Йога как традиционная система физических упражнений. Современные и традиционные системы физических упражнений как средство оздоровительной направленности студентов в. Основные разновидности йоги

21.06.2020

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее - происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Эта подмена вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как искажен сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» - это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. В результате происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать, как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело - это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты.

Другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».

Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций - процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место."

Подмена понятий Йоги заставляет многих людей делать вывод о том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. - является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не может являться Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» - шлока 4.79 - «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога - это метод медицинского лечения» - ложное утверждение.

«Йога - это метод физической терапии» - ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная. Реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины, вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите - «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно - нет!

Физические упражнения системы Йога включают в се­бя определенные положения или позы тела, как правило статические (асаны и мудры), внутренние «замки» и напряжения (бандхи), и некоторые очистительные про­цедуры (крийи).

Эти упражнения оказывают чрезвычайно многооб­разное и благотворное влияние на организм благодаря своему сильному воздействию на все внутренние ор­ганы, системы и энергетику; они (упражнения) да­ют несомненный оздоровительный и профилактический эффект.

Время, место, условия.

Время занятий любое, но лучше утром или вечером за 30 - 40 мин. до еды или спустя 2 - 3 часа после еды.

Заниматься лучше на воздухе, в спокойном, тихом и сухом месте, защищенном от ветра, сквозняка и прямых солнечных лучей или в проветренном помещении с нор­мальной температурой (15 - 25″С).

Перед занятиями провести все возможные очиститель­ные процедуры (нос, рот, горло, кишечник, мочевой пузырь); можно принять теплую ванну или душ.

Упражнения выполняются на ровной жесткой пло­щадке (на теплой земле, траве, деревянном полу), на которую следует подстелить коврик, циновку или одеяло.

Общее время занятий не более 1 часа.

После занятий через 15 мин. можно принять теплую ванну или душ.

Асаны нельзя соединять с обычными физическими упражнениями и играми, лучше чередовать их через день или в крайнем случае утром - асаны, а вечером - обыч­ные упражнения и игры.

Основные правила выполнения асан

  1. В асану нужно входить (принимать позу) мед­ленно, плавно и постепенно, увеличивая напряжение мышц до максимума, в момент окончательного принятия позы.
  2. Поза принимается до крайне допустимого положе­ния (до упора), когда уже начинают появляться ограни­чения, неудобство или боль, но границу эту переходить не следует.
  3. После принятия позы необходимо провести полное и максимальное расслабление всех мышц, не участвующих в удержании позы. Это расслабление и «застывание» в позе очень важны; они должны быть приятными и ста­бильными, не вызывать неудобства и усталости, и в этом заключен весь эффект.
  4. После максимального расслабления и «застывания» установить медленное, равномерное и ритмичное дыхание (через нос) с постепенным замедлением дыхания до его «потери».
  5. Во время удерживания позы концентрировать вни­мание на определенном нервном центре (чакре) или на органе, а если это не оговорено, то просто на Пустоте или на своем «Я».
  6. После окончания позы, постепенно напрягая мыш­цы, медленно и плавно вернуться в исходное (перед позой) положение и сразу полностью расслабиться.
  7. Между позами при полном расслаблении сделать 2- 3 медленных полных дыханий.
  8. В заключение после упражнений всегда принимать позу отдыха (савасана) на 10-15 мин.

Примечание.

В позе должно испытываться чувство спокойствия, удо­вольствия и радости; при любых неудобствах, боли, слабо­сти, сердцебиения и т. п. надо прервать упражнение, медлен­но возвратиться в исходное положение, расслабиться, глубо­ко подышать и, отдохнув 20-30 сек., осторожно приступить к следующему упражнению. При повторных неприятных ощу­щениях прекратить занятия, отдохнуть лежа на спине, рас­слабившись, и при первой возможности проверить состояние здоровья.

Типовой комплекс основных асан

(Для практически здоровых и физически подготовленных лиц).

1. (!) Растягивание позвоночника (). 1 мин.

2. Вращение позвоночника (). 2 мин.

3. Втягивание живота (). 3 раза по 5-15 сек.

4. Вращение мышц живота (). 3 раза по 5 - 10 сек.

5. (!) Наклон вперед (). 20-30 сек.

6. (!) Наклон «голова-колени» (). 20 - 30 сек.

7. (!) Стойка на голове (). 1 - 5 мин.

8. (!) Треугольник; наклон в сторону (). 30 - 60 сек.

9. (!) Стойка на плечах; «Березка» (). 3 - 5 мин.

10. (!) Прогиб, опора на голове (). 2-3 мин.

11. (!) Поза плуга (). 1-5 мин.

12. Поза рыбы (). 30 - 60 сек.

13. Наклон вперед сидя «голова-колени» (). 1-5 мин.

14. (!) Поза кобры (). 3 раза по 20 сек.

15. (!) Наклон вперед в седле (

Йогу можно рекомендовать как эффективное средство психофизической рекреации и оздоровления студентов, а также как систему гармоничного развития личности. Эта система основана на методах осознанного пробуждения организма, она содержит гармоничные и мягкие способы восстановления здоровья, которое было нарушено под давлением негативных физических и психологических ситуаций.

Возникнув в древние времена на Востоке, йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и с тех пор очень быстро приобрела популярность в спортивно-оздоровительных центрах.

С древних времен йога использовалась как средство от всех болезней и различных дисфункций организма. При этом йога считается нетрадиционным методом оздоровления, так как данная система возникла в древней Индии как средство самосовершенствования человека. Однако данная система оздоровления уже давно перестала быть особенностью только индийской культуры. Проверенная тысячелетним опытом, она стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных систем во многих странах мира. После покорения Европы и Америки этот способ влияния на физическое тело и сознание получил официальное признание и в нашей стране и сейчас семимильными шагами развивается в России.

Не только в странах Востока, но и во всем цивилизованном мире складывается представление, что в сравнении с традиционными европейскими путями оздоровления система "Йога" относится к более активному и комплексному, направленному и эффективному способу мобилизации процессов адаптации и регуляции, компенсации и восстановления без применения лекарственных средств и, что особенно важно, - путем собственных усилий человека. Индийскими учеными установлено, что в состоянии расслабления выделяются эндорфины и энкефалины, гормоны, вырабатываемые клетками головного мозга, обладающие выраженными обезболивающим, успокаивающим, оптимизирующим настроение действием и строго избирательно регулирующие активность любых функциональных систем организма. Основные положения системы "Йога" находят объяснение с позиций основ отечественной физиологии - учения Павлова о высшей нервной деятельности, Анохина о функциональных системах.

Йога является одним из наиболее распространенных направлений фитнеса, которое популярно во всем мире, включая современную Россию. Практика йоги подходит каждому, начиная от самых маленьких и заканчивая людьми пожилого возраста, так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все независимо от степени физической подготовленности.

Йога всегда была актуальна для тех, кто пытался избавиться от хронических заболеваний, кто ищет путь самосовершенствования. Известный учитель Б.К.С. Айенгар благодаря йоге избавился от проблем со здоровьем и создал целое направление в этой области. Также многие институты мира проводят свои научные исследования феноменов йоги.

Йога - это не просто комплекс физических упражнений, она, в сущности, представляет собой целую комплексную науку о самосовершенствовании и души, и тела человека.

В основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики, лежат два понятия - "очищение" и "совершенствование". Ю.А. Мерзляков (1994) считает, что йога - это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога - это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный статус. Любая наука, в сущности, бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги.

Теоретические основы йоги. Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV-X вв. до н.э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV-VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название "Ригведа", "Атхарваведа", "Самаведа" и "Яджурведа", объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов. Таким образом, йога - это одна из классических систем индийской философии.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II-I вв. до н.э. Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. Он первым сделал письменное описание йоги. Патанджали излагает философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах, названных "Йога Сутры" и объясняющих суть и цель занятия йогой. Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Философская интерпретация практики йогов в "Йога Сутрах" согласуется с авторитетом Вед, т.к. терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью.

По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги избегали ее популяризации и это привело к мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги должна быть только практика.

Санскритское слово "йога", родственное русскому "иго", в переводе означает "связывать", "соединять", "скреплять", т.е. йога - буквально означает "соединение". Йога - это добровольная прочная связь с высшим, соглашаясь на которую, человек вступает в отношения с самим собой. Это метод работы с телом, дыханием и сознанием, постоянное изучение и изменение себя с благой целью. В настоящее время Йогу можно рассматривать как холистическую систему, направленную на достижение психофизиологиеской интеграции человека. Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу. Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.

Традиционная йога имеет 8 ступеней. В труде Патанджали "Йогасутра" изложена йога, составляющая "восьмеричный путь":

1. Яма - межличностные взаимоотношения.

2. Нияма - внутриличностная самодисциплина.

3. Асана - позы.

4. Пранаяма - система дыхательных упражнений.

5. Пратьяхара - отход от чувственного восприятия.

6. Дхарана - концентрация мысли.

7. Дхяна - медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).

8. Самадхи - самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта).

Первые четыре ступени йоги принято называть хатха-йогой. Следующие четыре ступени составляют раджа-йогу. Человеку, который хочет получить максимум прикладного эффекта от занятий, надо уделять внимание хатха-йоге, делая акцент на две составляющие йоги - это асаны (определённые неподвижные позы для тела) и пранаяму (специальные дыхательные упражнения).

йога упражнение поза прогиб

Современные и традиционные оздоровительные системы

Доктор альтернативной медицины ОМУКМ, кандидат медицинских наук, доцент В.К. Волков Воронежский государственный институт физической культуры

Проблема здоровья во все времена и эпохи была чрезвычайно актуальной. Всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Система здравоохранения подходит к здоровью как к состоянию отсутствия болезней. Указанные представления - описательны и не дают конкретных рекомендаций, что нужно делать для обретения здоровья.

В то же время существует следующее понятие (P.M. Баевский): здоровье-способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности. В этом определении подчеркиваются три составляющие здоровья: 1) способность адаптироваться, 2) свобода реагирования, 3) сущность человека. Способность адаптироваться, или приспосабливаться, определяется набором приспособительных форм поведения или навыков, свойственных индивидууму, которые получены по наследству или выработаны в процессе жизнедеятельности. Свобода реагирования зависит от внутренних резервов и адекватного восприятия внутренних процессов и внешней среды. Сущность должна обеспечивать два предыдущих аспекта здоровья. Таким образом, здоровье - это сущностное свойство человека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях внешней среды, или, коротко, здоровье - это способность жить свободно. Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия. Очевидно, что человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья, с одной стороны; здоровье должно формироваться в процессе всей жизни - с другой. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формированию или воспитанию.

Системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья, мы понимаем как оздоровительные системы. Оздоровительные системы начали формироваться с момента зарождения человеческих цивилизаций и естественным образом входят в культуру человечества. Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры - Индии и Китая. Это йога, у-шу, цигун. Современные оздоровительные системы формируются в странах молодой культуры на основе системного (целостного) подхода, примером является холизм. В странах, живущих в условиях культурной изоляции, возможно появление "примитивных" оздоровительных систем, пример - учение Порфирия Иванова.

Йога в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония. Единение души человека с абсолютным духом или божеством, индивидуального сознания с космическим разумом. Гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека. Совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности. Гармония трех начал человека: физического, умственно-эмоционального, или психического, и духовного. Йога ставит своей целью такую гармонию, которая достигается различными направлениями йоги:

  • 1. Крия-йога - морально-этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение, отказ от плохого и развитие хорошего, воспитание морали, совести и этики в человеке. Дисциплина нравственности.
  • 2. Хатха-йога - ха - солнце (мужское начало), тха - луна (женское начало), динамическое единство этих начал, которое достигается посредством физических упражнений (асана), дыхательной гимнастики (пранаяма), гидропроцедур, очистительных средств, питания и дозированного голодания. Дисциплина тела.
  • 3. Раджа-йога - царственная йога. Дисциплина ума,психики и сознания.
  • 4. Карма-йога - постижение совершенства посредством труда и активных действий, улучшение судьбы (кармы) добросовестным выполнением своей миссии, не требуя награды.
  • 5. Джани-йога - совершенство через знания. Кропотливое изучение всего того, что способствует приобретению мудрости и духовному развитию.
  • 6. Бханти-йога - любовь и преданность высшим идеалам.
  • 7. Лая-йога - космическая йога. Использование ритмов и вибраций космоса.
  • 8. Мантра-йога - использование звуковых вибраций, получаемых путем произнесения различных (строго определенных) гласных, слогов и слов.

Ригведа (2,5 тыс. лет до н.э.) понимает йогу как свод законов социальной, нравственной и экологической жизни общества. Патанджали на рубеже новой эры сформулировал восьмиступенчатый путь в йоге:

  • 1. Отказ от плохого и вредного (яма).
  • 2. Принятие хорошего и полезного (нияма).
  • 3. Обретение соответствующей позы (асана).
  • 4. Ограничение жизненной энергии (пранаяма).
  • 5. Контроль над своими чувствами, устранение зависимости от чувств (пратьяхара).
  • 6. Концентрация внимания (дхарана).
  • 7. Созерцание проблемы или медитация (дхьяна).
  • 8. Самореализация. Состояние полного вникания в сущность проблемы, ее разрешение, слияние с Абсолютом, состояние транса (самадхи).

В воспитании здоровья это означает: откажись от плохого и вредного, прими хорошее и полезное, научись принимать соответствующую устойчивую позу, бережно используй жизненную энергию, обрети независимость от своих чувств, при этом ты сможешь сконцентрировать внимание на актуальной проблеме, вникнуть в ее сущность и посредством слияния с Абсолютом выработать новую адаптивную форму поведения, разрешающую проблему. Решение проблемы сопровождается состоянием самадхи, или нирваны, характеристиками которой являются приятные ощущения с оттенком спокойствия и умиротворения, чувство единства с окружением, непередаваемость ощущений, изменение пространственно-временных соотношений, парадоксальность (принятие вещей, кажущихся необычными обыденному сознанию), обострившееся восприятие реальности и смысла происходящего.

Восточные оздоровительные системы построены на основе даосизма. Чжудизи в III в. до н.-э. так определял дао: "...Встречаюсь с ним и не нижу лица его, следую за ним - не вижу спины его. Вот вещь, в хаосе возникшая, прежде Неба и Земли родившаяся. Повсюду действует и не имеет преград. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао, произвольно давая ей имя. назову Великое. Великое - оно в бесконечном движении. Согласно традиции, существует пять путей к совершенству: йога, монаха, мага. агни-йога, воина.

У-шу - воинское искусство, соответствует пути воина. Существуют внешние и внутренние школы у-шу.

Внешние школы - атакующее силовое воздействие, результат мускульной силы рук, ног и тела. скорости удара и длины маха.

Внутренние школы - плавные, медленные движения, эффект за счет искусства расслабления и концен трации. Искусство управления "внутренней энергией тела" развивается с помощью психофизической тренировки и заключается в создании особого психофизического состояния, при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма.

Путь воина предусматривает три ускорителя (на- бор физических упражнений, дыхательная гимнастика, укрощение стихий, или природных элементов) и три этапа познания ("сила", "связь", "гармония" - каждый этап предполагает отказ от достижений предыдущего этапа).

У-шу - сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, элементов акупрессуры, психофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и определенных взглядов на жизнь.

В частности, один из патриархов у-шу - Цзяо Юаль, живший в IX в. завещал: постоянно занимайся, используй боевое искусство только для самозащиты, уважай наставника, не обижай слабого, не демонстрируй необдуманно технику, кроме тех случаев, когда это необходимо для спасения низшего, не используй знания и технику для выяснения отношений, не пей вина и не ешь мяса, обучай только достойных, не допускай излишнего и извращенного секса, остерегайся духа соперничества.

Основной задачей тех, кто следовал экспериментальному даосизму, являлось достижение личного бессмертия. Этому служит внешняя и внутренняя алхимия. Внешняя алхимия направлена на производство священной киновари (философского камня), или эликсира бессмертия, который может способствовать бессмертию, власти над людьми, лечению заболеваний и превращению элементов.

Внутренняя алхимия предусматривает выработку внутренней киновари - нейдань. Мастерская - все тело человека. Она состоит из трех котлов (дань-тянь), трех обогревателей - хранилищ исходных компонентов и каналов, по которым перемещаются исходные компоненты и промежуточные продукты. Работа в мастерской обеспечивается произвольными действиями владельца, которые сводятся к трем этапам: превращения духа в ци, превращения ци в жизненность, возврат жизненности пустоте. По нашим представлениям. Дух (Шэнь) -это доступная для использования организмом информация, Ци - управляющие организмом сигналы, жизненность - целенаправленная деятельность, зависящая от доступной информации и управляющих сигналов.

Возврат жизненности пустоте означает процесс расширения информационного потока с окружающим миром, т.е. с Абсолютом, что увеличивает доступную информацию.

Нейдань является эквивалентом решения актуальной проблемы или выработки недостающей организму! адаптивной программы. Таким образом, актуальная;

проблема разрешается за счет циклического процесса увеличения доступной информации, а цигун означает управление этим процессом

Видно, что традиционные оздоровительные системы объединяет общий принцип: существующие у человека внтуренние, даже неосознанные, проблемы разрешаются путем строго определенных действии, направленных на увеличение доступной информации.

Теоретическая предпосылка холизма (с английского переводится как целый, целостный) -достижения современного естествознания, которые свидетельствуют о том, что живые организмы являются формально непредставимыми, и существуют общие правила, позволяющие их эффективно совершенствовать.

Приведу используемый нами вариант холизма.

Определяющим свойством живых организмов является их постоянное самовоспроизведение - движение из прошлого в будущее в соответствии с информационным полем или планом, который создается при участии информационных полей окружающего мира. Для реализации этого плана организму необходим определенный набор функций. Эти функции связаны с телесными структурами и навыками, отражающими прошлое. Утрата способности воспроизводиться означает переход в ситуацию "не жилец". Человек умирает не от болезней, а заболевает потому, что "должен умереть". Ситуации "не жилец" предшествуют характерные переживания (ощущение напряжения, трудно поддающееся словесному описанию, тягостные переживания и чувство безысходности), которые являются признаками стресса и соответствуют "синдрому хронической усталости".

Человек обладает по крайней мере тремя сферами мышления:

  • 1. Подсознание - автономное управление по выработанным ранее программам (растительный ум, инстинкты, привычки). Оно связано с прошлым и обслуживает потребности сохранения (компоненты, необходимые для жизни, и безопасность), работает "на себя".
  • 2. Сверхсознание - выработка новых форм поведения (интуиция, космический разум). Связано с будущим, обслуживает потребности роста (самоуважение и уважение другими, самоактуализация), работает "на других". На уровне сверхсознания формируется абсолютное знание.
  • 3. Сознание - постановка проблемы, контроль ее решения, связь между людьми и поколениями с помощью речи (рассуждающий и нерассуждающий интеллекты). Является контрольным органом, обслуживает социальную потребность в привязанности и дружбе, подсознание или сверхсознание в зависимости от ситуации. На уровне сознания формируется относительное знание.

Относительное знание неприменимо к сверхсознанию, поэтому процессы, происходящие на его уровне, оказываются непонятными сознанию. Отсюда соблазн решения проблем путем формирования произвольных образов будущего благополучия, которые оказываются психологическим наркотиком. В то же время развитое сверхсознание выступает необходимым условием человеческой способности создавать и сохранять информационное поле будущего. Отсюда очевидно, что инструментом для энергоинформационного программирования здоровья служит личность с развитым сверхсознанием.

Таким образом, для формирования здоровья необходимы:

  • 1. Развитие способности к восприятию внутренних процессов и внешней среды.
  • 2. Передача программы здоровья.
  • 3. Воспитание способности к созданию собственного информационного поля здоровья.
  • 4. Обеспечение условий для эффективного воспроизведения организма в соответствии с новым планом.
  • 5. Предупреждение формирования ситуации "не жилец" путем контроля стресса и его устранения.

Главные препятствия на пути к здоровью: потеря способности к восприятию реальности, информационные поля болезней и следы прошлых потрясений.

Программирование здоровья строится следующим образом: начальный этап - интуитивная диагностика актуальных проблем при минимуме предварительных сведений об обследуемом. Ее результаты обсуждаются с последним, при этом уточняется наличие указанных выше препятствий, объясняется смысл программирования здоровья и намечается индивидуальная программа воспитания здоровья.

Восприятие поля здоровья полностью устраняет страдания, появляются ощущения спокойствия, легкости, прилива энергии и душевного равновесия, что соответствует состоянию самадхи, или нирваны.

Терапевтическое обучение и психофизическая тренировка являются основными средствами воспитания способности к созданию собственного информационного поля здоровья. Для эффективного воспроизведения организма необходимы: рациональный режим дня, правильное питание и физические упражнения. В практику воспитания здоровья естественным образом вписываются традиционные оздоровительные системы.

Народный мудрец Порфирий Иванов назвал свое учение о природном оздоровлении человека - "Детка". Это учение основывается на 12 рекомендациях - правилах обучения здоровью. Эти рекомендации хорошо согласуются с традиционными оздоровительными системами и холизмом и не несут ничего нового. В то же время используемые термины и понятия, отдельные представления являются упрощенными и наивными, расходятся с традиционными и научными. Многие последователи П. Иванова обожествляют его и грешат фанатизмом, что находится в диссонансе с поступательным развитием человеческой культуры.

Следует подчеркнуть, что во всех оздоровительных системах важное место отводится роли воспитателя здоровья, которым может быть высокоразвитая личность, прошедшая свой собственный путь к здоровью.

Приведенный краткий обзор современных и традиционных оздоровительных систем свидетельствует о необходимости специального образования в области программирования и воспитания здоровья. Проблема здоровья является медико-педагогической, образование в этой области должно строиться на основе интеграции. По нашему мнению, воспитателей здоровья в России можно готовить на базе существующих институтов физической культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни