Бобслей скорость на трассе. Сми «спорт-экспресс интернет» учредитель ао «спорт-экспресс» главный редактор максимов м. а. Что будет со льдом, если в Красной Поляне будет тепло

01.04.2020

Зимняя «Формула-1» — именно так часто называют соревнования по бобслею. Спортсмены спускаются в санях по ледяному желобу, находясь в специальных санях – бобах.

Исход гонки часто решает разгон. Каждый мускул подобен пружине. Боблеисты называют момент старта взрыво. На старте все члены команды должны максимально использовать силовой ресурс, чтобы разогнать снаряд.

50 метров преодолеваются примерно за 5 секунд. За это время нужно не только разбежаться и толкнуть боб, но и запрыгнуть в него. Сначала садится пилот, затем разгоняющие. Обычно скорость в момент посадки достигает 40-45 километров в час. Самый быстрый бегун на планете Усейн Болт способен развить такую скорость всего секундой раньше, но это требует почти нечеловеческих усилий.

Дальше ускорение лавинообразное. Инерция и наклон трассы помогают довести скорость боба до 160 километров в часть. Это средняя скорость «Сапсана», который курсирует между Санкт-Петербургом и Москвой. Если бы вместо рельс между столицами был ледяной желоб, то бобслеисты преодолевали расстояние всего за 4 часа.

Возле Красной поляны в Сочи построена трасса для соревнований по бобслею. Ее протяженность 1814 метров. Спортсмены стартуют с точки, находящийся на высоте чуть более 800 метров над уровнем море. На трассе 17 виражей и 3 контр-уклона, которые слегка снижают скорость. На каждом вираже есть козырек-защита, не допускающий вылета боба с трассы, если спортсмены совершают техническую ошибку. Кстати, на этой же трассе будут проходить соревнования по скелетону и санному спорту.

Пилот должен правильно выбрать траекторию. Если боб идет слишком низко, то падает скорость, если слишком высоко, то придется проехать большее расстояние до финиша. На виражах перегрузки спортсменов достигают 5G. Такие же перегрузки испытывают космонавты, а также летчики самолетов-истребителей, когда совершают фигуры высшего пилотажа.

Warning!

Бобслеисты знают наизусть каждый поворот трассы. Они могут с закрытыми глазами показать руками и телом, куда идет поворот и куда нужно наклоняться.

Олимпийские соревнования по бобслею предполагают участие 2-местных экипажей, как мужских, так и женских, 4-местных (только мужских).

Important!

Около ста лет назад соревнования по бобслею заключались в спуске с горы на двух санях, скрепленных между собой досками.

Современный бобслей может стоит до 100 000 долларов. Его корпус сделан из карбона или кевлара. Эти материалы более прочные, чем сталь. Управляет бобом пилот. При помощи двух тросов он может поворачивать передние полозья. Задние полозья закреплены статично. Кстати, полозья у бобов никогда не затачиваются, иначе бы они резали лед. Тормозить можно только после пересечения финишной линии. Пилот выпускает специальную гребенку, чтобы снизить скорость.

Чем лучше плавится лед под полозьями, тем выше будет скорость. Однако как-либо нагревать полозья запрещено. На старте закреплен контрольный полоз. Если температура полозьев в бобе отклонена от него хотя бы на 4 градуса, судьи дисквалифицируют команду. Чтобы исключить махинации, полозья всех саней для всех профессиональных бобов изготавливают из специальной стали, которая хранится на швейцарском складе. У каждого конька есть уникальный серийный номер. Форму полозьев менять можно, но типы шлифовки и другие тонкости механики обычно держат в секрете.

Экипировка бобслеиста призвана максимально защитить тело, но она должна и работать на результат. Костюм максимально обтекаемый, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Шлем бобслеиста делается из кеврала. Из этого же материала изготовлена и противоожоговая рубашка, надеваемая под костюм. Если боб перевернется, спортсмена будет тащить по льду со скоростью больше 100 километров в час, а потому рубашка должна защитить кожу от ожогов. На кроссовках бобслеиста 690 крошечных шипов. Размер шипов и расстояние между их рядами строго регламентировано.

Чтобы победить в таком виде спорта как бобслей, нужно максимально быстро проехать каждый из 4 заездов по трассе. Затем результаты суммируются. Серебро от золота обычно отделяют сотые доли секунды. Например, 2 года назад на Чемпионате Европы золотые медали получила команда бобслеистов, которая пришли на 0,001 секунды раньше, чем другая команда.

Одна из пользующихся наибольшей популярностью среди зрителей дисциплин на Зимней Олимпиаде – это бобслей. Данный вид спорта представляет собой скоростной спуск по искусственно созданному обледенелому желобу на специальных управляемых санях – бобе – команды из двух либо четырех человек. Бобслей – это один из самых скоростных, зрелищных и одновременно с этим травмоопасных видов спорта в программе зимних Игр. Как же пилот управляет бобом, на огромной скорости проходя виражи трассы?

Как устроен боб в бобслее и в чем заключаются обязанности членов экипажа?

На заре становления как самостоятельного вида спорта сани делались из дерева. Впоследствии для изготовления кузова боба использовались алюминий и стеклопластик. Современный боб имеет кузов, изготовленный из кевлара – сверхпрочного материала, отлично зарекомендовавшего себя в конструкции бронежилетов. Шасси боба изготовлены из особо прочной стали. Вес пустых двухместных саней составляет порядка 165 кг при длине чуть менее 3 метров, а вес четырехместных саней – уже около 230 кг при длине 3,8 м.

Капитан команды в – это пилот-рулевой, от четких действий которого безопасность всех членов команды. Толкачи-разгоняющие – атлетически сложенные спортсмены-тяжеловесы – отвечают за хороший набор бобом скорости при разгоне в верхней точке трассы. Наконец, тормозящий располагается в хвосте корпуса саней и несет ответственность за их своевременную остановку.

Как производится управление санями в бобслее?

Конструкция боба подразумевает наличие у него управляемого переднего моста при неподвижности заднего. Передние полозья при помощи сверхпрочных гибких тяг соединяются со специальными кольцами, которые держит в своих руках пилот боба. Прикладывая определенные усилия, через эти кольца он приводит в действие рулевой механизм саней, что позволяет им максимально точно вписываться в виражи и проходить их на высокой скорости.

Разгоняющие практически не принимают участия в процессе управления бобом во время движения – они выполняют только лишь функцию утяжеления саней, максимально сгруппировавшись для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха и отклоняясь в нужную сторону в процессе прохождения виражей. Тормозящий в нужный момент приводит в действие механизм тормоза, который располагается между передним и задним мостами и напоминает огромную металлическую гребенку. Разумеется, навыки управления бобом отточены у спортсменов до автоматизма, что позволяет им демонстрировать такие впечатляющие результаты на соревнованиях.

Бобслей (от англ. bobsleigh, bobsledding -- «сани, предназначенные для катания с горы») -- спуск с гор на большой скорости на управляемых санях из цельного металла по желобу изо льда, специально оборудованному для подобных спусков. Бобслей является зимним командным видом спорта. Также бобслей является наиболее скоростным и опасным из всех зимних видов спорта.

Развитие бобслея началось еще в XIX в. В 1884 г швейцарцы соревновались в Альпах в том, кто быстрее спустится с горы по маршруту Санкт-Мориц -- Селерин, на финише победителю вручался приз -- бутылка шампанского. Первые сани из стали («боб»), которые были похожи на сани сегодняшних дней, были построены Карлом Бенцингом, немецким оптовым торговцем изделиями из текстиля, примерно в 1900 г. Первую бобслейную трассу построили в 1902 г в Санкт Морице, в котором же в 1923 г сформировалась Международная федерация бобслея и тобоггана. Последний представляет собой вид саней без полозьев, которые были у индейцев Северной Америки. Первое мировое первенство по бобслею также прошло в Санкт-Морице в 1927 г. Бобслей сразу был включен в программу первой зимней Олимпиады в 1924 г. Сегодня проходят как мужские, так и женские турниры по бобслею.

Сначала сани для бобслея были деревянными. В настоящее время корпус саней (боба) изготавливается из алюминия, стеклопластика и даже из особого ударопрочного материала -- кевлара, который служит основной для бронежилета. Кузов ставится на стальное шасси, основные узлы которого -- поворачивающийся передний и неподвижный задний мосты, которые опираются на полозья из металла, напоминающие коньковые. С помощью поворачивающегося переднего моста пилот может управлять санями, которые летят по ледяному желобу со скоростью свыше 130--150 км/ч. Между двумя мостами в виде гребенки находится тормоз, изготовленный из прочнейшей стали, позволяющий останавливать сани, когда это необходимо. Передней частью саней является носовой конус. Наибольший вес боба достигает примерно 630 кг. Современные сани конструируются в соответствии с последним словом науки и техники. Новые образцы саней проходят испытания в аэродинамических трубах и представляют собой большую материальную ценность. Исследования, касающиеся создания новейших скоростных саней, представляют такой огромный интерес для стран-конкуренток, что их представители часто шпионят, заимствуя друг у друга самые перспективные конструкции и узлы. Сани делятся на два вида: двухместные и четырехместные. Двухместный боб имеет длину 2,7 м и ширину 0,67 м, его масса не должна быть выше 165 кг, а общий вес всех членов команды -- не более 200 кг. Длина четырехместного боба равна 3,8 м, ширина 0,67 м, его масса не может быть более 230 кг, а вес команды -- не больше 400 кг.

Главный член экипажа -- пилот-рулевой, который имеет полномочия капитана команды, им же и подбирается ее состав: толкачи и тормозящий. В санях рулевой находится впереди и берет на себя управление передним мостом, осуществляемое посредством двух колец, которые соединены между собой гибкими тягами, имеющими передние полозья.

В хвосте корпуса саней располагается тормозящий. Он несет ответственность за остановку саней и должен своевременно привести в действие тормозной стержень. Посередине четырехместных саней находятся два толкача, которые сначала выполняют самую важную при спуске работу: ими сани разгоняются на старте. Однако во время самого спуска они являются только «умной» нагрузкой, которая смещается в нужный момент в ту или иную сторону на виражах. Делают они это, максимально низко согнувшись и пряча головы для уменьшения лобового сопротивления. Толкачи и тормозящие, как правило, являются физически сильными и мощными спортсменами. Обычно до бобслея большинство из них прежде занимались тяжелой атлетикой, имея в ней хорошие результаты.

В конце ХХ в бобслей стал широко распространен не только среди мужчин, но и среди женщин. Скорость тяжелых четырехместных саней на трассе может быть выше 150--160 км/ч. Наибольшая скорость более легкого двухместного боба немного меньше. Длина ледяного желоба, по которому проходят сани, около 1500--2000 м, а его уклон может колебаться от 8 до 15 0. На трассе обычно встречаются от 15 до 20 профилированных виражей, имеющих различную степень трудности. Изнутри желоб покрыт слоем естественного или искусственного льда.

Спуск на большой скорости по ледяному желобу является очень опасным, частые травмы спортсменов в бобслее -- обычное явление. В 1950 г на бобслейной трассе в французском городке Шамони во время спуска погибли сразу три спортсмена. После этого случая для безопасности профиль трассы был изменен таким образом, чтобы рулевые полностью контролировали сани. Трассы для бобслея бывают разных видов.

Максимальное их количество приходится на трассы длиной 1500 м, однако существуют и желоба, имеющие большую протяженность и большее число крутых виражей, в которых рулевой должен показать высокую степень мастерства, максимально точно вписавшись в повороты, не касаясь при этом стенок желоба. Если же все-таки соприкосновение со стенками желоба произошло, то это резко снизит скорость саней и ухудшит результат.

На особенно сложных виражах стенки желоба могут достигать высоты 6 м. Лучшие трассы обычно современности сделаны из бетона, а вдоль всех стенок ледяных желобов встроены холодильные трубы, которые позволяют поддерживать постоянную температуру льда, не давая ему таять. Организаторами зимней Олимпиады 1994 г в Норвегии (городе Лиллехаммере) была проложена трасса для бобслея в точном соответствии с местным рельефом. Около естественных препятствий повороты были сделаны настолько заботливо, что не спилили ни одного дерева.

В наивысшей точке желоба экипаж, вскакивающий на борт и занимающий места после набора бобом скорости, разгоняет его перед стартом. Время начинает отсчитываться, когда передние полозья саней пересекают линию старта. Согласно правилам бобслеисты во время спуска могут поменяться местами в санях, однако они делают это чрезвычайно редко. У всех членов экипажа должны быть шлемы из особой ткани, препятствующей сопротивлению воздуха в движении, а также наколенники и специальные очки. Если во время турнира один из членов команды был травмирован, его может заменить другой член экипажа. Если во время скоростного спуска были повреждены сани, то согласно решению судей их можно заменить на другой боб того же вида.

На подошвах обуви спортсменов, проверяемой перед стартом судьями, находится около 100 микрошипов, которые позволяют бобслеистам разгонять сани, не соскальзывая с поверхности старта, покрытой ледяным слоем. В ходе состязаний экипаж может быть дисквалифицирован в том случае, если у его членов нет защитных шлемов. Также дисквалифицированы могут быть те команды, которые были пойманы за подогревом полозьев саней для лучшего хода саней по льду или использовали дополнительную тяжесть для увеличения скорости боба. Правилами также запрещено членам экипажа иметь на шлеме, спортивной форме или на бобе рекламные надписи фирм, которые не согласованы с организаторами турнира.

В соревнованиях по бобслею каждый экипаж должен совершить 4 спуска. Победителем станет тот экипаж, который будет иметь наименьшее суммарное время прохождения по всем 4 спускам.

С 1957--1968 гг. на всех крупномасштабных международных турнирах победительницей была команда из Италии, которую возглавлял рулевой Эудженио Монти. Команды Италии, в которой находятся трассы высокого уровня, сумели одержать победу в 11 мировых первенствах, а на Олимпийских играх 1968 г ими были завоеваны золотые медали сразу по двум спускам: на двухместных и четырехместных санях. На первенстве мира в 1976 г в Австрии (г Инсбрук) чемпионом мира по бобслею стал немецкий экипаж. Преимущество команды заключалось в ее санях, которые имели лучшие характеристики аэродинамики: у них была более совершенная обтекаемая форма, имеющая максимально гладкую поверхность обшивки. Также команда не добилась бы успеха и без самых рослых и мощных толкачей и ловкого рулевого -- Майнарда Немера, экипаж которого сумел победить и на бобе-четверке, и на бобе-двойке. В 1984 г подобный двойной успех повторил немецкий пилот Вольфганг Хоппе. В 1976--1984 гг командой ГДР были завоеваны 10 из 18 возможных медалей, при этом 6 из них были золотыми.

Популярность бобслея неуклонно возрастает. На зимней Олимпиаде 1988 г в соревнованиях по бобслею приняли участие экипажи Виргинских островов, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Португалии, Тайваня и Монако. Кстати, в экипаже Монако капитаном на двухместных санях был сам принц Альберт. Именно на тех Олимпийских игра экипаж Ямайки, который возглавлял Дадли Стоукс, сумел покорить сердца болельщиков благодаря своему лихому стилю и непредсказуемой манере управления бобом. В ходе одного из очередных спусков их четверки сани, встав на бок, взлетели над землей и врезались в стенку ледяного желоба. Ни один из членов экипажа не был травмирован, однако затем рискованные выступления на Олимпиаде этой команды легли в основу фильма «Ледовые гонки» (по-английски «Cool Runnings»).

Международная федерация бобслея и тобоггана объединяет бобслеистов всего мира и на настоящий момент включает 60 стран. Удивительным является то, что среди ее членов есть страны, имеющие жаркий и даже засушливый климат. Прежде всего это Антильские и Бермудские острова, Израиль, Индия, Мексика, Ливан, Тобаго и Тринидад и другие. В СССР бобслей в качестве вида спорта не существовал до 1980 г, когда первыми латвийскими энтузиастами бобслея из заводских отходов был сконструирован и построен свой собственный боб. На Олимпийских играх 1984 г в Сараево, на которых советскими бобслеистами Синтисом Экманисом и Владимиром Александровым была завоевана бронзовая медаль, эта конструкция саней, изготовленная советскими инженерами, была отмечена как одна из наиболее удачных. Впоследствии многие ее узлы и детали заимствовали крупные международные компании, которые занимались строительством саней для самых сильных бобслеистов мира.

Самыми «бобслейными» странами, спортсменами которых в основном выигрываются зимние Олимпиады, розыгрыши Кубков и первенств мира, являются Австрия, Германия, Италия, Канада и Швейцария. На последних Олимпийских играх 2006 г (Турин) чемпионский титул в спуске на двухместных санях завоевали немецкие бобслеисты Андре Ланге и Кевин Куске, вторыми были спортсмены Пьер Людерс и Лассель Браун из Канады, а третьими -- Мартин Аннен и Бит Хефти из Швейцарии. Лучшими российскими спортсменами были Алексей Воевода и Александр Зубков, которые оказались на четвертом месте, причем последние установили скорость разгона на старте. В состязаниях между бобслеистами, выступавшими в бобах-четверках на тех же Олимпийских играх, победа также досталась немецкому экипажу, возглавляемому Андре Ланге, в составе команды также находились Рене Хоппе, Кевин Куске, Мартин Путце. Второе место принадлежало россиянам: Александру Зубкову, Филиппу Егорову, Алексею Селиверстову и Алексею Воеводе. В турнире между женщинами на двухместных санях победу одержали Сандра Кириасис и Аня Шнайдерхайнце из Германии, вторыми стали Шона Робок и Валери Флеминг (США), третьими -- Герда Вассенштейнер и Дженнифер Исакко (Италия). Бобслеистки из России на Олимпийских играх 2006 г не смогли подняться выше седьмого места.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни