Хоккей. Стили игры хоккейных вратарей. Стили игры вратарей в хоккее

23.10.2020

Это должен знать каждый

уважающий себя (и тренера) юный,

и матёрый хоккеист:

Зона - определённая линиями разметки часть площадки. Различаются зона обороны (зона у своих ворот), зона атаки (у чужих ворот), средняя зона (нейтральная зона, находящаяся между зонами атаки и обороны каждой команды)

Пятак - особые зоны вбрасывания радиусом 4,5 метра, центр которых расположен в 6 метрах от ворот.

Усы - зоны, находящиеся по бокам пятаков. Считаются одними из самых убойных точек для броска.

Слот - область хоккейной площадки, расположенная напротив ворот от усов до синей линии.

Голкипер (Вратарь) - игрок, обязанностью которого является исключительно защита ворот.

Ворота - конструкция прямоугольной формы размером 1,83 х 1,22 метров, куда направляют шайбу.

Площадь ворот - специальная зона расположенная перед воротами и выкрашенная в голубой цвет. Если в момент взятия ворот игрок атакующей команды умышленно находился в площади ворот или держал там свою клюшку, то взятие ворот не засчитывается.

Гол (Взятие ворот) - попадание шайбы в ворота, при котором шайба полностью пересекает линию ворот и не было зафиксировано нарушения правил.

Дубль - два забитых гола, одним игроком, в одном матче.

Хет-трик - три забитых гола, одним игроком, в одном матче.

Покер - четыре забитых гола, одним игроком, в одном матче.

Автогол - гол, забитый игроком в собственные ворота.

Голевой пас - передача шайбы от одного или двух игроков одной команды, в результате которой был забит гол. Если шайба коснулась игрока соперника, то голевой пас не засчитывается.

Очко - условная награда, которую дают игроку, забросившему шайбу в ворота противников или отдавшему голевую передачу.

Показатель полезности (Плюс-минус) - характеристика игрока, отображающая соотношение заброшенных или пропущенных командой шайб, когда тот или иной игрок находился на льду. Этот показатель может вычисляться как в отдельной игре, так и в сумме всех игр за сезон. К вратарям не применяется.

Время на льду (Айс-тайм) - показатель, отражающий время проведённое непосредственно на льду конкретным хоккеистом.

Сухой матч (Шатаут, "Сухарь", Игра на "0") - матч, записываемый статистику вратаря, если тот на протяжении всей игры успешно отражал все атаки команды-соперника и не пропустил ни одной шайбы в свои ворота.

Арбитр (Судья) - обладающий специальными умениями и полномочиями участник хоккейного матча. Права и обязанности судьи определяются правилами турнира. Арбитры подразделяются на судей в поле (на льду) и судей в бригаде (за пределами льда).

Вбрасывание - ввод шайбы в игру, в начале матча или после остановки игры. С момента вбрасывания начинается отсчёт врмемени матча.

Вне игры (Офсайд) - возникает в том случае, когда оба конька атакующего игрока пересекут синюю линюю (в зоне атаки) до того, как это сделает шайба. При этом, если синюю линию пересекла только клюшка, или игрок заехал за синюю линию только одним коньком - нарушения нет и можно продолжать играть.

Проброс - бросок шайбы игроком со своей части поля, когда шайба пересекает красную линию у ворот противника, не зацепив никого из игроков. После проброса шайбу вбрасывают в зоне пробросившей команды.

Пас через две линии - хоккейный атавизм, суть которого состоит в том, что нельзя отдавать пас таким образом, чтобы шайба пересекала синюю и центральную линии. Большинство лиг отменило это правило около 10 лет назад.

Нарушение - несоблюдение правил игры в хоккей с шайбой. Карается различными штрафами в виде удаления или штрафного броска. Штрафы за различные нарушения прописаны в правилах игры в хоккей.

Игра в большинстве/меньшинстве - численное преимущество, либо наоборот меньшинство, команды, когда игрок одной из команд за нарушение правил удаляется с площадки.

Овертайм - добавочное время, которое выделяется судьями после окончания трёх периодов по 20 минут при равном счёте для выявления победителя и продолжается до первой заброшенной шайбы. Продолжительность овертайма определяется правилами.

Буллит - штрафной бросок шайбы. Буллиты бывают как послематчевыми, так и игровыми. Послематчевые могут назначаться для выявления победителя по окончанию основного и дополнительного игрового времени. Игровой буллит назначается тогда, когда было совершено нарушение правил, против игрока, который вышел один на один с вратарем, и благодаря нарушению был лишен возможности забить гол.

Тайм-аут - перерыв в хоккее с шайбой, назначяемый по просьбе одной из команд. Каждой команде разрешено взять один 30-секундный тайм-аут в течение основного или дополнительного времени.

Тактические и технические элементы игры:

Атака - действия команды, направленные на забрасывание шайбы в ворота противника. Атака начинается, когда команда отбирает шайбу, и кончается с потерей шайбы, либо взятием ворот.

Защита - действия команды, направленные на защиту своих ворот. Действия в защите начинаются когда команда теряет шайбу, и кончаются с отбором шайбы, либо взятием ворот.

Бросок - общее название для действия в хоккее с шайбой, результатом которого является движение последней в том или ином направлении под действием удара клюшкой.

Щелчок (Слэпшот) - разновидность броска шайбы, особенностью которого являются замах клюшки и её удар об лёд перед шайбой. Благодаря этому удару, клюшка слегка прогибается перед ударом, а крюк скользит 3-5 см по поверхности льда перед тем, как достигает ребра шайбы. Таким образом, скорость шайбы оказывается выше, поскольку на шайбу действует скорость движения крюка, масса хоккеиста, а также сила упругости клюшки.

Кистевой бросок - самый распространённый и наиболее точный бросок в хоккее. Выполняется внутренней стороной крюка за счет усилий, прилагаемых хоккеистом к клюшке через кисть "нижней" руки.

Бросок с неудобной руки - разновидность броска, при котором удар по шайбе наносится при помощи внешней стороны крюка. Считается одним из самых технически сложных видов броска.

Ван-таймер (Бросок в одно касание) - разновидность броска в хоккее с шайбой, при котором игрок бьёт по воротам без подготовки и без обработки шайбы в одно касание по скользящей шайбе. Вероятность забросить шайбу при таком броске очень высока.

Пас - важная составная часть действий игрока, в ходе которой шайба переправляется от игрока с шайбой партнеру.

Обводка - игровой прием, который направлен на обыгрывание противника в конкретной игровой ситуации. Обводка обеспечивается передвижением на коньках, ведением шайбы, а также обманными действиями.

Финт - движения хоккеиста, направленные на введение противника в заблуждение и обыгрывание в конкретной игровой ситуации.

Спин-о-рама (Вертушка) - очень эффективный, но технически сложный финт, связанный с резким разворотом игрока с шайбой на 360 градусов.

Силовой прием (Хит) - физические действия, направленные на отбор шайбы у противника.

Мельница (Хип Чек) - хит, проводимый путем приёма противника на бедро.

Отбор шайбы - переход шайбы от игрока одной команды к игроку другой. Происходит различными способами: с помощью отнятия шайбы клюшкой, силовых приёмов, перехватов.

Прессинг - ограничение действий соперника путём применения блокировок или силовых приёмов.

Технико-тактические действия - любые действия игрока, влияющие на ход игры. Например: обводки, передачи, броски, отборы шайбы.

Плотность игры - количество технико-тактических действий на площадке в минуту.

Расстановка - положение игроков друг относительно друга в рамках системы ведения игры.

Игра в откат - пассивные оборонительные действия команды. При игре в откат игроки обороняющейся команды откатываются назад в оборону, слабо прессингуют соперника, а отбор шайбы происходит, в основном, в зоне обороны.

Форчекинг - активные оборонительные действия команды. Форчекинг подразумевает активную борьбу за шайбу и плотный прессинг противника в зоне атаки.

Чеккер - игрок контратакующего плана. Специализируется на активном ведении силовой борьбы на льду, отборе шайбы у соперника, форчекинге, убивании меньшинства.

Тафгай - игрок хоккейной команды, основной задачей которого является устрашение противника, кулачные единоборства, "выключение" из игры наиболее опасных форвардов команды-соперника и защита самых ценных игроков своей команды.

Домосед - защитник оборонительного плана.

Бей-беги - тактика игры в атаке. Особенностью тактики "бей-беги" является вброс шайбы форвардом в зону атаки из средней зоны, после которого партнёры нападающего производят резкое ускорение с целью обогнать защитников соперника в борьбе за шайбу.

Сэйв - отражённый или блокированный вратарём бросок шайбы.

Стойка (Стэндап) - первый в истории стиль игры вратаря. Основан на "вертикальном" перекрывании ворот - отражение бросков непосредственно из стойки. Позволяет надёжно перекрывать верхнюю часть ворот.

Баттерфляй - достаточно новый стиль игры вратаря. Основан на "горизонтальном" перекрывании ворот - оба щитка вратаря лежат на льду. Эффективен для закрывания нижней части ворот.

Гибрид (Полубаттерфляй) - нечто среднее между стилями "стойка" и "баттерфляй". Основан на "диагональном" перекрывании ворот - только одна нога перекрывает нижний угол ворот.

Хоккейный сленг:
Сидеть на банке - безвылазно находиться в запасе.

Полировать банку - крайне редко выходить на лед в четвёртом звене. Всякий, прикативший со смены, подвигает такого игрока то вправо, то влево.

Открывать калитку - "сидеть на банке" для вратаря.

Катить по рельсам - играть слишком примитивно, бесхитростно. Игрока, который так действует, называют трамваем.

Кончились рельсы – хоккеиста остановили или прижали к борту соперники.

Сбросить перчатки (Дать в пятак) - устроить драку.

Поднять на вилы - зацепить соперника клюшкой снизу вверх.

Попасть в домик - забить гол вратарю между ног.

Попасть в девятку - забросить шайбу в верхний угол ворот.

Наказать судью - якобы случайно толкнуть арбитра или попасть в него шайбой.

Увезти соперника - отвлечь на себя внимание противника.

Зашнуровать мозги - финтами и обводкой заставить соперника опустить голову, засмотреться на шайбу, растеряться.

Наполнять бутылочки - играть в команде второстепенную роль, выполнять функции администратора.

Смотреть кино - судья проверяет по телемонитору, пересекла ли шайба линию ворот.

Уйти в буфет - потерять ворота для вратаря.

Заехать на трибуны - увлечься атакой, забежать слишком далеко.

Плавить лед - часто падать; скользить на коленях, спине.

Зацепиться за линию - упасть при входе в зону.

Расколоть - применить силовой прием, поймав противника на противоходе.

Отдать на плаху - отдать пас в точку, где партнера обязательно ``расколют``
раковина - она же ракушка.
свитер - он же джерси, он же майка.
"Подметать лед" - Защищая свои ворота, как правило в меньшинстве, очень быстро перемещать по льду клюшку из стороны в сторону. Во время таких движений крюк/перо клюшки двигается по льду.

Поляна-хоккейная коробка

В одну каску-сольный проход
Вышел в ноль-один на один с кипером

Зацепиться за линию - это не всегда "упасть при входе в зону".

Пройти по борту - проскользнуть вдоль борта, обойдя соперника за счет силы и скорости.

Окаянщики – игроки с правым хватом клюшки.

Паровозик - оставление шайбы партнеру, который двигается за спиной отдающего.

Карусель - многочисленные оставления шайбы партнерам в зоне соперника. Проводится в ходе одной комбинации. Партнёры движутся по кругу.

Запустить бабочку - совершить неудачный, несильный бросок, когда шайба летит кувырком или скачет по льду.

Пустить бабочку - пропустить подобную кувыркающуюся шайбу.

Парашют - переброс шайбы через противника.

Нагрузить пятак - постоянно атаковать, лезть на ворота, много бросать.

И снова хоккей) Что такое вратарский стиль "Бабочка", "Гибрид" и "Вратарская стойка"? и получил лучший ответ

Ответ от? ? ? Звездочка Ясная Я? ? ?[гуру]
Butterfly. Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. «баттерфляй» более «реактивный» метод, по сравнению с более «активным» стэнд-апом, один из краеугольных камней при этом - недопустимость гола при прохождении шайбы «сквозь вратаря» - под руками. Потому упор в работе руками – как в стойке, так и на щитках под броском – делается на плотность защиты, на выпрямленную спину и плечи, на прижатые к телу локти, что продиктовано статистикой забиваемых голов. Суть баттерфляя заключается в закрытии как можно большей площади ворот. Горизонтально. Не в смысле «лежа» , а в смысле «уложенными в линию щитками, максимальной поверхностью» .
Внимательный зритель наверняка заметил, что чисто баттерфляйные вратари предпочитают не выходить далеко из ворот под бросок, сокращая угол обстрела – сидящего на щитках вратаря можно объехать, выехав из ворот и сидя на щитках, трудно реагировать на добивания и т. д. Размеры тут в помощь, поэтому габаритные вратари так хороши в этом стиле. Баттерфляйный вратарь играет, грубо говоря, «на линии» , и при этом раздвинутые на максимально возможную ширину щитки закрывают низ ворот очень эффективно. Поэтому размеры щитков имеют большое значение, не случайно мы видим на баттерфляйных вратарях щитки размера 36++, как правило, с длиннющими S-частями (это части щитков на бедрах) , позволяющими закрыть пространство между коленями, когда вратарь сидит на льду, сомкнув щитки. Причина такой работы «по площадям» во многом связана с эволюцией материалов – скорость полета шайбы сильно возрасла после перехода с деревянных клюшек (я о полевых игроках) на композитные. Кроме того, современные искусственные материалы позволили сделать щитки вратаря пригодными для слайдинга – армированные грани остаются твердыми, держат форму, поверхности не намокают и не впитывают влагу. Можно вспомнить старые кожаные щитки из конского волоса: двадцать минут игры на коленях, и щитки становились вдвое тяжелее, намокая.
Стиль "гибрид" , который является основным и единственным, на данный момент, перспективным направлением во вратарском деле. Большинство вратарей играющих в НХЛ - вратари "гибрид"- стиля. Количество профессиональных вратарей играющих в чистом "баттерфляе"("Full butterfly") или в старой школе"Stand Up" - она же игра "в стойке" , уменьшается с каждым годом. Новый стиль "гибрид" походит для всех вратарей, независимо от данных (габаритов, подвижности и т. п.) Он позволяет играть макисмально эффективно, при этом позволяет оптимизировать игру обороны команды, т. к. контролировать ситуацию с высокой точностью вратарю становится легче.
Вратарская стойка. Важно и то, как вратарь пользуется своей стойкой. Если ты находишься в воротах, то можешь стоять либо в высокой стойке, либо в низкой, либо в средней. Средняя стойка выражает состояние полуготовности, она позволяет не расслабляться, следя за шайбой, и вовремя переходить в низкую стойку, когда нападение соперников появляется в твоей зоне защиты. При низкой стойке, которая является основной рабочей позицией голкипера, надо полностью сгруппироваться: положение в полуприседе, ловушка наготове, развернута и направлена в сторону шайбы, клюшка ровно стоит крюком на льду, позвоночник, плечи и грудь расправлены, туловище наклонено вперед, ноги - на небольшом расстоянии друг от друга, шея плотно сидит в горловине подбородок выдвинуг вперед так, чтобы была видна полная картина происходящего на площадке. .
Высокая стойка применяется в тот момент, когда твоим воротам ничто не угрожает: ты можешь расслабиться и встать в полный рост, дав отдохнуть мышцам. Рекомендуется почаще давать себе отдых, используя для этого все возможности: шайбой владеют игроки твоей команды, игра остановлена, шайба находится в зоне защиты соперников.

Упоминания этих двух игровых стилей хоккейных вратарей в литературе встречаются часто, однако же более или менее четкого/удовлетворительного описания, определения того, что это такое, мне найти не удалось. И если даже у меня, играющего вратаря, с четким детальным описанием стэнд-апа и баттерфляя возникают проблемы, то каково же должно быть нормальному болельщику, надевающему коньки редко и судящему о хоккее с трибуны ЛДС или с дивана перед телевизором? Ему приходится полагаться на разрозненные высказывания действующих или бывших игроков, тренеров, специалистов. А они именно что разрозненные, не позволяющие понять суть явления хоть в каком-то приемлемом приближении. Вот и оказывается, что болельщики и специалисты оперируют терминами «стэнд-ап» и «баттерфляй», понимая каждый что-то свое, да и то фрагментарно.
Ситуация прямо как с мудрецами и слоном (помните, где были уши, хобот и ноги?)

Ни в коей мере не претендуя на полноту и окончательность описания, постараюсь дать свое понимание этих граничных стилей игры хоккейных вратарей, с деталями, основанными на моем собственном игровом и болельщицком опыте, иллюстрируя сказанное цитатами и примерами.
Буду рад здравым комментариям, вопросам и дополнениям.

Начнем с ряда цитат. Предлагаю прочесть их внимательно, вслушиваясь в то, что говорят известные в хоккейном мире люди.

"...говорить с Руа всегда тяжело. В жизни, как и на площадке, он очень импульсивен. Поэтому, задавая ему вопрос о том, кто был его кумиром в детстве, я не ожидал услышать стандартный ответ. Так я узнал, что именно Роже Вашон был примером для молодого Руа. “А как же Владислав Третьяк?” - не выдержал я. - “Третьяк, несомненно, - великий вратарь, - ответил Руа, - но мне ближе Вашон”. Руа дебютировал в сильнейшей хоккейной Лиге в 1984 году в возрасте 19 лет. На удивление быстро юноша смог вписаться в состав легендарного клуба и уже через 2 года выиграть вместе с “Монреаль Канадиенс” свой первый Кубок Стенли. Вклад молодого вратаря в победу был настолько заметен, что он был назван лучшим игроком финала Кубка и получил престижный “Кон Смайт Трофи”. Игра Руа вызывала восхищение. Он играл в стиле “баттерфляй” - классический стиль, когда вратарь не боится опускаться на колени и падать на лед».

А. Еременко: «Революция во вратарской методике связана, в первую очередь, с именем Патрика Руа, хотя еще до него Тони Эспозито первым практиковал игру на коленях, так называемый стиль «баттерфляй». Руа и его тренер Франсуа Алэйр – последователи этой методики, которая активно прогрессировала в Северной Америке. Сегодня 70 процентов голкиперов США и Канады играют в этом стиле. Вратарей отбирают по росту, чтобы, стоя на коленях, они могли максимально закрывать створ ворот. Есть и европейский стиль, который проповедовал тот же Третьяк и другие наши голкиперы. Каждый вратарь должен сам выбирать свой стиль игры. И тут многое зависит от тренера».

...
– Как обычно действуют заокеанские вратари?
Капкайкин:
– В НХЛ тоже немало стилей, ведь там собраны игроки из многих стран. Стили смешиваются. Кстати, популярный ныне «баттерфляй» стали применять после того сезона на рубеже веков, когда Гашек начал «валяться», падать, и ему забить не могли. Тогда он еще получил в НХЛ приз лучшего вратаря. А исконно канадский стиль – это игра стоя, за счет выбора позиции. Он похож на наш, российский, но канадцы побольше играют клюшкой (по крайней мере, так было раньше)".
...

А вас переучивали?
Шталенков:
- Лет в 30. Тренер вратарей отдавал предпочтение тому, чтобы вратарь больше играл на коленях.
- Так называемый стиль баттерфляй?
- Именно. Но я не мог постоянно играть на коленях, мне удавалось совмещать, но на колени стал опускаться гораздо чаще. Сейчас уже весь мир, хотим мы этого или нет, так играет. Вратарей, которые играют только в стендапе, практически не осталось. Другое дело: у вратаря должно быть чутье - когда ему не стоит садиться на лед, а нужно остаться в стойке. Главный критерий один - не пропустить, не важно, каким способом и какой частью тела вратарь останавливает шайбу. Все можно оправдать, если ворота остаются «сухими».

Итого, что мы можем вывести из сказанного: баттерфляй - игра на коленях. И только?! Разберемся. Но сначала – «стэнд-ап».

Stand-up . Дословно - вставай и стой. Первый исторически стиль. Красной нитью здесь проходит игра в стойке, очень упрощенно - перекрывание площади ворот преимущественно в вертикальном положении. Истоки техники «стэнд-ап», по крайней мере в европейской традиции, неразрывно связаны с футболом и бэнди. Все, кто более или менее интересовался историей хоккея с шайбой, знают, что многие наши хоккеисты играли в прошлом в русский хоккей, а летом занимались футболом, причем на высоком уровне. Вот, собственно, и разгадка – как футбольному, так и бэндийному вратарю возвращение в стойку совершенно необходимо, клюшки у него нет (некоторые первые наши вратари играли маленькой клюшкой или же норовили бросить клюшку, ловя снаряд руками, как в футболе), щитков на ногах либо тоже не было, либо они были малы по размерам. Поэтому на первом месте – готовность отразить, среагировать. Причем отразить активно, Сыграть .

Отличную демонстрацию стиля «стэнд-ап» дает первая игра финала КК1987, Мыльников против Фюра:
http://www.youtube.com/watch?v=GsJ27tleKz8

Butterfly . Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. Оговорюсь, здесь речь о современном баттерфлее, оформившемся в начале 90-х годов XX-го века. Вообще, как мы увидели выше, описания корифеев сводятся к тому, что в «баттерфляе» голкипер сидит на коленях, размахивая руками, как крыльями бабочки. Бытует мнение, что наш легендарный вратарь Владислав Третьяк стоял у истоков баттерфляя. "Я не боялся опускаться на колени". Имхо, упрощать так – все же слишком.

В отчете об ОИ2010 я говорил о Бродо, Набокове. Люонго, Гашеке как о стэнд-апных вратарях (ну, или голкиперах комбинированного стиля). Из слов же Третьяка, да и многих других специалистов следует, что перечисленные вратари играют в баттерфляе. Откуда же такое разночтение – в словах прославленных вратарей прошлого и наблюдаемого визуально сейчас? Разгадка проста. В ходе эволюции стиля «баттерфляй» акцент сместился с сидения на коленях с поднятыми руками на игру на коленях, на ребрах раздвинутых щитков (по всей длине щитка), на скольжение в горизонтальной плоскости на ребрах щитков за счет отталкивания коньками (так называемый «слайдинг»), игра же руками не является сегодня определяющей при описании этого стиля. Иными словами – ныне «валяние на льду и размахивание руками» не есть определяющие характеристики баттерфляя, и даже если считать стиль В.А.Третьяка неким прото-баттерфляем, то его ученики (Бродо, Набоков) есть все же вратари комбинированного стиля, который, в общем и целом, ближе к стэнд-апу, чем к современному баттерфляю.

Немаловажно, «баттерфляй» более «реактивный» метод, по сравнению с более «активным» стэнд-апом, один из краеугольных камней при этом - недопустимость гола при прохождении шайбы «сквозь вратаря» - под руками. Потому упор в работе руками – как в стойке, так и на щитках под броском – делается на плотность защиты, на выпрямленную спину и плечи, на прижатые к телу локти, что продиктовано статистикой забиваемых голов. Суть баттерфляя заключается в закрытии как можно большей площади ворот. Горизонтально. Не в смысле «лежа», а в смысле «уложенными в линию щитками, максимальной поверхностью».

Внимательный зритель наверняка заметил, что чисто баттерфляйные вратари предпочитают не выходить далеко из ворот под бросок, сокращая угол обстрела – сидящего на щитках вратаря можно объехать, выехав из ворот и сидя на щитках, трудно реагировать на добивания и т.д. Размеры тут в помощь, поэтому габаритные вратари так хороши в этом стиле. Баттерфляйный вратарь играет, грубо говоря, «на линии», и при этом раздвинутые на максимально возможную ширину щитки закрывают низ ворот очень эффективно. Поэтому размеры щитков имеют большое значение, не случайно мы видим на баттерфляйных вратарях щитки размера 36++, как правило, с длиннющими S-частями (это части щитков на бедрах), позволяющими закрыть пространство между коленями, когда вратарь сидит на льду, сомкнув щитки. Причина такой работы «по площадям» во многом связана с эволюцией материалов – скорость полета шайбы сильно возрасла после перехода с деревянных клюшек (я о полевых игроках) на композитные. Кроме того, современные искусственные материалы позволили сделать щитки вратаря пригодными для слайдинга – армированные грани остаются твердыми, держат форму, поверхности не намокают и не впитывают влагу. Можно вспомнить старые кожаные щитки из конского волоса: двадцать минут игры на коленях, и щитки становились вдвое тяжелее, намокая.
Но не только в материалах дело. Вообще, склонность садиться под бросок, закрывая интуитивно максимальную площадь ворот, присуща от природы любому вратарю. Каждый, кто играл в воротах или тренировал, знает это требование – «не садись раньше времени». Просто теперь современные материалы и техника слайдинга позволяют использовать это внутреннее стремление, направляя энергию в нужное русло. Пластика баттерфляя – «перетекание» из стойки в раздвинутые щитки - слайдинг – «перетекание» в стойку очень привлекательна внешне, дети легко и охотно учатся этому стилю. Стоит упомянуть следующие детали современного стиля «баттерфляй»:

1) движения на коньках от штанги к штанге становится все меньше и меньше (при игре за воротами) – крупный вратарь просто упирается коньками в них за счет размаха конечностей, садясь в углы по мере необходимостей.
2) прижатые к телу локти (отличие от классической вратарской стойки – обратите внимание, как Люонго получил первый гол в финале ОИ2010).
3) в стойке (на вбрасывании, к примеру) щитки ставятся под бОльшим углом [сдвинутых щитков на МУ-уровне (фирменный знак Набокова) становится все меньше и меньше].
4) клюшка в стойке более не ставится перпендикулярно (смысла нет при таком размахе щитков, пусть шайба отскакивает в грудь)
5) ловушку вратарь держит на уровне головы, за счет чего и локти прижатые.
6) вратарь катается, практически не шевеля ногами, на раздвинутых ногах, меняя позицию «задом», и одним толчком, как правило. Движения на коньках очень экономны внешне, на самом деле – крайне энергозатратны. А нужно такое катание, чтоб шайба не прошла «сквозь вратаря» при его перемещении.
7) бросков щитками вперед при, например, выходах 2 в 1, становится все меньше, баттерфляй делает эту технику менее нужной.

Вот так все сказанное выглядит в действии:

Третьяк разделяет баттерфляй на классический и полный, различие - в большей подвижности (классический более подвижный). По-видимому, под «классическим баттерфляем» он имеет в виду комбинированный стиль – действительно, тот же Набоков «играет» гораздо больше, чем Брызгалов, хороший представитель full-баттерфляя.

И, заканчивая, приведу пару очень важных цитат.

Какие слабые стороны нынешних голкиперов?
Виталий Ерфилов: Сравнивать со стражами, к примеру 80-х годов, думаю, неуместно. За последние десятилетия очень выросло мастерство полевых игроков. Поэтому и требования к голкиперам ужесточились. К тому же почти все вратари стали опускаться на щитки. А это очень хитрый и неоднозначный момент: нужно точно знать время и место, когда садиться. И важно научиться делать это правильно. Основная ошибка в том, что голкиперы садятся вместе с руками и плечами. Хотя плечи по идее всегда должны быть расправленными, тем самым человек закрывает больше пространства “рамки”. Но получается, что весь верх оказывается свободным, а потом уже хаотичные махания бабочки в попытках выручить команду. Вот форварды и раскачивают стражей, а после вгоняют шайбу под перекладину. На ногах-то ты еще двигаешься, успеешь переместиться, а на коленях уже все - прикован ко льду.
Чего до сих пор не могу понять, так это зачем многие современные вратари выкатываются из ворот при развитии атаки соперников, а при замахе для броска начинают отползать обратно. Ведь поначалу все было сделано правильно: выкатившись, ты сокращаешь угол обстрела, усложняешь задачу оппоненту. И ни один голкипер так толком и не объяснил, почему он при замахе начинает пятиться. Элементарная ошибка, присущая многим.

А.Ирбе: Особенности финской школы - блестяще поставленная техника, катание, плавность движений. Финские вратари работают очень экономно и отточенно: никаких лишних дерганий руками, выкатываются всегда под правильным углом первым же толчком, без дополнительного перешагивания, и всегда находятся на верной позиции.

Итог.
Стэнд-ап – более «активный», «игровой» вратарский стиль, основанный на «вертикальном» перекрывании ворот, предпочтительном скольжении на коньках и на реакции на происходящее из стойки.
Баттерфляй – более «реактивный», «пассивный» стиль, основанный на «горизонтальном» перекрывании ворот (идея – закрыть максимальную поверхность, работа «по площадям») и скольжении на ребрах щитков. После первого броска (или после угрозы воротам) вратарь не торопится безусловно вскочить в стойку, как стэнд-апе, а оценивает ситуацию из «баттерфляя».

Аннотация

В статье обсуждается проблема совершенствования тренировочного процесса хоккейных вратарей. Представлены экспериментальные данные по эффективности игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее.

Ключевые слова: скандинавский и классический стили, хоккейный вратарь.

WHAT STYLE TO CHOOSE - SCANDINAVIAN OR CLASSICAL? SOME RESULTS OF RESEARCH OF GAME OF THE HOCKEY GOALKEEPER

Vadim Evgenevich Mitin, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,
Vladislav Sergeevich Volkov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Kirill Vitalevich Korenkov, the head coach,
School of goalkeepers of N.G. Puchkova, St.-Petersburg

Annotation

In article, the problem of perfection of training process of hockey goalkeepers is discussed. Experimental data by efficiency of game of goalkeepers by the Scandinavian style, in comparison with classical, both in professional, and in youthful hockey are presented.

Keywords: The Scandinavian and classical styles, the hockey goalkeeper.

ВВЕДЕНИЕ

Изучением спортивной деятельности хоккейных вратарей специалисты занимаются давно . Перечисленные работы дают определенные сведения, отражающие как состояние игроков на различных этапах подготовки, так и рекомендации для построения этой подготовки в части, исследуемого авторами компонента вратарской деятельности. В тоже время, указанные сведения и рекомендации носят разнообразный характер, поэтому возникает сложность их интерпретации и применения непосредственно в учебно-тренировочном процессе юных хоккейных вратарей. В тоже время, необходимо отметить, что в отечественной научной и учебно-методической литературе отсутствуют данные по анализу результативности игры вратарей в скандинавском и классическом стиле.

Поэтому в исследовании решались две задачи: 1) провести анализ результативности игры профессиональных вратарей в скандинавском и классическом стиле и 2) изучить эффективность этих стилей в игре юного хоккейного вратаря.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи нами проводились наблюдения за играми вратарей профессионалов из НХЛ и КХЛ, а также матчи чемпионатов Мира, Олимпийских игр, МХЛ и Высшей лиги России, Elite division Швеции и GET liagen Норвегии. Всего было просмотрено 30 игр в сезоне 2008-2009 года, 50 игр в сезоне 2009-2010 года и 40 игр в сезоне 2010-2011 года.

Анализ показал, что в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет.

Наиболее подробно проанализированы по 15 матчей НХЛ с участием двух вратарей, приверженцев разных стилей игры - Мартина Бродо (New Jersey Devils, классический стиль) и Йонаса Хиллера (Anaheim Ducks, скандинавский стиль). Команды New Jersey Devils и Anaheim Ducks выбраны были не случайно, так как они играют в четко поставленную игру без особых импровизаций. В таких командах на игре вратарей строится оборонительная линия, и в большинстве матчей именно от их действий зависел конечный результат. Эти вратари также являлись первыми номерами в своих сборных на Олимпийских играх в Ванкувере.

Оценка проводилась по 9 показателям: процентное соотношение бросков по воротам низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение пропущенных голов низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение надежности игры вратарей при бросках низом, верхом, на средней высоте.

Анализ результатов игры вратаря классическим стилем показывает следующее: из общего количества бросков по воротам голы забивались низом в 58,0% случаев, на средней высоте в 31,2% случаев и верхом в 10,8% случаев. Общий показатель надежности составляет 86,3%.

При игре вратаря скандинавским стилем голы забивались низом в 32,0% случаев, на средней высоте в 62,2% случаев и верхом 5,8% случаев. Общий коэффициент надежности игры вратаря данным стилем составил 93,3%.

По мнению специалистов, игра вратаря считается результативной в том случае, если его общий коэффициент надежности начинается с 92,0%.

Помимо общего коэффициента надежности, проводилось также сравнение результативности игры вратарей по разным высотам бросков.

Скандинавский стиль Йонаса Хиллера более продуктивен при бросках низом, так как он активно применяет «игру сидя» и соответственно перекрывает угрозу, исходящую от бросков, посланных по льду. Классический стиль Мартина Бродо менее продуктивен, так как нападающие, зная, что вратарь играет в высокой стойке, бросали низом или на средней высоте, неудобной для вратаря.

Также сказывается тот факт, что после первого броска, особенно при игре на «добивание», вратари классического стиля стремятся сразу встать в «стойку». В ближнем бою это открывает пространство между ног и под руками. Учитывая, что в ограниченной по времени ситуации игрок старается просто направить шайбу в ворота без прицельного броска, преимущество имеет тот вратарь, который оставляет меньше «зазоров» для шайбы. Мартину Бродо трудно справляться с большим количеством таких бросков, соответственно преимущество скандинавского стиля Йонаса Хиллера в этом случае бесспорно.

Дальнейший анализ показывает, что Йонас Хиллер, играя в сплите, также более эффективно отражает шайбы, посланные верхом. Необходимо также заметить, что большой процент голов Мартину Бродо забивали с дальних дистанций при подправлении шайбы на пятачке. Чаще всего шайба пролетала в «створ» вратаря, у Йонаса Хиллера таких шайб гораздо меньше из-за компактной игры в сплите. Выявлен примерно равный процент отбитых и пропущенных шайб при отражении штрафных бросков, здесь опытный канадец не дал себя переиграть. Таким образом, можно заключить, что: а) в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет; б) вратарь, играющий в скандинавском стиле более экономичен в движениях, его игра более эффективна при бросках шайбы по воротам на любых высотах. Скандинавский стиль требует от вратарей большей мобильности в игре. Практически, отсутствует игра на линии ворот, что характерно для классического стиля.

Вторая задача по изучению эффективности скандинавского и классического стилей в игре юного хоккейного вратаря реализовывалась на основе применения тестовых игровых заданий: броски со средней дистанции; атака из-за ворот; атака 2х0; игра на «пятачке». Во время каждого задания вратарь выполнял 10 игровых отрезков.

Исследование проводилось в сезоне 2008-2009 года на базе Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова (Санкт-Петербург) с участием вратарей 1992-1994 года рождения в количестве 20 человек. Экспериментальная группа (ЭГ, 10 чел.) осваивала технику игры в скандинавском стиле, контрольная (КГ, 10 чел.) - в классическом стиле. Для сравнения результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Вратари контрольной группы во время исследований тренировались в своих командах. С вратарями экспериментальной группы занимались тренеры Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова три раза в неделю.

Необходимо также отметить, что наблюдения за технико-тактическими действиями вратарей обеих групп во время соревновательных игр показали, что они были примерно одинаковыми и сводились к одной цели - отбивании шайбы любой ценой. Юные вратари не рассчитывали свою позицию в воротах, ошибочно определяли позицию нападающего и степень угрозы воротам в разных игровых моментах. Обилие лишних движений сказывалось на физическом состоянии, которое быстро ухудшалось и приводило к еще большим недостаткам в игре. В тоже время наблюдался малый объем катания, и частое падение вратаря на живот, на бок и на спину. Такие действия проявлялись как раз из-за неуверенной игры в стойке перед броском. Вратари также не умели выжидать моменты, часто первыми бросались на шайбу, чем давали преимущество полевым игрокам, реализуемое в голы.

Полученные результаты исследования представлены в таблице.

Результаты тестирования при выполнении игровых заданий

Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (n=10) ЭГ (n=10) КГ (n=10) ЭГ (n=10)
Броски со средней дистанции 2,5±0,32 2,6±0,42 1,4±0,12 0,7±0,12
t=0,36; р>0,05 t=4,11; р<0,01
Атака из-за ворот 3,6±0,32 3,5±0,32 2,7±0,32 1,7±0,22
t=0; р>0,05 t=2,56; р< 0,05
Атака 2х0 4,7±0,11 4,8±0,32 4,3±0,32 3,4±0,22
t=0,3; р>0,05 t= 4,50; р<0,01
Игра на «пятачке» 5,6±0,43 5,6±0,43 4,0±0,21 2,8±0,21
t=0; р>0,05 t=4,00; р< ,01

Анализ данных до начала эксперимента позволяет говорить о том, что вратари обеих групп по своей технико-тактической подготовленности практически одинаковые, достоверных различий в показателях не обнаружено. Также наблюдается у них заметная тенденция невысоких результатов в игровых заданиях 3 (атака 2х0) и 4 (игра на «пятачке»). По-нашему мнению это связано со сложностью игрового момента при выполнении этих заданий и слабой сформированностью навыка технико-тактических действий.

После года обучения по скандинавской системе, вратари экспериментальной группы гораздо увереннее себя чувствовали при выполнении всех игровых заданий, особенно при игре 2х0 и игре на пятачке, т.е. при добивании нападающим шайбы у ворот. Игра «сидя» помогает данной группе вратарей активнее вести борьбу с нападающим на «пятачке». Четкое исполнение сплита заставляет нападающих бросать в верхние углы ворот, что также снижает уверенность соперника и вероятность забросить шайбу.

При бросках со средней дистанции (середина зоны), процент брака у «классиков» гораздо выше, при этом отмечается много отбиваний перед собой и недалеко в сторону. Это создавало проблемы для вратарей классического стиля, где отскоки почти всегда завершались добиванием нападающим шайбы в ворота.

Вратари, играющие скандинавским стилем, более уверенно выполняли игровые задания и четче концентрировали внимание на большинстве бросков, что не давало шансов нападающим на доигровку момента с броском шайбы по воротам. Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют говорить о преимуществе игры юных вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные позволяют говорить о преимуществе игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее. Данный факт свидетельствует о том, что проблема разработки моделей дополнительных специализированных тренировочных занятий с юными вратарями в хоккее в системе общей многолетней подготовки хоккеистов высокой квалификации является актуальным направлением и представляет большой научно-практический интерес.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горский, Л. Игра хоккейного вратаря: пер. со словац. / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 215 с.
  2. Крутских, В.В. Структура соревновательной деятельности хоккейного вратаря как основа моделирования процесса его подготовки // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2000. - С. 19-25.
  3. Крутских, В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 1516 лет на этапах подготовительного периода: дис. ... канд. пед. наук / Крутских В.В. -М., 2002. - 157 с.
  4. Никонов, Ю. В. Характеристика соревновательной деятельности вратарей на XVIII Зимних Олимпийских играх в Нагано // Ученые записки: сб. науч. тр. Вып. 2. -Минск, 1998. - С. 134-141.
  5. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. - Минск: Полымя, 1999. - 271 с.
  6. Третьяк, В.А. Советы юному вратарю: кн. для учащихся / В.А. Третьяк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 94 с.

Вратарь, оставивший не удел форвардов новокузнецкого «Металлурга» и «Сибири», родился в Международный женский день – 8 марта 1982 года. В чемпионате Швеции выступал за «Вестерос» и ХВ-71. Играл за шведскую сборную на различных этапах Евротура, а в 2007 году принял участие – правда, весьма скромное – и в чемпионате мира. Был также в расширенном составе олимпийской сборной, но в Ванкувер так и не поехал.

– Я знаком с этим вратарем. Он играл на Кубке Первого канала, был признан лучшим голкипером сезона 2006/2007 в шведском чемпионате, – рассказал в день подписания контракта старший тренер уфимцев Игорь Захаркин , поработавший в Швеции. – Стиль его игры – классический, а не модный в последнее время баттерфляй, когда голкипер садится на лед и перекрывает нижние углы. Эрик же предпочитает действовать в стойке, но главное его достоинство – он все время в фокусе: это когда голкипер выручает в тех редких острых моментах, возникающих у его ворот. Для нашей команды, большую часть времени проводящей в атаках, последнее качество особенно ценно.

Выступал Эрсберг и за океаном. В «Лос-Анджелесе», пригласившем никем не задрафтованного шведа, вратарская бригада была откровенно слабая, что, как ни парадоксально, только повышало конкурентность: достаточно сказать, что в сезоне 2007/2008 «Короли» задействовали аж семерых голкиперов. За три с небольшим года Эрик провел 53 матча в НХЛ и еще 32 в фарме «Лос-Анджелеса», «Манчестере».

В Уфу швед прилетел в конце октября, когда оба вратаря «Салавата Юлаева» – Виталий Колесник и Александр Еременко – стали действовать несколько неуверенно. Интересно, что сразу же бросилось в глаза несоответствие сказанного Захаркиным с увиденном на льду – Эрсберг играл в ярко выраженном стиле баттерфляй. Но позже перестроился и поэтому сейчас его стиль можно назвать смешанным.

– Не скрою, я держал в голове возможность выступать в России, – рассказывает голкипер. – И мне хотелось попасть именно в хорошую команду. Такую, в которой решают серьезные задачи. И «Салават Юлаев» в этом отношении – идеальный вариант. На самом деле я не очень много знал об этой команде и об Уфе. Я много общался с Робертом Нильссоном , который летом перебрался сюда. Он рассказал много хорошего о городе и клубе. Сомнения отпали напрочь. У нас хорошая команда. Мы сможем выиграть что угодно.

Дебютировав крайне неудачно – три пропущенные шайбы от «Витязя» и пять всего за полчаса от «Барыса» – Эрсберг постепенно привык к новому коллективу, и в конце ноября выдал ударную серию, в трех матчах пропустив лишь один гол.

– Мы верим в Эрика и дадим ему необходимое время, чтобы адаптироваться в российском хоккее, – сказал главный тренер «Салавата Юлаева» Вячеслав Быков . – До начала плей-офф мы будем держать в тонусе всех трех наших вратарей.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни