Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений. Артикуляционные упражнения. Упражнения для мышц шеи Артикуляционная гимнастика для шеи

04.11.2020

В первоначальной работе над дикцией никак не обойтись без преодоления мышечных зажимов. Зажим физический чаще всего является внешним признаком зажима психического. На­пряженная психика говорящего мешает ему выявлять себя, тормо­зит работу подсознания, крайне важного в творческом процессе. Зажатый речевой аппарат мешает дикционной ясности и вырази­тельности. Плотно сжатые челюсти, напряженная шея, непово­ротливый язык и другие, природные или обретенные зажимы ве­дут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощенности организма в целом.

В начале учащиеся многие упражнения делают довольно напряженно, чрезмерно усердствуя. Так, все упражнения для языка, губ и щек, т.е. из разряда артикуляционной гимнастики, на первом этапе выполняются с излишним напряжением мышц лица и шеи, подниманием бровей, надуванием щек. Это не долж­но пугать, хотя обращать на это внимание учащихся необходимо. Скорость выполнения упражнений сначала должна быть умерен­ной и расти постепенно, доходя до высокой. С течением времени естественная усталость, большая нагрузка снимем зажимы, при­ведет к освобождению от них и к нормализации речевого аппара­та учащегося.

Упражнения артикуляционной гимнастики Упражнения для мышц плечевого пояса

    Поднимание и опускание плеч. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот.

    Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании – вдох через нос, при опускании – выдох через рот.

    Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

    Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.

Упражнения для мышц шеи

1. Исходное положение - стоя или сидя, спина и шея прямые. 1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.

2. Наклонить голову вперед-вниз (выдох носом), поднять в ис­ходное положение и откинуть назад (плох ртом), вернуться в ис­ходное положение (выдох ртом).

3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

Движения 1, 2, 3 сначала выполняют без сопротивления, затем - с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответ­ствующую часть головы и противоположном движению направле­нии.

    Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

    Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.

    Ладони к ушам; наклоны головы и стороны с сопротивлением рук.

    Опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звуков а-э-и-о-у.

    Круговые движения головой.

    Круговые движения головой с произнесением на выдохе гласных звуков.

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц

1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук).

2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Дви­жение нижней челюсти вперед на счет «три»:

а) без нажима на нижнюю челюсть языком;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти при движении вперед.

При движении челюсти вперед - вдох через нос, при закры­тии рта - выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з.

3. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос:

а) язык пассивен;

б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.

4. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).

5. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.

«Осень»

Артикуляционная гимнастика

Поиграйте с ребенком в сад. Скажите, что вы попали в яблоневый сад.

На носочки я встаю, яблочко я достаю.

С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.

Поднимаемся на носочки, тянемся и рвем яблоки. Теперь ешьте их, кормите кукол, маму. После еды приводим себя в порядок, делаем такие упражнения: «Оближем верхнюю губку», «Почистим зубки» - рот открыт, кончиком языка провести по нижним зубам с внутренней стороны.

«Животные осенью»

Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.

Упражнения для щек и губ

Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы

Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая тол! нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу I нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье)

Ежик фыркает. Вибрация губ.

Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

И. Лопухина

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

1. «Грибок» Под высокою сосной

Мы грибок нашли с тобой.

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.



ДОЖДЬ В ЛЕСУ

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы. ("Присоска")

Вдруг-дождь! Да какой!.. ("Пулеметчик")

Стала просека рекой! ("Иголочка")

Я гляжу из-под плаща,

Как, треща и трепеща,

Гнутся ветки на весу. ("Часики")

Дождь в лесу! Дождь в лесу! ("Пулеметчик")

Нету больше тишины.

Мы стоим оглушены:

Ливень с ветром пополам

Бьёт по веткам, по стволам!

Ветер, ветер захлестал, ("Листочек" , дуем по середине листочка)

Листья все перелистал.- (Толстый язык на верхнюю(нижнюю) губу)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! ("Пулеметчик").

Не грибы домой несу - ("Присоска")

Одни дождинки на носу.

Заучивание чистоговорки:

Ес-ес-ес – идем мы в лес.

Су-су-су – тихо в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Упражнения для языка

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом . Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника . Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки . Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и.носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки на потомках висят, осипше.кисточки с нами говорят: «А-о-у-и ».

Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

ЛИСТОЧКИ

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).

Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

3. Упражнения для мышц шеи

4. Упражнения

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

5. Упражнение для губ и щек

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.


«ОВОЩИ»

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»-движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до « пяти-шести »).

Толстячки -худышки. Изобразить, овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты «толстячки»;

лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

«ФРУКТЫ»

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты».

Яблоки падают на траву:

«Бам-бом-бум!»

Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнения для языка



Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

И четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.


Что такое артикуляционная гимнастика

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму : ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

    ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,

    может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,

    не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,

    при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,

    высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,

    наблюдается обильное слюнотечение,

    ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),

    нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.


Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма . Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно . Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность . Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик» .

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка» . Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.


«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других .

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, который применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения, укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе. К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Назначает и проводит артикуляционную гимнастику специалист логопед либо остеопат. Также заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.

Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению. Но не заменит комплексное лечение логопеда или остеопата!

Что же такое Артикуляционная гимнастика?

Зачем назначают эту гимнастику?

Нарушения в строении перечисленных органов у детей часто обнаруживаются при логопедическом обследовании в ходе выполнения тех или иных движений и обычного разговора. Отклонения могут заметить и родители, если ребенок в определенном возрасте не выговаривает те или иные звуки, глотает окончания, говорит неразборчиво или не говорит вовсе.

Тогда врач назначает курс остеопатических и логопедических занятий, а также рекомендует родителям проводить артикуляционную гимнастику (АГ) дома. Часто ее назначают при наличии симптомов задержки речевого развития ЗРР или задержки психоречевого развития ЗПРР.

Приведем два примера, когда и для каких целей АГ будет эффективна:

  1. Когда подъязычная связка имеет утолщение или укорочение - это затрудняет подъем языка вверх, поэтому ребенок с трудностью произносит звуки «Р», «РЬ», «Ж», «Ч», «Ш, Щ». Для коррекции данного дефекта достаточно подобрать правильный комплекс упражнений для растягивания подъязычной связки.
  2. При произнесении звука «С» ребенок не растягивает губы как-бы в улыбку, а складывает их «трубочкой». Из-за этого звук теряет естественную чистоту и получается шипение. В такой ситуации также помогут правильные упражнения, которые приведут губы в правильное положение при произношении звука.

Иногда и взрослым может понадобиться артикуляционная гимнастика. Например, при реабилитации в результате инсульта, когда больной утратил способность к воспроизведению привычных звуков.

Каким детям нужна антикуляционная гимнастика?

Также родителям можно заниматься с 2-3-летними детками для профилактики речевых нарушений в будущем.

Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:

Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.

  • Улучшение кровоснабжения и иннервации в артикуляционных органах;
  • Улучшение подвижности и свобода произвольных движений;
  • Укрепление системы мышц языка, губ и щек;
  • Уменьшение напряженности (спастичности) артикуляционных органов;
  • Подготовка ребенка и постепенное обучение его правильному, нормальному произношению всех звуков;
  • Устранение внутренних зажимов и раскрепощение (можно использовать как разминку перед выступлением).
  1. Ежедневно рекомендуется выделять не менее 3-5 минут на упражнения.
  2. Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков. В тяжелых случаях назначают АГ 2-3 раза в день.
  3. Правильно подобранное время - уже половина успеха. Не стоит упражняться перед сном или сразу после пробуждения.
  4. Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения.
  5. Первые упражнения необходимо делать медленно, не торопясь, размеренно. А по мере овладения ими темп можно немного увеличить. Главное, чтобы темп был не сумбурным, а упражнения выполнялись качественно и до конца.
  6. Каждое из упражнений выполняется 10-20 раз по рекомендации врача.
  7. АГ иногда можно выполнять под счет, под музыку или с хлопками в ладоши. Для этого есть учебные методички, книги со стихами, считалками.
  8. Перед занятиями лучше объяснять малышу, что это игра языком, а не специальные упражнения и уж тем более не лечение.
  9. Не удивляться, не сердится, когда какие-то вещи у ребенка не получаются с первого, со второго раза и даже с третьего раза. Ругать его при этом категорически нельзя.
  10. При малейших продвижениях и правильных движениях - хвалить. Говорить, что ребенок все делает правильно.
  11. Если даже с третьего раза не получается выполнить какое-либо движение - можно помочь малышу шпателем, ручкой чайной ложки или просто своим чистым пальцем.
  12. Чтобы помочь маленькому пациенту найти правильное положение языка, например, нужно облизать верхнюю губу, попробуйте смазать ее вареньем или шоколадом. Старайтесь подходить к занятиям творчески.
  13. Правильный подход к артикуляционной гимнастике - игровой и эмоциональный. Можно подключать игрушки, сказочных героев и художественную речь (стихи, считалки).
  14. Важно учитывать тип восприятия у ребенка. Если ему важен зрительный контакт - лучше сесть друг напротив друга, показывая все на личном примере или сначала показывать картинки с правильным выполнением. Если ребенок ориентирован на восприятие на слух - можно дать прослушать стихотворное описание или подробно объяснить, как правильно.
  15. За один подход не стоит предлагать более пяти упражнений. При этом новым может быть только одно-два. Остальные даются для усвоения и закрепления пройденного.
  16. Выполнять занятия рекомендуется в хорошо проветренном помещении, где ребенок чувствует себя уютно и не отвлекается на посторонние предметы и звуки.

Полная поэтапная организация артикуляционной гимнастики детям

Начать нужно с подготовки помещения: проветрить, убрать все лишнее, выключить телевизор, радио. Желательно быть наедине с ребенком. Ничто не должно отвлекать. Далее - рассказать ребенку о предстоящих упражнениях с помощью игровых приемов. В этом могут помочь различные пособия и книги с картинками. При необходимости (а чаще всего это необходимо) - показать, как правильно выполнять движения на личном примере.

Теперь осталось проследить насколько правильно это делает пациент. Взрослый, который проводит АГ, ответственен за контроль и правильность движений. Следить придется за точностью, плавностью, темпом и переходами от одного к другому. Обращать внимание нужно и на симметричность артикуляции. Например, чтобы язык двигался симметрично как в правую, так и в левую стороны. В противном случае, артикуляционная гимнастика может не дать ожидаемого эффекта. По окончанию нужно похвалить ребенка, сказать, что он хорошо со всем справился.

Примеры упражнений

Эти примеры были взяты из методических рекомендаций специалистов по артикуляционной гимнастике. Все упражнения достаточно простые и обычно не вызывают сложностей у детей любого возраста. Артикуляционная гимнастика для детей не должна подбираться произвольно. Необходимо предусматривать только те артикуляционные уклады, которые требуется сформировать.

Все действия должны быть целенаправленные. Здесь более важно не количество движений, а их качество. Комплекс подбирается с учетом конкретных нарушений у ребенка. Все существующие упражнения можно разделить условно на две группы: статические и динамические. Статические направлены на удержание артикуляционной позиции в течение нескольких секунд. Динамические требуют ритмичного повторения движений 5-10 раз.

Примеры статических упражнений:

  1. «Улыбка»

    Цель: научить удерживать губы в улыбке до счета 10. Зубы при этом не должны быть на виду. Улыбаемся с плотно закрытым ртом, по истечению счета «10» прекращаем улыбку.

  2. «Лопатка»

    Цель: проработать навык удерживания языка в спокойном состоянии (расслаблено). Для этого - улыбнуться и приоткрыть рот, язык расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении до счета 10. Важно не растягивать губы в сильную улыбку, не допуская напряжения. Следить, чтобы язык не высовывался слишком далеко. Боковые края языка при выполнении должны касаться уголков губ.

  3. «Непослушный язычок»

    Цель: учимся удерживать язык широким, распластанным, расслабив мышцы. Рот приоткрыт, язык расположить на нижней губе. Похлопывая его обеими губами произносить «пя-пя». Потом удерживать его в спокойном положении с открытым ртом на счет 1-5, 5-10.

  4. «Гармошка»

    Цель: укрепление мышц языка. Растягивание подъязычной уздечки. Открыв рот, улыбаемся. Приклеиваем язык к верхнему небу, закрываем/открываем рот не отрывая язык от «потолка». Губы улыбаются. В каждом положении нужно застывать под счет 3-5.

  5. «Чашечка»

    Цель: учимся держать язык в форме чашечки вверху, а также укрепляем мышцы языка. Улыбаемся с приоткрытым ртом, устанавливаем язык в форме чашечки у верхних зубов. Если не получается выполнить - пробуем расположить язык на нижней губе и немного надавить на середину пальцем или шпателем.

Примеры динамических упражнений:

  1. «Часы»

    Цель: выработка умения направлять язык к разным углам рта. Схема: широко раскрыт рот, язык медленно передвигается по горизонтали, тянется поочередно то к одному, то к другому уголку рта. Выполнять 4-6 раз в каждую из сторон.

  2. «Маляр»

    Цель: отработка движений языка вверх для растяжения подъязычной связки. Улыбнуться, открыть рот и движениями вперед-назад «погладить» твердое небо кончиком языка. Проделать 10 раз в каждое направление. Отслеживать, чтобы нижняя челюсть и губы были при этом неподвижными.

  3. «Лошадка»

    Цель: укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной связки плюс подъем языка вверх. Для этого улыбаемся, показываем зубы и слегка приоткрываем рот. Присасывать язык к «потолку» (верхнему небу) щелкаем кончиком языка, как будто лошадка цокает копытами. При этом работает лишь язык, нижняя челюсть остается без движения.

  4. «Тихая лошадка»

    Цель: определение места языка при говорении звука «л». Аналогичные движения, как в прошлом упражнении, только беззвучно.

  5. «Чьи зубки чище?»

    Цель: научить владеть языком, контролировать его. Открываем шире рот, кончиком языка как-бы «чистим» с внутренней стороны верхние зубы, выполняя движения вправо-влево. Губы слегка расплываются в улыбке, верхние и нижние зубы должны быть на виду.

  6. «Бочка»

    Цель: укрепление мышц языка. Улыбаемся приоткрыв рот, язык поочередно упирается во внутренние стороны щек. Делать под счет 10-15 раз.

Артикуляционная гимнастика по методу Кастилио Моралес

Это комплексная гимнастика, состоящая не только из артикуляционных упражнений, как в примерах выше. Данный подход сочетает в себе дополнительно точечный массаж лица и шеи, а также лечебную гимнастику. Первым делом проводится подготовительный массаж, после этого гимнастические упражнения, а в конце - точечное воздействие на отдельные точки на лице и шее для стимуляции речевых зон и для угнетения гиперсаливации (слюноотделения). С помощью такого ручного воздействия стимулируется тонус мускулатуры, улучшается микроциркуляция.

Комплекс по методу Кастилио Моралес проводит специалист остеопат. Курс состоит из 15-25 сеансов, которые назначают 2-3 раза в год.

Недостатки в произношении отягощают психическое и эмоциональное состояние ребенка, мешают ему полноценно развиваться, общаться со сверстниками. Если не уделять этой проблеме время - ребенок может так и не научиться говорить правильно. Именно для профилактики или для исправления уже существующих проблем с речью и важна артикуляционная гимнастика, занятия с логопедом и остеопатом.

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни