Характеристика и значение упражнений в висах и упорах. Методика обучения упражнениям в висах и упорах Вис углом
Вис углом
перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять
прямые ноги до горизонтального положения.
Можно выполнить и следующим образом: из виса
принять вис согнув ноги и после этого разогнуть
ноги в вис углом.
Вис прогнувшись
выполняется на гимнастической стенке,
перекладине, кольцах, брусьях. Желательно
обучать на гимнастической стенке.
Из виса стоя сзади согнувшись толчком ног
перейти в вис прогнувшись. Руки абсолютно
прямые, затылок, спина, ноги и пятки касаются
стенки. Голова отклонена назад.
Вис на согнутых ногах и руках (вис завесом)
выполняется на перекладине или брусьях р/в.
Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать
перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и
руках (вис завесой двумя). Можно выполнить и
другим способом: из виса стоя сзади с наклоном
вперед толчком двумя, через вис согнувшись,
вис на согнутых ногах и руках.
Вис на одной.
Хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене,
кладется на перекладину, жердь, другая - прямая
и немного опущена вниз, тело немного прогнуто,
голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя
сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень
ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя
сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади,
перемахом одной ногой.
Вис на одной вне
выполняется аналогично вису на одной (завесом),
только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.
Вис на согнутых ногах
Вис на согнутых ногах
выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги
вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка
прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя
сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в
коленных суставах. Выполнять упражнение из
виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя),
опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают
поочередно, а затем одновременно. При переходе из
виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах
страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ВИСЫ И УПОРЫ
Для студентов 2 курса очного отделения «Физическая культура и спорт»
Учебная дисциплина: Виды школьной программы с методикой преподавания.
(Гимнастика)
2016-2017 г.г.
предметной (цикловой)Название комиссии
Физическая культура
Председатель
Резанова М.А.
2016 г.
Заместитель директора по УНМР
______________/ И.В.Гервальд
«________»_____________20___г.
М.П.
Составитель: Шарафан Н.В. преподаватель ГАПОУ ТСПК
Пояснительная записка
Гимнастика с методикой преподавания - одна из дисциплин учебного плана. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта.
Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств.
Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально – педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно – методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано, раскрывалась бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.
Методическое пособие в определенной степени восполнит этот пробел.
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазанием на гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлелезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивания тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнения в висах и упорах, оказывают обще укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещение тела из одного положение в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) – положительно влияют на работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положение своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от коррекционной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
Висы лежа
1. Вис лежа (рис.1). Выполняется из виса на согнутых руках поочередным или одновременным преставлением ног вперед. Угол наклона тела к полу менее 45°. Плечи должны быть почти в вертикально плоскости под перекладиной (жердью брусьев).
2. Вис лежа согнувшись (рис.2). Из виса лежа согнуться в тазобедренных суставах и принять вис лежа согнувшись.
3.Вис лежа сзади (рис. 3). Из виса присев сзади, передвигая ноги назад, принять вис лежа сзади
Рис. 1 Рис.2 Рис.3
Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)
1.Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 4) можно выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положением уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим скамейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.
2.Упор стоя на коленях (рис.5) или упор стоя на одном колене, другую ногу назад (рис. 6).
Рис. 4 Рис.5 Рис.6
3.Упор лежа (рис7) может выполняться на полу, гимнастической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.
4.Упор лежа сзади (рис 8) выполняется из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и выпрямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант на полу.
5.Упор лежа боком (рис.9) выполняется на полу, на гимнастической скамейке, бревне, коне.
Рис.7 Рис.8 Рис.9
6. Упор стоя (рис.10) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стенка, конь, козел, бревно).
6. Упоры (рис.11) выполняются на коне, козле, бревне. В отличие от
смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления упражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующей связки.
Рис.10 Рис.11
Упражнения в смешанных висах
Вис стоя - вис присев. 2. Вис стоя на согнутых руках - вис стоя
вис стоя на согнутых руках. Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа. 4. Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя в стоя на согнутых руках. 5. Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.
Упражнения в смешанных упорах
Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя. 2. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая ноги, сед на пятках - упор лежа. 3. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке поочередное преставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, руки на скамейке - обратное
На полу фронтально имитировать основные положения тела в лазанье в три приема:
о. с., руки вверх (и. п. для лазанья в три приема);
- присед, руки вверх - первый прием;
- из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки - второй прием;
о. с. с согнутыми руками - руки поочередно вверх (третий прием, перехват).
Эти же движения, но на гимнастической стенке:
-стоя лицом к гимнастической стенке, взяться прямыми руками за рейку повыше (и.п. для лазанье в три приема);
-толчком двумя ногами вис, присев на второй (третьей) рейке, - первый прием;
-разгибая ноги, согнуть руки - второй прием;
-выполнить перехват повыше - третий прием. Опускание начинать с перехвата:
-перехват руками в вис стоя на согнутых руках;
-разгибая руки, согнуть ноги и принять вис присев;
Последовательность обучения.
1. Произвольное лазанье вверх и вниз. 2. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно двум ногами. 3. Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одноименным способом. 4. Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом. 5. Имитация движений рук на полу для лазанья разноименными способом. 6. Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется приставными шагами с попеременной перестановкой сторону одноименной ноги и руки. Сначала передвигаются стоя на нижней рейке по 2-3 пролетам, затем по всей длине стенки. После этого лазанье выполняется на большей высоте (до 5-6-й рейки).
Висы стоя
1. Вис стоя на согнутых руках (рис. 1 Взяться руками на уровне плеч хватом сверху, ноги должны находиться под проекцией места хвата, руки согнуты в локтевых суставах. Упражнение можно выполни! на перекладине, нижней жерди брусьев разной высоты, на одной из жердей брусьев одинаковой высоты, ь гимнастической стенке.
2.Вис стоя (рис. 2). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, перейти в вис стоя. Туловище голову держать прямо, угол наклона туловища к полу не более 45°.
3.Вис стоя согнувшись (рис. 3). Из виса стоя согнуться в тазобедренных суставах до угла 90°, рук прямые, голову держать прямо.
4.Вис стоя сзади (рис.4). Из виса стоя повернуться крутом, отпуская одну руку, и снова взяться ею за снаряд на ширине плеч хватом снизу.
5.Вис присев (рис.5). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, присесть и принять вис присев.
6.Вис присев сзади (рис. 6). Из виса стоя сзади сделать небольшой шаг вперед и присесть, не сгибая рук.
-опустить ноги на пол и принять и. п.
6.В висе на канате на прямых руках захватить канат йогами и коленями. Выполнить 2-3 раза.
7.В висе на канате с захватом его ногами, разгибая ноги, подтянуться как можно выше. Повторить 6 раз.
Б.Лазанье в три приема по канату.
Типичные ошибки: I) неправильный захват ногами; 2) при выполнении второго приема ноги проскальзывают вниз; 3) при выполнении второго приема тело недостаточно высоко подтягивается; 4) при выполнении третьего приема недостаточно высоко выполняется перехват руками; 5) не соблюдают приемы при опускании вниз.
Висы и упоры
Вис согнувшись (рис. 1) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди; руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.
Вис утлом (рис. 2) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.
Вис прогнувшись выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях.
Рис. 1, 2
Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад
(рис. 3) Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.
Рис. 3
Вис на согнутых ногах и руках (рис. 4), выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис за весом двумя). Можно выполнить и другим способом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.
Вис на одной (рис. 5): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.
Вис на одной вне (рис. 6) выполняется аналогично вису на одной (за весом), только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.
Рис. 4 Рис. 5 Рис.6
Вис на согнутых ногах (рис. 7) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суставах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесам двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.
Упор на брусьях (рис. 8), перекладине, брусьях р/в (рис. 9). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (III класс).
1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.
2. То же на середине.
3. Из виса стоя на перекладине, на н./ж брусьях р./в толчком двумя в упор
Рис. 7 Рис. 8 Рис.9
Комбинация упражнений в висах и упорах для контрольного урока IV классе
Перекладина (низкая)
Из виса стоя прыжком в упор - опускание вперед в вис присев - толчком ног херемах ногами под перекладиной в вис согнувшись - поочередно отпуская руки, вис на согнутых ногах - поднимая туловище вперед, вис на согнутых ногах и руках (вис замесом двумя) - разгибая ноги и опуская их назад, вис стоя сзади - отпуская руки, шагом вперед о. с.
Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании в вис (мальчики): 5 раз и больше - высокий, 3-4 раза - средний; I раз - низкий.
Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании из вис лежа (девочки): 18 раз и больше - высокий; 8-13 раз - средний, 4 раза и меньше - низкий.
Перекладина (низкая)
Одним из сложных элементов на перекладине является вис прогнувшись.
Техника выполнения. Из виса стоя сзади согнувшись толчком ногами принять вис согнувшие разгибаясь в тазобедренных суставах, вис прогнувшись. Тело прогнуто и находится в вертикально положении головой вниз. Руки на ширине плеч хватом сверху, ноги вместе, носки оттянуты. Голова наклонена назад.
Последовательность обучения.
1.Из виса стоя сзади повторить вис согнувшись.
2.Из виса стоя сзади согнувшись на гимнастической стенке толчком ног в вис прогнувшись (I класс).
3.Из виса стоя сзади толчком двумя в вис согнувшись на перекладине и вис прогнувшись, опуская ноги назад, вис стоя сзади и шагом вперед в о. с.
Типичные ошибки: 1) чрезмерно большой прогиб тела; 2) сгибание рук во время выполнения вис прогнувшись; 3) голова наклонена вперед.
Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой поддерживать за ноги, другой держать за запястье.
Упор ноги врозь одной (упор верхом) и соскок перемахом другой с поворотом на 90°.
Техника выполнения. Из упора перемахом одной принять упор ноги врозь (рис. 10, кадры 1-2). Те; выпрямлено, руки прямые, голова прямо, ноги широко разведены врозь: одна нога вперед, другая назад под одинаковым утлом к полу. В зависимости от того, какая нога впереди, упор носит соответствующее название. Например, упор ноги врозь правой, если правая нога впереди. Для выполнения соскока перемахом поворотом на 90°, необходимо предварительно одну руку, одноименную повороту, перехватить в хват; снизу. Ногу, вокруг которой выполняется поворот, не опускать и не сгибать (рис. 10, кадры 2-3).
Последовательность обучения
1. На бревне повторить преодоление препятствий указанным способом (IV класс).
2. Из упора, на низкой перекладине херемах в упор ноги врозь вне правой (левой) -перехвате одной руки упор ноги врозь правой (левой) - перемахом другой соскок с поворотом на 90°. 3. Из упора перемахом одной упор ноги врозь правой (левой) - перемахом левой (правой) соскок с поворотом на 90°.
Рис.10
Типичные ошибки: 1) в первой половине, когда из упора выполняют перемах вперед, сгибают ног 2) в упоре ноги врозь ноги мало разведены, туловище согнуто, голова опущена; 3) при выполнении соскока опускается нога, вокруг которой выполняется поворот; перемах делают согнутой ногой, сгибают опорную руку.
Страховка и помощь: аналогичны страховке и помощи при преодолении бревна высотой 1 м (1 класс).
1. Из виса стоя сзади толчком двумя ногами вис согнувшись - 1,0 балла. 2. Вис прогнувшись - 2 балла. 3. Вис согнувшись и перемахом согнув ноги опускание в вис присев - 0,5 балла. 4. Вис стоя прыжком в упор - 0,5 балла. 5. Перемах правой в упор ноги врозь - 3,0 балла. 6. Соскок перемахом левой с поворотом направо - 3,0 балла.
предложить следующие упражнения: с помощью принять вис на в/ж -вис согнув ноги - вис - соскок вниз. Следует отметить, что вис является основным исходным положение для выполнения многих упражнений на брусьях р/в.
Вис присев на н/ж
Техника выполнения. Это такое положение учащихся на брусьях р/в. при котором ученица висит на в/ж и носками согнутых ног опирается о н/ж (рис. 11).
Рис.11
Последовательность обучения: из виса, сгибая ноги, принять вис присев - вис согнув ноги - вис соскок вниз (Рис. 11). Страховка и помощь: стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину, другой под ноги.
Вис лежа на н/ж
Техника выполнения. В висе лежа тело должно быть прямым и немного прогнутым, голова слегка наклонена назад руки прямые, опора задней поверхностью бедер на н/ж (рис.12).
Рис.12
Последовательность обучения: в V классе вис лежа на н./ж можно принять из виса через вис приседе. Из виса лежа принять вис лежа согнувшись на н/ж, затем вис согнув ноги и вис, соскок вниз.
Вис лежа ноги врозь одной (верхом)
Техника выполнения. Вис лежа ноги врозь можно выполнить различными способами, но с учете последовательности обучения целесообразно использовать имеющийся у учащихся двигательный опыт. Поэтому лучше выполнить вис лежа правой (левой) на н/ж из виса лежа перемахом одной назад или вис присев толчком ног. В висе лежа ноги врозь пело, так же как и в висе лежа, несколько прогнуто, руки прямые, голова наклонена назад.
Упор сзади
Техника выполнения. Упор сзади наиболее удобно принять из виса лежа на н/ж. Последовательными перехватами рук за н/ж перейти в упор сзади - своеобразный сед на жерди (рис. 13).
Рис.13
Комбинация для контрольного урока
1. Из виса на в/ж вис согнув ноги- 1.0 балла.
2. Вис присев на н./ж - 1,0 балла
3. Толчком ног вис лежа ноги врозь правой- 2,5 балла.
4. Перемах левой в вис даже на в./ж- 2,0 балла.
5. Перехватом рук упор сзади- 1.5 балла
6. Махом вперед соскок с поворотом налево - 2,0 балла.
Упор сзади
Техника выполнения. Из упора перемах одной в упор ноги врозь (упор верхом) правой (левой) перемахом другой принять упор сзади (рис. 14). Руки в упоре сзади прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Предварительно повторить упор лежа сзади на полу. То же, но руки гимнастической скамейке, упор сзади на коне, бревне.
Рис.14
Брусья
Учащиеся V класса совершенствуют выполнение упоров. Для этого рекомендуются следующие упражнения.
1. В упоре провисание и поднимание тела в плечевых суставах. 2. Передвижение в упоре. Например на концах жердей прыжком принять упор и, поочередно переставляя руки, передвигаться вперед. Дойдя до другого конца жердей, соскочить. Если ученик не может дойти до конца, то соскочить внутрь брусьев: Передвижение в сочетании с поворотами.
Упор на предплечьях
Техника выполнения. Туловище и ноги составляют прямую линию, голова прямо. Кисть несколько смещена к наружи, а локоть внутрь. Между плечом и предплечьем угол 90°. Такое расположение предплечий позволяет избежать соскальзывания локтей при выполнении упражнений (рис. 15). Предварительно целесообразно изучить упор лежа и лежа сзади на предплечьях на полу, затем на брусьях научить правильному хвату кистями и расположению предплечий. После этого научить упору на предплечьях.
Рис. 15
Упор на руках
Техника выполнения. В упоре тело держат прямо без провисания в плечевых суставах. Кистями рук незначительно согнутых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преимущественно снаружи (рис. 16). При выполнении упора на руках ширину жердей необходимо определять по длин предплечья. Правда, удержаться на таких жердях на первых порах нелегко, но в процессе занятий мышц плечевого пояса быстро укрепляются и данная ширина жердей становится привычной и удобной для изучения и выполнения махов. Чтобы не было больно рукам, на жерди можно надевать поролоновые прокладки. Для укрепления мышц плечевого пояса и предотвращения провисания в плечах целесообразно выполнять упоре на руках поднимание и опускание тела за счет уменьшения или увеличения угла между плечами жердями. Нормальным расположением плеч по отношению к жердям считается такое, когда угол составляет около 45°.
Рис. 16
Сед ноги врозь
Техника выполнения. Из упора махом вперед развести ноги и положить их на жерди задним поверхностями бедер. Руки прямые, опираются сзади, туловище выпрямлено, голова прямо (рис. 17). Упражнение является исходным или конечным положением для выполнения подъемов и стоек, последующих классах.
Рис. 17
Сед на бедре
Техника выполнения. Из седа ноги врозь перемахом одной принять сед на бедре (рис. 18). Ноги расположены снаружи. Одна нога, согнутая в колене, опирается всей нижней поверхностью бедра на жердь, а другая отведена назад, носки оттянуты. Голень согнутой ноги параллельна отведенной назад прямой ноге, туловище и голову держать прямо. Опору на жерди можно выполнять обеими руками ил одной рукой, другую в сторону.
Рис. 18
Комбинация для контрольного урока
1. На концах жердей прыжком упор и передвижение до середины брусьев 3,0 балла.
2.Махом ногами вперед сед ноги врозь - 2,0 балла.
3.Перемахом правой сед на правом бедре, держась правой рукой, левую в сторону-2,0 балла.
4.Хватом левой впереди правой ноги толчком правой руки соскок с поворотом направо кругом приземлиться левым боком к брусьям - 3,0 балла.
Литература
Брыкин, А.Т. Гимнастическая терминология [Текст]. М.: – Физкультура и спорт,1968.-70 с.
Барковский, А.С. Комплексы гимнастических упражнений для начальной школы [Текст].-2-е изд., дораб. – Минск: Нар. Асвета,1978.-62 с.
Буц, Л.М. Для вас, девочки [Текст].-2-е изд., перераб., доп.-М.: Физкультура и спорт, 1988.- 176 с.
Гуревич, И.А. Круговая тренировка для развития физических качеств [Текст].- 3-е изд., пер. и доп.- Минск: Высшей шк.,1985.-255 с.
Жуков, В.Г. 650 гимнастических упражнений [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 1970.-88 с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методы воспитания [Текст]. - 2-е изд.-М.: Физкультура и спорт, 1970.-200 с.
Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки [Текст].– М.: Советский спорт, 1991.-64 с.
Лисицская, Т.С. Хореография в гимнастике [Текст]. - М.: Физкультура и спорт,1984.-176 с.
Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 1989. -224 с.
Петров, П.К. Общеразвивающие упражнения на уроках гимнастики в школе [Текст]: учеб. пособие / – Ижевск: издательство УдГУ,1995.-164 с.
Шлемин, А.М. Система подготовки юных гимнастов [Текст]: метод. пособие для студентов ГЦОЛИФИка: Материалы по программному обучению/ А.М. Шлемин, П.К. Петров.- М.: ГЦОЛИФК, 1977.- 97 с.
Шлемин, А.М. Система подготовки юных гимнастов [Текст]: метод. пособие для студентов/ Шлемин, А.М, П.К. Петров.- М.: ГЦОЛИФК, 1977.-39 с.
На начальных стадиях обучения занимающиеся должны овладеть основными позами, которые необходимо принимать в положениях виса, упора, упора сзади, научиться простейшими способами переходить из одного вида упора в другой (перемахами ног, поворотами), а также выполнять простейшие соскоки и подъемы. Ниже приводятся основные позы (положения), которыми нужно овладеть в первую очередь.
I. Упражнения в висах.
1. Вис стоя, лежа, присев, стоя ноги сзади.
2. Переходы из одного виса в другой переступанием и поворотами.
3. Переходы из виса стоя сзади согнувшись в вис согнувшись толчком ног и силой.
4. Переход из виса прогнувшись верхом в виз завесом коленом.
5. Переход из виса стоя сзади в вис согнувшись и далее в вио завесом коленями с отпусканием рук.
6. Вис на согнутых руках и вис углом на согнутых руках.
7. Подтягивание в висе на перекладине (высокой).
8. Вис углом.
9. Переход силой из виса в вис сзади.
10. Из виса сзади, отпуская одну руку, поворот в вис.
11. Подьем силой поочередно руками в упор.
II. Упражнения в упорах.
1. Из виса стоя прыжком упор.
2. Из упора перемахи ногами в упор верхом и упор сзади.
3. Повороты из упора в упор сзади и наоборот.
4. Из упора верхом повороты налево и направо с перемахом в упор.
III. Простейшие переходы из виса в упор и из упора в вис.
1. Подъем переворотом махом одной и толчком другой.
2. Подъем переворотом толчком двумя.
3. Подъем переворотом силой.
4. Опускание из упора в вис согнувшись спереди и далее в вис углом.
IV. Соскоки.
1. Из упора верхом одной соскок с поворотом и перемахом другой.
2. Из упора сзади соскоки махом вперед и махом вперед с поворотами на 90 и 180°.
3. Из упора соскоки махом назад без поворота и с поворотами.
4. Из упора соскок боком с поворотом и без него.
Вис. На высокой перекладине это положение является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения ее назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
Размахивание изгибами и мах дугой - действия, обеспечивающие набор маха необходимой амплитуды.
Из положения виса, напрягая мышцы брюшного пресса и передней поверхности бедер, гимнаст поднимает ноги до положения тупого угла. Затем резким, коротким движением опускает их вниз и далее назад до прогибания в пояснице. Эти действия растянут мышцы передней поверхности туловища и буд"/т способствовать необходимому для дальнейшего очень быстрому сгибанию в тазобедренных и плечевых суставах, а также в поясничном отделе позвоночника. Сгибание необходимо начинать сразу же после прогибания (задержка в положении отмаха - очень частая ошибка у начинающих).
Сгибаясь, нужно возможно быстрее поднести ноги к грифу перекладины (приблизительно серединой голеней или коленями) и, придержав их в этом положении до начала маха вперед, быстро разогнуться в тазобедренных и плечевых суставах, «выбрасывая» все тело по направлению крайней точки маха вперед. Прогибание в этом положении недопустимо. Чтобы избежать прогибания, можно рекомендовать обучающимся все время смотреть на носки своих
ног начиная с момента поднесения ног к перекладине.
Размахивания в висе (рис. 111) - серии махов вперед-назад. Умение правильно размахиваться- основа успешного овладения упражнениями начального уровня в спортивной гимнастике. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:
1) в крайней точке маха назад - прямое или даже слегка согнутое в тазобедренных суставах положение;
2) в вертикальном положении - прямое, как в висе, положение туловища;
3) в крайней точке маха вперед - слегка согнутое, как на махе назад, положение. Голова все время удерживается между руками. Отведение ее назад является ошибкой, которую необходимо устранить возможно быстрее.
Соскок махом назад. Из крайней точки на махе вперед, проходя вертикальное положение, нужно отвести ноги назад до прогибания. Одновременно с этим необходимо уменьшить плечетуловищный угол. При этом скорость движения плеч несколько увеличится за счет уменьшения скорости движения стоп. Это приведет к тому, что в крайней точке маха назад гимнаст сможет отпустить руки, поднять их вверх-наружу и устойчиво приземлиться.
Соскок махом вперед. Из крайнего положения на махе назад гимнаст последовательно проходит позы / и 2 и приближается к позе 3 (см. размахивание). При выполнении соскока сгибание в позе 3 может быть значительно большим, чем при размахивании. В крайнем переднем положении нужно быстро разогнуться в тазобедренных суставах и одновременно отвести руки назад за голову. После этих действий отпустить гриф перекладины и, удерживая тело в прогнутом положении, приземлиться.
Перед выполнением соскока из размахивания очень полезно проделать следующее упражнение: с трамплина, отстоящего от перекладины на расстоянии 1-1,5 м, прыжком вис и соскок махом вперед.
Страховку и помощь во всех упражнениях, связанных с изучением размахивания и описанных соскоков, тренер оказывает стоя сбоку от исполняющего и перемещаясь параллельно плоскости размахивания. Одна рука тренера располагается со стороны спины ученика, а другая - со стороны груди. В случае раннего срыва на махе назад тренер поддерживает рукой под грудь. Если срыв случится на махе вперед, то поддержать необходимо под лопатки.
Подъем правой (после размахивания). Немного не доходя до крайнего переднего положения, необходимо быстро согнуться в тазобедренных и плечевых суставах, поднести обе ноги к грифу перекладины на уровне голеностопных суставов и тут же пронести (можно сгибая) одну из них под грифом. Все эти действия должны закончиться не позднее, чем начнется мах назад в висе согнувшись. Вместе с началом маха назад продолжается сгибание в плечевых суставах (дальнейшее уменьшение плечетуловищного угла), а в тазобедренных начинается разгибание, которое заканчивается в упоре ноги врозь.
На низкой перекладине:
а) вис согнувшись ноги врозь (гриф на уровне голеностопных
суставов);б) из виса согнувшись ноги врозь быстро разогнуться в тазо
бедренных суставах до положения виса прогнувшись ноги врозь и
возвратиться в и. п.;в) принудительное (с помощью тренера) размахивание в висе
согнувшись ноги врозь;г) из размахивания в висе согнувшись ноги врозь на махе на
зад - вис согнувшись ноги врозь, на махе вперед - вис прогнуз-
шись;д) е помощью - после 2-3 размахиваний подъем в упор пра
вой;е) из упора правой спад назад в вис согнувшись ноги врозь;
ж) с помощью - из упора правой спад назад в вис согнувшись
и подъем в упор правой.После нескольких самостоятельных выполнений можно переходить на высокую перекладину. Основное внимание обратить на переход из виса в bhg согнувшись.
Подъем разгибом (после размахивания) (рис. 112). После маха назад, проходя вертикальное положение, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и одновременно отвести руки назад за голову (как при соскоке махом вперед, но значительно раньше). Не задерживаясь в положении прогнувшись, быстро согнуться в тазобедренных суставах и поднести прямые ноги к перекладине на уровне середины голеней. Все эти действия должны закончиться прежде, чем начнется мах назад в висе согнувшись. G началом маха назад продолжать разгибание в плечевых и начать разгибание в тазобедренных суставах. Таз приблизится к грифу перекладины й увеличится угловая скорость вращения всего тела вокруг оси, в результате чего оно повернется до положения упора.
Поеледовательность разучивания.
На средней перекладине:
а) из виса углом, опираясь стопами о мат, согнуть ноги, проталкивая этим движением все тело вперед, прогнуться и отвести руки за голову. Голову при этом удерживать опущенной на грудь. Возвратиться в и. п. Повторить это упражнение несколько раз подряд. Прогибание должно быть быстрым, с отрывом от мата;
б) проделать то же упражнение, но после прогибания возмож
но быстрее поднести ноги к перекладине (серединой голеней);в) с помощью тренера, стоящего сбоку, выполнить подъем раз
гибом полиостью. Тренер при этом способствует быстрому подне
сению ног к перекладине одной рукой, а другой под поясницу при
поднимает ученика до положения упора.На высокой перекладине:
г) тренер, стоящий спереди и слева от гимнаста, исполняющего
вис, опираясь двумя руками в области подвздошных костей, отво
дит учащегося назад от положения равновесия и удерживает его
в этом положении. Гимнаст сгибается в тазобедренных суставах,
направляя стопы на линию проекции грифа на маты (можно поло
жить на эту линию веревочку или гимнастическую палку). Далее
тренер, устраняя опору, предоставляет гимнасту возможность сво
бодного движения к положению равновесия, т. е. к и. п. виса. Про
ходя это положение, гимнаст должен резко разогнуться в тазо
бедренных суставах и отвести руки назад за голову. Далее гим
наст и тренер действуют так, как рекомендовано в пунктах «б» и «в»;д) с трамплина, стоящего от перекладины на расстоянии 1 м,
прыжок в вис углом и разгибание под перекладиной. Последующие
действия те же, что описаны в пунктах «б» и «в»;е) с небольшого размахивания (не более 90° по амплитуде) на
махе назад сгибание в тазобедренных суставах, разгибание под
перекладиной и выполнение подъема полностью с помощью тре
нера.Подъем вперед в упор сзади. Выполнение этого упражнения возможно как из размахивания, так и из упора сзади. Обучение рекомендуется начинать из упора сзади.
Подъем вперед в упор сзади после спада назад (рис. 113). Начать спад движением плеч назад, сохраняя при этом все тело в прямом положении. Пройдя приблизительно горизонтальное положение, начать сгибание в тазобедренных суставах с одновременным разгибанием в плечевых (увеличить плечетуловищный угол). По мере движения назад продолжить сгибание в тазобедренных суставах, стараясь сильнее «накрыться» ногами. Следить за тем, чтобы таз был рядом с грифом перекладины. В крайней точке маха вперед в висе согнувшись коленные суставы должны находиться на прямой, соединяющей плечевую ось с точкой хвата. С махом назад в висе согнувшись начать разгибание в тазобедренных суставах с одновременным уменьшением плечетуловищного угла. Одновремен-
ное выполнение этих движений приблизит таз к грифу перекладины и увеличит угловую скорость вращения всего тела, что позволит выполнить подъем в упор сзади. Необходимо обратить внимание на завершение подъема положением высокого угла в упоре сзади. Для этого необходимо, чтобы разгибание в тазобедренных суставах производилось медленнее, чем уменьшение плечетуловищного угла. Иными словами, плечи должны прийти в положение над перекладиной прежде, чем ноги опустятся ниже ее уровня.
Последовательность разучивания.
На низкой перекладине:
а) вис согнувшись сзади и размахивание в этом положении. На
чинать размахивание необходимо с принудительного толчка трене
ра. Добиваться самостоятельного умения усиливать мах;б) из упора сзади спад назад в вис согнувшись и размахивание
в висе согнувшись (спад- с помощью тренера);в) из упора сзади спад назад в вис согнувшись и подъем вперед
в упор сзади g помощью тренера;г) с разбега или из виса углом подъем вперед в упор сзади с
помощью тренера.После освоения всех перечисленных упражнений на низкой перекладине можно переходить к исполнению подъема вперед на высокой.
Подъем назад в упор сзади (рис. 114) выполняется из размахивания. Не доходя до крайней точки маха вперед, гимнаст сгибается в тазобедренных и плечевых суставах и проносит слегка согнутые ноги под гриф перекладины (лучше ноги совсем не сгибать) и далее в вис согнувшись сзади. Желательно, чтобы это действие (пронос ног под грифом) закончилось до начала маха назад в висе согнувшись. С началом маха назад спортсмен приближает таз к перекладине за счет уменьшения плечетуловищного угла, разгибаясь одновременно в тазобедренных суставах, продолжая разгибание и после момента прохождения плечами нижнего вертикального положения под перекладиной. В крайней точке на махе назад тело гимнаста занимает положение и позу, указанные на среднем кадре рисунка: тупой угол между туловищем и ногами, руки почти горизонтальны и отведены назад за спину. С началом последующего маха (вначале вниз и далее вперед) гимнаст вновь сгибается в тазобедренных суставах, «складывается», и одновременно е этим приближает таз к перекладине, пронося его далее, за вертикальную плоскость, про-
ходящую через гриф. Таким образом, когда плечи достигли вновь нижнего вертикального положения, гимнаст оказывается в положении виса согнувшись сзади. С этого момента (на фоне продолжающегося маха вперед) начинается вновь энергичное разгибание в тазобедренных суставах с приближением таза к перекладине, которое завершается выходом в упор сзади. Время последнего разгибания в тазобедренных суставах должно строго соотноситься с временем качания вперед в висе согнувшись: слишком быстрое разгибание может привести к невыполнению подъема.
Последовательность разучивания.
На низкой перекладине:
а) в висе согнувшись сзади размахивание с выпрямлением ту
ловища;б) из упора сзади спад назад в вис согнувшись, мах вперед в
этом положении, выпрямление туловища на махе назад;в) то же, что «б» и подъем назад с помощью тренера;
г) с разбега перемах в вис согнувшись сзади, выпрямление ту
ловища на махе назад и подъем назад с помощью тренера;д) из виса углом подъем назад с помощью тренера;
е) из размахивания на высокой переклад:ше подъем назад в
упор сзади с помощью тренера, стоящего на возвышении.Из упора стоя ноги врозь оборотом назад соскок вперед ноги врозь прогибаясь. Из и. п., возможно сильнее «оттянувшись» в плечевых суставах и удерживая спину округлой, начать спад назад. Для выполнения соскока нет необходимости завершать оборот упором стоя ноги врозь, поэтому никаких дополнительных действий от гимнаста не требуется. Движение, начатое под действием силы тяжести, приведет исполнителя к положению близкому к упору и вполне достаточному для последующего выпрямления и соскока («спрыгивания») с перекладины. В полете тело удерживается в положении прогнувшись с разведенными ногами и руками, поднятыми вверх-наружу. Перед приземлением ноги соединяются, и гим-
наст заканчивает упражнение позой приземления.
Обучение рекомендуется начинать на низкой перекладине целостным методом. При первых попытках очень важна помощь тренера. Тренер стоит сбоку (например, слева от занимающегося) и правой рукой под грифом перекладины захватывает левое запястье ученика обратным хватом и помогает вращению. Тренеру нужно быть готовым в случае необходимости подхватить исполнителя левой рукой за левое плечо и таким образом удержать его при значительном «недокруте» от падения
вперед. Перед выполнением соскока самостоятельно нелишне предоставить гимнасту попытку «спрыгнуть» со снаряда вперед из упора стоя ноги врозь с разгибанием.
Большой оборот назад (рис. 115). Для описания техники удобно разделить целостное движение на две фазы. Первая фаза - это переход из стойки на руках в вис-спад. Вторая - переход из виса в стойку на руках - переворот в стойку.
Спад начинается со слегка согнутым в тазобедренных суставах туловищем и головой, наклоненной к груди. Такое положение удерживается всю первую четверть оборота, однако к концу этой четверти, т. е. в горизонтальном положении, спортсмен выпрямляется, предельно «оттягиваясь» от перекладины. Во второй четверти гимнаст прогибается в пояснице, растягивая мышцы передней поверхности туловища и готовясь сделать энергичный бросок ногами, проходя нижнюю вертикаль.
С этого броска начинается вторая фаза - переворот в стойку. За вертикалью гимнаст сгибается в тазобедренных суставах и уменьшает плечетуловищный угол. Такое согнутое положение удерживается до горизонтального положения на махе вперед (спиной к полу), далее начинается плавное разгибание сначала в тазобедренных, а далее и в плечевых суставах. Перед выходом в стойку кисти всегда отстают от вращения рук, поэтому, заканчивая оборот, их необходимо «довернуть», подставить в упор, чтобы закончить все движение стойкой на руках.
Непременным условием, предшествующим началу обучения большому обороту, является: умение выполнять стойку на руках на полу, «стоялках», брусьях; умение размахиваться на высокой перекладине и увеличивать амплитуду этого размахивания по желанию; умение выполнять мах назад из упора в вис при сохранении нужной позы до нижней вертикали и за нею (это последнее рекомендуется делать в специальных петлях - «лямках»);
Подъем переворотом в //пор стоя согнувшись ноги врозь (рис. 116). Из стойки на руках, сохраняя все время прямое положение тела, гимнаст начинает спад. Прямое положение удерживается и далее за вертикалью,
и сгибание в тазобедренных суставах начинается только перед самым началом собственно переворота. При этом необходимо следить за тем, чтобы плечетуловищный угол оставался близким к 180°. Сгибание ног производится силой, без предварительного прогибания и последующего броска, что необходимо при выполнении большого оборота. После прохождения нижней вертикали гимнаст наклоняет голову назад, стараясь увидеть гриф перекладины, на который предстоит поставить носки ног. Ноги начинают разводиться в стороны примерно в переднем горизонтальном положении и ставятся на гриф рядом с кистями рук. Широкая постановка ног - это ошибка, от которой необходимо предостеречь.
Последовательность разучивания:
а) большой оборот назад;
б) из виса силой вис стоя ноги врозь;
в) то же, но махом вперед из размахивания;
г) из стойки на руках силой опускание в упор стоя согнувшись
ноги врозь;д) после размахивания большой амплитуды махом вперед по
ставить ноги на гриф (выполнять на «лямках»);е) переворот полностью после маха назад из упора (на «лям
ках»);ж) то же, что «е», но из стойки на руках.
Вис согнувшись (рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.
Вис углом (рис. 148) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.
Вис прогнувшись (рис. 149) выполняется на гимнастической
стенке, перекладине, кольцах, брусьях. кВису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад (рис. 150). Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.
Вис на согнутых ногах и руках (рис. 151) выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя). Можно выполнить и другим способом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.
Вис на одной (рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.
Вис на одной вне (рис. 153) выполняется аналогично вису на одной (завесом), только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.
Вис на согнутых ногах (рис. 154) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суставах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающегося на гимнастических снарядах. Эти упражнения доступны детям с 7-летнего возраста.
Различные сочетания положений (поз) и движений в висах и упорах выполняются в тоническом, изометрическом и ауксотони-ческом режимах, что позволяет оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся и решать самые различные
Общее воздействие. Принятие различных положений в. смешанных висах, упорах и седах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Упражнения в висах и упорах оказывают общее воздействие, гармонически развивают все физические качества, особенно статическую силу. Кроме того, перемещение тела из одного положения в другое требует динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Тренирующее воздействие на внутренние органы. Различные положения тела занимающихся (горизонтальные, наклонные и вертикальные-головой вниз) влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия, поэтому упражнения в висах и упорах полезны для трениров-
ки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и воспитания умения сохранять хорошую ориентировку в необычных положениях тела.
Формирование осанки. Выполнение упражнений в висах, упорах и седах связано с удержанием равновесия тела на снаряде и сохранением правильной осанки, что требует от занимающегося умения хорошо координировать работу многих мышечных групп.
Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах, упорах и седах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, и их способность перераспределять тонус мышц создают благоприятные условия для сохранения равновесия тела и удержания определенных положений.
Регулярное выполнение хорошо отработанных упражнений в висах, упорах и седах на различных гимнастических снарядах является эффективным средством формирования правильной осанки.
Выработка дифференцировок пространства, времени и степени мышечных усилий. При выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают умением выполнять различные перемещения тела в пространстве с различной скоростью и с разным характером мышечных усилий. Чтобы научить занимающихся оценивать свои движения и управлять ими, нужно предлагать специальные задания. При выполнении упражнений в висе или упоре лежа можно давать задание оценивать угол наклона тела или угол сгибания тела, а при сгибании рук или туловища - определять время, затрачиваемое на выполнение этих действий, и характер мышечных усилий (выполнять движения быстро и медленно с максимальными и минимальными мышечными напряжениями).
В выполнении любых движений принимают участие все органы чувств: зрение, слух, мышечная, кожная и вестибулярная чувствительность. Особое место в управлении движениями занимает мышечное чувство. «Роль мышечного чувства,- пишет проф. А. Н. Крестовников,- чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве» *.
Однако следует учитывать, что умение оценивать движения в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий возможно только при выполнении специальных упражнений, какими являются упражнения в висах, упорах и седах на гимнастических снарядах. Для формирования первоначальных умений управлять ■ своими движениями можно использовать следующие упражнения:
1. Принять положение виса лежа так, чтобы угол наклона тела по отношению к полу (рис. 97) был равен 45°. Определить точность выполнения задания может учитель или один из учащихся, который, стоя сбоку, зрительно измеряет угол наклона тела по
*А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражнений. М., ФиС, 1951, стр. 64.
Градуированной шкале, на фоне которой выполняется упражнение. Срочная информация о величине ошибки дает возможность занимающемуся сравнить возникшие у него мышечные ощущения от выполненного действия с полученными результатами и исправить ошибку. Повторяя это задание, занимающиеся достигают высокой точности движений.
2. То же, но выполнить вис лежа под углом 35 и 25°.
3. То же, но принять положение виса лежа и определить угол наклона тела.
4. Принять положение виса лежа и согнуться в тазобедренных суставах на заданный угол (150, 120, 90°; рис. 98).
5. Из виса лежа ноги назад (рис. 99) прогнуться на 200 и 210°. Путем срочной информации о степени прогибания выработать диф-ференцировку степени прогибания на 200 и 210°.
6. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке, прогибание тела на 200 и 210° и сгибание его на 90 и 150°.
7. То же, но выполнять упражнения медленно (на 3-4 счета)^ и быстро (на 1 счет) и по сигналу (хлопок).
ных групп мышц и регулирования их напряжения. Обучать этим действиям удобно в процессе выполнения упражнений в висах и упорах.
Классификация упражнений
Висы и упоры относятся к наиболее простым статическим и силовым упражнениям.
Статические упражнения - это неподвижные положения в смешанных и простых висах, упорах и седах, выполняемых на гимнастических снарядах, стенке, лестнице, канате.
Статические упражнения в смешанных висах
Вис стоя - наклонное положение тела стоя при хвате руками за снаряд (рис. 100), туловище и ноги выпрямлены, голова прямо, как при стойке «смирно».
Вис стоя согнувшись - в висе стоя тело согнуто, спина прямая, голова отведена назад (рис. 101).