Московский буддийский центр ламы цонкапы. Известные техники тибетской йоги и их особенности. Постижение Силой Дыхания

06.11.2019

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА

Его Святейшество Далай-лама XIV (ныне живущий духовный глава буддистов всего мира) говорит, что буддизм – не религия, а наука о сознании.

Распространяясь по «духовной оси мира – Тибету», буддизм принес в эту страну йогу. Буддийские монахи неустанно развивали все ее аспекты (йоги Махаяны). Многие трактаты Тибетского буддийского канона посвящены йогической практике. Среди них: «Бардо Тхёдол» («Тибетская книга мертвых»), «Биография Йога Миларепы» Речунга, «Драгоценные четки» Двагпо-Лхардже (гуру Гампопа), «Йога Великого Символа», составленная индийским буддистом Сарахой, «Йога шести доктрин», «Йога перенесения сознания» и другие.

В буддизме существуют три основных направления: Тхеравада – «Малый путь» (Южный тибетский буддизм), Махаяна – «Великий путь» (Северный тибетский буддизм) и Ваджраяна – «Алмазный путь» (тибетский буддизм принадлежит к направлению Махаян). Внутри каждого направления есть свои школы и течения, но цель у всех одна – обретение абсолютной свободы – состояния Просветленности, приводящего к Полному Пробуждению, к Полному Насыщению Энергией, к Состоянию Будды и таким путем к совершенному познанию Тройственного Тела – Трикая. Для достижения этой великой цели обычное человеческое сознание и жизненная энергия должны быть трансмутированы с помощью этой практики в трансцендентную Мудрость и Великую Жизненную Силу.

Тибетский буддизм предлагает два способа трансмутации человеческой природы в трансцендентную. Один ставит во главу угла «Умственную практику» (Путь, не имеющий формы, или Махамудра), а другой – «Энергетическую практику» (Путь, имеющий форму, представленный «Шестью видами йоги»).

Учителя тибетской йоги утверждают, что на Пути, имеющем форму, могут подстерегать опасности и что он более труден, чем Махамудра.

Самым известным индийским йогом Тибета является Миларепа – ученик Наропы, поэт и переводчик, оставивший множество трудов и среди них – «Песни Миларепы», стихотворные поучения своим ученикам, в которых он излагает принципы йоги. Многие тибетцы считают, что великий Миларепа достиг Просветления с помощью йогического метода выработки тепла, его житие и его поэтические произведения свидетельствуют о том, что он применял не только йогу Пути, имеющего форму, но, прежде всего, практиковал Махамудру.

Шесть видов йоги учат, как использовать прану, чтобы трансформировать дыхание организма, его циркуляторную систему, его жидкости и секреции. Их наделяют большей йогической силой, чем Махамудра. К ним относятся:

1) йога выработки тепла;

2) йога Ясного Света;

3) йога состояния сна;

4) йога иллюзорного тела;

5) йога состояния Бардо;

6) йога трансформации, или переноса, сознания.

Первые два вида йоги служат основой для других четырех видов йоги, каждый из которых имеет свою определенную цель. Так, йога состояния сна позволяет управлять состояниями жизни и смерти, мирским сансарическим сознанием и достигнуть сверхсознания. Йога трансформации подчиняет энергию ума. Она очень широко практикуется йогами Тибета и Китая.

Путь йоги – это не один путь, а много путей. Йога связывает человека с высшими силами – душу с Богом. Само слово означает «связывать», «соединять». Некоторые считают йогу своеобразным вариантом религии, воспринимая тренировку тела и духа как один из путей к Богу, другие видят в ней философию, позволяющую организовать собственное мировоззрение, а для третьих это образ жизни.

Современный мир приветствует разнообразие точек зрения на все, тем более что достоверно одно: йога есть йога, а как ее использовать – дело каждого. Надо только точно знать, чего вы хотите: сделать тело гибким, подвижным, молодым и здоровым; совершенствоваться на Пути к Просветлению или заслужить почетное звание йога, вдохновившись известным именем Меларепы.

Если вы никогда не практиковали йогу и делаете лишь первые шаги, то этот раздел может стать вам хорошим помощником. Если вы ищете чего-то иного, то следует обратиться к серьезным трудам по йоге, названия и авторы которых указаны выше.

В этой книге мы не будем касаться мистических высших ступеней йоги, хотя и дадим их краткий обзор, а также расскажем, какими путями можно достичь удивительной трансформации организма и сознания, так что истинной правдой становятся слова песни: «Говорят, что раньше йог мог, год воды не бравши в рот, вот…»

Подобное достижение в развитии человеческих возможностей, так сказать, зарегистрировано. Но является ли оно необходимым в повседневной жизни? Наверное, большинству из нас – нет, не нужно. Но вот узнать, чем же йоги отличаются от не йогов, вернее, чем отличается их жизнь, – наверно, будет интересно.

Что же дает йога истинным йогинам – тем, кто выбрал этот образ жизни и мировоззрение и посвятил себя этой науке, искусству, религии?

Если кратко, то практикующий йог:

Имеет шанс достичь состояния чистого сознания и открыть свою внутреннюю сущность;

Получает свободу от бытовых забот и стрессов;

Обретает ясность мысли и способность владеть собой;

Постигает свой организм, разум и дух;

Способен трансформировать тело и сознание и тем самым достичь самадхи, то есть состояния созерцания.

А что можно получить, практикуя начальные курсы йоги? Конечно, здоровье, прилив сил и энергии, уравновешенность характера, быстроту мышления, умение оставаться спокойным и решительным в любых ситуациях, видеть красоту природы и всегда иметь хорошее самочувствие. Тоже, как видите, немало.

Но, прежде чем приступить непосредственно к занятиям, отметим, что йогу можно воспринимать по-разному.

Можно рассматривать йогу как искусство, поскольку практикующий развивает в себе творческое отношение к своему телу, сознанию и к душе. Преобразовывая энергию в покой, силу – в расслабление, терпение – в мощь, напряжение – в ясность, статику поз – в интенсивную внутреннюю работу, искусство йоги помогает переносить жизненные трудности, сохранять «внутреннее озеро покоя» гладким и чистым.

Занимающийся йогой дружелюбен, потому что уверен в себе; сосредоточен, потому что знает смысл каждого своего стремления; удовлетворен судьбой потому что творит ее сам; праведен и радостен, потому что умеет получать удовольствие от жизни, игнорируя вредные привычки. То есть йога, по большому счету, – искусство освобождения от всего, что лишает радости жизни.

Йогу можно представить и как науку управления собой, своей природой. Соединяя в единое целое тело и дух, йога создает систему стабильности и развития. Телом легко управлять, мы чувствуем свои руки, ноги, мышцы и ощущаем позы, которые принимает наше тело. Более или менее телом умеет управлять каждый человек. Тренируясь по правилам йоги, мы можем достичь того, что научимся управлять не только конечностями, но и внутренними органами, то есть своим физическим состоянием и энергетикой.

Проявляя волю в тренировке тела, мы направляем дух на управление организмом, в тот же самый момент выполняющее упражнение тело дает нам контроль над духом. Психическое и физическое здоровье неразделимы, они как круговорот воды в природе. Вода может где-то испаряться медленнее, а куда-то не проливаться годами, но это лишь временные явления, круговорот воды остановить нельзя.

Так тело и дух снабжают энергией и контролируют друг друга и вместе двигаются к поставленной цели. Наука йоги создала систему, которая позволяет наблюдать эти процессы, отслеживать их логику и динамику и, в конце концов, достичь гармонии, то есть полноценной жизни, реализующей все возможности, дарованные природой.

А если посмотреть на йогу как на философское учение? Во всех древних текстах, посвященных йоге, практически на каждой странице встречается слово «равновесие». Йога – философия равновесия: духа и тела, радости и печали, энергии и покоя, действия и терпения… Ничто не должно лишать человека самообладания: ни восторг, ни утрата, ни самая лучшая идея, ни отчаянная усталость, ни лень, ни энтузиазм, в общем – равновесие во всем.

Перемены судьбы – это только перемены, новое пространство для создания равновесия и существования в нем. Особое внимание уделяется «колебаниям ума». Ум смущает душу и искушает тело, внушая ему то лень, то чревоугодие, то иные временные удовольствия. Душа под воздействием ума становится беспокойной и мечется в поисках спрятанного хитрыми мыслями смысла.

Философия равновесия йоги дает возможность привести в порядок ум и погрузить душу в гармонию.

Итак, можно говорить о разных аспектах йоги, но объединяющим началом становится такая неромантическая вещь, как практика.

В этом разделе мы будем говорить о хатха-йоге, то есть форме йоги, практикующей развитие физических способностей и регуляцию дыхания, поэтому и речь пойдет об упражнениях для тела и правильного дыхания. Их достаточно много, но мы выбрали лишь те, которые может делать начинающий и не имеющий особой физической подготовки человек.

Выполнение асан и упражнений для дыхания йогов требует терпения и положительного психологического настроя. С первого раза вам может и не удастся сделать полностью даже самый простой комплекс.

Йога – занятие нелегкое и предъявляет определенные требования даже к начинающим.

Однако в трактатах йоги подчеркивается, что, совершенствуя тело и дух, йога не истязает и не причиняет страданий, а постепенно и гармонично преобразует наш организм и наши силы.

Практика йоги не предполагает сладкого сна на гвоздях или ежедневных прогулок по битому стеклу. Все эти чудеса – лишь свидетельства возможностей высших ступеней йоги, и доступны они отнюдь не каждому. А главное – не каждому они и нужны.

Йога начинается с оздоровления, укрепления и настройки организма на здоровый образ жизни и расширение возможностей. Для этого существуют разные пути.

Внутри самой йоги пять основных направлений. Есть также градация ступеней йоги, с которой вам и предстоит познакомиться, чтобы представлять путь, по которому идут монахи, стремясь к совершенству и самореализации.

Из книги Закон Кармы автора Олег Геннадьевич Торсунов

5. Занятие различными формами йогической практики (гьяна йога, буддхи йога) Занимаясь предписанными обязанностями только для удовлетворения Бога человек очищает свои чувства от материальных желаний. В результате он постепенно начинает изучать, как лучше служить Богу. Он

Из книги Тибетские монахи. Золотые рецепты исцеления автора Наталья Судьина

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА Его Святейшество Далай-лама XIV (ныне живущий духовный глава буддистов всего мира) говорит, что буддизм – не религия, а наука о сознании.Распространяясь по «духовной оси мира – Тибету», буддизм принес в эту страну йогу. Буддийские монахи неустанно развивали

Из книги Йога для офисных работников. Целебные комплексы от «сидячих болезней» автора Татьяна Громаковская

Тибетская гимнастика для ленивых Рекомендую вам утреннюю «постельную» гимнастику – что-то вроде облегченной версии «Пяти жемчужин». Она подойдет для тех, кто не хочет пугать домашних по утрам странными позами и вращениями. Такие облегченные упражнения не настолько

Из книги Аутогенная тренировка автора Михаил Михайлович Решетников

Индийская система хатха-йога и раджа-йога Философское учение йога (Yoga - санскр., соединение), основателем которого считается древнеиндийский философ Патанджали, имеет почти 2000-летнюю историю (по другим источникам - 3000-летнюю). Представляя собой сложную смесь религиозных

Из книги Целительные точки на ступнях и ладонях. Су-джок для всей семьи автора Наталья Ольшевская

Из книги Диагностика заболеваний по лицу автора Наталья Ольшевская

Тибетская диагностика Ни для кого не секрет, что тибетская медицина до мельчайших подробностей изучила человеческий организм – так, как пока не удалось ни одной другой медицине. Тибетский лама может поставить диагноз по биению пульса, по цвету и запаху мочи, по голосу и

Из книги Кисть и стопа: лечение по энергетическим точкам. Секреты красоты и здоровья. Су-джок автора Наталья Ольшевская

Тибетская диагностика Ни для кого не секрет, что тибетская медицина до мельчайших подробностей изучила человеческий организм – так, как пока не удалось ни одной другой медицине. Тибетский лама может поставить диагноз по биению пульса, по цвету и запаху мочи, по голосу и

Из книги Йога 7x7. Суперкурс для начинающих автора Андрей Алексеевич Левшинов

Мантра-йога – йога мистических словесных формул Мантра-йога предполагает повторение сакральных словесных формул на санскрите. При помощи особых звукосочетаний йог может воздействовать на свой организм – накапливать энергию, излечивать заболевания, вырабатывать в

Из книги 28 новейших способов лечения вегетососудистой дистонии автора Маргарита Викторовна Фомина

Нидра-йога – йога глубокой релаксации Эта йога является мощной техникой физического, умственного и эмоционального расслабления. Но это расслабление не имеет ничего с тем, что у большинства людей ассоциируется с отдыхом – развалиться на диване перед телевизором,

Из книги 28 новейших способов лечения кожных заболеваний автора Полина Голицына

Глава 17 Тибетская медицина Тибетская медицина - наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению. При воздействии используется рациональное зерно мировых религий, тысячелетний опыт и традиции Востока, уникальные храмовые техники

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

Глава 9 Тибетская медицина и моксотерапия Тибетская медицина, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5–7 вв., также, как и аюрведа, расценивает кожные болезни как часть системного поражения организма, причиной которого является нарушение конституций

Из книги Йога дважды рожденных автора Николай Иванович Норд

Йога любви и поклонения божеству и Гуру, или Бхакти-йога Бхакти – это преданность или любовь, а любовь подразумевает служение, то есть деятельность с целью доставить удовольствие возлюбленному. Таким образом, термин «преданное служение» является красноречивым

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Путь достижения внутренней гармонии и физического совершенства – хатха-йога, аштанга-йога и

Из книги автора

Разная йога индийцев. Механистическая хануман-йога в Европе. Физиология йоги – Евгений, наверное, уже говорил, что индийское общество делится на четыре касты как бы людей и плюс пятая внекастовая группа. Вроде бы физиологически это люди, но реально высшими кастами за

Из книги автора

ГЛАВА 2 ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА Тибетская медицинская система представляет свод восточной информации о человеке, его организме, собранной тысячелетия назад. Тибетская медицина применяет лекарства природного происхождения. В древних восточных медицинских системах

Из книги автора

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТКА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА Философское учение йога (что в переводе с санскритского означает «соединение») имеет почти 2000-летнюю историю. Основателем данного учения считается древнеиндийский философ Патанджали. Йога представляет собой сложную и четкую

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Тибетская йога, как, наверное, никакая другая, покрыта плотной завесой тайны, что делает ее еще более манящей в глазах настойчивых духовных искателей. Крупица за крупицей до нас доходят описания сакральных техник, которые используют тибетские ламы и их ученики.

Стоит понимать, что закрытость этого знания более чем оправдана и действительно необходима, но все же самым смелым это не мешает пользоваться теми частицами знания, которые стали доступны общим массам. В этой статье я постараюсь приоткрыть занавес, висящий над этим учением.

Особенности учения тибетской йоги

Не стоит забывать, что буддизм возник в Тибете на фоне существовавшей там религии Бон, в которой много тибетского шаманизма. Это не могло не отразиться на тибетском буддизме и тибетской йоге. Многие техники не безопасны в освоении для непосвященных. Связано это с тем, что до и после таких приемов должна проходить определенная работа. Вырванная из контекста методика может нанести непоправимый вред здоровью физическому и психическому.

Со стороны может показаться, что тибетские йоги мало или совсем не уделяют время развитию физической оболочки, постоянно пребывая в медитативной позе. Очевидно, такое впечатление создается из-за того, что тайные учения бережно охраняются от любопытных глаз мирян. В действительности йога тибетских монахов уделяет внимание всем сторонам развития, в том числе раскрытию скрытого потенциала своего тела, речи и ума, и в 3-ем подзаголовке вы убедитесь в этом сами.

Тем не менее основной акцент все же делается на развитие внутренних качеств, таких как сострадание, непривязанность к материальным благам, безоценочное восприятие и мн.др. Считается, что душа в отличие от тела вечна, а значит именно ее развитие принесет плоды в этой и следующих жизнях. Поэтому и техники в большинстве своем представляют из себя психоэмоциональную работу: различные визуализации, мантры, медитации и т.д.

Отличия тибетской йоги от индийской

  • Что касается физических упражнений, то в отличие от хатха-йоги, в тибетской асана не удерживается в статике. Примерно одинаковое время уделяется вхождению в асану, пребыванию в ней и собственно выходу.
  • Куда более важную роль играет синхронизация дыхания и движения.
  • Концентрация на постоянном движении и правильном выполнении асан удерживается усилием воли.
  • Упражнения выполняются не симметрично, а только на одну сторону. Объясняется это тем, что в мужском и женском теле энергия течет по-разному, а значит и упражнение они должны выполнять на разные стороны, не повторяя его с другой стороны.
  • Простота выполнения большинства асан и приверженность медитативным техникам тибетской йоги не позволяет рассматривать ее как способ для похудения.

Известные техники йоги Тибета

Янтра-йога.


Это комплекс из 108 асан. По степени сложности они являются более легкими в плане выполнения, чем комплексы хатха-йоги, и большинство из них можно выполнить сидя.

5 тибетцев.

Одна из наиболее популярных ныне техник, представляющая из себя комплекс из 5 упражнений, выполнять которые следует именно в заданной последовательности. Каждое движение сопряжено с определенным дыханием. Для начинающих количество повторов каждого упражнения не более 3-х, со временем это число нужно довести до 21-го.

Исцеление звуком.


В практике используется одна или несколько тибетских поющих чаш, звук из которых извлекает ведущий церемонии с помощью специального пестика. Чашу могут держать напротив проблемной зоны или прорабатываемой чакры. Исцеление происходит благодаря правильным вибрациям, которые кристаллизуют клетки тела, оздоравливая его.

Гормональная гимнастика.

Комплекс подходит для людей любого возраста, так как представляет из себя различные растирания, массажные движения и надавливания определенных точек тела. Все их можно выполнить сидя и даже лежа. Практика омолаживает гормональную систему человека, что может значительно увеличить продолжительность его жизни. Необходимо быть готовым к тому, что могут обостриться хронические болезни. Это будет признаком того, что восстановление гормонального фона и здоровья началось.

Йога тибетских пульсаций.

Своеобразная телесно-ориентированная программа по искоренению последствий болезненного опыта этой и прошлых жизней, мешающих воспринимать мир во всей его полноте. Ее особенности: ориентация на сердцебиение, выполнение едва заметных глазу движений, групповое или парное взаимодействие, работа с энергиями, в том числе сексуальной, и др. Стоит отметить, что это не древняя, а современная практика. Автор вдохновлялся не только тибетским, но и китайским опытом.

Йога сна и сновидений.


Имеется множество методов для увеличения осознанности во время сна. Тибетские йоги используют их для того, чтобы с помощью осознанных сновидений постичь природу своего сознания, утвердиться в иллюзорности всех явлений и использовать это на благо своего духовного развития, целью которого является достижение сознания Будды.

Туммо (техника внутреннего Огня).

Несмотря на то, что это первая техника «Пути формы», не стоит относиться к ней легкомысленно. По своему воздействию она имеет большую силу. Представляет из себя сочетание определенного типа дыхания, мантр, визуализаций и др. приемов. Как результат – накопление энергетического потенциала, реального опыта, проверка своих возможностей, а на физическом уровне - ощущение жара в теле, с которым тоже нужно уметь работать.


Ца лунг (ца – канал, лунг – ветер).

Техника состоит из 5-ти упражнений, каждое из которых предназначено для одной из 5-ти чакр. Принцип выполнения упражнений таков: сначала вдох и фокусировка внимания на чакре, затем задержка дыхания и выполнение определенного движения, позволяющего обнаружить блоки в чакре, в конце выдох и рефлексия своего состояния. Настоятельно рекомендуется использоваться ее только продвинутым йогам, в совершенстве освоившим предыдущие ступени мастерства.

Мы не можем знать наверняка точную последовательность пути, приводящего к постижению Ясного Света и Великому Освобождению, так как это доступно в полной мере лишь настоящим ученикам тибетских школ буддизма. Но мы можем вдохновляться их примером стойкости и непоколебимости перед лицом соблазнов этого материального мира.

Я буду очень рад, если вы распространите эту статью по соц.сетям, так как изложенная в ней информация возможно поможет кому-то глубже понять смысл доктрины тибетского буддизма. И как и всегда на ваш выбор есть функции: оставить комментарий и подписаться на рассылку.

Статуя Цонгкхапы
Дворец Потала. Тибет.

Тибетская йога - одно из направлений йоги, сформировавшееся в лоне буддийской традиции. Буддизм проник в Тибет из Индии в середине VII века (по крайней мере, так считает большинство исследователей тибетского буддизма) и очень скоро распространился по всему Тибету в форме махаяны - одного из своих основных течений.

Буддизм оформился в Тибете в виде ряда школ и направлений. Наиболее известны из них: нингма, карджу, гелуг, ваджраяна. Они имеют свои особые линии преемственности, свои подходы к учению Тантр (Священные индуистские и буддистские книги, входящие в число канонических текстов. В данном случае речь идет о буддийских тантрах), свои эзотерические трактаты и различаются тем, что в методологии духовного продвижения выделяют тот или иной аспект учения Гаутамы Будды. В то же время, несмотря на имеющиеся различая, все они, в сущности, используют сходные эзотерические практики. Последние и станут основным объектом нашего внимания. Но сначала несколько необходимых отступлений.

Тибетский буддизм иногда называют буддийским тантризмом. В действительности, этот термин нельзя применить к тибетскому буддизму в целом, т.к. религиозный мир Тибета очень неоднороден.

Условно представителей всех направлений тибетского буддизма можно разделить на две большие группы. К первой принадлежат монахи и миряне, делающие в своем духовном развитии упор на соблюдение нравственных требований буддизма и отправлении культовой обрядности. Во вторую группу входят те, кто использует для своего духовного продвижения также и тантрические методы. Иными словами, в Тибете существует, с одной стороны, буддизм обрядовый, с другой - буддизм тантрический.

Термин "тантризм" трактуется неоднозначно. Основное значение слова "тантра" в переводе с санскрита - "активность", "действие". Потому, последователями тантры считаются те, кто идет путем действия, путем непрерывных собственных усилий, путем практики раджа- и буддхи-йоги. Однако, существуют и другие мнения на этот счет. Тантристами иногда также называют:

а) всех тех, кто признает Тантры,
б) представителей некоторых индуистских и буддийских школ, использующих в своей духовной практике сексуальные формы взаимодействия,
в) некоторые буддологи называют тантризмом только ваджраяну - одно из направлений тибетского буддизма.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению эзотерических методик буддийского тантризма, кратко остановимся на некоторых самых основных буддийских понятиях.

В среде некоторых исследователей буддизма сложилось представление о том, что буддизм атеистичен, что он отрицает Бога. Вероятно, это произошло из-за того, что буддисты рассматривают Бога не как какую-то Почтенную Личность, ожидающую поклонения, а как Тотальное Сознание, разлитое во всем и воспринимаемое в виде Ясного Света. (Хотя действительно, в буддизме есть некоторые немногочисленные школы, которые извращая его основы, отрицают существование Бога).

Лучшие духовные школы буддизма, в том числе тибетского тантризма, ориентированы на достижение непосредственного постижения Бога. Основная цель их последователей - слияние своего индивидуального сознания с Божественным Сознанием. Эта цель реализуется через длительную, упорную работу по самосовершенствованию, через обретение "трех качеств природы Будды": Совершенного Сострадания, являющегося аналогом христианской, суфийской, индуистской Любви, Совершенной Мудрости, Совершенной Силы. Основной акцент в обретении этих аспектов Совершенства Будды делается на собственные усилия самого адепта, т.к. буддизм считает, что в каждом человеке есть все необходимое для того, чтобы стать Буддой.

Одним из обычных терминов в буддийской практике является термин "Нирвана". Он служит для обозначения высших состояний сознания, достигаемых за счет расширения индивидуального сознания в одной из двух высших пространственных мерностей. (Говоря языком Бхагавадгиты - на плане Брахмана и Ишвары.)

Термин "Нирвана" обозначает целый класс состояний, ступеней восхождения - от первого достижения этого состояния до полного утверждения в его высших проявлениях. Это происходит за счет освоения статического и динамического аспектов Нирваны в Брахмане, Нирваны в Ишваре. Но существует также очень большая дистанция между достижением таких состояний и полным овладением ими.

В буддийской практике встречается и другой термин "Освобождение". Он означает расторжение всех привязанностей ко всему земному, включая собственное тело и свое "я". Благодаря этому, адепт выходит из вовлеченности в круг рождений и смертей, из колеса сансары (проявленное бытие, мир форм), как говорят буддисты.

Духовная работа в лучших духовных школах Востока и Запада ведется одновременно по трем взаимосвязанным направлениям: этическому, интеллектуальному, психоэнергетическому. То же, в целом, наблюдается и в тибетском тантризме.

Скажем несколько слов о системе обучения в школах буддийского тантризма. Как правило, в нем отсутствует какая-либо жесткая схема. Духовный наставник, ориентируясь на индивидуальные особенности ученика, в соответствии с этим выстраивает всю программу обучения. В то же время, нельзя не сказать о том, что на тех или иных сходных этапах духовного продвижения учеников наставником используется определенный набор стандартных приемов и техник.

В педагогическую систему тибетских лам, как правило, не входят длительные наставления и поучения. Чаще всего ими применяется наглядный метод, предоставляющий ученикам возможность черпать знания из собственных наблюдений и личного опыта. (В этом тибетские ламы очень походят на суфийских шейхов.) Помимо всего прочего, такая форма обучения дает возможность ученику быстро развить способность мыслить самостоятельно. Процесс обучения, очень условно, можно разделить на три этапа: предварительный, основной, заключительный. Подробно рассмотрим каждый.

Предварительный этап преимущественно связан с интенсивной работой этического и интеллектуального плана. Неофит посвящает все свое время активному преобразованию своей психоэмоциональной сферы, этическому совершенствованию, изучению различных канонических текстов, рекомендуемых ему наставником. Но помимо этого, начинающий адепт, если он способен к дальнейшему продвижению, проходит курс предварительных психоэнергетических тренировок, готовящих его к основной духовной практике.

На этом этапе особенное внимание уделяется этическому направлению духовного развития. Уже на самых начальных ступенях своего духовного пути, часто сразу после инициации, неофит принимает обет Бодхисаттвы. Он заключается в посвящении своей жизни духовному служению и требует развития безмерного сострадания ко всем существам. Обет Бодхисаттвы предполагает обретение таких добродетелей, как: страстная устремленность к Цели, терпение, деятельное служение людям, постоянная медитация, освобождение от ложных привязанностей и желаний, соблюдение всех буддийских нравственных требований, т.е. ахимсы, воздержания от лжи, воровства и т.д.

Стремясь как можно быстрее освободиться от этических несовершенств, адепт начинает неустанно работать над искоренением своих пороков и преобразованием своей психо-эмоциональной сферы. Он стремится устранить все эгоистические проявления, освободиться от недуховных начинаний и привязанностей, а также постоянно развивает в себе положительные качества и свойства.

Процесс этического совершенствования значительно убыстряется благодаря использованию определенных психоэнергетических методов. Одним из них, играющим огромную роль, особенно в первые годы духовной практики, является работа с йидамом.

Практика работы с йидамом в тибетском тантризме включает в себя два важных этапа:

1) Создание четкого образа того или иного мифологического существа, обладающего определенным комплексом положительных качеств, недостающих адепту (йидам выбирается наставником в соответствии с индивидуальными особенностями ученика).
2) Полная идентификация с этим образом.

Отождествление с йидамом осуществляется сразу на всех уровнях. Практикующий, полностью вживаясь в тот или иной образ, начинает воспринимать, ощущать окружающий мир, действовать в нем так, как это бы сделал йидам. (Работа с йидамом применяется и в других духовных традициях, например, в христианстве. Так, в католицизме для идентификации используется образ Иисуса Христа. Православные исихасты отождествляли себя с образом своего духовного наставника.)

Эта практика позволяет очень быстро освободиться от всех обусловленных прежней жизнью реакций, стереотипов мышления, избавиться от своего "я" и выработать новое, "магическое" отношение к жизни.

Начинающие адепты, по рекомендации своего духовного наставника, могут использовать и другой метод - обряд Чход. Обряд совершается в одиночестве, в уединенном, внушающем ужас месте. Адепт отождествляет свои страсти, пороки, ложные желания с собственным телом и затем, визуализируя различных сверхъестественных существ, отдает им тело на растерзание. Если у подвижника хорошо развита способность к продуцированию образных представлений, он действительно видит свою плоть, терзаемую и разрываемую на части сонмом ужасных созданий... Цель этого обряда - отрешиться от своего "я".

Определенная работа совершается на кладбищах, где тела умерших предлагаются на съедение животным. Невольно приходящие в таких местах размышления о смерти, о бренности тела заставляют адепта по-другому взглянуть на запас оставшегося у него на Земле времени, способствуют устранению ложных привязанностей и желаний. Кроме того, такая форма духовной работы может содействовать появлению состояния неразличения между отталкивающими и привлекательными объектами. (Аналогичная работа проводится и индийскими йогинами, и мусульманскими суфиями. Размышления о смерти - неотъемлемая часть духовной работы и других школ и направлении йоги).

Помимо этих оригинальных практик адепт выполняет массу упражнений, способствующих приведению в порядок тела и его биоэнергетических структур (используются, например, методики сходные с хатха-йогой), установлению "ментальной паузы", развитию способности к совершенной концентрации, визуализации. На этом этапе широко применяются некоторые ритуалы, молитвы, мантры, используются различные психофизические упражнения, дыхательные практики, янтры (символические диаграммы) и т.д.,

Подробнее остановимся на искусстве визуализации, т.к. это - один из наиболее характерных тибетских тантрических методов.

Серебряная статуя Будды
Дворец Потала. Тибет.

Визуализация - это искусство создания образов. Начинается эта практика с визуализации того или иного мифологического существа, отдельных частей его тела, деталей одежды. По мере того, как растет умение, адепт легко и быстро начинает воспроизводить перед "внутренним взором" весь облик этого существа. Далее следует работа с еще более сложными образными представлениями. В некоторых случаях адепты стремятся к визуализации очень плотных, материальных образов, видимых другими людьми как реально существующие объекты.

Визуализация таких плотных форм сопряжена с наработкой огромной личной силы, зачастую довольно грубой. Нельзя не сказать о том, что это - очень опасный путь, полный искушений. Не каждый выдерживает его соблазны и иногда останавливается на достигнутом, переориентируясь на магию, демонстрацию чудес. Правильной же на пути совершенствования в искусстве визуализации является постоянная тенденция к утончению сознания.

После интенсивного курса предварительных тренировок адепт переходит к основной духовной практике. Цель основного этапа - преодоление двойственности (на санскрите - "двайты") и получение живого опыта работы в многомерном пространстве. Он предполагает дальнейшее оттачивание "граней" искусства визуализации и включает в себя выполнение сложных психофизических упражнений, работу с чакрами, энергетическими каналами и другими энергоструктурами организма.

Если проводить параллели, то, в целом, это соответствует той работе, что проводится на ступенях дхараны и дхьяны восьмиступенчатого пути йоги Патанджали.

Для многих адептов этот этап оказывается весьма длительным. На его усвоение может уйти 20, 30 лет, вся жизнь. На заключительных ступенях основного этапа, если адепт до них доходит, индивидуальное сознание становится для него реальностью и перед ним открываются новые возможности работы с сознанием (на санскрите - буддхи).

Основной этап также предполагает дальнейшее совершенствование психоэмоциональной сферы, ее утончение. Это происходит, в частности, за счет использования искусства визуализации, например, тех божеств тибетского пантеона, которые могут служить эталоном тонкости. Создавая яркий образ того или иного божества, практикующий, путем эмоциональной сонастройки с ним, начинает воспринимать совершенно иной спектр эмоциональных и энергетических состояний.

Такая практика, помимо утончения, дает возможность постичь многомерность пространства. Визуализация используется также для очищения и развития чакр, энергоканалов, доведения всех энергоструктур организма до совершенства. Для этого, например, фигура того или иного божества может визуализироваться в нужной чакре. Широко применяется также работа с мантрическими образами, образами таттв (стихий), различных цветов, предметов, процессов и т.д.

Методика работы с образными представлениями оказывается высокоэффективной и для регуляции физической работоспособности. Наиболее ярко это демонстрирует техника медитативного бега - лун-гом. В ее основе лежит также использование определенных дыхательных упражнений и мантр. Лун-гом-па (так называется адепт, владеющий этой техникой) начинает, на фоне определенных образных представлений, непрерывно повторять про себя мантру. В соответствии с ней он регулирует ритм дыхания и соизмеряет такт движений. Указанные приемы позволяют лун-гом-па пробегать большие расстояния с большой скоростью, совсем не отдыхая, легко преодолевая все препятствия, встречающиеся на пути. Путешествующим по Тибету европейцам (в частности, супругам Рерихам и Александре Дэвид-Нэль) приходилось несколько раз видеть лун-гом-па. Описания этих встреч можно найти в их книгах.

Медитативный бег на фоне непрерывной медитативной работы применяется и другими школами раджа- и буддхи-йоги. Его описания, в частности, можно найти у Карлоса Кастанеды .

На основном этапе духовной практики используются также некоторые техники, обозначаемые в буддийском тантризме как "Пути Формы". Из них наиболее известны те, что представлены в "Шести доктринах Наропы" - одного из самых известных учителей ваджраяны. Перечислим их в восходящей последовательности, как они даны у Наропы:

Туммо (техника "психического тепла" или "внутреннего огня"),
Гийю-лус (практика работы с "иллюзорным телом"),
Ми-лам (техника сновидений),
Од-сал (техника достижения Ясного Света),
Бардо (техника работы в промежуточном состоянии между смертью и новым рождением),
Пхо-ва (практика перенесения сознания).

Рассмотрим те из них, которые актуальны для заключительных ступеней основного этапа.

Техники "Пути Формы", применяемые на основном этапе, в основном, предназначены для тех практикующих, у которых сознание еще "привязано" к материальному плану. Потому, стартовой площадкой для начала работы является именно "мир форм". Техники имеют опору в визуализации, связаны с использованием мощных психоэнергетических приемов, определенных дыхательных практик. Все это помогает практикующему утончить сознание, набрать необходимое количество сил, энергии для медитативного прорыва и расширения сознания в той или иной пространственной мерности. Если сознание адепта, обращающегося к этим техникам "Пути Формы" в достаточной степени утончено, то он очень быстро может приблизиться к Освобождению благодаря их применению.

Туммо (техника "психического тепла" или "внутреннего огня") очень быстро позволяет практикующему ее адепту (их называют в Тибете репа, букв, "носящий хлопковую одежду") набрать личную силу, порой довольно грубую.

Туммо связано с использованием визуализации, специфических дыхательных упражнений, психоэнергетических приемов, мантр. Применяя свое умение, репа визуализирует образ бушующего пламени в своем теле и постепенно целиком заполняется им. Вслед за этим он стремится к максимальному расширению образа своего наполненного пламенем организма - на всю вселенную...

Практика туммо сопровождается одним очень интересным эффектом - генерацией физического тепла. "Для многих реп-отшельников, медитирующих год за годом в ледяных пещерах без теплой одежды, этот побочный эффект весьма удобен. Так, достигший определенного уровня развития репа может сидеть нагим всю долгую зимнюю ночь в снегу без каких-либо последствий для здоровья.

Александра Дэвид-Нэль в одной из своих книг о Тибете рассказывает о том, как она сама, по требованию учителя, глубокой осенью на высоте около четырех тысяч метров над уровнем моря погружалась в ледяной поток. Потом, не меняя одежды и положения тела, она провела всю ночь в медитации. Каково же было ее собственное удивление, когда после этой процедуры она даже не схватила насморка.

Дэвид-Нэль упоминает и о своеобразных тестах на мастерство, которые иногда дают наставники своим ученикам. Один из таких тестов - количество высушенных за ночь обнаженным телом мокрых простыней, другой - измерение площади подтаявшего под сидящим учеником снега.

Практика гийю-лус связана с постижением "иллюзорности" всех объектов вселенной и собственного тела, т.е. медитативной проработкой того, что все материальные формы являются лишь "видимыми проявлениями" Божественного Сознания.

Работа по методикам гийю-лус может начинаться, например, с созерцания адептом собственного образа в зеркале. Сосредоточив внимание на своем зеркальном отражении, он должен размышлять о нем, как о чем-то иллюзорном, подобном миражу, облаку, сну. Затем адепт настраивается на отраженный в зеркале образ тантрического божества Ваджра-саттвы. Он делает это до тех пор, пока образ как бы не "материализуется" перед зеркалом. Далее следует медитативная проработка этого факта.

Благодаря такой практике адепт получает экспериментальные свидетельства того, что за пределами материального мира существует другая реальность, что все материальные объекты являются просто "видимостью", представляя собой лишь "эманации" Божественного Сознания. Через этот непосредственный опыт адепт обретает состояние, называемое в тибетской традиции "недвойственностью", т.е. такое, когда все "осознается в своей полноте как Единство". Поясним, что для этого требуется научиться смотреть на все из глубин многомерного мира, как бы глазами Творца. Это, однако, совсем непросто. Эти достижения возможны только для тех, кто прошел уже достаточный путь утончения сознания через другие техники и реально постиг многомерность вселенной.

Тесно связана с гийю-лус практика ми-лам . Она также утверждает адепта в "иллюзорности" материального бытия, предоставляя ему возможность пребывания в глубинах многомерной вселенной и в состоянии сновидений.

Заключительный этап духовного совершенствования в школах тибетского тантризма, так же как основной, является весьма длительным для тех адептов, которые к нему подходят. Он связан с достижением Нирваны и следованием по ее все углубляющимся ступеням, с созданием ваджратела (алмазного тела). Благодаря ему можно закрепиться навсегда в высшей пространственной мерности за счет "кристаллизации" сознания в ней. Это означает окончательное Освобождение. Для достижения этой цели применяются некоторые техники "Пути Форм", которые еще не рассматривались нами, а также техники "Бесформенного Пути", о которых речь пойдет далее.

Практики достижения Ясного Света (од-сал ) многочисленны. Имеются специальные упражнения, предназначенные для выполнения в дневное, вечернее и ночное время. Приведем одно из них, для дневного времени, описанное в тибетском тексте "Путь к Ясному Свету". Последовательность его такова: сначала адепт достигает состояния "ментальной паузы", затем входит в глубокую медитацию. В медитативном состоянии он раскрывает в себе Ясный Свет-Дитя и сливает его с Фундаментальным Ясным Светом, иными словами, Ясным Светом-Матерью.

В этих простых словах скрывается глубокий смысл. Они свидетельствуют о постижении Бога через длительную, огромную работу, которая начинается после познания Атмана, первых вхождений в Нирвану и связана с достижением ее высших ступеней.

Считается, что некоторые упражнения техники од-сал можно выполнять в состоянии бардо - промежуточном состоянии между смертью и новым рождением. Но нельзя не сказать, что остаться в слиянии с Ясным Светом после смерти тела могут только те, кто еще при жизни на Земле через постоянную йогическую практику достиг "кристаллизации" сознания в высшей пространственной мерности.

Техника пхо-ва , "перемещения сознания", дает адепту возможность свободно перемещать свое сознание в пределах одной или разных пространственных мерностей. Это - одна из наиболее ревностно охраняемых тайных практик Тибета. Хотя следует сказать, что секреты и всех остальных упомянутых нами техник "Пути Формы" передаются только изустно от учителя к ученику с большой осмотрительностью и осторожностью.

В отличие от практик "Пути Формы", приемы "Бесформенного Пути" не связаны с использованием психофизических упражнений, дыхательных техник, визуализации. Потому, они оказываются приемлемыми лишь для тех адептов, у которых сознание уже в достаточной степени развито за счет наработок в предыдущих воплощениях или в этой жизни.

Среди практик "Бесформенного Пути" наиболее известны две: Махамудра (или "Блаженное Переживание Недвойственности") и "Великое Освобождение". Их методологии сходны. Разница лишь в том, что они восходят к разным традициям.

Основная цель Махамудры - слияние индивидуального сознания адепта с Божественным Сознанием - реализуется следующим образом. Сначала адепт достигает состояния "ментальной паузы". Затем он медитативно постигает положение своего индивидуального сознания относительно материального плана в целом. Раскрывая идентичность природы своего индивидуального сознания и всех материальных объектов вселенной, он приводит их в своем осознании в состояние совершенного Единства. Иными словами, он постигает, что Бог есть во Всем и Все.

Существуют многочисленные сообщения о том, что практикующие Махамудру адепты очень скоро восстанавливают память о своих предыдущих воплощениях. Знание опыта прошлых жизней помогает им в быстрейшем достижении всех аспектов Божественного Совершенства. Кстати, именно с этих методов начинал свой путь в последнем воплощении Раджниш .

Адепты, практикующие методики "Великого Освобождения" исходят из предпосылки о том, что Божественное включает в себя все формы - проявленные и непроявленные, - являясь вместилищем и Нирваны, и сансары. Поэтому, чтобы прийти к слиянию с Божественным Сознанием, адепт медитативно постигает тождественность индивидуального сознания и Божественного Сознания, тождественность своего индивидуального сознания со всеми проявлениями многомерной вселенной. Это приводит его к осознанию того, что Бог един со своим Творением, к пониманию того, что слияние с Богом в аспекте Абсолюта (Творца единого со своим Творением) - единственное средство окончательного Освобождения.

Его Святейшество Далай Лама в храме перед статуями Падмасамбхавы, Гуру Ринпоче и тысячерукого Авалокитешвары.
Дхарамсал, Индия.

Любая йогическая практика, особенно на продвинутых этапах, сопряжена с появлением сверхнормальных способностей (сиддх). В школах тибетского тантризма намеренный поиск таких способностей не поощряется, поскольку может увести от прямого пути к Освобождению. Ученики, обычно, предупреждаются против намеренного культивирования таких способностей и преднамеренного их использования, за исключением случаев крайней необходимости.

В отчетах, написанных за двести лет христианскими миссионерами, также в работах современных исследователей Тибета и воспоминаниях путешественников упоминаются различные случаи проявления сиддх. Хотя владеющие ими адепты всячески стараются не обнаруживать их, некоторые способности весьма трудно скрыть. Например, такие как телепатия, ясновидение, пророческий дар. К сверхнормальным способностям обычно причисляются и те эффекты, которые дают практики туммо, пхо-ва, лун-гом.

Сведения о тибетском буддизме были бы неполными без упоминания о ваджраяне, которая особо выделяется среди других школ и направлений буддийского тантризма, представляя собой "скоростную" технику духовного развития. Кроме того, она интересна и важна тем, что оказывала и оказывает колоссальное воздействие на все стороны тибетского буддизма.

Взгляд в прошлое показывает, что буддизм изначально утвердился в Тибете в форме, включавшей ваджраяну. Все первые проповедники буддизма в Тибете и создатели основных школ и направлений являлись, в основном, прославленными учителями ваджраяны. Это - и Падмасамбхава - основатель школы нингма, имя которого в Тибете почитается на протяжении веков наравне с именем Гаутамы Будды , и легендарные Наропа и Тилопа, о которых до наших дней по всему Тибету ходит множество удивительных историй, и самый почитаемый в Тибете поэт-отшельник Миларепа , и знаменитый проповедник буддизма в Тибете Атиша, и мн, др.

И сейчас ваджраяну по праву можно считать ядром тибетского буддизма. Блофельд в своей книге "Тантрический мистицизм Тибета" указывает, что различия в применении тех или иных психоэнергетических методик, которые существуют между тантрическими школами Тибета, в основном, связаны лишь с предпочтением того или иного аспекта ваджраяны.

По своим целям это направление ничем не отличается от других. Основная особенность ваджраяны состоит в том, что ее адепты стремятся прийти к своей Цели самым кратчайшим, самым прямым путем. Но этот "Короткий Путь" (так иногда называют ваджраяну) обеспечивает достижение Нирваны и Освобождение именно в этой земной жизни только тем, кто уже имеет высокую психогенетическую продвинутость за счет прошлых воплощений.

Все это становится возможным благодаря тому, что ваджраяна:

а) дает ясное понимание общей схемы духовного развития человека;
б) требует от него полной сосредоточенности на достижении Цели;
в) применяет мощные психоэнергетические приемы, значительно ускоряющие духовное продвижение адепта.

Роль мастера, наставника в ваджраяне неоценима, т.к. в ней отсутствует "устоявшаяся" программа обучения. Задания и наставления, даваемые мастером, зависят только от уровня интеллектуального и психоэнергетического развития ученика.

Неофитам, вступающим на "Короткий Путь", предлагается сразу же коренным образом изменить свое отношение к окружающей действительности и к самим себе. Адепт должен научиться воспринимать все как средство для достижения Цели, должен научиться использовать каждый момент своей жизни для духовного прогресса. Буквально все становится объектом его внимания: каждая мысль, каждое слово, ощущение, действие, любые обстоятельства и ситуации.

Требования, предъявляемые к адептам ваджраяны, нацеливают их на сохранение незыблемого спокойствия даже в устрашающих и отвратительных обстоятельствах. Они изначально ориентируются духовным наставником на то, чтобы видеть во всем только проявления Бога. Постепенно учась в любых ситуациях сохранять покой, ни от чего не уклоняться, ничем не раздражаться, они очень быстро проделывают колоссальную работу по преобразованию своей эмоциональной и интеллектуальной сфер, по освобождению от ложных привязанностей и желаний, по утончению своего сознания и т.д.

По-видимому, имеет смысл сказать также несколько слов об использовании сексуальных форм взаимодействий в тибетской духовной практике.

Некоторые тибетские тантрические школы не уделяют сексу особого внимания и даже считают его вредным для использующих эзотерические методы духовного развития. Другие, напротив, придают очень большое значение биоэнергетике половой жизни, сексуальным контактам, рассматривая их как одну из возможностей духовного роста, как один из путей, ведущих к, Освобождению. Потому, в таких школах сексуальные взаимодействия используются на тех или иных этапах духовного продвижения. Это становится возможным лишь тогда, когда адепт становится свободным от привязанности к сексу.

Подчеркнем, что в отличие от некоторых индуистских тантрических школ, которые ритуализируют сексуальные контакты, придавая им высокий символический смысл, тибетская традиция сексуальные отношения рассматривает не как ритуал, а как эффективную психоэнергетическую работу, значительно ускоряющую процесс духовной эволюции партнеров. (Кстати, то же отношение к сексуальной сфере человеческих отношений, что и в тибетском буддизме, прослеживается в китайском даосизме).

Отношения между партнерами, движимыми желанием совместной духовной эволюции, строятся на основе абсолютного доверия, взаимного уважения друг к другу. Эти отношения - бескорыстный акт отдавания своей любви другому, без каких-либо условий.

Сексуальные взаимодействия используются для проведения совместной биоэнергетической работы, в частности, в рамках основного этапа для совершенствования чакр и биоэнергетических проводящих структур организма, а в дальнейшем для совместного входа в различные медитативные состояния. Эффективность такой работы дрстигается за счет объединения энергопотенциалов партнеров.

Итак, мы кратко рассмотрели наиболее сокровенную часть духовной культуры Тибета - Страны Религии, как называют Тибет его жители. Очевидно, что она несет в себе много оригинального, самобытного. Своеобразные психоэнергетические практики, медитативные традиции Тибета - это огромный вклад в сокровищницу эзотерических знаний всего мира.

И все же, духовные пути тибетского тантризма ведут по общим для всех лучших духовных школ мира вехам, которые определяются общими закономерностями духовной эволюции.

На протяжении длительного времени Тибет был закрыт для иностранных граждан. Проникали в него лишь отдельные просвещённые люди, поэтому он был окутан таинственностью и мифами об учениях и оздоровительных системах, которые применяют монахи, проживающие в Тибетских горах. И лишь с распространением тибетского буддизма по миру в ХХ веке об этих явлениях стало известно несколько больше. Об одном из таких тайных учений - тибетской йоге - пойдёт речь в нашей статье.

История тибетской йоги

Зарождение тибетской йоги произошло в начале I тысячелетия, формирование её длилось вплоть до XVIII века. Долгое время она оставалась неизвестной европейцам и американцам. Затем некоторые учителя тибетских духовных сообществ стали обучать древним тибетским секретам.

Наиболее известными школами являются Янтра-йога, основанная на старинном тексте «Соединение Солнца и Луны», и Трул-кхор («магическое колесо»).

Главный акцент в тибетской йоге делается на психоэмоциональную работу: визуализацию, мантры, медитации и т. д. Благодаря тибетской йоге реально улучшить состояние своего здоровья, выровнять эмоциональный фон, наладить обмен веществ, нормализовать работу внутренних органов.

Знаете ли вы? В 2001–2006 годах в Тибете на высоте 4–5 км над уровнем моря построили железную дорогу, по которой курсируют герметизированные вагоны, куда подаётся кислород через систему кондиционирования и к каждому месту. Воздух на такой высоте очень разряжен, им трудно дышать.

Отличия йоги Хатха и Янтра

Несмотря на то что тибетская Янтра имеет множество общих черт с индийской Хатха-йогой, они преследуют разные цели. Индийские йоги совершенствуют своё тело, а тибетские обращают внимание на развитие ума.

Они стремятся очистить разум от негативных эмоций, учатся пребывать в постоянном состоянии релаксации, избавляться от напряжения и достигать освобождения - «естественного ума».

В Янтра-йоге асаны применяются исключительно с медитациями. Они не удерживаются длительное время в статике. Время выполнения асаны равномерно распределено между вхождением в неё, пребыванием и выходом из неё.

Поскольку тибетцы - приверженцы того, что у мужчин и женщин энергия протекает по разным сторонам тела, то и асаны выполняются не симметрично, а в одну сторону.
Менее важная роль, по сравнению с Хатхой, тут отводится синхронизации движения и дыхания. Тибетские асаны более просты, поэтому не подходят для людей, которые желают с помощью йоги избавиться от лишнего веса.

Этапы обучения

Систему обучения тибетской йоге условно делят на 3 этапа: предварительный, основной и заключительный. В ходе каждого из них ученику предстоит проделать определённую работу.

Предварительный

Во время предварительного этапа человеку, желающему постигнуть тибетскую йогу, нужно будет изучать канонические тексты. Затем пройти предварительный курс психоэнергетической тренировки.

Человек должен будет долго и усердно медитировать. В ходе медитаций искоренять свои пороки, устранять эгоистические стремления, направлять усилия на развитие исключительно положительных качеств, выработку спокойствия.

На этом этапе применяются асаны, схожие с теми, которые практикуются в Хатха-йоге. Одновременно с ними практикуются визуализации, мантры, молитвы, дыхательные упражнения, диаграммы-символы (янтры).
После освоения всего необходимого материала в ходе предварительной подготовки ученику разрешается перейти к следующему, основному этапу изучения тибетской йоги.

Основной

В ходе этого этапа практикуется множество визуализаций (созданий образов), работа с мантрами, предметами, которые помогают ученику постичь многомерность пространства, очиститься, развить чакры, энергетические каналы.

Этап сложен в освоении. На его реализацию разным людям потребуется различное количество времени, иногда десятки лет.

Заключительный

В заключительный этап ученик входит изменённым, с сознанием, перешедшим в другую реальность. Он умеет управлять собственным сознанием и достигать освобождения. На этом этапе применяются разнообразные практики, которые выполняются в разное время суток.

Показания и противопоказания

Тибетскую йогу нельзя приравнять к лечебной гимнастике и советовать для избавления от каких-либо проблем со здоровьем. Главное, на что она направлена, - это постижение человеком себя, принятие себя и усовершенствование.
Поэтому она рекомендована тем, кто желает:

  • обрести умственное и физическое равновесие;
  • восстановить энергетическую наполненность;
  • избавиться от психических проблем и стресса;
  • научиться контролировать себя и сохранять спокойствие в любой ситуации;
  • расслабить суставы и связки.

Традиционно йогу не советуют практиковать людям, которые:

  • страдают от повышенного артериального давления;
  • перенесли оперативное вмешательство (до 6 месяцев назад);
  • имеют диагнозы «язва желудка», «гастрит»;
  • имеют заболевания позвоночника;
  • переносят артрит в острой форме;
  • имеют черепно-мозговую травму;
  • простыли и испытывают жар;
  • имеют психические расстройства, эпилепсию;
  • имеют злокачественные опухоли.

С осторожностью и только после консультаций врача нужно подходить к йога-практике беременным. Есть перечень асан, которые не рекомендуется выполнять при менструации, искривлении позвоночника, вегето-сосудистой дистонии, неврозе, проблемах ЖКТ.

Температура, воздух и место для занятий

Для каждой техники тибетской йоги подходит разное время суток. Например, Янтрой и гормональной гимнастикой занимаются с утра, а для выполнения техники Сна и сновидений потребуется вечернее и ночное время.

Новичкам, конечно же, нужно посещать группу либо брать индивидуальные уроки, поскольку освоить самостоятельно техники тибетской йоги практически нереально. Обязательно должен присутствовать наставник.
Как правило, группы собираются в просторных залах. Для индивидуальных тренировок подойдёт и комната квартиры.

Помещение, где проводятся упражнения и медитации, должно быть хорошо проветренным. Температура воздуха не должна превышать 27 градусов. Если в помещении будет жарче, то увеличится нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

При понижении температуры ниже 24 градусов возрастает риск получения травмы, поскольку мышцы и связки в холодных условиях более жёсткие и плохо растягиваются.

Для нормальной работы дыхательной системы в помещении следует поддерживать достаточный уровень влажности - не ниже 60%.

Известные техники

Предлагаем вам ознакомиться с восемью наиболее известными техниками тибетской йоги.

Янтра-йога

Янтра-йога включает 108 упражнений. Основными из них являются 8 под названием «Лунгсанг», в которых объединены движения, дыхание и ритм. Все янтры выполняются на счёт 4. Занятиям можно уделять 15 минут в день.

Эти упражнения применяются для:

  • восстановления сил и прояснения ума;
  • устранения заболеваний плеч, рук, суставов, связок;
  • устранения заболеваний спинного мозга, почек;
  • укрепления позвоночника;
  • тонизирования лёгких и сердца;
  • налаживания работы нервной системы.

Упражнение 1. «Медленный вдох»:

  1. Принять положение стоя с ногами на ширине плеч.
  2. Поднять руки вверх.
  3. Согнуть их в локтях.
  4. Ладонями охватить сгибы локтей.

Упражнение 2. «Открытая задержка»:

  1. Принять положение стоя.
  2. Правую руку согнуть в локте с запястьем, опущенным вниз.
  3. Левую руку согнуть в локте с запястьем, поднятым вверх.
  4. Ладони скрутить в кулаки.
  1. Принять позу Лотоса.
  2. Правую ногу положить под ягодицы.
  3. Левую разместить над ней.
  4. Ладонями обхватить стопы.
  5. Повернуть голову вправо.

Упражнение 4. «Быстрый выдох»:

  1. Принять положение сидя с подогнутыми под себя ногами. Пятки находятся под ягодицами.
  2. Руки скрестить на животе.
  3. Осуществить наклон корпуса вперёд.

Упражнение 5. «Быстрый вдох»:

  1. Принять положение сидя с согнутыми коленями с упором сзади на кулаки.
  2. Вытолкнуть спину вверх, продолжая стоять на кулаках и сделав упор на передние части стопы. Корпус с коленями должен принять форму прямой линии.

Упражнение 6. «Закрытая задержка»:

  1. Принять позу Лотоса.
  2. Левую стопу поместить под ягодицей.
  3. Правую ногу разместить над левой.
  4. Левой рукой обхватить большой палец на правой ноге.
  5. Правой рукой обхватить большой палец на левой ноге.
  6. Голову и корпус развернуть вправо.
  7. Подбородок опустить.

Упражнение 7. «Втягивание»:

  1. Лечь на коврик.
  2. Руки завести за голову и скрестить.
  3. Одновременно поднять корпус и прямые ноги.

Важно! С практикованием тибетской йоги нужно быть осторожными. Дело в том, что многие техники для начинающих, непосвящённых людей делать опасно - они могут нанести вред физическому и психическому здоровью. И до, и после их выполнения нужно проводить определённые подготовительные работы.

Упражнение 8. «Медленный выдох»:

  1. Принять позу Лотоса.
  2. Левую ногу разместить над правой.
  3. Левой рукой обхватить сгиб локтя правой руки.

Пять тибетских жемчужин

Эта практика известна тем, что помогает омолодить организм, привести его в состояние бодрости. Состоит из 5 упражнений, которые нужно выполнять в строгой последовательности с повторами от 3 до 21 раз. Упражнения делаются ежедневно по утрам.

Важно! Количество повторов упражнений нужно будет увеличивать постепенно и равномерно. Например, начиная в первую неделю делать 3 повтора, на следующей увеличить их количества до 4 и так далее до 21 повтора.

Упражнение 1:

  1. Принять положение стоя.
  2. Руки развести в стороны с направленными вниз ладонями.
  3. Производить вращение по ходу часовой стрелки до лёгкого головокружения.

Упражнение 2.

  1. Принять положение лёжа.
  2. Выдохнуть.
  3. Руки вытянуть вдоль корпуса с направленными вниз ладонями.
  4. На вдохе осуществить подъём головы.
  5. Прижать подбородок к груди.
  6. Осуществить подъём прямых ног вверх.
  7. На выдохе опустить ноги и голову в первоначальное положение.

Упражнение 3.

  1. Принять положение стоя на коленях с упором на переднюю часть стопы.
  2. Ладони поместить на ягодицы.
  3. На выдохе осуществить наклон головы вперёд.
  4. Прижать подбородок к груди.
  5. На вдохе закинуть голову назад.

Упражнение 4.

  1. Принять положение сидя с прямыми вытянутыми ногами и упором на руки сзади.
  2. Ладони развернуть к телу.
  3. На выдохе осуществить опускание головы.
  4. Прижать подбородок к груди.
  5. На вдохе отвести голову назад и поднять тело так, чтобы голова и колени находились на одной линии.
  6. Напрячь и расслабить мышцы.
  7. Вернуться в сидячее положение с прижатым подбородком.

Упражнение 5.

  1. Принять положение лёжа лицом вниз.
  2. Сделать упор на ладони и переднюю часть стоп. Колени должны быть на весу.
  3. На выдохе отвести голову назад и осуществить прогиб в позвоночнике.
  4. На вдохе принять позу горы - с опущенной головой, упором на ладони и ступни.
  5. Прижать подбородок к груди.

Исцеление звуком

Эта практика подразумевает применение поющих чаш. Чашу держат на уровне проблемного места и с помощью вибраций воздействуют на больную зону. Такой звуковой массаж оказывает расслабляющее действие, нормализирует работу нервной системы, устраняет напряжение в теле, освобождает от блоков, наполняет энергией.

Чаще всего выполняется в группе либо паре. Исцелению звуком предшествуют несложные упражнения, которые позволяют снять напряжение с тела и подводят его к глубокому восприятию звуков.

Представляет собой комплекс из 5 упражнений, которые следует выполнять по утрам, желательно до 6 часов утра. Особенность гимнастики в том, что человек может заниматься, не вставая с постели.

Упражнения помогают замедлить процессы старения, улучшить самочувствие, поднять настроение, насытить организм энергией, нормализовать гормональный фон, улучшить кровообращение, продлить жизнь.

Техника выполнения утренней гормональной гимнастики:

  1. Хорошо растереть ладони до горячего состояния.
  2. Поднести ладони к закрытым векам и осуществить 30 лёгких надавливаний на глазное яблоко. Последнее надавливание должно длиться 1–2 секунды.
  3. Осуществить 30 надавливаний на уши.
  4. Большие пальцы поставить за уши. 4 оставшихся пальца скрутить в кулак. Сделать кулаками 30 оттягиваний кожи от подбородка к вискам и ушам.
  5. Ладонью правой руки сделать 30 растираний лба от виска к виску. Движение выполнять на протяжении полминуты.
  6. Приложить правую ладонь к животу. Левую ладонь поместить на неё. Осуществить 30 круговых движений.
  7. Принять положение сидя. Поочередно растирать стопы, а затем ноги.

Эта практика работает с энергетическими центрами человеческого тела с помощью прикосновений, цвета и звуковых вибраций. Конечная цель - освободить нервную систему от сковывающего её болезненного опыта.

Человек учится при помощи медитаций соединять свой естественный пульс сердца и сексуальную энергию. Данное соединение приводит к образованию «прохладного Огня», который и становится силой, исцеляющей организм, и стирает негатив из нервной системы.

В результате человек может переводить боль в удовольствие, страдание - в облегчение, а страх - в блаженство.

Тибетские пульсации практикуются в паре либо группе. Ниже приводим два упражнения из йоги пульсаций.
«Любим почками» (выполняется в паре):

  1. Один человек принимает позу лёжа на животе.
  2. Второй человек присаживается около него и помещает свои ладони на почки партнёра. Находит пульсацию. Настраивается под её звуки до 10 минут.
  3. Затем настроившийся человек садится промежностью на почки партнёра и производит ряд колебаний, слегка приподнимаясь и опускаясь. Эта фаза должна длиться 15–25 минут.
  4. После этого верхний партнёр приподнимает свою промежность с зоны почек и воздействует так, вроде бы он вытягивает всю лишнюю энергию из принимающего человека.
  5. Завершить упражнение нужно совместным расслаблением в объятиях.
  6. Поменяться местами.

«Активизация хары»:

  1. Кулак поместить на живот ниже пупка.
  2. Второй рукой обхватить кулак.
  3. Принять положение лёжа, разместившись на кулаке.
  4. Расслабиться и ощутить биение пульса.

Сна и сновидений

Целью йоги сновидений является освобождение не только в бодром состоянии, но и во время сна. Этого можно добиться, сделав сны осознанными. В ходе осознанных сновидений йоги продолжают познавать себя и использовать их на благо своего преображения и развития. Основы йоги сновидений изложил в книге Тендзи Вангъял Ринпоче.
В ней приведены 4 основополагающие практики, с помощью которых можно сделать сны осознанными:

  1. «Изменение кармических следов». В ходе неё человек учится видеть сны осознанными. Для начала пытается убедить себя, что всё, что он переживает в бодром состоянии, - это то же самое, что и сновидение. Это делается для изменения мировосприятия человека. Затем он учится ощущать себя сновидением, пользуясь своими воображением, чувствами и осознанием и делая их неразрывными с переживаниями.
  2. «Устранение влечения и неприязни». В ходе неё человек учится подавлять негативные реакции, которые возникают в ответ на переживания, и полностью от них избавляться.
  3. «Укрепление намерения». В ходе этой практики человек ежедневно осуществляет обзор дня перед сном и укрепляется в намерении практиковать йогу ночью, то есть посылание сознанию желания видеть осознанные сны и запоминать их.
  4. «Развитие памяти и радостного усилия». Делается после пробуждения. Начинается с обзора сновидений. Их можно записывать на диктофон либо в ежедневник. Йоги утверждают, что каждый человек может научиться запоминать сны, если на протяжении нескольких дней будет делать посыл о своих намерениях.

Практики выполняют не только ночью, но и в течение дня. Эффективность достигается лишь при постоянстве. Кроме этих практик, приводится также практика 9 очистительных дыханий и основная практика с последовательными действиями, в результате которой приходит осознанность.

Туммо (техника внутреннего Огня)

Смысл техники - в пробуждении внутреннего огня, после чего тело человека перестаёт реагировать на холод. Йогины проходят ритрит-затвор на протяжении 49 или 100 дней, после чего сдают экзамен - при сильном холоде собственным телом высушивают мокрые простыни.
Считается, что при пробуждении внутреннего огня он выжигает все недуги человека в середине.

Эту технику следует проходить исключительно под контролем учителя. Практика Туммо надёжно защищена и не передаётся непосвящённым. Для посвящения следует принять философию и взгляды Дхармы. Ученикам нужно пройти подготовительный этап - нёндро. А затем укреплять и очищать тело и дух с помощью тренировок.

Традиционными упражнениями для Туммо являются трулкхор, ритрит и т. д. Кроме тренировок, человек должен перейти на праническое питание.

Знаете ли вы? В Тибете йогины, которые практикуют Туммо, называются «респа» (в переводе - «белая юбка»). В самые страшные морозы они ходят в тонких накидках из хлопка.

Эта практика включает 5 упражнений, позволяющих наладить работу сердечно-сосудистой, репродуктивной, пищеварительной систем.
«Обретаем голос»:

  1. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание.
  2. Произвести 5 резких наклонов головы в левую сторону, затем по 5 - в правую, назад, вперёд.
  3. Произвести выдох.
  4. Сделать повтор 2 раза.

«Укрепляем сердце»:

  1. Поместить левую руку на низ живота.
  2. Правой рукой нарисовать над головой круг. Закончить движение вытягиванием руки вперёд с отставленным большим пальцем.
  3. Повторить то же упражнение со всеми остальными пальцами, окончив мизинцем.
  4. Поменять руки и повторить всё то же самое.

«Разжигаем пищеварительный огонь»:

  1. Сделать вдох, задержать дыхание.
  2. 5 раз подтянуть живот вверх под диафрагму.
  3. Замкнуть в замок кисти на колене правой ноги.
  4. Сделать 5 вращательных движений корпусом справа налево.
  5. Сделать то же самое с левым коленом. Вращения должны быть слева направо.
  6. Выдохнуть.
  7. Сделать повтор 2 раза.

«Достигаем равновесия»:

  1. Осуществить вдох, задержать дыхание.
  2. 5 раз произвести скрутку позвоночника, поворачивая с корпусом голову в левую сторону, 5 - в правую.
  3. Сделать повтор 2 раза.

«Утепляем низ»:

  1. Осуществить вдох, задержать дыхание.
  2. Приподнять таз от коврика, делая упор на костяшки пальцев.
  3. Оттолкнувшись руками от пола, сделать 5 подпрыгиваний.
  4. Выдохнуть.
  5. Повторить 2 раза.

Таким образом, тибетская йога - это практики, направленные на очищение разума от негативных эмоций и освобождения сознания. Для достижения этой цели используются асаны в комплексе с медитациями, янтрами, звуками, пульсацией. Тибетскую йогу можно практиковать не всем. Она имеет ряд противопоказаний.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибетцы славятся своим здоровьем и долголетием. В чем же секрет? В этой обзорной статье мы хотим рассказать про тибетские практики и про то, как они влияют на физическое и психологическое состояние человека.

Условно их можно разделить на практики, связанные с буддийским учением, и на практики тибетской медицины. О них мы и поговорим поподробнее в статье ниже.

Буддийские практики

  • Практики тантры

Они предполагают систему из трех элементов: созерцание иконы будды или бодхисаттвы и мысленное слияние с ним; применение специальных жестов – ; произнесение .

  • Тайные практики монахов

Говоря о них, чаще всего говорят о скороходах Лунг-гомпа. Этот феномен не объяснен научно, но десятки очевидцев утверждают, что видели монахов, которые могли преодолеть порядка ста километров с невероятной быстротой без еды и отдыха. Такие способности монахи развивали благодаря долгой медитации и тренировке тела.


Практики медицины

Слава о чудесах известна всему миру. Лекари-тибетцы раскрывают секреты молодости и долголетия.

Согласно их воззрениям, человеческое состояние строится на балансе следующих элементов физического тела:

  • ветер – символизирует движение воздуха, иными словами – систему дыхания, а также нервы, психику, ум, функционирование внутренних органов;
  • желчь – олицетворение огня, отвечает за пищеварительную систему и насыщение каждой клетки энергией;
  • слизь – относятся к воде и земле, влияет на обмен веществ.

В зависимости от преобладания тех или иных элементов выделяют разные виды конституции организма. Цель медицины – привести их к гармонии, чтобы в теле была легкость, а внутренние органы функционировали хорошо.


Долголетие и оздоровление организма в случае болезни определяется тремя факторами:

  • положительное расположение духа;
  • образ жизни;
  • правильное питание.

Правильное питание заключается в сезонности: летом и осенью следует отдать предпочтение сырым овощам и фруктам, сладкому и соленому, весной – сладкой, а также грубой пище, а зимой – теплым блюдам. К тому же это правило отлично подойдет для похудения.

Основа тибетской медицины – лечение целебными травами, которые растут на горных склонах Гималаев. Лекари считают, что они не имеют противопоказаний и способны вылечить все: от обычного насморка до камней в почках.

Тибетская медицина дает мудрые советы по поводу человеческого здоровья:

  • Все болезни – от переживаний.
  • Побольше движения и физических упражнений.
  • Не переедать.
  • Есть меньше мяса и больше овощей.
  • Спать в прохладе.
  • Постоянно тренировать мозг и давать пищу для ума.
  • Иметь свой взгляд на вещи.
  • Очищать себя изнутри и снаружи.
  • Окружить себя любовью, просыпаться с улыбкой и засыпать с радостью.
  • Навсегда избавиться от омрачений, гордости, зависти, злобы и чаще чиститься посредством молитвы.

Таким образом, объединив разные виды тибетских практик, как буддийских, так и медицинских, можно добиться удивительных результатов в плане физического здоровья и душевного равновесия.


Это может быть сочетание йоги, медитаций, дыхательных упражнений, тантрических практик, активного образа жизни и трав со склонов Гималайского хребта. Прекрасное тому подтверждение – тибетские монахи, отличающиеся здоровьем и долголетием.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что вам пригодятся практики, описанные в статье. Конечно, каждая из них требует тщательного изучения, однако целью этой статьи являлось базовое ознакомление с ними. В дальнейшем мы обязательно продолжим эту тему.

Желаем вам физической и душевной гармонии! Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые статьи себе на почту!

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни