Звук j. Описание правильной артикуляции. План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды

06.11.2019

Звук/" (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: он характе­ризуется почти полным отсутствием шума и с этой стороны сбли­жается с гласными, но отличается от последних наличием пре­грады в ротовой полости.

Артикуляция звука / почти такая же как и и. Но / произно­сится с более сильной струёй выдыхаемого воздуха и при боль­шем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении/:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам;

средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и об­разует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя

г) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук / имеет двоякое обозначение: в одних случаях он обо­значается буквойи, в других - в сочетании со следующим за ним

гласным - буквамия, е, ё» ю.

Если звук / стоит в конце слога после гласного звука, он обо­значается самостоятельной буквой и (мой, дай, танцуй, тройка).

Если; стоит перед гласным звуком, то вместе со следую­щим гласным он обозначается одной буквой: /а-я (jomo- яма); J9 - е (]эл - ел); jo - ё (jovcuk - ежик); jy - ю (jyna -

Юла).

(Надо помнить, что эти же буквы -я, ё, ю» е - могут выпол­нять следующую функцию: служить для обозначения мягкости предшествующих согласных и в то же время обозначать гласные

а, о, у, э: мяч, мёд, люк, мех.)

Важно, чтобы уже в детском саду дети научились правильно, четко произносить звук / и не заменяли его другим звуком, на­пример звукомл ’ в тех случаях, когда вместо я может слышать­сяля: яблоко - ляблоко, вместое -ле: ели - лели; вместо ю -лю: юла - люла; вместоё -лё: ёжик - лёжик.



Звук j в конце слога

j в речи.

Цель. Добиваться четкого правильного произношения сло­гов, слов, фраз со звуком /.

Предшествующая работа. В предыдущих группах проводилась отработка звукаи, вырабатывался подъем средней части спинки языка.

Подготовительная работа. Приготовить игрушеч­ного мишку и картинки, в названии которых звук / стоит в конце слога: майка, лейка. Незнайка, чайка, зайка, чайник, сарай, трамвай, воробей, муравей, попугай, чай.

Краткое описание

Воспитатель показывает детям мишку и говорит: «Посмотри­те, дети, какой большой мишка. Какой большой - ой, ой, ой! (Дети все вместе повторяют: «ой, ой, ой!») Посмотрите, дети, какие у мишки грязные лапы. Ай, ай, ай! (Дети повторяют: «ай, ай, ай!») Поможем мишке вытереть лапы...

Мишка принес нам интересные картинки. Я вам их покажу, а вы должны хорошо, правильно назвать их. (Воспитатель по­казывает картинки, а дети называют их, потом составляют пред­ложения по этим картинкам.)

У мишки есть товарищ - зайка. Мы выучим про зайку сти-хотвопение»-

Методические указания. Следить, чтобы дети чет­ко произносили звук / в звукоподражаниях и словах, обращать внимание на правильное словесное ударение.

II этап работы

Тема. Уточнение произношения звука j в сочетании с глас­ным а.

Цель. Добиваться от детей умения слитно и быстро про­износить звукосочетание ja.

Предшествующая работа. Звук а был отработан

во второй младшей группе.

изображением осла и ослика. Игра «Ослик потерялся»

Краткое описание

Дети сидят на стульях. Воспитатель показывает им картин­ку, на которой нарисованы большой и маленький ослики, а за­тем говорит: «Пошел маленький ослик гулять и потерялся. Стоит и маму зовет: «йа-йа-йа». Скажем все вместе, как ослик зовет

маму». Дети произносят: «йа-йа-йа».

Методические указания. Следить, чтобы дети про­износили звукосочетания слитно и многократно.

Ill этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения слов со звуком j в сочета­нии с гласным а.

Цель. Добиваться от детей четкого, правильного произно­шения слов со звукосочетанием ja.

Предшествующая работа. Дети учились слитно произносить сочетание звуковja.

Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, картинки, в названии которых звукосочетаниеja нахо­дится в начале, середине, конце слова: яблоко, Яша, яма, ягоды, якорь, маяк, одеяло, свинья, змея и др. (Для проведения заня­тия нельзя брать те предметы или картинки, в названии которых звук / отсутствует, а буква я обозначает мягкость предыдущего согласного: мяч, моряк, ряд и т. д.)

Игра «Чего не хватает?»

Краткоеописание

Дети сидят за столами. Воспитатель кладет на стол пред­меты и игрушки (яблоко, ягоды, одеяло, куклу Яшу) и предла­гает посмотреть и назвать их. Вызванный ребенок уходит за дверь, а другой в это время прячет одну из игрушек. Вернувший­ся должен сказать, какого предмета на столе не хватает. Потом дети называют картинки, которые показывает воспитатель.

Методические указания. Стараться, чтобы дети слегка выделяли голосом звук / и не произносили звук а более длительно, чем /.


Звук j в начале слог» перед гмкным

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука /" в сочетании с глас­ным у.

Цель. Добиваться от детей умения быстро, слитно произ­носить звукосочетание/у,

Предшествующая работа. Звук у отрабатывался во второй младшей группе. Дети учились слитно произносить со­четание звуковja.

Подготовительная работа. Подобрать картинку с

изображением красивой птички.

Игра «Споем как птичи»

Краткое описание

Дети сидят за столами. Воспитатель напоминает, как они летом были в лесу и слушали пение птичек. «Птички пели так:

Методические указания. Звукосочетаниеjy надо произносить слитно, повторяя несколько раз, с каждым разом убыстряя темп.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

jy. jy.

Предшествующая работа. Дети учились слитно,

кратко произносить сочетание звуковjy.

Подготовительная работа. Воспитатель подбира­ет картинки, изображающие различные действия детей. (Нужно отбирать только те картинки, где слова, обозначающие действия, оканчиваются наjy, т. е. где / стоит или после гласной, или после разделительных ь и ъ знаков: Я пью, Я рисую и др.)

Игра «Что мы делаем?»

Краткое описание

Воспитатель раздает детям по одной картинке, на которой изображены те или иные действия детей (раздать их надо так, чтобы у мальчика на картинке был изображен мальчик, а у де­вочки - девочка) и говорит: «Представьте себе, что это вы изо­бражены на картинках, скажите о том, что вы делаете». Вызван­ный подходит к столу, показывает картинку всем детям и гово- рит, что он делает. Например: «Я рисую домик»; «Я стираю платья куклам»; «Я шью юбку»; «Я запускаю юлу» и т, д.

Методические указания. Следить, чтобы все звуки в словах дети произносили с одинаковой силой и длительностью.

Стихи и рассказ для закрепления произношения звука / в сочетании со звуком у

Вот так, гость

Пришел Юра к нам в гости. А поздороваться не хочет. Стали мы Юру ябло­ками угощать: «Возьми, Юрочка, пожалуйста!» Юра яблоко взял, а «спасибо» и не подумал сказать. Дали мы Юре конфетку. Взял он конфетку, а «спасибо» опять не сказал. Захотелось Юре книжку посмотреть: «Дай книгу!» Схватил Юра книжку - и снова молчок! Стал Юра домой собираться. «До свиданья. Юроч­ка!» А Юра ушел и не попрощался. Вот так Юра!

Звук J в начале слога в сочетании с гласным э

11 этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука / в сочетании с глас­ным э.

Цель. Добиваться от детей умения слитно и быстро произ­носить звукосочетание/э.

Предшествующая работа. Звук э отрабатывался во второй младшей группе. На предыдущих занятиях уточняли произношение сочетаний звуков/a, jy.

Подготовительная работа. Продумать, кто из де­тей будет изображать гуляющих, а кто - эхо.

Игра «Эхо»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям: «Помните, как мы на даче ходи­ли в лес и кричали «ау», когда кто-нибудь отставал? Эхо тоже нам отвечало «ау». Вот мы сейчас и поиграем с вами в игру «Эхо».

Воспитатель ставит детей в 2 ряда друг против друга у про-

тивоположных стен. Одни дети, изображающие гуляющих в лесу, громко произносят звукосочетание/э, другие, изображающие эхо, тише повторяют звукиja. Повторив игру 3-4 раза, дети мо­гут поменяться ролями.

Методические указания. Чтобы получился нужный звук, дети должны произносить звуки / и э слитно, в быстром темпе.

Ill этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения слов со звукосочетаниемJэ.

Цель. Упражнять детей в четком, правильном произноше­нии слов со звукосочетанием/э.

Предшествующая работа. Дети научились слитно, кратко произносить сочетание звуков]э.

Подготовительная работа. Воспитатель подбира­ет картинки, на которых нарисованы поезд, платье, боец, ежи, ель, ежевика и др. Он заранее составляет предложения по этим картинкам: Елена собирает... (ежевику). Ева едет на... (поезде). На посту стоит... (боец). Еве купили новое... (платье). Под елью жили... (ежи) и т. д.

Игра «Найди нужную картинку»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинки и просит назвать их. Затем он ставит все картинки на доску и говорит: «Сейчас я буду называть предложения, в которых не хватает слов, обозначаю­щих предметы, изображенные на этих картинках. Тот, кого я вы­зову, должен подумать, какого слова не хватает, и добавить его. Например: Евгений нашел гриб под... Вы должны сказать пред­ложение полностью: Евгений нашел гриб под елью.

Одно и то же предложение могут повторить несколько детей.

Можно дать детям следующее задание: самим составить пред­ложения по этим картинкам.

Методические указания. Произнося фразы, воспи­татель не выделяет никаких звуков в словах, следит за правильным произношением детей.


Звук J в начале слога перед гласным о

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнениепроизвошенйя звука / в сочетании с глас­ным о в словах.

Цель. Упражнять детей в четком, правильном произноше­нии слов со звукосочетанием/о.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения сочетания звука / с гласнымиа, у, э.

Подготовительная работа. Подобрать картинки, в названии которых имеется сочетание звуков/о: ёлка, ёжик, бе­льё, клеёнка, ружьё и др.

Игра «Телефон»

Краткое описание

Дети садятся на стулья, которые ставят в один ряд. Воспита­тель говорит шепотом первому ребенку слово, а тот передает его дальше. Слова должны передаваться шепотом, но без искаже­ния. Первый, исказивший слово, садится в конце ряда. Когда де­ти передадут последнее слово, можно попросить их составить ма­ленькие предложения по картинкам, которые подобрал воспи­татель.

Методические указания. Следить, чтобы при про­ведении игры дети передавали слова шепотом.

Звук ш

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 54.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Ш Развитие речевого дыхания.

Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении зву­ка ш.

Предшествующая работа. Подъем языка вверх от­рабатывался на звуках г,д, n. Умение делать язык широким от­рабатывалось на звукахк, с, з. Воздушная струя, направленная посередине языка, отрабатывалась на звукахф, в, с, э.

ш дети, чтобы знать, кому и как помочь на занятии.

Игра «Лес шумит»

Краткое описание

Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш...з> Воспитатель предлагает де­тям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш...»

Игра «Шар лопнули

Краткое описание

Дети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хло1тку воспитателя шар лопается, де­ти приседают, опуская руки, произнося звук ш.

После двух-трехкратного повторения игры дети садятся. Воспи­татель спрашивает: «Дети, как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?.. А как шипел воздух, когда выходил из лоп­нувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «шш», воздух выходил из лопнувшего шара и шипел: «шшш». Произнесем все вместе звук ш... Что делали наши губы, когда мы произносили звукш? («Губы выдвигались вперед».) Они были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».) Что делал язык, когда мы произносили звукш? («Язык поднимался к нёбу, за верхние зубы».)

Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносимшшш. (Дети выполняют упражнение подгруппами, воспитатель проверяет качество выполнения - широкий язык дол­жен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.)

А какой воздух - теплый или холодный - выходит изо рта, когда мы произносимшшш? Поднесем ладонь ко рту и скажем всешшш. («Воздух теплый».) Правильно, когда мы говоримш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык подни­мается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая.

А что делает голос, когда мы произносимш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш... В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали».)

Методические указания. Чтобы дети правильно про­износили звукш, необходимо следить за положением губ, язы­ка, наличием воздушной струи, идущей посередине.

Если дети не могут определить положение органов артикуля­ционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно про­изнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка. Можно вызвать ребенка, который хорошо артикулирует этот звук, и предложить всем посмотреть на его губы или попросить, чтобы он показал, куда поднимается широкий язык при произнесении звука ш.

Ill этап работы

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения зву­ка ш в словах. Воспитание фонематического слуха.

Ш в словах. (Дети должны произносить звук ш более длитель­но, чем остальные звуки в слове.)

Предшествующая работа. Проведено занятие на уточнение произношения изолированного звука ш.

Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых звук ш находится в разных частях

слова, например: машина, мишка, петушок, матрешка, лошадь, шарик, кошка, шапка, карандаш и т. п. Часть предметов, игру­шек заранее разложить на видных местах в групповой комнате. Подготовить к занятию плюшевого медведя, одетого в штаны, рубашку с бантом из шелковой ленты, шапку.

Игра «Угадай, что в руке»

Краткое описание

Воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассмат­ривают и называют их. Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребенку дают один из уб­ранных предметов, а он должен на ощупь определить и назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.).

После окончания игры педагог предлагает детям вниматель­но посмотреть вокруг себя и назвать предметы, в названии кото­рых есть звук ш.

После ответов детей воспитатель ставит на стол мишку и пред­лагает рассмотреть его внимательно. Задает вопросы: «Какой мишка? («Большой, плюшевый».) Что на мишке надето?» («Шта­нишки, рубашка, шапка».) Обращает внимание на ленту, завя­занную в бант: «Какая лента?» («Шелковая, широкая». Потом предлагает детям подобрать и назвать слова со звуком ш.

Методические указания. Выделять звук ш в сло­вах, произнося его чуть длительнее других звуков.

IV этап работы

(проводится как часть занятия или вне занятий)

Тем а. Воспитание правильного, четкого произношения зву­ка ш в речи, работа над голосом.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ш во фразовой речи, добиваться умения пользоваться тихим го­лосом.

ш в словах.

Подготовительная работа. Продумать, кого вы­брать Машей или Мишей (детей, еще недостаточно хорошо про­износящих звукш).

Игра «Тишина»

Краткое описание

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (та­кое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Ти­ше, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведенное воспитателем место.) Тот, кого осалят, дол­жен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают но­вого водящего.

Методические указания. Следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук ж, но не выделяли его. Во вре­мя игры дети должны говорить медленно, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звукомш, ему помо" гают дети или воспитатель, задав наводящий вопрос, например:

«Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»

ш во фразовой речи необходимо учитывать следующие пра­вила орфоэпии: на месте сочетанийсш и зш произносится двой­ной твердыйш: бесшумный, без шапки; сочетаниечт в слове что и в производных от него произносится какшт: что, чтобы, что-то, кое-что, что-нибудь, не за что.

Звук ж

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 52.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, си­лы голоса.

Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка пра­вильного, длительного, громкого произношения звука ж.

Предшествующая работа. Отработан звукш, оди­наковый по артикуляции со звуком ж. В средней группе отраба­тывали звонкий звук з.

Подготовительная работа. Уточнить, как произ­носят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображени­ем жука.

Упражнение «Жук жужжит»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинку с изображением жу­ка и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжа­ли жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немно­го выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходя­щей изо рта.

Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара... Что делал голос, когда мы говорили звукш? («Голос спал, в домике было тихо».) Прило­жим руку к шее, скажем долго: «жжж...» Что делает голосок:

Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.

Игра «Пчелки собирают мед»

Краткое описание

Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каж­дому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изо­бражает (одному-ромашки, другому-васильки и т. п.). Ос­тальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж...» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

Игра «Мухи в паутине»

Краткое описание

Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж...», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, и паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек.

Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо сле­дить за правильным положением губ, языка, наличием прямо иду­щей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо, а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».

Примечание. Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

ж в сло­вах и фразах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка ж е словах и фразах.

ж.

Подготовительная работа. Воспитатель подбира­ет пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изо­бражены ножницы, а на сюжетной - девочка с бумагой; на пред­метной картинке изображены лыжи, на сюжетной - мальчик в лыжном костюме; на предметной - пожарник, на сюжетной - горящий дом и т. д.

(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится какш, например: нош, морш, лошка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)

Игра «Кому что нужно?»

Краткое описание

Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок, пред­лагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спраши­вает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Де­ти отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бума­гу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и пока­зывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.

Методические указания. В словах со звуком ж де­ти должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длитель­нее других звуков.

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Формирование правильного произношения звука ж в речи. Воспитание выразительной речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка яс во фразовой речи. Следить за изменением интонации в речи детей.

Предшествующая работа. Проведено уточнение правильного произношения звука ж изолированного и в словах.

Подготовительная работа. Продумать, как про­вести работу (инсценировка, пересказ) по сказке«Ох, тяжело!»

«Ох, тяжело!»

Ох, тяжело!..

Почему тебе, Яблоня, тяжело?

На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся... Еле

Ох, тяжело!

А тебе, Тыква, отчего тяжело?

На земле лежать да себя держать, вот отчего!

Методические указания. Следить, чтобы дети при пересказе сказки правильно произносили звук ж, рассказывали с выражением.

Игра «Жуки»

Краткое описание

Дети, изображающие жуков, сидят в своих домиках (на

стульях) и говорят: «Я жук, я жук, я тут живу. Жужжу, жужжу». По сигналу воспитателя жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат. По сигналу «дождик» жуки ле­тят в домики (на стулья).

Примечание. При подборе материала для закрепления звука ж во фразовой речи необходимо учитывать следующие пра­вила орфоэпии: сочетание зж на стыке приставки и корня произ­носится как двойной твердый ж: разжег, изжарил. Сочетание зж внутри корня произносится как двойной мягкий ж: визжать, дре­безжит, езжу, позже.

Звук ч

II этап работы (проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ч или вы­зывание его по подражанию.

Цель. Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произне­сении звука ч.

Предшествующая работа. Подъем языка вверх от­рабатывался на занятиях по звукамг, д, я, ш, ж.

Подготовительная работа. Выяснить, как дети про­износят звукч, чтобы, используя специальные приемы, добиться правильного произношения звука. Подобрать картинки с изобра­жением кузнечика.

Игра «Поезд»

Краткое описание

Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за дру­гом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...» Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч-ч-ч...» По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замол­кают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.

Упражнение «Кузнечики»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинку с изображением куз­нечика и говорит: «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч-ч-ч». Как стрекочут кузне­чики?.. Когда вы произноситеч, что делает кончик вашего язы­ка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».)

Методические указания. Следить, чтобы дети про­износили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внима­ние детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зу­бами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитнотш (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук ч.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука ч в

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка *(в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.

Подготовительная работа. Приготовить чудесный сундучок - красиво оформленную в виде сундучка коробку, от­крывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, оч­ки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.

Игра «Чудесный сундучок»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать та­кие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и

четко называют их.

Методические указания. Следить, чтобы дети го­ворили слова достаточно громко, звук ч произносили четко.

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука ч во фразовой речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка ч во фразовой речи. Учить детей выразительной речи.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука ч в словах.

Подготовительная работа. Выучить с детьми сти­хотворение «Ручеек». Подобрать все необходимое для проведе­ния игры. Примерный перечень предметов для игры: чайник, чашка, чайная ложечка, печенье, калач, булочка.

Игра «Угостим кукол чаем»

Краткое описание

Дети сидят перед столом воспитателя. На нем стоит куколь­ный стол с чайным сервизом, рядом на стульчиках сидят 4 куклы. Воспитатель говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети называют «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем воспитатель вызывает ребенка, предлагая налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровож­дает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танеч­ке. Даю Танечке печенье».

Посадив ребенка на место, воспитатель спрашивает других детей: «Что делал Петя?» Дети отвечают. Затем он вызывает продолжать игру следующего ребенка. Заканчивая игру, дети вспоминают стихотворение «Ручеек»:


Ручеек, ручеек, И, сверкая Дай водички на чаек. под лучами, Мы чаек горячий Засмеялся родничок, Будем пить на даче. Быстро прыгнул Пить с печеньем, С камня в чайник --

С калачом, Дал водички на чаек! И пирог испечем!


Методические указания. Воспитатель должен сле­дить, чтобы дети делали все неторопливо, сопровождая свои дей­ствия речью, правильно называя предметы, хорошо произнося звукч, читали стихотворение с выражением.

Примечание. При подборе материала для закрепления звука ч во фразовой речи необходимо учитывать следующее пра­вило орфоэпии: на месте сочетанийтч и дч произносится двойной звукЧу например: лётчик, находчивый, разведчик.

Звук щ

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 53.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука щ или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться от детей правильного произношения зву­ка щ. Учить определять положение языка при произнесении звука щ.

Предшествующая работа. Умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким формировалось при отра­ботке звукови, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в процессе ознакомления со звукамиг, д, н, ш, ж; направ­ленная воздушная струя - со звукамиф, в, с, з, ш, ж.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети про­износят звук щ.

Игра «Кто наблюдательный?»

Краткое описание

Дети сидят полукругом или за столами. Воспитатель спраши­вает: «Дети, вы видели, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщщ...» Как оно шипит?.. А кто видел в зоопарке змей? Знаете, как они шипят? Послушайте: «щщщ...»

Повторим теперь все вместе, как шипят змеи...» Дети выпол­няют задание сначала все вместе, потом индивидуально (те, кого вызвал воспитатель).

«Когда мы говорим звукщ, где находится кончик языка?»- спрашивает воспитатель. («Кончик языка находится за верхними зубами».) «Покажите, куда поднимается кончик языка». Во время показа воспитатель проверяет, как выполняет упражнение каж­дый ребенок.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произ­носили звукщ, необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Если у ребенка звук щ не получается, надо предложить ему при открытом рте поднять ши­рокий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская, слитно произносить сочетание звуковшьтыиь, тогда получится звук щ. Или при том же положении органов артикуляции слитно про­износитьшч. Следует обратить внимание детей на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.

III этап работы

(проводится как часть занятия и вне занятия)

Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в сло­вах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка и{ в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука щ.

Подготовительная работа. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых имеется звукщ, например:

щетка, щенок, щепка, ящик, плащ, клещи и др.

Игра «Разведчики»

Краткое описание

Воспитатель прячет предметы в разных местах комнаты. При­гласив детей и усадив их полукругом, педагог говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям надо найти спрятанные пред­меты (Называет какие.) Для поисков выделяют группу развед­чиков: каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Тот, кто отыскал и назвал предмет, получает «значок раз­ведчика».

Методические указания. Следить, чтобы при назы­вании предмета дети выделяли звукщ, произнося его чуть дли­тельнее других звуков. Когда ребенок принесет предмет и назо­вет его, можно предложить детям повторить название предмета всем вместе, а потом попросить повторить тех детей, которым надо закрепить этот звук в словах.

IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении зву­ка щ при ответах на вопросы по рассказу «Товарищи».

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука щ изолированного и в словах.

Подготовительная работа. Подобрать вопросы по содержанию рассказа «Товарищи».

«Товарищи»

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щен­ка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали ща­вель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птен­чики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побе­гали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и реши­ли, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи.

Методические указания. Следить за правильным произношением звука щ.

П р и /м е ч а н и е. При подборе материала для закрепления звука щ во фразовой речи необходимо учитывать следующие правила орфоэпии:

сочетаниясч илизч на стыке корня и суффиксачик произно­сятся какщ, например; подписчик, рассказчик, грузчик и т. п.;

сочетаниесч в тех случаях, когда приставка не выделяется достаточно ярко, произносится какщ, например; счастье, счи-шть и т. п.;

сочетаниесч на стыке ясно выделяемой приставки и корня произносится какщч, например: исчеркать, расчесать и т. п.

Звук л

Описание правильной артикуляции звука см. на с. 64.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произ­ношения звукал, воспитывать умение определять положения язы­ка при произнесении звука л.

Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звукахг, д, н; подъем задней части язы­ка - на звуке у; отработан звук ы.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети про­износят звук л.

Упражнение «Самолет гудит»

Краткое описание

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит.

Викторина о спорте с ответами для учащихся 3-4 классов

Пояснительная записка
Викторина - это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса. Понятие «викторина» появилось в 20-х годах двадцатого века. Авторство принадлежит довольно известному в то время советскому журналисту и и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе всякие вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причем подбирал материалы в этот раздел газеты один из ее сотрудников - Виктор. Вот от его то имени и появилось слово «викторина».
Если Вы хотите, чтобы ваши дети были развитым всесторонне, то обучайте их, например, в игровой форме. А юным спортсменам будет очень интересно как можно больше узнать о спорте. Так что проведите спортивную викторину среди учащихся вашей школы.
Цель викторины: приобщить учащихся к учебно-познавательной и спортивной деятельности.
Задачи викторины:
определить уровень знаний у учащихся;
способствовать развитию у школьников интереса к теории спорта;
выявить учащихся, наиболее подготовленных по теории спорта.
Участники викторины: учащиеся 3-4 классов.

Спортивная викторина «В мире спорта»

I.Выберите правильный ответ.
1. Спортсмен, который ходит сидя.
а) Шахматист; б) ходок; в) лыжник.
2. Спортивный переходящий приз.
а) Грамота; б) кубок; в) медаль.
3. В каком виде спорта самый высокий старт?
а) Парашютном; б) плаванье; в) прыжки с трамплина.
4. В каком виде спорта спортсмены наносят друг другу уколы?
а) Фехтование; б) бокс; в) хоккей.
5. Без чего судья не может выйти на поле?
а) Перчатки; б) флажок; в) свисток.
6. Обувь футболиста.
а) Кеды; б) бутсы; в) коньки.
7. Что стремится установить спортсмен?
а) Планку; б) рекорд; в) время.
8. Как называется шест с лопастью для гребли?
а) Палка; б) бита; в) весло.
9. Спортивная игра, цель которой - забросить мяч в корзину?
а) Баскетбол; б) волейбол; в) футбол.
10. Боксерский корт.
а) Стадион; б) ринг; в) поле.
II. Подчеркните инвентарь, который использует биатлонист?
1.Лыжи 2.Винтовка 3.Коньки 4.Сноуборд 5.Палки 6.Шайба 7.Клюшка
III. Подчеркните инвентарь, который использует футболист?
1.Мяч 2.Седло 3.Бита 4.Ворота 5.Перчатки 6.Ракетка 7.Копье
IV. Выберите летние виды спорта и поставьте около них значок «V».

V. Соедините правильные пары предметов стрелками


VI. Найдите правильные пары, соединяя рисунки и названия физических качеств человека стрелками


VII. Отметьте пять видов спорта связанные с водой.
1.Фехтование 2.Водное поло 3.Теннис 4.Конный спорт 5.Футбол 6.Гимнастика
7.Борьба 8.Гребля 9.Плаванье 10.Лёгкая атлетика 11.Синхронное плаванье
12.Тяжелая атлетика 13.Прыжки в воду
VIII. Для каких видов спорта нужен лёд? Отметьте их.
1.Хоккей 2. Сноубординг 3.Фигурное катание 4.Биатлон 5.Лыжные гонки
6.Скелетон 7.Горные лыжи 8.Двоеборье 9.Фристайл 10.Кёрлинг
11.Прыжки с трамплина 12.Бобслей 13.Санный спорт
IX. Разгадайте ребусы.


X. Используя подсказки, узнайте, как звучит олимпийский девиз

I. 1 а; 2 б; 3 а; 4 а; 5 в; 6 б; 7 б; 8 в; 9 а; 10 б.
II. Лыжи, винтовка, палки.
III. Мяч, ворота, перчатки.
IV. 1,3,4,5,9,12.
V. 1-Г; 2-А; 3-Д; 4-В; 5-Б
VI. 1-В; 2-А; 3-Д; 4-Б; 5-Г
VII. Водное поло, гребля, плаванье, синхронное плаванье, прыжки в воду.
VIII. Хоккей, фигурное катание, скелетон, кёрлинг, бобслей, санный спорт.
IX. Хоккей, Теннис, Борьба, Стадион.
X. Быстрее, выше, сильнее.

Конспект

индивидуального логопедического занятия с ребенком, имеющим нарушение зрения и ОНР III уровня по автоматизации звука «Р» в слогах и словах на тему «Зимние олимпийские игры — 2014»

Цель занятия:

Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, в словах и в предложениях по лексической теме «Зимние олимпийские игры»

К оррекционно -образовательные задачи:

  • Активизировать словарь по теме: «Россия» «Зимние виды спорта»
  • Совершенствовать грамматический строй речи — упражнять в образовании существительных родительного падежа мн. ч., в преобразовании названий профессий спортсменов м. р. в профессию ж. р. (лыжник — лыжница).
  • Формировать связную речь;
  • Правильно воспроизводить слоговую структуру сложных слов (сноуборд, трамплин, горнолыжник);
  • Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному;

Коррекционно -развивающие задачи:

  • Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать фонематическое восприятие через умение определять наличие звука [Р] в словах.
  • Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаз, умение ориентироваться на макроплоскости, развивать осязательное восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
  • Расширять кругозор ребенка.

Предварительная работа:

Формирование у ребенка начальных представлений об Олимпийских играх, знакомство с историей Олимпийских игр, Олимпийской символикой. Беседы о спорте, рассматривание иллюстраций с изображением зимних видов спорта.

Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, план-схема, факел, указка, логотип, талисманы, предметные картинки «Зимние виды спорта», маркер, картинка «Снаряди спортсмена», изображение фигуристки, подставка, грифель, контурное изображение медведя, мяч, медаль, грамота.

Ход занятия.

Организационный момент: введение в тему – беседа.

Какое сейчас время года? В какие игры любят играть дети зимой? (Дети зимой любят играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах и коньках).

— Как называется наша страна? (Россия)

— Какие слова мы можем подобрать к слову Россия? Россия – какая? (большая, огромная, сильная, красивая, любимая, родная, дружная,).

— Как называются люди, которые живут в России? (россияне)

— Кто занимается спортом? (спортсмены)

— Ты знаешь, что зимой в нашей стране будет проходить Олимпиада и спортсмены из разных стран приедут в г. Сочи на соревнования. Проведение Олимпиады — это высокая честь для нашей страны!

— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (нужно заниматься физкультурой, закаляться, делать каждое утро зарядку).

— Давай сейчас и мы сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика «Спортивная зарядка для язычка»

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хотя это нелегко, потянулся высоко.

Наклонился низко к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.

А теперь язык, как мячик за зубами сверху скачет.

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал.

Язычок наш сильный и крепкий, он подготовился к соревнованиям.

Заводим моторчик. Мы с тобой будем путешествовать по городам, понесем олимпийский огонь через всю Россию от Москвы до Сочи. Самым достойным доверено нести олимпийский огонь.

План -схема – маршрут олимпийского огня. (закреплена на магнитной доске)

— Вся Россия готовится к зимним олимпийским играм в Сочи. Вся страна участвует в эстафете олимпийского огня. Мы будем двигаться по городам, выполнять задания, продолжать учиться красиво проговаривать слова со звуком «Р».

— Мы начнем путешествовать от столицы нашей Родины.

— Назови самый главный город, столицу России. (Москва). Найди глазами — покажи на схеме указкой. Ниже Москвы расположен наш родной город.

— Как он называется? (Рязань) (следи глазами за перемещением указки) Олимпийский огонь несли и через Рязань.

Проговаривание чистоговорок на каждый город, в названии которого есть звук «Р» с одновременным прослеживанием глазами за перемещением указки.

Тра-тра-тра – Кострома

Ур-ур-ур – Мурманск

Ир-ир-ир – Киров

Ра-ра-ра – Саратов

Ро-ро-ро – Воронеж

Ар-ар-ар – Краснодар

— Мы оказались в г. Сочи. (закрепить факел). Мы донесли огонь до Сочи.

— Здесь нас встречают талисманы олимпийских игр, которые приносят удачу нашим российским спортсменам. Это белый медвежонок Полюс, зайка Стрелка, леопард Барсик (логотип г. Сочи и изображения талисманов закреплены на стенде). Они приготовили для тебя задания.

Первое задание :

— Назови вид спорта и отбери те картинки, в названии которых слышится звук «Р», четко проговори (сноуборд, фигурное катание, прыжки с трамплина)

Второе задание Игра. – «Снаряди спортсмена»

Составление предложений с опорой на картинки.

— В экипировке каждого из спортсменов не хватает какой-либо одной детали. Найди недостающий предмет и проведи линию к соответствующему спортсмену.

— Лыжнику нужны лыжные палки.

— Хоккеисту нужен шлем.

— Биатлонисту нужно ружьё. — Что делают биатлонисты? (бегут на лыжах, стреляют из ружья).

Физкультминутка: координация речи и движения

Предлагаю сделать лыжную прогулку. Представим, что мы в костюме лыжника. Наденем печатки, как я. Поправим каждый пальчик (самомассаж).

«Наконец пришла зима, (разводим руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складываем руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигаем руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируем)

Мы катаемся на санках, (Приседаем, руки вытягиваем вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладываем за спину, медленно кружимся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируем)

И играем все в снежки. (Лепим и бросаем снежки)

Дыхательная гимнастика «Согреем носик» Упражнение «Фокус»

Зрительная гимнастика «Танцы на льду» развитие прослеживающей функции глаз.

Фигуристка танцует на льду. Сними очки, следи глазами за перемещением фигуристки по спирали, голова неподвижна, работают только глаза.

— Фигуристка танцует по кругу от центра к краю.

Третье задание от Мишки Полюса (работа с рельефно-точечным изображением, развитие осязательного восприятия)

– Обозначь контур Медвежонка грифелем.

— Переверни листок, закрой глаза, найди пальцами голову, уши медведя, верхние лапы и нижние лапы.

Снятие зрительного утомления — релаксация.

Сними очки, закрой глаза, расслабься, представь что-нибудь приятное. Пусть твои глаза отдохнут. Представь, как пушистые снежинки кружатся в морозном воздухе, опускаются тебе на ресницы. (звучит спокойная музыка).

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
Тема: «Зимние виды спорта. Звуки [Н], [Н’]. Буква Н.»
Цели занятия:
коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;
- учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Н, НЬ];
- закрепить связь звука и буквы Н;
- развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, координацию движений, память, внимание, словесно-логическое мышление;
- продолжать учить проводить звуковой анализ;
- формировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-кинестетический анализаторы;коррекционно-воспитательные:
- прививать детям любовь к спорту;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.
Оборудование:
Пеналы для звукового анализа, картинки (с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки), демонстрационный материал Тематический словарь в картинках. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА –М.»Мир человека», 2010; наклейки с зимними видами спорта, изображения мальчика и девочки.
Ход занятия:
Приветствие. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- «Ребята, на этой неделе мы говорим с вами о зиме. Зима – очень красивое, белоснежное время года. Вы согласны? Тогда улыбнитесь».
- «Но зимой бывают сильные морозы, вьюга, пурга, тогда нельзя даже выйти на улицу» (огорчение).
- «Зато в хорошую погоду можно гулять, заниматься спортом, играть в снежки. Зимой мы отмечаем самый веселый праздникНовый год!» (радость).
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации.
Артикуляционная гимнастика с демонстрацией рисунков детей.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики, начиная с большогоМы во двор пошли гулять. - «идут» по столу указ. и средн. Пальцами
Бабу снежную лепили, - «лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили - «крошат хлебушек»
С горки мы потом катались - указ. пал. левой руки по ладони правой
А еще в снегу валялись - ладони на стол то одной, то др. стороной
Все в снегу домой пришли - отряхивают ладони
Съели суп и спать легли - движ. ложкой, руки под щеку.
Обучение грамоте.
Выделение начальных звуков в словах.
– «Ребята, сегодня мы поговорим о зиме, о том, чем зимой можно заниматься, какие зимние виды спорта существуют и узнаем еще много нового. А помогут нам в этом ребята Наташа и Никита (вывесить на доску картинки с изображением девочки и мальчика). Для начала послушайте и определите, с каких звуков начинаются их имена.
Выделение начальных звуков в именах Наташа и Никита (Н, НЬ). – «С этими звуками мы сегодня и познакомимся».
Акустико-артикуляционный образ звуков. Произнесение звуков хором, индивидуально.
Характеристика звуков:
Звук [ Н ]- согласный, твердый, звонкий, носовой;
звук [Нь] - согласный, мягкий, звонкий, носовой.
Какие органы артикуляции участвуют (язык, зубы).
Дифференциация звуков в слогах.
Скажи наоборот.
На-на-на - ня-ня-ня
Но-но-но - нё-нё-нё
Ну-ну-ну - ню-ню-ню
Ны-ны-ны - ни-ни-ни
Звуковой анализ.
Рассматривание картинок с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки, выставленных на доске.
Определение места звуков [Н], [НЬ] в словах с помощью пеналов для звукового анализа.
- «Распределите картинки таким образом, чтобы те из них, где звук твердый попали к Наташе, а где мягкий – к Никите».
Связь звуков и букв.
«Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа».
Печатанье в тетради буквы Н.
Печатанье на доске слогов НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.
Расширение словаря.
- «Ребята, а для чего нужны все эти предметы?» (Для зимних видов спорта).
- «Я буду читать загадки, а вы попробуйте отгадать, про какой вид спорта эта загадка».
Во дворе с утра игра,Разыгралась детвора.Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -Значит там игра – …. (Хоккей)
Спорт на свете есть такой,Популярен он зимой.На полозьях ты бежишь,За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)
Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
Сам на горку пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (санки, санный спорт)
На льду танцует фигурист,Кружится, как осенний лист.Он исполняет пируэт,Потом двойной тулуп… Ах, нет!Не в шубе он, легко одет.И вот на льду теперь дуэт.Эх, хорошо катаются!Зал затаил дыхание.Вид спорта называется… (Фигурное катание)
Он на лыжах, но как птица Может в небе появиться.Оттолкнётся и вперёдОтправляется в полёт.Как гора зовётся, с которой он несётся? (трамплин, прыжки с трамплина)
Лыжа здесь всего одна.Коротка, а не длинна.Чудеса на ней покажем.Кувыркаться можем даже (сноуборд, сноубординг)
Риска, скорости любитель
Снежных склонов покоритель
И на лыжах мчится он
С высоченных самых гор (горные лыжи)
Мы бежим все по лыжнеС винтовкой каждый на спине.И как вид спорта тот зовётся?Ответить кто из вас возьмётся? (биатлон)
Кто десять километров,
Качая в такт рукой,
Бежит по льду, стараясь,
Согнувшись кочергой? (конькобежный спорт)
Посмотрите – вот герой,
Он летит вниз головой,
Животом на санках лежа.
Страшно, аж мороз по коже (скелетон)
На площадке ледяной
Игроки метут метлой.
И по льду гоняют камень.
Что за спорт тут перед нами?(керлинг)
Расположение на доске картин с отгаданными видами спорта.Определить, какая картина лишняя.
Определить, в названии какого вида спорта нет звуков [Н], [НЬ] (хоккей)
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Составление предложений.
Детям раздаются наклейки с зимними видами спорта.
- «Определите вид спорта, изображенный на наклейке, составьте предложение с этим видом спорта. Тот, кто составит, может вклеить картинку в свою тетрадь».
Итог занятия.
- «С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте характеристику этим звукам».
- «Ребята, а какого события мы ждем этой зимой?» (олимпиады).
- «Во время олимпиады мы сможем увидеть все виды спорта, о которых сегодня говорили, и поболеть за наших спортсменов».


Приложенные файлы

Тема: «Зимние виды спорта.»

Цели занятия:

- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;

Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Н, НЬ];

Закрепить связь звука и буквы Н;

Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, координацию движений, память, внимание, словесно-логическое мышление;

Продолжать учить проводить звуковой анализ;

Формировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-кинестетический анализаторы;

коррекционно-воспитательные:

Прививать детям любовь к спорту;

Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Тема: «Зимние виды спорта. Звуки [Н], [Н’]. Буква Н.»

Цели занятия:

коррекционно-образовательные:

Расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;

Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Н, НЬ];

Закрепить связь звука и буквы Н;

Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, координацию движений, память, внимание, словесно-логическое мышление;

Продолжать учить проводить звуковой анализ;

Формировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-кинестетический анализаторы;

коррекционно-воспитательные:

Прививать детям любовь к спорту;

Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

Оборудование:

Пеналы для звукового анализа, картинки (с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки), демонстрационный материал Тематический словарь в картинках. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА –М.»Мир человека», 2010 ; наклейки с зимними видами спорта, изображения мальчика и девочки.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- «Ребята, на этой неделе мы говорим с вами о зиме. Зима – очень красивое, белоснежное время года. Вы согласны? Тогда улыбнитесь».

- «Но зимой бывают сильные морозы, вьюга, пурга, тогда нельзя даже выйти на улицу» (огорчение).

- «Зато в хорошую погоду можно гулять, заниматься спортом, играть в снежки. Зимой мы отмечаем самый веселый праздник – Новый год!» (радость).

  1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации.
  1. Артикуляционная гимнастика с демонстрацией рисунков детей.
  2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики, начиная с большого

Мы во двор пошли гулять. - «идут» по столу указ. и средн. Пальцами

Бабу снежную лепили, - «лепят» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили - «крошат хлебушек»

С горки мы потом катались - указ. пал. левой руки по ладони правой

А еще в снегу валялись - ладони на стол то одной, то др. стороной

Все в снегу домой пришли - отряхивают ладони

Съели суп и спать легли - движ. ложкой, руки под щеку.

  1. Обучение грамоте.
  1. Выделение начальных звуков в словах.

– «Ребята, сегодня мы поговорим о зиме, о том, чем зимой можно заниматься, какие зимние виды спорта существуют и узнаем еще много нового. А помогут нам в этом ребята Наташа и Никита (вывесить на доску картинки с изображением девочки и мальчика). Для начала послушайте и определите, с каких звуков начинаются их имена.

Выделение начальных звуков в именах Наташа и Никита (Н, НЬ). – «С этими звуками мы сегодня и познакомимся».

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков. Произнесение звуков хором, индивидуально.

Характеристика звуков:

Звук [ Н ]- согласный, твердый, звонкий, носовой;

звук [Нь] - согласный, мягкий, звонкий, носовой.

Какие органы артикуляции участвуют (язык, зубы).

  1. Дифференциация звуков в слогах.

Скажи наоборот.

На-на-на - ня-ня-ня

Но-но-но - нё-нё-нё

Ну-ну-ну - ню-ню-ню

Ны-ны-ны - ни-ни-ни

  1. Звуковой анализ.

Рассматривание картинок с изображением коньков, саней, сноуборда, трамплина, камня для керлинга, винтовки, выставленных на доске.

Определение места звуков [Н], [НЬ] в словах с помощью пеналов для звукового анализа.

- «Распределите картинки таким образом, чтобы те из них, где звук твердый попали к Наташе, а где мягкий – к Никите».

  1. Связь звуков и букв.

«Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа».

Печатанье в тетради буквы Н.

Печатанье на доске слогов НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.

  1. Расширение словаря.

- «Ребята, а для чего нужны все эти предметы?» (Для зимних видов спорта).

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)

Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)

Катаюсь на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы,

Сам на горку пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу. (санки, санный спорт)

На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)

Он на лыжах, но как птица
Может в небе появиться.
Оттолкнётся и вперёд
Отправляется в полёт.
Как гора зовётся, с которой он несётся? (трамплин, прыжки с трамплина)

Лыжа здесь всего одна.
Коротка, а не длинна.
Чудеса на ней покажем.
Кувыркаться можем даже (сноуборд, сноубординг)

Риска, скорости любитель

Снежных склонов покоритель

И на лыжах мчится он

С высоченных самых гор (горные лыжи)

Мы бежим все по лыжне
С винтовкой каждый на спине.
И как вид спорта тот зовётся?
Ответить кто из вас возьмётся? (биатлон)

Кто десять километров,

Качая в такт рукой,

Бежит по льду, стараясь,

Согнувшись кочергой? (конькобежный спорт)

Посмотрите – вот герой,

Он летит вниз головой,

Животом на санках лежа.

Страшно, аж мороз по коже (скелетон)

На площадке ледяной

Игроки метут метлой.

И по льду гоняют камень.

Что за спорт тут перед нами?(керлинг)

Расположение на доске картин с отгаданными видами спорта.Определить, какая картина лишняя.

Определить, в названии какого вида спорта нет звуков [Н], [НЬ] (хоккей)

  1. Физкультминутка.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

  1. Составление предложений.

Детям раздаются наклейки с зимними видами спорта.

- «Определите вид спорта, изображенный на наклейке, составьте предложение с этим видом спорта. Тот, кто составит, может вклеить картинку в свою тетрадь».

  1. Итог занятия.

- «С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте характеристику этим звукам».

- «Ребята, а какого события мы ждем этой зимой?» (олимпиады).

- «Во время олимпиады мы сможем увидеть все виды спорта, о которых сегодня говорили, и поболеть за наших спортсменов».


© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни