей поверхности.

Кроме самих размеров тела и конечностей надо обращать внимание на показатели их соотношений, например, в соотношении ширина плеч / рост - ширина таза / рост, чем меньше показатель, тем больше пригодность к плаванию, а в таких соотношениях как длина рук / рост и длина ног / рост, наоборот, то есть, чем больше показатель, тем лучше возможности спортсмена, а это значит, чем длиннее конечность, тем больше площадь удельного сопротивления воды, тем мощнее гребок. Для выявления показателя зависимости длины рук от роста пловца можно использовать и другой метод определения: отношение размаха рук к росту. Размах рук определяется расстоянием между концами средних пальцев рук, разведенных в стороны. Если размах рук больше роста, то наблюдается повышенная пригодность спортсмена. Если размах рук равен росту, то - умеренная, и, если размах рук меньше роста, то - пониженная.

В результате анализа корреляционной зависимости между спортивными результатами и 83-мя морфофункциональными признаками выявлены особенности телосложения и физической работоспособности, определяющие успех в том или ином способе плавания.

Скорость плавания кролем на 100 метров находится в тесной корреляционной связи с признаками, характеризующими силовые возможности: длиной и весом тела; площадями сечения - дельтовидного, плеча, предплечья, бедра; длиной руки и кисти. Высокая связь обнаружена также между спортивным результатом и величиной силовых показателей в статистическом, динамическом и гидродинамическом режимах работы. Обнаружена высокая корреляционная зависимость между результатом и возрастом пловцов, то есть спринтеры достигают высот спортивного мастерства в более зрелом возрасте, чем стайеры.

Скорость плавания на дистанции 400 метров вольным стилем зависит от таких показателей, как подвижность в плечевых суставах, жизненная емкость легких, длина верхнего отрезка (длина шеи и головы), длина ноги и корпуса. Кроме того, морфологическими предпосылками для успеха на этой дистанции являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки.

Скорость плавания на дистанции 1500 метров вольным стилем тесно связана с такими признаками, как подвижность в голеностопных суставах, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), высота стопы, длина верхнего отрезка, ширина кисти, а также индексы отношения веса тела к росту и ширины таза к росту, длина корпуса. Показатели, характеризующие силовые качества пловцов - вес тела, площади дельтовидного сечения и голени, имеют отрицательную связь с результатом. Кроме того, эти пловцы самые юные по возрасту, поэтому они уступают спринтерам в весе, обхватных размерах, поперечных сечений, и, следовательно, силовых показателях.

Таким образом, пловцы, специализирующиеся в плавании на средние и особенно длинные дистанции, по телосложению и физической подготовленности значительно отличаются от спринтеров, что объясняется законами биоэнергетики. Если у спринтеров работа носит скоростно-силовой характер и происходит в анаэробной зоне, то у стайеров она относится к зоне аэробного энергообеспечения, где большие требования предъявляются к функциональным возможностям пловцов, прежде всего к выносливости.

Скорость плавания на спине обусловлена показателями длины тела, подвижностью в плечевом и голеностопном суставах, ЖЕЛ, обхватом плеча и индексом отношения веса тела к росту. Установлена взаимосвязь спортивного результата в плавании этим способом с силовыми показателями рук: в статическом режиме с показателями в середине и конце гребка; в динамическом режиме - с малыми и средними весами; величиной тяговых усилий с помощью рук и с полной координацией. Отрицательная связь с возрастом указывает, что высот спортивного мастерства в этом способе плавания достигают в более юные годы.

Спортивные результаты в плавании дельфином определяются такими морфо-функциональными показателями, как вес тела, высота стопы, обхват плеча и грудной клетки, подвижность в плечевых и голеностопных суставах. Скорость плавания тесно связана с силовой подготовленностью, показателями которой являются площади сечения плеча, дельтовидного, бедра. Имеется отрицательная взаимосвязь между спортивным результатом и показателями длины верхнего отрезка, ноги, бедра, голени, а также площади тазобедренного сечения и талии. При плавании дельфином основным движителем являются плечевой пояс и руки, о чем свидетельствуют площади сечения дельтовидного и плеча и их связь с силой и спортивным результатом. Вероятно, участие мышечных групп, которые пересекают сечения талии и тазобедренного, не играет определяющей роли в скорости плавания этим способом, а их чрезмерное развитие создает препятствие для продвижения вперед, ухудшая обтекаемость тела. Выявлена также значительная корреляционная связь с возрастом, то есть в плавании дельфином высокие спортивные результаты можно показывать в более старшем возрасте.

Скорость плавания брассом тесно связана с такими морфо-функциональными признаками, как подвижностью в коленном и голеностопном суставах, обхват бедра, длина плеча, площадь сечения бедра, длина бедра и верхнего отрезка. Отмечается отрицательная связь результата с шириной плеч. Установлена взаимосвязь в скорости плавания с величиной тяговых усилий с помощью ног и с полной координацией. Пловцы высокого класса, специализирующиеся в брассе, имеют самый большой возраст.

Морфо-функциональными предпосылками для достижения высоких результатов в комплексном плавании являются подвижность в голеностопном (сгибание-разгибание), коленном, плечевом суставах, показатели длины тела, бедра, индекс отношения ширины таза к росту. Лучшие результаты в плавании этим способом показывают спортсмены высокого роста с хорошей подвижностью в суставах и легким костяком, а также с длинными руками, о чем свидетельствуют величины пощади сечения плеча, предплечья, длины кисти, руки. Успешно выступать в этом виде плавания могут юные спортсмены.

Пловцы, обладающие длинными, хорошо развитыми конечностями и сравнительно небольшим весом тела, имеют более благоприятные возможности для достижения высоких спортивных результатов.

Большинство пловцов, победителей Олимпийских игр и других крупных соревнования, имели высокий рост, небольшой вес тела и длинные конечности. Не случайно, что многие спортсмены в 14-17 лет (в период энергичного роста тела и особенно конечностей в длину) даже при недостаточной силе мышц, но относительно малом весе тела добиваются высоких достижений в плавании.

Некоторые пловцы в таком возрасте не только добивались спортивных результатов международного класса (С.Белиц-Гейман, В.Мазанов, Л.Викторова, Г.Яковлева, Г.Андросов и другие), но и установили ряд мировых рекордов (Г.Прозуменщикова, И.Кондрас, Д.Фрезер, М.Роуз, Д.Кондрадс, Т.Сток и другие).

Изучение физического развития лучших пловцов подтвердило, что пловцы, как мужчины, так и женщины характеризуются следующими особенностями: высоким ростом, средним весом, укороченным туловищем, длинными руками и ногами, широкими плечами, суженным по отношению к плечам тазом, уплощенной, но широкой грудной клеткой, обладающей хорошим развитием и большой подвижностью, большой жизненной емкостью легких, большой силой вдоха и средней силой выдоха, гармонично развитой мускулатурой (Г.М.Краковяк).

Понятно, что длинные конечности при соответствующем развитии мускулатуры дают возможность выполнять длинные и мощные гребки; широкие плечи, узкий таз, длинные ноги придают телу обтекаемую, каплеобразную форму; уплощенная грудная клетка создает устойчивое положение тела; большая экскурсия грудной клетки и большая жизненная емкость легких позволяет делать глубокий вдох, обеспечивающий организм необходимым количеством кислорода при интенсивной работе и придающий телу пловца меньшим удельный вес. При плавании основная опора о воду возникает от движения кисти и стопы пловца. Поэтому размер стопы и кисти спортсмена имеет определенное значение. Преимущество получают пловцы с большими стопами и ладонями. По сравнительным данным Г.М.Краковяка, длина стопы пловца в среднем значительно превышает длину стопы спортсменов других специальностей. Так Г.М.Краковяк нашел, что средняя длина стопы у пловцов равна 29 см.

З аключение

1. При отборе детей к плаванию, тренерам следует учитывать особенности и размеры телосложения человека, а также подвижность в суставах.

2. В плавании способом «кроль на ногах» помимо таких факторов, как сила мышц, частота движений, подвижность суставов в достижении высокой скорости влияет и их длина.

3. При равной длине ног большую скорость развивает тот пловец, у которого длиннее и подвижнее стопы.

4. Большую скорость при одинаковой длине рук развивает тот пловец, у которого длиннее кисти рук.

5. При плавании координации «кроль на груди» наибольшая скорость развивается при помощи работы рук, а ноги создают незначительную тяговую силу и поддерживают тело на воде.

6. В достижении высоких результатов главным является не рост, а пропорции тела, то есть отношении длины конечностей к длине тела пловца.

7. Безусловно, высокий рост, длинные конечности, длинная стопа и кисть, не могут в полной мере определить уровень спортивных достижений, они лишь создают предпосылки для успешной спортивной деятельности пловца.

8. Изучение анатомического строения и размеров тела человека позволяют решать ряд практических задач и подойти к вопросам отбора детей в плавание и индивидуализации процесса с научно-обоснованных позиций.

Список использованной литературы

1. Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов [Текст]: учеб.пособие /Т.М.Абсалямов, Т.С.Тимакова. - М.: ФиС, 1985.

2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов [Текст]: учеб.пособие / Н.Ж.Булгакова - М.: ФиС, 1978.

3. Бутович Н.А. Плавание [Текст]: учеб.пособие / Н.А.Бутович. - М.: ФиС, 1965.

4. Вржесневский И.В. «Основы техники плавания» [Текст]: учеб.пособие / И.В.Вржесневский. - М.: ФиС, 1966.

5. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера [Текст]: учеб.пособие / В.А. Геселевич. - М.: ФиС, 1982.

6. Дмитриева А.К. Плавание [Текст]: учеб.пособие / А.К.Дмитриева. - М.: ФиС, 1966.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Плавание как учебный предмет, область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания и методику обучения. Понятие и разновидности техники плавания. Согласование движений рук и ног.

    реферат , добавлен 27.05.2013

    Укрепление мышечного корсета у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата воспитывающихся в детском саду компенсирующего вида. Проведение сюжетных физкультурных занятий как формы организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Общая характеристика и эффективность применения подготовительных упражнений на суше. Общеразвивающие, имитационные и специальные упражнения пловца. Упражнения с резиновыми амортизаторами, сопровождающиеся упражнениями на развитие подвижности в суставах.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Функции мышц, особенности силовых упражнений, направленных на развитие мышц тела. Работа мышц в покое и при физической нагрузке. Влияние занятий спортом на состояние скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 28.04.2015

    Техника спортивного плавания, в которой отражаются закономерности механического перемещения тела пловца по дистанции и проявление способностей спортсмена. Изучение сил, действующих на тело пловца в воде. Изменение величины сопротивления вихреобразования.

    реферат , добавлен 24.08.2015

    Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

    презентация , добавлен 30.01.2015

    Техника плавания "кроль" как предмет исследования. Инвентарь, используемый в тренировке пловцов. Анатомо-физиологические особенности 13-14-летних пловцов. Динамика антропометрических показателей и результатов тестов после проведенного эксперимента.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2016

    Оценка специальной выносливости пловца с помощью контрольных упражнений. Приспособленность основных реакций физиологических систем в условиях водной среды. Разработка принципов оценки медико-биологических показателей, используемых при тестировании пловца.

    статья , добавлен 03.08.2009

    Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.

    реферат , добавлен 10.07.2016

    Сущность спортивной тренировки, ее задачи. Основные виды подготовки пловцов: физическая и техническая подготовка. Развитие специальной силы пловца. Комплекс специальной гимнастики пловца. Недостатки в технике плавания и упражнения для их устранения.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни