Формула 1 в чем заключается. Основные термины королевских гонок. Полный календарь Ф1

05.05.2020

«Формула-1» - это не только и даже не столько зрелищные гонки на болидах. Это целый комплекс факторов, объектов и технических норм, многие из которых носят специфические названия. Без хотя бы поверхностного знания определенных терминов и фактов просмотр гонки станет для вас мучением. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с основными.

А теперь о терминах. Начнем с распорядка состязания.

Гран-при

Каждый Гран-при длится 3 дня и состоит из нескольких этапов:

  • свободная практика - подготовительные заезды, с помощью которых пилоты и команды обкатывают трассу, выбирают стратегию борьбы;
  • квалификация - заезды, которые определяют место каждого из участников на старте гонки (поул-позиция - так называют место победителя квалификации);
  • гонка - собственно само состязание, по традиции всегда проходит в воскресенье.

Трасса

Иногда не так легко понять, что имеется в виду.

  • Боксы - помещение рядом с трассой, где механики работают с болидом во время тренировок и соревнований.
  • Пит-стоп - заезд и остановка пилота для мелкого ремонта или смены резины.
  • Пит-лейн - участок трассы, по которой болиды подъезжают к боксам, по нему нельзя ехать быстрее определенной скорости (предел - 100 км/ч).
  • Пит-волл - командный мостик, откуда руководство команд, менеджеры и инженеры наблюдают за гонкой.
  • Паддок - огороженная территория рядом с трассой, где располагаются команды и их обеспечение. Зрителей сюда не пускают.
  • Моторхоум - помещения команд, чаще всего бывают передвижные. На сочинском автодроме это стационарные здания.

Персонал

Стюардами на «Формуле-1» называют не официантов, а контролирующих безопасность сотрудников, которые выносят решения о наказаниях и штрафах.

Не всегда за руль болида садятся боевые гонщики, есть и скромные тест-пилоты , которые испытывают машину накануне состязаний.

Существует также забавная с первого взгляда категория механиков, которых называют "человек с леденцом" (англ. - lollipop-man). Однако именно такие люди являются главными в ходе пит-стопа. Они контролируют работу команды во время остановки гонщика на пит-лейн, держа в руках длинную палку со специальным круглым знаком. Без разрешения «человека с леденцом» пилот на трассу после пит-стопа не поедет .

Пейс-карами называют машины безопасности, которые проверяют, все ли в порядке на трассе перед гонкой, а также предупреждают пилотов о приостановке состязания в экстренных случаях.

О болиде

Самая важная для пилота часть - кокпит - та часть корпуса, где и сидит гонщик. Она должна защитить человека в случае аварии.

Рулевое колесо - руль болида, который снабжен всеми необходимыми кнопками управления, в том числе связи с боксами.

Телеметрия - это целый комплекс данных, который болид посылает команде прямо во время гонки, так специалисты получают полное представление о состоянии автомобиля и движениях гонщика.

Или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — .


Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для и тренировки управления болидом.

  • 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
  • 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
  • 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

  • 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
  • 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают .
  • 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
  • Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а , занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

  • Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
  • Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
  • Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
  • Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
  • Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
  • Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.

Система очков

От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

  • Красный цвет – супер — мягкие шины
  • Желтый цвет – мягкие шины.
  • Белый цвет – средние шины.
  • Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
  8. Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

  • Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
  • Расстояние между позициями составляет 8 м.
  • С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
  • С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
  • С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
  • Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
  • Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
  • Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
  • Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
  • Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Подготовка к старту

  • За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
  • За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
  • За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
  • За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
  • За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
  • За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
  • За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
  • За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

  • Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.
  • В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг.
    Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.
  • Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.
  • Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.
  • Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Практически каждый Гран-при кто-то остаётся недоволен работой судей - иногда это пилоты, иногда - болельщики, а зачастую - и те, и другие. Рассказываем о правилах, которые всех бесят, но пока лучшей альтернативы им не придумали.

Штрафы за моторы

Чтобы сдержать рост затрат на участие в Формуле-1, в правилах прописано чёткое количество тех или иных компонентов автомобиля, которые команда может использовать. Так, по ходу сезона на одной машине (формально в заезде участвует машина, а не пилот; пересаживаясь в чужой автомобиль, гонщик не может «забрать» с собой не использовавшиеся элементы) три двигателя внутреннего сгорания, три турбины, два накопителя энергии и т.д. Превышение нормы карается штрафом на стартовой решётке.

На практике это правило приводит к тому, что к концу сезона, когда все израсходовали разрешённый лимит компонентов, стартовая решётка постоянно перекраивается из-за многочисленных штрафов, и разобраться, кто за кем стартует, становится невозможно. Ни журналисты, ни даже команды не могут самостоятельно подсчитать расстановку стартовой решётки и дожидаются официального документа , который может выйти спустя много-много часов после квалификации.

Вместо штрафов на решётке предлагались различные варианты, самые реалистичные из которых - денежные штрафы и снятие очков в Кубке конструкторов. Правда, эффективными они не выглядят: крупным командам уровня «Мерседеса» и «Ред Булл», которые за год тратят по полмиллиарда евро, не помешают никакие штрафы, а в контексте Кубка конструкторов у лидеров большой запас по очкам, что также позволит использовать почти неограниченное число моторов. Больше всех от такой меры потеряют середняки, у которых останутся лишь придушенные и «усталые» двигатели и больше не будет возможности высоко стартовать за счёт штрафов топ-команд.

Формула-1 изучает, не заменить ли штрафы на решётке балластом

Запрет обгонов по обочине

Правила разрешают пилотам при необходимости покидать пределы трассы, однако в этот момент гонщик не должен получить преимущество, а при возвращении должен быть аккуратен. Казалось бы, логичный пункт. Однако если соблюдать его совсем дотошно, то возникают абсурдные ситуации, когда обороняющийся пилот вытолкал соперника с трассы, но тот не потерял темпа на асфальтовой зоне безопасности и всё же вышел вперёд - и получает за это штраф. Подобные ситуации часто можно наблюдать на выходе из «Ля Сурс» в Спа.

Пределы трассы - очень важный момент, они не позволяют пилотам срезать повороты (см. Гран-при США-2017), однако в своей нынешней формулировке правила не делают различий между внутренними и внешними пределами гоночного полотна. Чтобы сделать правило более логичным, достаточно внести небольшое уточнение в формулировку.


В своём нынешнем виде правило провоцирует странные и неочевидные болельщику детали. Так, перед Гран-при Италии снаружи «Параболики» ставят дополнительный бордюр, который должен мешать пилотам выезжать за пределы трассы, сохраняя более высокую скорость. В квалификации за это нарушение даже снимали время следующего круга. Но если автомобиль способен там проехать, не срезая поворот, и делает это быстрее, то почему бы не расширить границы трассы?

Почему нельзя в этом месте поставить SAFER-барьер, как в IndyCar (у этой серии есть проблемы с безопасностью, но они связаны с сетками-ловушками и открытым кокпитом, а не отбойниками), чтобы автомобиль физически не мог проехать там, где ему нельзя? В итоге же директивы провоцируют аварию Александера Перони, который наверняка погиб бы, если бы не «гало».

DRS

Система снижения лобового сопротивления - DRS - появилась в Формуле-1 в 2011 году. Чтобы хоть как-то облегчить обгоны, разрешила преследующей машине пользоваться подвижными элементами аэродинамики, что ранее было строго запрещено. DRS действительно помогла увеличить количество обгонов - но не уровень зрелища, однако и противников у этой системы появилось немало.

Основная проблема DRS в том, что машина впереди воспользоваться ей не может, а потому оказывается в заведомо менее выгодном положении - и лишь потому, что была впереди. Впрочем, в Формуле-1 признают, что DRS - это вынужденная мера, а проект регламента 2021 года составлялся так, чтобы обгоны проходили без неё. Возможно, от этого костыля чемпионат избавится уже в ближайшее время.


Закрыта последняя вакансия! Составы команд Формулы-1 на 2020 год

Вся информация о контрактах гонщиков на сезон-2020 и свежие слухи из Формулы-1 - в нашей таблице.

Ограничение на количество шин

В этом году ситуация немного устаканилась, а ранее в Формуле-1 были пять различных наименований резины, из которых команды выбирали три - так, что «сверхмягкий» (по официальной классификации «Пирелли») состав мог оказаться самым жёстким. Теперь классификация более простая: «хард», «медиум» и «софт», которые могут варьироваться от C1 до C5. Тем не менее множество других сложностей с шинами по-прежнему в силе: гонщики обязаны использовать по ходу гонки два разных «компаунда», некое количество должны сдавать судьям, даже если ими не пользовались…


Здесь необходимо отметить, что шины - очень ценный ресурс. Ограничением на шины де-факто ставит ограничение на километраж. Если бы количество комплектов, которые команды получают на уик-энд, было бы неограниченным, то более богатые смогли бы тестировать более широкий спектр новинок с прицелом на будущее, а в нынешней ситуации инженеры имеют лишь несколько попыток, чтобы проверить всё. Так в рамках одного автодрома большие и маленькие команды оказываются в более равных условиях - и это весьма эффективная мера для сдерживания затрат.


Шумахера «выводят» из комы. Что за ерунда?

Краткий разбор реального положения дел.

Запрет дозаправок

Одно из самых критикуемых в последние годы правил - запрет на дозаправки. В основном их мотивировали заботой о безопасности, а также требованиями к расходу топлива: раз уж Формула-1 это вершина технологий, пусть послужит актуальным проблемам человечества. В результате на старте масса машины на 100 кг больше, чем на финише, а пилоты по большей части не могут ехать на пределе.

P.S. Современные правила Формулы-1 неидеальны, однако у каждого слова, написанного в спортивном или техническом регламенте, есть тот или иной смысл. Работа федерации - сохранить этот смысл и сделать правила максимально прозрачными и понятными, причём так, чтобы не испортить гонки и не помешать пилотам. Сейчас эта задача пала на плечи Росса Брауна - именно он вместе с Жаном Тодтом и Михаэлем Шумахером привёл к доминированию «Феррари», а затем выиграл чемпионат с командой имени себя. Едва ли кто-то сможет справиться лучше него.

Впрочем, не стоит думать, что малейшего недостатка достаточно для того, чтобы отменить то или иное правило - возможно, преимуществ оно несёт гораздо больше. Правила Формулы-1 - результат векового развития мирового автоспорта, в котором собраны лучшие практики из всех чемпионатов планеты. И скоро эти практики должны стать ещё совершеннее. Иначе это будет самый большой в карьере провал Росса Брауна.

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий, пятничные по 1.5 часа, субботняя длиной в 1 час. Как правило, две сессии проводятся в пятницу, одна - в субботу, перед квалификацией. На Гран-при Монако первые 2 сессии проходят в четверг, а последняя, также как обычно - в субботу. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид.
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

Квалификация

За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле-1, можно посмотреть в статье «Квалификация Формулы-1».

Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия длится 20 минут. Вторая сессия короче - 15 минут. Третья - самая короткая - 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.

  1. В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 5 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию, занимая места с 16-го по 20-е.
  2. Во второй сессии принимают участие оставшиеся 15 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме. Опять выбывают 5 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии. Они занимают места с 11-го по 15-е.
  3. В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшее время прохождения круга во второй сессии. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее. Снова сравниваются лучшее время прохождения круга, определяя пилотов, занимающих первые 10 мест на старте гонки.

Эта процедура применима в случае участия 20-ти машин, если участвуют 22 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по шесть участников. Если участвуют 24 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по семь участников.

В первой и второй сессии пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. Болиды, выбывшие по результатам первых двух сессий, затем дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке. Пилоты, стартующие в третьей сессии, должны быть заправлены на гонку уже перед выездом на свою первую попытку. По окончании квалификации в эти болиды запрещается доливать топливо. После окончания квалификации болиды отправляются в закрытый парк, то есть до начала гонки нельзя существенно изменять его настройки, дозаправлять или «переобувать» в другой комплект резины. После окончания сессии ФИА объявляет о результатах контрольного взвешивания машин, и таким образом команды и зрители могут судить о том, какое количество топлива на борту у соперников.

В случае наложения стюардами на пилотов или команду штрафов в виде лишения нескольких мест на старте, эти штрафы применяются непосредственно перед стартом гонки, то есть квалификация проходит без их учёта.

Гонка

  • Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
  • За 15 минут до прогревочного круга гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам квалификации. На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до прогревочного круга гонки все, кроме пилотов, сидящих в болидах, должны покинуть стартовое поле.
  • По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг, во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный круг используется, в основном, для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала светофора начинают гонку в боевом режиме.
  • В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для дозаправки болида и/или смены резины. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины, в зависимости от трассы и выбранной стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество пит-стопов может многократно увеличиваться. Это может быть связано с неисправностью или повреждением болида, либо с внезапно изменившимися погодными условиями. В последнем случае на машине нередко не только меняется резина, но и регулируются углы атаки антикрыльев. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т.п.
  • Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (на свободных заездах до 60 км/ч) . Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе. На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов своей команды. В этот момент механики одновременно заправляют машину, меняют резину и проводят другие необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа в Формуле-1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп занимает менее 10 секунд.
  • По окончании гонки первые 8 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при. В Бахрейне вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.
  • В исключительных случаях, когда продолжение соревнования угрожает жизни или здоровью пилотов, гонка может быть остановлена досрочно. При этом на трассе вывешивается красный флаг. Вопрос о возобновлении гонки в этом случае решается дирекцией Гран-При. Если гонка не возобновляется, и гонщики преодолели к этому моменту 75 % дистанции, то финишным результатом считается порядок мест, существовавший за два круга до остановки гонки (то есть если обгон лидера состоится на последнем или предпоследнем круге, то пилот, совершивший обгон, не будет признан победителем, см. например инцидент на Гран-при Бразилии 2003 года). Если же к моменту остановки гонки гонщики не прошли 75 % дистанции, и гонка не возобновляется, то гонщики получают половину от положенных им очков.
  • Система начисления очков

    Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд - за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.

    За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Если гонка была остановлено по каким либо причинам и гонщики проехали больше 50% дистанции начисляются половинные очки, если пилотами было пройдено более 75% всей дистанции, гонка считается оконченной и начисляются полные очки.

      Система начисления очков такова:
    • 1 место — 10 очков
    • 2 место — 8 очков
    • 3 место — 6 очков
    • 4 место — 5 очков
    • 5 место — 4 очков
    • 6 место — 3 очков
    • 7 место; — 2 очков
    • 8 место — 1 очков

    В случае равенства очков, победа в общем зачете начисляется гонщику/команде с большим количеством побед.









Предстартовая подготовка ()
30 минут перед запланированным временем старта Ответвление от трассы к пит-стопу открывается, и машины выезжают на тренировочный круг и затем занимают свои позиции на стартовой сетке. Пилоты могут пройти более одного круга, но они должны проследовать через пит-стоп (на медленной скорости) и не пересекать стартовую сетку.

17 минут перед стартом Сирена возвещает о закрытии выхода из пит-стопа через 2 минуты.

15 минут перед стартом Выезд из пит-стоп закрывается. Любой машине, которая не покинула пит-стоп до этого времени, разрешается стартовать из пит-стопа после того, как весь пелетон проехал мимо пит-стопа на первом круге (т.е. после старта)

10 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Гудит сирена. Все, кроме пилотов, должостных лиц и техперсонала комманд должны покинуть место старта. Замена колес и заправка разрешены до того, пока не останется 5 минут до старта.

5 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Сирена. Одна из 5-ти пар красных огней гаснет. Начинается предстартовый отсчет. Все машины должны быть поставлены на колеса. Если машина не поставлена на колеса до этого времени, то пилот должен будет начинать гонку с конца стартовой сетки или же из пит-стопа.

3 минуты до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Остается гореть 3 пары красных огней. Пилоты забираются в свои болиды.

1 минута до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Горят 2 пары красных огней. Двигатели запущены. Техперсонал должен покинуть место старта.

15 секунд до старта Сигнальная панель. Сирена. Горит пара красных огней.

Время старта ()
Красные огни гаснут, загорается 5 зеленых огней. Машины выезжают на прогревочный ("warm-up") круг. Практически, старт еще не разрешен. Машины, которые не смогли покинуть место старта за то время, пока другие машину проезжают круг, должны быть удалены с места старта и будут начинать гонку с той же позиции. Обгон запрещен, если машина задержалась, когда стартовала с места и машины сзади не могут обойти ее без задержки на трассе. В этом случае пилоты могут обойти эту машуну только для того, чтобы встать на свою стартовую позицию.

Старт гонки ()
В конце прогревочного круга машины занимают свои позиции на стартовой сетке. Двигатели запущены и маршалы сигнализируют машинам занять свои места. Когда все машины заняли свои позиции, стартующий зажигает 5 пар красных огней и начинает пятисекундный отсчет, гася каждую секунды по паре огней.
Одна секунда после старта. Все красные огни погашены, гонка началась. За фальстарт назначается штрафное время - 10-ти секндная задержка в пит-стопе. Фальстарт определяется с помощью маячка FIA, установленного на каждой машине.

Прерванный старт ()
Если водитель "заглох" перед стартом, то он должен поднять свои руки вверх и старт будет отменен. Машины уйдут на второй прогревочный круг, а водитель, который явился причиной отмены старта, будет удален с трассы и его позиция будет доступна другим.
1. Перед прогревочным кругом. Если старт должен быть прерван после закрытия пит-стопов и перед прогревочным кругом, то будут зажжены мигающие оранжевые огни на старте. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.
2. Перед стартовым сигналом. Если старт должен быть прерван после прогревочного круга но до стартового сигнала, также будут зажжены оранжевые мигающие огни. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.
3. После показа красного флага. Если гонка должна быть остановлена, то будут приложены все усилия, чтобы она началась снова в течение 20-ти минут после поднятия красного флага.

Изменения, связанные с мокрой трассой ()
Стандартная предстартовая подготовка может быть изменена из-за намокания трассы:
Если трасса была сухой на протяжении всей практики, но стала мокрой (или влажной) после прогревочного круга или минимум за 60 минут до планируемого старта, будет разрешена 15-ти минутная практика.
Если дождь начался после пятиминутного сигнала, но перед стартом гонки, будут зажжены аварийные огни, командам разрешат поменять резину и старт начнется с 15-ти минутной отметки.
Если машины уже стартовали и Race Director решил, что уровень воды на трассе делает гонку небезопасной даже с шинами для мокрой погоды, будут зажжены аварийные огни вместе с панелью "10" с красным фоном. Это означает задержку продолжения гонки по крайней мере на 10 минут.
Если погодные условия улучшились после 10-ти минут, то будет показана панель "10" с зеленым фоном., означающая, что гонка начнется через 10 минут. Через пять минут после того, как была показана эта панель, начнется обычная стартовая подготовка с показом панелей 5, 3, 1 и 15 секнд. Если погода не улучшилась за 10 минут, панель "10" с красным фоном будет показана снова. В исключительных случаях гонка может быть начата позади машины безопасности.

Действия машины безопасности (Safety Car (SC)) ()
Вмешательство машины безопасности назначается Clerk of the Course. SC испльзуется только в тех случаях, когда участники гонки или должностные лица подвергаются непосредственной опасности, но обстоятельства гонки не позволяют ее остановить. SC выходит на трассу из пит-стопа. Все машины должны выстроится за ней. Делать обгон запрещено, пока SC находится на трассе и водителям указано следовать за ней. Пока SC на трассе, машины могут заходить в пит-стопы и присоединяться к остальным пока зеленый сигнал на выходе из пит-стопа не будет потушен. Машина, присоединяющаяся к гонки после захода в пит-стоп, должна на пониженной скорости догнать оосновную массу машин и пристроится за ними. Когда Clerk of the Course отзовет SC, она завершит круг с выключенной мигалкой. Когда SC покинет трассу, будут зажжены зеленые огни на старте и вывешены зеленые флаги на постах маршалов. Круги, завершенные за SC, засчитываются за круги гонки.

Остановка гонки ()
Гонка может быть остановлена из-за дождя или в результате несчастного случая.
Если гонка остановлена перед тем, как были закончены 2 круга, старт объявляется недействительным. Пилотам разрешается вернуться на стартовые позиции для повторного старта. Любой пилот, вынужденный на первом старте стартовать из пита или с конца сетки, может занять свою позицию.
Если закончено более 2-х кругов, но менее 75% от общего числа кругов и гонка остановлена, то она стартует снова с порядком машин, в котором они были на трассе перед подачей сигнала об остановке гонки. Длина трассы теперь будет на 3 круга короче того количества кругов, которое осталось проехать. В повторном старте могут принимать участие только те машины, которые стартовали во время основного старта. Машины могут быть обслужены прямо на старте или в пит-стопах.
Если завершено более 75% гонки и она остановлена, то она рассматривается как законченная. Порядок финиширования будет определяться по кругу перед подачей сигнала об остановке гонки.

Протяженности трассы ()
Протяженность трассы - минимальное число кругов, превышающее по своей протяженности 189,527 мили (305 км). Если 2-х часовой лимит времени будет исчерпан до того, как машины закончат гонку, клетчатый флаг будет показан лидеру того круга, на котором истекли 2 часа гонки, даже если намеченное расстояние гонки не было пройдено. SAP US Гран-При расчитано на 72 круга по 2,606 мили каждый - в сумме это 190,294 мили (306,235 км).

Штрафное время ()
Штрафное время за остановку на трассе - 10 секунд. Если штраф наложен в течение пяти кругов со времени последнего штрафа - 25 секунд. Как только замечена остановка пилота, штрафное время прибавляется к его времени и оно отображается на табло.

Флаги ()
Зеленый - все нормально
Синий - в покое - близко другая машина.
машут - машина сзади пытается обогнать.
Желтый - в покое - впереди опасность, уменьшите скорость.
машут - впереди опасность, уменьшите скорость и приготовьтесь остановиться.
Красные и желтые вертикальные полосы - в покое - масло или вода на трассе.
машут - трасса скользкая.
Черный с оранжевым кругом с номером автомобиля - машина под данным номером имеет механические неисправности и должна заехать в пит-стоп для проверки.
Белый - официальное или очень медленно движущееся транспортное средство на трассе.
Черный с белым номером - немедленно заехать в пит-стоп или удаление с трассы
Красный - гонка остановлена
Клетчатый - гонка закончена

Практика и квалификации ()
Практика проводится в течение 60-ти минутной сессии с 11.00 до 12.00 и с 13.00 до 14.00 (EST) в пятницу и с 9.00 до 9.45 и с 10.15 до 11.00 в субботу. Пилоты могут проехать максимум 30 кругов каждый, включая прогревочные круги.
В субботу с 13.00 до 14.00 проводится квалификация. Каждый пилот может проехать только 12 кругов, включая прогревочные.
В практике может используется SC, но она не может быть использована в квалификации.
В воскресенье проводится 30-ти минутная прогревочная сессия. Она проводится за 4,5 часа до гонки.
Правило 107-ми процентов ()
Любой пилот, чье лучшее время круга в квалификации превышает 107% от квалификационного, не может принимать участие в основной гонке. Пример: если время квалификации составляет 1:22.25, 107% равно 1.28 и любой водитель, вышедший за это время не будет допущен к гонке.
Пол-позишн ()
Самый быстрый круг в квалификации дает пилоту "поул-позишн", т.е. наивыгоднейшую стартовую позицию в основной гонке.
Колеса ()
Каждый пилот может использовать максимум 32 сухопогодных и 28 влажнолпогодных комплекта резины. Перед квалификацией каждый водитель может использовать сухопогодную резину двух разных модификаций, но для использования в квалификации и гонке должен выбрать только одну.
Машины ()
Каждый участник может использовать не более 2-х машин для свободной практики. В течение квалификации команды могут использовать одну или 2 запасных машины, если это необходимо.
Заправка ()
Заправка в течении гонки разрешена. Команды должны использовать одинаковые заправочные установки, которыми их снабжает FIA. Скорость потока горючего у такой установки составляет примерно 3,2 галлона (12 литров) в секунду.
Предел скорости ()
В пит-стопе - 37 mph (60 км/ч) в течении квалификации. В течении гонки - 50 mph (80 км/ч) Хотя эта скорость может изменяться в пределах от 80 до 120 км/ч (50-74 mph) в зависимости от рельефа трассы.
Участники ()
- Каждый участник должен сконструировать собственные шасси и представлять от себя во всех гонках сезона два болида и пилота. Любой участник, пропустивший гонку, должен уплатить штраф в весом размере, кроме тех случаев, когда его отсутствие на гонке было вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Максимальное число команд, участвующих в гонке 12 (у каждой из команд по 2 болида).
Ограничения по размеру болидов ()
- Высота: не может превышать 37,43 дюйма (95 см).
- Ширина: не может превышать 70,92 дюйма (180 см).
- Минимальный вес: 1,322.76 футв (600 кг), включая водителя.
- Максимальная ширина колес: передние 13,98 дюйма (35,5 см)
Задние 14,97 дюйма (38 см)
- Минимальная ширина колес: передние 12,07 дюйма (30,5 см)
Задние 14,38 дюйма (36,5 см)
- Максимальный диаметр колес 26 дюймов (66 см)
Шины ()
- На каждой покрышке для сухой погоды должны быть четыре круглозамкнутых борозды-углубления. Размеры углублений - 0,01 дюйма (2,5 мм) в глубину, 0,052 дюйма (14 мм) в ширину на поверхности, сужающихся до 0,04 дюйма (10 мм) к основанию.
- Производитель шин должен представить неболее трех моделей шин для дождливой погоды с разным рисунком протектора на каждое Гран-При.
Двигатель ()
- Двигатель должен быть 3-х литровым (183 дюйма куб.) V10, четырехтактным с движущимися поршнями. Перегрузка и турбонаддув запрещены.
- Основные части коленвала и распредвала должны быть выполнены из стали или отлиты из железа. Поршни, головки цилиндров и блоки цилиндров не могут быть составными конструкциями, использующими углеродистые и армидистые покрытия.
- Мощность двигателей, используемых в Формуле-1 примерно 800 л. с.
- Максимальное число оборотов в минуту примерно 18000
Топливо ()
- Топливо, используемое в Формуле-1 неэтилировано и состоит из компонентов, из которых состоит обычное топливо, находящееся в свободной продаже. Перед использованием топлива участник должен представить его образец для анализа и одобрения FIA. Результаты анализов образцов, взятых в течение сезона, должены соответствовать результатам анализов образца, представленных перед сезоном.
- Компьютеризированные "активные" системы подвески запрещены.
Кабина ()
- Пилот должен смочь расстегнуть ремни безопасности, снять рулевое колесо и выбраться из болида (за 5 секунд) и затем устанивить обратно рулевое колесо. На все действия он должен затратить не более 10 секунд.
Место пилота ()
- Должно быть возможным вынуть место пилота из машины вместе с самим пилотом
© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни