Светлана хоркина, александр карели и мария шарапова - как учились прославленные спортсмены, что учили в школе, а что самостоятельно и даже онлайн. Правду ли говорят о футболистах 10 футболистов которые плохо учились в школе

31.05.2020

Михаил Галактионов – о действительно важном.

Михаил Галактионов прошел все стадии детско-юношеского футбола: закончил академию «Динамо», работал детским тренером, следил за подростками во время работы в юношеской сборной, сейчас возглавляет молодежную. Мы попросили его ответить на важные вопросы для родителей, которые собираются отдать ребенка в футбол или уже сделали это.

  • В начале сентября проводится набор во всех спортшколах и академиях России
  • Какую школу выбрать?
  • Каким должен быть детский тренер?
  • Футбол - это крест на школе?
  • Пробиваются только блатные?
  • Футбол вреден для здоровья?
  • Почему не стоит уезжать в интернат раньше 13 лет?

Интервью было записано в Саранске после окончания турнира , куда Галактионов привез сборную России U-20.

Я - родитель, хочу отдать сына в футбол. Куда мне стремиться: в топ-академию или школу попроще?

Нужно смотреть не на бренд, а на конкретного тренера. Если он учит, то ребенок будет прогрессировать, вне зависимости от команды. Можно прийти в топовую академию, но и там столкнуться с пробелами в образовании. К сожалению, это так. Не все могут дать ребенку то, что ему нужно на определенном этапе. Такая проблема существует - увы, поэтому нужно очень ответственно отнестись к выбору.

Я - обычный родитель, не разбираюсь в футболе. Как мне понять, что тренер - качественный?

Я бы смотрел на то, как тренер общается с детьми, заинтересован ли он в ребенке, что предлагает в тренировочном процессе. Плюс он должен любить профессию, это всегда чувствуется. Родители увидят, если тренер отрешен или не слишком заинтересован в развитии ребенка. На первом этапе тренер должен учить, как правильно поставить опорную ногу, каким способом отдавать передачу, обучать базовым техническим приемам… А если он дает кросс детям 6-10 лет, то родителям нетрудно сделать вывод, что это не самый подходящий выбор.

Вообще у вас есть ощущение, что в последние годы футбол стал более привлекательным видом спорта? Хороших тренеров стало больше, инфраструктура - лучше?

В первую очередь можно говорить о том, что улучшились условия - во дворах, школах, академиях. Почти в каждом дворе сейчас есть поля, другой вопрос, что количество детей, играющих в футбол во дворе, снизилось. Там играют в основном гости столицы из стран СНГ, а наши дети - в гаджетах. Массовый футбол развивается - факт, много любительских лиг 8 на 8, но это непрофессиональная прослойка, для людей, которые, как мне кажется, не реализовали себя когда-то в качестве игрока и сейчас получают удовольствие от игры в футбол.

Вообще по школам идет большой наплыв, но нам бы очень хотелось, чтобы молодые тренеры, которые приходят в профессию, делали свою работу вдумчиво, а не просто из-за заработка. Тренер - это состояние души, профессия, требующая полной отдачи. Нужна глубина знаний (вопрос даже не в уровне лицензии). Это и теория, методика подготовки игроков, и специфика построения тренировочного процесса, и возрастные особенности подготовки молодых игроков, и биомеханика с биохимией… Все это очень важно.

Большинство руководителей заблуждаются, думая, что на группы набора самых юных ребят можно ставить неопытного тренера. В Европе - наоборот, с группами набора работают самые лучшие и опытные тренеры, поскольку важно увидеть ребенка с хорошими качествами (не умениями - это разные вещи, - а именно качествами). Нужно смотреть не на текущие способности, а на базовые качества и задатки. На это уже накладывается обучение.

Также большая проблема - серьезная конкуренция в плане селекции: кто у кого переманит футболиста из академии в академию, кто первым привезет талантливого парня из региона. В итоге ломаются судьбы детей. Ребенка привозят, он занимается несколько лет, а затем на его место привозят нового мальчика. Через какое-то время нового мальчика меняет следующий. Такой подход не дает ребенку полностью проявить себя, он в постоянном стрессе, так как от него все время требуют результат. Для чего? Почему? Он должен спокойно развиваться и получать игровое образование.

Как родителю себя вести? Можно ли что-то советовать ребенку от себя, или это вмешательство в работу тренера и не совсем правильно?

Родитель имеет на это право - давать что-то свое, но ни в коем случае это не должно быть параллельно с тренерскими указаниями во время тренировки или игры. Это может быть дополнением, но не должно идти в противовес. Родитель не должен говорить: «Не слушай тренера, это неправильно. Делай, как я тебе скажу». Тогда мы ставим под вопрос компетенцию тренера, мешаем ему, хотя должны помогать. «Да, тренер правильно все делает, внимательно слушай его, но в дополнение к этому можешь еще…» - вот это более правильный подход.

Я отдал ребенка в футбол, но хочу еще записать его на плавание или акробатику. Можно?

Я за разносторонний подход. Считаю, что зацикливаться на футболе нельзя. Раньше все это замещал двор - гимнастика, акробатика, хоккей, волейбол, баскетбол - вообще все виды спорта, сейчас этого нет. Если есть возможность и время, то для общего развития ребенка любое дополнительное образование - это здорово. Поэтому если время позволяет, то, конечно, нужно отдавать. Плавание - идеальное дополнение к любому виду спорта, на мой взгляд. Также, может быть, гимнастика, акробатика, ритмика.

Отдать ребенка в футбол = крест на школе?

Ни в коем случае. Игрок должен быть образован. Глупо считать, что в футбол играют люди, которые плохо учатся. Образование должно быть. Карьера может не сложиться, но общество не должно получать людей с большими пробелами в общем образовании только потому, что ты играл в футбол.

Я лично говорю своим игрокам, что необходимо учить иностранный язык. Любые знания важны, чем их больше, тем лучше футболисту. Очень приятно приезжать в академию «Краснодара», где есть, например, уроки по шахматам, уроки по судейству, многие другие профильные предметы. Детям дается посыл, что если не получилась карьера игрока, то можно пойти в другие сферы футбола - менеджмент, судейство, тренерская работа и так далее. Система должна готовить не просто футболистов, а личностей.

Получается, родитель должен влиять на ребенка, одергивать его и не давать забрасывать учебу?

Конечно, но отсюда вытекает еще одна проблема - детей, которые рано уезжают от родителей, попадают в интернат. Есть такая дилемма, что ребята живут в интернате, на базе клуба, но им нельзя тренироваться дополнительно (риск получить перетренированность). Хотя есть тренажерный зал, бассейн, три поля - занимайся, но нельзя. И при этом у них очень слабое образование в школе. Отчасти это вопрос к интернату, но в большей степени вопрос контроля. Когда рядом папа или мама, то можно попросить совет, тебя направят, поддержат, помогут, а здесь ты предоставлен сам себе в возрасте, когда, скорее всего, к этому еще не готов. Кто-то ответственно себя ведет, а кто-то - нет. Это действительно большая проблема, что дети рано уезжают из семьи.

Раньше скольких лет лучше не уезжать в интернат?

Насколько я знаю, возрастной ценз в Европе - 13-14 лет. Раньше этого возраста дети не уезжают из своего региона. Хотя там, конечно, проще, все более компактно.

Моему сыну 14-15 лет, он играет в средней школе, даже не в Клубной лиге Москвы. Пусть будет условная московская «Смена». Шансов попасть в большой футбол почти нет?

Почему? Это заблуждение - думать, что большинство игроков топ-академий становятся профессионалами. Там тоже не очень большой процент. Вы назвали «Смену», я могу сюда отнести ФШМ, «Торпедо» и некоторые другие школы, которые дали футболу очень много игроков, потому что тренеры работали качественно, игроки росли. «Смена»: Березуцкие, Бояринцев, Симутенков и многие другие. Тот же «Красногвардеец», да много таких школ, которых нельзя отнести к топам, но они дали огромное количество профессионалов. Принадлежность к такой школе - это вообще не приговор.

Важно понимать: смотрят не на команду, а на конкретного игрока. Команда может все выигрывать, 10 лет подряд брать чемпионат Москвы, но начинаешь смотреть, и в ней нет индивидуальностей. Нет личностей - хорошо обученных, самодостаточных футболистов.

А в первой лиге есть какая-нибудь средняя команда, которая проигрывает, но с резким мальчишкой с отличным видением поля, который великолепно обучен, техничен - он и попадает на карандаш скауту. У нас очень хорошие отношения с ведущим скаутом ЦСКА Андреем Мовсесьяном, который вместе со своим селекционным отделом и, безусловно, с тренерским штабом команды занимался комплектованием сегодняшнего ЦСКА. Вот он оценивает не команды, а личности детей - насколько это индивидуально сильный и образованный футболист.

Футбол - это полезно для здоровья?

Любительский - да. Профессиональный? Нужно понимать, что это огромный труд. Футболом можно заниматься для здоровья, это будет полезно для организма. Но если ребенок и его родители на этапе спортивного совершенствования понимают для себя, что необходимо двигаться дальше, когда придется тренироваться по два раза в день, уезжать на долгосрочные сборы и так далее, то невозможно избежать травм различного характера. Случаются и серьезные травмы, из-за которых ломаются судьбы. Например, я сам закончил очень рано по состоянию здоровья и не смог выйти на более высокий уровень. Хотя играл в юношеских сборных страны, закончил школу «Динамо», прошел все ступени, но, к сожалению, такие примеры бывают.

Есть ощущение, что повсюду игроки-переростки с переписанными документами. Это так?

Анализируя последние годы, могу сказать, что по моим ощущениям переписанных игроков стало намного меньше. Больше чистоты и ответственности со стороны академий и школ. Мне тяжело говорить за всю систему футбола в России, возможно, это осталось на низших уровнях в определенных регионах, но, как человек, который погружен в детско-юношеский и молодежный футбол и сам в нем работал, могу сказать, что футбол стал намного чище.

Академия футбола имени Юрия Коноплёва / Фото: © Детская футбольная лига

Еще один устойчивый массовый стереотип - везде пробиваются только блатные. Этого стоит опасаться?

В целом этого опасаться стоит всегда и везде, причем, не только в футболе. Я это категорически не приемлю. В каждом интервью подчеркиваю, что мы открыты для всех. Чистота отбора - это очень важный момент. Без него не может быть нормальной работы ни в детской академии, ни в юношеской, ни в молодежной сборной, ни в профессиональном футболе, да вообще нигде. Футбол - это конкуренция, и играть должны сильнейшие ребята, а не те, за которых попросили. Если ты сильный, то проявляешь себя, стараешься - получаешь шанс. Я за чистую конкуренцию.

Наверное, это еще можно встретить на некоторых этапах, но здесь мы снова возвращаемся к личности тренера. Если тренер подстроится под такую ситуацию, то его сомнут. Он перестает быть стержневым, становится бесхребетным тренером, не принципиальным в своих решениях. Это зависимость от определенных людей и потеря самодостаточности.

Тренер может победить или проиграть, это футбол, но его репутация должна быть чистой. Все должны знать, что он профессионал, последователен в своих решениях и ни от кого не зависит.

Очевидно, что для ребенка на всех этапах развития важно регулярно играть. Мой 12-летний сын прочно осел на скамейке. Что делать?

Если это локальная история, то можно попробовать перетерпеть. Возможно, поговорить с тренером относительно перспектив. Но если вы видите, что это глобальная ситуация - от полугода и больше, то в таком случае надо всерьез подумать о смене команды. Нет ничего страшного в том, чтобы перейти в клуб уровнем или даже лигой ниже. Важно играть - это факт. Зачем быть 20-м в топовой академии, если можно быть на первых ролях в команде уровнем пониже?

Вы много стажировались в Европе, прекрасно знаете голландскую систему подготовки. Какое главное различие? В чем мы проседаем?

Ментальность. Ментальность всех - родителей, тренеров, детей.

  • Ментальность родителя в Голландии: родители пришли посмотреть на тренировку или игру, дети играют в открытый футбол. Все довольны, общаются, у родителей пикник, люди на позитиве. Футбол - повод собраться, в общем, праздник.
  • У нас: приезжаю на первенство Москвы и вижу, как родители могут подраться между собой, могут быть в состоянии алкогольного опьянения, тренер кричит, что нужно выбивать мяч и тянуть время при счете 1:0. Стрессовая атмосфера, которая не очень похожа на праздник.

Я не говорю, что так происходит всегда и везде - конечно, нет, но сам факт, что такое возможно, уже заставляет задуматься. Зачем? Почему так?

Еще одно важное различие - методика. В Европе ребенка учат, как правильно поставить опорную ногу, как правильно выполнить технический прием, то есть базовым вещам. Приведу другой пример. У нас в одной из академий 8-летним ребятам предлагают упражнение - квадрат «6 против 3» с проникающими передачами. У меня вопрос - для чего? Ответ: «Чтобы они правильно открывались между линиями и контролировали мяч». Задаю еще один вопрос: «В каком формате они проводят игры?» Ответ: «4 на 4». То есть, по сути, первокласснику дают программу обучения 10-11 класса, которую он априори выполнить не может.

И таких нюансов очень много, это лишь один из примеров. Вот еще один: гуляя в парке с семьей возле дома, иногда поглядываю за тренировками академии, которая тренируется в этом парке. Дети 12-14 лет могут бегать 5 по 300 метров, 5 по 400 метров, проводить всю тренировку без мяча. Анализирую и задаю себе вопрос - зачем? Любопытства ради приехал посмотреть игру этой команды на первенстве Москвы. И тренер спрашивает с игроков: «Почему вы не можете сделать передачу?» А как они ее сделают, если их заставляли всю неделю бегать и прыгать без мяча? Такие нюансы очень важны, у многих нет общего понимания тренировочного процесса.

Вопросы по методике - понятно: изменения должны идти сверху, а как быть с первой проблемой - ментальной? Всем чаще улыбаться?

Да, наверное, нужно проще к этому относиться. В специфике юношеского футбола главным является воспитание личности, а не ее подавление. Нельзя давить на детей морально и давать установку в стиле «победа или смерть». Безусловно, психология победителя очень важна, любой мальчишка, игрок, тренер хочет выиграть. Но главное - каким способом. За счет хорошего качества игры, анализа ошибок и их дальнейших корректировок. Главная цель - стать обученным и качественным игроком к моменту перехода в профессиональный футбол. Тренер должен дать образование игроку, а вовсе не добиться с ним результата любой ценой.

Как и любимый всеми герой «Большой перемены», Ганжа, актер в школе тоже был двоечником. Два раза оставался на второй год и слыл первым хулиганом. После школы Збруев едва не стал водителем грузовика, если бы подруга мамы не посоветовла пойти в Щукинское училище.

Федор Бондарчук

Родителей Федора то и дело вызывали в школу: прогуливал уроки, курил, спорил с учителями и получал двойки. Вступительные экзамены в МГИМО Бондарчук провалил, получив двойку за сочинение. А затем, по настоянию отца, поступил во ВГИК. Сейчас он является одним из самых успешных в стране кинорежиссером и продюсером.

Екатерина Климова

Екатерина Климова ходила в обычную среднюю школу. Актриса признается, что кое-как доучилась до 11 класса, а школу до сих пор не любит, особенно алгебру с геометрией. Зато Екатерина с удовольствием принимала участие в школьных спектаклях и с юных лет мечтала стать актрисой. После окончания школы Климова поступила на актерский факультет Щепкинского училища при Малом театре.

Ольга Бузова

Ольга плохо училась до 9-го класса. В дневнике были тройки и двойки, школу очень часто прогуливала, особенно те предметы, которые легко давались. О прогулах узнали папа с мамой и сильно расстроились. Тогда Ольга решила взяться за ум и дала родителям обещание: с 10 класса возмется за ум и начнет учиться. Слово она сдержала, 10 класс закончила с отличием, а 11-й с серебряной медалью. Проще всего Бузовой давались языки: она знает английский, немецкий, итальянский и литовский.

Наталья Водянова

Западные СМИ называют Наталью «современной золушкой», девушкой из бедной семьи, которой удалось сделать головокружительную карьеру. С подросткового возраста она была вынуждена помогать матери: ухаживала за сестрой, зарабатывала деньги для себя и своей семьи. Учеба перестала быть для нее первостепенной задачей. Школу Наталья так и не закончила, нет ни аттестата о ее окончании, ни университетских дипломов.

Владимир Кристовский

Музыканту не очень нравилась идея ходить в школу каждый день. Он часто прогуливал, что, конечно, отражалось на успеваемости не лучшим образом. После школы он получил специальность электромонтера, затем стал учеником газоэлектросварщика, а чуть позже выучился на парикмахера.

Нюша

В старших классах Нюша училась в основном на тройки. Любила лишь физкультуру, изо и пение. На остальных же предметах витала в облаках, за что учителя ее часто ругали. С детских лет она мечтала о сцене и всегда выступала на школьных концертах. Учителя Нюшу особенно не мучили, и аттестат, хоть и с тройками, певица все-таки получила.

- Каким был ваш любимый предмет в школе?

Худжамов: Был мечтателем, хотел побывать на другом конце Земли, поэтому любил историю и географию. Еще нравилась литература русская и украинская.

Обрадович: Математика. С самого детства любил считать, и сейчас нравится.

- Часто ли ваших родителей вызывали в школу?

Худжамов: Всего раз. Я оперся на окно, а оно выдавилось. Еще раз с урока выгнали - с соседом баловались. И когда из класса выходил, меня папа увидел...

Обрадович: Бывало. Любил играть в футбол во дворе школы и несколько раз мячом разбивал окна.

- Скоро выпускной у школьников, а как вы окончили школу?

Худжамов: Без троек в аттестате. Зато с дракой на выпускной. Четыре гопника начали что-то у друзей отбирать, а рядом в кустах нас 30 человек сидели. Те очень быстро убегали.

Обрадович: У нас немножко учеба отличается - всего восемь классов. Там я на одни пятерки учился. Потом четыре года техникума - там уже и тройки проскакивали.

- Часто уроки прогуливали?

Худжамов: За все время прогулял один или два урока. Я в детстве очень обязательным был, и пропустить тренировку или урок, даже по болезни, было смерти подобно.

Обрадович: Не часто, но бывало. Когда влюбился, то убегал на свидания. Кстати, у сербской поэтессы Десанки Максимович очень красивые стихи про любовь...

- В школе чаще вы списывали или у вас?

Худжамов: Помню, иногда у Паши Кутаса из "Черноморца" что-то списывал. Еще я удачно что-то по алгебре запомнил, так у меня все контрольную списали на пять.

Обрадович: Редко. А математику знал лучше всех в классе, все контрольные заканчивал раньше и помогал остальным. На маленьких бумажках отправлял решения.

Начало карьеры в «Тоттенхэме» не задалось. Поэтому Гудни начал обучаться адвокатуре. Но судьба всегда дает второй шанс: тогдашний менеджер «Болтона» Брюс Риок предложил исландцу еще немножко побегать, только уже за его команду. Бергссон согласился. И не зря – уже в следующем сезоне он стал настоящим лидером «странников».

Гудни Бергссон

Награда за усилия не заставила себя ждать – Риок назначил умнющего защитника капитаном. Трижды подымался с клубом в элиту, где в эндшпиле своей карьеры помог ей закрепиться. Но Гудни не забывал и об учебе - он все-таки получил юридическое образование.

Закреплял полученные знания в собственной адвокатской конторе пока сердце вновь не заскучало по футболу. Так, Гудни Бергссон стал председателем Федерации футбола Исландии.

4. Иан Дауи

«Космический» парень. До начала футбольной карьеры получил диплом магистра по космическому машиностроению в Университете Хартфоршира.

Изначально футбол был лишь увлечением Дауи, которое помогало отвлекаться от напряженной работы в «Бритиш Аэроспейс». Но благодаря своему брату, который настоял на продолжении футбольной карьеры, Иан не стал известным аэроконструктором.

3. Недум Онуоха

Единственный действующий футболист нашего топа. Недум сейчас бегает за «Куинз Парк Рейнджерс». С рождения в голове англичанина нигерийского происхождения были две страсти: футбол и учеба. Одно другому не мешало – молодой парень успевал все совмещать.

Таких, как Недум, в школе называют «заучками». Практически все оценки в аттестате средней школы (восемь предметов) – «пятерки». Мнение большинства умного футболиста не интересовало, и он продолжил «пахать» в университете.

Недум Онуоха

Старания даром не пропали - в дипломе красуются пятерки по математике, коммерции и информационным технологиям. Стюарт Пирс, тогдашний тренер «Ман Сити», подшучивал над защитником, рассказывая о его «потасовках» с атомами.

2. Фрэнк Лэмпард

Даже самые преданные фанаты «Челси» не все знают о легенде «аристократов» Фрэнке Лэмпарде. Его карьера и показатели резонируют в такт проведенному шведскому исследованию. Ведь полузащитник был довольно результативным игроком. За всю клубную карьеру Фрэнк забил 259 голов.

Фрэнк Лэмпард

Но англичанина можно уважать не только за спортивные достижения. Не зря в бытность игроком партнеры Лэмпарда называли его «профессором»: в «Челси» проводили один из тестов IQ для определения футболистов, склонных к травмам головы.

Во время исследования Фрэнк смог набрать больше 150 баллов. Такой результат наблюдался в то время только у 0,1% англичан. Стоит ли добавлять, что Лэмпард заканчивал Брэнтвудскую школу Эссекса с «пятерками» по всем предметам?

1. Кларк Карлайл

38-летний англичанин начинал свой интеллектуальный путь со Стаффордширского университета. Специальность он также выбирал неслучайно – профессия спортивного журналиста привлекала Кларка «близостью темы» и необходимостью постоянно развиваться.

Кларк Карлайл

Пик интеллектуального признания пришелся на 2002 год, когда на телевизионном шоу тогдашний футболист «Куинз Парк Рейнджерс» был неофициально признан самым умным футболистом в Британии.
Через восемь лет, в 2010-м, он подтвердил свое реноме в интеллектуальной игре «Countdown».

Игра состояла в оперировании цифрами и буквами. Карлайлу удалось обыграть действующего чемпиона Англии Адама Геста буквально в одну калитку – 89:55. Кларк также работал председателем в Футбольной Ассоциации Англии и был главой Ассоциации профессиональных футболистов своей страны.

Бытует мнение, будто совмещать спорт и учёбу невозможно и все профессиональные спортсмены неучи. Мы докажем обратное на примере биографий гимнастки, борца и теннисистки.

Светлана Хоркина - двукратная олимпийская чемпионка и кандидат наук

Светлану Хоркину называют «Королевой брусьев». Она выиграла все крупные гимнастические соревнования, придумала несколько новых элементов, стала заслуженным мастером спорта и удостоилась государственных наград.

При этом Хоркиной удалось окончить Белгородский университет и защитить кандидатскую диссертацию на тему «Изучение спортивно-гимнастических упражнений с применением линейно-дидактического программирования».

Вот как сама Светлана рассказывает о совмещении спорта и учёбы в одном из интервью :

«С первого по одиннадцатый класс я училась в среднеобразовательной школе № 19. Первые три года нами занималась Нина Николаевна Хельм, заслуженный учитель СССР. Именно она дала мне возможность полюбить школу. Она одна из первых поняла, что я уже выбрала свой путь - спорт. Я уже тогда ездила по соревнованиям, где-то пропускала уроки, но те азы и ту базу за три класса, которые были окончены мной на «отлично», усвоила на 100%. За это я очень благодарна Нине Николаевне и когда приезжаю в Белгород, всегда стараюсь зайти в школу. 10–11 классы я училась экстерном, потому что впереди была Олимпиада 1996 года, и мне нужно было срочно поступать в университет. Тогда поступить в вуз было очень легко: мастера спорта сдавали только сочинение на зачёт. Я писала Горького «На дне», чтобы поступить на филологический факультет, и, конечно же, поступила».

Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион и доктор наук

Александр Карелин - один из самых титулованных российских спортсменов. Он трижды выиграл Олимпийские игры (впервые в 21 год), девять раз - Чемпионат мира, и двенадцать - европейское первенство. Занесён в Книгу рекордов Гиннеса как спортсмен, в течение тринадцати лет не проигравший ни одной схватки. Удостоен звания Героя России.

Карелин достиг высот не только в спорте, но и в образовании. Сначала окончил Новосибирский автотранспортный техникум, затем Омский институт физической культуры. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения контрприёмов от бросков с прогибом», а в 2002 стал доктором педагогических наук.

Вот что ответил Александр Александрович, когда в одном из интервью его спросили, не мешала ли ему борьба учиться:

«Наоборот, это мне помогало. После тяжёлых, изматывающих тренировок, когда за два часа теряешь по три килограмма веса, я приходил в школу и отдыхал. Именно тогда я понял, что учиться - легко и просто. [...] Помню, когда поступил в техникум, наш куратор, увидев, что я разговариваю, была в шоке. Она меня даже спросила: «Саша, ты умеешь говорить?» (Смеется.) Почему-то считается, что борцы - люди недалёкие. Про нас даже анекдот такой есть. «Глупая морда на толстой шее. Кто это?» Ответ: «Борец!» (Смеется.) Но я хочу сказать вам, что именно благодаря борьбе я стал больше читать, больше думать. Борьба - это искусство превосходства не только в технической оснащенности или физической массе, но и в мысли. А ещё борьба - это процесс преодоления себя».

Мария Шарапова - пятикратная победительница «Большого шлема» и снова студентка

Мария Шарапова выиграла все турниры «Большого шлема» и олимпийское серебро. Она получила звание заслуженного мастера спорта России и награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

Шарапова окончила теннисную академию Ника Боллетьери и в 14 лет начала профессиональную спортивную карьеру. Сейчас ей 31, она одна из самых высокооплачиваемых и известных теннисисток в мире, но два года назад вновь «села за парту». Мария поступила в престижную Гарвардскую школу бизнеса.

О студенческой жизни она с удовольствием рассказывала в своём Instagram .

«После 300 прочитанных страниц и трёх часов сна вполне реально впасть в уныние (цифры я, кстати, слегка преувеличила), но только не здесь! Какой же это замечательный опыт»
«Я так люблю учиться на свежем воздухе после долгих часов, проведённых в аудиториях», - писала она.

Кстати, английский Шарапова выучила самостоятельно онлайн!

«Из-за постоянных тренировок и соревнований я учусь онлайн в национальной школе Кейстона. Мне присылают книги, я их изучаю, выполняю домашние задания, а потом по интернету онлайн сдаю экзамены»

Рассказывала спортсменка в одном из старых интервью .

Вывод

Спорт не мешает, а помогает учёбе. С хорошей школьной базой спортсменам легче найти себе применение после завершения карьеры. Можно даже доктором наук стать - было бы желание!

Если ваш ребёнок обожает спорт, а вы хотите, чтобы у него была «подушка безопасности», присмотритесь к семейному образованию. Это современная форма обучения, позволяющая учиться без отрыва от тренировок и соревнований. Подробно про семейное обучение и то, как совмещать спорт с учёбой, у нас есть отдельная .

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни