Подвижная игра встречная эстафета. Эстафеты с бегом, прыжками и метаниями. Эстафета "Трудная ноша"

12.11.2019

Веселые соревнования.

Играющие становятся в 3—4 колонны у общей черты на расстоянии 2—3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м (расстояние между линиями 20—25 см). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70—80 см («канавки»), и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя первые дети бегут по дорожкам, перепрыгивают «канавки», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на землю. После этого они быстро возвращаются в конец своей колонны. Прибежавшему первым дают флажок или другой значок. Колонна, у которой больше флажков, считается победившей.
Можно играть и по-другому. Первые дети, выполняв задания, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в Конец колонны. Вторые игроки бегут
сразу же, как только до них дотронулись. Цель соревнования — какая колонна быстрее выполнит задание.

Огородники.
Дети строятся в 2—3 колонны по 6 человек за линией на одной стороне площадки. Стоящие первыми в колоннах, держат в руках по 5 небольших кружков, вырезанных
из картон а, или сделанных из ивовых прутьев. У вторых детей в руках ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих — ведерки с песком, у четвертых — лейки, у пятых — пустые ведерки, шестые — без инвентаря.
На расстоянии 5—6 м от линии, за которой стоят дети, проведена еще одна черта. По сигналу воспитателя стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней кружки — как бы делают лунки — на расстоянии шага один от другого. Быстро возвращаясь затем в конец своей колонны, они на ходу дотрагиваются рукой до стоящих вторыми. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый кружок по кубику или камешку (сажают картофель)". Стоящие третьими бегут и сыплют в каждый кружок горсть песка (удобряют посадки). Четвертые игроки подбегают с лейками и делают имитационные движения, как бы поливают каждую посадку. Пятые бегут с ведерками, собирают урожай (складывают в ведра кубики) и возвращаются в конец колонны. И наконец, последние быстро собирают кружки.
Выигрывает та колонна, которая быстрее посадит овощи и соберет урожай. Во время этой игры дети должны соблюдать правила — начинать игру по сигналу воспитателя, не бежать, если еще не дотронулся предыдущий игрок, раскладывать предметы аккуратно.

Перевозка урожая.
Дети строятся в 2—3 колонны по 5 человек за линией на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Первые игроки каждой команды держат в руках тачку, сбоку от них лежит по5 мешков (наполненных сеном, соломой, опилками и т. п.).
По сигналу воспитателя первый игрок должен быстро положить на тачку один мешок и отвезти его за линию »а другой стороне площадки, затем быстро вернуться обратно, передать тачку
второму и стать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех.пор, пока все мешка не будут перевезены за линию.
Выигрывает та команда, последний игрок которой первым прибежит с пустой тачкой к линии старта.
Игру можно усложнить, поставив на пути кегли, тумбы, которые дети должны обегать, перевозя мешки.

Эстафета парами.
Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 6—8 м) поставлены какие-либо предметы, (кубы, деревянные чурбачки). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары.
Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.

Кто скорее?
Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них — пустые корзины, коробки. На другой стороне находится ящик с желудями, шишками и т. д., 2—3 детей с одинаковыми ведерками в руках по сигналу воспитателя бегут к ящику, наполняют ведерки желудями (шишками), приносят их, высыпают в корзинки, коробки. Затем снова бегут к ящикам
и наполняют свои ведерки. Игра продолжается до тех вор, пока дети не наполнят свои корзинки. Кто сделает это раньше, тот и выиграл.

Догони!
Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.

Быстрые и меткие.
2—4 детей бегут наперегонки, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии, которая находится на расстоянии 20 м от старта, дети должны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м), нарисованные в 3 м от линии финиша. После этого дети должны быстро вернуться на линию старта. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг и быстрее вернулся на место.

Быстрые и ловкие . Стоя на расстоянии 1—2 м от веревки, натянутой на стойках на высоте 2 м, перебросить через нее мяч и, перебежав под веревкой на другую сторону, поймать его.
Затем задание выполняется с расстояния 2,5 м и 3 м.

Преодолей полосу препятствий. За пределами площадки на газоне устанавливается полоса препятствий из использованных шин: три шины ставятся вертикально (тоннелем); 4—5 полушин составляются вместе ребром по ходу трассы; одна шина лежит. Дети по очереди друг за другом пробегают от стартовой черты до первого препятствия, проползают сквозь него.
Затем добегают до второго, впрыгивают на шины, пробегают по их гребню до конца, спрыгивают. Наконец пробегают или перепрыгивают с одного края обода шины на другой (третье препятствие) и, соскочив с шины, добегают до линии финиша.

Бег наперегонки . Бегать наперегонки можно по-разному. В зависимости от наличия сво­бодного места устанавливается расстояние, на которое дети должны бегать. Они становятся на линию старта, не мешая друг другу, и бегают до определенного места, а назад возвращаются в более медленном темпе. После четырех попыток надо дать дополнительный отдых - это может быть игра малой подвижности или на внимание.

"Белые медведи". Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются "запят­нать" бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т.д., или составляют собственные пары и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.

"Второй лишний". Играющие образуют круг. С внешний стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.

«Вызов номеров». Игроки каждой команды рассчитываются по порядку. Руководитель вы­зывает определенный номер. Игроки с этим номером бегут до отметки и обратно. Прибежав­ший первым приносит своей команде одно очко, вторым - два и т.д. Побеждает команда, набравшая меньшее число очков. Вызов номеров производится вразбивку. Игра проводится с ведением мяча, на лыжах.

«Гуси-лебеди». На расстоянии 15-20 м от линии старта, на которой находятся играющие, чертится круг диаметром 2 м. Дети идут от линии старта по направлению к кругу, в котором располагается водящий. По сигналу они убегают от линии старта, а водящий старается кого-нибудь «осалить». «Осаленные» помогают водящему.

"Два Мороза". Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – «два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые». Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз - синий нос». Другой: «Я Мороз - красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь - дороженьку пустить­ся? » Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После всех этих слов ребята перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз». Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками, И те присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. В конце игры отмечаются ребята, не попавшие к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

«День и ночь». На линиях в 3-5 метрах друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «день», другая – «ночь». По сигналу «день» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Подсчитывается число «осаленных», и команды меняются ролями. Побеждает команда, «оса­лившая» большее число игроков другой команды.

"Караси и щука". Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Посередине находятся двое водящих, которые держатся за руки. По сигналу играющие перебегают на другую сторону, а водящие стараются их поймать. Пойманные присоединяются к водящим. В конце игры отмечаются ни разу не пойманные игроки.

"Космонавты". В разных частях комнаты чертятся кружки или контуры ракет с расчетом, чтобы для нескольких играющих места не хватило. Взявшись за руки, дети идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, ребята разбегаются, стараясь занять любое свободное место на ракетах. Опоздавшие собира­ются в центре круга. Игра повторяется несколько раз. После игры отмечаются ребята, ни разу не опоздавшие на ракету.

«Кот и мыши». На ковре или на дорожке небольшую площадку огораживают лестницей, поставленной на ребро, кубами, реечками на стойках. Это мышиные «норки». Один ребенок получает шапочку кота. Он отходит подальше в сторону и располагается где-нибудь на возвы­шенности, например, на высоком стуле сидит, подобрав под себя ноги. Вожатый произно­сит: «Кот мышей сторожит, притворился, будто спит». Играющие, услышав эти слова, проползают по комнате. Вожатый приговаривает: "Тише, мыши, не шумите и кота не разбудите!" Дети легко, бесшумно бегают. Через 15-20 с вожатый говорит: "Просыпается кот". Ребенок, изображавший кота, должен спустится вниз, встать на четвереньки и, выгнув спину, крик­нуть "Мяу!". Затем он бежит за мышами, которые прячутся в своих норках. Убегая от кота, дети не пролезают, а просто вбегают в норки. Коту нужно поймать 4-5 мышек. После этого кота меняют.

«Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются шеренгами лицом друг к другу на проти­воположных сторонах площадки и рассчитываются по порядку номеров. На левом фланге каж­дой шеренги в углу площадки установлены стойки. На середине площадки ставят табурет с надувной игрушкой. Ведущий называет номер. Игроки обеих команд под этим номером уст­ремляются к стойке противоположной шеренги, огибают её и стараются схватить игрушку, за что команде начисляется очко. Затем игрушку ставят на место и игра повторяется. Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.

"Лиса в курятнике". На одной стороне площадки очерчивается "курятник". В курятнике на "насесте" (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится "нора" лисы. Все остальное место - двор. Один участник игры - лиса, остальные - куры. По сигналу вожатого куры выбегают и "клюют зерна", а в это время лиса должна поймать их. Но если курица успела забраться на насест, ее ловить нельзя. Игра кончается, когда лиса поймает 3-4 кур. После этого вожатый меняет лису.

"Лиса и гуси". Дети, изображающие гусей, держат друг друга за плечи. Становятся в ко­лонну по 4-8 человек. Перед каждой колонной - лиса. Первый участник в колоне выполняет роль гусыни. Гусыня любым способом пытается помешать лисе захватить гусенка, стоящего последним в колонне. Гусята должны стремиться к тому, чтобы между ними и лисой стояла гусыня. Если лиса сумеет схватить гусенка, то в колонне все превращаются в беззащитных гусят, и лиса может ловить кого захочет до тех пор, пока вожатый на назначит новую лису.

«Ловушки – перебежки». По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями нахо­дится ребенок-ловушка. После слов: "Раз, два, три - лови!" - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловушка ловит их. Тот, до кого ловушка сумеет дотронуться, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловушек.

"Ловушки с приседаниями". В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел при­сесть.

"Лошадки". Дети делятся на две группы: одни изображают лошадок, другие - конников. Каждый конник имеет вожжи - скакалки. По сигналу вожатого конники ловят лошадок и запрягают их. По сигналу воспитателя конники должны ехать (тихо, рысью, галопом, ша­гом). Через некоторое время лошадок распрягают на "луг", а конники садятся отдыхать. Через 2-3 повторения дети меняются ролями. Если один конник долго не может поймать ло­шадку, то другие конники ему помогают.

"Салки". Играющие разбегаются по площадке, а водящий ловит их. Игрок, которого водя­щий коснулся рукой, меняется с ним ролью. Если играющих много, назначается несколько водящих.

"Сквозь обруч". Играют несколько команд. Один из игроков каждой команды придержива­ет вертикально стоящий на земле обруч. По сигналу остальные игроки команды должны про­скочить сквозь обруч. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает.

"Упасть не давай". Дети делятся на 3-4 группы. Каждая группа имеет свой обруч (желатель­но разного цвета). По сигналу вожатого дети становятся около стартовой черты, в колонну друг за другом, и ставят обручи справа, приготовившись их катить. По сигналу "Побежали!" дети бегут, одновременно подталкивая обруч. Надо прокатить обруч до другой стороны пло­щадки, не уронив его.

"Успеть проскочить". Двое водящих стоят лицом друг к другу, соединив поднятые вверх руки. Остальные играющие пробегают под поднятыми руками. По сигналу водящие опускают руки. Пойманные игроки присоединяются к водящим. Игра прекращается, когда все играющие будут пойманы.

Эстафета "Паровозик" . Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку парт­нера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т.д. Пока не пробежит дис­танцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.

При повторении эстафеты колонну надо развернуть так, чтобы направляющий стал после­дним, а замыкающий - первым.

«Встречная эстафета»

Участники строятся в колонны и располагаются друг против друга на расстоянии 15-20 м. У игроков, стоящих впереди колонн на одной стороне площадки, по волейбольному мячу. По команде «Марш!» игроки с мячами бегут к впереди стоящим второй половины своей команды, располагающимся напротив, отдают им мячи и встают в конце этой колонны. Игроки, получившие мячи, бегут к своей половине команды, стоящей напротив, отдают мячи очередным игрокам, встают в конце колонны и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Между эстафетами следует выполнить упражнение на внимание.

«Эстафета с палочкой»

Команды выстраиваются в колонны. У первых игроков в руке эстафетная палочка. По сигналу учителя первые игроки, добежав до обусловленного места, возвращаются и, обегая свою колонну, передают палочку очередному участнику. Способ передачи эстафетной палочки разучивают заранее. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и допустившая меньшее количество ошибок.

В I четверти в каждом из младших классов в занятиях бегом важное внимание следует уделить укреплению сводов стопы. Принято считать, что мышцы стопы, регулярно работающие при ходьбе и беге, всегда достаточно тренированы. На самом деле это не так. Используя комплекс упражнений, поддерживающих и развивающих рессорные свойства стопы, следует защитить стопу от деформации ударных нагрузок, возникающих во время бега (рис. 3.1). Начинать укрепление мышц стопы надо на уроках физической культуры и далее продолжить в самостоятельных домашних заданиях.

Упражнения без опоры на стопу сидя или лежа.

  • 1. Работая стопой, сгибать и разгибать пальцы (рис. 3.1, а).
  • 2. Взяв стопу на себя, сгибать и разгибать пальцы (рис. 3.1, б).
  • 3. В среднем положении стопы, сгибать и разгибать пальцы с акцентом сначала на большой палец, а затем на мизинец, стремясь изогнуть стопу «пропеллером» (рис. 3.1, в).
  • 4. В среднем положении стопы согнуть пальцы, держать 6-8 с, затем распрямить пальцы, разведя их в стороны (рис. 3.1, г).
  • 5. Проделав каждое упражнение с возможным для себя числом повторений, можно переходить к упражнениям, нагруженным собственным весом.

Рис. 3.1.

Упражнения с опорой на стопу стоя.

И.и. - стоя, руки свободно вдоль тела, ноги вместе.

  • 1. «Гусеница» вперед. Сгибая пальцы, двигаться вперед (без толчка).
  • 2. «Гусеница» назад. Подтянуть пальцы к себе и изогнуть стопу, слегка наклониться вперед и перенести вес тела на переднюю часть стопы. Резко разгибая стопу и отталкиваясь пальцами, продвинуться назад. Это упражнение сложнее, чем предыдущее.

В заключение выполняют упражнения в ходьбе и беге.

  • 1. Ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, туловище держать прямо.
  • 2. Ходьба на пятках, не сгибая ноги и размахивая руками, как при обычной ходьбе.
  • 3. Ходьба на наружной части стопы перекатом от пятки к мизинцу. (Ноги слегка согнуть и развести в стороны, стоны ставить по одной линии.) Руки движутся, как при обычной ходьбе.

4. Медленный бег на носках, прыжки на носках на одной и обеих ногах, прыжки приставными шагами правым и левым боком вперед, прыжки в приседе на носках с поворотами вправо и влево или с продвижением вперед правым и левым боком. Можно включать и другие упражнения с различными исходными положениями рук: на поясе, за головой, в стороны, вперед. Каждое упражнение выполнять 1-2 мин, чередуя с обычной ходьбой (для отдыха).

После тренировки на траве, песке или упругих покрытиях объем нагрузок можно увеличить.

В 3-м классе продолжается обучение бегу с изменением частоты шагов. Дополнительно ставится задача научить детей по сигналу достаточно точно и быстро изменять длину шагов. Начиная с этого класса, в уроки физической культуры вводят бег на скорость, а также бег с попутным преодолением небольших препятствий.

При обучении бегу на скорость надо научить учащихся при быстром темпе сохранить все правильные рациональные движения и прямолинейность бега. Особое внимание следует уделить упражнениям, способствующим развитию частоты беговых шагов.

Последовательность обучения бегу на скорость может быть такой.

  • 1. Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.
  • 2. Имитация движений рук, стоя на месте. Руки согнуть в локтях. Беговые движения руками начинают медленно, а затем ускоряют. Выполняют упражнение 2-3 раза по 10 с. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость широких и свободных движений руками.
  • 3. Бег с ускорением на 20-25 м. Дистанция делится поперечными полосами на три отрезка. На первом отрезке ученики бегут в среднем темпе, на втором - темп бега возрастает, на третьем - становится быстрым. Затем учащиеся переходят на медленный бег и ходьбу. В начале обучения бег проводят шеренгами, затем группами по 4-6 человек.
  • 4. Бег на скорость до 40 м. Наносят линию старта, в 20-25 м от нее чертят поперечную линию, а еще через 15-20 м - линию финиша. Учащиеся, разогнавшись на первых 20-25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную линиями, как можно быстрее. Упражнение выполняют группами в 4-5 человек или парами. Для лучшего развития быстроты пары составляют из равных по силам учащихся.
  • 5. Бег по «частой горизонтальной лестнице», т.е. по линиям, начерченным на площадке в 40 см одна от другой. Проводят его в форме соревнований между командами. Для развития быстроты бега применяют также игры-упражнения и подвижные игры.

Бег с попутным преодолением препятствий может включать в себя упражнения по обеганию, прыжкам, перелезанию, в равновесии. Изучение бега с преодолением препятствий начинают не ранее второго полугодия - после того, как учащиеся усвоят основы техники обегания или преодоления препятствий. Количество препятствий и степень трудности их преодоления от занятия к занятию должны возрастать. Сначала можно преодолевать только одно препятствие, например, на дистанции 20 м перепрыгнуть во время бега «ров» шириной 50-60 см. Затем количество разнородных препятствий может быть постепенно увеличено до двух-трех. Например, школьники должны пробежать отрезок в 20 м, перепрыгнуть «ров» или «вал», обежать «куст» («дерево»), пробежать по узкой, извилистой тропинке.

После того как учащиеся овладеют правильными бегом и ходьбой, преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий, можно переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на местности позволят применить полученные знания и навыки в естественных условиях. Для занятий подбирают слабопересеченную местность с различными препятствиями. Бег осуществляют в равномерном темпе и чередуют с обычной ходьбой. Длина дистанции смешанного передвижения может доходить до 150-200 м. На первых уроках отдельные пробежки должны быть небольшими, более половины общей дистанции смешанного передвижения проходят шагом. К концу обучения соотношение ходьбы и бега становится примерно равным.

В 3-4-м классах решается задача управления скоростью передвижения в беге на различных отрезках дистанции. Под умением длительно бегать следует подразумевать не только технические умения и навыки, но и то, что в спорте называется технико-тактической подготовкой. Здесь заостряется вопрос рационального распределения сил во время бега, управление скоростью передвижения, постановки дыхания. Младшие школьники, как правило, не умеют медленно и равномерно бегать и любой бег начинают с предельной для себя скорости. Для удержания равномерной скорости может использоваться следующий методический прием: на первом круге задается одинаковая скорость для всего класса, а примерно с трети или половины дистанции разрешается бежать в удобном для каждого ученика темпе. Однако стоит учителю, задав темп бега, вдруг по какой-то причине сойти с дистанции, дети тут же включают «реактивные скорости». В подобной ситуации можно использовать образные сравнения: попросить ребят назвать известные мультфильмы, в которых один из персонажей слишком быстро начинает бег, а потом на полпути вынужден остановиться, чтобы перевести дух. «Чтобы подобное не случилось с вами, следует усвоить истину перед выходом на беговую дорожку: реактивные скорости не включать!» И все же, несмотря на предупреждение, очень часто возникает примерно следующая ситуация: сильные пытаются обогнать как можно больше одноклассников, а потому начинают бег с повышенной скоростью; средние и слабые делают попытку не отстать от них и лишь два-три ученика из всего класса выполняют установку учителя и бегут в равномерном темпе. В связи с этим, очень целесообразна уже в начальной школе система учебных индивидуальных заданий. Одним ставится задача - постараться лидировать со старта до конца дистанции, другим - со старта начинать бег медленно, постепенно наращивая скорость, третьим - начать медленно, но к середине дистанции подтянуться к лидерам. У учащихся средней и более слабой групп свои задания: попеременное лидирование в каждой группе при равномерном темпе бега. Именно так в обучении школьников 1-4-го классов решаются задачи изучения и закрепления технико-тактических основ беговой подготовки.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни