Общая характеристика системы "йога". Современная йога против традиционной йоги Йога как традиционная система физических упражнений

23.07.2020

Йогу можно рекомендовать как эффективное средство психофизической рекреации и оздоровления студентов, а также как систему гармоничного развития личности. Эта система основана на методах осознанного пробуждения организма, она содержит гармоничные и мягкие способы восстановления здоровья, которое было нарушено под давлением негативных физических и психологических ситуаций.

Возникнув в древние времена на Востоке, йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и с тех пор очень быстро приобрела популярность в спортивно-оздоровительных центрах.

С древних времен йога использовалась как средство от всех болезней и различных дисфункций организма. При этом йога считается нетрадиционным методом оздоровления, так как данная система возникла в древней Индии как средство самосовершенствования человека. Однако данная система оздоровления уже давно перестала быть особенностью только индийской культуры. Проверенная тысячелетним опытом, она стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных систем во многих странах мира. После покорения Европы и Америки этот способ влияния на физическое тело и сознание получил официальное признание и в нашей стране и сейчас семимильными шагами развивается в России.

Не только в странах Востока, но и во всем цивилизованном мире складывается представление, что в сравнении с традиционными европейскими путями оздоровления система "Йога" относится к более активному и комплексному, направленному и эффективному способу мобилизации процессов адаптации и регуляции, компенсации и восстановления без применения лекарственных средств и, что особенно важно, - путем собственных усилий человека. Индийскими учеными установлено, что в состоянии расслабления выделяются эндорфины и энкефалины, гормоны, вырабатываемые клетками головного мозга, обладающие выраженными обезболивающим, успокаивающим, оптимизирующим настроение действием и строго избирательно регулирующие активность любых функциональных систем организма. Основные положения системы "Йога" находят объяснение с позиций основ отечественной физиологии - учения Павлова о высшей нервной деятельности, Анохина о функциональных системах.

Йога является одним из наиболее распространенных направлений фитнеса, которое популярно во всем мире, включая современную Россию. Практика йоги подходит каждому, начиная от самых маленьких и заканчивая людьми пожилого возраста, так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все независимо от степени физической подготовленности.

Йога всегда была актуальна для тех, кто пытался избавиться от хронических заболеваний, кто ищет путь самосовершенствования. Известный учитель Б.К.С. Айенгар благодаря йоге избавился от проблем со здоровьем и создал целое направление в этой области. Также многие институты мира проводят свои научные исследования феноменов йоги.

Йога - это не просто комплекс физических упражнений, она, в сущности, представляет собой целую комплексную науку о самосовершенствовании и души, и тела человека.

В основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики, лежат два понятия - "очищение" и "совершенствование". Ю.А. Мерзляков (1994) считает, что йога - это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога - это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный статус. Любая наука, в сущности, бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги.

Теоретические основы йоги. Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV-X вв. до н.э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV-VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название "Ригведа", "Атхарваведа", "Самаведа" и "Яджурведа", объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов. Таким образом, йога - это одна из классических систем индийской философии.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II-I вв. до н.э. Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. Он первым сделал письменное описание йоги. Патанджали излагает философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах, названных "Йога Сутры" и объясняющих суть и цель занятия йогой. Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Философская интерпретация практики йогов в "Йога Сутрах" согласуется с авторитетом Вед, т.к. терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью.

По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги избегали ее популяризации и это привело к мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги должна быть только практика.

Санскритское слово "йога", родственное русскому "иго", в переводе означает "связывать", "соединять", "скреплять", т.е. йога - буквально означает "соединение". Йога - это добровольная прочная связь с высшим, соглашаясь на которую, человек вступает в отношения с самим собой. Это метод работы с телом, дыханием и сознанием, постоянное изучение и изменение себя с благой целью. В настоящее время Йогу можно рассматривать как холистическую систему, направленную на достижение психофизиологиеской интеграции человека. Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу. Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.

Традиционная йога имеет 8 ступеней. В труде Патанджали "Йогасутра" изложена йога, составляющая "восьмеричный путь":

1. Яма - межличностные взаимоотношения.

2. Нияма - внутриличностная самодисциплина.

3. Асана - позы.

4. Пранаяма - система дыхательных упражнений.

5. Пратьяхара - отход от чувственного восприятия.

6. Дхарана - концентрация мысли.

7. Дхяна - медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).

8. Самадхи - самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта).

Первые четыре ступени йоги принято называть хатха-йогой. Следующие четыре ступени составляют раджа-йогу. Человеку, который хочет получить максимум прикладного эффекта от занятий, надо уделять внимание хатха-йоге, делая акцент на две составляющие йоги - это асаны (определённые неподвижные позы для тела) и пранаяму (специальные дыхательные упражнения).

йога упражнение поза прогиб


Энциклопедия Funk & Wagnalls

Уважаемые Западные издатели признают аутентичную, традиционную Йогу, в отличии от так называемых Йога тичеров, и школ по обучению Йоги. Следующий отрывок - из новой энциклопедии Funk & Wagnalis:

Йога (санкр. "узы", "связь") , одна из шести классических систем философии Хинду, которая отличается от остальных чудесами телесного контроля и мистическими силами, обладание которыми приписывается продвинутым последователям. Йога утверждает доктрину которая описывает, что через практику определенных дисциплин, епитимий человек может достигнуть освобождения от ограниченности тела, иллюзий чувств, западни мыслей, и таким образом достичь объединения с объектом знания. Такое единение, в соответствии с доктриной, является единственным истинным путем знания. Для большинства Йогов (тех, кто практикует Йогу), предметом знания является всепронизывающий Брахман . Меньшинство Йогов ищут совершенного самоосознания вместо знания Бога...

Конечная стадия, в доктрине Йоги, редко бывает достижима за одну жизнь. Обычно, требуется несколько рождений для того, чтобы достичь освобождения, вначале от мира явлений, затем от мыслей о себе, и в конце концов от порабощения духа материей. Отделение духа от материи - кайвалья, или истинное освобождение...

Два понимания Йоги

Понимание, которое появилось недавно: типичное восприятие Йоги очень сильно изменилось за последнее столетие, в особенности за последние несколько десятилетий. Большей частью этого произошло из-за перемен на Западе, в особенности в США, хоть это и не только Американский феномен(такие же изменения произошли и с Тантрой)

Суть двух пониманий: суть этих произошедших перемен может быть выражена в двух пониманиях, одно из которых является современным и ошибочным, а другое - древним и истинным

  • Ошибочное: Йога - физическая система с духовным компонентом
  • Истинное : Йога - духовная система с физическим компонентом.
Ложные взгляды распространяются: К сожалению, взгляд что Йога - физическая система упражнений является доминирующей точкой зрения сегодня. Ложный взгляд распространяется через множество организаций, уроков, учителей, книг, журналов и миллионов последователей современной Йоги, которые имеют мало, либо совсем не имеют интереса к духовным целям древней, аутентичной, традиционной Йоги и Йога медитации.

Понять произошедшую недавно деградацию понимания, что Йога является лишь комплексом физических упражнений - это один из наиболее важных шагов для современных искателей аутентичной Йоги.

Йога и Христианство: Сказать что йога в большей степени является физическим фитнесом, как сделали многие Христиане - это все равно что сказать что Христианское вероисповедание большой частью состоит из выпивания вина и вкушения хлеба с трапезой, и что в баптизме нет ничего выше чем принятие душа или омовения. Цель Йоги - Йога.

Энциклопедия The Columbia, Шестое издание. 2001-07

Йога (санскр. связь), общий термин для духовных дисциплин Индуизма, Буддизма и всей Южной Азии, которые направлены на достижение высшего сознания и освобождение от невежества, страданий и перерождений. Более конкретно, это также название одной из шести ортодоксальных систем философии Хинду. Как Ведическая, так и Буддистская литература обсуждает доктрины странствующих аскетов в древней Индии, которые практиковали различные виды аскез и медитаций. Основной текст философской школы Йоги, Йога Сутры Патанджали (2 ст. до н.э.), является систематизацией одной из этих древних традиций.

Йога является классической философией: Йога - одна из шести школ индийской философии. Таковыми являются Ньяя, Вишешика, Мимамса, Санкхья, Йога и Веданта. Короткий обзор этих шести школ или систем легко разъяснит истинную природу аутентичной Йоги как системы духовных стремлений. (Стоит отметить, что не существует всеобщего согласия: некоторые считают, что доктрина Будды является седьмой системой или школой Индийской философии, а не отдельной системой, в которой его [Будды] методы пришли из того же источника. К тому же, некоторые считают это деление неточным, утверждая, что единственная истинная Йога исходит непосредственно из древних текстов, Вед).

Шесть школ индийской философии

Йога содержит, или построена на других философиях: Это важно отметить, что система Йоги содержит, или построена на четырех других системах или школах Индийской философии (Ньяя , Вайшешика, Мимамса и Сакхья). Другими словами, это не является важным погружаться в эти системы как отдельные занятия и практики. Они должным образом включены в систему Йоги, с точки зрения совершения практик. Вдобавок, система Веданты являются фактическим спутником системы Йоги.

Даты этих систем: Точные даты формирования этих шести систем неизвестны, поскольку обучение изначально было исключительно устным, поскольку письменность еще не было создана. Однако, как правило, считают что они появились 2-3 тысячи или более лет назад. Некоторые говорят, что истоки этих традиций имеют историю в 5-10 тысяч лет или больше. Отсутствие четких дат также объясняется тем фактом, что практикующие были настолько сфокусированы на вечных свойствах высших истин, что просто-напросто не заботились о записи дат.

Йога. Практические методы для получения непосредственного опыта : Йога систематически имеет дело со всему уровнями существования, стараясь познать вечное средоточие сознания. Йога лучше всего описана в Йога Сутрах и включает систематическое наблюдение своих внутренних состояний, для того чтоб преодолеть их всех, дойдя до средоточия сознания. Йога также часто называется Санкхья Йогой, поскольку Йога содержит практические методы для воплощения в жизнь благодаря получению непосредственного опыта истин философии Санкхья

Санкхья. Структура манифестации : Философия санкхьи предлагает структуру для всех уровней манифестации, от самых тонких до самых грубых. Санкхья происходит от samyag akhyate , что буквально означает "то, что объясняет целое". Санхья имеет дело с пракрити (материей), пурушей (сознанием), буддхи или махат (интеллектом), аханкарой (ложным эго), трема гунами (элементами стабильности, активности и легкости), умом (манас), когнитивными и активными чувствами (индрийами), и пятью тонкими и грубыми элементами (земля, вода, огонь, воздух и эфир). Сиянием своей широты, она содержит в себе все сферы Вайшешики, Ньяя и Мимамсы, которые описаны ниже.

Веданта. Созерцательное самовопрошание: Философия веданты и практика предоставляют созерцательные методы самовопрошания, которые приводят к реализации истинной природы человека, которая не зависит от рождения, старения или распада. Главная суть этих практик - размышление над Махавакйами. Учение Веданты лучше всего описано в Упанишадах

Вайшешика. Вещественные науки: Система Вайшешики была разработана Прашастападой и придает особое значение материальным наукам таким как химия. Она включает в себя изучение элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира, а также времени, ума и души.
Ньяя. Рассуждения: Система Ньяя была основана древним мудрецом Гаутамой, и имеет дело с логикой, процессом рассуждения. Сомнение считается предпосылкой к философским вопросам. Остальные системы Индийской философии используют этот процесс.



Мимамса. Свобода через действие : Система Мимамсы была основана Джаймини и стремится к свободе через действие. Она имеет детальную философию, которая имеет отношение к ритуалу, поклонению и нравственному поведению, которое развилось в философию кармы.

-----------------

Свами Рама объясняет, что слово Йога было к несчастью неправильно употреблено. Поэтому люди думают,что Йога означает физические упражнения для того чтобы оставаться молодым. Это, однако, наука, которая имеет дело с телом, дыханием, умом и душой, а в конце концов с Вселеским Сознанием.

http://www.youtube.com/watch?v=C4emkk6IZ08 (видео)

Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской Школы Йоги, хорошо описывает современную ситуацию с Йогой во вступлении к Хатха Йога Прадипике с комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати, где он пишет:

В древние времена хатха Йога практиковалась множество лет как подготовительная стадия для высших уровней сознания. Сейчас, однако, истинная цель этой великой науки была полностью потеряна. Практики Йоги, которые были созданы риши и мудрецами древности, для эволюции человечества, сейчас понимаются и используются очень ограниченным образом. Часто мы можем услышать: "Ох, я не практикую медитацию, я только лишь практикую физическую Йогу, хатха Йогу." Сейчас настало время исправить эту точку зрения. Хатха Йога является очень важной наукой для людей сегодня.... Главной целью Хатха Йоги является создать абсолютный баланс взаимодействующей деятельности и процессов физического тела, ума и энергии. Когда баланс создан, он служит побуждением для пробуждения центрального канала (сушумна нади), который отвечает за эволюцию человеческого сознания. Если Хатха Йога не используется для этого, ее истинная цель теряется.

Путаница в целях и инструментах

Тело - это не цель: Человеческое тело является прекрасным инструментом, и о нем нужно заботиться. Однако, тело - это инструмент, но не цель традиционной Йоги. В науке и медицине, таблетка является инструментом, но сама по себе таблетка не может быть целью. В науке и практике аутентичной Йоги, тело является инструментом, но тело само по себе не является целью.Спутывание целей и средств: Это может звучать как что-то направленное против тела, но не в этом суть. Это не конфликт между философиями. Скорее, существует неправильное понимание целей и средств.

Целью Йоги является Йога



Ничто из низших уровней не является целью: в традиционной Йоге, практикующий трудится и тренирует все уровни существования, включая отношения, самоисследование, чувства, тело, дыхание и ум. Однако, ничто из вышеупомянутого само по себе не является целью Йоги.


На аутентичном пути: Практикующий следует пути аутентичной Йоги:

    Отношения: Практикующий строит отношения с миром через практики, такие как ненасилии, честность, памятование истины и отсутствие собственничества. Однако, само по себе построение отношений с миром не является целью Традиционной Йоги

    Чувства: Практикующий тренирует чувства чтобы быть способным сознательно регулировать их позитивным образом, хоть сама со себе работа с чувствами не является целью традиционной Йоги.

    Тело: практикующий работает с телом чтобы сделать его гибким, сильным и крепким. Но работа с телом сама по себе не является целью аутентичной Йоги

    Дыхание: практикующий тренирует дыхание для того чтобы сделать его ровным, медленным и тихим. Но тренировка дыхания сама по себе не является целью традиционной Йоги

    Ум: Практикующий работает с умом на всех его уровнях, хоть такое изучение ума само по себе не является целью аутентичной Йоги


Цель Йоги находится вне этого: Единственная цель Йоги находится над этим всем, в то время как вышеупомянутые пункты являются препятствиями, которые блокируют реализацию Личности, Истины или Реальности которую следует искать. Поскольку они являются препятствиями, им придается особое значение в практике чтобы они перестали покрывать вечный центр сознания.


Свами Рама пишет о ситуации в традиционной Йоге и современной Йоге в своей книге, "Путь Огня и Света." (Path of Fire and Light):

Большинство людей смотрят на Йогу как на систему физической культуры. Лишь немногие понимают, что наука Йоги совершенная в себе , и имеет дело систематически с телом, дыханием, умом и духом.

Когда человек понимает, что он не только живое существо, но и существо, которое дышит и думает, тогда его поиск не ограничивается лишь телом и дыханием.

Для него, получение контроля над своим умом и его видоизменениями, а также над чувствами и эмоциями, становится более важным чем практика некоторых поз и дыхательных упражнений. Только медитация и размышления могут помочь практикующему в понимании, контроле и управлении ума.

Во вступительном параграфе "Лекций по Йоге", Свами Рама объясняет:

Слово Йога часто используется и часто неправильно понимается в наши дни , сейчас век фантазий, и Йоге сейчас отводится роль своего рода причуды, преходящего увлечения. Множество ложных и неполных учений пропагандируется от имени Йоги , и это стало предметом коммерческой эксплуатации, и лишь один небольшой аспект Йоги часто принимается как вся Йога . Как пример, многие люди на Западе думают, что это является культом тела и красоты, в то время как другие считают Йогу религией. Все это затемняет истинное значение Йоги.

Во втором томе "Пути Огня и Света", Свами Рама идет даже еще дальше, где он решительно заявляет:

Слово "Йога" сейчас стало опошлено, вульгаризировано, и в настоящее время ничего не означает.

Смешивание средств и целей: Если вы собираетесь в Гималаи, вы можете вначале лететь на самолете или ехать на машине. Однако тот факт, что вы используете указанные транспортные средства, не означает что вы обязательно закончите свое путешествие в Гималаях. Каждый день многие миллионы людей которые передвигаются на этих видах транспорта, но они случайным образом мистически не закончат свою поездку в Гималаях, если они изначально не поставят себе цель туда попасть. Целью, или предназначением Йоги является сама Йога, сама связь, связь маленькой души и вселенской души. Если человек умеет изгибать определенным образом свое тело, это не означает, что он сможет достичь этой высшей связи, т.е. Йоги.

Современные и традиционные оздоровительные системы

Доктор альтернативной медицины ОМУКМ, кандидат медицинских наук, доцент В.К. Волков Воронежский государственный институт физической культуры

Проблема здоровья во все времена и эпохи была чрезвычайно актуальной. Всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Система здравоохранения подходит к здоровью как к состоянию отсутствия болезней. Указанные представления - описательны и не дают конкретных рекомендаций, что нужно делать для обретения здоровья.

В то же время существует следующее понятие (P.M. Баевский): здоровье-способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности. В этом определении подчеркиваются три составляющие здоровья: 1) способность адаптироваться, 2) свобода реагирования, 3) сущность человека. Способность адаптироваться, или приспосабливаться, определяется набором приспособительных форм поведения или навыков, свойственных индивидууму, которые получены по наследству или выработаны в процессе жизнедеятельности. Свобода реагирования зависит от внутренних резервов и адекватного восприятия внутренних процессов и внешней среды. Сущность должна обеспечивать два предыдущих аспекта здоровья. Таким образом, здоровье - это сущностное свойство человека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях внешней среды, или, коротко, здоровье - это способность жить свободно. Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия. Очевидно, что человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья, с одной стороны; здоровье должно формироваться в процессе всей жизни - с другой. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формированию или воспитанию.

Системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья, мы понимаем как оздоровительные системы. Оздоровительные системы начали формироваться с момента зарождения человеческих цивилизаций и естественным образом входят в культуру человечества. Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры - Индии и Китая. Это йога, у-шу, цигун. Современные оздоровительные системы формируются в странах молодой культуры на основе системного (целостного) подхода, примером является холизм. В странах, живущих в условиях культурной изоляции, возможно появление "примитивных" оздоровительных систем, пример - учение Порфирия Иванова.

Йога в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония. Единение души человека с абсолютным духом или божеством, индивидуального сознания с космическим разумом. Гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека. Совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности. Гармония трех начал человека: физического, умственно-эмоционального, или психического, и духовного. Йога ставит своей целью такую гармонию, которая достигается различными направлениями йоги:

  • 1. Крия-йога - морально-этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение, отказ от плохого и развитие хорошего, воспитание морали, совести и этики в человеке. Дисциплина нравственности.
  • 2. Хатха-йога - ха - солнце (мужское начало), тха - луна (женское начало), динамическое единство этих начал, которое достигается посредством физических упражнений (асана), дыхательной гимнастики (пранаяма), гидропроцедур, очистительных средств, питания и дозированного голодания. Дисциплина тела.
  • 3. Раджа-йога - царственная йога. Дисциплина ума,психики и сознания.
  • 4. Карма-йога - постижение совершенства посредством труда и активных действий, улучшение судьбы (кармы) добросовестным выполнением своей миссии, не требуя награды.
  • 5. Джани-йога - совершенство через знания. Кропотливое изучение всего того, что способствует приобретению мудрости и духовному развитию.
  • 6. Бханти-йога - любовь и преданность высшим идеалам.
  • 7. Лая-йога - космическая йога. Использование ритмов и вибраций космоса.
  • 8. Мантра-йога - использование звуковых вибраций, получаемых путем произнесения различных (строго определенных) гласных, слогов и слов.

Ригведа (2,5 тыс. лет до н.э.) понимает йогу как свод законов социальной, нравственной и экологической жизни общества. Патанджали на рубеже новой эры сформулировал восьмиступенчатый путь в йоге:

  • 1. Отказ от плохого и вредного (яма).
  • 2. Принятие хорошего и полезного (нияма).
  • 3. Обретение соответствующей позы (асана).
  • 4. Ограничение жизненной энергии (пранаяма).
  • 5. Контроль над своими чувствами, устранение зависимости от чувств (пратьяхара).
  • 6. Концентрация внимания (дхарана).
  • 7. Созерцание проблемы или медитация (дхьяна).
  • 8. Самореализация. Состояние полного вникания в сущность проблемы, ее разрешение, слияние с Абсолютом, состояние транса (самадхи).

В воспитании здоровья это означает: откажись от плохого и вредного, прими хорошее и полезное, научись принимать соответствующую устойчивую позу, бережно используй жизненную энергию, обрети независимость от своих чувств, при этом ты сможешь сконцентрировать внимание на актуальной проблеме, вникнуть в ее сущность и посредством слияния с Абсолютом выработать новую адаптивную форму поведения, разрешающую проблему. Решение проблемы сопровождается состоянием самадхи, или нирваны, характеристиками которой являются приятные ощущения с оттенком спокойствия и умиротворения, чувство единства с окружением, непередаваемость ощущений, изменение пространственно-временных соотношений, парадоксальность (принятие вещей, кажущихся необычными обыденному сознанию), обострившееся восприятие реальности и смысла происходящего.

Восточные оздоровительные системы построены на основе даосизма. Чжудизи в III в. до н.-э. так определял дао: "...Встречаюсь с ним и не нижу лица его, следую за ним - не вижу спины его. Вот вещь, в хаосе возникшая, прежде Неба и Земли родившаяся. Повсюду действует и не имеет преград. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао, произвольно давая ей имя. назову Великое. Великое - оно в бесконечном движении. Согласно традиции, существует пять путей к совершенству: йога, монаха, мага. агни-йога, воина.

У-шу - воинское искусство, соответствует пути воина. Существуют внешние и внутренние школы у-шу.

Внешние школы - атакующее силовое воздействие, результат мускульной силы рук, ног и тела. скорости удара и длины маха.

Внутренние школы - плавные, медленные движения, эффект за счет искусства расслабления и концен трации. Искусство управления "внутренней энергией тела" развивается с помощью психофизической тренировки и заключается в создании особого психофизического состояния, при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма.

Путь воина предусматривает три ускорителя (на- бор физических упражнений, дыхательная гимнастика, укрощение стихий, или природных элементов) и три этапа познания ("сила", "связь", "гармония" - каждый этап предполагает отказ от достижений предыдущего этапа).

У-шу - сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, элементов акупрессуры, психофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и определенных взглядов на жизнь.

В частности, один из патриархов у-шу - Цзяо Юаль, живший в IX в. завещал: постоянно занимайся, используй боевое искусство только для самозащиты, уважай наставника, не обижай слабого, не демонстрируй необдуманно технику, кроме тех случаев, когда это необходимо для спасения низшего, не используй знания и технику для выяснения отношений, не пей вина и не ешь мяса, обучай только достойных, не допускай излишнего и извращенного секса, остерегайся духа соперничества.

Основной задачей тех, кто следовал экспериментальному даосизму, являлось достижение личного бессмертия. Этому служит внешняя и внутренняя алхимия. Внешняя алхимия направлена на производство священной киновари (философского камня), или эликсира бессмертия, который может способствовать бессмертию, власти над людьми, лечению заболеваний и превращению элементов.

Внутренняя алхимия предусматривает выработку внутренней киновари - нейдань. Мастерская - все тело человека. Она состоит из трех котлов (дань-тянь), трех обогревателей - хранилищ исходных компонентов и каналов, по которым перемещаются исходные компоненты и промежуточные продукты. Работа в мастерской обеспечивается произвольными действиями владельца, которые сводятся к трем этапам: превращения духа в ци, превращения ци в жизненность, возврат жизненности пустоте. По нашим представлениям. Дух (Шэнь) -это доступная для использования организмом информация, Ци - управляющие организмом сигналы, жизненность - целенаправленная деятельность, зависящая от доступной информации и управляющих сигналов.

Возврат жизненности пустоте означает процесс расширения информационного потока с окружающим миром, т.е. с Абсолютом, что увеличивает доступную информацию.

Нейдань является эквивалентом решения актуальной проблемы или выработки недостающей организму! адаптивной программы. Таким образом, актуальная;

проблема разрешается за счет циклического процесса увеличения доступной информации, а цигун означает управление этим процессом

Видно, что традиционные оздоровительные системы объединяет общий принцип: существующие у человека внтуренние, даже неосознанные, проблемы разрешаются путем строго определенных действии, направленных на увеличение доступной информации.

Теоретическая предпосылка холизма (с английского переводится как целый, целостный) -достижения современного естествознания, которые свидетельствуют о том, что живые организмы являются формально непредставимыми, и существуют общие правила, позволяющие их эффективно совершенствовать.

Приведу используемый нами вариант холизма.

Определяющим свойством живых организмов является их постоянное самовоспроизведение - движение из прошлого в будущее в соответствии с информационным полем или планом, который создается при участии информационных полей окружающего мира. Для реализации этого плана организму необходим определенный набор функций. Эти функции связаны с телесными структурами и навыками, отражающими прошлое. Утрата способности воспроизводиться означает переход в ситуацию "не жилец". Человек умирает не от болезней, а заболевает потому, что "должен умереть". Ситуации "не жилец" предшествуют характерные переживания (ощущение напряжения, трудно поддающееся словесному описанию, тягостные переживания и чувство безысходности), которые являются признаками стресса и соответствуют "синдрому хронической усталости".

Человек обладает по крайней мере тремя сферами мышления:

  • 1. Подсознание - автономное управление по выработанным ранее программам (растительный ум, инстинкты, привычки). Оно связано с прошлым и обслуживает потребности сохранения (компоненты, необходимые для жизни, и безопасность), работает "на себя".
  • 2. Сверхсознание - выработка новых форм поведения (интуиция, космический разум). Связано с будущим, обслуживает потребности роста (самоуважение и уважение другими, самоактуализация), работает "на других". На уровне сверхсознания формируется абсолютное знание.
  • 3. Сознание - постановка проблемы, контроль ее решения, связь между людьми и поколениями с помощью речи (рассуждающий и нерассуждающий интеллекты). Является контрольным органом, обслуживает социальную потребность в привязанности и дружбе, подсознание или сверхсознание в зависимости от ситуации. На уровне сознания формируется относительное знание.

Относительное знание неприменимо к сверхсознанию, поэтому процессы, происходящие на его уровне, оказываются непонятными сознанию. Отсюда соблазн решения проблем путем формирования произвольных образов будущего благополучия, которые оказываются психологическим наркотиком. В то же время развитое сверхсознание выступает необходимым условием человеческой способности создавать и сохранять информационное поле будущего. Отсюда очевидно, что инструментом для энергоинформационного программирования здоровья служит личность с развитым сверхсознанием.

Таким образом, для формирования здоровья необходимы:

  • 1. Развитие способности к восприятию внутренних процессов и внешней среды.
  • 2. Передача программы здоровья.
  • 3. Воспитание способности к созданию собственного информационного поля здоровья.
  • 4. Обеспечение условий для эффективного воспроизведения организма в соответствии с новым планом.
  • 5. Предупреждение формирования ситуации "не жилец" путем контроля стресса и его устранения.

Главные препятствия на пути к здоровью: потеря способности к восприятию реальности, информационные поля болезней и следы прошлых потрясений.

Программирование здоровья строится следующим образом: начальный этап - интуитивная диагностика актуальных проблем при минимуме предварительных сведений об обследуемом. Ее результаты обсуждаются с последним, при этом уточняется наличие указанных выше препятствий, объясняется смысл программирования здоровья и намечается индивидуальная программа воспитания здоровья.

Восприятие поля здоровья полностью устраняет страдания, появляются ощущения спокойствия, легкости, прилива энергии и душевного равновесия, что соответствует состоянию самадхи, или нирваны.

Терапевтическое обучение и психофизическая тренировка являются основными средствами воспитания способности к созданию собственного информационного поля здоровья. Для эффективного воспроизведения организма необходимы: рациональный режим дня, правильное питание и физические упражнения. В практику воспитания здоровья естественным образом вписываются традиционные оздоровительные системы.

Народный мудрец Порфирий Иванов назвал свое учение о природном оздоровлении человека - "Детка". Это учение основывается на 12 рекомендациях - правилах обучения здоровью. Эти рекомендации хорошо согласуются с традиционными оздоровительными системами и холизмом и не несут ничего нового. В то же время используемые термины и понятия, отдельные представления являются упрощенными и наивными, расходятся с традиционными и научными. Многие последователи П. Иванова обожествляют его и грешат фанатизмом, что находится в диссонансе с поступательным развитием человеческой культуры.

Следует подчеркнуть, что во всех оздоровительных системах важное место отводится роли воспитателя здоровья, которым может быть высокоразвитая личность, прошедшая свой собственный путь к здоровью.

Приведенный краткий обзор современных и традиционных оздоровительных систем свидетельствует о необходимости специального образования в области программирования и воспитания здоровья. Проблема здоровья является медико-педагогической, образование в этой области должно строиться на основе интеграции. По нашему мнению, воспитателей здоровья в России можно готовить на базе существующих институтов физической культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/

Сбитнева О. А. Современные и традиционные системы физических упражнений как средство оздоровительной направленности студентов в процессе образовательной деятельности / О. А. Сбитнева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 65-68.

С ОВРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Сбитнева , старший преподаватель

Перм ский государственный аграрно- т ехнологический университет име ни академика Д.Н. Прянишникова

(Росси я, г . Пермь)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы здоровья студентов. Материалы статьи отображают значимость современных и традиционных оздоровительных систем. Рассмотрено влияние физической активности на учебный процесс. Обсуждаются пробл е мы пассивного образа жизни студентов. Приведен краткий обзор пользы йоги в разных в и дах спорта.

Ключевые слова: физическая активность, здоровье, физические нагрузки, современные и традиционные оздоровительные системы, образ жизни.

Проблема здоровья никогда не теряла своей актуальности . В наше время пробл е мы здоровья остаются самыми значимыми, тревожащими современный мир. Ухудш е ние здоровья зависит от целого ряда факт о ров , в том числе недостаток двигательной активности. В ажно последовательно фо р мировать здоровье на протяжении всего п е риода обучения. Поступив в ВУЗ, студенты сталкивается со многими проблемами: н ер е гулярное и неправильное питание, недос ы пание , недостаточная физическая акти в ность , д лительное пребывание в душных помещениях , п риобретение вредных прив ы чек (курение, алкоголь и др.) , п остоянные стрессы , б ольшая умственная, физическая , н апряжение зрения. У словия и режим обучения, приобретение знаний, умений, навыков, достижение уровня физ и ческой подготовленности, гарантирует о х рану и укрепление здоровья студентов. Зд о ровье является потребностью жизнеде я тельности. Успешность усвоения знаний, творческая самоотдача, психологический комфорт, самосовершенствование, во мн о гом зависят от здоровья студентов. Здоровье играет большую роль в образовательном процессе, его отсутствие ведет к снижению умственной, физической работоспособн о сти. Адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, труда , возможно собл ю дая ЗОЖ, направленный на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. В е дя здоровый образ жизни, необходимо пр и держиваться некоторых правил: абсолю т ный отказ от пагубных привычек, ежедне в ное умеренное здоровое питание, систем а тическая двигательная активность, полн о ценный сон, гигиена (личная и обществе н ная), непрерывный контроль над эмоциями, интеллектуальное развитие, духовное и с о циальное самочувствие. Неотъемлемой ч а стью становления всесторонне развитых студентов, будущих специалистов, является фи зическое и психическое здоровье. Пр о цессы восприятия, внимания, мышления, памяти имеют большое значение в подг о товленности студентов к деятельности. Учебная деятельность ориентирована на умственный труд. Основная нагрузка пр и ходится на ЦНС, ее высший отдел головной мозг. Длительное пребывание в «сидячей» позе отрицательно воздействует на орг а низм. В современном обществе первое м е сто занимают « сидячие » работы . «Сидячий» образ жизни является фактором риска мн о гих заболеваний опорно-двигательного а п парата, сердечно — сосудистой , лимфатич е ской , нервной, пищеварительной, дыхател ь ной, иммунной систем. В студенческие г о ды организм молодых людей подвержен большому риску разви тия хронических з а болеваний. Одним из сп особов поддерж а ния здоровья, являю тся физические нагру з ки, оздоровительная физическая культура. Появляется необходимость в комплексах различных физических и психических у п ражнений , современных и традиционных оздоровительных систем.
Оздоровительные системы — это системы обеспечивающие формирование здоровья человека на основе практических методик, которые подразделяются на современные и традиционные. Современные оздоровител ь ные системы формиру ются в странах мол о дой культуры, позволяют обеспечить фо р мирование здоровья на основе системного подхода. Это шейпинг, аэробика, стре т чинг , пилатес , ритмическая гимнастика, калланетика . Шейпинг – это комплекс ри т мических упражнений и здорового питания, направленные на коррекцию фигуры и п о вышения тонуса мышц. Аэробика – это ра з новидность физической тренировки, когда специальные движения выполняются под ритмичную музыку, которая помогает сл е дить за ритмом выполнения упражнений. Улучшает деятельность дыхательной, се р дечно- сосудистой , нервной систем. Укре п ляется костная система. Наиболее популя р ными видами аэробики являются степ-аэробика и аква-аэробика . Стэп-аэробика это танцевальная аэробика, которая пров о дится на специальных платформах, наз ы ваемых «степами». Аква-аэробика – это у п ражнения, выполняемые в воде. Стретчинг – это спортивная гимнастика, подвид фитн е са, представляющий собой комплекс у п ражнений способствующих растяжке мышц и связок тела. Используется в качестве ра з минки, профилактики (гипокинезии, осте о пароза ) и лечению различны заболеваний. Положительно влияет на центральную и п е риферическую нервную систему. Активиз и руются обменные процессы. Пилатес – это комплекс статических упражнений, напра в ленных на развитие гибкости и подвижн о сти в сочетании с правильным дыханием и поддержанием тела в равновесии. Основная задача пилатеса заключается во взаимоде й ствии всех мышечных групп, связок и с у хожилий. Это способствует укреплению мышечной ткани организма, увеличению эластичности связок, поднятию настроения и морального состояния. Оказывает благ о творное действие на иммунную, лимфат и ческую, сердечно – сосудистую систему. Ритмическая гимнастика – разновидность оздоровительной гимнастики. Важным эл е ментом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Занятия ри т мической гимнастикой улучша ют работу сердечно-сосудистой , дыхательной систем, укрепляю т мышцы, восстанавливают коо р динац ию движений, исправляют осанку. В ырабатывается выносливость, силовые к а чества, улучшается подвижность суставов. В ритмическую гимнастику можно вкл ю чать следующие движения: движения о т дельными частями тела, сгибания и разг и бания, повороты и вращения с большим и маленьким напряжением, махи ногами и р у ками; ходьба, бег, подскоки, прыжки; эл е менты художественной гимнастики , танц е вально-хореографические . Калланетика – это комп лекс гимнастических упражнений. Это система комплексных статических у п ражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц. Способствует коррекции фигуры. Традиционные системы родом из стран с непрерывн ой и старейшей культ у рой — Индии и Китая. Это йо га, ушу и цигун в их основе лежа т гимна стические компле к сы, дыхательная гимнастика , элементы пс и хофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и опред е ленных взглядов на жизнь. Йога и спольз о валась для единения человека с божеством. Занятия приводят к полной гармонии тела, души и психики . Есть несколько путей до с тижения , на и х основе йога имеет нескол ь ко направлений. Регулярная практика ра з личных поз йоги, а также дыхательных у п ражнений помогает укрепить мышцы, ра з вить качественно новую силу, а также улучшить мышечную эластичность и массу. Йога является незаменимым помощником многих спортсменов. Средства йоги спосо б ствует оздоровлению организма, укрепл е нию координации движений, развитие пс и хоэмоциональной устойчивости у карат э ков . Восстановление и повышение спорти в ной работоспособности с применением средств йоги. Комплексы упражнений с применением йоги направлены на корре к тировку дисбаланса опорно – двигательного аппарата, разогрев, концентрацию, устойч и вость психоэмоционального состояния, б ы стрые восстановительные процессы. Йогу включают для развития гибкости суставов, связок, мышц волейболисты. Отмечается положительное воздействие на отделы п о звоночника, как средство борьбы со стре с сом, эмоциональным перевозбуждением. Польза йоги для силовых видов спорта (пауэрлифтинг, гиревой спорт, тяжелая а т летика, бодибилдинг) становится очеви д ной. Постановка правильного дыхания спортсменов; концентрация внимания на выполняемом действии; гибкость суставов, позвоночника; профилактика травматизма являются неотъемлемыми факторами пр и менения йоги в тренировочном процессе тяжелоатлетов. Средства йоги дают во з можность разогреть мышцы и поддерживать их в хорошей форме у легкоатлетов. У п ражнения йоги положительно влияют на формирование правильной осанки и пов ы шение подвижности суставов и позвоно ч ника. Стимулируют нервную, сердечно – сосудистую, эндокринную, дыхательную систему. Применяя упражнения йоги, спортсмен контролирует свое тело, дых а ние; концентрируется на выполнении дв и жений, двигательной деятельности. Йога полезна и для баскетболистов. Помогает предотвратить ряд травм; повысить по д вижность суставов; укрепить мышцы; улучшить баланс тела, способствующий лучшему контролю движений тела, его п о ложения в пространстве. Ушу – совоку п ность боевых искусств , объединяющи х множество стилей. Ушу строится на при н ципах управления внутренней энергии, к о торые развиваются с помощью психофиз и ческой тренировок, позволяющие активиз и ровать скрытые возможности органи з ма. Упражнения развивают координацию, быстроту двигательной реакции, гибкость, подвижность в суставах, выносливость. Ц и гун и спользуется с оздоровительной, тер а певтической цел ью . Упражнения просты в выполнении, отсутствует ограничение по состоянию здоровья. Основой упражнений является дыхательная гимнастика . Систему упражнений Цигун назначают при язвах, гастрите, гипертонии и т.д. Применение о з доровительных систем ведет к полной га р монии души и тела. С помощью этих си с тем функционирование внутренних органов нормализуется, укрепляются все основные системы организма, улучшается эмоци о нальное состояние, повышается концентр а ция внимания, уверенность в собственных силах. Физическая акти вность, оздоров и тельная физическая культура являются зн а чимыми для функциональной жизнеде я тельности организма на протяжении всей жизни. Укрепление, сохранение здоровья является возможным при применении с о временных, традиционных оздоровител ь ных систем. Регулярная физическая де я тельность способна приостановить возра с тные изменения физиологических функций. Физическая культура и спорт занимает ва ж ное место в учебе, работе, отдыхе.

Б иблиографический список

  1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. – 780 c.
  2. Бароненко , В.А . Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
  3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2013. — 431 c.
  4. Виленский , М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М.: КноРус, 2013. — 240 c.
  5. Дианов , Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. — М.: КноРус, 2012. — 184 c.
  6. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 252 c.

MODERN AND TRADITIONAL SYSTEMS OF PHYSICAL EXERCISE AS A MEANS OF IMPROVING ORIENTATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

O.A. Sbitneva , senior lecturer

Perm state agrarian and technological university named after Academician D.N. Pryanishnikov

(Russia, Perm)

Abstract. The article deals with the problems of students ‘ health. The materials of the article r e flect the importance of modern and traditional health systems. The influence of physical activity on the educational process is considered. The problems of students ‘ passive lifestyle are discussed. A brief overview of the benefits of yoga in different sports is given.

Keywords: physical activity, health, exercise, modern and traditional health systems, a way of life.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни