Как научить лошадь останавливаться? Самые частые проблемы в исполнении остановки

18.09.2020

Инструкция

Запомните основное правило: нельзя пытаться остановить лошадь, изо всех сил натянув на себя поводья. Это основная ошибка, которую допускают практически все. Достаточно просто потянуть их на себя. В противном случае вы причините животному лишнее неудобство, при этом не добившись нужного результата.

Не используйте только повод. Далеко не каждый тренер обращает на это усиленное внимание, но один из принципов управления лошадью состоит в том, что любая команда, помимо использования поводьев, предполагает еще какое-либо действие со стороны всадника. В случае, если вы хотите остановить лошадь, необходимо задействовать также шенкеля, сильнее прижав их к бокам лошади. Не пытайтесь продавить ими ее шкуру, достаточно просто опустить ниже пятки, и лошадь почувствует усиление нажима. Одновременно переместите центр тяжести чуть назад, откинувшись за счет прогиба в пояснице, и разверните плечи (лучше, если ваша осанка остается идеальной постоянно).

Обращайте внимание на положение рук. Они не должны быть чересчур высоко подняты или опущены, их нельзя перекрещивать или выдвигать чересчур вперед, запрещается изгибать кисти. Существует только одно положение, в котором между вами и лошадью через поводья может быть установлен безболезненный контакт, и вам придется запомнить его, пока удержание этой позиции не станет автоматизмом. Ориентировать необходимо на линию от локтя до трензеля: она должна быть прямой.

Успокойтесь и сгруппируйтесь, если лошадь вдруг понесла. Только после этого начинайте применять известные вам способы остановливания лошади. Не стоит использовать хлыст без необходимости, особенно если лошадь просто испугалась. Более того, в этой ситуации сконцентрируйтесь не на том, чтобы остановить лошадь, а на том, чтобы удержаться в седле, особенно если занятия проходят в зале: в скором времени она и сама перейдет с галопа на шаг.


Я полной грудью вдыхал его. Мне хотелось, чтобы все темное, слепое и непонятное, что было в этой ночи, было еще непонятнее и смелее. Ночь, которая казалась в городе обычной ненастной ночью, была здесь, в поле, совсем иная. В ее темноте и ветре было теперь что-то большое и властное, – и вот наконец послышался сквозь шорох бурьянов какой-то ровный, однообразный, величавый шум.

– Море? – спросила она.

– Море, – сказал я. – Это уже последние дачи.

А в побледневшей темноте, к которой мы пригляделись, вырастали влево от нас огромные и угрюмые силуэты тополей в дачных садах, спускавшихся к морю. Шорох колес и топот копыт по грязи, отдаваясь от садовых оград, на минуту стал явственнее, но скоро их заглушил приближающийся гул деревьев, в которых метался ветер, и шум моря. Промелькнуло несколько наглухо забитых домов, смутно белевших в темноте и казавшихся мертвыми… Потом тополи расступились, и внезапно в пролет между ними пахнуло влажностью – тем ветром, который прилетает к земле с огромных водяных пространств и кажется их свежим дыханием.

Лошади остановились.

И тотчас же ровный и величавый ропот, в котором чувствовалась огромная тяжесть воды, и беспорядочный гул деревьев в беспокойно дремавших садах стали слышнее, и мы быстро пошли по листьям и лужам, по какой-то высокой аллее, к обрывам.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели черные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и море уже ясно видно было на далекое пространство.

– И мы одни! – сказала она, закрывая глаза.

Мы были одни. Я целовал ее губы, упиваясь их нежностью и влажностью, целовал глаза, которые она подставляла мне, прикрывая их с улыбкой, целовал похолодевшее от морского ветра лицо, а когда она села на камень, стал перед нею на колени, обессиленный радостью.

– А завтра? – говорила она над моей головою.

И я поднимал голову и смотрел ей в лицо. За мною жадно бушевало море, над нами высились и гудели тополи…

– Что завтра? – повторил я ее вопрос и почувствовал, как у меня дрогнул голос от слез непобедимого счастья. – Что завтра?

Она долго не отвечала мне, потом протянула мне руку, и я стал снимать перчатку, целуя и руку и перчатку и наслаждаясь их тонким, женственным запахом.

– Да! – сказала она медленно, и я близко видел в звездном свете ее бледное и счастливое лицо. – Когда я была девушкой, я без конца мечтала о счастье, но все оказалось так скучно и обыденно, что теперь эта, может быть, единственная счастливая ночь в моей жизни кажется мне непохожей на действительность и преступной. Завтра я с ужасом вспомню эту ночь, но теперь мне все равно… Я люблю тебя, – говорила она нежно, тихо и вдумчиво, как бы говоря только для самой себя.

Редкие, голубоватые звезды мелькали между тучами над нами, и небо понемногу расчищалось, и тополи на обрывах чернели резче, и море все более отделялось от далеких горизонтов. Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной. И когда я целовал платье на ее коленях, а она тихо смеялась сквозь слезы и обнимала мою голову, я смотрел на нее с восторгом безумия, и в тонком звездном свете ее бледное, счастливое и усталое лицо казалось мне лицом бессмертной.

«Викторина по творчеству Тургенева» - Первый труд Тургенева. Первое художественное произведение Тургенева. Стихотворение Тургенева. Какое образование получил Тургенев. Отец. Первый напечатанный Тургеневым рассказ. Первоначальное заглавие романа «Рудин». Повесть Тургенева. Викторина по творчеству И.С.Тургенева. Черная мраморная плита. Где и когда родился И.С.Тургенев.

«Биография писателя Тургенева» - С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден - Бадене. В одну из поездок в Петербург - с Герценым. На склоне жизни создал лирико-философские"Стихотворения в прозе" (1882). Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново.

«Биография Ивана Тургенева» - Иван Сергеевич Тургенев. Тургенев, нарушая запрет цензуры. Тургенев завещал похоронить себя на Волковом кладбище. Варвара Петровна. Последние годы жизни Тургенева. Некролог, запрещенный цензурой. Познакомился с французской певицей Полиной Виардо. И.С. Тургенев родился в г. Орле. Писатель. Значительное событие.

«Урок по биографии Тургенева» - Ссылка и воля. (1852-1855). Л.Н.Толстой. Н.А.Добролюбов. В своей теперешней литературе больше всего таланта у Тургенева. Родители и родина. (1816-1818) «Колыбель» Тургенева. (1818-1827). Франция. (1847-1850) Дела домашние. (1850-1852). Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

«Биография и творчество Тургенева» - Старинный замок на берегу Рейна. Иван Сергеевич Тургенев. Гагин об Асе. «Записки охотника». Образ «живой» России. Вопросы. Какая тайна окружает Асю. Мотив любви. Петербургский университет. О психологизме прозы Тургенева. Начало творческой деятельности. История взаимоотношений Аси и рассказчика. Годы учёбы.

«Годы жизни Тургенева» - XX - Завтра. Имя И.С. Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. Ночь после объяснения. V глава Показалась совершенно русской девушкой. Портрет неизвестной в белом платье. В.Колонтаева. «Воспоминания о селе Спасском». Мать: Варвара Петровна. В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой.

К остановкам лошадь приучается в процессе всей выездки, но ее правильность может быть достигнута только после выработки у лошади сбора, повиновения шенкелю и способности выдерживать полуостановки на всех аллюрах. Обучение остановкам начинается с шага, затем с рыси и наконец с галопа.

При остановке могут быть допущены следующие ошибки:

    Лошадь остановилась, растянувшись.

    Отставлена одна из ног.

    Лошадь сопротивляется ртом.

    Задрана или опущена голова.

    Лошадь осаживает при остановке.

    Остановка не по линии движения (не сохранена прямолинейность).

    Лошадь уперлась в повод.

    Лошадь стоит неспокойно (переступает ногами).

Если при остановке лошадь не приняла сразу же правильной позы (стойки) и одна из ее ног отставлена, необходимо немедленно заставить ее встать ровно на все четыре ноги. Это вырабатывает у лошади рефлекс правильной стойки. Правильная стойка дисциплинирует лошадь и придает всей выездке как бы законченный характер, фиксируя нужные моменты.

О переходах из одного аллюра в другой

Правильность и точность переходов лошади из одного аллюра в другой, а также сохранение всадником при этом красивой посадки без видимых усилий с его стороны свидетельствуют о мастерстве дрессировщика, владеющего тонкостями выездки. Создается впечатление, что лошадь сама угадывает мысли человека, выполняя те или иные упражнения.

Однако далеко не все переходы надо считать полезными и совершенствующими развитие лошади. Например, не следует допускать переход с прибавленного галопа на осаживание и так далее. Это принесет только вред организму лошади и сократит срок ее работы.

Переход с места в шаг

Надо уяснить себе, что только из правильной стойки вытекает правильное поступательное движение лошади от посыла. Перед началом любого движения лошадь должна быть собрана. В этом проявляется готовность лошади к движению вперед. Выслать лошадь с места в шаг не представляет трудности для всадника. Однако в зависимости от степени подготовки и действий всадника лошадь может начать движение с места по-разному. От нажима шенкелей лошадь должна двинуться вперед. Это движение вперед вызывается мгновенным напряжением задних конечностей. При правильном посыле с места в шаг всадник смягчает повод, лишь почувствовав это напряжение. Так как шенкеля при этом начнут действовать раньше, чем рука отдаст повод, то, естественно, что движение начнется с задней ноги. Совсем другая картина может получиться, если на остановке лошадь не была собрана, а повод был отдан раньше, чем последовал посыл шенкелями. Лошадь при этом начнет движение с передней ноги и растянется. Вполне понятно, что для выхода с места собранным шагом лошадь на остановке должна быть собрана больше, чем для выхода на обыкновенный шаг.

Со свободного шага на шаг собранный

Переход производится путем полуодержки. От усиления шенкелей лошадь больше будет подставлять задние ноги и из свободного вытянутого положения перейдет в собранное. При этом изменение фигуры лошади должно произойти без заметного усилия. В результате шаги стали несколько короче, но не участились, движения приняли более высокий характер и стали отрывистее. Однако стремление вперед не прекратилось, а только мягко удержано поводом. При переходе в собранный шаг могут быть следующие ошибки:

    Лошадь от резкой задержки сбилась с ритма шага.

    Участила шаги.

    Старается отделаться от повода.

С этой проблемой хоть раз, но сталкивался любой всадник: лошадь летит вперед, ваши руки вот-вот вывернутся из суставов, окружающий пейзаж сливается в однотонное пятно – и только копыта стучат по земле, словно колеса скорого поезда. И все же вы невероятным усилием снова и снова натягиваете повод, потому что знаете, что стоит сдаться – и этот хвостатый «феррари» будет нестись все быстрее и быстрее, и никто не сможет сказать точно, где, когда и как закончится эта дикая скачка…

Лошадь «таскает». Что делать?

Помните, что два повода вам нужны для гармоничной связи с лошадью во время работы, для контроля же достаточно одного. Если вы повернете голову коня вбок настолько, чтобы согнулась его шея, то он непременно затормозит: если остановите одну половину лошади, вторая тоже никуда не денется. Не имеет смысла тупо тянуть на себя оба повода: лошадь все равно вас пересилит.

Конечно, не стоит сразу и резко скручивать шею активной лошади. Начать лучше всего издалека при работе в руках и даже на недоуздке. Сначала приучите ее свободно поворачивать голову, подчиняясь вашей руке: конь должен привыкнуть к таким прогибам в обе стороны. Потом переходите на шаг и, действуя мягко и вежливо, старайтесь заставить лошадь остановиться. Когда у вас получится этот фокус, постарайтесь удержать коня некоторое время в таком положении (стоя с согнутой шеей), до тех пор, пока его не отпустит напряжение, ноги не расслабятся. После этого сразу освободите его и похвалите. Когда это упражнение будет усвоено, переходите к рыси и галопу. Вы поймете, что цель достигнута, в тот момент, когда сможете остановить коня натяжением одного повода на галопе.

Не удивляйтесь, если это упражнение не встретит большой радости со стороны вашей лошади. Позиция с согнутой шеей не является для животного естественной, ведь его выживание в дикой природе зависит от скорости движения. Лошадь понимает, что убежать в таком положении невозможно, поэтому она вовсе не горит желанием подчиняться. Вам необходимо быть очень терпеливым и спокойным учителем. Столкнувшись с сопротивлением коня, уступите и начните все сначала. Вы обязательно добьетесь успеха, если сделаете ставку на повторение, а не на грубое давление. Если вы будете выполнять упражнение резко, то рискуете нарушить баланс животного. При грубом рывке вбок лошадь просто повернется вокруг своей оси, а это не только чревато травмами, но и очень далеко от желаемого результата. Аккуратная работа, терпение и неторопливость – вот те качества, которые помогут вам и лошади найти правильный баланс при сгибании ее шеи.

Почему они «таскают»?

Этот вопрос даже более важен, чем предыдущий. Поймите, почему ваш конь понес, это и будет ключом к разгадке его поведения и, кроме того, поможет вам не сердиться на него попусту. А делает это лошадь всего по двум причинам: страх или неуважение.


1. Страх. В 99% случаев именно он является главной причиной того, что лошадь «понесла». Она перестала чувствовать себя в безопасности – всплеск адреналина – и вот она уже несется, не разбирая дороги. А если на ней сидит всадник, который тянет на себя повод, рвет ей губы железом, ерзает на спине, почти ложась на круп, – ей приходится пускать в ход все свои возможности, чтобы избавиться от такого балласта. В этом случае вина животного лишь в том, что оно пытается освободиться и спасти себя.

Лошадь может потерять чувство безопасности:

– при работе в «хвосте» смены. Особенно плохо, если всадник не имеет достаточного взаимопонимания с лошадью, не может успокоить ее и ослабить возникшее напряжение. Кроме того, при работе в смене кони легко «заражаются» страхом своих товарищей;

– в открытом поле, где возрастает ощущение уязвимости;

– из-за излишнего эмоционального прессинга всадника. Это не касается спортивных лошадей, которым просто необходимо быть полностью сосредоточенными на своем всаднике, чтобы не ощущать волнения перед выступлением, не обращать внимания на отвлекающие факторы вроде шума на трибунах и т.п.

2. Неуважение. Эта проблема встречается гораздо реже, чем первая. На мой взгляд, большинство лошадей все же «таскает» по причине испуга и дискомфорта. Неуважение – это, например, типичное поведение «прокатской» лошади, которая «накушалась» общением с катальщиками до предела. Она «тащит» не от страха, а оттого, что ей все осточертело и она пошла домой. В этой ситуации сделать что-либо трудно, так как лошадь сделала выводы и приняла решение.

Немного психологии

Для начала опять-таки нужно заслужить уважение лошади. А это вновь и вновь возвращает нас к «Семи играм». Они позволяют лошади развивать левую часть мозга, которая отвечает за ее мыслительные процессы в большей степени, чем правая, ответственная за эмоции и инстинкты.

Вы, наверное, усмехнулись и решили, что «Семь игр» – единственный ответ, который я использую в любой ситуации? Вовсе нет, они – первая ступень к взаимопониманию с лошадью и ее уважению к вам. Кроме того, способ обучить лошадь уходить от давления («Дикобразная игра»), вы и впрямь можете найти только в «Семи играх»*.

Лошадь должна доверять вам и не испытывать страха рядом с вами. Для достижения этой цели и служит моя система. А если вы еще не достигли успехов в Natural horsemanship, постарайтесь просто избегать мест, которые пугают вашу лошадь, когда вы ее работаете.


Пат ПАРЕЛЛИ

Перевод Дарьи Кузовлевой

* См. «Конный мир» №5/2003

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни