Определение основных понятий: физическая культура, спорт, тренировка и тренированность, подготовка и подготовленность. Какие бывают физические упражнения Физическая тренировка

07.05.2020

ОТВЕТЫ НА ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

предмета "Основы теории и методики спортивной тренировки"

для учащихся Республиканского государственного училища олимпийского резерва.

Цель и задачи спортивной тренировки.

Цель - достижение максимального для данного спортсмена спортивного результата с помощью целенаправленного педагогического процесса. Задачи делятся на 2 группы: общие и специальные. Общие задачи: 1 . Оздоровительная - с помощью средств ФВ и спортивной тренировки повысить иммунитет организма к неблагоприятным воздействиям внешних условий (закаливание, укрепление здоровья, улучшение работы функциональных систем). 2 . Образовательная - овладение знаниями правильного использования средств и методов тренировки в самостоятельных занятиях и умение обучать этому других людей. 3 . Воспитательная - создание условий для формирования жизненно важных умений и навыков: умения - бегать, прыгать, плавать, лазить; навыки - трудового воспитания, военного дела, самостраховки, самообслуживания, использования подручных средств для спасения человека; патриотизма, коллективизма. Специальные задачи: 1. Обучающая - обучение и совершенствование техники избранного вида спорта. 2. Развивающая - развитие основных физических качеств спортсмена. 3. Задачи совершенствования отдельных сторон подготовки спортсмена - теоретической, тактической, психологической, технической, интегральной.

Определение основных понятий: физическая культура, спорт, тренировка и тренированность, подготовка и подготовленность.

Физическая культура – это часть культуры общества, направленная на физическое развитие и совершенствование людей в соответствии с запросами общества (подготовка к труду, военному делу и пр.). Спорт – часть физ. культуры общества, исторически сложившаяся в виде соревнований, основанная на применении физ. упражнений и направленная на демонстрацию наивысших возможностей человека в данной сфере деятельности. Понятия "спортивная тренировка" и "подготовка спортсмена" во многом совпадают, но они не тождественны. "Подготовка" шире как по объему, так и по содержанию. Спортивная тренировка - основная форма подготовки спортсмена с помощью методов упражнения, представляющая педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). Тренировка - это педагогический процесс воздействия физических упражнений на организм спортсмена, направленный преимущественно на развитие физических качеств и функциональных возможностей, с целью его успешного участия в спортивных соревнованиях. Тренированность - это состояние, достигнутое в результате тренировки. Уровень тренированности контролируется с помощью упражнений, оценивающих развитие отдельных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и координации движений. Подготовка - более широкое понятие, чем тренировка, – это педагогически организованный процесс, включающий в себя тренировку, а также развитие теоретической, технической, тактической, психологической и интегральной сторон для успешного участия спортсмена в соревнованиях. Кроме специфических средств (физ. упражнений) в подготовке применяются средства словесного и наглядного воздействия, психологические тренинги, средства восстановления (массаж, мед. процедуры, питание) и др. Подготовленность - это состояние, достигнутое в результате подготовки. Уровень подготовленности оценивается по результатам соревнований.


Что такое физическая активность и тренированность?

Движение – это жизнь! Доказывать в наше время пользу физической культуры – это все равно, что доказывать необходимость воздуха или пищи. Но, к сожалению, малоподвижный образ жизни стал широко распространенным явлением. По данным научных исследований, в России низкую физическую активность имеют более 30% мужчин и более 40% женщин. Современный человек стал очень мало двигаться. Это – последствия развития техники, внедрения новых технологий в нашу повседневную жизнь. Вспомните, еще 15 лет назад для того, чтобы переключить телевизионную программу, надо было встать с кресла и подойти к телевизору. Не было телефонных трубок без шнура, с помощью которой можно разговаривать, лежа на диване; дети играли не в компьютерные игры, а в прятки, салочки, футбол и просто бегали во дворе. Автоматические стиральные машины, газонокосилки, автомобиль, лифт – все эти и многие другие изобретения цивилизации привели к тому, что человек стал малоподвижным, часто болеющим существом.

Низкая физическая активность способствует развитию таких заболеваний, как артериальная гипертония, атеросклероз, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт, сахарный диабет, ожирение и остеопороз. Так, артериальное давление повышается у физически малоактивных людей в 1,5–2 раза чаще, чем у людей с достаточной физической активностью.

Нам необходимо заниматься физической деятельностью, чтобы оставаться здоровыми, и мы должны делать это в течение всей нашей жизни, а не только в период молодости или в возрасте средних лет. В действительности пожилым людям необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями в такой же степени, как и молодым, если не больше. И даже если человек страдает повышенным артериальным давлением, ему также рекомендуется заниматься физическими упражнениями.

Физическая активность – это любые движения тела при помощи мышечной силы, сопровождающиеся расходом энергии (выражающейся в килокалориях). Человек может поддерживать физическую активность на работе, в свободное время, а также при выполнении обычных повседневных обязанностей. Обычно для оценки уровня физической активности используются две характеристики: двигательная активность на работе и в часы досуга. Только повышение физической активности в свободное от работы время оказывает положительный эффект на здоровье, так как она может быть изменена волей и желанием практически каждого человека. Научные исследования свидетельствуют, что люди с одинаковой физически неактивной (сидячей) работой имеют разный риск развития заболеваний в зависимости от активного или неактивного время провождения в свободное от работы время.

Физическая тренированность – это степень возможности выполнения физических нагрузок, которые требуют выносливости, силы или гибкости; зависит от уровня физической активности и генетически унаследованных способностей. Физическая тренированность чаще всего рассматривается как просто тренированность сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Чем менее активен и тренирован человек, тем сильнее у него одышка и учащенное сердцебиение при физической нагрузке. Исследования показывают, что только треть населения поддерживает уровень физической активности с тренирующим эффектом, который рекомендован для улучшения состояния сердечно-сосудистой системы. Тренирующим эффектом для сердечно-сосудистой и легочной системы обладает физическая активность, которая затрагивает большие мышечные группы, т.е. сопровождается движениями в плечевых и тазобедренных суставах (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде), продолжительностью 20 минут и более, от 3 до 5 раз в неделю. Для оценки физической тренированности можно использовать пробу Мартине (см. ниже в материалах для пациентов).

Какова цель повышения физической активности?

Целью повышения физической активности является расширение адаптационных возможностей организма для улучшения здоровья через достижение достаточного уровня физической тренированности, увеличение выносливости организма, а также гибкости, координации движений и мышечной силы.

Выносливость – это способность человека достаточно долго выполнять тяжелую работу. Люди с более высоким уровнем выносливости способны выполнить больший объем работы и потратить большее количество энергии, чем люди невыносливые. Выносливость обеспечивается в первую очередь системой транспорта кислорода. В доставке кислорода к органам и тканям, прежде всего, участвуют сердечно-сосудистая и легочная система. Больший объем и интенсивность работы обеспечиваются повышенным потреблением кислорода. У здоровых людей тренировки на выносливость улучшают возможности организма по доставке кислорода к органам и тканям. Лица с высокой выносливостью имеют большую величину потребления кислорода, а это положительно сказывается на работе практически всех органов и систем организма.

Выносливость развивается при занятиях динамическими циклическими (то есть одинаковыми и многократно повторяющимися) упражнениями (ходьба, бег, лыжи, плавание), так как именно они тренируют способность тканей поглощать и усваивать кислород. Поэтому такие упражнения называют аэробными, так как они сопровождаются образованием энергии при участии кислорода (аэро – воздух). Этот процесс очень похож на обычное горение. Когда воздуха хватает – дрова в костре или бензин в двигателе горят хорошо, дыма почти нет, и золы совсем не остается, сгорает почти все и выход энергии максимальный. Воздуха мало – дрова еле тлеют, полно головешек, золы и едкого дыма. Но главное, что и тепла почти нет. Поэтому для улучшения горения кое-где даже чистый кислород применяют или турбонаддув в машинах. Но это в технике. В организме человека происходит примерно то же, но «турбонаддув» проявляется увеличением интенсивности дыхания и кровообращения. Аэробный процесс в организме человека идет до полного сгорания топлива с образованием углекислого газа и воды, которые из организма полностью выводятся. А как топливо в аэробном процессе может использоваться жир, если процесс продолжается достаточно долго. Поэтому аэробные занятия так полезны, особенно для желающих похудеть.

Организм человека – система саморегулирующаяся. Аэробный процесс начинается и происходит в зависимости от того, нагрузка какой интенсивности и как долго выполняется. Считается, что при занятиях физическими упражнениями аэробный процесс происходит, когда интенсивность движений средняя или ниже средней, а продолжительность их выполнения не менее 20–30 минут. Нагрузки более интенсивные и короче по времени вызывают другие процессы энергообразования. Здесь, кстати, будет полезно возвратиться к сравнению аэробного процесса с горением. Когда дрова в костре горят наиболее эффективно? Когда лучше работает двигатель автомобиля? Тогда, когда костер разгорится, а мотор разогреется. Так и аэробный процесс у человека требует определенного времени на «разогрев». А тут и полчаса может быть маловато.

Теоретически в аэробном режиме можно выполнять любые физические упражнения, а не только циклические. Нужно просто соблюдать соответствующие именно этому процессу интенсивность и продолжительность и выполнять их как циклические. Это могут быть, например, танцы или теннис, если побольше бегать за мячиком, но не быстро, можно даже домашними делами в аэробном режиме заниматься. Не обязательно ограничиваться только одним видом аэробной активности. Можно менять вид упражнений и по сезону, и по настроению. Главное, чтобы интенсивность и длительность упражнения обеспечивали адекватный аэробный режим.

Мышечная сила развивается при динамических и силовых нагрузках, выполняемых в медленном и среднем темпе.

Гибкость развивается в результате включения в программу занятий упражнений на растягивание мышц в медленном и среднем темпе. При этом не должно быть ощущений дискомфорта и боли в мышцах. Гибкости способствуют и занятия йогой. Однако это требует специальной подготовки под руководством специалиста.

Типы физических тренировок

Физические упражнения можно разделить на три типа: обычная физическая деятельность в ходе повседневной жизни, упражнения для сердечно-сосудистой системы (аэробные) и упражнения для увеличения гибкости и силы. Все три типа важны для здоровья и борьбы со старением, поэтому все они должны быть включены в ваш режим.

Обычная, повседневная физическая активность включает любые виды деятельности, которые требуют использования мышц, например, прогулка по улице, выполнение работы по дому или во дворе, хождение по лестнице (вместо того, чтобы пользоваться лифтом). Это самые основные формы физической деятельности и к тому же легко выполнимые независимо от возраста. Несмотря на то, что они не заставляют вас сильно напрягаться, польза от них очень большая. Среди прочего, повседневная физическая нагрузка помогает сохранять тонус мышц и поддерживать идеальный вес, поскольку в процессе этой деятельности сжигаются лишние калории.

Упражнения для сердечно-сосудистой системы (аэробные) представляют собой равномерный тип физической активности, в которой участвуют крупные мышцы. Этот тип упражнений помогает укрепить сердце и легкие, а также облегчает поступление кислорода в ткани. Об этом уже говорилось ранее. Аэробика – это самый лучший комплекс упражнений для вашего сердца. Со временем, при регулярных занятиях снижается частота сердцебиения и артериальное давление, улучшается дыхание. Аэробные упражнения требуют гораздо больших усилий, чем повседневная физическая деятельность, и включают такие виды тренировки, как быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание. Цель их состоит в том, чтобы укрепить сердце и легкие, заставив их работать в полную силу. Если вы не тренировались на протяжении определенного периода времени, то вам следует начинать такие занятия медленно и постепенно увеличивать нагрузку с каждой последующей неделей. По мере того как ваши мышцы будут становиться более сильными, вы будете чувствовать, что вам становится все легче делать эти упражнения. Если вам больше сорока, то было бы разумно обратиться к врачу для того, чтобы он проверил ваше общее физическое состояние перед тем, как вы начнете выполнять какие-либо физические упражнения. Это необходимо только для того, чтобы обезопасить себя.

Поддержание силы, тонуса мышц и гибкости особенно важно для людей среднего и пожилого возраста. Эти упражнения способствуют увеличению плотности кости и сокращают риск получения травмы в результате несчастного случая. Упражнения на растягивание мышц помогут вам поддерживать достаточный для повседневной жизни объем движений. В течение нормального процесса старения мышцы теряют эластичность, ткани вокруг суставов уплотняются. Физические упражнения помогут замедлить этот процесс посредством растяжения мышц. Упражнения на гибкость также замедляют развитие артрита – одного из самых частых заболеваний, связанных со старением. Артрит снижает подвижность суставов, причиняет человеку боль и страдания, ограничивает независимость и активность. Растягивание рук и ног до и после упражнений помогает подготовить мышцы к физической нагрузке и помогает предупредить травму мышцы или их чрезмерное растяжение во время упражнений. Кроме того, этот вид упражнений помогает увеличить объем движений и гибкость.

Упражнения, разработанные для развития силы, тренируют мышцы, повышают их тонус, помогут предотвратить преждевременную потерю мышечной массы, улучшить выносливость в любом возрасте. Польза заключается и в улучшении реакции, сокращении степени мышечной атрофии, увеличении работоспособности, предотвращении травм. Физические упражнения для увеличения силы могут включать поднятие веса. Выполнение упражнений с поднятием веса полезно и для женщин. Это может помочь им предотвратить развитие остеопороза (снижение плотности костей, которое может привести к переломам), поскольку такие упражнения способствуют сохранению плотности кости до, во время и после наступления менопаузы. Большинство специалистов считают, что тридцати – сорока минут в неделю на упражнения с поднятием веса достаточно для поддержания хорошего здоровья. Недорогие гантели различного веса можно купить в любом спортивном магазине, но если в вашем районе нет таких магазинов, то емкости, которые можно наполнять различным количеством воды, могут быть хорошей заменой. Начинать следует с небольшого веса, а затем постепенно увеличивать его по мере того, как увеличивается ваша сила. И не слишком подгоняйте себя: чрезмерная нагрузка при выполнении упражнений с поднятием веса может привести к серьезной травме. Еще одно напоминание: проконсультируйтесь со своим врачом перед тем, как начнете заниматься любым видом физических упражнений, требующих большого напряжения, особенно если прошло уже довольно много времени с тех пор, когда вы в последний раз занимались спортом. Физическое обследование может обнаружить сердечные и другие проблемы со здоровьем, которые могут усугубиться при интенсивных физических занятиях.

Если вы хотите быть здоровыми и добавить своей жизни как можно больше активных и ярких лет, важно включить все три вида физической деятельности в свой образ жизни.

При артериальной гипертензии обычно рекомендуются занятия быстрой ходьбой, ездой на велосипеде, плаванием. Ежедневная ходьба не менее 1 часа с постепенным увеличением расстояния от 500 м до 4–5 км и постепенным увеличением темпа, посещение плавательного бассейна 2–3 раза в неделю могут быть использованы для повышения уровня физической активности. Также рекомендуются занятия гимнастикой как индивидуально, так и с друзьями или в группах лечебной физкультуры.

Начните с анализа своего режима дня. Подумайте, как вы можете усилить свою физическую нагрузку и в какое время вам удобнее всего заниматься физической тренировкой.



Рано или поздно каждый человек задумывается о том, что пора заняться своей фигурой. Первая мысль, которая появляется у людей, - посещение тренажерного зала. Ведь на просторах интернета бытует миф о том, что улучшить свою физическую форму в домашних условиях практически невозможно. Сегодня мы вам докажем, что это не так. Ведь дома можно работать как на рельеф, так и на массу. Поехали!

Что вам понадобится

Чтобы развенчать миф о том, что дома не получится преобразить своё тело, более глубоко проанализируем принципы построения тренировочного процесса. Начнём с того, что для максимально эффективной проработки тела необходимо выполнять упражнения, в которых задействовано несколько суставов. В домашних условиях нам доступны как минимум 5 таких упражнений.

Для роста мышц необходимо выполнять не более 12 повторений за подход. Очень важно понимать, что двенадцатое повторение должно даваться вам с большим трудом, а тринадцатое у вас не должно получиться. Поэтому напрашивается вывод , что дополнительный вес нам необходим.

В качестве дополнительного веса вы можете взять что угодно:

  1. Бутылки с песком и водой.
  2. Книги.
  3. Кирпичи.

Также можно попросить вашего младшего брата или сестрёнку сесть вам на плечи, когда вы будете приседать или отжиматься.

Самое разумное решение - приобрести гантели или гири. Покупать их лучше по объявлению, чем в спортивном магазине, так вы сэкономите несколько тысяч рублей. Более того, брать в качестве дополнительного веса диски от гантелей или гирю гораздо удобнее, чем рюкзак с книгами. А также вам будет доступно гораздо больше упражнений .

Помимо гирь и гантелей, вам нужны брусья и турник. Их можно найти в любом дворе. Правда, здесь есть 2 недостатка:

  1. Чтобы позаниматься, вам придётся выходить из дома.
  2. В зимнее время года у вас не получится тренироваться.

Поэтому лучше приобрести настенный турник с брусьями. Его стоимость не превышает 2000 рублей. Таким образом, сумма ваших затрат составит примерно 5000-6000 рублей. Столько же стоит трёхмесячный абонемент в тренажерные залы крупных городов. За 3 месяца занятий ваши затраты окупятся, а результат будет ничуть не хуже, чем при тренинге в зале.

Какие упражнения следует делать

Все упражнения, которые вы будете выполнять, можно условно разделить на 2 больших группы:

  1. Многосуставные.
  2. Изолирующие.

Многосуставные упражнения

  • Различные варианты подтягиваний.
  • Различные варианты отжиманий от пола .
  • Приседания.

Так как вы приобрели гантели , вам будут доступны следующие упражнения:

  1. Приседания и выпады с гантелями .
  2. Жим гантелей вверх, в положении стоя.
  3. Тяга гантелей к поясу в наклоне.
  4. Тяга гантелей к подбородку.

Эти упражнения также являются многосуставными, их необходимо включать в свою тренировочную программу.

Изолирующие упражнения

В изолирующих упражнениях участвует только один сустав. Они нужны нам для проработки мелких мышечных групп, таких, как бицепс, трицепс, дельты, предплечья. А также — для более детальной проработки крупных мышечных групп. К таким упражнениям относятся:

  • Различные варианты сгибаний и разгибаний рук.
  • Подъёмы рук с гантелями в разные стороны.
  • Сгибания и разгибание кистей с гантелями.
  • Разведение рук с гантелями, лёжа на стульях.

Кстати, нельзя не сказать об упражнениях для проработки мышечного корсета:

  • Скручивания и подъёмы ног для пресса.
  • Разгибания спины для поясничных мышц.

Ключевой момент - правильный подбор веса. Он должен быть таким, чтобы вы могли выполнить за подход не более 12 повторений. Именно такие тяжёлые нагрузки максимально стимулируют мышечный рост.

Упражнения на пресс и поясницу необходимо выполнять до жжения. Это является главным признаком того, что вы все делаете правильно.

Оптимальный перерыв между подходами - 2 минуты. Однако, если за это время ваше дыхание не успевает полностью восстановиться, подождите ещё немного и переходите к следующему подходу.

Как правильно составить программу тренировок

Существует множество упражнений, которые нужно выполнять. Чтобы равномерно проработать все группы мышц вашего тела, мы будем составлять программу тренировок. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  • Уровень физической подготовки.
  • Вашу цель.

Мужчинам необходимо нагружать себя по полной, ведь мышцы так это любят. Женщинам нет необходимости выполнять подтягивания и отжимания на брусьях. Для преображения тела им вполне хватит упражнений для ног, ягодиц, пресса и поясницы. А ещё можно подтянуть свою грудь, выполняя отжимания от пола. Дополнительный вес девушкам на тренировках не нужен. Всё-таки они должны быть воплощением женственности, а не стероидным монстром.

Если ваш уровень физической подготовки близок к нулю, и вы только начинаете заниматься, то вам следует на время забыть о дополнительном весе. В течение 2-3 недель выполняйте приседания, отжимания и подтягивания дважды в неделю. Когда ваш организм привыкнет к постоянным нагрузкам, можете начинать тренироваться по программе, которую мы вам предложим.

Ваша цель - ключевой момент при составлении хорошей программы тренировок. Для набора массы выполняйте в подходе не более 12 повторений. Если чувствуете, что можете больше, повышайте вес. Для проработки мышечного рельефа можно выполнять те же самые упражнения, только вес должен быть меньше. Оптимальное число повторений - 15-20.

В программе тренировок мы будем указывать только число подходов для каждого упражнения. А число повторений вы будете выбирать в зависимости от вашей цели. В предложенной тренировочной программе будет 4 тренировки в неделю. Заниматься следует во вторник, среду, пятницу и субботу. Можно смещать тренировочный процесс на начало или конец недели, в зависимости от вашей занятости и графика работы.

Вторник - проработка груди

  1. Отжимания на брусьях.
  2. Отжимания от пола с широкой постановкой рук.
  3. Жим гантелей лёжа на стульях.
  4. Разведение рук с гантелями, в положении лёжа.

В каждом упражнении необходимо выполнить по 2 подхода.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естест­венного перехода части тренирующихся из массового спорта в «боль­шой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить Здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться Максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.

Соревновательный метод тренировки используется как в относительно эле­ментарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода - сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач. Это, прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состяза­ний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и спо­собствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Общая физическая подготовка (ОФП)

способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере де­ятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле­дующие задачи:

Достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответст­вующей силы мышц;

Приобрести общую выносливость;

Повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

Увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

Улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и слож­ные движения;

Научиться выполнять движения без излишних напряжений, овла­деть умением расслабляться.

Общие принципы тренировки:

    сознательность и активность, наглядность,

    доступность,

    систематичность,

    динамичность.

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполня­ются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип доступности - э тот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней части» студентов (фронтальный подход). Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая - в усложненных. По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподава­тель все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию.

Принцип систематичности - это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному. Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным заня­тием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

Принцип динамичности , или постепенного повышения требований, заключается в по­становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражаетсяв постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регуляр­но обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годо­вом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.

Позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и бое­вую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, свя­зывает физическую подготовку с конкретными задачами боевой учебы воинов. Дан­ная форма направлена на:

Повышение и поддержание физической подготовленности и профессиональ­ной работоспособности;

Совершенствование военно-специальных двигательных навыков и умений;

Сохранение необходимой двигательной активности военнослужащих в такие периоды военно-профессиональной деятельности, когда затруднительно проводить занятия в других формах их физического совершенствования.

Физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности отличают сле­дующие особенности:

Использование времени, отводимого на различные предметы боевой подго­товки и другие виды военно-профессиональной деятельности;

Тесная связь с содержанием учебно-боевой деятельности;

Отсутствие жесткой регламентации организационных и методических парамет­ров.

Основными видами физической тренировки в процессе учебно-боевой деятель­ности являются:

Физические упражнения в условиях дежурств;

Попутная физическая тренировка;

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами. Физические упражнения в условиях дежурств проводятся в целях:

Сохранения ранее достигнутого уровня физической тренированности, умствен­ной и физической работоспособности;

Восполнения дефицита двигательной активности;

Поддержания физической и психической готовности военнослужащих к экст­ренным действиям.

Они применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих упражнения для отдельных групп мышц, на внимание и координацию, для предуп-

293

рождения или снятия неблагоприятного воздействия на организм монотонной ра­боты, однообразной позы, ограничения двигательной активности, некоторых фак­торов внешней среды и т.д.

Подбор физических упражнений осуществляется с учетом особенностей соот­ветствующей военно-профессиональной деятельности военнослужащих (общего ре­жима дежурства, характера работы, наличия в ней пауз или перерывов, рабочей позы, внешних условий), а также уровня тренированности и степени утомления лич­ного состава.

В зависимости от характера и условий дежурства предусматривается возмож­ность выполнения комплексов физических упражнений до, во время и после дежур­ства.

Физические упражнения перед заступлением на дежурство выполняются в виде специального комплекса в течение 8-10 минут в составе расчета, экипажа, смены или индивидуально в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10-15 минут до заступления на дежурство.

В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены) через каждые два часа продолжительностью 5-8 минут.

При подборе упражнений особое внимание уделяется возможности привлече­ния к динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в стати­ческом напряжении или подвергались сдавливанию. В ночное время применяются упражнения для отдельных групп мышц, выполняемых в более быстром чем обычно темпе и с большей интенсивностью.

После окончания дежурства физические упражнения обычно выполняются в виде специального комплекса в течение 8-10 мин. Для более полного снятия психичес­кого и физического напряжения, повышения интенсивности обменных процессов, создания благоприятного общего состояния организма и быстрого восстановле­ния работоспособности комплекс физических упражнений может проводится в те­чение 10-15 минут в форме зарядки на местности.

Попутная Физическая тренировка направлена на повышение физической подго­товленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и по­левой выучки военнослужащих. Она обеспечивает:

Совершенствование способностей военнослужащих к быстрому передвижению на разнообразной местности в пеших строях и на лыжах в сочетании с преодолени­ем препятствий;

Развитие общей выносливости и других физических способностей;

Повышение военно-специальной подготовленности;

Совершенствование навыков использования техники и оружия в условиях зна­чительных физических нагрузок;

Подготовку военнослужащих к действиям в защитной одежде и в условиях ог­раниченной видимости, формирование навыков коллективных действий.

Попутная физическая тренировка проводится при передвижении подразделе­ний к местам занятий, в ходе занятий по боевой подготовке и возвращении с них. При передвижении подразделений к местам занятий по боевой подготовке (такти­ческим полям, полигонам, стрельбищам, паркам и т.д. (средствами тренировки могут быть;

Ускоренное передвижение на местности с оружием и снаряжением;

Преодоление естественных препятствий;

Отдельных специально созданных препятствий;

Лекция 22 Физическая подготовка в вооруженных силах

метание гранат, переноска тяжестей;

Преодоление водных преград;

Приемы рукопашного боя;

Передвижение на лыжах;

Посадка на машины и высадка с них и т.п.

На каждом маршруте передвижения подразделений к местам занятий разраба­тывается несколько вариантов тренировки, отличающихся содержанием упражне­ний, протяженностью маршрута, уровнем нагрузки и т.п.

В ходе практических занятий по различным предметам боевой подготовки фи­зическая тренировка осуществляется в следующих целях:

Закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях военно-профес­сиональных приемов и действий в сложных условиях;

Повышения общей физической нагрузки, когда необходимо научить личный со­став выполнять то или иное действие на фоне утомления в условиях большого фи­зического напряжения;

Повышения плотности занятия. Содержание тренировки определяется с учетом: темы занятия;

Уровня подготовленности личного состава;

Рельефа местности; наличия времени;

Материальной обеспеченности.

При возвращении подразделений с занятий по боевой подготовке в качестве ос­новного средства физической тренировки личного состава чаще всего использует­ся ускоренное передвижение в пешем порядке и на лыжах.

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической трениро­ванности и поддержания постоянной готовности личного состава к действиям с максимальным напряжением.

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в виде специальных комплексов, содержание которых обусловлены задачами предстоящей деятельности войск, специфическими особенностями транс­портных средств, временем передвижения, местом выполнения и другими услови­ями.

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности может прово­диться и в других условиях:

При пребывании личного состава в укрытиях (траншеях, убежищах и т.д.);

Во время перерывов между теоретическими занятиями;

В ходе установленных распорядком дня пауз активного отдыха.

Спортивно-массовая работа.

Занимает важное место в системе физического совершенствования военнослу­жащих. Она характеризуется следующими особенностями:

Сочетание обязательности занятий спортом с добровольностью в выборе ви­дов спорта для спортивного совершенствования;

Перенесение военнослужащими в процессе занятий спортом максимальных фи­зических нагрузок и психических напряжений.

Спортивно-массовая работа включает:

Учебно-тренировочные занятия;

Спортивные и военно-спортивные соревнования;

295 Теория и методика физической культуры

смотры спортивно-массовой работы;

Спортивные праздники и другие мероприятия.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в сборных командах воинских час­тей и подразделений 3-4 раза в неделю продолжительностью до 2 часов. Содержа­ние учебно-тренировочных занятий сборных команд составляют виды спорта, вы­бор которых обусловлен принадлежностью воинской части тому или иному виду Во­оруженных сил или роду войск и ее боевым предназначением, спортивным кален­дарем, наличием соответствующих условий, интересами военнослужащих и другими обстоятельствами.

Основная тенденция развития массового спорта в армии и на флоте состоит во все большем приближении его к задачам боевой подготовки, в более широком ис­пользовании его для повышения боеспособности войск. Поэтому главное место в содержании учебно-тренировочных занятий с членами сборных команд занимают военно-прикладные виды спорта, регламентируемые Военно-спортивной класси­фикацией. Тренировки сборных команд части осуществляются круглогодично. Для непосредственной подготовки спортсменов к соревнованиям могут проводиться учебно-тренировочные сборы.

Учебно-тренировочные занятия в составе подразделений направлены на:

Совершенствование общей и специальной физической подготовленности во­еннослужащих;

Закрепление военно-прикладных двигательных навыков и техники выполнения физических упражнений, приобретенных в ходе учебных занятий по физической под­готовке;

Вовлечение личного состава в регулярные занятия спортом и непосредствен­ную подготовку к массовым соревнованиям.

Спортивные соревнования своему содержанию в большинстве случаев решают не только общие, но и специальные задачи физической подготовки. Поэтому наи­большее распространение в армии и на флоте получили военно-спортивные сорев­нования с использованием наиболее прикладных для военнослужащих соответству­ющего рода войск физических упражнений из программ физической подготовки, видов спорта, входящих в Военно-спортивную классификацию, а также военно-про­фессиональных приемов и действий.

Военнослужащие могут принимать активное участие в соревнованиях, проводи­мых местными физкультурными и спортивными организациями.

Таким образом, сложные задачи, стоящие перед физической подготовкой по фор­мированию и поддержанию физической готовности личного состава армии и флота к боевой деятельности, требуют комплексного использования всех форм физичес­кого совершенствования военнослужащих на основе их оптимального сочетания и взаимосвязи.

Лекция 23 Спорт в системе физической культуры

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни