Произведения где говорится о крестьянских лошадях. Представьте что конь наделен даром речи. Что он мог бы сказать о своем хозяине? Появление гостиниц и вольные служащие

06.11.2019

Встречаем 2014 год - год Лошади! Вспоминаем, достаем с полок и читаем художественные книги о лошадях.

Книги представлены в трех возрастных категориях: для взрослых, , .

Для взрослых

Майкл Морпурго «Боевой конь»

Трогательная история о дружбе. О такой дружбе, которой не страшна ни война, ни болезни, ни разлука. Это история дружбы между конём Джоуи и мальчиком Альбертом, рассказанная от лица коня. Его отправляют на войну. Мальчик хочет отправиться на фронт вслед за ним, но возраст ещё не позволяет. Но он не сдаётся. Как только появляется возможность, он отправляется на войну и начинает работать ветеринаром, надеясь, что встретит своего лучшего друга – прекрасного коня, с белым крестом на морде, красноватого цвета. Пронзительной нотой в повествовании звучит жалость ко всему живому и вера в самое лучшее в человеке. Автор предлагает нам взглянуть на войну глазами лошади - беззаветно преданного человеку существа, почувствовать абсурдность войны, ответственность перед "братьями нашими меньшими". В 2011 году Стивен Спилберг снял по книге одноименный фильм.

Кен Кизи «Последний заезд»

Прекрасная книга Кена Кизи, гуру психоделики и автора одной из самых важных книг XX века - «Над кукушкиным гнездом». Родео, лошади, ковбои, мустанги, дикие бычки и коровы, лассо, Дикий Запад. Все эти слова и характеризуют этот роман. Роман основан на реальных событиях 1911 года, когда в орегонском городке Пендлтон проходил Первый чемпионат мира по родео, ставший с тех пор ежегодным. Итак: «Три бессмертных всадника маячат на северо-западном горизонте - далекие, туманные, освещенные сзади столькими былями и небылицами, что их тени кажутся более вещественными, чем их силуэты». Лишь одному из них достанется инкрустированное серебром призовое седло, лишь одному - любовь королевы родео, лишь одному суждено войти в историю.

Кормак Маккарти «Кони, кони...»

Роман "Кони, кони" - это горячая смесь вестерна, боевика и драмы, с открытым финалом. Удивительный по своей красоте и образности роман, сюжет которого строится вокруг 16-летнего мальчишки Джона Грейди. Он не смог смириться с тем, что после смерти его деда мать продает ранчо, на котором он вырос и без которого не представляет своей жизни. Разочарованный и рассерженный, он решается на побег, прихватив с собой друга. Юные герои садятся на коней и отправляются в Мексику. Но Мексика вовсе не ждет двух мальчишек, и их затея с побегом перерастает в настоящее испытание на прочность. Героев ждет много опасностей, поражений и предательств, даже тюрьма, но все это лишь закаляет характер наших отважных ребят... Кони в этой книге – породистые горячие животные, понимающие своего хозяина лучше, чем люди.

Сара Груэн «Уроки верховой езды»

Сара Груэн ворвалась в мир русскоязычных читателей со своим романом «Воды слонам!», успеху которой в немалой степени способствовала экранизация с Риз Уизерспун и Робертом Патинссоном. Затем в России был выпущен ее дебютный роман «Уроки верховой езды» в переводе Марии Семеновой.

Главная героиня романа – Аннемари Циммер в детстве была очень многообещающей наездницей. Если бы не трагедия, в которой погиб ее любимый конь, девушка могла бы покорить даже самые труднодоступные высоты. Вот только все сложилось иначе, Аннемари не садилась в седло двадцать лет. Но однажды настало время взглянуть в глаза своим страхам, оседлать жизнь и пустить галопом в нужном направлении… О лошадях Сара Груэн пишет очень тепло. Их образы в книге получились яркими, они выписаны даже лучше, чем некоторые персонажи. Хотя эпизодов с ними в книге не так много, но они очень важны для раскрытия образа главной героини.

Джеймс Хэрриот «О всех созданиях - больших и малых», «О всех созданиях мудрых и удивительных»

Джеймс Хэрриот, ветеринар, писатель и летчик, писал о животных - братьях наших меньших - так, как ни до, ни после него не удавалось никому. Ему свойственны такие черты как прекрасное чувство юмора, безупречное чувство природы, любовь к своим пациентам – собакам, коровам, лошадям - и к людям, к Йоркширским холмам и к семье, тонкая и острая наблюдательность, чувство сопричастности ко всему живому. Как написал он сам: «И здесь, в папоротнике, я вновь подумал, какое мне выпало счастье – не только любить животных, но и многое знать о них». Этими краткими словами Хэрриота можно охватить всё его творчество, все коротенькие, но многочисленные рассказы, которые полны доброты, неиссякаемого энтузиазма и юмора автора в его порой весьма нелёгкой работе ветеринара.

Федор Абрамов «О чем плачут лошади»

Этот замечательный рассказ написан одним из самых талантливых и известных писателей советского периода Федором Абрамовым. Главный герой рассказа - деревенский житель, человек с добрым и чутким сердцем. Он любит лошадей, но неспроста герой говорит, что «эти добрые и умные животные... вызывали чувство жалости и непонятной вины перед ними». Рассказ учит не только бережнее и заботливее относится к нашим беззащитным четвероногим братьям, но и быть прямым и честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки и не бояться высказывать благодарность за сделанное тебе добро.

Чингиз Айтматов «Прощай, Гульсары!»

В повести «Прощай, Гульсары!» создан мощный эпический фон, ставший важной приметой творчества Айтматова. Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам становился жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. Г.Гачев назвал Гульсары характернейшим для Айтматова «двухголовым образом-кентавром» животного и человека.

Мария Семенова, Константин Кульчицкий «Заказ»

Этим романом Мария Семенова – создатель таких бестселлеров, как «Волкодав» и «Валькирия» – продолжает цикл книг о киллере по прозвищу Скунс и сотрудниках агентства «Эгида плюс». В южном городе Сайске украден замечательный призовой скакун, к тому же являющийся носителем уникальных генетических свойств. Планы похитителей нарушает вмешательство жокея, случайно узнавшего коня. Официальные инстанции не справляются с делом, и за него берутся сотрудники агентства «Эгида плюс». В книге очень трогательно описаны истории лошадей.

Мария Семёнова "Полжизни за коня"

В сборник "Полжизни за коня" Мария Семёнова наряду с главами из своего романа «Заказ» включила произведения других авторов, пишущих в различных жанрах. Вместе они составляют удивительную книгу, в которой каждый рассказывает о своей жизни рядом с лошадьми. С теми самыми лошадьми, которые когда-то, согласно меткому выражению, "вывезли человека в люди", а теперь превратились в дорогие экзотические игрушки. Пять авторов книги совершенно разные, и истории их не похожи друг на друга. Роднит их, пожалуй, только одно: все они любят лошадь. А не себя на ней…

Александр Куприн «Изумруд»

Правдивая история о скакуне, который пал жертвой человеческой зависти и корыстолюбия.

Глория Му «Вернуться по следам»

Издатели начали охотиться за этой книгой еще до того, как она была закончена - отдельные части, выложенные в Интернете, собрали сотни восторженных отзывов. Всем хотелось узнать о приключениях необыкновенной девочки, живущей среди собак и лошадей. Это ироничная, немного наивная и очень обаятельная проза. Ребенок смотрит на мир взрослых с высоты своего роста (и возраста), оценивая его настолько непосредственно, что каждая страница книги заставляет то плакать, то смеяться. Сама Глория Му называет свое произведение «детским мемуаром» - роман построен на воспоминаниях автора.

Николас Эванс «Заклинатель лошадей»

Тринадцатилетняя Грейс, выехавшая на прогулку верхом, попадает в тяжелейшую аварию. Девочка и ее любимый конь Пилигрим чудом остались в живых. Энни, мать Грейс, отказывается пристрелить Пилигрима, понимая, что с его смертью умрет и часть души ее дочери... Но вдруг Энни узнает о Томе Букере, обладающем замечательным даром понимать лошадей, - когда-то таких людей называли заклинателями. И Энни отправляется в далекое путешествие, с трудом уговорив дочь поехать вместе с ней. В специальном фургоне они везут и Пилигрима. Сумеет ли Том помочь любимцу Грейс? Сумеет ли вселить надежду в девушку и вернуть ей уверенность в себя и любовь к жизни?

По роману снят одноименный фильм с Робертом Редфордом и Скарлетт Йохансен.

Петр Ширяев «Внук Тальони»

Петр Алексеевич Ширяев (1888-1935) хорошо знал мир коннозаводства, что позволило ему создать поистине проникновенное произведение. Это рассказ о временах Гражданской войны. О том, как крестьянину попала в руки орловская кобыла Лесть, как мучительно трудно было понять ему, что это такое - призовая лошадь высоких кровей, и как непросто сложилась жизнь у её потомка, рысака по кличке Внук Тальони. Книга основана на реальной истории жеребца Милый и его матери с трогательным именем Скоморошка; была дважды экранизирована.

Дик Френсис "Фаворит", "Бурный финиш" и другие романы

Английский мастер детектива, автор 40 романов Дик Френсис родился в семье потомственного жокея, что наложило отпечаток на всю его жизнь. Дик Фрэнсис начал свою карьеру как жокей, но во время войны стал лётчиком. Находя в этих профессиях много общего, свою боевую машину он именовал Пегасом. Впрочем, по окончанию войны будущий писатель возвращается в конный спорт и в качестве жокея Королевских конюшен в 50-60-х годах неоднократно становится чемпионом страны. Как литератор Френсис дебютировал в 1957 году автобиографической книгой «Спорт королев», принесшей ему широкую известность. Первым и наиболее удачным романом писателя стал «Фаворит» (1962) - детективная история из жокейской жизни. Шумный успех романа обусловил дальнейшее становление Френсиса как писателя. В «Фаворите» проявилась и определяющая манера изложения - репортёрский стиль с подробной проработкой деталей и характеров персонажей, помноженный на знание темы. Следующий роман Дика Френсиса, «Последний барьер», также посвящён скачкам. Это тема большинства его произведений: «Смерть на ипподроме», «Скачка тринадцати», «Охота на лошадей», «На полголовы впереди», «Дикие лошади», «Бурный финиш», «Движущая сила» и др.

Иоанна Хмелевская «Флоренция - дочь Дьявола»

Пани Иоанна, юная Моника и жокей Зигмусь оказываются вовлечены в загадочную историю лошади по кличке Флоренция, которая в свою очередь становится объектом пристального внимания криминальных типов. Флоренция - лошадь уникальная, скачет быстрее ветра, а потому, представляет для бандитов нешуточный интерес, ведь на ипподроме крутятся огромные деньги. Откуда уголовникам известно про Флоренцию и как им удается шантажировать игроков? Докопаться до истины способна только пани Иоанна - с ее способностью влипать в опасные истории. Но на этот раз у нее есть замечательная помощница - лошадь Флоренция. В конце концов Иоанна и Флоренция с блеском разоблачают сразу две мафии - русскую и польскую, но сначала им предстоит столкнуться с драками, убийствами и подлогом. И тайна Флоренции будет раскрыта...

Для подростков

Лев Брандт «Браслет 2 »

Издательство "Детгиз" сделало читателям чудесный подарок, выпустив в 2008 году сборник потрясающих повестей и рассказов Льва Брандта "Браслет 2", буквально возвратив из несправедливого забвения замечательного писателя. Мало того, что каждая строчка этих произведений единственна, неповторима и поражает, как высокая поэзия, эта книга проиллюстрирована выдающимся мастером - Климом Ли. Лев Брандт - ровесник ХХ века, удивительно талантливый, умный, совестливый писатель. «Браслет 2» - удивительная история лошади, чемпиона-рысака, ставшего, по капризу судьбы, тяжеловесом, подвозившим снаряды во время наступления Юденича на Петроград в 1919 году. Его жизнь - цепь трагедий, нескончаемая их череда, где трагедии животного сплетаются с трагедиями людей и вырастают во всеобщую трагедию эпохи, уносящую ни за что и в никуда и отдельные судьбы, и жизнь огромной страны. Это классическая русская повесть, достойно продолжающая ту великую рукопись, что начата Львом Толстым, Дмитрием Григоровичем, Антоном Чеховым, Леонидом Андреевым, Александром Куприным. Из рассказов о животных сложно вспомнить что-то более правдивое и сильное.

Борис Алмазов "Самый красивый конь"

Эта добрая повесть была написана в 70-х годах 20 века. Она рассказывает про самого обычного мальчика, честного и доброго, немножко "шляпу". Про то, как он влюбился в лошадей, как новое увлечение - конный спорт - повлияло на его характер, про настоящую мальчишескую дружбу, и не только мальчишескую. Перед внимательным читателем в этой книге откроется целый пласт истории, это настоящий путеводитель в советское прошлое нашей страны, с пионерами и ещё нужными в хозяйстве лошадками. В 1977 году по книге был снят фильм.

Анна Сьюэлл "Черный красавчик"

Самая известная английская книга про лошадей, в Англии ее читают практически все дети и подростки. Ее автор Анна Сьюэлл, жившая в Англии в позапрошлом веке, с 14-ти лет была практически инвалидом и не могла свободно передвигаться. Она написала только одну книгу - про Чёрного Красавчика. Вернее, даже не ПРО, а ОТ имени этого породистого коня, впервые заставив людей посмотреть на мир глазами лошади. На страницах книги Черный Красавчик проживает долгую лошадиную жизнь, полную непредсказуемых поворотов и драматических событий. Пройдя путь от несмышленого жеребенка до мудрого стареющего животного, он научился различать добро и зло, быть преданным и терпеливым, ценить внимание и сочувствие. По мотивам этой знаменитой книги снят многосерийный художественный фильм. Рекомендуется для детей и подростков 8-15 лет.

Виль Джемс «Дымка»

Вы знаете, что такое настоящий ковбойский конь? Он несёт всадника по бескрайней прерии, и даже леопард уходит с его пути. Иногда трудно понять, кто в этой паре главный - человек или конь. Вот и прочтите, наконец, правду о настоящем ковбойском коне по имени Дымка. Он умён, храбр и горд. Суровые испытания выпали на долю мышастого жеребца из американских прерий, но он сумел выжить и вернуться домой.

Виль Джемс (1892-1942) - американский художник и писатель франко-канадского происхождения. Единственное произведение, переведенное на русский язык - повесть "Дымка, конь ковбоя" (1926). Повесть неоднократно экранизировалась в Голливуде.

Эрнест Сетон-Томпсон "Мустанг-иноходец"

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) - канадский писатель, художник-анималист, натуралист. Он чрезвычайно правдиво и точно описывает действия, поступки и повадки животных и не боится рисовать жизнь лесов, гор и прерий такой, как она есть, красивой и жестокой. Его особенность в том, что он пишет не в качестве наблюдателя, а как будто надевая шкуру животного. При этом многие его истории грустные, потому что это истории выживания. Вот и в этой повести Мустанг, такой гордый и непокорный, погибает, потому что не может смириться с неволей. Но написано так, что не оторваться.

Джеймс Олдридж "Удивительный монгол"

Повесть написана в форме переписки двух ребят - английской девочки Кэти и монгольского мальчика Барьют. Эта повесть про непокорный дух дикого жеребца Таха и верность ему маленькой ручной шетлендской пони, про дружбу двух ребят "по переписке", переросшую в нечто большее, про ответственность людей перед природой, про разные страны... Да это настоящий географический справочник! Особенности разных стран, через которые автор проводит своих героев, до мелочей правдоподобны. Джеймс Олдридж, английский писатель австралийского происхождения, натуралист-знаток, хорошо знал, о чем писал. У него есть и другие произведения для детей о лошадях, например "Сломанное седло".

Алан Маршалл "Я умею прыгать через лужи"

В автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи" раскрывается картина жизни Австралии начала XX века. Герой повести Алан - сын смелого объездчика диких лошадей. С раннего возраста он мечтает стать таким же, как отец, но после тяжелой болезни ноги перестают ему служить. Но Алан не верит в то, что он никогда не сможет ходить. Его целеустремленность восхищает, ему говорят: «Ты не можешь и не сможешь», а он никого не слушает, пытается и добивается своего. Алан участвует в детских забавах практически наравне с другими мальчишками, учится плавать и кататься на лошади. Очень светлая и позитивная книга.

Клайв С. Льюис «Конь и его мальчик»

Одна из книг цикла "Хроники Нарнии". Прочитав ее понимаешь, что в мире Льюиса существует не только Нарния, но и другие страны. Почти все действие происходит в Тархистане, стране находящейся к Югу от Нарнии. Шаста, приёмный сын тархистанского рыбака, всегда мечтал узнать, что находится на севере. Однажды к ним в дом приезжает знатный вельможа. Конь этого вельможи - непростой, это свободная говорящая лошадь Нарнии. Естественно, хозяин об этом не знает. Конь предлагает Шасте бежать, так как узнаёт в нём уроженца севера. Так начинаются приключения коня и мальчика. В пути им, а также ещё одной паре - нарнийской кобыле Уинни и её хозяйке, знатной тархистанской девушке, которая бежит от ненависти мачехи - придётся пережить очень много, прежде чем они достигнут Нарнии и Орландии.

Келли Фиона "Подкова на счастье"

(серия «Черный котенок)

Непонятные вещи происходят на ипподроме. Победитель последних скачек, гнедой скакун по имени Дарк, ведет себя странно - то выходит в число лидеров, то позорно плетется в хвосте забега. А тут еще появился двойник Дарка. Этот конь точно так же красив, силен и имеет ту же странность - то с блеском выигрывает забег, то вчистую его проигрывает. Что творится? Здесь явно что-то неладно. Тайну ипподрома взялись разгадать три подруги - Трейси, Холли и Белинда. На счету членов Детективного клуба немало успешно раскрытых преступлений. Удастся ли им выяснить причину загадочных побед-поражений призовых скакунов или на сей раз юным детективам суждено потерпеть фиаско?..

Яан Раннап «Альфа + Ромео»

Повесть эстонского писателя Яана Раннапа, изданная в 1983 году, рассказывает о дружбе мальчика и лошадки Альфе, о верности, доброте и справедливости. В ней много забавных и смешных историй.

Николай Атаров «А я люблю лошадь»

В повести Николая Атарова «А я люблю лошадь» (1970) рассказ ведется от лица 10-летнего мальчика, который с малых лет предоставлен самому себе. Мать не может уделить сыну достаточно внимания, а отец, в прошлом хороший наездник, спился и потерял работу. Единственная радость в жизни – старый мерин Маркиз, за которым он ухаживает как настоящий конюх. По книге снят фильм «Хомут для Маркиза» (1977).

Элис Мельн «Лошадиное лето»

Книга о жизни, книга о мечте, местами грустная до мурашек по коже и слез в глазах. Но в целом очень позитивная и жизнеутверждающая. Она написана для читателей, мечтающих о жизни рядом с любимой лошадью: прибежать к ней, поговорить и поиграть, почистить, оседлать, помчать вместе... О жизни, в которой взрослые доверяют тебе не только лошадь, но и тебя самого

Каникулы двенадцатилетней Ани стали исполнением её желаний: у неё появилась Заря, родители разрешили ей проводить дни, а иногда и ночи, на конюшне, её помощь нужна людям, новые знакомства перерастают в дружбу, и всё это делает Аню абсолютно счастливой. Кто-то скажет, что так не бывает. Возможно. Эта книга о детских мечтах, которую с одинаковым удовольствием читают и мамы, и папы, и мальчики, и девочки.

Рене Гийо «Белая Грива »

Мальчик из бедной рыбацкой семьи подружился с диким жеребцом и не смог расстаться с ним даже в минуту смертельной опасности.

Эйлис Диллон «Лошадиный остров»

Повесть из жизни ирландской деревни середины XX века и о приключениях 15-летних мальчиков-рыбаков Дэнни и Пэта. Они ловят рыбу или даже жирных страшных угрей, которые запросто могут откусить ногу, охотятся, ночуют в заброшенном полуразрушенном домике, на острове, где много лет назад оставили пару черных лошадей, и они расплодились и живут вольной жизнью.

Нариндер Дхами «Вечерок – звезда кино»

Агентство "Животные-звезды" получает большой заказ - подготовить коня для съемок в художественном фильме. Вечерок идеально подходит для этой роли! Когда Ким приезжает с родителями на место съемок, она знакомится с Кэтлин - дочкой кинозвезды, играющей главную роль в фильме. С помощью Вечерка Ким помогает своей новой подруге преодолеть страх перед лошадьми. Теперь Кэтлин хочет научиться кататься верхом, но Ким не уверена, что Кэтлин к этому готова…

Юрий Коринец «Самая умная лошадь»

Замечательная автобиографическая повесть о дружбе мальчика-пастуха военной поры и лошади, которая "умела" разговаривать.

Татьяна Маврина, Юрий Коваль «Жеребенок»

Уникальное репринтное издание состоит из рассказов-миниатюр Юрия Коваля с иллюстрациями Татьяны Мавриной. Книгу населяют коты и вороны, прекрасные лебеди и лошади. Красота рассказов Коваля в их простоте и нежности, в них нет вычурных фраз. Во время чтения так и хочется помечтать, побыть на природе и впитать в себя эту атмосферу спокойствия и гармонии во всём. Рассказы остаются в памяти надолго, потому что они о том, что окружает нас каждый день, стоит только приглядеться... Вот, проезжая по трассе, виден в поле табун лошадей... "Жеребенок кивнул, топнул копытцем и помчался по ромашкам. Неловко помчался, его заносило то вправо, то влево, и все-таки это был какой-то пронзительный жеребенок".

Аркадий Минчковский «Дженни и Женя »

Добрая повесть о дружбе девочки-наездницы и циркового коня.

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

В деревне Бережки остался раненый немецким снарядом вороной конь. Деревенские считали коня общим, и каждый кормил его. Однажды конь постучался мордой в калитку Филькиной бабки. Филька в это время жевал кусок хлеба, густо посыпанный солью…О том, что случилось дальше, вы узнаете из книги.

Богумил Ржига « Дикий конек Рин»

Простая и бесхитростная история о приключениях старика и его внучки, у которых есть "необъезженный конек с желтой гривой, непоседливый, хитрющий и горячий".

Для детей

Ханнеле Хуови «Урпо, Турпо и лошадка Огого»

Книга является продолжением историй, описанных в книге "Урпо и Турпо - два веселых медвежонка". С этими медвежатами никогда не заскучаешь: будешь искать сокровища, танцевать, сочинять стихи, скакать на лошадях и валяться в бумажном снегу. На этот раз сюжет вертится вокруг лошадки О-го-го, которая появилась в комнате, где живут игрушки. "Обычная лошадь говорит И-ГО-ГО, а наша лошадь говорит О-ГО-ГО. У неё дефект речи!". Трогательные и смешные истории про двух неунывающих друзей взрослые полюбят не меньше, чем дети.

Галина Лебедева «Приключения огуречной лошадки»

Вырос однажды на грядке огурчик. И оказался он не простой, а волшебный. В один прекрасный день взял да и превратился в Лошадку, которая умела летать. Девочка Катя очень подружилась с Огуречной Лошадкой, и всё лето с утра до вечера они пропадали в поле и в лесу. Лошадка катала девочку на спине, и если у Лошадки было хорошее настроение, то Катя вместе с ней попадала прямиком в сказочную историю…

Людмила Улицкая «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине»

Добрая сказка для детей от 5 лет. Старик Кулебякин хочет наконец-то переехать из своего старого деревенского домишки в новенькую городскую квартиру. Что вызывает бурный протест у его кобылы Милы, которая и слышать не хочет ни о каком переезде, и тут же начинает заливаться слезами, а успокоить ее чрезвычайно сложно. Кроме старика Кулебякина в город очень хочет переехать и жеребенок Равкин, поскольку надеется получить образование в местном цирке, и, вот однажды ему удается уговорить Милу на переезд... А что будет дальше, прочитайте сами.

Юрий Коваль «Сказка про Зелёную Лошадь»

Лошади бывают разные - белые, вороные, гнедые и в яблоках. Таких лошадей можно встретить где угодно и когда угодно. Но где-то в лесу бегает Зелёная Лошадь, увидеть которую дано не многим. Но тот, кто увидит, - влюбляется в неё раз и навсегда. Так и случилось с хорошим мальчиком Ванечкой и нехорошим дяденькой Подушкиным, которые повстречали Зелёную Лошадь. Жизнь их с того момента изменилась, но только для каждого в свою сторону. А в какую - Вы узнаете, прочитав эту и другие смешные и неповторимые сказки удивительного писателя Юрия Коваля, невероятного выдумщика и фантазёра.

Ханну Мякеля «Лошадь, которая потеряла очки»

Это трогательная и задушевная история об умной и интеллигентной городской лошади, которая потеряв очки, решила, что она не сможет больше жить как раньше, т.е. читать книги, писать рецензии и получать гонорар, на который она покупала сено и овес. И решает лошадь отправиться по свету искать удачи и, конечно же, ее сразу поджидает целая цепь опасных и занимательных приключений и передряг. Но на выручку ей приходят маленькие и большие персонажи сказки, так что все, в конце концов, заканчивается хорошо. Как написал Михаил Яснов: «Сказка о рассеянной лошади помогает нам становиться и быть оптимистами».

Лев Кузьмин «Грустная Элизабет»

Ни ветеринар, ни детский доктор, ни даже директор зоопарка не могли понять, что творится с маленькой пони Элизабет. Она перестала есть и пить, отказывалась даже от любимых пареных отрубей. И только сын доктора Вася догадался, в чем дело...

Ирина Токмакова «Счастливо, Ивушкин!»

Очень добрая повесть о мальчике, который, подслушав обрывок разговора родителей, счёл, что они хотят усыпить его друга - старую лошадь Лушу. Чтобы спасти её, Ивушкин уводит Лушу в волшебный лес, к сестре Летнице, которая может дать им совет - что же делать? Но дойти до нее очень непросто, потому что какая же дорога без препятствий и какая сказка без приключений? В лесу друзья встречают самых разных существ. Например, енота, который стирал облака, прохладного ветерка Развигора, поющие деревья и мишку Макосейку, которого обязательно нужно хвалить.

Ася Кравченко «Здравствуй, лошадь»

Хорошая книга про лошадку по имени Кабачок, которая умеет разговаривать, философствует, сочиняет и поет песни. Рассказ идет от имени этой лошадки. Главное желание Кабачка – найти хорошего наездника, но как оказалось, это не так-то просто, потому что люди иногда не понимают самых простых вещей, которые с легкостью понимают лошади. Но затем появляется девочка Соня, которая и становится его самым верным и преданным другом. Очень добрая книга для детей 7-10 лет.

Радий Погодин «Где ты, Гдетыгдеты?»

В древнем городе Новгороде жили золотисто-рыжий жеребенок Миша, который со всеми здоровался и дарил детям конфеты, и голубой мышонок Терентий, который любил рисовать все, что летает. В одно лето друзьям довелось прогнать разбойников, найти клад, нарисовать живого Индрика – диковинного зверя, спасти от беды мамонтенка Гдетыгдеты.

Виктор Лунин «Что хочется лошадке?»

В этой книге собраны самые любимые стихи Виктора Лунина, замечательного поэта и переводчика, лауреата множества престижных премий, в том числе премии Андерсена и Библиотеки иностранной литературы. В его стихах оживает позабытый взрослыми мир шалостей и чудес. А главное, что они очень-очень добрые. У иллюстратора Ирины Лобан лошадка получилась с дивными карими глазами, пушистыми ресницами и симпатичной челкой.

Очень хочется

Лошадке

Вместо сена

И травы

Съесть на завтрак

Шоколадку

Или чуточку халвы...

Вадим Левин "Глупая лошадь"

самые новые старинные английские баллады

Английские народные стихотворения, написанные русским автором. Абсурдные, смешные и трогательные. Книга дополнена замечательными иллюстрациями Евгения Антоненкова, которые являются продолжением самих стихов. Его лошадь – просто симпатяга! На хвосте у нее бантики, грива вьется по ветру, копыта цокают (правда-правда, их слышно).

Ирина Пивоварова «Жили-были пони»

Стихи Ирины Михайловны Пивоваровой давно входят в круг детского чтения. "Жила-была собака", "Тайна", "Мой храбрый лев", "Тихое и Звонкое", "Синий вечер" и многие другие ее стихи дети с раннего возраста знают наизусть. В этой книге собраны стихи для малышей. Их проиллюстрировала замечательная художница Елена Дроботова.

Прочитайте.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Худое Конягино житье. Хорошо ещё, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: «Ну, милый, упирайся!» – услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается, задними – забирает, морду к груди пригнёт. «Ну, каторжный, вывози!» А за сохой сам мужичок грудью напирает, руками, словно клещами, в соху впился, ногами в комьях земли грузнет, глазами следит, как бы соха не слукавила, огреха бы не дала.

(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Коняга»)

  1. Объясните, что означают выделенные слова.
  2. Напишите название произведения, из которого взят первый отрывок.
  3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог крестьянской лошади. Упомяните другие произведения, где говорится о крестьянских лошадях. Объём – 100–150 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. Хворост – сухие, отпавшие ветки и сучья деревьев для растопки (2 балла). Соха – орудие для пахоты, деревянный плуг (2 балла).
  2. «Крестьянские дети» (1 балл)
  3. Монолог лошади.

Задание 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом

Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)

КАК Я ПИСАЛ РАССКАЗ

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ.

Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал.

Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что?

Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого всё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» – «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

– Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума.

Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

– Какие пустяки, – сказала она. – Брось этот рассказ, напиши другой.

Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

– Мама, – мычит мальчик, – мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

– Мамуля, – мурлычет Митя, – можно мне маленькую морковку?

– Можно, милый.

– Мамуля, морковку моют?

– Моют, Митя.

– Мылом?

Мария Михайловна мрачнеет.

– Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, – решил я, – не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, – решил я, – и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает…» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер.

Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

– Мама, Мурка мучает мышку! – кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались.

Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

– Энциклопедию!

– Вам Большую Советскую? – вежливо спросила библиотекарша.

– Малую! – закричал я на весь зал. – Мне Малую! Должно быть, меня

приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

– Мудрец, миленький, можно мне мухомора?

Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете – плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена.

Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?

(1980-е)

  1. Что вы можете сказать о повествователе?
  2. Как повествователь относится к своей работе?
  3. Какова тема рассказа?
  4. Как можно назвать основные приёмы, на которых построен рассказ?
  5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
  6. В чём особенность финала рассказа?

Вариант 2. Поэтический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953)

Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,
Смешал молодые берёзки,
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
А лужи налил синевой.

Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

  1. Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? О чём он думает, что он чувствует?
  2. С помощью каких художественных приёмов Бунин описывает природу?
  3. Помогают ли размер и строфа стихотворения раскрытию его содержания?
  4. Что можно сказать о лексике стихотворения? Зачем автор выбирает именно эти слова?
  5. Зачем в последних восьми строках так много глаголов в начальной форме?

Критерии оценивания

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Где казенный люд менял почтовых лошадей, иногда сильно уставших и загнанных. В ту пору не было никакого транспорта, кроме конного. Так кого возили почтовые лошади, и почему они так назывались?

В XVII веке путешествие по просторам России было событием не только серьезным, но и значимым. Для передвижения использовались сначала собственные лошади. Но они не могли преодолевать большие расстояния, уставали и нуждались в смене. На помощь путешественникам пришли лошади казенные. Они стали именоваться почтовыми, а дорога - почтовым трактом.

Почтовая лошадь и развитие отрасли

Место, где менялись лошади, сначала назывались ямом или а уж потом почтовой станцией. У каждой станции был свой смотритель, который проверял документы и давал разрешение на смену лошадей. в основном перевозил почтовую корреспонденцию и тех, кто должен был доставить эти письма собственноручно.

Ездили с почтарями и нарочные, фельдегери, да и просто путешественники по любой другой надобности. В конце XVII века государственным императорским указом было увеличено количество почтовых станций и лошадей, появилось расписание. То есть о времени прибытия почтовой лошади и экипажа было известно заранее и к его отправке далее уже все было готово.

Появление гостиниц и вольные служащие

К концу XVIII века в почтовых дворах первого и второго разряда начали появляться гостиницы, а несколько губерний даже освободили от почтового налога. В это же время вышел указ, которым было разрешено использовать почтовую лошадь вольным людям. Они могли собирать погонные деньги и пользоваться ими в своих целях. Их заработок был весьма приличным. Жалование же почтовых казенных извозчиков, наоборот, было скудным.

Названная услуга пользовалась большим спросом, особенно у государевых людей. А казна получала с увеличения количества станций и экипажей немалую прибыль. Почтовых трактов тоже становилось больше, они строились не только в сторону города Пскова, но и на Восток. Весточку как от государя, так и от простых людей ждали везде.

Лошадиные тройки и колокольчик

В это же время вместо одной впряженной в экипаж почтовой появляться тройки, а их количество стало увеличиваться пропорционально росту Холод, стужа, большие безлюдные расстояния, а в основном, непролазное бездорожье требовали большей выносливости и сил. Почтарей даже обязали вешать на среднюю дугу упряжи колокольчик и не зря.

Он извещал о прибытии экипажа на почтовую станцию, да и предупреждал встречные почтовые повозки, дабы избежать столкновения. Именно колокольчику обязаны своим появлениемв литературе почтовые лошади. Многие авторы в своих произведениях упоминали почтовую тройку и тот веселый, безмятежный звон, с которым она мчалась, доставляя пассажиров и письма.

Эстафета почтарей

Почтовый тракт размечали верстами, а счет их велся от главного почтового двора - Почтамта. Версты обозначали столбами. На каждом из них был обозначен остаток расстояния до города и уже пройденный путь. Но так уж устроена лошадь - она устает, хочет есть, пить и отдохнуть. Именно по этой причине вся почтовая служба того времени работала по принципу эстафеты.

Проехав путь до определенной станции, экипаж возвращался домой, передав почтовые отправления следующему. Для удобства, в экипаже чаще всего менялись именно лошади. Это позволяло не перекидывать груз с места на место и не терять времени. Ехать на "перекладных" означало, что груз или багаж переносили с одного экипажа на другой, а лошадей при этом не меняли. В таком случае времени на почтовой станции терялось много.

Русские ямщики в литературе

Для русских почтарей время было особенно дорого. Они имели обыкновение ездить с достаточно высокой скоростью, чем обычно очень пугали иноземцев. Многие русские произведения, упоминающие почтовых лошадей, описывали ту удаль молодецкую, которая была присуща русским извозчикам. Так, высокую скорость почтового экипажа описал и А.С. Пушкин в своем "Евгении Онегине". В седьмой главе произведения он сравнил быструю езду русских ямщиков с возницей бога Ахиллы. Посвятил он этой теме и повесть "Станционный смотритель".

Сам Пушкин частенько пользовался услугами почтарей, любил их и поминал добрым словом. Кроме него, многие писатели и поэты описывали быт и службу ямщиков (Вяземский П. А. "Станция", Чехов А. П. "Почта"), насколько трудной и опасной она была. Кстати, были и чужеземцы, которые писали отдельные главы или даже целые произведения литературы, упоминающие почтовых лошадей и русских почтарей.

Развитие почтовой службы

Год от года почтовая служба совершенствовалась, и государями вносились изменения в ее работу. Так, каждый путешественник в дорогу получал специальный документ, без которого выехать за черту города было проблематично.

Подорожная - так называлась эта бумага. Она удостоверяла личность путешественника, цель поездки. Документы подлежали обязательной проверке на почтовых станциях и караульными службами. Без подорожной бумаги было невозможно получить почтовый экипаж. Сколько лошадей будет выдано, указывалось там же и их количество зависело от чина и звания пассажира. У того же Пушкина после учебы в лицее было право на экипаж в три лошадиные силы, а генеральские чины уже могли рассчитывать на пятнадцать, а то и на все двадцать.

Путешествие на лошадях было излюбленным занятием писателей и поэтов. Дороги и связанные с ними впечатления встречаются в произведениях Карамзина, Лермонтова, Гоголя. Грусть расставания и радость встречи отмечают в своих произведениях русские поэты XVIII-XIX вв. Такие эмоции почти всегда связаны с почтовыми экипажами, с колокольчиками и ямщиками.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Три года тому назад, однажды, в зимний вечер < > тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие. Гнев проезжего прошёл; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками. Б) Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа её под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а [Иван Петрович] пригласил его к себе. 1. Напишите имя автора и названия произведений (по отдельности и общее), откуда взяты эти отрывки. Напишите также фамилию Ивана Петровича из второго отрывка. 2. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог лошади на почтовой станции о событиях повести или монолог лошади Муромского о хозяине и его дочери. Объём слов. Ответы и критерии оценивания 1. А.С. Пушкин (1 балл), «Повести Белкина» (1 балл), «Станционный смотритель» (1 балл), «Барышня-крестьянка» (1 балл), Берестов (1 балл). Всего 5 баллов. 2. Монолог лошади. 1

2 Занимательность содержания, точность характеристик, наличие / отсутствие фактических ошибок Обращение к тексту произведения Единство стиля и общая логика текста Общая грамотность (наличие / отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) Итого 0 10 баллов 25 баллов 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них. Вариант 1. Прозаический текст Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Вера Агафонова (р. 1979) НАРИСОВАННАЯ РАДОСТЬ Полукруглый лепесток, круглая выемка Бумага вкусно похрустывает, разделяясь под ножницами. Марина вслушивается в этот приятный хруст и слегка даже отвлекается от своего дела. Ножницы соскальзывают, защемляя нежную кожу на пальце. Мать, всевидящая и вездесущая, тут же восклицает из-за спины: Мариночка, солнышко, аккуратнее! Побереги руки. Мать права. Руки надо беречь. Они странные, эти руки: они могут небрежно, как бы случайно, бросать на белый лист диковинные ягоды и с трудом удерживают чашку с чаем. С ножницами они тоже особо не дружат, поэтому ножницы им мстят вот как сегодня, несмотря на это, приходится брать эту недружелюбную вещицу и резать бумагу. Цветы ромашки, орхидеи, маргаритки рассыпаны по белому полю; нужно собрать их, перевернуть наизнанку и написать на них загадки и забавные задания. Отец втискивается в дверь, жуя бутерброд, придирчиво разглядывает маргаритки и припечатывает: Ерундой страдаешь, Маришка! Телевизор бы лучше глядела. Марина смотрит на него а глаза у неё огромные, в каждом по васильковому полю, просто смотрит. Отец вздыхает и уходит досматривать футбол. Марина разворачивает ромашку, слегка покалеченную ножницами, и надписывает: «Прочитай какое-нибудь стихотворение детским голосом». И сама начинает мысленно цитировать: «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу». Бычок молодец он качается, но пока идёт. «Сейчас я упаду» 2

3 Раньше Марина тоже умела ходить, лет до шести. А потом какая-то невидимая и неукротимая змея, пробуравив землю у Марининых ног, проникла в её ступни и пробиралась всё выше и выше, заставляя девочку сначала ковылять неуклюже, как бычок из стихотворения, а потом сесть в кресло и больше уже не подняться. Но Марина рада, потому что у неё есть васильковые глаза, которые видят прекрасный мир намного прекраснее, чем видят все остальные. Ещё у неё есть руки, которые не могут отпереть дверь квартиры, но могут открыть волшебную дверцу в мольберте и мир за ней еще более удивителен. А ещё эти руки могут вынести этот огромный мир поле в цветах, небо, пронизанное солнечным светом, и показать его всем тем, кто не замечал такой красоты. Сегодня Марина рисует свои цветы потому, что завтра у неё день рождения. Придут гости человек двадцать, не меньше. Они не будут танцевать, потому что стесняются, значит, надо сделать так, чтобы им не было скучно; тогда никто не будет молчать и украдкой поглядывать на её железный капкан. «Это моя колесница!», смеётся иногда Марина, и васильковые глаза становятся темнее. Мать берёт из буфета большое блюдо и начинает замешивать бисквит. На стене, над её головой, висит картина сиреневый луг, падающие звезды и женщина светлая, одинокая, осыпанная звездопадом. Марина смотрит на нее, долго, безмолвно, а после спрашивает: Мама. Ты меня замуж выдашь? Мать на секунду перестает размешивать тесто и тут же спокойно отвечает: Конечно, выдам. Как же? Марина смотрит васильковыми глазами на светлую женщину, просто смотрит. Где-то, наверно, есть принц на белом коне, только её железную колымагу на этого коня явно не погрузят. Зато у неё есть хитрые руки, и волшебный ключ-кисточка, им можно отпереть заветную дверцу только прикоснуться к мольберту. Можно позвать на сиреневый луг ослепительных бабочек, и золотистых оленей с огромными грустными глазами, и дождь, подсвеченный солнцем. И подарить всё это друзьям, которые придут завтра на её день рождения чтобы они радовались, и удивлялись, и смеялись, и чтобы всё это было искренне. (2007) 1. Как описана главная героиня? Как она относится к своей болезни? 2. Какие детали в её портрете запомнились вам и почему? 3. Каково авторское отношение к своей героине? 4. Как описаны отец и мать Марины? 5. Какие слова и словосочетания повторяются в рассказе? Зачем это нужно автору? 6. Почему действие рассказа разворачивается накануне дня рождения героини? 7. Как вы понимаете название рассказа? 3

4 Вариант 2. Поэтический текст Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Виктор Генрихович Гофман () МЕТЕЛЬ Бесшабашная, дикая сила, Шумный гость из далёких широт, Наконец-то метель закружила, И по всем закоулкам метёт. Но безумие снежное ближе, Чем скучающий дождик смурной, Надоело в исхоженной жиже Чертыхаться и чавкать зимой. Я люблю этот посвист широкий, Как в степи пугачёвский набег, Пусть слепит и царапает щёки, Бьёт в лицо нескончаемый снег. Но, когда, горячась, сатанея, Я иду на неё всё быстрей, Приближение бездны яснее, Ощущение жизни острей. (2011) 1. Как описана метель в стихотворении? 2. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? 3. Какие произведения, описывающие метель, вам известны и в чём их можно сопоставить со стихотворением Виктора Гофмана? 4. Почему метель сравнивается с «пугачёвским набегом»? 5. Каково авторское отношение к метели? Как это отношение отражено в художественных приёмах? 6. Как вы понимаете смысл последней строфы? 4

5 Критерии оценивания Баллы Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и 15 наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: Общая логика текста и композиция работы. 10 Шкала оценок: Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования. 5 Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических 5 ошибок. Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок 5 (в пределах изученного по русскому языку материала). Максимальный балл 40 Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов «тройке», 10 баллов «четвёрке» и 15 баллов «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). Максимальный балл за все выполненные задания 70. 5


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. БИБЛИОТЕКАРЬ Отберите из представленных произведений только

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2013/2014 учебного года Санкт-Петербург Этап 1 (школьный) Задания для 11 класса Максимальное количество баллов 66 Имя: Фамилия: Класс: Задание 1. Перед

Внесите, пожалуйста, ШИФР с регистрационной карты! Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по литературе 2016-2017 уч. год 8-й класс Дорогие участники олимпиады! Предлагаем вам выполнить задания, которые

Критерии 9-11 классы Муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления для анализа; время выполнения 3,5 астрономических

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ Родительство это осознание того, что вам доверен волшебный огонек жизни, и это волшебство будет расти только под влиянием всего самого светлого. ДАР ЛЮБВИ Ребенок это

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. Ответы: Цех поэтов Гилея Обэриуты Серапионовы братья 2, 4, 9 5, 8, 11, 13 3, 7, 10 1, 6, 12 За каждый полностью верно записанный столбец по 1 баллу.

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального этапа Сложность организации

Vmireskazki.ru Сказки народов России Нганасанские сказки Солнцева дочь Нганасанские сказки Мимо нас едет человек на пестром олене, запряженном в туркучанку (нарту). Едет-едет и видит: сидит другой человек

Русский 5 Домашняя работа 28 февраля Имя. Задание 1: Прочитайте рассказ Н. Носова Метро! ы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой

Верн любил приключения! И однажды Верну захотелось приключений. Он вспомнил волшебный камень дракона. Ещё у него была фотография этого камня. И он решил отправиться за камнем. Однажды рано утром он пошёл

Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» и выполните задания. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2014 2015 учебный год) 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального

1 Усишинский лицей И в шутку и в серьез. Сценарий к 8 марта Усиша-2014 2 Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем наш праздничный концерт и хотим поздравить всех с праздником весны, красоты и любви! А

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного этапа Заключительный этап

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Праздник «Путешествие в страну Рисовандию». Старшая группа. Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную страну Рисовандию. Вы знаете, что это за страна? Ответы

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Содержание Предисловие............................. 4 Куприн Александр Иванович........... 5 О рассказе «Слон»...................... 7 Слон................................... 12 Комментарий............................

Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я

Краткая информация о проведении проверочной работы по чтению художественного текста 2-го класса Работа составлена для проверки чтения учащихся начальной школы. Цель работы определение уровня осознанности

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

УТРЕННИК 8 МАРТА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Дорогие гости, мамы и бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, с первым весенним праздником Днем 8 марта! 8 марта день торжественный, День радости и красоты. На

О. КУРНОСОВА «У МЕНЯ ЕСТЬ ВЕРНЫЙ ДРУГ» СБОРНИК ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. Славянск-на-Кубани 2017 СОДЕРЖАНИЕ: 1. «Маруся» 2. «Я помню» 3. «Первый вальс» 4. «Говорящий хвост» 5. «Весёлый выходной»

Оглавление ПАЛЬМА И ПАЛЬМА...3 ПАЛЬМА И МАТЬ-ТЬМА...5 ПАЛЬМА И ПЕРВЫЙ ДЕНЬ...6 ПАЛЬМА ИМЕЕТ ПРАВО...7 ПАЛЬМА И ГОЛОСА...8 ПАЛЬМА И ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ...10 ПАЛЬМА И БУРЖУЙ...11 ПАЛЬМА И ВАЖНЫЕ ДЕЛА...12

Коробенкова Валентина Павловна учитель начальных классов День именинника /ЛЕТО/ 1 класс Оформление: класс украшен шарами, красочный плакат С Днем Рождения, плакаты «Лето». Цели: - поздравить именинников,

ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет

Комментарии 1 Детдом детский дом; учреждение для детей, у которых нет родителей, и для детей, которым требуется помощь и защита государства. 2 Крым полуостров на юге России, в Чёрном море. (3) Не"сколько

Занятие «В мире эмоций» Арина Вячеславовна Кисель, педагог-психолог Цели: Закреплять и расширять знания ребенка об эмоциях. Развивать дифференциацию и адекватную интерпретацию эмоциональных состояний.

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет

Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

1 Тест 3. Лексика. Грамматика Время 45 минут. Инструкция В данной части теста вы должны выполнить 3 задания (85 позиций). Сначала прочитайте предложения / тексты, потом предлагаемые варианты ответов. Выберите

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Дополнительный вариант 1.Общая характеристика олимпиадных

Альманах Выпуск 1 (ноябрь, 2016 г.) «Золото осени» Осень, осень... Сколько образов, ассоциаций связано с этим временем года! Наши дети по-своему выражают отношение к осени. Для одних это золотая разноцветные

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа 49 городского округа Тольятти КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КНИЖНОЕ ЦАРСТВО - МУДРОЕ ГОСУДАРСТВО» 2 «Б» класс Учитель начальных классов:

У нас растёт зелёный лук и огурцы зелёные, Ведущий. Начинаем наш праздник. Как он называется? Давайте скажем все вместе: мы встречаем Дети (хором): праздник красок! 1 ученик. И в десять лет, и в семь,

MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Район / Муниципий: Agenţia Națională pentru Curriculum și Evaluare РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Утренник на 8 марта «Праздник вместе с Машей и Медведем» (средняя группа) Под музыку дети входят в зал. Ведущий. Солнечный луч заглянул в этот зал. Гостей дорогих в нашем зале собрал. Вы с нами сейчас

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного

ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА по ЛИТЕРАТУРЕ Литература Время выполнения: 240 мин. 8 класс Внимательно прочитайте формулировки двух заданий. Все они разного типа. Выберите и выполните то задание, которое,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 540 «Светофорик» города Невинномысска Сценарий совместного развлечения родителей с детьми среднего дошкольного

Зачет 4 по тестам ОГЭ Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе(бланке ответов 2).Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. 1 Прослушайте текст и напишите

© eurosportchita.ru, 2024
Виды спорта. Портал здорового образа жизни